В истории России много тайн, но есть одна, которая не давала покоя Михаилу Задорнову с юности. Он решил не сидеть сложа руки и отправился на поиски её отгадки. Ему пришлось побывать в очень необычных местах. Его путешествие пролегло через такие уголки России, которые не найти даже в Википедии. Михаил Задорнов посетил мифический архипелаг в Швеции, нашёл в Германии древние деревни славян, увидел своими глазами легендарный город Аркону, который до сих пор охраняют языческие идолы русов.
Для съёмки фильма «Рюрик. Потерянная быль» ему пришлось лететь, плыть, проехать тысячи километров и даже заглянуть в Америку. И всё это в поисках истины. Откуда есть и шла земля Русская? Кто были наши Предки? Кем был Рюрик — основатель государства Российского? И теперь Михаил Задорнов уверен, что нашёл ответы на эти вопросы.
И ещё попутно он готов открыть завесу с тех тайн, о которых в течении веков у нас не принято было говорить — кто же такие Русы и почему варяги никогда небыли скандинавами.
Русь до крещения. Что от нас скрывали?
Фильм снят в память о тех мудрых предках, которые догадались объединиться и образовать мощное непобедимое государство.
Затрагиваемые темы:
Искажение исторической правды немецкими историками
Кто такие норманисты
Исторические миражи советского образования
Предки восточных славян с точки зрения ДНК-генеологии
Страна с непредсказуемым прошлым
Неудобная правда Лаврентьевского свода летописей
Археологические исследования на территории Германии
Кем были загадочные варяги-русы
Необъятная глубина древней славянской культуры
Где находился священный город Аркона
Тайны острова Рюген
Кто и для чего призвал Рюрика на Русь
История появления Великого Новгорода
В фильме принимали участие:
Михаил Задорнов — писатель-сатирик, драматург, юморист, подвижник возрождения древнерусской культуры
Илья Глазунов — народный художник СССР
Вячеслав Фомин — профессор исторического факультета ЛГПУ, доктор исторических наук
Анатолий Клёсов — профессор биохимии Гарвардского Университета, член Всемирной Академии Наук и Искусств, доктор химических наук
Сергей Безруков — народный артист России
Андрей Сахаров — доктор исторических наук, член-корреспондент РАН
Владимир Платонов — председатель Московского городской думы
Екатерина Крушельницкая — заведующая сектором отдела рукописей Российской национальной библиотеки
Сергей Алексеев — известный русский писатель, автор популярной серии книг «Сокровища Валькирии»
Светлана Жарникова — этнолог, кандидат исторических наук
Виталий Сундаков — писатель, путешественник
Константин Соколов — сокольник
Лидия Грот — кандидат исторических наук, историк-исследователь, научный сотрудник Института Востоковедения АН СССР
Штефания Барт — директор немецкого музея Ольденбургер Валль
Екатерина Кашина — организатор клуба исторической реконструкции
Андрей Лукошков — историк, подводный археолог
Что было на Руси до Руси?Находки археологов, которые перевернут Ваши представления об истории России
Маркус Зоммер-Шеффлер — историк
Андриан Селин — заместитель директора музея заповедника «Старая Ладога», доктор исторических наук
Над фильмом трудились:
Автор сценария и режиссёр: Михаил Задорнов
Продюсер: Светлана Гаврикова
Операторы: Карен Сахинов, Дмитрий Шлемин и Михаил Сулейманов
Звукорежиссёр: Иван Сорокин
Композитор: Олег Трояновский
Директор фильма: Сергей Максимкин
Производство:
Студия «21»
2012 год
Кадры из фильма «Рюрик. Потерянная быль»:
Объём: 1220 мб (1 час 28 минут) | Формат: mp4 (1188х720)
Приятного Вам ознакомления и успешного просветления,
крепкого здоровья, любви и счастья!
Источник: www.ramha.tv
Цикл «Русь». Деньги
Откуда есть пошла Русская земля? С торгового пути из варяг (скандинавов) — в персы (то есть в Арабский халифат).
Как Волга стала финансовой артерией, по которой из Азии в Европу потекло арабское серебро — свободно-конвертируемая валюта того времени?
Где искать спрятанные клады? Как Византия решила перенаправить финансовые потоки на себя? И почему Древняя Русь была похожа на торгово-финансовую корпорацию? Об этом – первая серия цикла «Русь».
Другие выпуски:
16 июня 2021
Цикл «Русь». Московия. Человек
В Средние века Москва была очень разнообразной, мозаичной, пестрой. Она вся состояла из противоречий.
15 июня 2021
Цикл «Русь». Московия. Вера
К середине XVII века церковная служба на Руси сильно «отошла» от своего образца — греческого богослужения.
14 июня 2021
Цикл «Русь». Московия. Война
В XIV-XV веках наследниками Киевской Руси были фактически три государства и каждое из них могло называться Россией.
13 июня 2021
Цикл «Русь». Московия. Власть
Становление царской власти на Руси связано с распадом Золотой Орды. Окончательное становление института самодержавной власти связано с Иваном IV Грозным.
12 июня 2021
Цикл «Русь». Московия. Мех
Вплоть до XVIII столетия Россия не имела собственных источников золота и серебра. Фактически, мех, точнее меховой экспорт в обмен на драгоценные металлы, стал экономической основой создания на территории Руси первого централизованного государства.
31 января 2020
Цикл «Русь». Человек
Какие имена давали в Древней Руси? Сколько слов дошли до наших дней? Что написано в «Книгах жизни» и как по мнению древнерусского человека выглядела жизнь после смерти?
30 января 2020
Цикл «Русь». Слово
О чем сочиняли стихи в Древней Руси? Чему учили в школах?
И что вспоминали в последний день?
29 января 2020
Цикл «Русь». Вера
Во что верили на Руси до прихода христианства? Как Русь выбирала веру и почему государство не отделялось от церкви?
28 января 2020
Цикл «Русь». Власть
Древняя Русь — это самодержавие или демократия? Единое государство или собрание независимых городов-полисов? Об этом рассказывает серия «Власть» из цикла «Русь».
Источник: vmeste-rf.tv
Почему исконное Русь было заменено на Россия, и что означает это слово?
Ранее изучая русскую историю, я иногда задавался вопросом: откуда появилось слово Россия – если во всех древнейших русских текстах, как для названия нашего народа, так и для обозначения его земель, использовались только варианты типа Русь, или Роусь? Почему “у” исчезла и была заменена на “о”? И, вообще, что означает эта самая “Россия”, если мы русские? Одной из первых моих мыслей на этот счёт было то, что связано это с неправильным прочтением “странных” древних кириллических букв, “церковно-славянской вязи”. Однако, дело, конечно же, не в этом!
На самом деле, слово “Россия” – по своему происхождению, является греческим прозвищем нашей страны. И восходит оно, разумеется, к греческому слову “росы”, которое те употребляли чтобы именовать так русских. Причём, эти греческие формы – являются, по сути, достаточно враждебными, ругательными и даже оскорбительными по отношению к нам. Греки стали называть так наших предков, на самом деле, потому, что боялись их.
Впервые в кириллической записи слово “Росия” (Рѡсїѧ) было использовано в 1387 году, в титуловании митрополита Киприана (по происхождению, болгарина), собственноручно подписавшегося как “митрополит Кыевскый и всея Росия”. Однако, закрепляться в качестве наименования страны, формы “Росия”, а позже и “Россия” начинают на рубеже 15-16 веков.
Причём, происходит это только в Северо-Восточной, Московской Руси. Именно там указанное греческое прозвище принимается русскими в качестве одного из названий их страны, наряду с традиционной формой Русь.
Вероятно, во времена, когда Московское государство стало претендовать на серьёзную международную роль – греческое наименование Руси было расценено здесь, как более престижное, солидное и соответствующее тому уровню, который стремилось достичь новое нарождавшееся государство. Возможно также этот вариант воспринимался как более соответствующий православным нормам.
После принятия Иваном Грозным в 1547 году царского титула – эта греческая форма приобретает статус единственного официального названия. И Московская Русь начинает именоваться Российским царством. А с 18 века, ещё и Российской империей. Хотя исконный смысл, данного греческого прозвища не такой уж и благородный.
Однако, по мере расширения влияния и распространения власти Москвы на другие части Руси – на Псковское и Новгородское княжества, а также западные и южные земли, доставшиеся после монгольского нашествия Литве и Польше, слово “Россия” было распространено и на них тоже. В 18 веке появилось также выражение “российский народ” – для обозначения русских, а в современную эпоху, ещё и “россияне” – для наименования всех жителей России, вне зависимости от их этнической принадлежности.
Однако, до того, как в Москве приняли название Россия – русские никогда ни свою Русь, ни самих себя таким образом не называли. Ни во времена Киевского государства, ни во времена феодальной раздробленности: ни новгородцы с псковичами, ни литовские, ни юго-западные русские (будущие “украинцы”), ни даже жители самой Северо-Восточной Руси, ядра будущей Московской империи не называли себя ни росами, ни россиянами. Это не русские названия. Возникли они в Греции. И связаны, на самом деле, с Библией.
Действительно, средневековые грекоязычные “ромеи” русь на письме именуют почти всегда только росами (Ῥῶς). И это термин библейского происхождения. Точнее по своей сути – это самое настоящее прозвище на основе слова из Священного писания.
В своё время, греками в их переводе Библии, как название некоего народа было понято, почерпнутое из пророчества Иезекииля древнееврейское слово «рош». В указанном пророчестве повествуется о грядущем ужасном разорении Израиля со стороны разных свирепых народов, посланных богом. И, кроме прочих разорителей, там фигурирует некий “князь Рош”, или “князь Рос”. Вот современный русский перевод указанных фрагментов из этого текста:
“1 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество
3 и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!”
“1 Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!”
Причём в латинском переложении Библии, слово “рош” было понято и переведено, как “главный”. Однако византийские ромеи при переводе Библии на греческий почему-то трактовали его как имя, или название народа.
Когда же русь принялась систематически и очень жестоко нападать на земли Византии, греки сопоставили пророчество о грядущих ужасных потрясениях, предречённых Израилю, с тяжкими испытаниями, выпавшему на их долю. И начали использовать слово Ῥῶς для именования ужасного воинственного племени, разорявшего их страну, и носившего созвучное имя русь. Русское государство греки при этом стали называли “Росия” (“Ῥῶςία”) Данная форма впервые отмечена в середине 10 века, в текстах Константина Багрянородного. Кроме того, для названия Руси греки использовали такие варианты, как “χώρα τῆς Ῥωσίας” – буквально “страна Росии” и “γῆ Ῥωσίκή” – “Росская земля”. С 14 века в греческих текстах появляются также формы с двумя “c”.
На самом деле, впервые пророчество Иезекииля в связи с нападением варваров на Восточную Римскую империю, было упомянуто константинопольским патриархом Проклом ещё в 5 веке! Об этом свидетельствует автор первой половины 5 века – Сократ Схоластик в своей работе “Церковная история” (VII, 43).
Произошло это во время нашествия гуннов под предводительством родственника Атиллы, носившего имя Ругас, Роас, или Ругила. Происходившего, видимо, из ругов, по крайней мере, вариант его имени Ругила в переводе с латыни так прямо и означает: “ругчёнок”, или “маленький руг”. Это весьма любопытно в связи с широко распространённой более поздней практикой именования в западных источниках восточноевропейских русских ругами, а жителей Рюгена русскими. И видимо именно тогда была заложена основа греческой традиции именования нас “росами”.
В более поздних, собственно византийских текстах указанные “росы” упоминаются постоянно. Это слово часто встречается во всевозможных средневековых греческих сочинениях – в житиях святых, нравоучениях, хрониках, исторических текстах и т.д. и т.п.
Самое раннее, собственно византийское известие о нападении руси – это “Житие Георгия Амастридского” (написанное в первой половине 9 веке, до 842 года) и оно содержит отсылку к тому, что само название росов подразумевает, что-то разрушительное. Росы в нём характеризуется следующим образом: “этот губительный и на деле, и по имени народ”. То есть утверждается, что то, как они называются, само по себе, является губительным и это, прекрасно соотносится с содержимым указанного апокрифического библейского текста. Ибо у Иезекииля его “князь Рос” – как раз олицетворяет и воплощает разрушения, предречённые евреям.
Патриарх Фотий, в своих гомилиях (беседах) на нападение росов 860 года, говорит следующее: “выполз народ с севера, словно устремляясь на другой Иерусалим, и народ поднялся от краев земли, держа лук и копье; он жесток и немилосерд; голос их шумит, как море”. Это отсылка к ещё одному апокрифическому библейскому тексту, но не к пророчеству Иезекииля, а к книге Иеремии. Однако, свои представления о жестоком народе, нёсшем бедствия, сопоставимые с концом света, греки, видимо, черпали из разных библейских сюжетов.
В его же “Окружном послании” (конец 866 / начало 867 годов) заявляется: “многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос”.
Исследовавший этот текст П. Кузенков в связи с данной формулировкой отмечает следующее: “Имеющееся в ряде рукописей ОП повторное употребление артикля (τό καλούμενον τό Ῥῶς) может быть понято как «[народ], именуемый тем самым Росом». В этой связи уместно рассмотреть вопрос о возможной связи греческого имени руси с известным библейским пророчеством из книги пророка Иезекииля (Иез.
38-39), где в греческом тексте фигурирует некий «князь Рос» (Кузенков П. В. Поход 860 Константинополь и первое крещение руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства на территории Восточной Европы. 2000 год: Проблемы источниковедения. – М.: Восточная литература, 2003. – С. 77 прим. 11.) Другими словами, автор греческого текста (то есть патриарх Фотий) понимает, что форма “Рос” является прозвищем того народа, о котором он рассказывает. Причём прозвищем, которое используется чтобы охарактеризовать его жестокость и губительность.