Синтаксический разбор предложения — это полная характеристика предложения с указанием цели высказывания, интонации, количества и типа грамматических основ, разбор по членам предложения и пр., составление схемы.
Узнаем, как правильно выполнить синтаксический разбор предложения в зависимости от наличия в нём одной или двух и более грамматических основ. С этой точки зрения различают синтаксический разбор простого и сложного предложения.
Синтаксический разбор простого предложения
Одним из важных признаков предложения является грамматическая основа, в которой сосредоточен смысл высказывания. Предложение является простым, если в нём содержится одна грамматическая основа. Она представляет собой сочетание подлежащего и сказуемого или содержит один главный член (подлежащее или сказуемое).
Синтаксический разбор простого предложения выполняем пошагово в соответствии со следующим алгоритмом:
- Определить вид предложения по цели высказывания
- Характеристика предложения по эмоциональной окраске
- Выяснить грамматическую основу
- Указать вид простого предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное)
- Определить тип односоставного предложения
- Характеризовать предложение как распространённое или нераспространённое
- Определить, полное предложение или неполное
- Указать, осложнённое предложение или неосложнённое
- Разобрать по членам предложения, подчеркивая их соответствующей линией
- Составить схему предложения
Задание № 416 — Русский язык 7 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)
Рассмотрим подробнее и объясним все пункты синтаксического разбора простого предложения.
Характеристика простого предложения
1. По цели высказывания различают предложения:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Повествовательное предложение сообщает о ком-то или о чём-то и произносится со спокойной интонацией.
На улице дует сильный ветер. Он быстро разогнал облака на небе. Вскоре засветило яркое солнце.
Вопросительное предложение выражает вопрос, на который нужно получить ответ. С помощью вопросительного предложения говорящий хочет узнать о чём-то, получить достоверную информацию. Вопросительное предложение произносится с особой интонацией, подчеркивающей главное слово в нём.
Побудительное предложение содержит совет, приказ, запрет, просьбу, призыв к действию.
2. По эмоциональной окраске, по силе выраженного чувства предложения делят на
- восклицательные
- невосклицательные
Невосклицательные предложения произносятся без проявления чувств со спокойной интонацией.
Дети с интересом слушают бабушкину сказку.
Восклицательные предложения выражают определённое чувство. Они произносятся с особой интонацией. В конце их ставится восклицательный знак.
3. Следующий шаг разбора — определение грамматической основы. Если в предложении выявлена одна грамматическая основа, это простое предложение. В сложном предложении содержатся две и более грамматических основ.
4. Если в предложении налицо оба главных члена предложения, подлежащее и сказуемое, такое предложение является двусоставным.
Осеннее небо заплакало мелким дождем.
Если в предложении выявлен один главный член (подлежащее или только сказуемое), такое предложение называется односоставным.
5. Определяем тип односоставного предложения по тому, чем выражен его главный член. Если это подлежащее в форме именительного падежа, то это назывное предложение.
Односоставные глагольные предложения различают по грамматической форме сказуемого:
- определённо-личные (Надеюсь на твою помощь);
- неопределённо-личные (Новобранцев провожали с музыкой);
- безличные (Быстро стемнело);
- обобщённо-личные ( По телефону отвечают вежливо).
6. Выясним, есть ли в предложении второстепенные члены, по наличию которых или отсутствию предложение характеризуется как распространённое или нераспространённое .
7. Если в структуре предложения можно указать все члены, необходимые для понимания его смысла, такое предложение является полным. В неполных предложениях отсутствует один или несколько членов, которые подсказывает предыдущий контекст.
Ты где сейчас находишься? — Дома (Я сейчас нахожусь дома).
8. Осложнённым является простое предложение, если в нем имеются
- однородные члены;
- обращения
- вводные слова
- вставные конструкции
- обособленные члены предложения.
Если этих элементов нет в простом предложении, то охарактеризуем его как неосложнённое.
9. Далее приступим к разбору по членам предложения, выявив подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. Подчеркнем каждый из членов предложения соответствующей линией:
- подлежащее — одной прямой линией ( );
- сказуемое — двумя прямыми линиями ( );
- определение — волнистой линией ( );
- дополнение — штриховой линией ( );
- обстоятельство — линией, в которой чередуются штрих и точка ( ).
Для наглядности приведем примеры синтаксического разбора простого предложения.
Примеры синтаксического разбора простого предложения
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложненное предложение.
После дождя над лесом повисла разноцветная радуга .
Чтобы найти подлежащее, к слову с предметным значением зададим вопрос что?
Радуга — это подлежащее, выражено существительным в именительном падеже ед. ч. женского рода.
Радуга (что сделала?) повисла. Это простое глагольное сказуемое, которое выражено глаголом изъявительного наклонения прошедшего времени ед. ч. ж. р.
Радуга (какая?) разноцветная. Определение выражено прилагательным в форме ед. ч. ж. р. именительного падежа.
Повисла (где?) над лесом. Обстоятельством места выступает существительное в форме творительного падежа ед. ч. мужского рода.
Повисла (когда?) после дождя. В роли обстоятельства времени используется существительное в форме родительного падежа ед. ч. мужского рода.
Каждый член предложения обозначим, какой частью речи он выражен.
Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, полное предложение, осложненное обращением.
Синтаксический разбор сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения начинается с общей характеристики, как и простого предложения. Выполним разбор в соответствии с планом:
- Вид предложения по цели высказывания.
- Вид предложения по эмоциональной окраске.
- Указать количество простых предложений, выделив их грамматические основы.
- Определить связь в предложении (союзная или бессоюзная).
- Если связь союзная, уточним, сочинительная или подчинительная.
- Укажем тип сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное)
- Разобрать каждое простое предложение.
- Составить схему предложения.
Выполним синтаксический разбор сложных предложений.
Примеры синтаксического разбора сложного предложения
На темном небе сверкнула яркая молния, и раздался оглушительный гром.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, состоящее из двух грамматических основ (молния сверкнула, гром раздался); союзное, соединительный союз «и», сложносочиненное.
На темном небе сверкнула яркая молния , и раздался оглушительный гром .
Городская площадь, на которой шумела ярмарка, была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (площадь была украшена; ярмарка шумела), союзная связь, союзное слово «на которой» соединяет главное предложение (Городская площадь была украшена шарами, флагами и яркими транспарантами) с зависимым (на которой шумела ярмарка), сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Городская площадь , на которой шумела ярмарка , была украшена шарами , флагами и яркими транспарантами .
Девушка огорчилась: она забыла вернуть подруге журнал.
Повествовательное, невосклицательное, сложное предложение, две грамматические основы (девушка огорчилась; она забыла вернуть), бессоюзная связь, второе простое предложение выражает причину того, о чем идет речь в первом предложении; бессоюзное сложное предложение.
Девушка огорчилась : она забыла вернуть подруге журнал .
Источник: russkiiyazyk.ru
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §68. Смыслоразличительные частицы. Упражнение №416
Какие подходящие по смыслу частицы (Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё−таки, −то) можно вставить, чтобы усилить роль выделенных слов? Если для этой цели подходит несколько частиц, то запишите предложение с любой из них.
• Назовите подчинительные союзы. • Укажите признаки разговорного стиля в двух первых предложениях.
1 . Ты (не)веришь мне? А ещё другом называеш..ся!
2 . Я очень занят, но помогу тебе. Мы друзья.
3 . Ты (не)посч..тался с моим советом. А я говорил тебе, как лучше поступить.
4 . Ты сам хорош.. уч..шься. А товарищ(?) твой запустил ученье. Ему это (не)простительно. Говорил, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался.
5 . Мне (не)д..вались точные науки. А после (не)скольких занятий с одноклассником я почувствовал, что могу их осилить.
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §68. Смыслоразличительные частицы. Упражнение №416
Решение
- И ты не веришь мне? А ещё другом называешься!
- Я очень занят, но все−таки помогу тебе. Мы друзья.
- Ты даже (всё−таки, ведь) не посчитался с моим советом. А я же говорил тебе, как лучше поступить.
- Ты же сам хорошо учишься. А товарищ твой запустил ученье. Ему−то это (не)простительно. Говорил, говорил о дружбе, а товарищу помочь отказался.
- Мне всё не давались точные науки. А после нескольких занятий с одноклассником я почувствовал, что могу их осилить.
Подчинительные союзы: как, что.
Признаки разговорного стиля в двух первых предложениях: простые предложения, употребление частиц все−таки, и.
Занят − причастие.
I. Я (каков?) занят.
II. Н. ф. − занятый. Пост. пр. − страд., пр. в., сов. в.; непост. пр. − кр. ф., ед. ч., м. р.
III. Я (каков?) занят.
Источник: reshalka.com
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. 7 класс. Учебник №2, упр. 434, с. 74 — 75
434. Какие подходящие по смыслу частицы (см. рамку на с. 75) можно вставить, чтобы усилить роль выделенных слов? Если для этой цели подходит несколько частиц, то запишите предложение с любой из них.
• Назовите подчинительные союзы.
• Укажите признаки разговорного стиля в двух первых предложениях.
1. Ты не веришь мне? А ещё другом называ е шься! 2. Я очень занят 3 , но помогу тебе. Мы друзья. 3. Ты не посч и тался с моим советом. А я говорил тебе, как лучше поступить.
4. Ты сам хорош о уч и шься. А товарищ твой запустил ученье. Ему это не простительно. Говорил, говорил о дружбе, а товарищу помочь отк а зался. 5. Мне не д а вались точные науки.
А после нескольких занятий с одноклассником я почувствовал, что могу их осилить.
1. Даже ты не веришь мне? А ещё другом называ е шься! 2. Я очень занят 3 , но всё-таки помогу тебе. Ведь мы друзья. 3. Ты даже не посч и тался с моим советом.
А я же говорил тебе, как лучше поступить. 4. Ты-то сам хорош о уч и шься. А товарищ твой запустил ученье. И ему это не простительно. Говорил ведь, говорил о дружбе, а товарищу помочь отк а зался. 5. Мне всё не д а вались точные науки.
А после уже нескольких занятий с одноклассником я почувствовал, что могу их осилить.
Занят 3 — прич.
I. Я (каков?) занят.
II. Пост. призн: страдат., прош. вр., сов. в., невозвр.
Источник: volzsky-klass.ru