Цели:
- закреплять навыки правильной речи, соблюдая речевые правила;
- упражнять в спонтанной речи с соблюдением логических пауз, ритма, интонации;
- продолжить работу по развитию общих речевых навыков;
- продолжить работу по развитию лексико-грамматического строя речи;
- коррекция познавательной деятельности;
- продолжить обучение релаксации.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
— Вспомните, какие вежливые слова вы знаете, назовите их. (Ответы детей.)
2. Сообщение темы занятия.
— Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о вежливости, о том, какие слова вы говорите друг другу при встрече, расставании, игре и совместных делах, когда бываете в гостях.
3. Основная часть.
А) Чтение правил вежливости. (Работа с карточками.)
Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.
Не спорь с товарищами по пустякам.
Как начать разговор с кем угодно (даже если вы интроверт)
Не придумывай прозвищ.
Не отвечай на грубость грубостью.
— Давайте дополним эти правила. Что бы вы ещё могли добавить к этим правилам? (Ответы детей.)
Б) Игра «Похвали друга».
— А сейчас мы будем хвалить друг друга. Послушайте, как это сделаю я.
— Оля, ты такая умница, ты очень послушная девочка, я очень, что стала красиво говорить.
(Дети хвалят друг друга.)
В) Игра «Вежливые слова».
Детям предлагаются карточки со стихотворениями и полоски бумаги с написанными словами: спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте. Задание: подобрать к слову стихотворение, выразительно прочитать его.
Спасибо. Пожалуйста.
За что мы говорим «спасибо»? Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
За, всё, что делают для нас. Повторяем его поминутно.
И мы припомнить не смогли бы, Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Кому сказали сколько раз. Нам становится неуютно.
Простите. Добрый день!
Простите, я больше не буду — Добрый день! – тебе сказали.
Нечаянно бить посуду — Добрый день! – ответил ты.
И взрослых перебивать, Как две ниточки связали
И что обещал – забывать. Теплоты и доброты.
А если я всё же забуду, —
Простите, я больше не буду.
Доброго пути. Здравствуйте.
Нам желают: «Доброго пути!» — — – ты скажешь человеку.
Будет легче ехать и идти. – Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
Приведёт, конечно, добрый путь И, наверно, не пойдёт в аптеку,
Тоже к доброму чему-нибудь. И здоровым будет много лет.
— Вежливый человек всегда внимателен к окружающим. Он старается не причинять неприятностей, не обижать слабых, не оскорблять одноклассников.
Г) Беседа «Почему нельзя придумывать прозвища?».
— Ребята, у вас в классе у детей есть прозвища? Это очень плохо. Особенно, если прозвища связаны с внешним видом или болезнями. Над физическими недостатками людей смеются только глупые и невоспитанные люди. Вспомните, на какое желание потратила последний лепесток девочка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Ответы детей.) Правильно она поступила? А как вы должны себя вести, если рядом с вами человек, у которого плохое зрении, если ваш одноклассник очень полный, если у вашего одноклассника слабое здоровье? (Ответы детей.)
Как Улучшить Общение с Людьми | Курс Дружжжище (Урок 8)
Д) Игра «Волшебное слово».
— Есть волшебное слово «пожалуйста». Выполняйте приказы, только если я его добавлю к приказу. Например, встань, пожалуйста. (выполняется) Подойди к доске. (не выполняется)
4. Развитие общих речевых навыков.
Развитие мимических и артикуляторных мышц.
Развитие диафрагмального выдоха.
Е) Беседа «Уважайте желания других».
— Иногда случается так, что кто-то пристаёт к другим, навязывая им свои желания, заставляя заниматься тем, чем они заниматься не хотят. Бывали у вас такие ситуации? Как вы выходили из создавшейся ситуации? Расскажите об этом. (Ответы детей.) Как вы думаете, стоит ли так делать? (Ответы детей.)
Ё) Чтение сказки С.Михалкова по ролям «Хочу бодаться».
Это был ужасно приставучий Козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:
— Хочу бодаться! Давай бодаться.
— Отстань от меня! – сказал Индюк и важно отошел в сторону.
— Давай бодаться! – пристал Козленок к Поросенку.
— Отвяжись! – ответил поросенок и зарылся пятачком в землю.
Подбежал Козленок к старой Овце:
— Отойди от меня! – попросила Овца. – Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!
— А я хочу бодаться! Давай пободаемся!
Промолчала Овца и сама отошла в сторону.
Увидел Козленок Щенка.
— А ну! Давай бодаться!
— Давай! – обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.
— Постой! – заплакал Козленок. – Я хочу бодаться, а ты что делаешь?
— А я хочу кусаться! – ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.
— Есть стихотворение «Ворона», прослушайте его.
Ворона с балкона стащила горбушку.
И клюнула кошку нахально в макушку.
Теперь за воробышком гонится…
Ворона, да ты же разбойница!
— Не напоминает ли вам поведение вороны выходки козлёнка? Как можно охарактеризовать ворону и козлёнка?(невоспитанные, грубые, приставучие, нахальные …)
5. Физминутка.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем поклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Ж) Игра «Назови ласково».
— Ребята, вспомните, пожалуйста, как вас ласково называет мама? (Ответы детей.)
— Давайте придумаем ласковые имена для мамы. (Мамочка, мамуля , мамка, мамулечка.)
— Давайте скажем ласково: брат — … (братик)
папа — … (папочка, папуля)
З) Игра «Подскажи словечко».
— Однажды Вова ехал в автобусе. Он сидел и смотрел в окно. В автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и сказал: «Садитесь, …!» Женщина поблагодарила его: «…!» Неожиданно автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул стоящего рядом мужчину.
Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: «…».
— Можно ли назвать Вову воспитанным мальчиком? Почему вы так думаете? (Ответы детей.) — Прослушайте другой рассказ.
Таня сидела в марщрутке. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась, боясь испачкаться. Старушка напротив сказала: «Девочка, сиди спокойно, перестань вертеться! Так вести себя нельзя».
Таня ответила: «А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно».
— Ребята, как вы думаете, можно ли назвать Таню вежливой, несмотря на то, что она в речи употребляет вежливые слова? (Ответы детей.)
— Правильно, ребята, важно не только, что вы говорите, но и как вы это делаете.
И) Беседа по содержанию стихотворения «Невежливая вежливость».
Чтение стихотворения логопедом.
Обещал отцу Петрусь:
— Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Видит утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
А Петрусь как заорет:
— С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
Вот Петрусь догнал Иринку,
Да как дернет за косынку.
— Ты куда, Иринка, стой!
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку…
Как невежлива девчонка!
Нес парнишка гору книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи.
— Извините! Добрый вечер!
— Ты, — парнишка, — закричал,
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
— Чтобы вы посоветовали Петрусе? Почему его посчитали невежливым мальчиком?
6.Релаксация.
К) Образование прилагательных.
Плохо – плохой хорошо – хороший
Добро – добрый зло – злой
Правда – правдивый вежливость – вежливый и т.д.
7. Подведение итогов занятия.
Составить пословицы из их частей.
Плохо жить без забот, хуже без ласкового слова.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Ласковое слово и кошке приятно.
Чужого не ругай, своего не хвали.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Приложение 65
Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.
Не спорь с товарищами по пустякам.
Не придумывай прозвищ.
Не отвечай на грубость грубостью.
Простите Добрый день!
Доброго пути! Здравствуйте
За что мы говорим «спасибо»? Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
За всё, что делают для нас. Повторяем его поминутно.
И мы припомнить не смогли бы, Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Кому сказали сколько раз. Нам становится неуютно.
Простите, я больше не буду — Добрый день! – тебе сказали.
Нечаянно бить посуду — Добрый день! – ответил ты.
И взрослых перебивать, Как две ниточки связали
И что обещал – забывать. Теплоты и доброты.
А если я всё же забуду, —
Простите, я больше не буду.
Нам желают: «Доброго пути!» — — – ты скажешь человеку.
Будет легче ехать и идти. – Здравствуй! Улыбнулся он в ответ,
Приведёт, конечно, добрый путь И, наверно, не пойдёт в аптеку,
Тоже к доброму чему-нибудь. И здоровым будет много лет.
«Хочу бодаться».
Это был ужасно приставучий Козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:
-Хочу бодаться! Давай бодаться!
-Отстань от меня! Сказал Индюк и важно отошёл в сторону.
-Давай бодаться! – пристал Козлёнок к Поросёнку.
-Отвяжись! Ответил Поросёнок и зарылся пятачком в землю.
Подбежал Козлёнок к старой Овце:
-Отойди от меня! – попросила Овца. Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!
-А я хочу бодаться! Давай пободаемся!
Промолчала Овца и сама отошла в сторону.
Увидел Козлёнок Щенка.
-А ну! Давай бодаться!
-Давай! – обрадовался Щенок и больно укусил Козлёнка за ногу.
-Постой! – заплакал Козлёнок. – Я хочу бодаться, а ты что делаешь?
-А я хочу кусаться! – ответил Щенок и ещё раз укусил Козлёнка.
Плохо жить без забот, хуже без ласковых слов.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Ласковое слово и кошке приятно.
Чужого не ругай, своего не хвали.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Авторы: Творческая группа учителей-дефектологов школьных ПКПП г. Полоцка 2007-2008 уч.г.
Ещё по данной теме:
- Как родители могут помочь своему ребёнку преодолеть заикание.
- Физиологические итерации. Запинки несудорожного характера.
- Запинки судорожного характера
- Сходство и различие запинок несудорожного и судорожного характера
- Предупреждение и устранение речевых запинок
- Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание, запинки?
Источник: logopeddoma.ru
Беседа как общаться с одноклассниками
![]()
Авторизация

> Новости > Статьи и памятки
Как научиться общаться и дружить с детьми с ограниченными возможностями здоровья?

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в условиях детского коллектива является сложной социальной реальностью современной школы. Достаточно часто мы встречаемся с тем, что в сознании школьников не сформирован позитивный образ одноклассника с ОВЗ. Большинство учащихся и учителей школы не всегда считают таких детей равными членами детского коллектива, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции их прав и возможностей. Учащиеся зачастую недостаточно информированы о людях с ограниченными возможностями здоровья, у подростков отсутствуют навыки общения с детьми-инвалидами, а в школе нет занятий, которые помогли бы детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность, и научиться общению с ними.
Чтобы устранить проблемы негативного отношения к детям с ОВЗ со стороны сверстников, необходимо донести до учащихся несколько несложных правил. Они помогут детям научиться более толерантно относиться к сверстникам, дружить с ними и помогать им. Полноценное общение с одноклассниками будет полезно и ребенку с ОВЗ: оно позволит ему почувствовать себя частью классного коллектива, а впоследствии – адаптироваться в сложном окружающем мире.
Как общаться с детьми с ОВЗ и инвалидностью?
(советы для детей и взрослых)
— При взаимодействии с людьми с инвалидностью нужно соблюдать общепризнанные нравственные принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни.
— С детьми с ОВЗ следует вести себя естественно и общаться с ними на равных.
— При разговоре с ребенком с ОВЗ нужно обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, который присутствует при разговоре.
— При знакомстве с человеком с инвалидностью вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что допустимо.
— При встрече с ребенком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если это общая беседа в группе, не забывайте пояснять, к кому в данный момент обращаются.
— Прежде, чем помогать, следует сначала предложить помощь, дождаться, пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать.
— К ребенку можно обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству.
— Говорить с одноклассником с ОВЗ нужно обычным голосом и языком. Только в случае общения со слабослышащим можно увеличить громкость речи.
— При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, – слушать его внимательно, быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
— Необходимо уважать личные границы собеседника. Перед началом разговора лучше убедиться, что человек с ОВЗ вообще хочет общаться.
— Инвалидная коляска – часть тела колясочника. Прежде чем передвинуть ребенка на коляске, надо спросить его разрешения.
— Не следует обсуждать ребенка с ОВЗ при всех и при нем самом в третьем лице.
Как подружиться с ребенком с ОВЗ?
(советы для школьников)
— Помни, что дружить с ним бывает нелегко. Не забывай, что твой друг может повести себя странно, забыть о встрече или во время разговора постоянно тебя перебивать, у него может резко меняться настроение. Он может отказаться пойти с тобой в кино, так как боится скопления людей или просто плохо себя чувствует. С таким другом бывает непросто общаться, так как он может говорить только о своих интересах. Если у твоего друга нарушение способностей к обучению, он вынужден слишком много времени проводить с учителями после уроков, и вам может не хватать времени для общения и игры.
— Если твой близкий друг имеет ОВЗ, можно попробовать расспросить его, чтобы лучше понимать особенности его поведения. Вначале обязательно уточни, готов ли он это обсуждать: «Я хочу узнать подробнее о твоей особенности. Ты не будешь против, если я тебя поспрашиваю?» Если твой друг рассказал тебе о своем нарушении, это не значит, что ты можешь сообщать об этом всем подряд. Тебе рассказали — значит, доверяют. Если ты сам не уверен, можно ли говорить об этом другим, спроси своего друга.
— Чем больше ты узнаешь, тем проще тебе будет при необходимости сохранять терпение и проявлять заботу. И когда у твоего друга будут какие-то проблемы, ты уже будешь знать, что это проявление ОВЗ. Нельзя обвинять человека в том, что у него ОВЗ и он странно себя ведет. Это жестоко, да и друга ты при таком подходе, скорее всего, потеряешь. Но все же тактично показать, что какое-то поведение тебе не нравится, можно.
— Детям с ОВЗ очень хочется найти друзей, как и всем остальным, и каждый из них способен быть хорошим другом. У вас могут быть общие интересы, и вы можете прекрасно проводить время вместе. Учитывая особенности поведения приятеля с ОВЗ, ты становишься более чутким, терпеливым, психологически зрелым. Защищая друга, ты проявляешь смелость и заботу, а это очень важные качества.
Файл:https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/press-center/stati-i-pamyatki/kak-nauchitsya-obshchatsya-i-druzhit-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/» target=»_blank»]xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai[/mask_link]
Формирование бесконфликтного общения среди подростков 14-15 лет.
• познакомить с понятиями “конфликт” и “конфликтная ситуация”, со способами предупреждения конфликтов • рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны • познакомить с методами выхода из конфликтной ситуации • вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу • побуждать к сотрудничеству, взаимопониманию • развивать умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Формирование бесконфликтного общения у старшеклассников.
«Конфликт — это опасение хотя бы одной стороны, что ее инте-
ресы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона» (У. Линкольн).
Цель данной темы – это прежде всего формирование навыков бесконфликтного общения с одноклассниками и окружающими людьми.
Задачи, которые мне необходимо выполнить:
• познакомить с понятиями “конфликт” и “конфликтная ситуация”, со способами предупреждения конфликтов;
• рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны;
• познакомить с методами выхода из конфликтной ситуации;
• вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу;
• побуждать к сотрудничеству, взаимопониманию;
• развивать умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.
Данная тема актуальна, ведь в повседневной жизни мы являемся свидетелями, а зачастую и участниками различных конфликтов. По мнению социолога В.А.Ядова: «Конфликт — это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации». Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии.
Ещё большая значимость этой темы среди подростков в школьной среде, т.к. подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки. Поэтому физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным не только для родителей, педагогов, но и для самого подростка.
Разрешение конфликта среди подростков является непростым и требующим усилий действием. От педагога требуется достаточный профессионализм, чтобы выходить из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства и без риска подорвать веру в себя со стороны учащихся этого трудного и интересного возраста. Учет индивидуальных особенностей детей воспитателем делает отношения в классе более продуктивными и более эмоциональными.
Основной принцип бесконфликтного общения – утверждение значимости подростка в его и своих глазах (особенности подросткового возраста).
Поскольку значимыми люди хотят быть всегда, в любых ситуациях, то с этого момента мы берем себе на вооружение этот принцип и в каждой напряженной или конфликтной ситуации с ребенком мы используем его и строим беседу в соответствии с ним, а именно подчеркиваем значимость нашего собеседника.
-Что происходит со значимостью ребенка, когда он вступил в подростковый возраст? (ответы родителей)
Он везде и всюду ищет подкрепление своей значимости. Дает вам понять, что не вы главный в семье, повышает тон, позволяет себе спорить с вами, пропускает учебу и дает вам понять, что он сам в состоянии себя контролировать, заводит вредные привычки, которые как он считает подкрепляют его значимость в кругу сверстников и т.д.
Специфика подросткового и юношеского возраста по сравнению с детством заключается в существенном расширении сфер социальной активности и изменении их значимости для молодого человека. В связи с особенностями переходного возраста меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка, как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно болезненно. (6).
Маргинальность положения подростка характеризуется прежде всего неопределенностью – одним из самых тяжких переживаний человека. Этот период можно назвать как «попасть в непонятное». «Попасть в непонятное» — значит, оставаясь в той же самой социальной среде, оказаться в сфере крайне неопределенных отношений – «вроде все как всегда» и в тоже время все иначе.
Что есть бесконфликтное общение и существует ли оно как таковое?
Бесконфликтное общение — буквально это общение без конфликтов. По определению, конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия. При этом не забываем, что конфликт имеет не только деструктивное, но и конструктивное значение для взаимодействия.
Отсюда получаем следующее краткое определение бесконфликтного общения — это процесс социального взаимодействия без разрешения возникающих противоречий. Напрашивается мысль о том, что такой характер общения вряд ли будет сколь угодно долго эффективен в обычной жизни. Вспомните ситуацию, когда Вы долго не выносили мусор из ведра. Какие эмоции и чувства Вы затем испытали.
Да-да, если мы что-то долго не решаем, и не важно, по каким это причинам происходит, то это само никуда не рассасывается и не исчезает. Напротив, в дальнейшем от нас требуется больше сложных способов разрешения и задействования иных ресурсов, и качественно, и количественно. А возможна ли жизнь без мусора (в нашем рассмотрении — без противоречий)? Сомнительно, ведь это естественный спутник живого.
Бесконфликтное общение — это процесс эффективного социального взаимодействия, обеспечивающий разрешение имеющихся противоречий и тем самым качественно изменяющий само это взаимодействие. Приведём несколько советов, которые помогут минимизировать конфликты в будущем.
✅ Совет 1. Осознавайте, что подростку трудно. Он уже не ребёнок, но ещё и не совсем взрослый. Хочет сепарироваться, самостоятельно принимать решения и идти наперекор — но по-прежнему нуждается в сильной родительской поддержке. Это противоречие провоцирует на конфликты. Но взрослым, уже давно пережившим переходный возраст, не нужно вестись на бурлящие гормоны подростка.
Погасите в себе недовольство и раздражение, чтобы не плодить конфликты подростка в семье.
✅ Совет 2. Не вторгайтесь в территорию подростка. У тинейджера должно быть личное пространство — во всех смыслах. По возможности выделите подростку отдельную комнату или отгороженное пространство. Никогда не заходите без стука, не проводите ревизию вещей ребёнка, оставьте ему право выбора друзей и круга общения.
✅ Совет 3. Сохраняйте долю контроля. Важен баланс — не стоит оставлять ребёнка совсем без ориентиров и структуры. Элементарные моральные, нравственные, внутрисемейные правила должны быть по-прежнему актуальны.
✅ Совет 4. Избегайте попыток казаться чересчур понимающим родителем. Слова «я понимаю, каково тебе» могут только раззадорить подростка. В этот период ребёнку кажется, что он неповторим и уникален, а его проблемы родителям не под силу понять по-настоящему.
✅ Совет 5. Не изображайте из себя равного подростку. Часто родители, пытаясь найти общий язык с тинейджером, подражают молодёжи: щеголяют сленговыми словечками или пытаются следить за модой зумеров. Как правило, это не помогает найти взаимопонимание: попытки лишь выглядят комично. Оставайтесь взрослым и разговаривайте с подростком с этой позиции.
Конфликт «подросток — преподаватель»
Суть. Здесь всегда неравные силы — учитель обладает властью, опытом и знаниями, а подросток находится в подчинённом положении и только формирует своё мнение.
Такие конфликты могут возникнуть по разным причинам: иногда играет роль человеческий фактор, и преподаватель просто не находит общий язык с ребёнком. Иногда преподаватель необъективен: выдвигает размытые или нереалистичные требования, «валит» и придирается.
Отсутствие единства требований учителя или несоблюдение его требований — частая проблема. Но и подросток должен учиться уточнять задание, задавать вопросы и принимать условия.
Как решить. Решение конфликта подростка и взрослого в школе ложится на плечи педагога — он должен разъяснить ребёнку причины и последствия. Если этого не происходит, а подросток не может смириться и чувствует себя плохо, родителю необходимо поговорить с учителем, уточнить все нюансы, а потом объяснить ситуацию ребёнку.
Как предотвратить. Подросток должен чувствовать себя в безопасности в школе. Дайте ребёнку понять, что вы на его стороне и способны организовать безопасность. Выбирайте учебные заведения с квалифицированными и проверенными педагогами.
Конфликт «подросток — подросток»
Суть. Популярная причина таких стычек — борьба за статус в группе. В конфликтах между подростками часто фигурирует жестокость, психология толпы, высмеивание или оскорбление других в попытке добиться чего-либо.
Ребёнок может занимать как «доминантную» позицию в конфликте (например, быть буллером), так и являться жертвой. Иногда в конфликт подростков в школе вступают сильные личности с лидерскими качествами, и каждая из них конкурирует за положение в коллективе.
Как решить. Психологи не рекомендуют родителям слишком часто вмешиваться в подростковые конфликты. Так дети учатся отстаивать интересы, заявлять о себе, взаимодействовать с коллективом, формировать взгляды и понимать свои личные границы.
Но если вы понимаете, что ситуация заходит слишком далеко — например, ребёнок становится объектом травли, — необходимо вмешаться. В первую очередь предложите ребёнку выговориться и дайте понять, что защитите его. Если понадобится — организуйте беседу с учителем.
Как предотвратить. Сделайте упор на формирование адекватной самооценки у подростка. Ребёнок с соответствующим чувством самодостоинства легче решает конфликты в подростковой среде и не склонен становиться жертвой.
Общение подростков со сверстниками — особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общение с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. . Вывод: в результате исследования было выяснено, что склонность или несклонность к конфликтам влияет на выбор формы общения, а именно склонные к конфликтам выбирают соперничество, а несклонные – приспособление и избежание.
Конфликт «подросток — родитель»
Суть. Конфликты подростков с родителями — одни из самых частых в этот период. Не потому, что родители плохие. Просто это самые близкие люди, которым можно излить раздражение, гнев, бессилие и усталость в надежде на понимание и принятие.
Но часто родители не знают, как помочь ребёнку, и вступают в противостояние с ним. Большинство конфликтов «подросток — родитель» происходят от непонимания, что ребёнок становится взрослым и с ним нужно обращаться иначе, чем раньше. Иногда не получается выслушивать друг друга и вникнуть, как выглядит ситуация с разных сторон.
Как решить. Для решения конфликта между родителем и подростком всем сторонам нужно дать выход чувствам — например, если хочется побыть одному и поплакать. Не стоит обсуждать конфликтные вопросы на эмоциях: так дискуссия превратится в крики и скандал.
Сбивайте агрессию ребёнка неожиданными приёмами: например, задайте успокаивающий и вразумительный вопрос о чём-то существенном. Попросите сформулировать конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Подходите к конфликту с практической точки зрения.
Отражайте претензии подростка «эхом»: «Правильно ли я поняла, что. », «Ты имеешь в виду, что. », «Ты хотел бы, чтобы. ». Но не просто повторяйте, а переформулируйте. Это устраняет недоразумения и демонстрирует ваше желание вникнуть в ситуацию. Важный момент — не стоит таким образом выдавать свои мысли за мысли ребёнка.
Соблюдайте свои же правила. Если вы хотите, чтобы подросток перестал орать, не кричите ему об этом, а скажите вполголоса.
Поэтому важным условием предупреждения конфликтов является умение своевременно распознать учеников подобно рода и принять по отношению к ним соответствующие меры, нейтрализующие их негативную роль.
Источник: edu-time.ru