В статье рассматриваются проблемы и типы воровства, предлагаются рекомендации по профилактике и предупреждению детского воровства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Что делать, если ребенок ворует…
Проблема воровства по мере роста ребенка усложняется. То, что в раннем детстве является случайным эпизодом, ошибкой, у подростков – уже осознанный шаг, а то и вредная привычка, девиантное поведение.
В младшем школьном возрасте ребенок попадает в ситуацию постоянного оценивания, и не только со стороны взрослых (в первую очередь, учителей), но и со стороны одноклассников. Их оценки постепенно становятся более значимыми, нежели обыкновенные школьные, а иногда важнее, чем мнение родителей.
Именно в этом возрасте наиболее активно происходит нравственное развитие маленького человека, освоение социальных норм, закладывается моральная основа личности. Теперь все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Чтобы завоевать популярность и уважение сверстников, ребенок готов на многое. Особенно тот, у которого не все благополучно дома. Если родители вечно заняты, им нет дела до проблем ребенка и его интересов, если они холодно относятся к нему, отвергают его, то школьник еще активнее будет искать утешения вне семьи, а здесь уж как повезет, какая компания попадется.
Почему ребенок ворует?
К типу воровства младшего школьника можно отнести ситуации домашнего воровства, когда ребенок может украсть деньги или некую вещь, принадлежащую его родным или близким друзьям семьи. Чаще всего кражи такого рода совершают подростки и младшие школьники, хотя истоки подобного поведения могут находиться в раннем детстве. Такое воровство – своего рода сигнал об эмоциональном неблагополучии семьи, неудовлетворенности каких-то жизненно важных потребностей ребенка.
К сожалению, особенную тревогу у родителей вызывают только те случаи, когда воровство начинает выходить за пределы семьи. А ведь даже самый первый подобный проступок – повод задуматься: все ли в порядке, не испытывает ли маленький член семьи дискомфорт в родственном кругу? Анализ работы с ворующими детьми подтверждает, что в их семьях наблюдается эмоциональная холодность между родственниками. Такой ребенок либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил развод родителей, и, хотя отношения с отцом сохраняются, он наблюдает отчужденность, даже враждебность между мамой и папой.
Чаще всего – это спонтанный поступок, а не расчетливая кража по меркантильным соображениям. Младшие школьники еще не способны предвидеть последствия действий, не понимают нравственного смысла нормы. Они не умеют представить переживания другого, когда тот лишается вещей. У подростков развиты чувства стыда и вины, но им еще трудно управлять своим поведением.
Именно поэтому воровство всегда сопровождается ложью. Дети знают, что желание обладать сильнее страха родительского гнева. С помощью лжи они пытаются избежать наказания.
Даже если школьник украл впервые, нельзя принижать значение такого поступка, утешать себя мыслью, что все пройдет с возрастом. Но и забрать украденное со словами «Никогда так больше не делай» – значит подтолкнуть его к тому же еще раз. Нужно взять себя в руки – не кричать, не грозить милицией.
Ребенок украл деньги! Что делать? Совет психолога
В идеале он должен вернуть в магазин (или одноклассникам) украденное (или возместить его стоимость) и принести свои извинения. Необходимо дать возможность вернуть вещь самостоятельно. Важно, чтобы ребенок не только почувствовал стыд, но имел шанс исправить свой поступок. И не следует наклеивать ярлыков. Школьник взял чужое, но он не вор.
Если же проступок повторяется неоднократно, это серьезный повод задуматься о том, что происходит в его отношениях со сверстниками или в его семье.
Золотое правило воспитания гласит: «Ругай наедине, хвали – при всех». Воровство – сор, который не следует «выносить из избы». Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет: иначе порочный поступок может действительно превратиться в суть личности: «Мама говорит – значит, я такой!» А в подростковом возрасте уже звучит вызов: «Да! Обманщик, вор! Ну и что?»
Одна из основных причин воровства в среднем и старшем школьном возрасте – отсутствие у детей денег на карманные расходы. В каждом возрасте у детей – свои запросы. В 1-3 классах всем хочется конфет в красивых обертках, жвачек, затем – разных игровых приставок, дальше – больше (вспомните, кому из нас в 9-10 классе не хотелось иметь джинсы?). Пусть эти всеобщие интересы и не всегда на пользу ребенку (вместо конфет и жвачек, конечно, полезнее фрукты и овощи), но родителям все же следует пойти у него «на поводу». Все эти периоды – жвачек, приставок и т. д. – быстро проходят, а вот чувство обиды за собственную ущербность (у всех есть, а у меня нет), желание обладать чем-то, во что бы то ни стало, могут привести к тому, что оставит след на всю жизнь – к краже.
Некоторые психологи утверждают, что причиной детского воровства может быть легкое отношение родителей к чужому труду (но это уже скорее вопросы психотерапевтов) или к мелким деньгам. Когда в доме постоянно разбросаны рубли и родители не устают повторять, что это не деньги, ребенок вскоре перестает ценить и тысячи. Он полагает, что все так относятся к деньгам, и потому вытащить у кого-то из кармана недостающую ему «мелочь» не считает преступлением.
Воровство в подростковом возрасте (12-16 лет) может быть связано с желанием получить острые ощущения, пережить авантюрное приключение, рискнуть.
Так, в литературе приводится пример разговора с трудным подростком Сережей Ф., которого поставили на учет в милиции за совершение целой серии краж. Сережа был «форточником». Открытая форточка служила ему дверью в чужие квартиры. Список украденных им вещей включал военный бинокль, пейджер, плеер, пару кроссовок, газовый пистолет. В общем, нельзя сказать, что Сережа обчищал квартиры.
– Неужели, – удивилась психолог, – все эти мелочи стоят того, чтобы позорить себя, родителей?
– Дело не в вещах, – махнул рукой Сережа.
– Ну, понимаете, дух захватывает: лезешь – могут поймать, в квартире – хозяева прийти, потом выйти незамеченным – получится или нет?
– В общем, риск, да? – закончил психолог.
– Да! – подтвердил Сережа.
– Шел бы тогда в летчики лучше! – презрительно вставила Леночка, которая случайно услышала разговор.
Сережа опустил голову. Леночка ему очень нравилась.
Через месяц Сережа пошел учиться прыгать с парашютом, а потом поступил в летное училище.
Не стоит думать, что таких любителей приключений, как Сережа, единицы. Что заставляет мальчишек лезть в чужой сад за яблоками, когда в своем – ветки ломятся? Азарт, острые ощущения.
Следовательно, мотивы воровства могут быть самыми разными. Прежде чем осуждать, нужно понять причины. Свершившийся факт – еще не вина. Ведь есть случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг.
Приятели ловят на «слабо», взрослые запугивают угрозами. Сейчас в школах, как в криминальных кругах, есть такое понятие – «поставить на счетчик». Подходит к тринадцатилетнему подростку шестнадцатилетний и говорит: «Ты мне должен тысячу рублей. Не отдашь – каждый день будет капать процент». Таким образом, названная сумма неуклонно растет.
«Откуда же я возьму?!» – «У мамы с папой». Если жертва не отдает «долг», ее терроризируют и бьют. С этим явлением в школах бороться крайне сложно, поскольку ни учителя, ни родители ни о чем не подозревают: под страхом смерти жертвам запрещено жаловаться. Попадая в подобную зависимость, ребенок нередко начинает воровать: ему кажется, что, собрав необходимую сумму, он избавится от своих мучителей.
Какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачиваться от него, дать ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дать такой шанс еще раз.
А.С.Макаренко в романе «Педагогическая поэма» рассказывает, как одному из своих воспитанников – прожженному вору и жулику – доверил получить огромную сумму денег за всю колонию. Он намеренно послал мальчишку за деньгами одного. Когда, измученный внутренней борьбой и соблазном, тот все-таки принес деньги и попросил их пересчитать, Макаренко ответил:
– Зачем? Я тебе верю.
Именно эта вера в своего ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасет его, убережет от рокового шага.
Четыре шага к прекращению воровства
Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше.
Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка
Шаг первый заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов:
— Где и когда это случилось?
— С кем был ваш ребенок?
— Почему он украл?
К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь. Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?». Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?».
Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения.
Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.
Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо
Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи. Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, – очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу.
Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.
Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией
Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку, спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?».
Ребенка постарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, – ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?».
Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости
И последний шаг – убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание – потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.
Источник: nsportal.ru
Почему дети воруют у одноклассников и какие могут быть правовые последствия. Объясняют психолог и юрист
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
В рубрике «Вопрос — ответ» разбираем проблемы, волнующие наших читателей.
Вопрос: «Наша школа находится в благополучном районе, у нас учатся дети из обеспеченных и даже очень богатых семей. Но в последнее время участились случаи воровства. Из карманов верхней одежды, оставленной в раздевалке, пропадают деньги. Ситуация возмутительная, дело даже дошло до директора.
Что в таких случаях можно предпринять — как родителям, так и классному руководителю? Понятно, что из-за мелочи поднимать шумиху не стоит. А если ребенок „по приколу“ украдет iPhone, то куда обращаться и кто понесет за это ответственность?» — спрашивает Наталья, мама ученицы одной московской школы.
Почему дети воруют?
Отвечает психолог Галина Швец:
По мнению детского психолога Галины Швец, причины воровства могут быть разными. Они совершенно не зависят от материального положения семьи, но зависят от возраста ребенка.
В садике дети еще не видят разницу между «своим» и «чужим», поэтому берут игрушки других ребят без спроса. В возрасте четырех-пяти лет родитель должен провести с ребенком беседу и объяснить, что так поступать нельзя.
В школьном возрасте причинами детского воровства могут быть:
У младшеклассников могут еще быть не до конца сформированы отделы мозга, которые отвечают за самоконтроль и волю. Поэтому, если они видят чужую вещь, которая им нравится, то просто берут ее.
- Отсутствие внимания и любви родителей.
Если взрослые проводят с ребенком мало времени, он пытается любыми способами обратить на себя их внимание. Даже если его накажут за совершенный поступок, ему будет приятно чувствовать родительское участие.
При помощи воровства ребенок пытается самоутвердиться. Особенно если от такого поступка зависит принятие его компанией ребят, частью которой он хочет быть.
- Отсутствие четких правил в семье.
Если в семье брать чужие личные вещи без спроса, то ребенок может просто не осознавать, что так нельзя поступать и в отношении посторонних. Родителям нужно расставлять границы допустимого и учить его спрашивать разрешения перед тем, как взять вещь другого человека.
- Отсутствие жизненного опыта и знания.
Ребенку может быть интересно, что будет, если он украдет чужую вещь.
При таком психологическом расстройстве люди постоянно испытывают желание что-либо украсть. В данном случае привлекательна не украденная вещь, а сам процесс воровства.
Как реагировать учителю?
Увидев, что ребенок ворует что-то у другого ученика, преподаватель не должен закрывать глаза в надежде, что это «уладится как-то само».
Учитель начальных классов челябинской школы Татьяна Долгополова считает, что педагог должен работать на опережение и поднимать этот вопрос в классе. А если неприятная ситуация все же произошла, Татьяна советует реагировать твердо, но спокойно:
«В первую очередь, конечно, учитель не должен реагировать неадекватно: поднимать шум, выставлять ребенка виноватым, что называется, тыкать пальцем. Надо оставить его на личную беседу после уроков и узнать причины, объяснить, что так делать нельзя. Если после разговора ситуация повторяется, нужно подключить родителей: сообщить о случившемся, обсудить проблему.
Бывает так, что воровство в классе происходит массово и уже перешло в разряд «шутки»: взять из портфеля ручку и не положить обратно. В таком случае необходимо провести классный час и обсудить с детьми, что такие поступки являются мелкой кражей. Иначе в будущем ситуация усугубится и дети станут брать уже не чужую ручку, а телефон и главное — будут считать это нормой».
Как реагировать родителям?
Если вы узнали, что ваш ребенок что-то украл, не давайте волю эмоциям.
1. Разберитесь с причиной кражи.
Нужно поговорить с ребенком и выяснить, зачем он это сделал. Объясните, что тот, у кого украли вещь, наверняка сильно расстроился. Предложите ребенку представить себя на месте этого человека.
2. Не навешивайте ярлыки.
Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что он мошенник или вор. Такие слова могут сильно ранить его или, что еще хуже, он может начать считать себя «мошенником» и «вором» и вести себя соответственно.
3. Обсуждайте поступок ребенка, а не его личность.
В диалоге необходимо говорить, например: «Твой поступок может сделать плохо другому человеку», — а не использовать фразы «Ты поступил плохо» или «Ты виноват». Важно объяснить ребенку, что он совершил неправильный поступок, но от этого он не стал хуже.
4. Ищите выход из ситуации совместно с ребенком.
Важно продемонстрировать ребенку, что он несет ответственность за свои действия. Поэтому родители не должны пытаться решить проблему самостоятельно, а спросить у школьника, как он считает правильным выйти из ситуации: вернуть вещь, попросить прощения и так далее.
5. Не бросайте ребенка в беде.
Если он попал в сложную ситуацию и ему стыдно вернуть вещь товарищу или попросить прощения, необходимо помочь ему в этом: пойти с ним, поддержать.
7. Объясните, какие последствия могут быть при краже чужой вещи.
Нужно рассказать ребенку о существовании Уголовного кодекса и о том, что за воровство можно попасть в тюрьму. Ребенок должен осознать, что кража — это серьезное преступление.
8. Обратитесь к специалисту, если ситуация повторяется.
Когда диалог не помогает решить проблему, необходима помощь психолога.
«Главное — транслировать ребенку, что он хороший человек», — говорит Галина Швец.
Что говорит закон?
Отвечает юрист Иван Платонов:
Если произошла серьезная кража или случай воровства не первый, родители пострадавшего ученика могут обратиться к администрации школы, чтобы урегулировать вопрос.
Если ученик закончил начальную школу, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности, но никакого правового значение для его будущего это не имеет. Родители же будут обязаны возместить убытки, причиненные их ребенком, и будут привлечены к административной ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей (штраф — 500 рублей).
Для ребенка, не достигшего 14 лет, никакого наказания, кроме общественного порицания, при краже не предусмотрено. После 14 лет он привлекается к ответственности по ст. 158 УК РФ.
Если учащийся младше 16 лет украл вещь на сумму менее 3000 рублей, то ничего, кроме выговора от школы, ему также не грозит.
Если учащемуся есть 16 лет и сумма ущерба менее 3000 рублей, то ребенок понесет административную ответственность и должен будет возместить убытки. А вот в случае, если сумма ущерба превышает 3000 рублей, он уже будет нести уголовную ответственность.
Материалы по теме:
- Какие права ребёнка часто нарушают в школе. Мнение юриста
- Ребенка избивают родители. Чем может помочь учитель?
- «Мокрое дело»: отпускать ли ребенка в туалет во время урока?
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Ребенок 9 лет ворует у одноклассников.
Моей дочке 9 лет, ворует у одноклассников игрушки, еду, деньги, хотя ни в чём не нуждается дома. Пытались объяснить при помощи «кнута», также при помощи «пряника», не понимает, участковый разговаривал, пытались напугать милицией, детским домом, лишением рук, по хорошему пытались с женой объяснить, что так нельзя делать, не помогает и не боится ничего.
По бабушкам возили, осталось обратиться к психологам и гипнотизерам. Если и это не поможет, уже не знаем что делать. Не боится ничего и на словах не понимает, поведение тоже оставляет желать лучшего. Классный руководитель в школе тоже говорит, что не знает, как с ней разговаривать и как ей объяснить, что так нельзя.
По первой заступалась за неё, а теперь сказала больше не будет заступаться. Мы боимся, что глядя на неё и младшие станут такие же, как она. Помогите, пожалуйста, что делать как ей хоть что-то объяснить. Не хочет слышать что ей говорят и не понимает никого. Уже даже есть подозрение на клептоманию, может её лечить надо, но в нашем селе хороших психиатров или психологов нет, поэтому приходится обращаться сюда.
На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
По Вашему письму – Вы много всего сделали, чтобы приструнить ребенка, и чтобы она перестала воровать. Но в первую очередь Вам нужно было бы выяснить – почему она это делает.
Дети воруют потому что:
— не имеют того, что украли. Вы пишите, что ребенок дома ни в чем не нуждается. А дочка что по этому поводу думает?
— с детства плохо понимают разницу между «мое» и «чужое». Не умеют управлять своими эмоциями и желаниями. «Хочу» сильнее «нельзя».
— в семье ребенку не уделяют внимание или эмоционально холодные отношения с родителями. И именно таким образом он пытается привлечь внимание взрослых. И часто кражи начинаются, когда рождаются младшие дети, а старшие отодвигаются в сторону. Или родители начинают на старших детях вымещать свою злость от усталости с младшими.
— так же воруют дети, когда обижены на взрослых или пытаются отомстить другим за то, что у тех все как им кажется хорошо. Это может быть месть за Ваше невнимание к ней.
— воруют для самоутверждения. Если дома она никто, то именно таким способом она привлекает внимание не только родителей, но и других взрослых. Чувствует свою значимость.
— возможно, Вы чем-то причинили ребенку боль, незаслуженно накричали или наказали, и она таким образом делает больно Вам.
Только по Вашему письму возникает больше вопросов, чем ответов. Когда дочка начала воровать? Какие у Вас отношения в семье? Как к ней относятся? Не ушла ли она на задний план после появления младших детей?
Какие отношения у дочери с ними? Есть ли у нее домашние обязанности? Как она с ними справляется?
Нужно понимать, что происходит в семье, чтобы говорить о том, что делать с ребенком.
Из общих советов:
— Присмотритесь к девочке. Есть ли у нее какие-то интересы, хобби? Попробуйте ее чем-то заинтересовать. Начните делать что-то вместе. Это сближает и делает отношения более откровенными и теплыми.
— Уделяйте ей больше внимания, интересуйтесь ребенком. Чтобы она чувствовала себя на равных со всеми детьми. И дело не в деньгах и покупках ей чего-то. Ребенку нужно именно Ваше внимание. Проявляйте больше нежности и любви.
Потому что такие поступки могут быть от недолюбленности.
— Вы написали, что у дочки плохое поведение – это как? Для кого плохое? С какого момента оно стало плохим? Что в это время происходило в Вашей семье? Как это может быть взаимосвязано?
Подумайте, что она таким поведением хочет Вам сказать? Чего ей не хватает? Что ей бы хотелось? Заведите как бы между прочим душевный разговор. Расскажите о своем детстве. О том, как сильно Вы ее любите. Что Вы всю жизнь мечтали о такой дочке, что Вы о ней переживаете. О том, что Вы (родители) чувствуете, когда она так поступает.
И перестаньте ее постоянно пинать и укорять тем, что она ворует. Скажите, что Вы ей доверяете и всегда будете доверять. Что Вы всегда ее поддержите. И если ей что-то будет нужно – Вы всегда поможете, подскажите.
— Придумайте с женой для нее посильные обязанности, чтобы она чувствовала себя нужной и важной. Почаще хвалите при всех. Ругайте только один на один, не угрожая и не запугивая. Потому что это только усугубляет ситуацию, и дочка будет еще больше и круче делать все назло Вам.
— Поинтересуйтесь – есть ли у дочки карманные деньги и на что она их тратит. На все ли ей хватает? Сколько бы она хотела иметь карманных денег и на что хотела бы потратить?
— Придумайте какое-нибудь семейное торжество или праздник в честь дочери. Чтобы она почувствовала себя в центре внимания всей семьи. Что все ее любят.
Одним словом – Вам нужно сблизиться с ребенком. И не надейтесь, что все получится очень быстро. Постепенно и потихоньку налаживайте отношения. «Не хочет слышать что ей говорят и не понимает никого» — потому что никто не понимает ее. Как только Вы поймете дочку, примите ее такой, какая есть – ситуация начнет меняться.
«Уже даже есть подозрение на клептоманию» — не могу точно сказать, но думаю, что все же дело в семейных отношениях, которые почему-то не устраивают Вашу дочку. Чтобы поставить диагноз – нужно обратиться к специалисту очно. На сайте психологи диагнозов не ставят.
В любом случае – пересмотрите отношение к дочери всех членов Вашей семьи. При «правильном» Вашем подходе поведение дочери обязательно изменится.
Мудрости Вам и терпения в принятии решений!
Оцените ответ психолога:
Источник: psycabi.net