К сожалению, ребята повсеместно используют мат в своей речи – и не только в средней и старшей школе. Первоклассники с удовольствием щеголяют запрещенными словами, чувствуя себя такими же «крутыми» и взрослыми, как старшие. Поэтому говорить о профилактике как таковой не приходится, ведь профилактика – это предотвращение. А в нашем случае мы говорим непосредственно о решении уже существующей проблемы.
26 апреля 2021
Поделитесь в соц.сетях
Ученики начальной школы
Если речь идет о младших школьниках, следует пресечь нежелательное поведение спокойно, но твердо. С ребенком обязательно нужно поговорить. Его надо спросить, знает ли он значение тех слов, которые употребляет. Возможно, ответ будет отрицательным, и ребенок просто повторяет за кем-то «крутые» слова.
Тогда достаточно сказать, что это плохие слова, которые нельзя произносить вообще, и в школе тоже. Ругать ребенка не надо, он ни в чем не виноват. Можно попросить родителей поговорить с ребенком об этом более подробно, если у него возникают вопросы о плохих словах. Некоторые дети очень удивляются, узнав, что люди «ругаются частями тела».
Крикнул МАТОМ на весь класс
В случае, если использование ненормативной лексики устойчиво присутствует в речи ребенка, разговор пойдет по другому руслу. Такой ребенок, скорее всего, знает, что означают эти слова. Ему можно сказать, что со стороны его поведение выглядит не как взрослое, а наоборот, как очень детское, как будто он только что услышал все это впервые и радостно повторяет. Потому что взрослый человек знает, когда какие слова уместно произносить, а он – нет. Далее нужно объяснить, что материться в школе запрещено, и рассказать, что будет при повторном нарушении.
Средняя и старшая школа: подростки
Самое сложное – когда в школе есть значительное количество детей, про которых можно сказать, что они не столько ругаются матом, сколько на нем разговаривают. С большой вероятностью, устанавливаемые взрослыми правила не являются для них чем-то значимым, касается ли это выбора выражений или других поведенческих проявлений. Это так называемые «учащиеся группы риска».
Чего делать не надо?
В работе с этой категорией ребят очень редко можно прибегать к сотрудничеству с семьей. Зачастую родители этих детей разговаривают точно так же, как и дети, а за нарушения школьных правил наказывают детей, что не является эффективной мерой воздействия.
«Бессмысленно праведно возмущаться и читать мораль об уважении к великому русскому языку. Такие речи детям надоели уже много лет назад, они их просто не воспримут. С другой стороны, если с помощью пары привычных выражений учительницу можно довести до крика и слез, это очень весело. Надо запомнить и в следующий раз ввернуть выражение позабористее на контрольной».
Что делать обязательно нужно?
Удерживать взрослую позицию
Прежде всего, педагогам следует быть очень спокойными и устойчивыми. Они старше, сильнее и опытнее, и разных слов знают больше, чем ученики. Ругань не должна выбивать их из колеи.
Устанавливать правила и санкции
Именно в этом состоит задача педагогов — установить внятные и четкие правила поведения в школе и донести их до учеников максимально наглядным образом. Не следует ссылаться на устав школы, записанный мелким шрифтом на сайте образовательного учреждения. Лучше сформулировать четкий свод действующих правил, регламентирующих поведение участников образовательного процесса. Он должен включать также санкции за нарушение каждого правила. Например, внеочередное дежурство в классе, лишение экскурсии или дополнительное задание в виде подготовки доклада о природе обсценной лексики.
Психологи — специалисты центра «Перекресток» в работе с подростками использовали правило «3 синонима». Это означает, что человек, произнесший матерное слово, должен назвать три литературно приемлемых синонима этого слова. Такая мера не унижает достоинство ребенка, но требует некоторого творческого усилия, заодно расширяя его кругозор. В подростковом клубе, где действует это правило, ребята сами следят за его соблюдением, напоминая друг другу: «Эй, ты назвал только два синонима, за тобой еще один!» Санкция не обязательно должна быть неприятной и ни в коем случае не должна быть унижающей, творческие задания работают лучше всего.
Помогать формировать коммуникативные навыки
О красоте русского языка говорить можно и нужно, но не стыдить при этом ребят, «позорящих славный русский язык, на котором разговаривал Пушкин». Пушкин, как известно, не брезговал «низкой» лексикой, которой, как и всеми пластами языка, владел в совершенстве. Подростки не выносят ханжества, никогда нельзя забывать об этом. В работе с ребятами, привыкшими использовать обсценную лексику в повседневной речи, следует относиться к этому как к несформированному речевому навыку.
Иногда подростки сами признают, что слишком много ругаются, потому что в их компании так разговаривают все, и хотят избавиться от этой вредной привычки. Разговаривая с такими ребятами, можно услышать паузы, которые они делают, трудолюбиво подбирая «приличные» слова. Это уже хороший признак: они включают своеобразный фильтр, общаясь со взрослыми. Имеет смысл помогать им подбирать слова, поддерживать стремление общаться как культурные люди. И конечно, важной задачей становится помощь в поиске такой среды сверстников, где господствуют цивилизованные нормы общения.
Обязательно реагировать, никогда не оставлять без внимания
Многие дети с хорошо развитой речевой коммуникацией используют обсценную лексику в разговоре как часть молодежной субкультуры. Несмотря на то, что они прекрасно понимают, что нарушают этим школьные правила, часто они даже не понижают голоса в присутствии педагогов. Вероятно, в этот момент они не осознают свои высказывания как что-то неадекватное ситуации.
Им следует спокойно напомнить правила и вынести предупреждение. Удачной формулировкой здесь может стать что-то вроде «У нас в школе так не принято». Скорее всего, они извинятся и постараются в следующий раз помнить, где находятся.
Если оставлять такие проявления без внимания, они будут усиливаться. Существует теория разбитых окон, сформулированная американскими социологами Дж. Уилсоном и Дж. Келлингом. Она утверждает: «Когда человек видит, что нарушения правил никем не пресекаются, он перестает считать любые правила обязательными для себя».
Название теории взято из опыта криминологии: если в здании выбито одно стекло и его не заменяют, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна, а криминогенная обстановка в районе заметно ухудшится.
«Нарушения правил должны пресекаться спокойно, но твердо».
Формировать и поддерживать в школе ценности уважительного, доброжелательного отношения друг к другу
Пожалуй, наиболее важным в формировании культуры общения является пример, который подают взрослые. Конечно, учителя обычно не используют ненормативную лексику в школах. Но очень важно понимать, что крик, ругань, обзывательства и другие атрибуты неуважительного обращения с учениками только усиливают тенденцию использования нецензурной лексики в школах. «Если вы нас не уважаете, почему мы должны уважать вас и соблюдать ваши правила?» — считает подросток, и он прав.
Источник: rosuchebnik.ru
Уроки «французского»: что делать, если ученик матерится
Сквернословие становится все более распространенным явлением в речи детей. Современные школьники слышат нецензурную брань не только от взрослых и сверстников, но и от популярных блогеров и музыкантов — так на подсознательном уровне они усваивают посыл, что в использовании мата на публике нет ничего ужасного. Но что, если ученики выражаются нецензурно прямо на уроках? Разбираемся, как действовать, вместе с американским психологом, автором книг по поведенческим проблемам школьников Кеннетом Шором (Kenneth Shore).
Постарайтесь установить причину
Школьники используют ненормативную лексику по разным причинам. Одни ругаются, чтобы привлечь внимание учителя или одноклассников. Другие — чтобы произвести впечатление на своих сверстников. Кому-то мат помогает выразить сильные эмоции, такие как гнев, боль или разочарование. А некоторые ругаются, чтобы задеть того, кто их обидел.
«Определив причину, по которой ученик использует ненормативную лексику, вы сможете более эффективно отреагировать на нее», — говорит Шор.
Не игнорируйте сквернословие
Отсутствие реакции может дать ложный сигнал учащимся, что сквернословить — это нормально. Нужно противодействовать использованию ненормативной лексики. Это важно еще и потому, что некоторые дети ругаются настолько часто, что могут сами не осознавать, что их слова неуместны.
Если вы услышали нецензурное слово — реагируйте, даже если точно не знаете, кто именно его произнес. В этом случае не просите учеников помочь определить виновного.
Просто дайте понять классу, что такие высказывания неприемлемы. Можно сказать, например: «Я ожидаю, что ученики в этом классе будут уважительно разговаривать друг с другом». Затем вернитесь к уроку.
Реагируйте спокойно
Если вы считаете, что ученик ругается, чтобы привлечь ваше внимание или расстроить вас, ведите себя спокойно и сдержанно. Не заводитесь — это может только раззадорить его, и ему будет сложнее остановиться.
Вместо этого спокойно и четко объясните, что есть более подходящие способы привлечь ваше внимание.
Имейте в виду, что ребенок может не осознавать неуместность своих высказываний. Он может сказать, что считает эти слова нормальными, потому что слышал их от родителей, друзей или по телевизору. В этом случае хорошо работает такая фраза: «Я понимаю, что ты, возможно, слышал, как другие используют эти слова, но в школе их использовать нельзя».
Убедитесь в том, что ученик понимает, о каких именно словах идет речь, и обратите его внимание на то, что они могут задеть чувства других людей.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Помогите найти синонимы
Подберите с учеником литературные слова или фразы, которые он может использовать, когда собирается сказать «запрещенное слово». Выслушайте его идеи или предложите на замену непечатной лексике какие-нибудь забавные варианты — например, вместо слова «блин» говорить «бублик», «батон» или «баранка».
Если ученик ругается, чтобы выразить свои эмоции, предложите ему описать чувства в письме или личном дневнике.
Придумайте стоп-сигнал
Договоритесь о беззвучном сигнале (например, прикладывание пальца к губам), который вы будете подавать, когда ученик использует нецензурную или неподобающую лексику. Объясните, что, подавая этот сигнал, вы ожидаете немедленного прекращения сквернословия.
Назначьте мягкое наказание
Вы можете установить правило, согласно которому учащиеся, которые выражаются нецензурно, будут лишаться пяти минут перемены за каждый инцидент.
Назначая наказание, не читайте нотаций и не объясняйте свое решение. Не делайте исключений, будьте последовательны. Если сквернословие не прекращается, сообщите об этом родителям ученика.
После первого проступка попросите ребенка записать, что именно он сказал и почему он использовал это выражение. Вы также можете добавить свои комментарии. Поместите бумагу в конверт и попросите ученика адресовать его родителям. Положите конверт в свой стол и скажите, что вы передадите им письмо, если он снова будет ругаться.
Бывают случаи, когда все эти меры оказываются неэффективными, и школьник продолжает нецензурно выражаться, несмотря на многократные замечания и санкции. В таких — исключительных! — ситуациях нужна глубинная проработка проблемы с участием учителя, родителей, руководства школы, социального педагога и детского психолога.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Как можно помириться с другом, если поругались
Здравствуйте, дорогие читатели. В жизни каждого из нас рано или поздно возникала ссора с другом. Некоторые переживали конфликты и с лучшими друзьями. После завершения скандала, когда эмоции утихали, появлялся вопрос, как найти путь к примирению с лучшим другом. Особенно сложно, когда вы не можете понять суть проблемы, из-за которой случился конфликт.
В этой статье мы попробуем разобраться с тем, что все-таки стоит предпринять, если ссора уже состоялась, что сделать, чтоб сохранить дружбу.
Способы примирения

Звонок по телефону — способ примирения с лучшим другом
Давайте рассмотрим, как именно можно попросить прощение:
- отправить другу SMS на телефон;
- написать в социальной сети или в мессенджере;
- написать электронное письмо или обычное от руки;
- позвонить товарищу по телефону;
- связаться с другом по видеосвязи;
- попросить прощения в прямом эфире на радио – уместно, если вы уверены, что товарищ слушает данную радиостанцию в этот момент;
- лично поговорить.
Выбирая подходящий вам способ, учитывайте, что многое зависит от конкретной ситуации. В одном случае достаточно попросить прощения, написав сообщение на телефон, в другом вам придется расписать целую поэму, объясняя свое поведение.
Последовательность действий

- Для начала необходимо осознать, что ваш лучший друг, даже если сейчас очень обижен, ощущает тяжесть произошедшего. Вполне вероятно, что он переживает ни меньше вашего и также хочет помириться, особенно если ваша дружба длится не один год и вы вдвоем уже очень многое пережили.
- Во-вторых, необходимо понять то, что чувствует ваш товарищ. Если вы сможете объяснить его поведение, то вам будет легче найти к нему подход.
- Не нужно переживать о том, как сделать первый шаг. Не стоит надеяться на то, что друг решит первым пойти на примирение. Важно понимать, чем больше времени будет упущено, тем сложнее восстановить былые отношения. Но выждать какой-то период все же придется. Не стоит сразу после ссоры бежать мириться. Позвольте своему другу остыть, справиться с эмоциями. Иногда требуется повременить несколько дней.
- Перед тем, как идти мириться стоит проанализировать всю ситуацию целиком, осознать, в чем была причина ссоры, кто действительно виноват. Но не стоит заниматься анализом в первые часы после скандала. Вам также нужно успокоиться, взглянуть на ситуацию со стороны, причем не только со своей точки зрения, но и поставить себя на место товарища.
- Если проведенный анализ вывел вас на мысль, что в случившемся виновен друг, нужно для себя определить, стоит ли с ним вообще мириться. Все могло произойти из-за особенностей характера товарища, которого Вам уже не удастся переделать. Возможно, он вас предал, следовательно, нет гарантии, что в дальнейшем он снова так не поступит. Поэтому важно оценить всю ситуацию целиком, понять, нужно ли вам вообще это примирение.
- Если понимаете, что конфликт произошел из-за вас, нужно задуматься, под силу ли вам измениться и больше не вести себя таким образом, чтоб не провоцировать новые ссоры в будущем. Если вы решили, что сможете справиться со своими отрицательными чертами для того, чтобы сберечь дружбу, приступайте к этапу примирения.
- Когда будете готовы наладить отношения, позвоните другу по телефону или напишите письмо, но лучше, если вы лично подойдете и поговорите. Не исключено, что товарищ будет излишне обиженным и не захочет мириться. В такой ситуации не стоит отчаиваться. Возможно, ему нужно больше времени для того, чтобы быть готовым к налаживанию отношений. Конечно, все зависит от того, что стало причиной конфликта. Если, например, вы увели девушку у лучшего друга, неудивительно, что теперь вас перевели в категорию врагов и примирение невозможно.
- Помните о том, что процесс налаживания отношений должен быть правильным. Недопустимо унижаться, оговаривать себя, даже если вы виновны в ссоре. Если вина лежит на вас, скажите, что сожалеете о том, что произошло, и будете пытаться сделать все, чтобы не повторить случившееся. Если вина на друге, можно повести себя, как ни в чем не бывало, пригласить товарища в бар, посидеть за кружкой пива. Но не стоит выражать свое недовольство его поведением и указывать на то, что он виновен в ссоре, иначе разовьется новый конфликт.
Примирение является только финалом ссоры, но не ее итогом. Для того, чтоб конфликтная ситуация не повторилась вновь, важно, чтоб вы и ваш товарищ сделали взаимные выводы. После серьезного скандала нужно провести анализ и прийти к определенным заключениям. Такое общение по душам станет итоговой точкой для нейтрализации вашего конфликта.
Что сказать

В ситуации, когда конфликт произошел по вашей вине крайне важно попросить прощение у человека, которого вы обидели. Также в случае, если вашей вины в конфликте нет, но друг убежден в обратном, также можно извиниться. Это нужно для того, чтобы вернуть его расположение. Давайте рассмотрим, к каким словам можно прибегнуть на пути к примирению:
- «Прости меня, пожалуйста…»;
- «Я не должен был так делать…»;
- «Я виноват…»;
- «Не хотел с тобой ссориться…»;
- «Я сделаю все для того, чтобы исправиться…»;
- «Мне дорога наша дружба, я не хочу ее терять…».
Это примеры того, что можно сказать. Но не стоит сильно перебарщивать, используя все вышеперечисленные фразы. Так вы принизите свое достоинство в глазах друга.
Примирение после сильной ссоры

Иногда конфликт носит опосредованный характер, не представляет собой ничего серьезного, происходит по глупости. Но бывают и такие ситуации, когда два лучших друга ругаются по серьезной причине. Важно понимать, что после тяжелого скандала путь к примирению может быть очень долгим. Не исключено, что на это уйдет ни один месяц. Но если вы действительно лучшие друзья, то примирение все же наступит.
- В первую очередь, нужно понять, стоит ли мириться вообще. Если скандал был столь сильным, а причина весомой, возможно, на этом пора поставить жирную точку и вовсе не мириться.
- Если было принято решение, что примирение все же необходимо, помните о том, что вы являетесь взрослыми людьми, поэтому разговаривать нужно серьезно и быть ответственными за свои слова. Не стоит прибегать к фразам по типу «вечно ты ссоришься», «всегда ты себя так ведешь», «а вот ты…», «а сам?».
- Крайне важно, чтоб ваш конфликт оставался личным. Что бы с вами не произошло, чем бы ни была продиктована ссора, недопустимо, чтоб в момент примирения между вами и лучшим другом появлялись третьи лица. Всегда мириться нужно тет-а-тет, особенно если ссора была серьезной.
Не исключена ситуация, что по мере взросления вы или ваш товарищ изменился настолько, что общение стало очень сложным, конфликтные ситуации встречаются все чаще. Тогда вам стоит принять все, как должное, перевести отношения в разряд приятельских, не стремится к более тесному контакту.
Миримся на расстоянии

Бывают случаи, когда два человека умудряются поссориться, несмотря на то, что находятся на большом расстоянии друг от друга. Нередко всему виной непонимание, эгоистичное настроение или третье лицо, приложившее усилия для развития конфликта. В такой ситуации крайне важно, как можно быстрее примириться. Ведь тот факт, что у вас отсутствует возможность взглянуть друг другу в глаза, еще больше осложняет процесс примирения. Ваша дружба может закончиться гораздо быстрее, вернуть ее будет практически невозможно.
- В такой ситуации можно начать с написания сообщения. Лучше, если оно будет отправлено на электронную почту или в социальной сети, чем две строчки смс, посланных на мобильный телефон.
- Если пишите примирительное письмо, начните с перечисления качеств, которые вы цените в своем друге. Обязательно укажите на то, что хотите наладить отношения, так как дорожите дружбой. Сообщение может быть лаконичным, но содержательным. Важно избегать уклонений от темы и повторений. Завершить его можно, написав, что были бы очень счастливы, чтобы свершилась примирительная беседа, и вы смогли бы лично пообщаться.
- Естественно, что при личной встрече, кроме слов ваше примирение сопровождалось бы проявлением эмоций, этого мы не можем добиться при написании текста. Но когда друг пойдет на контакт, можно будет перейти ко второму шагу — звонку по телефону.
- Если товарищ находится в другой стране, можно воспользоваться видеосвязью, например, позвонить по Skype. Так у вас появится возможность взглянуть друг другу в глаза, высказать какие-то претензии. Но лучше, если разговор пройдет в нормальной обстановке на положительных интонациях.
Человеческие отношения выстраиваются на взаимной поддержке, взаимопонимании, уважительном отношении друг к другу. Поэтому, прежде чем затевать ссору, проверьте, возможно, вам под силу найти путь к мирному примирению.
Советы

- Находясь в спокойном состоянии, определите для себя, почему вы дружите с этим человеком, вспомните о его хороших качествах. Воспоминания о приятных моментах вашей дружбы должны придать смелости и решительности совершить первый шаг на пути к примирению.
- Если вы хотите поговорить по душам, найдите спокойное место.
- Если решили написать сообщение, не обвиняйте друга в случившемся. Даже если в этом есть его вина, ведите себя сдержанно, не доказывайте свою правоту, иначе ссора только усугубиться. Примирение будет невозможным.
- Во время личного разговора сохраняйте зрительный контакт.
- Будьте искренне, оставайтесь хорошим слушателем. Пусть друг также поделиться своими чувствами.
- Если замечаете, что товарищ еще не готов к примирению, не давите на него. Проявите свое понимание, пусть у него будет больше времени на обдумывание ситуации.
- Не посвящайте других людей в свои проблемы и взаимоотношения с товарищем.
- Во время примирения не повышайте голос, не упрекайте друга.
- Не стоит прогибаться под требования и желания товарища, если они расходятся с вашими. Даже, если вы виноваты в ссоре, не нужно потакать из-за наличия чувства вины. Лучше пойти на компромисс.
Теперь вам известно, как помириться с другом. Иногда причина ссоры кроется в постоянной напряженности, ускоренном ритме жизни, который добавляет излишнюю агрессию, вызывает недостаток времени на нормальное общение. Помните о том, насколько этот человек для вас дорог, как вам важно его мнение, присутствие и общение с ним. Восстанавливайте дружеские отношения и старайтесь впредь избегать ситуаций, которые способны надломить вашу дружбу.
Источник: psycho4you.ru