Чему учит произведение Телеграмма паустовский

Поучительный рассказ К.Паустовского — «Телеграмма», который был написан в 1946 году. Используйте этот материал для составления подготовки к уроку литературы.

Описание книги для читательского дневника

Главные герои и их краткая характеристика

Катерина Петровна — несчастная, больная старушка, живущая одна в старом доме.
Анастасия Семеновна — её дочь. Секретарь Союза художников. Занятая, торопливая, суетливая. Забыла о матери.
Тихон — добрый сторож и отзывчивый старик.
Манюшка — дочь соседа.

В забытой богом деревушке последние дни доживает Катерина Петровна. Она совсем слаба и плохо видит. Помогают ей односельчане сторож Тихон и Манюша.

Хотя у пожилой женщины есть взрослая самостоятельная дочь. Она живёт в Ленинграде, Настя много работает и редко вспоминает, что где-то по ней тоскует мать. Вместо писем, что обрадовали бы старушку, Настя присылает денежные переводы. Понимая, что наступающих холодов ей не пережить, Катерина Петровна пишет дочери и просит навестить перед смертью. Но Настя всё откладывает поездку, погружаясь в проблемы окружающих её людей, никому не отказывая в помощи.

Тихон видя, что несчастная старушка совсем плоха, шлёт в Ленинград телеграмму, в которой сообщает, что мать Насти при смерти. Катерина Петровна умирает в тоске, вечно занятая дочь не успевает вовремя приехать. Проститься ей удаётся лишь с могильным холмиком.

Катерина Петровна доживала век в большом доме своего отца, к ней забегала соседка и Тихон. Катерина Петровна поняла, что не переживет зимы, и послала Насте последнее письмо. Настя была очень занята, она устраивала выставку художнику Трофимову. На открытии выставки все благодарили Настю за доброту, а она получила телеграмму о скорой смерти матери.

Настя поехала в Заборье, но мать уже умерла, и старики и ребятишки хоронили ее. Настя проплакала в пустой комнате всю ночь, и крадучись уехала из Заборья.

План пересказа

  • Осень.
  • Старый мемориальный дом.
  • Манюшка и Тихон.
  • Ночной стук.
  • Последнее письмо.
  • Настя и Трофимов.
  • Устройство выставки.
  • За чуткость и заботу.
  • Телеграмма.
  • Слезы на скамейке.
  • На вокзале.
  • Смерть Катерины Петровны.
  • Похороны.
  • Невыносимая вина.

Основная мысль

Нельзя забывать о своих родителях. Они те, кто дали нам жизни, ночей не спали в надежде вырастить достойных людей.

Чему учит

Рассказу учит любить и почитать своих родителей, заботиться о них. Навещать и писать письма родителям. Учит любви и состраданию, верности и добру. Учит правильно расставлять приоритеты. Учит дорожить своими близкими.

Еще по теме:  Сделать тест в Телеграмм

Отзыв и что понравилось

Это очень трогательный рассказ о женщине, для которой забота о других людях стояла на первом месте, так как была ее работой. Но при этом она забыла о собственной матери. Она была чуткой к другим, но бесчувственной к маме. И она испытала огромнейшее раскаяние, когда не застала мать в живых. Это стало для нее важным уроком, но маму все равно не вернуть.

Вывод и мое мнение

Настя осознала, как была не права слишком поздно. С этим грузом ей предстоит прожить до конца дней.

Пословицы

  • Мать о детях беспокоится, а дети в степь смотрят.
  • У матери дочь и в тридцать лет дочурка.
  • У матери на все слез хватит.
  • Родительское сердце в детях, а детское в камешке.
  • Отца и матери на всю жизнь не хватит.

Источник: obrazovanie365.ru

Чему учит произведение телеграмма паустовский

Опубликовано 29.09.2017 по предмету Литература от Гость >> Оцени ответ

Не нашёл ответ?

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Литература.

Самые новые вопросы

Гадать еще раз

  • Алгебра
  • Математика
  • Русский язык
  • Українська мова
  • Информатика
  • Геометрия
  • Химия
  • Физика
  • Экономика
  • Право
  • Английский язык
  • География
  • Биология
  • Другие предметы
  • Обществознание
  • История
  • Литература
  • Українська література
  • Беларуская мова
  • Қазақ тiлi

Показать ещё

Источник: nebotan.com

«Телеграмма» К. Г. Паустовского. Проблема истинной человечности в рассказе. Композиция рассказа

На данном уроке мы поговорим о рассказе Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма». Рассмотрим основные образы рассказа. А также выясним особенности проблематики и композиции рассказа.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.

Получите невероятные возможности

1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.

2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.

3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ

Конспект урока ««Телеграмма» К. Г. Паустовского. Проблема истинной человечности в рассказе. Композиция рассказа»

Рассказ начинается с описания осени – холодной и ненастной. И это сразу настраивает на ожидание чего-то столь же серого, неуютного, мрачного.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

Но если природная осень рано или поздно сменится зимой, потом весной, то осень жизни Катерины Петровны таких перемен не сулит. Женщина живёт в старом доме одна уже много лет.

Этот дом когда-то построил её отец, известный художник: «Дом был, как говорила Катерина Петровна, «мемориальный». Он находился под охраной областного музея». Однако пока им никто не интересовался. Как не интересовался и судьбой последней его обитательницы.

Еще по теме:  Папка с видео и фото Telegram

Соседская девочка приходит помочь по хозяйству да иногда заглядывает старик Тихон, помнящий отца Катерины Петровны. И ещё «раз в два-три месяца весёлый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей».

Эти деньги присылала женщине дочь, живущая в Ленинграде. Нет, Настя не забывала о матери – просто она «работала секретарём в Союзе художников. Работы было много. Устройство выставок, конкурсов — все это проходило через её руки».

И молодая женщина все свои силы отдавала работе. Она не знала, как ждёт её там, далеко, в своём Заборье, одинокая мать. Ждёт, целыми днями сидя на старом диване и думая о ней.

Настя совсем не жестокий, бездушный человек. Просто у неё очень много важной и ответственной работы. Ей некогда даже написать письмо – не то, чтобы приехать повидаться. Настя, в силу своей молодости и здоровья, не понимает, как трудно и одиноко старой, слабой матери. Она была в деревне три года назад.

Тогда, очевидно, мать была крепче и в помощи не нуждалась.

А её теперешней Настя не знает. Вот молодой талантливый скульптор Тимофеев – этот действительно нуждается в её помощи. Ведь он не зря жаловался «на холод в мастерской и вообще на то, что его затирают и не дают развернуться».

И Настя твёрдо обещает ему «драться вместе» за его признание, за персональную выставку.

Это, в представлении молодой женщины, и есть настоящая жизнь. А что в деревне: «Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней».

И спрятала письмо матери в ящик стола. Как и из прежних писем, она поняла, что мать жива. Но вчитываться Настя не стала, иначе слова материнского послания насторожили бы её: «Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки.

Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

Спрятав письмо, Настя спрятала и тревогу. Чужие люди – простые, не очень грамотные, пытаются утешить Катерину Петровну нехитрым обманом. А дочь даже известие о смерти получает в суете выставки и опять читает не сразу. И только до конца осознав, что «никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье», она плачет: «Мама!

Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее».

Конечно, на похороны Настя не успевает. Чужие люди похоронили Катерину Петровну, чужая дочь «наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку».

Еще по теме:  В Телеграмме выплывает архив чатов

А Настя, проплакав одна всю ночь в пустом доме, «уехала из Заборья крадучись, стараясь, чтобы её никто не увидел и ни о чём на расспрашивал».

Да, снять с неё «неисправимой вины, невыносимой тяжести» не сможет теперь уже никто. Но кто же в этом виноват? Даже на последний призыв матери дочь не отозвалась. Ведь Катерина Петровна никогда попусту не тревожила Настю письмами, а в этом буквально молила о приезде.

Настя помогла непризнанному скульптору. Возможно, он очень талантлив и станет известен. Но ведь его Гоголь, «насмешливо, зная её насквозь», укоряет её: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх ты, сорока!».

Сорока – пустая взбалмошная птица. Мы знаем, как любят сороки блестящие побрякушки, с какой жадностью они набрасываются на все сверкающее, пусть и дешёвая.

Тихон говорит Манюшке: «А ты смотри, дура, за добро плати добром, не будь пустельгой». И «пустельга» – это тоже, фактически, о Насте.

Поговорить с близким человеком, обнять – совсем не много хотела Катерина Петровна. Но близкий человек был далеко, не понимал – не хотел понять.

Своя жизнь, интересная, насыщенная, была у Насти, и некогда было ей отвлекаться на скучные деревенские разговоры, на пустые, бессодержательные, по её мнению, вечера. А когда случилось непоправимое, то нашлась и возможность приехать, и время откуда-то взялось, и заботы отступили.

Жизнь одинокой старушки даётся в сравнении с природой. Тоскливая осенняя погода, когда тучи даже не ползут, а тащатся – это та же осень в душе Катерины Петровны. Даже пастуший рожок подбадривал её летом, а теперь умолк – и ей «стало ещё труднее вставать по утрам». Вот старый клён. Его она «посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Так же, как и ей некуда идти, не у кого искать спасения от одиночества и слабости. И такое же уныние в заброшенном «мемориальном» доме: «комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах».

Потемнели от времени картины, ослабела и только шёпотом может говорить женщина.

А Настя, молодая, красивая, сильная, живёт своей жизнью в большом городе.

Паустовский говорит, что у неё «большие холодные глаза». Возможно, эта молодая самостоятельная женщина и не нуждается в близких людях. Не нуждается до тех пор, пока не остаётся одна.

Так кто же человечнее: заботящаяся о талантах, но не навещающая мать Настя или же совершенно чужие старушке, но пожалевшие её Тихон и Василий?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...