Как управлять мотоциклом

28 ноября 2012 - aaron
article213.jpg

Итак, вы стали владельцем замечательного японского мотоцикла. Теперь вам следует в первую очередь подумать о легализации мотоцикла и о получении водительского удостоверения категории «А», чтобы не пришлось мучительно долго объясняться с гаишниками.

Естественно, возникает вопрос: а где учиться ездить? Это вопрос всех вопросов, потому что ситуация парадоксальная – ежегодно в Иркутской области продаются сотни мотоциклов, байкерское движение растет и ширится, но при этом в области нет ни одной мотошколы!

 

Полеты на мотоцикле бывают двух видов: хайсайд и лоусайд. При хайсайде мотоцикл «укладывает» на сторону, противоположную той, в которую вы его наклоняете в повороте, а сами летите через него. Нередко он вас потом нагоняет. При лоусайде вы просто ложитесь на бок. И в том, и в другом случае виноват пилот.

 

 

Даже в Ангарске, при клубе СТК (при котором существует секция мотокросса), мотошкола прекратила свое существование, потому что «не пользуется спросом»! В европейской части России этот вид бизнеса процветает: строятся специальные треки, опытные инструкторы объясняют новичкам, как правильно штурмовать бездорожье. У нас — тишина. Единственное место, где можно получить хоть какие-то советы и навыки, — это мотосалон «Музыка ветра» — там могут дать несколько частных уроков.

Пробуйте сами

Первый урок необходимо провести на траве или на ровной грунтовой площадке – это хоть как-то убережет вас и ваш мотоцикл при падениях. Думаете, что не будете падать? Ну-ну... Для занятий подойдет маленький открытый шлем – «чепчик». Правда, чаще всего до площадки тоже нужно доехать. Так что начинать предметное знакомство с мотоциклом лучше в гараже. Сядьте на него и осмотритесь.

Газ & тормоз

Справа – ручка газа (дроссель открывается поворотом «на себя»), и рычаг переднего тормоза. Красная кнопка – аварийное отключение двигателя. Чуть ниже – включение габаритов и света. Кнопка еще ниже – стартер (говорим об иностранных мотоциклах). Слева рычаг сцепления, переключатели света фар, поворотников и клаксон. Практически всегда кнопки подписаны. Положите руки на руль и попробуйте все на ощупь. Все кнопки должны включаться-выключаться большими пальцами, без отрыва ладоней от руля. Вы без усилий должны дотягиваться пальцами до рычагов сцепления и тормоза – в противном случае, их нужно отрегулировать так, чтобы вам было удобно. Регулировочные гайки находятся обычно под резиновыми манжетами на рычагах.

Смотрим вниз

Слева внизу расположен рычаг переключения передач, он может быть одноплечевым, тогда вниз-вперед включается первая передача, а вверх – все остальные, и двухплечевым. Вперед и вниз также включается первая, остальные вам придется включать пяткой. Что удобнее? Ко всему можно привыкнуть.

 

Уроки вождения

 

Стоя на месте, вы не сможете проверить работоспособность коробки передач – включится только первая, остальные передачи можно «воткнуть» уже на ходу: это исключает возможность троганья с места на высокой передаче. Многие новички боятся, что воткнут стартер в тот момент, когда включена одна из передач. На японских мотоциклах стоит «защита от дурака» — стартер не будет работать при включенной передаче, пока вы не выжмете сцепление. Есть еще одна хитрость – при выдвинутой подножке мотор заведется, но стоит вам отжать сцепление, чтобы включить скорость, и при этом забыть убрать подножку, как мотоцикл заглохнет. Так что ничего не бойтесь.

Заводи, поехали!

Если у вас инжектор, то с запуском двигателя все просто – повернули ключ зажигания, нажали на стартер – движок подхватил. Другое дело, если у вас карбюраторы. Сперва убедитесь, что бензокран открыт (бензокраны бывают механическими, которые нужно открывать вручную, и вакуумными – они обеспечивают подачу топлива автоматически), и поверните ключ в замке зажигания. Разберитесь с лампочками на контрольной панели. Зеленая лампочка скажет, что мотоцикл стоит на «нейтрали». Обязательно будет гореть еще одна лампа – контроля давления масла, она должна погаснуть сразу же после того, как вы завели мотоцикл.

Поехали! Убираем подножку, выжимаем сцепление, включаем первую передачу, медленно отпускаем сцепление и чуть добавляем газу – мотоцикл трогается. В общем, принцип тот же самый, что и на машине, только нужно еще держать равновесие. Сделав пару кругов по поляне и осмелев, можете выезжать на асфальт и приступать к отработке торможения и переключения КП. Не спешите увеличивать скорость. Научитесь ездить и маневрировать на первой-второй – научитесь и всему остальному.

Ну ты и тормоз…

Чтобы не попадать в неприятные ситуации, уясните сразу – тормозить нужно сразу двумя тормозами: передним и задним. Основная масса мотоцикла находится в его передней части, и нагрузка при торможении приходится именно на переднее колесо. Кроме этого, задний тормоз способствует срыву в юз, а это уже чревато падением. К тому же на японских «старичках» задний тормоз часто барабанный, что не лучшим образом сказывается на эффективности. У вас стоит АБС? Что ж, вам можно позавидовать, но тормозить все равно придется обоими тормозами – это наиболее эффективно. Надеюсь, не нужно напоминать, что тормозить в повороте ни в коем случае нельзя?

Вообще, большая часть всех падений связана именно с неправильным торможением. Часто вместо того, чтобы поддать газу или, наоборот, просто сбросить скорость, мотоциклист давит на тормоз – и оказывается на асфальте. Дело в том, что мотоцикл довольно стабильная система, которую без вашего вмешательства не так-то просто опрокинуть. Просто надо помнить – чем выше скорость, тем меньше сцепление колеса с дорогой. Перед хайсадом в занос срывается заднее колесо: пилот в надежде выровнять мотоцикл немедленно сбрасывает скорость, сила трения между резиной и асфальтом возрастает многократно, и мотоцикл словно «врезается в бордюр», после чего совершает тот самый хайсайд. Пилота катапультирует из седла, и он летит вперед, мотоцикл – следом. Что нужно, чтобы этого не произошло? Нужно либо ровно удерживать газ, либо прикрывать его медленно и нежно. Мотоцикл пару раз вильнет задним колесом и вернется в нормальное положение.

Еще один случай, когда резкое торможение может нанести больше вреда, чем пользы — когда мотоцикл вдруг вылетает с ровного участка дороги на раздолбанную гравийку. Тормозить можно ПЕРЕД опасным участком, но не на нем!

Коробочка-коробка

Переключение передач на мотоцикле аналогично автомобильному – разогнался, выжал сцепление, включил очередную передачу и плавно отпустил сцепление. Пока искали рычаг КП, упали обороты? Не беда – чуть поддайте газу, а потом включайте передачу. Нужно быть осторожным при переключении – обороты у двигателей некоторых «японцев» падают быстро – если ваша скорость и обороты двигателя не совпадут, может, сильно дернуть мотоцикл, а в худшем случае ведущее колесо может сорваться в юз. Поэтому чутко прислушивайтесь к аппарату и следите за оборотами.

Опять проблемы…

Как правило, у новичков две проблемы – они глохнут при трогании с места (это проходит), и вторая, которая исчезает не так быстро – хватаясь за руль, чтобы просто удержать мотоцикл или повернуть, они ненароком поддают газу. Это опасно, если мотоцикл мощный и чутко реагирует на ручку газа. Нужно научиться точно разделять движения кисти руки – насколько быстро вам это удастся, зависит от вашего хладнокровия. Еще одна «мелочь», которую нужно как следует отработать – это умение «ловить» нейтраль.

Прохождение поворота

Перед поворотом слегка притормозите, наметьте траекторию движения. Одновременно «укладывая» мотоцикл в поворот, то есть наклоняя его внутрь поворота, чуть приоткройте газ. Никогда не тормозите в повороте (это лучший способ упасть): если чувствуете, что не вписываетесь, лучше еще больше наклоните мотоцикл. Опытные мотоциклисты советуют новичкам сохранять наклон тела таким же, каков наклон мотоцикла. И еще – никогда в повороте не переключайте передачи, помните: в поворот вы должны входить уже с «правильной» скоростью.

Дождь

Езда в дождь опасна прежде всего тем, что мокрый асфальт становится скользким, и никакие японские шины не обеспечат должного сцепления – в Японии совсем другое качество полотна. Помните о том, что барабанные тормоза намокают – их нужно периодически просушивать кратковременными нажатиями на педаль тормоза. Тормозить нужно очень осторожно, еще более осторожно нужно пользоваться задним тормозом – малейший наклон мотоцикла, колесо идет юзом, и падения не избежать. Еще одна опасность, которая поджидает мотоциклистов – рассыпанный на асфальте песок или гравий – при прохождении таких участков лучше сбросить скорость, поворачивать и тормозить на них тоже нужно с большими предосторожностями.

Автомобили, автомобили...

Если вы уже считаете, что готовы к поездке по улицам, выезжайте, Однако первые занятия можно провести там, где мало автомобилей. Движения нужно отработать до автоматизма. Когда решите выезжать на улицы с более плотным транспортным потоком, следует отработать какой-то маршрут – изучить знаки, запомнить дефекты асфальта. И только потом, когда вы привыкнете к суматошному уличному движению, а вылетевший со второстепенной улицы автомобиль уже не застанет вас врасплох, можно позволить себе начать «исследование» всего города.

 

Уроки вождения

 

Бывалые байкеры утверждают: нужно ездить так, словно все автомобилисты сговорились тебя убить. Это так. Они не чувствуют габаритов машин, не видят мотоциклистов или не желают их видеть. Как только ты попадаешь в «слепое пятно», они о тебе забывают. Самый распространенный вид аварии – это когда автомобилист при обгоне просто выталкивает мотоциклиста с дороги, при этом часто сам этого даже не замечает. Случаи, когда байкеры по-своему, по-мужски, разбираются с владельцами авто, происходят все чаще, но пока никого не учат. Прошлым летом на трассе Ангарск-Иркутск грузовая «Газель» бортанула женщину на мотоцикле. Женщина чудом осталась жива, а владелец «Газели» с места происшествия уехал. Думаю, он ничего не заметил. При этом автомобилисты объяснят свою нелюбовь к мотоциклистам просто: «Они пролетают на своих спортбайках в сантиметрах от моего капота, разве это дело? Я ведь его не вижу». А дело, хочу я вас спросить, когда, задевая за рукава моей куртки, точно так же «пролетают» спортивные машины или микрогрузовики? А дело, когда на обгон мне в лоб выходит «Лэнд Круизер»? А дело, когда от злости и зависти (давайте называть все своими именами) со мной начинают гоняться владельцы ржавых «копеек» или «Москвичей», и при этом они готовы меня убить, лишь бы обогнать?

Но самым главным врагом самому себе является сам мотоциклист. И не верьте, когда рассказывают, что разбиваются только неопытные мальчишки. Разбиваются, к сожалению, все. Среди причин – алкоголь, случай, усталость и переоценка собственных сил. Ездите с головой, и тогда мотоцикл долго будет доставлять вам радость.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 4271 просмотр
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!