Что такое буллинг, как его распознать и как взрослым правильно себя вести, если они обнаружили своего ребенка в подобной ситуации.

Разное
В России, по статистике, с травлей каждый день сталкивается 10% школьников. Около миллиона учеников каждый день идут в школу, где их будут обижать, и знают, что они не найдут поддержки ни у педагогов, ни у родителей. Что же мы можем сделать уже сейчас, чтобы хоть немного повлиять на эту печальную статистику, за которой скрываются не менее печальные истории?
Что может сделать каждый из нас, чтобы предотвратить в школах ситуации травли? Пока ребенок учится в начальной школе, мы может не бояться травли. Конечно, пробы пера могут проходить и в 8, и в 9 лет, но, как правило, это единичные случаи.
Когда происходит буллинг
Первый всплеск детского насилия в школе относится к возрасту 10–11 лет. Это совпадает с переходом детей в среднюю школу, когда исчезает авторитетный взрослый, которым ранее для них был классный руководитель.
В это же время у детей продолжается период групповой лояльности, когда им важно быть частью коллектива. Детям хочется сплотиться вокруг какой-то идеи, общего дела, но особенных поводов для этого нет. В конце концов когда группа обнаруживает в своих рядах какого-то не такого ребенка (выделение происходит по совершенно любому признаку), она сплачивается против него. Это ощущение дает школьникам много радости и азарта, в такие моменты они чувствуют себя единым целым.
Дети в 11 лет пока что лишены моральных ориентиров. Конечно, они знают, что такое хорошо, а что плохо, но это еще не стало частью их личности, поэтому они могут объединиться вокруг дурной цели — гнать не похожего на себя. И чем больше они вкладываются в отторжение другого, тем крепче себя ощущают.
4 верных признака травли
1. Несимметричность конфликта. Группа всегда травит одного или нескольких слабых (неспособных дать отпор) детей.
2. Систематичность. Если группа детей повздорила с одним учеником и конфликт на этом исчерпан, это не травля. Если группа на протяжении дней и недель задирает, обижает одного и того же ребенка, то мы можем говорить о травле.
3. Наличие насилия. Если ребенка не принимают в игры, не зовут на дни рождения, но ему при этом не страшно, а просто грустно, то мы говорим о непопулярности этого ребенка в классе. Если ребенку страшно, некомфортно от того, как с ним обращается группа, если его психическому и физическому здоровью угрожает опасность, то речь о травле. Насилие может быть физическим (ребенка щипают, толкают) и психологическим (подчеркнутое игнорирование, боязнь прикоснуться, отказ разговаривать).
4. Присвоение ролей. В обычных детских конфликтах роли детей постоянно меняются. То один ребенок выступает агрессором, другой — пострадавшим, то наоборот. В ситуации травли роль насильников намертво «присыхает» к одним детям, роль жертвы — к другим.
К сожалению, в 90% случае родитель узнает о травле от других родителей или от самого ребенка, когда ситуация доходит до критической точки. Поэтому взрослым надо внимательно наблюдать за детьми. Дети молчат до последнего.
Косвенные признаки травли
- ребенок находится в подавленном настроении;
- внезапно снизилась успеваемость;
- отказывается идти в школу, ищет предлоги не посещать занятия;
- ходит в школу странными путями, огибая опасные места;
- теряет вещи и деньги, приходит домой с порванными, испорченными вещами;
- с ребенком случаются резкие перепады настроения, он отказывается говорить про отношения с одноклассниками;
- регулярно приносит из школы синяки.
Все эти признаки говорят о том, что у ребенка что-то не ладится, и, возможно, он стал жертвой травли.
Если факт травли установлен, родителю нужно:
- Не искать проблему в ребенке и немедленно встать на его сторону.
- Пойти на разговор к классному руководителю. Именно он отвечает за психологическую атмосферу в классе. Первый разговор должен быть максимально доброжелательным. Родитель идет к учителю и говорит, что в школе сложилась такая-то ситуация и ему кажется, что он видит в ней признаки буллинга.
- Часто учитель к такому разговору не готов и пытается объяснить, что что-то не так с вашим ребенком. Что делать в этом случае? Дослушать учителя и идти к директору.
- У директора надо повторить все то же самое, что вы говорили у учителя, и при необходимости, подкрепить свои слова заявлением, где вы ссылаетесь на закон РФ «Об Образовании», в котором говорится, что любой учащийся имеет право на безопасную обстановку в классе и школа обязано обеспечить ему психологический и физический комфорт.
- Если директор отрицает факт травли, вы следуете в РОНО.
Какие методы могут вывести ребенка из-под удара
Самая простая методика называется методикой «серового камня». Но надо знать, что она не помогает отстоять справедливость, но помогает ребенку не привлекать внимание буллеров. Ее суть в том, что ребенок не должен бурно реагировать на оскорбления и подначки. Действует только с вербальным насилием.
Пока группа тех, кто травит, питается эмоциями ребенка, вы можете научить его не давать им эту подпитку. Ребенка, которого дразнят, надо научить максимально нейтральным тоном говорить на обиды: «Я вижу, что ты так думаешь», «Я вижу, что тебе нравится это повторять».
Надо понимать, что эта методика не меняет групповую динамику. Вашего ребенка перестанут дразнить и найдут кого-то другого.
Для того чтобы изменить групповую динамику, требуется работа учителя, родительского сообщества и школьного психолога. Все вместе они должны придумать новые групповые нормы. Как это происходит?
Авторитетный учитель (хорошо, если его поддерживают несколько родителей) собирает детей на несколько «классных часов», где говорит, что травля не приемлема, потому что она разрушает весь класс. При этом взрослый описывает механизм травли и минусы, которые получает каждый участник. Учитель дает моральную оценку травли, не обвиняя конкретных детей. Буллинг — болезнь группы, каждый из школьников по отдельности может быть ангелом, объединившись, они начинают существовать по другим законам.
Подытоживая, учитель заключает, что травля в школе невозможна и предлагает подписать классу что-то вроде меморандума, в котором прописаны новые правила общения.
Если для ребенка существует постоянная психологическая и физическая угроза, на время разбирательств вы забираете его из школы.
Источник: misstits.co
Что делать если плохие одноклассники
![]()
Авторизация

> Новости > Статьи и памятки
Что делать, если подросток попал в плохую компанию?

В подростковом возрасте дети активнее начинают общаться со сверстниками и, как следствие, перенимают друг от друга разные черты: и плохие, и хорошие. Прекрасно, когда товарищи благоприятно влияют друг на друга: мотивируют учиться на «отлично», участвуют в конкурсах и олимпиадах. Но что делать тем родителям, чьи дети, выбрали неподходящий круг общения: начали прогуливать занятия, обзавелись вредными привычками и перестали делиться переживаниями с близкими.
Специалисты Института воспитания и Обрсоюза собрали советы, что делать, если ребёнок попал в плохую компанию. Главное правило – помнить, что запреты и наказания ситуацию не исправят, а наоборот – усугубят, ведь внутренний протест подростка усилится, и он еще больше начнёт доказывать свою правоту. Важно постепенно, тонко и мягко подвести ребёнка к тому, чтобы он самостоятельно увидел, понял и принял решение о смене плохой компании.
Что делать родителям?
- Слушать ребёнка и интересоваться его мнением. При расспросах не нужно слишком напирать и забывать о его личных границах, лучше советоваться по любому, даже самому обычному поводу — например, что приготовить на ужин или как провести выходные.
- Не критиковать подростков, особенно по мелочам. В этом возрасте они чувствительны к критике. Тем более не нужно принижать его интересы и вкусы: музыку, фильмы, предпочтения в стиле. Важно вспомнить, что ваших родителей наверняка не всё устраивало.
- Больше доверять подросшим детям, не нужно контролировать каждый их шаг, ведь они взрослеют, а потому пусть привыкают быть самостоятельными.
- Научиться чувствовать эмоции. Если ребёнок подавлен, стоит попробовать осторожно спросить, в чём дело. Не нужно обижаться, если он не захочет делиться, в любом случае ребёнок запомнит вашу поддержку.
- Замечать успехи и хвалить. Если что-то не получается, важно сказать спокойно и уверенно: «Ничего страшного, пусть не в этот раз, но у тебя все получится. Вот увидишь, я в тебя верю!».
- Показывать свою любовь. Важно демонстрировать, что несмотря на плохое поведение, промахи и ошибки, вы все равно продолжаете любить и поддерживать детей, вы — союзник, готовый прийти на помощь. Однако не стоит торопиться предлагать её в тех вопросах, которые дети могут решить самостоятельно.
- Не запрещать общаться с плохой компанией. Гораздо лучше с помощью наводящих вопросов и совместного обсуждения постараться открыть глаза на истинную природу этих связей и на реальные опасности, которыми они могут для всех обернуться.
- Рассказывать подростку о манипуляциях и уловках, с помощью которых одни подчиняются воле других. Лучше избегать упоминания конкретных имён, чтобы исключить ссоры и при этом подтолкнуть подростка к собственным умозаключениям.
Помните, что ошибки — это возможность что-то понять и исправить. Всем свойственно их совершать. Лучшее, что вы можете сделать для ребёнка — поддержать с ним доверительные отношения, постараться его понять и в случае необходимости уберечь от неправильных решений.
Источник: xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai
Что делать, если ребенок попал в плохую компанию

Дети растут так быстро, что родители не успевают и глазом моргнуть, как крошечный карапуз превращается в самостоятельную личность со своими интересами, увлечениями и друзьями, которые не всегда нравятся мамам и папам. О том, что делать, если ребенок попал в плохую компанию, рассказывает эксперт «О!» психолог Анна Скавитина.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Когда мне было лет 9−10, я дружила с Анжелкой. У Анжелки была в наличии большая печь с настоящими дровами, двойки в дневнике и мама-уборщица. Это была «неподходящая компания для девочки из приличной семьи». Мы с Анжелкой учились в одном классе у заслуженной учительницы РСФСР Таисии Яковлевны и вместе ходили домой.
Заслуженная учительница, точно так же, как и моя мама, считала, что дружить нам нельзя, и мы прятались. О дружбе с Анжелкой никто не знал, пока мы не попали в милицию, своровав кисточки и открытки в книжном магазине.
Милиция провела с нами серьезный допрос, обвинила во всем Анжелку, мне сказали, что с такими девочками дружить не надо, а моей маме сообщили, что меня надо больше контролировать, что я «поддаюсь плохому влиянию». Но вообще назначить Анжелку зачинщиком безобразия было несправедливо.
В злодеянии участвовали мы обе, обе заранее не планировали совершать никакого правонарушения, обе не были закоренелыми преступницами. Это была игра. Увы, довольно типовая для этого возраста. Социальные ожидания здесь сослужили свою службу на пользу мне и сыграли против Анжелки, с тех пор нас не подпускали друг к другу.
Выросшая Анжелка стала милиционером и борется с несправедливостью мира. А мне довелось стать психологом и разбираться с тем, как оградить ребенка от влияния «плохих друзей», понять, почему его так тянет к «плохишам» и такие ли «плохиши» на самом деле ужасные.

Чувства родителей, которые хотят уберечь ребенка от дурного влияния, очень понятны. Так страшно, что он заразится чем-то от детей с улицы, выйдет из идеального мира, начнет хулиганить, говорить плохие слова. Часто, если такое происходит, родители начинают искать причину вне семьи, но на самом деле она почти всегда находится внутри.
Первые попытки родителей уберечь ребенка от тлетворного влияния чужих детей начинаются с момента, когда он впервые попадает в социум, то есть лежит в коляске на улице.
Детская площадка. Мама укачивает малыша в люльке и шипит на самостоятельно ходячих, кричащих, играющих детей: «Прекратите немедленно, мой ребенок не может уснуть! Почему вас никто не воспитывает!» Для новоиспеченных мам младенцев совсем не очевидно, что детская площадка не место для младенческого сна, а эти «ужасные и плохо воспитанные дети» ведут себя так просто потому, что сейчас их время бегать, прыгать и играть. Скоро ее малыш подрастет, и она будет защищать его от чужих мам неспящих младенцев.
Когда мы включены в выращивание собственного ребенка, то вся наша эмпатия и силы расходуются только на него, так что нам часто трудно посмотреть на ситуацию глазами других.
В дошкольном возрасте главное место, где ребенок учится всему — семья. Он подражает тому, что видит, слышит, воспринимает. Если вам не нравится поведение малыша, вы гадаете, где он этому смог научиться, прежде всего посмотрите в зеркало, а только потом ищите причину на детской площадке или в садике.
Дошкольники любят экспериментировать, они могут подхватить впечатлившее их поведение другого ребенка и попробовать повторить его при вас, чтобы посмотреть, как вы отреагируете. Если вы засмеетесь или начнете сильно возмущаться, то есть явно обратите внимание на новое поведение, то ребенок будет повторять его раз за разом! Потому что это работает! Родители обращают на него внимание, и не так уж важно — позитивное или негативное.

Мам часто волнует, когда другой ребенок толкает или бьет их малыша. Родители начинают жаловаться на «агрессора» воспитателям, требуют изгнать его из детского сада, учат своего ребенка не подходить к «плохому» малышу или давать сдачи.
Дошкольники, часто еще не научившись дружить, договариваться друг с другом, пытаются привлечь внимание любыми знакомыми им способами, «достучаться» до соседа. Если изолировать таких «плохишей», они, не получив желаемого и оставшись в одиночестве, будут вести себя еще хуже. Таким детям нужен взрослый, который поможет им организовать совместную игру, научит правильно общаться со сверстниками. Не спешите защищать или ругать своего ребенка, попытайтесь сначала выяснить мотивы детского поведения, в которое мы, взрослые, часто вкладываем свои интерпретации.
В этом же возрасте появляются и первые «плохие друзья», беспокоящие родителей. Например, мамы регулярно рассказывают о «самой красивой девочке в группе» или «хулигане из детского сада», от которых ребенок просто не отходит. Подчиняется, «подлизывается», жалуется, но терпит тычки, отдает принесенные из дома игрушки.
Родители пытаются разрушить такую неравную дружбу, ребенок с родителями соглашается, но при виде своего «самого-самого» лучшего друга как будто становится заколдованным. Часто в такой «дружбе» дети дублируют свое подчиненное положение в семье. Дома родители подавляют инициативу ребенка, настаивают на послушании, но надеются на то, что он будет проявлять качества лидера в социальной среде. А малыш тянется к тем детям, которые проявляют лидирующие качества, чтобы компенсировать свою подавленную часть.
Если у вашего ребенка появляются такие друзья, учите его выражать свои чувства и желания, поддерживайте их, обсуждайте, учите говорить «нет», в том числе и вам, и принимайте его «нет» хотя бы иногда, объясняйте, почему вы с ним не согласны, но говорите, что понимаете его желания.
Дети школьного возраста начинают понимать ценность настоящей дружбы и стремятся найти «лучшую подругу» и «лучшего друга», без которых они чувствуют себя одиноко и потерянно. Они постепенно ищут авторитеты вне семьи, независимо от родителей, но нуждаются в опоре на чужое мнение.
Школьники начинают перепроверять те истины, которые транслирует старшее поколение, сверяя их с мнением учителей, родителей своих друзей, блогеров и одноклассников. Чаще всего эти мнения не очень близки и понятны родителям. Дети ищут дружбы с теми, кто разделяет их интересы, страдают, если нет единомышленников.
В школьном возрасте начинается период дружбы, часто основанной на единстве противоположностей. Перед каждым ребенком стоит задача «собрать себя» в целую личность, и те качества, которые в семье вытесняются, не одобряются, запрещаются, ребенку приходится осваивать, «вступая с ними в дружбу». В этом возрасте, как известно, Мальвины-отличницы воспитывают Буратино-двоечников, а «ботаники» запросто дружат с «хулиганами», которые списывают у них контрольные и диктанты, и защищают от нападок других. Если вам как родителям, не нравятся приятели ребенка, подумайте, почему он с ними дружит? Какие качества пытается «добрать» в этих отношениях?

Я думаю, что в истории про Анжелку, с которой я начала рассказ, она помогала мне чувствовать себя более смелой, давала мне представление о том, что жизнь в других семьях совсем иная, не похожая на мою, что у всех людей разные возможности. Возможно, и эти «плохиши» дают вашему ребенку что-то такое, чего не можете дать вы, родители. Но, конечно, важно, чтобы детские эксперименты со своей идентичностью оставались в рамках закона. Попробуйте посмотреть на дружбу с «плохишом» поближе, сводите детей куда-нибудь, познакомьтесь с родителями друга вашего ребенка, проведите время все вместе.
Еще одна важная тема дружбы в этом возрасте — сравнение жизни в разных семьях. Недаром одним из важных действий, которое должны совершить дети до 9 лет, по мнению авторитетных американских психологов, — это переночевать в другой семье, сходить на «sleeping party» — пижамную вечеринку.
Послушав других детей, посмотрев на их жизнь, ребенок может попросить то, что есть в других семьях: дорогую технику, какие-то привилегии, например, гулять после школы, уходить далеко от дома, ходить на концерты. Для родителей это должно стать поводом для прояснения семейных ценностей, финансовых возможностей, а также обсуждения компромиссов с желаниями ребенка. Возможно, он вполне может получить то, что хочет, а ваши запреты и ограничения слишком строги и уже не соответствуют его возрасту. А может быть, вы абсолютно правы, но в любом случае новый внесемейный опыт становится обогащающим и для него, и для вас.

Конечно, когда ребенок начинает общаться с широким кругом людей, он испытывает на себе влияние социума, в том числе «неправильных друзей», это естественно. В процессе роста и развития он должен уходить из-под родительского влияния под чужое. Для родителей процесс взросления ребенка выглядит и заманчивым, и опасным, так страшно выпустить его из-под контроля, хочется подстелить соломки. Но на самом деле ваша задача как родителей состоит в том, чтобы рассказать взрослеющему человеку о последствиях того или иного поведения, событий, и обсудить возможные выборы, но не принимать решения за него.
Если вы столкнулись с тем, что ребенок дружит с детьми, склоняющими его к противоправным действиям или употреблению психоактивных веществ, заметили, что он стал замкнутым настолько, что скрывает свои отношения с друзьями, дружба сказывается на учебе и других активностях, в которых он с удовольствием участвовал, то это повод для серьезного вмешательства в происходящее. Обязательно поговорите с ребенком, найдите контакты новых друзей и их родителей, возможно, они тоже обеспокоены происходящим, ищите внешнего модератора — учителя, психолога, другие авторитетные фигуры, которые могли бы оказать поддержку вам и ребенку.
- Ребенку не хватает опоры на авторитет внутри семьи; «плохие компании» же, напротив, выглядят очень авторитетно.
- Ребенок не знает, каким социально-приемлемым способом завоевать авторитет в классе, группе сверстников. Часто это дети, которым дома рассказывают, что у них ничего не получается, они «какие-то не такие, как надо».
- Ребенок мстит родителям, выражает протест против слишком жесткого контроля или пытается хотя бы таким способом заставить обратить на себя внимание.
В любом случае, ребенок неуверенный в себе и болезненно зависит от мнения окружающих.
Ну, а если вы с детства внушаете детям уверенность в себе и своих силах, независимость, то они имеют полноценную прививку против негативного влияния «плохишей» и приобретают ценный опыт дружбы со своими подавленными частями личности, из которого можно взять много важного в свою жизнь.
Фото: Jaromir Chalabala/WAYHOME studio/Romrodphoto/Tania Kolinko/VGstockstudio/Shutterstock.com
Источник: www.kanal-o.ru