Анкетирование одноклассников это эмпирический метод

Широко распространенный опросный метод. Дает возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее поставленную систему вопросов.

· о событиях и фактах (вопросы о поведении и деятельности респондента, а также вопросы, касающиеся его жизненного пути)

· о мотивах, оценках, мнениях (оценочно-отношенческие вопросы типа: «Как бы Вы оценили. Как Вы относитесь. «)

· прямые – существующая ситуация

· косвенные (прожекктивные) – заданная ситуация

· закрытые («да-нет», альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных, вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов)

· основные (получения информации об организационных фактах)

· фильтрующие (назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов)

· контрольные (функция – уточнить правдивость ответов на основные вопросы)

· контактные (позволяют установить доброжелателеные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение)

Методы эмпирического познания #егэ #обществознание #shorts

71. Интервью как метод сбора эмпирической информации.

Интервьюирование — метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Наиболее часто применяется в двух случаях: при составлении программы организационно-психологического исследования и при отборе кадров. Направление интервью задается изучаемой проблемой, а также целями исследования.

В зависимости от степени жесткости схемы, по которой ведется интервью, различают два вида:

· стандартизированное (сравнимость информации и оперативность при обобщении результатов, возможность привлекать к его проведению лиц без специальной исследовательской подготовки

· нестандартизированное (возможность варьирования последовательности, формулировок, числа задаваемых вопросов и отличается от стандартизированного большей гибкостью).

При его проведении не следует спрашивать о том, о чем можно узнать из форм статистической отчетности и других документов. Важно выбрать удобное время и место проведения анкетирования и интервьюирования. Это поможет выявить истинные мнения респондентов, иногда сдерживаемые неприемлемыми для них условиями проведения опроса.

К ним можно отнести присутствие других лиц, дефицит времени и т.п. В этих случаях опрашиваемые могут высказывать не свое личное мнение, а прятать его за наиболее распространенным. Важно также создать дружескую атмосферу опроса.

Источник: studfile.net

Эмпирические методы исследования для младших школьников

Эмпирическими методами называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания действительности.

Их можно разделить на две подгруппы: методы вычленения и исследования эмпирического объекта; методы обработки и систематизации полученного эмпирического знания, а также на соответствующие им формы этого знания. Методами эмпирического исследования являются: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, эксперимент.

#39 Эмпирические методы научного познания

Самым распространенным из эмпирических методов является наблюдение. Это – непосредственное восприятие явлений и процессов в различных условиях без вмешательства в их течение. Различают наблюдения следующих видов:

— открытое и скрытое в зависимости от позиции наблюдателя;

— включенное и не включённое с точки зрения участия наблюдателя в исследуемом процессе.

Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.

Дата рождения _________________________________

Домашний адрес, домашний телефон ____________________________

Мать Ф.И.О., место работы ____________________________________

Отец Ф.И.О., место работы_____________________________________

Жилищно-бытовые условия ____________________________________

Взаимоотношения в семье _____________________________________

Наличие отклонений от норм поведения в семье____________________

Воспитательный потенциал семьи ________________________________

Характер ребёнка ______________________________________________

Качества личности (положительные, отрицательные)

Положение ребенка в коллективе ________________________________

Учебная деятельность: _________________________________________

Уровень знаний характеризуется ________________________________

Мотивация обучения __________________________________________

Посещаемость уроков _________________________________________

Внеурочная деятельность ______________________________________

Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Беседа является методом сбора информации на основе словесной коммуникации. Эффективность этого метода напрямую зависит от грамотных формулировок вопросов, комфортной психологической обстановки, обоснования и сообщения мотивов исследования, умения исследователя заинтересовать собеседника. Практикуются открытые и скрытые фонограммы беседы.

Еще по теме:  Что такое талисман в Одноклассниках

Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования, как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например, методом наблюдения.

Примерные вопросы для беседы с учеником.

1. Интересно ли тебе учиться? Какие предметы тебе нравятся больше всего?

2. Стремишься ли ты выяснить непонятное у учителя, одноклассников?

3. Любишь ли ты читать? Что?

4. Что тебя больше всего интересует в газетах, журналах?

5. Какое общественное поручение ты выполняешь? Чем оно тебя привлекает?

6. Какая профессия тебе больше всего нравится? Хотел бы ты ею овладеть, смог бы?

7. Как ты проводишь свободное время?

8. Есть ли у тебя друзья? Что больше всего ты в них ценишь?

9. Можешь ли ты учиться лучше? Что тебе мешает?

10. Как ты делаешь домашние задания? Соблюдаешь ли ты определенную последовательность? Сколько времени ты тратишь на их выполнение? Как поступаешь, если что-то у тебя не получается?

11. Быстро ли ты воспринимаешь и запоминаешь учебный материал? Стремишься ли ты к дословному запоминанию или выделяешь главные мысли? Удается ли тебе кратко пересказать прочитанный текст?

12. Успеваешь ли ты вместе с классом делать записи, зарисовки, читать текст? Часто ли на уроке отвлекаешься?

13. Часто ли получаешь замечания от учителей, по какому поводу? Считаешь ли ты их справедливыми?

14. Какие требования предъявляют к тебе родители. Учителя, считаешь ли ты их посильными?

15. Кого из учителей уважаешь больше всех и за что?

16. Можешь ли ты быть решительным, настойчивым сдерживать свои чувства?

17. Не мешают ли тебе при выполнении заданий шум, разговоры?

18. Способен ли ты спокойно и неторопливо работать, если работа неинтересная?

19. Бывают ли у тебя конфликты с родителями, сверстниками, по какому поводу? Как они обычно разрешаются?

20. Часто ли меняется твое настроение? Что бывает самым обидным?

Интервьюирование

Интервью – метод сбора первичной информации в педагогических исследованиях. В интервью один человек (интервьюер) стремится получить информацию от другого (воспитанника или группы воспитанников) в условиях речевого взаимодействия.

В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее роли собеседников закреплены, нормированы, а цели заданы «извне» программой и задачами конкретного педагогического исследования. Специфика интервью заключается в том, что полученная информация в некоторой степени формируется в процессе общения интервьюера с опрашиваемым и потому несет на себе отпечаток этого общения. От характера последнего, тесноты контакта и степени взаимопонимания основном зависит успех интервью, полнота и качество полученной информации.

Вопросы для интервью выпускника начальных классов

Что для тебя в школьной жизни самое главное? Что тебе особенно запомнилось из твоей школьной жизни за 1-4 класс?

Самое важное (значимое) событие, произошедшее в 1-4 класс. Самый смешной случай, произошедший в 1-4 класс. Самый удивительный случай, произошедший в 1-4 класс. Самый интересный случай, произошедший в 1-4 класс. Случай, который заставил тебя серьёзно задуматься.

Кто помогал тебе в учёбе? Без чьей помощи тебе в школе было бы трудно?

С кем сидел за партой в 4 классе?

С кем сидел за одной партой в 1 классе? С кем понравилось сидеть за одной партой? С кем хочешь сидеть за партой в 5 классе?

Что тебя ждёт в 5 классе?

По чему (по кому) будешь скучать? Что бы (кого бы) хотел взять с собой в 5 класс?

Хотелось бы вернуться в 1 класс?

В какой класс (1,2,3,4-ый) хотел бы вернуться? В какой день хотел бы вернуться?

Хотелось бы тебе никогда не взрослеть?

О чем думаешь сейчас?

О чем сейчас мечтаешь?

Что бы ты сказал (пожелал) себе – первокласснику?

Что бы ты сказал (пожелал) себе – будущему пятикласснику?

Что бы ты сказал (пожелал) одноклассникам – будущим пятиклассникам?

Анкетирование

Анкетирование – письменный опрос, в результате которого получают информацию о типичности изучаемых явлений и процессов с помощью специально разработанных опросников. В процессе анкетирования предоставляется возможность охватить большое количество опрашиваемых и выявить массовые явления, на основе анализа которых устанавливаются факты. Известны три типа анкет.

Еще по теме:  Как шифроваться в Одноклассниках

Открытая анкета – состоит из вопросов без сопровождающих готовых ответов. В анкете закрытого типа предлагаются готовые для выбора ответы. Смешанная анкета содержит элементы той и другой.

Цель. Определение степени выраженности познавательных интересов школьников.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Учителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один.

1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

б) связаны, но очень мало, сопровождаются соответствующей организацией деятельности;

в) никак не связаны.

2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т. д.?

3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых невозможно в один присест и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а) большинство заданий подчинено этому принципу;

б) ставит, но редко выполняет;

в) не ставит долговременных задач.

4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительное вычисление при решении интересной задачи)?

а) делает всегда столько, сколько нужно;

б) делает периодически;

в) не любит выполнять неинтересную работу.

5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

а) всегда, когда нужно;

б) только изредка;

Обработка данных. О сильной выраженности познавательного интереса свидетельствуют ответы а).

Изучение продуктов деятельности

Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса. Так, помимо разнообразных ученических работ предметами изучения могут быть: элементы эстетического оформления класса-кабинета, изготовленные учителем лично или при его участии, под его руководством; продукты деятельности, отражающие увлечения педагогов, увлечения родителей и семейные увлечения, а также различного рода достижения и т.д. С помощью этого метода можно не только установить наличие и количество продуктов деятельности, но и выявить специфические свойства, характеризующие личность субъекта, создавшего тот или иной продукт.

Изучение дневника и тетрадей ученика

Описать внешний вид дневника, тетрадей, учебников. Есть ли обложка, рисунки, выпадение страниц, загнутость страниц и т. д.

Проверить регулярность записей в дневнике, записей учителей и классного руководителя о поведении ученика на уроках, перемене. Указаны ли в дневнике поощрения и замечания. Есть ли четвертные отметки, подписи родителей.

Проверить и описать ведение тетрадей по следующим признакам: аккуратность или небрежность, системность или бессистемность записей, грамотность, почерк.

Социометрия

Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе. Метод социометрии не требует больших временных затрат – не более 15 минут, при этом он позволяет установить популярность – непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группу, оценить поведение людей в коллективной работе.

Цель: выявление «социометрических позиций» учащихся, т.е. авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый».

Структура методики: Обучающимся предъявляются так называемые социометрические вопросы, ответами на которые являются фамилии членов учебной группы (на каждый вопрос- 3 фамилии одноклассников, кроме собственной фамилии).

Содержит вопросы для изучения учебно-деловых отношений:

1) К кому из ребят твоего класса ты бы обратился за помощью в решении учебных вопросов?

2) Кого из ребят твоего класса ты бы выбрал командиром?

3) С кем из ребят твоего класса ты хотел бы жить в одном доме?

4) Кого из ребят твоего класса ты бы пригласил на свой день рождения?

Процедура исследования и обработки результатов:

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы.

Еще по теме:  Как клуб в Одноклассниках

В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.

Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исследования, оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом.

Кроме того, эмпирическое исследование твердо придерживается научного метода в противоположность другим исследовательским методологиям, таким как натуралистическое наблюдение, архивные исследования и др.

Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования. Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию об объекте. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.

Источник: kopilkaurokov.ru

Метод анкетирования. Характеристика анкетирования как метода исследования

Анкетирование — метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для полу­чения информации о типичности тех или иных психолого-педагогиче­ских явлений.

Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятель­ности, систему отношений.

Различают следующие варианты анкетирования: личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента) или опо­средованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а ре­спонденты отвечают на них в удобное время); индивидуальное или групповое; сплошное или выборочное.

Как и в беседе, в основе анкетирования лежит специальный во­просник — анкета. Исходя из того, что анкета — это разработанный в соответствии с установленными правилами документ исследования, содержащий упорядоченный по содержанию и форме ряд вопросов и высказываний, часто с вариантами ответов на них, разработка ее тре­бует особого внимания, вдумчивости.

Анкета должна включать три смысловые части:

— вводную, в которой содержится цель и мотивировка анкетирова­ния, подчеркивается значимость участия в нем респондента, га­рантируется тайна ответов и четко излагаются правила заполне­ния анкеты;

— основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответы;

— социально-демографическую, призванную выявить основные био­графические данные и социальное положение опрашиваемого.

Практика показывает, что при разработке анкеты исследования целесообразно учитывать следующие основные требования:

— провести апробирование (пилотаж) анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности (валидности), поиска оптимального варианта и объема вопросов;

— разъяснить перед началом опроса его цели и значение для резуль­татов исследования;

— корректно ставить вопросы, так как это предполагает уважитель­ное отношение к респондентам;

— оставлять возможность анонимных ответов;

— исключить возможность двусмысленного толкования вопросов и использования специальных терминов и иностранных слов, кото­рые могут быть непонятны респондентам;

— следить за тем, чтобы в вопросе не предлагалось оценивать не­сколько фактов сразу или высказывать мнение о нескольких со­бытиях одновременно;

— строить анкету по принципу: от более простых вопросов к более сложным;

— не увлекаться многословными, длинными вопросами и предло­женными вариантами ответов на них, так как это затрудняет вос­приятие и увеличивает время на их заполнение;

— ставить вопросы линейным (каждый последующий вопрос разви­вает, конкретизирует предыдущий) и перекрестным (ответ на один вопрос проверяет достоверность ответа на другой вопрос) способами, что создает у опрашиваемых благоприятную психоло­гическую установку и желание давать искренние ответы;

— предусматривать возможность быстрой обработки большого ко­личества ответов с использованием методов математической ста­тистики.

При составлении анкеты используются несколько вариантов по­строения вопросов. Это открытые, закрытые и полузакрытые вопро­сы, а также вопросы-фильтры и вопросы на ранжирование.

Этапы составления вопросника:

— определение характера информации, которую необходимо получить;

— составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

— составление первого плана вопросника;

— предварительная его проверка путем пробного исследования;

— исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...