Анкетирование одноклассников 2 наблюдение за поведением одноклассников 3 описание внешнего

Нефёдова, А.В. Психолого-педагогическая характеристика личности школьника: Методические рекомендации. – Владимир: ВГГУ, 2009. — 40 с.

Методические рекомендации предназначены для студентов 4-х курсов педагогических специальностей Владимирского государственного гуманитарного университета, проходящих производственную практику в средних общеобразовательных школах.

С.А.Цветков, кандидат психологических наук, доцент факультета управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Л.А.Дубровина, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии ВГГУ

Ответственный за выпуск:

В.С.Ивашкин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ВГГУ

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ВГГУ

Пояснительная записка

Данные методические рекомендации предназначены для студентов 4 курса педагогических специальностей факультетов ВГГУ, проходящих педагогическую практику и направлены на оказание помощи студентам при выполнении одного из заданий по психологии – написании психолого-педагогической характеристики личности школьника. В методической разработке представлен обзор основных исследовательских методов, которые могут быть использованы студентами при изучении личности школьника, дана примерная схема написания характеристики. В приложение включен ряд конкретных психодиагностических методик, с помощью которых студент-практикант может исследовать познавательную сферу личности учащегося, школьную мотивацию, а также его индивидуально-психологические особенности.

Новая фишка в группах Одноклассников — приложение «Анкета»

Цель педагогической (производственной) практики: освоить педагогическую деятельность в рамках обучения школьников конкретному учебному предмету (с учетом специфики факультета).

1) актуализация теоретических знаний по психологии и использование их в практической деятельности;

2) формирование умений и навыков педагогического общения;

3) формирование умений логичного преподнесения учебного материала с учетом психологических закономерностей процесса усвоения и возрастных особенностей учащихся;

4) формирование умений и навыков изучения индивидуально-типологических и личностных особенностей учащихся для обеспечения индивидуально-психологического подхода.

5) углубление и закрепление умений и навыков использования методов психологического изучения личности (наблюдения, опроса, тестирования, анализа продуктов деятельности и др.) с целью диагностики и проектирования развития и воспитания учащихся;

6) приобретение умений и навыков обработки результатов психологического исследования, их анализа, формулировки выводов, разработки рекомендаций по решению конкретных психолого-педагогических задач.

Общая характеристика методов исследования

Наблюдение

Наблюдение за личностью ученика – целенаправленное, проводимое в соответствии с заранее разработанным планом, восприятие и фиксация особенностей поведения, деятельности учащегося или коллектива, характеризующих его личность для последующего анализа и интерпретации этих проявлений. Наблюдение как метод изучения учащегося должно использоваться на уроке и во внеклассной работе. Данные наблюдения лучше всего фиксировать в дневнике (вести упорядоченные записи наблюдаемых особенностей поведения и деятельности в виде протоколов).

Приложение – анкета в группе одноклассники.

Образец протокола наблюдения

Объект. Ф. И. О.______________ Класс ________ Возраст __________ Пол ______

Время наблюдения Условия, в которых проводится наблюдение Что наблюдали (проявляемые индивидуальные особенности) Интерпретация данных наблюдения

Наблюдения на уроке.Наблюдая за ответами, поведением учащихся на уроке, Вы сможете определить уровень их знаний по предметам, особенности познавательной деятельности; готовность к сотрудничеству друг с другом и с педагогом, характер межличностных отношений. Например, по содержательности ответа ученика на уроке, последовательности, логичности изложенного им материала, по скорости усвоения учебного материала, готовности отвечать на вопросы учителя, качеству воспроизведения знаний можно судить об уровне подготовки ученика по предмету, доминировании логической или механической памяти, гибкости и подвижности ума, особенностях внимания ученика, темперамента и т. д. Ответы учеников, вопросы, которые он задает учителю, могут служить показателями не только глубины его знаний, но и любознательности, оригинальности мышления, критичности ума, наличия чувства юмора и т. д.

Поведение учащихся во время их ответов (например, стремление исправить ответ, безразличие к ответу товарища, стремление подсказать, занятие чем-то посторонним), поведение во время объяснения учителем нового материала могут свидетельствовать об отношении школьников к предмету, к учителю, к классу, о наблюдательности учеников, их познавательной активности, дисциплинированности, скромности или заносчивости, об особенностях темперамента школьника, межличностных отношениях в классе и т. д.

Много информации об ученике дает изучение его речи и общения. В речи школьников проявляется не только уровень их знаний и мышления (содержательность, логичность, убедительность, понятность речи), но и отношение к учителю, к предмету (равнодушие к предмету или увлеченность им), к коллективу класса, а также волевые качества личности (уверенность в себе, самообладание, решительность) или противоположные качества. В речи школьников проявляются и особенности его темперамента, уверенности в себе, отношение к другим учащимся и т. д.

Наблюдение за учащимися во внеучебное время.В результате этих наблюдений Вы сможете зафиксировать:

отношение учащегося к общественной работе – инициативное, добросовестное или формальное (недобросовестное) выполнение общественных поручений;

отношение к труду (участие в трудовой деятельности по собственному желанию или по принуждению, ответственное или безответственное отношение к порученному делу, наличие или отсутствие чувства долга, готовности оказать помощь друг другу);

характер межличностных отношений в классе (уважают ли мнение друг друга, готовы ли оказать помощь, поддержку);

отношение школьников к товарищам (считается ли он с мнением ребят, уважает ли их или относится пренебрежительно);

отношение к учителям (избирательное отношение к разным учителям, реакция на их предложения, замечания, оценки, манера общения со взрослыми и т. д.).

Наблюдение за классом во внеучебное время позволит выявить идеалы, стремления, интересы учащихся, наличие микрогрупп, избирательность круга общения, лидеров, способных объединять ребят для выполнения какой-то работы, а также нравственные, эмоционально-волевые свойства учащихся (целеустремленность, настойчивость, принципиальность и др., доминирующие эмоциональные состояния, коммуникативные умения), доминирующий психологический климат коллектива класса.

Еще по теме:  Хорошие мысли для одноклассников

Дополнить и уточнить данные, полученные методом наблюдения, можно в процессе беседы.

Беседа

Беседа – это целенаправленный разговор с учащимися, учителями, родителями с целью выявить их мнение об интересах, возможностях, мотивах деятельности и поведения учащегося или коллектива класса, отношении учащихся к себе и другим.

В процессе беседы с учащимися можно выявить:

§ какие учебные предметы они больше всего любят (какие не нравятся и почему);

§ чем занимаются в свободное время, посещают ли какие-либо кружки, секции;

§ с кем дружат и что их привлекает в друзьях, что не нравится;

§ какие особенности личности им не нравятся и какие стремления хотели бы у себя развить;

§ как относятся к коллективу класса, его традициям, эталонам поведения;

§ есть ли в классе микрогруппы и как они взаимодействуют между собой;

§ что считает самым интересным и важным в жизни.

Беседа с классным руководителем и другими учителями позволяет выявить:

§ мнение учителей о способностях, уровне притязаний, возможностях учащихся и коллектива класса;

§ особенности интеллектуального развития, памяти, внимания, воображения изучаемого учащегося или интеллектуальный потенциал классного коллектива;

§ наличие интереса к знаниям, отношение к учебе, общественной работе;

§ отношение учащихся друг к другу, учителям, родителям, учебной и трудовой деятельности, трудовые традиции класса;

§ доминирующие эмоциональные состояния на уроке как отдельных учащихся, так и коллектива класса;

§ умение коллектива класса общаться, стремление школьников понять друг друга.

Беседуя с друзьями учащегося и одноклассниками, можно выявить их мнение:

§ об особенностях коллектива класса;

§ о чертах характера учащихся, проявляющихся в отношениях к другим (доброжелательности – недоброжелательности, справедливости – несправедливости, правдивости – лживости, принципиальности – беспринципности, бескорыстности – корыстности, хитрости и т. д.);

§ об отношении ученика к себе (уверенность – неуверенность, скромность – зазнайство, чувство собственного достоинства – отсутствие самоуважения, уровень самооценки (завышенный, адекватный, заниженный) и т. д.;

§ эмоционально-волевых особенностях (решительность – нерешительность, самостоятельность – внушаемость, настойчивость – упрямство, целеустремленность – разбросанность, веселость – угрюмость, оптимизм – пессимизм, застенчивость – развязность);

§ отношение к нему других учащихся (пользуется авторитетом или нет, за что его уважают или не уважают, есть ли у него настоящие друзья и т. д.).

Анкетирование

Анкетирование – это письменный опрос, направленный на выявление мнения опрашиваемых об интересующих нас особенностях личности учащегося или классного коллектива. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых связан с целью исследования. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими ученику свободно, по своему усмотрению отвечать на них, закрытыми, допускающими обычно ответы типа «да» или «нет», полуоткрытыми. С помощью анкетного опроса можно выяснить мнение учащихся об их способностях, отношение человека к себе, выявить ценностно-ориентировочное единство класса как показатель его сплоченности, доминирующие эмоциональные состояния в коллективе и т. д.

Тестирование

Тест — это задание, выполнение которого после количественной и качественной обработки позволяет выявить уровень развития свойств, качеств личности, определенного психического процесса, состояние личности. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны. По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты и другие. Личностные тесты предназначены для изучения мотивации, интересов, ориентаций, эмоционального склада и т. д. К личностным тестам можно отнести тесты-опросники, например, тест-опросник Шмишек (диагностирует акцентуации характера), опросник САН и др.

ТОП 5 статей:

Экономическая сущность инвестиций — Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ — На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях — Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов — Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) — относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право — Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

Источник: pdnr.ru

Доклад учителя Речь моих одноклассников

Содержание:
Цели:
Определить уровень речевой культуры одноклассников
Разработать рекомендации одноклассникам для общения между собой
Задачи:
выявить характерные черты речи одноклассников
составить таблицу причин употребления нелитературных слов
Объект:
речевая культура одноклассников

Мотивация:
замена подростками в речи литературных средств жаргонами, сленгом, вульгаризмами, матом и просторечием стало правилом. Все ли могут принять это?

Гипотеза:
Лексика подростка не отвечает нормам правильной разговорной речи, наблюдается тенденция к возрастанию жаргонизации речи среди моих одноклассников.

Исследовательские вопросы:
Что такое речь для общения моих одноклассников?
Какие слова используются ими в повседневной речи?
Чья речь для них является эталоном?
Каковы причины употребление не литературных слов?

I этап. В начале работы была точно сформулирована тема исследования и составлен план работы.
II этап. Изучение материалов.
III этап. Наблюдение общения одноклассников в школе и вне.
IV этап. Анкетирование одноклассников.
V этап. Систематизация собранного материала, подготовка к презентации.

Подростковое общение – это формирование подростком благоприятной речевой ситуации для установления контакта со сверстниками и взрослыми, обретение уверенности, доверия и раскрытие говорящим индивидуальности в своей речи.
При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения
Действительно, речь современной молодёжи буквально кишит жаргонизмами и «крепкими» словечками. Часто встречаются и такие выражения, которые звучат вполне прилично и литературно, но, извлечённые из контекста, теряют свой первоначальный смысл: «Не тормози!» или «Не парься!».
В речи одноклассников можно выделить:
Сленг- это речь возрастных групп или групп по интересам, его образование представляет собой языковую игру (в натуре, флаг в руки, без базара, рояль захлопни, лыбу давить, в голове свои тараканы)
Жаргонизмы- слова ограниченной лексики, используемые той или иной группой людей
(по фене ботать, фигня, понты, тело, хавка, дискач, копец, шмара, халява, крышка, дать по тапкам, ехать на собаке.)
Вульгаризмы- грубые просторечные слова, обычно не употребляемые образованными людьми.
Англицизмы- слова или обороты речи в каком-нибудь языке, заимствованные из английского языка или созданные по образцу английского слова или выражения. (спич, мани, бас, тикет, чек.)

Еще по теме:  Как ограничить по времени Одноклассники

Анкетирование одноклассников:
Наше исследование было направлено на выявление уровня жаргонизации речи учащихся 10-го класса средней школы. Опрошено было 22 ученика. Нам необходимо было выяснить, что современные старшеклассники употребляют в своей речи и реакция на их речь взрослых. Для этого мы провели анкетирование.

1.Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?
а) Да. б) Нет.
2. Какой Ваш пол?
а) Мужской б) Женский
3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?
а) Самоутвердиться.
б) Поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе.
в)Обмениваться информацией и узнавать новое.
г) Придать своей речи живость, юмор.
4. Какие жаргонные слова вы используете в своей повседневной речи?
а) Матерные.
б) Юмористические.
в) Иногда и те и другие: все зависит от ситуации или компании.
5. Поправляют ли учителя Вашу речь?
а) Да.
б) Учителя не обращают внимания на мою речь.
в) Не всегда, но все же делают замечания.
6. Как относятся родители к Вашей речи?
а) Им не важно, как я говорю.
б) Они постоянно говорят, чтобы я следил за тем, как я говорю.
в) Иногда родители делают замечания по поводу моей речи.
7. Чья речь для Вас является эталоном?
а) моих друзей.
б) моих родителей.
в) моих учителей
г) то, как говорят на телевидении и радио.
8. Какие телевизионные каналы Вы смотрите?
а) только музыкальные каналы.
б) немузыкальные каналы.
в) все каналы.

№ вопр
Кол-во учащихся в классе
Варианты ответов

Используете ли вы жаргонизм в лексике?

С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

Какие жаргонные слова вы используете в повседневной речи?

Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, являетсяизучение жаргонизации речи современных школьников. Анализ полученных нами результатов позволяет сделатьследующие выводы: 1. Все опрошенные учащиеся отметили, что считают жаргонизацию речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.
2. При изучении уровня жаргонизации речи выявлено: первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек жаргон является прежде всего игрой слов, придание речи легкого юмористического характера. В нашем исследовании учащиеся отметили высокий уровень жаргонизации речи ведущих в телепередачах.
3. Сегодня засилие жаргонизации речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит они должны разговаривать на «своем» (жаргонном) языке.
Таким образом, полученные данные в ходе исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков. Если обобщить полученные данные, то можно описать причины увеличения доли жаргонизации речи современного подростка и старшеклассника.

Почему, если одноклассники знают, как говорить правильно, они говорят неправильно?
Почему предпочитают использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные?

Причины:
Элементарная бедность лексикона подростков
Стремление в этом возрасте к разнообразию
Не желание принимать правила, придуманные взрослыми
Желание выделиться и даже шокировать
Дань моде, возрасту
помогают преодолеть недостаток слов
Лексика ограниченного употребления используется в средствах массовой информации

Выводы:
Лексический запас моих одноклассников, с одной стороны, активно пополняется специальными терминами (компьютерными, экономическими и др.), новыми иноязычными словами, а с другой сокращается за счёт выхода из активного употребления многих русских литературных слов. Молодёжь использует в своей речи сленговые выражения, жаргонизмы, арго, инвективную лексику. Речь молодёжи -это попытка оживить скучный язык штампов и одновременно стремление как бы провести черту между поколениями и мировоззрениями, утвердить своё право на инакомыслие речевыми средствами, это своеобразный способ самоутверждения юных во «взрослом» мире.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 s 1415

Источник: globuss24.ru

5 мая 2022 обществознание 10 класс МЦКО демоверсия работы с ответами

мцко 2022 демоверсия вариант ответы

Демоверсия диагностической работы МЦКО 2022 по обществознанию для 10 класса вариант с ответами, официальная дата проведения в школах г. Москвы 5 мая 2022 года. Каждый вариант диагностической работы состоит из 20 заданий.

Еще по теме:  Как почистить сайт Одноклассники

Демоверсия работы МЦКО 2022 по обществознанию 10 класс вариант заданий и ответы:

Интересные задания с варианта:

1)Укажите все верные суждения о человеке. Обведите их номера.

  • 1) Естественные (биологические) потребности человека социализируются в процессе его вхождения в мир культуры, взаимодействия с другими людьми.
  • 2) К социальным потребностям относятся потребности в труде, дружбе, семье.
  • 3) Идеальные (духовные) потребности людей связаны со стремлением к карьерному росту, достижению новых социальных статусов.
  • 4) Идеальные (духовные) потребности человека включают в себя необходимость в поддержании водно-солевого баланса тела.
  • 5) Личностные качества человека формируются только в процессе взаимодействия с обществом, освоения опыта социальной жизни.

Ответ: 125

2)Установите соответствие между формами и уровнями (этапами) познания: для каждой позиции из первого столбца подберите позицию из второго столбца, обозначенную цифрой. A) ощущение Б) восприятие В) представление Г) суждение Д) умозаключение.

Ответ: 11122

4)Укажите все верные суждения о познании. Обведите их номера.

  • 1) С помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов.
  • 2) К формам чувственного познания относят ощущение, наблюдение, описание.
  • 3) На этапе рационального познания субъект отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, соотносит их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп однотипных объектов.
  • 4) Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.
  • 5) Познавательная деятельность всегда направлена на получение практически полезного результата.

Ответ: 134

5)Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о том, какие книги читают его одноклассники. Найдите в приведённом ниже списке все действия ученика, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Обведите их номера.

  • 1) наблюдение за поведением одноклассников в библиотеке, книжном магазине
  • 2) запись высказываний одноклассников о чтении книг
  • 3) выявление закономерностей выбора книг
  • 4) анкетирование одноклассников об их любимых книгах
  • 5) выдвижение гипотезы
  • 6) формулирование выводов

Ответ: 124

6)Укажите все верные суждения об истине и её критериях. Обведите их номера.

  • 1) Под объективной истиной понимается знание, соответствующее свойствам и признакам познаваемых объектов и не зависящее от желаний и предпочтений познающего субъекта.
  • 2) Истинным можно считать лишь то знание, которое разделяет большинство людей.
  • 3) Истина всегда конкретна.
  • 4) Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.
  • 5) Относительной истине свойственна субъективность.

Ответ: 134

7)Укажите все верные суждения о мышлении. Обведите их номера.

  • 1) Человеческое мышление обусловлено эмоциями, чувствами и инстинктами.
  • 2) Мышление основано только на реакциях органов чувств человека на внешние раздражители.
  • 3) Благодаря мышлению человек осваивает внутренние, сущностные свойства объекта познания.
  • 4) Результаты мыслительной деятельности человек оформляет посредством внутренней и внешней речи.
  • 5) К мыслительным операциям относятся абстрагирование и конкретизация.

Ответ: 345

9)Укажите верные положения об искусстве как особой форме культуры. Обведите их номера.

  • 1) получение практически полезных результатов
  • 2) создание художественных образов
  • 3) роль воображения и фантазии
  • 4) признание идеи сотворённости мира
  • 5) субъективное восприятие действительности

Ответ: 235

12)Укажите все верные суждения об образовании. Обведите их номера.

  • 1) Функция социализации новых поколений является одной из основных для образовательных организаций.
  • 2) Система образования реализует определённый общественный заказ.
  • 3) Гуманитаризация образования проявляется в сокращении учебного времени на изучение истории.
  • 4) Гуманизация образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников.
  • 5) Образование, в отличие от других форм духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.

Ответ: 124

15)Укажите все верные суждения о социальных институтах. Обведите их номера.

  • 1) Для социального института характерна своя система норм и ценностей, которые задают рамки деятельности и поведения людей.
  • 2) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.
  • 3) Одна из функций социального института семьи – это забота о здоровье всех её членов.
  • 4) Структура современного социального института характеризуется простотой отношений.
  • 5) Социальные институты стабилизируют социальные отношения.

Ответ: 135

16)Укажите все верные суждения о системном строении общества. Обведите их номера.

  • 1) Общество (социум) представляет собой сложную с точки зрения структуры систему.
  • 2) Структура общества иерархична, она включает в себя элементы, организованные в социальные институты и подсистемы.
  • 3) Элементы, входящие в структуру общества, полностью изолированы друг от друга.
  • 4) Общество – динамичная, саморегулирующаяся система.
  • 5) Общество относится к системам закрытого типа, не способным взаимодействовать с другими системами.

Ответ: 124

17)Укажите все верные суждения о глобализации и её проявлениях. Обведите их номера.

  • 1) Глобализация ведёт к изоляции ряда регионов мира, разрыву экономических, социальных и культурных связей.
  • 2) Негативное проявление глобализации – вытеснение национальных культурных традиций, языков малых народов.
  • 3) Процесс глобализации сопровождается унификацией форм общественной жизни и сознания человека.
  • 4) Современный этап глобализации осуществляется преимущественно в интересах ведущих стран мира и представляющих их элит.
  • 5) В процессе глобализации все страны и народы наращивают своё благосостояние равномерно.

Ответ: 234

20)Какие положения текста отражают мысль автора, что глобальная проблема международного терроризма имеет специфические черты? Обведите их номера. 1) планетарные масштабы проявления 2) связь с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран 3) отрицательное воздействие на жизнедеятельность человечества 4) потребность неотложного решения 5) способ достижения целей на мировой арене и в международных отношениях

Ответ: 25

Источник: 100ballnik.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...