В российский прокат выходит фильм Данилы Козловского «Чернобыль» с ним же и Оксаной Акиньшиной в главных ролях. Для подготовки к просмотру стоит вспомнить мини-сериал HBO с тем же названием, ставший одним из главных телесобытий позапрошлого года. Игорь Кириенков рассуждает, за что нам стоит благодарить сценариста телевизионного «Чернобыля» Крэйга Мэйзина и почему ликвидация аварии может сыграть ключевую роль в новой редакции национального мифа.
HBO такого определенно не планировал. Яркий (но, понятно, без сюрпризов) материал, умеренно звездный актерский состав, чуткая работа с деталями, которую едва ли оценят где-то, кроме места действия. «Чернобыль» даже близко не продавали как потенциально мировой хит. Все сложилось как-то само собой: спорный — остановимся на компромиссном эпитете — финал «Игры престолов», воронка, оставленная в прокате последними «Мстителями», западный интерес ко всему в широком смысле русскому (и, соответственно, настороженное любопытство к тому, что «они» сняли про «нас») — наверное, факторов, определивших успех проекта Крэйга Мэйзина, сильно больше трех, но первыми на ум приходят именно эти. Вскоре после выхода пилота «Чернобыль» — более-менее случайная остановка между Винтерфеллом и Монтереем — был объявлен сериалом, который убедительнее прочих изобразил быт и психологию советского человека; эталоном ТВ-саспенса; удивительным примером эмпатии со стороны Другого — особенно учитывая, что прежде он писал про беспечные попойки и катавасию с кредитками (второй и третий фильм франшизы «Мальчишник в Вегасе»). Как следствие — статус абсолютного шедевра, поток благодарных воспоминаний от очевидцев катастрофы — и мемы (много мемов).
ЧЕРНОБЫЛЬ — КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ
С ними, пожалуй, интереснее всего: кочующий с картинки на картинку инженер Анатолий Дятлов (Пол Риттер), хохмы про графит, кнопку АЗ-5 и 3.6 рентген в час, гей-фанфики с участием Легасова (Джаред Харрис) и Щербины (Стеллан Скарсгард) — довольно жуткая вообще-то история оказалась территорией абсурдистской комедии, лишенной при этом самодовольного зубоскальства. Какую интерпретацию ни возьми, все они (защитная реакция, карнавальное снижение пафоса, игра с неудобным контекстом) подразумевают, что в «Чернобыле» есть что-то непривычно веское, некое очень внятное сообщение, которое — шути не шути — оставляет зрителя наедине с неоднозначными чувствами; короче говоря, «заставляет задуматься».
Что тут стоит иметь в виду: Мэйзин ведет очень американский разговор, полемизируя не столько с советской версией событий, сколько с этим типом мышления, претензией власти — в том числе установившейся в США осенью 2016 года — на предварительное модерирование информации. Стилистически последняя серия (крайне свободно обращающаяся с фактами) напоминает развязку важной арки в каком-нибудь солидном процедурале: если суд — то сразу над всем, если приговор — так фундаментальный.
Несколько наивная — хотя бы с точки зрения средств выразительности (гусеница на пальце, драматические паузы в монологах, непослушные предметы) — дидактика испортила, должно быть, впечатление от просмотра тем, кто полюбил сериал за темп и реквизит. Но какой глобальный развлекательный продукт может вовсе обойтись без нравственного урока? Этот — про то, что ложь убивает. И надо сказать, интонация «Чернобыля» — одна из самых деликатных; думается, оттого его здесь так полюбили.
Информационный ролик.Как это было. Авария на Чернобыльской АЭС
Источник: kinoart.ru
Чернобыль. Как это было
Не утихают споры о том, что вызвало аварию на Чернобыльской АЭС — халатность и непрофессионализм сотрудников или ошибки в проектировании. Британский мини-сериал Чернобыль телеканала HBO пробудил очередную волну интереса к трагедии.
Документальный фильм подробно рассказывает, как было на самом деле, воспроизводит точную последовательность событий роковой ночи с 25 на 26 апреля 1986 года и последующих дней и месяцев.
Подробная информация.
Почти неизвестна история подвига вертолётчиков, которые сделали главное — прекратили цепную реакцию и засыпали реактор толстым слоем песка и свинца. Они совершали по 1000 вылетов в день, не имея поначалу свинцовой защиты, зависая на высоте 200 метров над реактором.
Сразу после аварии зампред Совмина СССР Борис Щербина был назначен руководителем, академик Валерий Легасов — членом правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии.
Авторы расскажут, почему покончил с собой Легасов. Накануне самоубийства академик надиктовал пять магнитофонных кассет. В своём предсмертном рассказе он упомянул имена тех, кто на самом деле причастен к чернобыльской катастрофе, и тех, на ком лежит груз вины за случившееся.
ВИДЕО: Чернобыль. Как это было
Источник: www.rxtv.ru
Судьбы, обожженные Чернобылем. О чем рассказывает фильм Виталия Воробьева «Мотыльки»?
26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной станции произошли два мощных взрыва. Эта катастрофа разделила жизни многих тысяч людей на до и после. А название украинского города Чернобыль прогремело на весь мир.
Кадр из к/ф «Мотыльки», 2013 г. Фото: kinopoisk.ru
Об этой трагедии снято художественное кино и документальные фильмы, написано немало книг с архивными материалами и воспоминаниями очевидцев. Одним из самых впечатляющих и захватывающих, на мой взгляд, фильмов о Чернобыльской аварии является мини-сериал Виталия Воробьева «Мотыльки».
В начале фильма перед нами предстает весенний Киев, расцвеченный красными транспарантами и флагами, ведь незадолго до взрыва люди мирно готовились праздновать 1 мая. Главная героиня — Аля, старшеклассница, которая во время урока витает в облаках, любуясь в окно на сочную зелень деревьев. Но по своей природе она — бунтарка, которая идет наперекор учителям, а после школы слушает Виктора Цоя.
Ее старшая сестра, Марьяна, врач-эндокринолог. Она заменила сестре маму, которая умерла. Это очень интеллигентная и скромная девушка. В первые часы после аварии судьба бросила ее в самое пекло. Девушка добровольно отправилась в больницу помогать пострадавшим пожарным.
С особенно тяжелыми, ни минуты не сомневаясь, она полетела в Москву.
Противоположно поступил ее жених, тоже врач. Услышав, что в стационар везут облученных, он взял отпуск за свой счет и сбежал. Молодой человек явился к дедушке невесты. Узнав, что он просто струсил, дедушка показался ему на глаза в кителе с орденами и медалями. Это стало своеобразным молчаливым укором для юноши.
Он ушел. В дальнейшем совесть взяла верх, и жених Марьяны добровольцем ушел на станцию. Судьба его неизвестна.
Вернемся к Але. Еще вчера она была задорной и жизнерадостной девчонкой. Но наступила роковая ночь, которая перевернула всю ее жизнь. В момент взрыва в 1.23 девушки находились у самой АЭС. Они пытались проехать в село к тетке, но сбились с дороги, да и машина заглохла.
В фильме сам момент взрыва был впечатляюще показан. От одной мысли, что испытали эти девушки, бросает в дрожь. Шок! Вой сирены пожарной машины. Заглохшая «легковушка» перекрыла дорогу, тогда спасатели просто столкнули грузовиком ее в кювет.
Именно так атомный взрыв смял жизни тысяч людей.
Эпизод первого дня после взрыва построен на контрасте. Становится страшно, глядя на то, как люди занимались обычными делами, ничего не зная о произошедшем. Дети играли в песочнице, многие жители Припяти отправились за город, ведь была суббота. Никто тогда и не подозревал, что вокруг уже витает смертоносная радиоактивная пыль.
Счастливые молодые люди играли свадьбы. В фильме показано, как одна пара решила сфотографироваться на фоне милиционера в респираторе. Все гости пели песни, в машинах играла музыка, а на заднем плане уже шли колонны бронетехники радиохимических войск.
Только спустя 36 часов после взрыва по местному радио объявили об общей эвакуации.
В этот день Аля отправилась в Припять. Она увидела массовый исход людей из города собственными глазами. Такое не может не тронуть. Толпы людей на вокзале, колонны автобусов, плач напуганных детей. Все смешалось.
Невозможно представить, что тогда творилась в душе у людей. Каждый думал о своем, но всех их объединяла одна беда.
Девушка не поехала со всеми вместе, ведь в военной части служил ее отец. Он был пилотом вертолета. После аварии именно его экипаж вызвался доставить научного сотрудника к эпицентру взрыва, чтобы он мог взять с помощью приборов пробы воздуха, замерить температуру и уровень радиации. А ведь никто тогда толком не знал, как радиация подействует на авиационные приборы и машину в целом.
Вертолет пришлось снижать до предела, чтобы анализаторы как можно ближе подвести к жерлу. От высоких температур началась сильная болтанка, в результате чего лопасть вертолета задела злополучную трубу 4-го энергоблока. Вертолет упал. Так герои были захоронены в радиационном пекле, которое впоследствии было засыпано песком и «укрыто» саркофагом.
У Али никого теперь не осталось, кроме молодого человека — Павла. Однажды, еще до гибели отца, он принес девушке записку из воинской части. Так они познакомились. Она взяла инициативу в свои руки. Юноша был немного забитым и стеснительным.
Да по-другому и быть не могло, ведь отец Али командир экипажа, а он — рядовой солдат.
Атмосферу советского времени передают даже мельчайшие детали в отношениях молодых людей. Например, Аля наивно считала, что если они поцелуются по-дружески в щеку, то будут считаться женихом и невестой. Как же это похоже на то чистое и наивное время! Или когда они поняли, что не могут жить друг без друга, то не только не знали, что такое секс, но даже стыдились произнести это слово.
Конечно, у современного зрителя это может вызвать улыбку. Но ведь в СССР не могло быть иначе, там молодежь не просвещали в школах и по телевидению. Может, так было и лучше?
Однажды командир отбирал добровольцев среди срочников, чтобы отправить их на крышу энергоблока для уборки радиоактивного мусора. Конечно, ребята не горели желанием поработать, интуитивно опасаясь неизвестности. Тогда начальник пошел на хитрость. Он обещал тем, кто сделает три выхода на крышу, досрочное окончание службы и отправку домой.
Первым вызвался Павел. Им двигала любовь. Ради того, чтобы увидеться с невестой, он решился без колебаний. А вслед за ним согласились и остальные ребята. На первый взгляд, это такая мелочь, ведь один подход длился всего одну минуту. Значит, нужно было потрудиться всего три минуты.
Но добровольцы даже не представляли, на что они согласились ради того, чтобы поскорее вернуться домой. Практически все они набрали смертельно опасные дозы радиации.
Павел попал в госпиталь. Его состояние было настолько тяжелым, что было принято решение отправить пострадавшего в Москву. Случайно услышав об этом, Павел сбежал к Але. Побег совпал с кратковременным улучшением его состояния, которое длилось всего лишь около суток.
Кто, как не Павел, знал, каково это остаться совсем одному. Он же вырос в детском доме. Поэтому он так и рвался к Але, потерявшей в одночасье и отца, и сестру.
Так начался отсчет единственных суток, которые отмерила судьба влюбленным. И, наверное, это было самое счастливое время в их жизни, несмотря на постоянный страх попасться патрулям, разъезжавшим по улицам Припяти. Беглецы прожили эти сутки на полную катушку, будто чувствуя, что будущего у них нет.
Источник: www.shkolazhizni.ru