Анализ произведения паустовского Телеграмма по пунктам

Содержание

В рассказе «Телеграмма» К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве.

Композиционно рассказ разбивается на три части: в первой рассказывается о жизни Катерины Петровны в селе Заборье. Вторая посвящена дочери Насте. В третьей части происходит трагическая развязка этой истории. Рассказ наполнен символами, деталями, помогающими понять, как автор оценивает героев.

Очень важен в рассказе пейзаж. Он создаёт печальное настроение, ощущение какой-то скорой утраты. Описывается октябрьское ненастье. Грусть льётся с самого начала произведения: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора». Далее рассказывается о Катерине Петровне. Автору симпатична эта одинокая старушка. Её одиночество скрашивают девочка Манюшка, помогающая по дому, и сторож Тихон. Она живёт прошлым.

Русская литература. 7 класс. К. Г. Паустовский «Телеграмма» /29.10.2020/

Кажется, в доме время застыло на месте. Он даже чем-то напоминает заброшенный музей. Это подчёркивают такие детали, как пыльный «Вестник Европы», пожелтевшая посуда, картины на стенах, застоявшийся запах нетопленых печей. Катерина Петровна дарила Манюшке сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу – вещи, которые сегодня не найдут применения. Всё, что у неё осталось от жизни, — это дочь Настя. Каждый день старушка думает о Насте, ждёт её появления и плачет. Она сидит так тихо, «что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».

Еще по теме:  Как поставить фон в переписке в Телеграмме

Тяжесть одиночества автор подчёркивает, одушевляя неживой предмет: «Керосиновый ночник был…, казалось, единственным живым существом в покинутом доме». Писатель вводит описание осеннего рассвета, который по традиции символизирует возрождение. Но здесь он значит совсем иное: «Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам ещё с прошлого года лежали поверх ваты когда-то жёлтые, осенние, а теперь истлевшие и чёрные листья». Так постепенно угасает и жизнь Катерины Петровны, кончается её осень. Ощущение одиночества и старости символически передаются и через образ клёна, который когда-то давно девушкой-хохотушкой посадила Катерина Петровна. Теперь он стоял «облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Образу Катерины Петровны противостоит образ Насти. С ней мы знакомимся во второй части рассказа. Она живёт в Ленинграде и работает секретарём в Союзе художников. Настя редко вспоминает о матери, она даже не находит минуты, чтобы написать ей письмо. У Насти Катерина Петровна – единственный дорогой человек. Но работа заставляет забыть о ней.

Настю нельзя, казалось бы, назвать чёрствой, бездушной. Это подтверждает эпизод со скульптором Тимофеевым. Она заботится о том, чтобы он смог организовать выставку. Настя приходит к Тимофееву в мастерскую. Там холодно, чадит керосинка. Но трудности, которые переживает Тимофеев, кажутся совсем несерьёзными, особенно в сравнении с горем одинокой Катерины Петровны. На этом фоне невыразительно звучит жалоба Тимофеева: «Непонятно, как я ещё не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары». То есть, переживания Тимофеева не столь драматичны, как переживания одинокой старушки.

Истинные ценности начинают открываться, когда в зале на обсуждении выставки работ Тимофеева гремят аплодисменты в честь Насти, вытащившей скульптора из забвения, а Настя в это время читает телеграмму о том, что мать её умирает из-за душевной чёрствости «чуткой» Насти.

Автор прямо не осуждает Настю. Здесь снова на первый план выходят символы. Вот Настя смотрит на скульптуру Гоголя: «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек… «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!». А вот и последняя «встреча» после получения телеграммы: «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».

Наконец, в третьей части Настя жестоко наказана за невнимание к матери. Приехав в Заборье, она не застаёт матери в живых, не получает прощения за свою сухость. Но теперь душа несчастной Катерины Петровны, наконец, успокоилась. Это подчёркивает спокойный, почти зимний пейзаж: «Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую картину».

«Нет оправдания душевной чёрствости», — утверждает Паустовский своим рассказом.

Комментарии ( 0 )

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник: kraidruzei.ru

Презентация на тему Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Даниил Гранин о К.Паустовском«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель

  • Главная
  • Разное
  • Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)
Рассказ «Телеграмма»

Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского

языка и литературы ГБОУ гимназия №148 имени Сервантеса город Санкт-Петербург,

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968)Рассказ «Телеграмма»Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия №148 имени

Слайд 2Даниил Гранин о К.Паустовском
«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения

к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно, в то же

время твердый характером. Паустовский – пример того, каким должен быть писатель в жизни. И лично на меня большое влияние оказали человеческие, нравственные стороны его характера».
Что в оценке Д. Гранина показалось вам важным, значительным?

Даниил Гранин о К.Паустовском«Это был человек удивительной чистоты, святого отношения к литературе. Человек мягкий, и смелый одновременно,

Слайд 3“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в

долгу, – это мать”. М.Горький
Главным для Паустовского было стремление напоминать человеку

о добре, справедливости и чести.
О чем, по-вашему, рассказ «Телеграмма»?

“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький Главным для Паустовского

Слайд 4Словарь
Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других
Совесть – чувство

моральной ответственности за свое поведение
Нравственность – внутренние, духовные качества,

которыми руководствуется человек
Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся

Еще по теме:  Заблокировать аккаунт Телеграмм другого человека

СловарьСочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью другихСовесть – чувство моральной ответственности за свое поведение Нравственность –

Слайд 5Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной,

которая одиноко переживала свою старость
В очерке «Зарубки на сердце»

из книги «Золотая роза» писатель рассказывает о переживаниях старой женщины, которая была совсем одинока, хотя в Ленинграде жила ее дочь.
В рассказе «Телеграмма» Настя – действующее лицо. Ей автор посвятил серединную часть рассказа.
Зачем он это сделал? Зачем понадобилась эта часть?

Рассказ написан под впечатлением от встречи с реальным человеком Е.И.Пожалостиной, которая одиноко переживала свою старость В очерке

Слайд 6Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где встречаются портреты Насти

и пейзажные описания
Настя, по-вашему, — злой, плохой человек? Ответ обоснуйте.

Прочитайте серединную часть, делая пометы там, где встречаются портреты Насти и пейзажные описанияНастя, по-вашему, - злой, плохой

Слайд 7Понаблюдайте по тексту. В чем проявляется авторское отношение к героине?

Из повествовательной части главы мы узнаем о жизни Насти в

Ленинграде.

Перечислите цепочку событий , дел, которые свидетельствуют о Насте.
Какой она вам показалась?

Понаблюдайте по тексту. В чем проявляется авторское отношение к героине? Из повествовательной части главы мы узнаем

Слайд 8Настя вовсе не исчадие ада, у нее трудная работа, нужная

людям. Она помогает несправедливо забытому художнику устроить выставку работ, но

что-то настораживает читателя.

Портрет Насти: «На одной из площадок Настя достала зеркальце , напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».

Настя вовсе не исчадие ада, у нее трудная работа, нужная людям. Она помогает несправедливо забытому художнику устроить

Слайд 9Настя– Сольвейг?
Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг

оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый

праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.
Настя праздник устраивает, но глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.)
Что настораживает в описании героини?

Настя– Сольвейг?Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в

Слайд 10Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний Насти
Эпитеты из ленинградских пейзажей
Косо

(летел снег)
Темная (вода Невы)
Водянистый (снег)
Серая (изморозь)
Хмурое (небо)
Хлеставший в лицо (снег)

правую сторону. Почему такой унылый пейзаж?
Какова роль кратких пейзажных описаний?

Слова Насти, адресованные маме и маме

-Куда там сейчас ехать. Разве отсюда вырвешься!
-Какая Катя. Какой Тихон?
-Это так… От одной знакомой…
-Поздно! Маму я уже не увижу.
«Что же это, мама? Что. Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила.»
Как и почему происходит прозрение в героине?

Сопоставление особенностей пейзажа, чувств и переживаний НастиЭпитеты из ленинградских пейзажейКосо (летел снег)Темная (вода Невы)Водянистый (снег)Серая (изморозь)Хмурое (небо)Хлеставший

Слайд 11Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести?
Как

описан образ Гоголя в рассказе? Какие детали кажутся самыми яркими?
Почему

писатель именно Гоголя сделал обличителем Насти?
(Гоголь в рассказе по праву великого сатирика взывает к совести, обнажая суть происходящего, свидетельствуя о ростках зла в душе героини).

Кого и почему в рассказе Паустовский делает «пробудителем» Настиной совести?Как описан образ Гоголя в рассказе? Какие детали

Слайд 12Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого

персонажа.
Даша-курьерша
Какие эпитеты характеризуют ее?
Почему?
Как вы их

понимаете?
Обрати внимание на деталь в поведении Даши: она,» ухмыляясь» подала телеграмму. Почему «ухмыляясь»?

Второй образ-обличитель не произносит ни одного слова. Назовите имя этого персонажа. Даша-курьерша Какие эпитеты характеризуют ее?

Слайд 13Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один художник –Першин.
Какова

его роль в системе персонажей? Каков замысел автора, сопоставившего или

противопоставившего этих художников?
В какой части рассказа опосредованно выражена позиция автора, не принимающего ложной заботы о человеке?
Почему речь в адрес Насти Паустовский вложил в уста преуспевающего счастливца, модного художника Першина, исполняющего социальный заказ?

Кроме Тимофеева, в рассказе появляется еще один художник –Першин. Какова его роль в системе персонажей? Каков замысел

Слайд 14В чем особенность диалога между Настей и кассиршей?
Что произошло?
Почему Настя

все-таки получила билет?
Как в конце 2-й части уже предвосхищен печальный

конец?
Почему читатель уже догадывается, что Настя не успеет приехать?

В чем особенность диалога между Настей и кассиршей?Что произошло?Почему Настя все-таки получила билет?Как в конце 2-й части

Слайд 15Ленинградский сюжет
Зачем Паустовский придумал ленинградский сюжет?
Какова его роль в рассказе

«Телеграмма»?
Что в рассказе целом и в ленинградской части его внушает

надежду: не все потеряно?

Ленинградский сюжетЗачем Паустовский придумал ленинградский сюжет?Какова его роль в рассказе «Телеграмма»?Что в рассказе целом и в ленинградской

Слайд 16Телеграмма
Как в рассказе все более очевидной становится позиция автора?
Подумайте, о

какой телеграмме идет речь?
В чем метафористический смысл названия рассказа?

— это предостережение нам, предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, а то может оказаться поздно.

ТелеграммаКак в рассказе все более очевидной становится позиция автора?Подумайте, о какой телеграмме идет речь? В чем метафористический

Слайд 17Синквейн
Телеграмма
Краткая, неожиданная
Летит, волнует, сообщает
Тревожная весть от матери
Поздно…

Синквейн ТелеграммаКраткая, неожиданнаяЛетит, волнует, сообщаетТревожная весть от материПоздно…

Слайд 18“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в

долгу, – это мать”. М.Горький
Какой вы увидели мать Насти?
Почему она простила

дочери все?
Как относились к ней люди?
Кто оказался рядом с матерью Насти в последние дни ее жизни?
Приведите примеры пословиц, поговорок о милосердии, совести и добре.

Еще по теме:  Где находятся загрузки Телеграмма на Андроид

Источник: theslide.ru

Сочинение: Главные герои в рассказе «Телеграмма» (К. Г. Паустовский)

Литрекон

(574 слова) В основе сюжета рассказа «Телеграмма» (1946) лежит реальная история из жизни Екатерины Ивановны Пожалостиной и ее дочери Насти. Паустовский был знаком с семьей и снимал комнаты в их фамильном доме. Несмотря на то, что образы героинь (как и некоторые детали сюжета) в рассказе отличаются от «оригинала», история поражает своей трогательной глубиной и, к сожалению, своей реалистичностью. Безусловно, особая эмоциональная сила рассказа берет своё начало в образах его героев.

Прежде всего, мы знакомимся с Екатериной Петровной — «сгорбленной, маленькой» старушкой, в одиночестве живущей в своём доме в селе Заборье. Ее дочь, «единственный родной человек», уже три года не навещала мать, перебравшись в Ленинград. Екатерина Петровна очень любит свою дочь, горько тоскует по ней, но не хочет беспокоить ее и потому пишет редко, не получая в ответ ничего, кроме 200 рублей и пары скупых строк. Очевидно, что одно единственное письмо для неё было бы важнее любых денег.

От дома Екатерины Петровны веет старостью и холодом. Из него будто давно ушла жизнь. Кажется, что он так же измучен одиночеством, как и его хозяйка. Этот «мемориальный дом» становился символом внутреннего опустошения брошенного человека. Весь образ оставленной матери, «тихонько плачущей» в покинутом доме, вызывает боль и сострадание. Героиня ощущает приближающуюся смерть и, стремясь в последний раз увидеть дочь, она пишет письмо. Екатерина Ивановна — сильная и терпеливая женщина. Она всегда приветлива и добра со своими помощниками — девочкой Манюшкой и стариком Тихоном. Особенно тяжёлым кажется эпизод с фальшивой телеграммой, написанной Тихоном. В умирающей женщине вновь загорается надежда в последний раз увидеть дочь, однако наивно-нежная подпись «всегда любящая дочь ваша Настя» рассеивает иллюзию. Такое простое проявление любви и заботы, выраженное всего в нескольких словах, невозможно. И этот странный, абсурдный контраст бьет в самое сердце.

Дочь Екатерины Петровны Настя — молодая девушка, она живет в городе и работает в Союзе в художников. Определяет весь образ героини лишь одна емкая характеристика- «большие холодные глаза». Испытывая угрызения совести и затаенную тоску, понимая обиду матери и свою вину перед ней, она остаётся холодна к ее письмам. Мелкие трудности дороги и работа оказываются для неё более значимыми, чем предсмертная просьба матери. Девушка будто не хочет понять ее одиночества; мысль «раз мать пишет — значит жива» оказывается вполне достаточной, чтобы стараться сохранять внутренне спокойствие. Тем страннее кажется ее особая забота о совсем чужом человеке, скульпторе Тимофееве. Короткое послание Тихона становится той страшной новостью, которая разрушает стену безразличия. И наконец, время, которого за прошедшие три года было более, чем достаточно, оказывается непозволительной роскошью. Настя понимает, что никто не будет любить ее так, как мать; что ничто, кроме материнского прощения, не сможет облегчить вину и скорбь в ее сердце. Она не застаёт мать в живых и уходит тайком, крадучись, мучимая болью и раскаянием. Смерть матери становится «мутным и тяжёлым рассветом», прозрением равнодушного сердца.

Второстепенные персонажи — это девочка Манюшка, бескостно любящая Екатерину Петровну и помогающая ей, и сторож Тихон, мудрый и полный сострадания старик, так наивно пытающийся подбодрить умирающую фальшивой телеграммой. Их забота и внимание к старушке ещё больше обнажают ту странную пропасть равнодушия, которая легла между любящей матерью и ее дочерью.

Символичен образ молодой учительницы, попавшей на похороны Екатерины Петровны. Она вспоминает о своей матери, и, кажется, что ее юное и чуткое сердце, столкнувшееся с жестокостью незнакомой смерти, не должно совершить ошибки Насти.

Каждый из нас может найти что-то общее с героями этого рассказа. Возможно, однажды кто-то обнаружит себя сразу в нескольких его героях. Однако нужно помнить, что сила искусства не только в его удивительной способности подражать жизни, но в невероятной силе воздействия, его мудрых уроках, которые мы можем усвоить, пока не станет слишком поздно.

Источник: litrekon.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...