Что происходит с подростком: подростковый бунт или…
(107 оценок)
Екатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей
От поведения подростков 14-15 лет родители часто не в восторге: критикует все и вся, дерзит, плохо учится, не помогает по дому. В каждой семье — свой список прегрешений подростка. Тревожные родители стараются контролировать и призывают к порядку. Мудрые родители выставляют границы, дают больше свободы и ждут, когда переходный возраст минует.
Но что делать, если ничего не помогает, и поведение подростка становится все хуже и хуже? Рассказывает психолог Екатерина Мурашова.

Было видно, что его ко мне, фигурально выражаясь, тащат. Хотя мать его и не касалась, но он все равно заметно, каждой клеточкой, каждой гримаской, каждым микродвижением — упирался.
— Ага, — сказала я ему, когда они уселись. — У тебя, наверное, никаких проблем нет. Все проблемы у родителей, и пусть бы они и ходили к этим психологам, если им надо. Так?
Он уже совсем было собрался с готовностью кивнуть, даже чуть-чуть запрокинул голову назад, но в последнюю миллисекунду подростковая поперечность все-таки пересилила.
— Ну нет, почему, у меня тоже есть проблемы.
— Замечательно! — обрадовалась я. — Тогда формулируй.
— Ну вот, например, меня из школы выгнать хотят. — он взглянул на мать с явной надеждой, что она сейчас опровергнет его слова: да ну, что ты, никто тебя не выгоняет. Мать молчала. Интересно, заметила ли она, прочитала ли этот детски-беспомощный взгляд?
— А за что же выгоняют? Не тянешь программу? Двойки? Прогулы? Хулиганишь?
— Да ничего подобного! — не выдержала мать. — Школа у нас сильная, но он вполне мог бы там учиться, это все учителя говорят: голова у него нормальная, соображает. Просто достал он там всех! И меня тоже достал! И бабушку! И отца!
И сестру!
— И кошку, и вагоновожатого в трамвае, и даже тараканов на кухне, — подхватила я (парень улыбнулся в пол, мать осталась серьезной). — Ага. Что ж, результаты выдающиеся. Всего четырнадцать с половиной лет, а уже всех достал. Нельзя ли теперь поподробнее о технике доставания?
— Понимаете, что бы ни случилось, у него всегда все виноваты, — сказала мать. — Но никогда не он сам. Кто-то его толкнул, кто-то не так понял, кто-то к нему пристрастен, кто-то хочет выслужиться, кто-то глупый. Да, вот это любимое, всё объясняющее выражение последние два или даже три года: да они же все придурки!
— Давайте с самого начала, — решила я. — Начиная с перинатального анамнеза.
Детский сад: ребенок не умеет проигрывать
Анамнез, как я и предположила, был. Сразу из роддома — в другую больницу, потом долгое выхаживание, массажи-электрофорезы. Диатез, отдельная диета, о яслях даже не думайте, может быть, детский садик, когда-нибудь потом. Старшая беспроблемная сестра беспроблемно училась в четвертом классе и охотно играла с забавным младшим братиком, вполне снисходительно (он же маленький!) перенося его капризы.
«Внимательно следите за интеллектуальным развитием, чтобы не пропустить чего, — сказали врачи семье, в которой был один профессор и два доцента. — Старайтесь работать на опережение». Работали. В три с половиной года Саша начал читать. В пять — решал несложные уравнения. Очень любил играть на барабанах (вообще оказался очень ритмичным).
С четырех лет ходил на фигурное катание (полезно для здоровья), бросил, когда стало нужно не просто кататься, а напрягаться на результат. Сочинял забавный детский рэп, даже однажды дошкольником выступил с ним в «Гигант-холле». При этом не слышал никого, кроме себя, почти не общался с детьми и совершенно не умел проигрывать в игры с правилами — сразу бросал все и уходил в слезах.
Ходили к психологу. Психолог сказал: нужна социализация. Здоровье сейчас вполне в пределах, так что все в сад. Садик взяли частный (в государственных не было места), пошли в подготовительную группу.
На занятиях Саше нравилось поражать всех (и детей, и воспитателей) своими знаниями и умениями, но за пределами занятий отношения с одногруппниками не ладились — Саша предлагал им сложно-сюжетные ролевые игры и требовал, чтобы они ему во всем подчинялись (так играли в семье). Дети, разумеется, отказывались.
«Почему бы тебе не поиграть в их игры?» — спросил отец. «Мне неинтересно», — ответил Саша. Расспросив сына подробнее, отец признал, что предлагаемые одногруппниками игры действительно «какие-то дебильноватые». В саду Саша не был агрессивным, не дрался, общался в основном с выбранной им воспитательницей, которая готова была его благодушно слушать, так что в общем год прошел без особых эксцессов.

Школа: не буду я к ним приспосабливаться
По совету невролога, наблюдающего мальчика с рождения, со спецшколами в начальной школе экспериментировать не стали. Выбрали спокойную добрую учительницу в школе в соседнем дворе. В первом классе Саше делать было просто нечего. «Что ж, раз читать-писать он уже умеет, пусть теперь учится общаться с детками, — сказала родителям учительница. — Этого он не умеет совсем».
В середине второго класса Саше устроили «темную». Во время «разбора полетов» — никаких объяснений от детей, кроме «он противный». Учительница сказала родителям: «Вы знаете, с ним действительно бывает неприятно общаться. Он не хамит напрямую, но как будто бы тебя презирает и даже не очень старается это скрыть. Я не знаю, откуда это в нем, но обычно такое все-таки из семьи.
Вы можете забрать его из класса, но в этом нет особого смысла, пока не разобрались, в чем дело. ведь все свои проблемы он унесет с собой».
В тот же день родители перевели Сашу в параллельный класс. И там неожиданно всё наладилось. Учительница ставила его всем в пример, он учился на одни пятерки, и у него даже появились два не то приятеля, не то друга, которые смотрели ему в рот и безоговорочно признавали его первенство.
В конце начальной школы учительница сказала: такому ребенку, как Саша, нечего делать в нашей дворовой школе. Я разговариваю с ним, как со взрослым человеком. Ему надо идти в гимназию.
Сначала родители не решились — до гимназии надо было ехать полчаса на маршрутке, возить, да и Саше снова приспосабливаться. Но в пятом классе все сразу стало так плохо! «Он перебивает на уроках, не желает выполнять указания учителя, он всегда, по любому поводу лучше знает, как, в ответ на замечания ссылается на параграфы из кодекса о правах ребенка и даже чем-то нам угрожает. Объясните ему наконец, что так вести себя непозволительно!».
«Заткнись и слушай! — велел Саше отец. — Надо приспосабливаться к людям!» «Не буду я к ним приспосабливаться, — сказал Саша. — Потому что они говорят сплошные глупости. И я не должен. «
Пятый класс кое-как дотянули и пошли-таки в гимназию. Вступительный тест Саша сдал хорошо, и первые два месяца в гимназии тоже все было нормально. Потом началось снова-здорово. При этом, если в прошлой школе Саша действительно усваивал программу и учился почти лучше всех, то здесь, в гимназии, он оказался в середняках. «Он считает возможным перебить учителя на уроке, он неуважительно относится к товарищам, он отказывается выполнять указания учителей. И вообще. Вы не хотите показать его. ну хотя бы психоневрологу?»
Нормальный, просто противный
Старый заслуженный психиатр из Военно-медицинской академии сказал матери Саши: «Да не волнуйтесь вы, дамочка, никакой психиатрии у вашего сына нет. Нормальный он у вас. Просто противный». Мать разрыдалась в кабинете и потом еще месяц пила новопассит, чтобы успокоиться.
Семейный совет наконец-то взглянул правде в глаза и признал правоту психиатра: с умным, развитым Сашей действительно неприятно общаться. «Он все время, каждым словом как будто ущипнуть тебя хочет», — сказала сестра. «Я почему-то с ним все время чувствую себя старой дурой», — заметила бабушка (доктор исторических наук). «Он со мной явно конкурирует, хочет уесть, но я думал, это нормально, по Фрейду», — пожал плечами отец.
— Саша, а ты сам-то понимаешь, что это с тобой, а не с миром что-то не так? — подступили к подростку родственники.
— Ну что ж, — пожал плечами Саша. — Значит, вы меня как-то не так с самого начала воспитывали. Вот теперь и расхлебывайте.
— Мы в тупике, — признала мать. — С ним говорила я, говорил отец, говорил директор школы и классный руководитель. Он то ли не хочет, то ли не может понять. Поведения своего не меняет. Ну вот, из гимназии нас выгонят — и что? Куда он пойдет? Получается, что права та первая учительница. все проблемы он унесет с собой.
И разложит на новом месте.
— Конечно, — кивнула я. — Спасибо вам за рассказ. Следующий раз вы мне не нужны. Я буду говорить с Сашей.

Все мы доски в этом гребаном заборе.
— Какие предметы тебе нравятся в гимназии? — спросила я.
— Литература и геометрия, — сразу ответил Саша.
— Ага. А ты можешь доказать эти геометрические теоремы другими способами, не как в учебнике?
— Да. Иногда могу, — кивнул мальчик.
— Я почти всегда могла! — с гордостью сказала я. — В меня однажды математичка даже транспортир кинула, чтобы я не мешала ей вести урок.
— Еще как. Я вообще была довольно противная. Хотя и не настолько, конечно, как ты, — у меня все-таки были настоящие друзья, компания и все такое. Но в целом мозги на свое место встали уже после того, как школу закончила и работать пошла. Литература — это все-таки слишком неоднозначно, поэтому мы твою задачу будем решать геометрически.
Смотри сюда: люди живут все вместе, и мы представим их себе в виде забора. Вот так. Каждая досочка — это отдельный человек. Вокруг нее — близкие ей досочки-люди: семья, друзья, одноклассники там какие-нибудь. Давай на нее посмотрим внимательнее.
Чего она хочет?
— Ну. Не знаю. А чего?
— Она хочет высунуться. Не стоять в общем ряду. Быть повыше — самой лучше виден мир, ну и ее другим видно. И есть два чисто геометрических способа решения этой ее задачи — стать выше тех, кто рядом. Предлагай.
— Ну вот так, — Саша дорисовал кусочек доски.
— Ага, — согласилась я. — Досочка выросла. Что это за кусочек в человеческом смысле? Ну что она, например, такое приобрела, что реально подняло ее над окружением?
— Ну, разбогатела, например?
— Чтобы разбогатеть, поработала сначала все-таки, наверное, — усмехнулась я. — Если промышляла грабежом на большой дороге, то это уже другая геометрия будет. Еще?
— Может быть, выучила испанский язык?
— Отлично! Ты поймал! Еще?
— Научилась делать сальто. Водить самолет. Сходила в трудный поход. Усыновила троих сирот.
— Замечательно. В общем, досочка приобрела некий ресурс, которого у нее раньше не было и который ценится ею самой и ее окружением, и за счет этого поднялась и расширила свой горизонт обзора. Теперь ищи второе решение. Повторяю: чисто геометрическое.
Саша думал долго, чиркал на листке. Я не хотела подсказывать. Он не дурак, должен сам. Наконец он с мрачным видом сунул мне листок:
— Именно! Притопить других, в первую очередь, конечно, рядом стоящих, и за счет их опускания как бы (это иллюзия, заметь, реального подъема, в отличие от первого случая, нет) приподняться самому, слегка увеличить обзор. Но что в этом случае первым попадется на глаза?
— Другие доски вдалеке, того же размера. — вздохнул Саша.
— Добраться до них и их притопить тоже.
— Можно даже не добираться, — утешила я. — Здесь вообще есть два способа — реальный и виртуальный. Реальный — это когда ты (или твои предки) всех завоевываешь и обращаешь в рабство. Тогда ты выше, потому что ты рабовладелец, феодал, помещик-крепостник и так далее. А виртуальный — это когда ты.
— . Называешь всех придурками! И тех, кто близко, и тех, кто далеко.
— Ого! — удивилась я. — Так ты и вправду умный, что ли?!
— Конечно, — вздохнул Саша. — Наследственность, что ж вы хотели.
— То есть и здесь ты, получается, ни при чем?! — рассмеялась я.
— Получается, так. А что же мне сделать, чтобы стать не вот этой, а вот этой доской?
— А я-то откуда знаю? — удивилась я. — Я бы, наверное, занялась тем, что реально нравится, и постаралась добиться успехов. А энергию понятно, откуда взять?
— Ага, — моим тоном сказал Саша. — Перестать топить другие доски, и энергия высвободится. Спасибо. Я подумаю об этом.
В реале я его больше не видела. Но этим летом мать Саши постучалась в мою дверь, дала мне диск и сказала, что Саша благополучно закончил гимназию и по конкурсу поступил в институт культуры. Диск я посмотрела дома. Там Саша сначала играл в ансамбле ударником (музыка мне не понравилось, слишком громко и невнятно, но юноша стучал очень вдохновенно), а потом он уже в одиночку читал рэп. Там у Саши была какая-то странная, свисающая на одно ухо челка и как будто уже упавшие на пол штаны. Композиция называлась «Все мы доски в этом гребаном заборе. «
Источник: www.7ya.ru
Что делать, если брат дебил, и как распознать симптомы проявления?


Слово «дебил» употребляется не только в диагностическом контексте, но и как унижение, когда люди желают продемонстрировать собственное превосходство, указывая на минусы интеллекта. Дебильность представляет собой наиболее простую степень олигофрении, к которой еще принадлежат олигофрения и идиотизм. Некоторые люди спрашивают: что делать, если брат дебил?
Причины зарождения дебилизма
Поскольку это расстройство может быть как врожденным, так и полученным, то и факторы его появления разделяются на две категории.

Врожденные:
- существование в семье пациентов с синдромом Дауна;
- недостаток витаминов и йода в питании девушки во время вынашивания чада;
- аномалия генов;
- облучение беременной девушки;
- генетическая склонность;
- излишнее употребление спиртного, никотина и наркотических веществ;
- соприкосновение с токсичными растениями либо животными;
- тяжелые инфекционные болезни мамы;
- противоестественный образ жизни;
- местожительство на загрязненной территории;
- легкомысленный прием медикаментов.
Слово «придурок» – это жаргонное выражение, ранее имеющее отношение к заключенным.
- осложненные роды;
- побочные эффекты от вирусных либо энтеробактериальных инфекций;
- недостаточное взаимодействие с отцом и матерью либо ровесниками;
- черепно-мозговые повреждения.
Стадии
Так, что делать, если брат дебил? В первую очередь нужно обратиться к логопеду и специалисту по психологии, которые при помощи уроков на базе специализированных задач, характеризующих степень познаний и логики, а, кроме того, уровень общественной приспособленности и привязанность к родным людям, определят степень его дебильности.

В зависимости от уровня недоразвития умственных и психологических возможностей дебильность систематизируют так:
- несложная – умственные способности на уровне 70 (по шкале IQ);
- средней тяжести – интеллектуальные возможности доходят до отметки 64;
- тяжкая – менее 60.
Показатели и симптомы
Имеется несколько показателей и черт, по которым формируется единая оценка индивидуума при наличии вышеуказанного заболевания у зрелого человека:
Скромные тихие люди всегда становятся козлами отпущения. Сначала к ним цепляются одноклассники.
- низкий процент интеллекта;
- неумение принятия независимых заключений;
- неуправляемая злость;
- присутствие странностей;
- неспособность сдерживать себя;
- асоциальность;
- эротомания.
Наличие этих показателей даёт возможность определить степень дебильности. Итак, нам уже известны симптомы слабоумия взрослого индивидуума. Далее мы выясним, что делать, если младший брат дебил.

У умственно отсталого ребёнка можно наблюдать следующее:
- узость мышления;
- неспособность к глубоким логическим рассуждениям;
- главным считается лишь удовлетворение простых умений по уходу за собою;
- легко подвергается отрицательному воздействию;
- самое важное для малыша — это забавы и веселье;
- недоразвитие моральных и волевых качеств;
- неспособность построения сложных выводов;
- проблема с улавливанием внутренних взаимосвязей между объектами и событиями;
- образное осознание;
- инертность.
Диагноз не влияет на слуховое восприятие музыки, художественные способности и иные креативные возможности. К тому же отличительная черта болезни состоит в выдающейся возможности вычисления по формулам. Однако сделать какое-либо заключение в этом случае сложно.
Казалось бы, что может быть скрыто за таким маленьким и примитивным словом. Ничего приметного и.
Как лечить и что делать, если брат дебил?
Зачастую у больных великолепная механическая память. Они могут выучиться читать, сочинять, считать на уровне учащегося младшей школы. Однако, как только они встречаются с обширным определением, то не могут его осознать. Разум больного способен усвоить лишь некоторые данные либо описание. Немногим известно, что делать, если старший брат дебил.
Обычно врачи в этом случае проводят улучшающую и симптоматическую терапию. Здесь весьма важны такие нюансы:
- социальная адаптация;
- правильное психическое развитие;
- специальное школьное и трудовое образование;
- для снижения злости назначаются успокоительные;
- очень важно принимать фармацевтические препараты;
- работа с логопедами, которые при несложной форме способны уменьшить проявление дебильности.

Что делать, если твой брат дебил, и ещё слишком мал? Здесь важны такие мероприятия:
- Необходимо увеличить внимание отца с матерью к достижениям чада. Ведь если малыш будет замечать, что его поддерживают родители, то это, несомненно, поможет в корректировке болезни.
- Исцеление зависит целиком от семьи, так как только лишь верное развитие поможет удерживать эмоциональное положение ребенка в норме и содержать его под непрерывным контролем, для того чтобы он не пошел на поводу у негативных людей.
- Терапия более тяжких стадий дебильности состоит в непрерывном надзоре у специалистов по психологии, так как чему-либо научить ребенка достаточно проблемно.
Теперь вы знаете, что делать, если брат дебил. При верном лечении высока вероятность добиться позитивного итога. А сам человек сможет стать составляющей социума, заведёт полную семью, будет трудиться на простой работе, однако лишь при условии, что руководство будет с пониманием относиться к его ситуации.

Олигофрения, которую называют еще умственной отсталостью, является патологией, вызванной психическим дефектом. Болезнь способствует возникновению слабоумия, которое становится следствием изменений церебрального характера.

По мнению примерно половины работников нашей страны, начальство – самодуры. По крайней мере, об этом говорят социологические опросы. И вопрос о том, как быть в такой ситуации и соблюдать ли субординацию, волнует многих. Ведь очень часто людям .

Нередко случается, что по прошествии некоторого времени после установки (въезда в новую квартиру) унитаз начинает под тобой качаться, выписывая фортеля. Создается впечатление, что при каком-нибудь неловком движении ты вовсе можешь сверзиться с него, .

Дети-имбецилы имеют дефекты со стойко выраженным снижением познавательной деятельности. У ребенка с таким диагнозом всегда заметны отклонения в физическом и умственном развитии.

Умственная отсталость — врожденная либо приобретенная в раннем возрасте задержка, или неполноценное формирование нервной системы, проявляющаяся патологией интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. .
Не каждый знает, кто такой олигофрен. Это человек, имеющий патологию, проявляющуюся при рождении. Олигофрению невозможно излечить, она сопровождает больного на протяжении всей его жизни.

Слово «придурок» – это жаргонное выражение, ранее имеющее отношение к заключенным концлагерей. В настоящее время так называют полоумных людей мужского пола.

Скромные тихие люди всегда становятся козлами отпущения. Сначала к ним цепляются одноклассники, затем коллеги. Что делать, если тебя обзывают? Не нужно впадать в панику или игнорировать обидчика. Нужно уметь постоять за себя.
Как это сделать? Все подробности читайте ниже.

Казалось бы, что может быть скрыто за таким маленьким и примитивным словом. Ничего приметного и неожиданного, так, простое словечко. Однако это не так. И к тому же оно имеет не одно значение. Так что такое тупа?

Что делать, если брат дебил, и как распознать симптомы?
Слово «дебил» употребляется не только в диагностическом контексте, но и как унижение, когда люди желают продемонстрировать собственное превосходство, указывая на минусы интеллекта. Дебильность представляет собой наиболее простую степень олигофрении, к которой еще принадлежат олигофрения и идиотизм. Некоторые люди спрашивают: что делать, если брат дебил?
Причины зарождения дебилизма
Поскольку это расстройство может быть как врожденным, так и полученным, то и факторы его появления разделяются на две категории.

Врожденные:
- существование в семье пациентов с синдромом Дауна;
- недостаток витаминов и йода в питании девушки во время вынашивания чада;
- аномалия генов;
- облучение беременной девушки;
- генетическая склонность;
- излишнее употребление спиртного, никотина и наркотических веществ;
- соприкосновение с токсичными растениями либо животными;
- тяжелые инфекционные болезни мамы;
- противоестественный образ жизни;
- местожительство на загрязненной территории;
- легкомысленный прием медикаментов.
- осложненные роды;
- побочные эффекты от вирусных либо энтеробактериальных инфекций;
- недостаточное взаимодействие с отцом и матерью либо ровесниками;
- черепно-мозговые повреждения.
Стадии
Так, что делать, если брат дебил? В первую очередь нужно обратиться к логопеду и специалисту по психологии, которые при помощи уроков на базе специализированных задач, характеризующих степень познаний и логики, а, кроме того, уровень общественной приспособленности и привязанность к родным людям, определят степень его дебильности.

В зависимости от уровня недоразвития умственных и психологических возможностей дебильность систематизируют так:
- несложная – умственные способности на уровне 70 (по шкале IQ);
- средней тяжести – интеллектуальные возможности доходят до отметки 64;
- тяжкая – менее 60.
Показатели и симптомы
Имеется несколько показателей и черт, по которым формируется единая оценка индивидуума при наличии вышеуказанного заболевания у зрелого человека:
- низкий процент интеллекта;
- неумение принятия независимых заключений;
- неуправляемая злость;
- присутствие странностей;
- неспособность сдерживать себя;
- асоциальность;
- эротомания.
Наличие этих показателей даёт возможность определить степень дебильности. Итак, нам уже известны симптомы слабоумия взрослого индивидуума. Далее мы выясним, что делать, если младший брат дебил.

У умственно отсталого ребёнка можно наблюдать следующее:
- узость мышления;
- неспособность к глубоким логическим рассуждениям;
- главным считается лишь удовлетворение простых умений по уходу за собою;
- легко подвергается отрицательному воздействию;
- самое важное для малыша — это забавы и веселье;
- недоразвитие моральных и волевых качеств;
- неспособность построения сложных выводов;
- проблема с улавливанием внутренних взаимосвязей между объектами и событиями;
- образное осознание;
- инертность.
Диагноз не влияет на слуховое восприятие музыки, художественные способности и иные креативные возможности. К тому же отличительная черта болезни состоит в выдающейся возможности вычисления по формулам. Однако сделать какое-либо заключение в этом случае сложно.
Как лечить и что делать, если брат дебил?
Зачастую у больных великолепная механическая память. Они могут выучиться читать, сочинять, считать на уровне учащегося младшей школы. Однако, как только они встречаются с обширным определением, то не могут его осознать. Разум больного способен усвоить лишь некоторые данные либо описание. Немногим известно, что делать, если старший брат дебил.
Обычно врачи в этом случае проводят улучшающую и симптоматическую терапию. Здесь весьма важны такие нюансы:
- социальная адаптация;
- правильное психическое развитие;
- специальное школьное и трудовое образование;
- для снижения злости назначаются успокоительные;
- очень важно принимать фармацевтические препараты;
- работа с логопедами, которые при несложной форме способны уменьшить проявление дебильности.

Что делать, если твой брат дебил, и ещё слишком мал? Здесь важны такие мероприятия:
- Необходимо увеличить внимание отца с матерью к достижениям чада. Ведь если малыш будет замечать, что его поддерживают родители, то это, несомненно, поможет в корректировке болезни.
- Исцеление зависит целиком от семьи, так как только лишь верное развитие поможет удерживать эмоциональное положение ребенка в норме и содержать его под непрерывным контролем, для того чтобы он не пошел на поводу у негативных людей.
- Терапия более тяжких стадий дебильности состоит в непрерывном надзоре у специалистов по психологии, так как чему-либо научить ребенка достаточно проблемно.
Теперь вы знаете, что делать, если брат дебил. При верном лечении высока вероятность добиться позитивного итога. А сам человек сможет стать составляющей социума, заведёт полную семью, будет трудиться на простой работе, однако лишь при условии, что руководство будет с пониманием относиться к его ситуации.
Источник: fb.ru