Что делать если твой одноклассник псих

Каждый учитель сталкивается в своей практике с трудным поведением детей. У такого поведения много видов, но иногда оно проявляется в форме агрессии или травли со стороны учеников в адрес одноклассников или взрослых. Причины могут быть разными, но при любых обстоятельствах учителю приходится с этим работать. Что делать педагогу, если он столкнулся с такой проблемой, на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе», организованном Яндекс.Учебником и благотворительным фондом «Шалаш», рассказала директор фонда и педагог Лиля Брайнис.

Что такое трудное поведение и каким оно бывает

Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет.

Поскольку ребёнок сам страдает от этого, очень важно ему помочь, поддержать его и научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребёнок, а ребёнок, которому трудно.

Как создавали твоих одноклассников #shorts

У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт.

Почему дети ведут себя агрессивно

Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, стресса, неуверенности в себе, неблагоприятной ситуации в семье и неумения выразить свои чувства иным способом. Участвуя в травле, ребёнок может пытаться заслужить уважение в коллективе. Важно понимать, что, выражая агрессию, ребёнок делает это не назло и не ради удовольствия, а потому что не знает, как поступать иначе. В целом злость и агрессия – это нормальные чувства, такие же как радость, интерес или страх, но детей нужно учить выражать эти чувства не в деструктивном формате.

Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты

Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми.

  • Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.
  • В конфликтных ситуациях сохраняйте спокойствие. Если есть жертва – поддержите ее, даже если конфликт происходит прямо на уроке. Это важно, потому что это создает ощущение безопасности на занятии, и таким образом учитель посылает ученикам сигнал, что заступится за каждого, если кто-то проявит в их адрес агрессию.
  • Разберитесь в причинах конфликта. Прерывать ход урока в таком случае не стоит – можно найти время на перемене. Для выяснения причин не нужно заставлять детей друг перед другом извиняться. Лучше дать детям высказаться, и выслушать две стороны конфликта, чтобы понять, что заставило учеников вступить в противостояние.
  • Дети и подростки не знают, как приходить в себя в случае конфликта, поэтому учителю важно предложить им варианты разрядки: попить воды, подышать, что-то сильно сжать, посидеть за задней партой. На ссоры тратится много энергии, поэтому лучше дать возможность детям отдохнуть и предложить вернуться к уроку тогда, когда они будут готовы.
  • Ребёнок сам не может научиться понимать и называть свои чувства, назовите их за него – «Я вижу, что ты расстроен(а)/злишься». Так ученик научится соотносить свои эмоции с тем, как это называется, и его эмоциональный интеллект будет развиваться.
  • После урока покажите ребёнку, что существуют никого не задевающие способы выражения злости: что-то крепко сжать, потопать, постучать или сказать что-то, что поможет избежать конфликта – например, «Мне неприятно/Я сейчас разозлюсь/Пожалуйста, отойди».
  • Отмечайте прогресс ребёнка в освоении этих способов в течение какого-то периода – недели, месяца, четверти. Часто дети, которые проявляют агрессию и которым сложно с ней справляться – это дети с низкой самооценкой, мотивированные скорее на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Им важно увидеть связь между усилиями и результатом. Можно или устно сказать ребёнку о том, что у него получается, или передать ему записку.

ПЕРЕДАЙ ДРУГУ 😎 Лайфхак, что делать если над тобой издеваются? 👍

Если агрессия направлена в адрес учителя

Если агрессия со стороны ученика направлена в адрес учителя, план действий выглядит точно так же, но ориентироваться нужно на собственную поддержку. Ребёнка нужно остановить любыми способами, не давать причинять физическую или словесную боль и последовательно устанавливать жесткие границы – что можно делать, а что нельзя, и говорить, какие будут последствия нарушения этих границ.

Педагогу важно помнить, что создает условия для обучения именно он, и помочь детям учиться вести себя иначе в его силах.

Что такое травля и как она выглядит

Проявление агрессии, которое длится какое-то время и не заканчивается – это травля. Травля — это систематическое целенаправленное, осознанное агрессивное поведение одного или нескольких человек при условии неравенства участников или по численности – несколько учеников против одного, или по статусу – более популярные дети против менее популярных, или по силе – более сильный ученик против более слабого.

Как учителю прекратить травлю в классе

В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться. Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:

  • Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе. Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.
  • Сформулируйте правила поведения в группе – скажите детям, как им можно друг с другом общаться, а как нельзя. Перед педагогом не стоит задача сделать участников травли лучшими друзьями, достаточно будет того, чтобы они научились цивилизованно друг с другом сосуществовать, не причиняя друг другу боль и страдания. Не стоит ждать, что дети запомнят эти правила сразу. Но если вы сами будете им следовать, постоянно акцентировать на них внимание и следить за их соблюдением, у детей не будет возможности их забыть. Социальный психолог Альберт Бандура, создатель теории социального научения, говорил о том, что дети следуют за поведением взрослого.
  • Ситуация травли не прекратится сразу, потому что дети не умеют действовать по-другому. Чем старше дети, тем сложнее им научиться вести себя иначе. Будьте настойчивы и постоянно возвращайтесь к правилам поведения на уроке.
  • Отслеживайте позитивные изменения в поведении детей, потому что позитивное подкрепление работает лучше, чем негативное. Детям важно знать, что у них что-то получается, и видеть, что учитель замечает их успех и хвалит их даже за небольшие продвижения.
Еще по теме:  Как заставить одноклассника поцеловать тебя в школе

Чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с детьми с трудным поведением, «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время, а по итогу получить удостоверение о повышении квалификации. Зарегистрироваться на него можно по ссылке.

Источник: pedsovet.org

За партой с агрессором. Что делать, если одноклассник вашего ребёнка «псих»?

агрессор250.jpg

В самой обычной школе может учиться совсем не обычный ребёнок. Он здоров, может, умён, но он не просто мешает учиться детям, он угрожает, плюётся, он вовсе не похож на других. Такие дети далеко не всегда учатся в коррекционных классах, они могут оказаться за одной партой с любым. О том, как можно справиться с малолетним агрессором легально и «по-детски».

Одноклассник сына обещал заколоть его вилкой

Мишу не принимали за своего. Ребята называли его противным и не звали играть. Мальчик гулял на переменках один, вдали от шумных забав одноклассников.

Начиная со второго класса Миша изменился. Сначала учителя обратили внимание на то, что ребёнок в 8 лет заинтересовался нацистской тематикой. В гардеробе ученика появился галстук с фашистской символикой, а парта начала пестрить свастикой. Одновременно Миша стал срывать уроки. Во время занятий он доставал еду и начинал есть, иногда безмятежно засыпал.

В итоге одноклассники отвлекались от объяснений учителя, шумели и пытались подражать.

Однако этого Мише показалось мало, и он как-то раз решил разбавить уроки очередным «творчеством». Мальчик встал на парту и начал танцевать стриптиз, пока поражённая учительница не остановила его. Конечно, внимания одноклассников было предостаточно. Но, видимо, не совсем.

Постепенно учебный процесс стал чередоваться с драками. Во время занятий Миша мог броситься с кулаками на своего обидчика, реагируя таким образом на любую шутку. Дня не проходило без боёв. Учителю приходилось останавливать урок и разнимать драчунов. К третьему классу это становилось уже не так легко.

Из-за природной агрессии, взрывных мышц в драке Мишу никто в его возрасте не мог обойти, а взрослому человеку порой было тяжело оттащить мальчика в сторону. При этом ученик после драки мог не реагировать на своё имя и закатывать глаза.

Во втором классе, после бесчисленных приглашений в школу и жалоб на поведение сына, мама Миши принесла медицинскую справку. Согласно документам, ребёнок признавался психически здоровым, только гиперактивным. Рекомендация от врачей была лишь одна: давать ребёнку один день на учебной неделе как выходной.

С третьего класса агрессивное поведение Миши стало набирать обороты, несмотря на то, что мальчик хорошо учится, а в школе проводит большую часть времени. Мама работает допоздна, а брат учится в институте.

— Я боюсь, что мой ребёнок учится рядом с таким мальчиком. Он сказал моему сыну, что принесёт вилку и заколет его, — с волнением рассказывает мама одноклассника. — Бывает, пишет на школьной доске имя кого-то из одноклассников и рядом угрозу: «Убью».

Все родители сильно обеспокоены за безопасность своих детей.

— Мы собирали подписи, чтобы мальчика убрали из нашего класса. Но на родительском собрании сказали, что школа не имеет права исключить ребёнка из школы, пока родители сами его не переведут, — рассказывает Лайфу мама одноклассника грозного Миши. — На собрании нам пообещали, что на занятиях будет присутствовать школьный психолог. Но сын говорит, что так никто и не приходил. Лишь пару раз на урок наведывался инспектор по делам несовершеннолетних. Ребята рассказывали, что чиновник в общих фразах объяснил, что драться плохо и нельзя срывать уроки.

Когда не знаешь, чего ожидать

— Вместе с моим сыном учится не самый приятный мальчик — Илья. С первого класса он является главным зачинщиком драк. Девочкам достаётся не меньше — то жевательную резинку к волосам приклеит, то толкнёт изо всех сил. У кого длинные косички — привязывает незаметно к стулу, девочки не замечают, вскакивают, а из глаз искры летят от боли, — рассказывает мама третьеклассницы Алины. — Родители грубияна защищают, говорят, что другие дети провоцируют на драки. Он у них «талантливый, занимается рисованием и изучает английский язык».

На родительских собраниях гвоздём программы всегда был Илья, но и у него было алиби — справка. Тем не менее «адекватный» третьеклассник со временем дошёл до того, что принёс в столовую тарелку с человеческими фекалиями.

— Мой сын очень впечатлительный, — говорит мать одноклассника Ильи. — Его чуть не стошнило тогда. Он чувствует себя беззащитным, переживает, что хулиган может его обидеть, «запачкать».

По ту сторону баррикад

— Мой брат Дима — очень неуравновешенный ребёнок. Чтобы вывести его из спокойного состояния, достаточно всего ничего. Особенно остро он реагирует, если на него повышают голос: когда учительница ругается на него, он может заорать «Не кричи на меня!» и выбежать из класса. Срывает урок и не соглашается вернуться обратно, — рассказывает Мария, сестра «узаконенного» агрессора.

— С одноклассниками мальчик общается мало, страдает лишним весом — за это ему также достаётся от ребят. Дима постоянно погружён в «свой мир»: рассказывает в школе (да и дома) истории, которые якобы произошли с ним или с его «другом», которого он всё время затрудняется назвать, — делится Мария.

Дома Диму описывают как доброго, общительного, сообразительного ребёнка — но лишь в том случае, если с ним обращаться ласково. При любой агрессии мальчик словно перестаёт себя контролировать, слышать и понимать что-либо.

Сейчас Дима учится в пятом классе, ему 10 лет. В раннем детстве он много болел и, разумеется, был окружён вниманием. А потом в его жизни появился младший братишка — и мир мальчика изменился. Казалось, что про него все будто забыли, стали чаще кричать, наказывать.

— Ничего не имею против наказаний за проступки, но для него это был удар, он-то считал, что он всегда прав и всегда любимый. Мне больно думать обо всём этом, жаль братишку. В том, какой он, виновата семья. И нам это исправлять, — признаётся его сестра.

Забудьте о «правиле школьного двора», но дайте сдачу

Эксперты единодушны во мнении, что дети с асоциальным поведением действительно могут быть опасными, а то, что происходит в школе, — первые шаги к реальной агрессии в обществе.

— По справкам, такие ребята психически здоровы, но в силу того, что они ещё дети, их эмоции опережают сознание. Поэтому они могут привести свои угрозы в действие. Дети ещё не знают цену жизни. У них всё в игровом формате. Тем более современные ребята воспитаны в виртуальном мире, на основе компьютерных игр.

Есть вид интеллекта умственный, есть эмоциональный — в частности, умение сопереживать. И последний недоразвит не только у детей, — говорит психолог Наталья Варская.

По её словам, агрессивное поведение начинает развиваться у детей ближе к третьему классу.

— Первые два класса — это некий период адаптации. Ребёнок недавно покинул семейное гнездо и пошёл в школу. Потом он осваивается, и часто поведение оставляет желать лучшего, так как контролировать себя его ещё не научили родители, — говорит Варская. — Если поведение реально социально опасно, то одноклассники не должны страдать от поведения маленького агрессора. Родители такого ребёнка должны перевести своё чадо на домашнее обучение и доводить воспитание до ума.

Еще по теме:  Одноклассники спасибо что вы с нами

Как пояснила Варская, вопреки «хорошим справкам», родители одноклассников агрессора могут найти управу на грубияна.

— Сейчас в каждой современной школе установлены видеокамеры. На родительском собрании видеосъёмка может оказаться фактическим доказательством асоциального поведения драчуна. Таким образом родительский комитет может настоять на том, чтобы баламута перевели в другой класс или на домашнее обучение. Как говорится, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого, — рассказывает специалист.

В то же время психолог обратила внимание, что нужно учить детей рассказывать родителям о фактах в школе, которые мешают им учиться или жить.

— Ребята должны отстаивать свои права. Рассказывать взрослым о притеснениях — это не значит ябедничать или предавать. Предать можно Родину или друга, а донести до преподавателей и близких о том, что кто-то не даёт возможности спокойно учиться в школе, подавляет физически и психологически, — это абсолютное право каждого, — советует Варская. — Однако стоит ли учить своего ребёнка давать сдачи — спорный вопрос. Получается, мы говорим человеку на агрессию отвечать агрессией. Ребёнок может не рассчитать силы и так физически ответить на провокацию, что последствия могут быть очень печальными для всех.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов в свою очередь заявил, что в детских вопросах корни проблем необходимо искать в семье.

— Вполне возможно, что ребёнок наблюдает агрессивную модель отношений среди близких. Конечно, у взрослых такое поведение проявляется более деликатно, но ребята всё воспринимают наивно и буквально, по-детски. Они видят саму модель поведения и копируют её в своём мире.

При этом Виноградов говорит, что сдачу давать, хоть и не очень сильную, стоит.

— Агрессору нужно противопоставлять силу, надо уметь дать сдачи. Если мальчик плюнул, девочка вполне может себе позволить отвесить ему пару пощёчин. Второй раз он уже задумается, стоит ли с ней связываться, — говорит психиатр. — Дети с асоциальным поведением — это недолюбленные, лишённые родительского внимания ребята. Почему они выбирают грязные способы привлечь к себе внимание? У каждого в зависимости от характера и восприятия мира, от ситуации в семье свои способы вымещать свою злобу.

Как донести проблему до директора

— В случаях, когда речь идёт о жалобах на агрессивное поведение одного из детей в классе, есть определённый алгоритм действий, — объясняет директор одной из столичных школ. — Для начала необходимо обратиться непосредственно к классному руководителю.

Затем родители учеников пишут заявление на имя директора школы. Это стандартный текст: «Просим вас принять меры в отношении ученика такого-то класса, т.к. ребёнок мешает образовательному процессу наших детей». Это заявление — сигнал для директора школы, что в его ведомстве серьёзные неполадки. С этого момента должен запуститься целый механизм.

Далее к проблеме подключается школьный психолог-педагог. Работа этого специалиста с учеником требует письменного согласия родителей ребёнка. Подобная форма заявления есть в каждой школе. Затем с агрессором работает социальный педагог школы.

— Работа не ограничивается лишь индивидуальными занятиями с зачинщиком беспорядков. Специалисты работают и с теми детьми, с которыми у героя каждой истории сложились особые отношения и конфликты. Чтобы создать общую картину и понять причины агрессивного поведения, педагоги отслеживают, как складывается ситуация в классе, наблюдают за общением одноклассников. На этом этапе параллельно педагог-психолог, классный руководитель и социальный педагог общаются с родителями ребёнка, чтобы прояснить домашнюю обстановку, — рассказывает руководитель школы.

— Если все перечисленные меры не изменили ситуации, то ребёнок выводится на психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПК). Он состоит из директора, завуча, педагога-психолога, медицинского работника, социального работника, учителей, руководителей школьных методических объединений (ШМО). На консилиуме решается вопрос о дальнейшей стратегии поведения с трудным учеником. Если все предыдущие мероприятия проводились в достаточном объёме и качестве, но так и не изменили ситуации, консилиум вправе направить ребёнка в центр реабилитации детей, — объясняет директор.

Каждый случай — это отдельная история со своими особенностями и моментами.

— Перевод ребёнка в другой класс — это не решение проблемы, так как ситуация часто повторяется. Но нужно понимать, что часто необходима работа не только с проблемным учеником, но и с его родителями, так как зачастую все проблемы идут из семьи, — говорит директор. — Отчислить же ребёнка из школы можно лишь по решению районной ПМПК либо по заявлению родителей ребёнка. Комиссия на уровне района имеет право определить ребёнку другой образовательный маршрут.

Другие статьи раздела:

  • Обучение детей скорочтению в Челябинске
  • ВНИМАНИЕ. Челябинских детей сделают гениями за полгода
  • 5 ошибок мамы первоклассника

Источник: www.cheldeti.ru

За партой с агрессором. Что делать, если одноклассник вашего ребёнка «псих»?

Узнайте, что делать, если одноклассник вашего ребёнка

Узнайте, что делать, если одноклассник вашего ребёнка

Мишу не принимали за «своего». Ребята называли его «противным» и не звали играть. Мальчик гулял на переменках один, вдали от шумных забав одноклассников.

Начиная со второго класса Миша изменился. Сначала учителя обратили внимание на то, что ребёнок в 8 лет заинтересовался нацистской тематикой. В гардеробе ученика появился галстук с фашистской символикой, а парта начала пестрить свастикой. Одновременно Миша стал срывать уроки. Во время занятий он доставал еду и начинал есть, иногда безмятежно засыпал.

В итоге одноклассники отвлекались от объяснений учителя, шумели и пытались подражать.

Однако этого Мише показалось мало, и он как-то раз решил разбавить уроки очередным «творчеством». Мальчик встал на парту и начал танцевать стриптиз, пока поражённая учительница не остановила его. Конечно, внимания одноклассников было предостаточно. Но, видимо, не совсем.

Постепенно учебный процесс стал чередоваться с драками. Во время занятий Миша мог броситься с кулаками на своего обидчика, реагируя таким образом на любую шутку. Дня не проходило без боёв. Учителю приходилось останавливать урок и разнимать драчунов. К третьему классу это становилось уже не так легко.

Из-за природной агрессии, взрывных мышц в драке Мишу никто в его возрасте не мог обойти, а взрослому человеку порой было тяжело оттащить мальчика в сторону. При этом ученик после драки мог не реагировать на своё имя и закатывать глаза.

Во втором классе, после бесчисленных приглашений в школу и жалоб на поведение сына, мама Миши принесла медицинскую справку. Согласно документам, ребенок признавался психически здоровым, только гиперактивным. Рекомендация от врачей была лишь одна: давать ребенку 1 день на учебной неделе как выходной.

С третьего класса агрессивное поведение Миши стало набирать обороты, несмотря на то, что ученик хорошо учится, а в школе проводит большую часть времени. Мама работает допоздна, а брат учится в институте.

— Я боюсь, что мой ребёнок учится рядом с таким мальчиком. Он сказал моему сыну, что принесёт вилку и заколет его, — с волнением рассказывает мама одноклассника — Бывает, пишет на школьной доске имя кого-то из одноклассников и рядом угрозу: «Убью».

Все родители сильно обеспокоены за безопасность своего ребёнка.

— Мы собирали подписи, чтобы мальчика убрали из нашего класса. Но на родительском собрании сказали, что школа не имеет права исключить ребёнка из школы, пока родители сами его не переведут, — рассказывает Лайфу мама одноклассника грозного Миши. — На собрании нам пообещали, что на занятиях будет присутствовать школьный психолог. Но сын говорит, что так никто и не приходил. Лишь пару раз на урок наведывался инспектор по делам несовершеннолетних. Ребята рассказывали, что чиновник в общих фразах рассказал, что драться плохо и нельзя срывать уроки.

Когда не знаешь, чего ожидать

— Вместе с моим сыном учится не самый приятный мальчик — Илья. С первого класса он является главным зачинщиком драк. Девочкам достаётся не меньше — то жевательную резинку к волосам приклеит, то толкнёт изо всех сил. У кого длинные косички — привязывает незаметно к стулу, девочки не замечают, вскакивают, а из глаз искры летят от боли, — рассказывает мама третьеклассницы Алины. — Родители грубияна защищают, говорят, что другие дети провоцируют на драки. Он у них «талантливый, занимается рисованием и изучает английский язык».

Еще по теме:  Одноклассники отметить как непрочитанное

На родительских собраниях «гвоздем программы» всегда был Илья, но и у него было алиби — справка. Тем не менее «адекватный» третьеклассник со временем дошёл до того, что принёс в столовую тарелку с человеческими фекалиями.

— Мой сын очень впечатлительный, — говорит мать одноклассника Ильи. — Его чуть не стошнило тогда. Он чувствует себя беззащитным, переживает, что хулиган может его обидеть, «запачкать».

По ту сторону баррикад

— Мой брат Дима — очень неуравновешенный ребёнок. Чтобы вывести его из спокойного состояния, достаточно всего ничего. Особенно остро он реагирует, если на него повышают голос: когда учительница ругается на него, он может заорать: «Не кричи на меня!» и выбежать из класса. Срывает урок и не соглашается вернуться обратно, — рассказывает Мария, сестра «узаконенного» агрессора.

— С одноклассниками мальчик общается мало, страдает лишним весом — за это ему также достаётся от ребят. Дима постоянно погружен в «свой мир»: рассказывает в школе (да и дома) истории, которые якобы произошли с ним или с его «другом», которого он всё время затрудняется назвать, — делится Мария.

Дома Диму описывают как доброго, общительного, сообразительного ребёнка — но лишь в том случае, если с ним обращаться ласково. При любой агрессии мальчик словно перестаёт себя контролировать, слышать и понимать что-либо.

Сейчас Дима учится в 5-м классе, ему 10 лет. В раннем детстве он много болел и, разумеется, был окружён вниманием. А потом в его жизни появился младший братишка, и мир мальчика изменился. Казалось, что про него все будто забыли, стали чаще кричать, наказывать.

— Ничего не имею против наказаний за проступки, но для него это был удар, он-то считал, что он всегда прав и всегда любимый. Мне больно думать обо всём этом, жаль братишку. В том, какой он, виновата семья. И нам это исправлять, — признаётся его сестра.

Забудьте о «правиле школьного двора», но дайте сдачу

Эксперты единодушны во мнении, что дети с асоциальным поведением действительно могут быть опасными, а то, что происходит в школе, — первые шаги к реальной агрессии в обществе.

— По справкам, такие ребята психически здоровы, но в силу того, что они ещё дети, их эмоции опережают сознание. Поэтому они могут привести свои угрозы в действие. Дети ещё не знают цену жизни. У них всё в игровом формате. Тем более современные ребята воспитаны в виртуальном мире, на основе компьютерных игр.

Есть вид интеллекта умственный, есть эмоциональный — в частности умение сопереживать. И последний недоразвит не только у детей, — говорит психолог Наталья Варская.

По её словам, агрессивное поведение начинает развиваться у детей ближе к третьему классу.

— Первые два класса это некий период адаптации. Ребёнок недавно покинул семейное гнездо и пошёл в школу. Потом он осваивается, и часто поведение оставляет желать лучшего, так как контролировать себя его ещё не научили родители, — сказала Варская. — Если поведение реально социально опасно, то одноклассники не должны страдать от поведения маленького агрессора. Родители такого ребёнка должны перевести своё чадо на домашнее обучение и доводить воспитание до ума.

Как пояснила Варская, вопреки «хорошим справкам», родители одноклассников агрессора могут найти управу на грубияна.

— Сейчас в каждой современной школе установлены видеокамеры. На родительском собрании видеосъёмка может оказаться фактическим доказательством асоциального поведения драчуна. Таким образом родительский комитет может настоять на том, чтобы баламута перевели в другой класс или на домашнее обучение. Как говорится, свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

В то же время психолог обратила внимание, что нужно учить детей рассказывать родителям о фактах в школе, которые мешают им учиться или жить.

— Ребята должны отстаивать свои права. Рассказывать взрослым о притеснениях — это не значит ябедничать или предавать. Предать можно Родину или друга, а донести до преподавателей и близких о том, что кто-то не даёт возможности спокойно учиться в школе, подавляет физически и психологически, — это абсолютное право каждого, — советует Варская. — Однако стоит ли учить своего ребёнка давать сдачи — спорный вопрос. Получается, мы говорим человеку на агрессию отвечать агрессией. Ребёнок может не рассчитать силы и так физически ответить на провокацию, что последствия могут быть очень печальными для всех.

Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов в свою очередь заявил, что в детских вопросах корни проблем необходимо искать в семье.

— Вполне возможно, что ребёнок наблюдает агрессивную модель отношений среди близких. Конечно, у взрослых такое поведение проявляется более деликатно, но ребята всё воспринимают наивно и буквально, по-детски. Они видят саму модель поведения и копируют её в своём мире.

При этом Виноградов говорит, что сдачу давать, хоть и не очень сильную, но стоит.

— Агрессору нужно противопоставлять силу, надо уметь дать сдачи. Если мальчик плюнул, девочка вполне может себе позволить отвесить ему пару пощёчин. Второй раз он уже задумается, стоит ли с ней связываться, — говорит психиатр. — Дети с асоциальным поведением — это недолюбленные, лишённые родительского внимания ребята. Почему они выбирают грязные способы привлечь к себе внимание? У каждого в зависимости от характера и восприятия мира, от ситуации в семье свои способы вымещать свою злобу.

Как донести проблему до директора

— В случаях, когда речь идёт жалобах на агрессивное поведение одного из детей в классе, есть определённый алгоритм действий, — объясняет директор одной из столичных школ.

— Для начала необходимо обратиться непосредственно к классному руководителю.

— Затем родители учеников пишут заявление на имя директора школы. Это стандартный текст: «Просим Вас принять меры в отношении ученика такого-то класса, т.к. ребёнок мешает образовательному процессу наших детей». Это заявление — сигнал для директора школы, что в его ведомстве серьёзные неполадки. С этого момента должен запуститься целый механизм.

Далее к проблеме подключается школьный психолог-педагог. Работа этого специалиста с учеником требует письменного согласия родителей ребёнка. Подобная форма заявления есть в каждой школе. Затем с агрессором работает социальный педагог школы.

— Работа не ограничивается лишь индивидуальными занятиями с зачинщиком беспорядков. Специалисты работают и с теми детьми, с которыми у героя каждой истории сложились особые отношения и конфликты. Чтобы создать общую картину и понять причины агрессивного поведения, педагоги отслеживают, как складывается ситуация в классе, наблюдают за общением одноклассников. На этом этапе параллельно педагог-психолог, классный руководитель и социальный педагог общаются с родителями ребёнка, чтобы прояснить домашнюю обстановку, — рассказывает руководитель школы.

— Если все перечисленные меры не изменили ситуации, то ребенок выводится на психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПК). Он состоит из директора, завуча, педагога-психолога, медицинского работника, социального работника, учителей, руководителей школьных методических объединений (ШМО). На консилиуме решается вопрос о дальнейшей стратегии поведения с трудным учеником. Если все предыдущие мероприятия проводились в достаточном объеме и качестве, но так и не изменили ситуации, консилиум вправе направить ребенка в центр реабилитации детей.

Каждый случай – это отдельная история со своими особенностями и моментами.

— Перевод ребенка в другой класс – это не решение проблемы, т.к. ситуация часто повторяется. Но нужно понимать, что часто необходима работа не только с проблемным учеником, но и с его родителями, т.к. зачастую все проблемы идут из семьи, — говорит директор. – Отчислить же ребенка из школы можно лишь по решению районной ПМПК, либо — по заявлению родителей ребенка. Комиссия на уровне района имеет право определить ребенку другой образовательный маршрут.

Источник: infonewsportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...