Что делать когда тебя буллят Одноклассники

Буллинг, или же травля — это агрессивное преследование одного из членов коллектива другим человеком или группой людей. Буллинг случается в любом коллективе:

  • в школе,
  • на работе,
  • в спортивной команде,
  • в группе по фитнесу,
  • даже в семье.

Как противостоять буллингу

Буллят не только детей в школе. С издевательствами часто сталкиваются и взрослые люди. Чем опасен буллинг, мы рассказывали в этой статье. А теперь собрали советы, как с ним бороться.

Буллинг = издевательства

По заявлению Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), у буллинга есть три постоянных компонента:

  • Дисбаланс сил: агрессор/жертва.
  • Повторение издевательств.
  • Агрессивность поведения.

По информации СМИ, в России с буллингом сталкиваются 55% детей, а более трети из них никому об этом не рассказывают. В США об издевательствах со стороны сверстников в 2020 году заявил каждый пятый школьник. При этом чаще всего буллинг наблюдается в средних классах.

Иногда буллинг переходит во взрослую жизнь. По статистике, более 30% взрослых американцев сталкиваются с издевательствами. Эксперты отмечают, что часто издеваются на работе: буллерами в этом случае могут быть как коллеги, так и начальство.

Издевательства могут быть как физическими, так и словесными. Также есть так называемый социальный буллинг, когда агрессор распространяет слухи о жертве и намеренно избегает общения с ней.

Среди детей часто встречаются физические издевательства: могут плюнуть жвачкой в волосы, толкнуть во время уроков и ударить после занятий. Ребенку могут давать обидные прозвища, подговаривать сверстников не общаться с ним, смеяться, когда он отвечает учителю. У подростков особенно распространен так называемый кибербуллинг, когда травля происходит в интернете, например через социальные сети и мессенджеры.

Взрослые люди реже сталкиваются с физическими издевательствами (хоть они тоже бывают), но при этом чаще становятся жертвой социального буллинга. Например, агрессор на работе может игнорировать просьбы о помощи, распускать сплетни и критиковать. Он может закатывать глаза и высмеивать жертву, менять голос, будто подражая ей. Буллер позволяет себе говорить сексистские, гомофобные или расистские шутки или саркастично высказываться о человеке.

Как поступить свидетелю буллинга

Свидетелей буллинга всегда больше, чем агрессоров и жертв издевательств. Есть данные, что наблюдатели могут испытывать даже более сильные душевные переживания, чем жертвы. Поэтому, если вы видите, что какого-то человека буллят, заступитесь за него.

Не проходите мимо. Обидчик чувствует свое превосходство, когда травит жертву. Когда за нее заступаются, агрессор не может одновременно и противостоять несогласному, и продолжать буллить. Его фокус смещается и он прекращает издеваться.

Помните, что сила в количестве. Попросите других людей тоже противостоять агрессору. Исследования показывают, что почти в 60% случаев издевательства прекращаются в течение десяти секунд, если за жертву травли заступились другие люди.

Не смейтесь. Даже нервный смех может дать обидчику дополнительные силы для продолжения издевательств.

Пообщайтесь с человеком, которого буллили. Выразите свое несогласие с буллингом и постарайтесь увести его из места, где произошла травля.

Что делать, если буллят ребенка

Нормальная реакция — отстраняться и избегать того, что вызывает стресс. Поэтому дети, которые подвергаются буллингу, могут отказываться идти в школу, прогуливать уроки, жаловаться на боль в голове или животе, стать молчаливыми и замкнутыми, бояться выйти погулять, потому что беспокоятся, что встретят задиру. Более явный признак, по которому родители могут заподозрить, что над ребенком издеваются, ― появление на его теле ссадин и синяков.

  • Расскажите ребенку, как ему себя вести с агрессором. Спокойно объясните, что любая агрессия поддерживается злостью, поэтому оскорбления в ответ не принесут пользы, а, наоборот, только усугубят конфликт.
  • Попросите ребенка «не делать себя меньше» во время общения с агрессором: не опускать голову, не сгибать спину, не складывать руки и не опускать глаза. Ребенок может сказать обидчику: «Оставь меня в покое», «Отойди». Попросите ребенка в этот момент смотреть в глаза агрессору, а потом уходить. Эксперты рекомендуют репетировать с детьми, как они будут отвечать буллеру: родитель играет роль агрессора, а ребенок учится противостоять ему.
  • Хвалите ребенка, когда он сам заступается за тех, кого буллят. Расспрашивайте его о том, что он при этом чувствует, и концентрируйте его внимание на этих положительных эмоциях.
Еще по теме:  Что значит лови момент в одноклассниках

Добавим, что говорить с ребенком о буллинге нужно, даже если над ним не издеваются. Маленькие дети могут просто не знать, что это, и начинают считать такое поведение нормальным. Эксперты отмечают, что десять взрослых не могут сделать и части того, что может один ребенок. Поэтому лучшая профилактика буллинга — заступничество за тех, над кем издеваются, и противостояние агрессору толпой.

Когда ситуация с буллингом усугубляется

Если к ребенку применяется физическое насилие или буллер портит, ворует личные вещи, то нужно поговорить с представителями школы. Сообщите о случаях буллинга классному руководителю и школьному психологу: спросите их, что они будут делать для прекращения травли. Поговорите с родителями агрессора, иногда они могут повлиять на поведение буллера.

  • Собирайте доказательства буллинга: аудио- и видеосъемки издевательств, показания одноклассников, фото испорченных вещей и справки о побоях. Если ребенок столкнулся с кибербуллингом, сохраняйте переписку и делайте скриншоты оскорблений.
  • Обратитесь к психологу или психиатру. Специалист даст заключение о моральном состоянии ребенка и оценит вред от агрессора. Также сможет порекомендовать ребенку пройти лечение или посоветовать записаться на прием.
  • Пусть о буллинге узнает как можно больше людей: пишите посты в социальных сетях и подключайте знакомых журналистов из местных газет. При этом не забывайте разговаривать с ребенком и обсуждать с ним план действий. Прежде чем писать пост об издевательствах или обращаться в газеты, объясните ему, что ваши действия помогут защитить его, и спросите разрешения.
  • Напишите жалобу на имя директора. Если администрация школы не может разрешить ситуацию, то пишите в комиссию по делам несовершеннолетних и инспектору по делам несовершеннолетних города или района. Также пожаловаться можно в управляющий совет школы, в который обычно входят другие родители, учащиеся, выпускники школы и представители общественности. Если и после этого буллинг продолжается, жалуйтесь в департамент образования, прокуратуру и уполномоченному по правам человека в городе.
  • Уделяйте особое внимание психологическому комфорту ребенка, когда подключаете к проблеме других людей. На фоне жалоб отношения со сверстниками могут ухудшиться: иногда одноклассники начинают обзывать ребенка ябедой или слабаком/слабачкой. Переключите его внимание на спортивные секции, хобби. Объясните, что одной школой жизнь не ограничивается, а в случае, если станет невыносимо, ее можно сменить.

Если буллер младше 14 лет, то за его действия будут отвечать родители, а с 14 лет он может сам понести уголовную ответственность. Например, за доведение до самоубийства агрессору старше 16 лет грозит от восьми до пятнадцати лет лишения свободы, а за побои — до двух лет тюрьмы.

Родители имеют право обратиться в суд, чтобы им возместили моральный ущерб. Перед этим нужно собрать доказательства издевательств: заключение психолога или психиатра, чеки, которые подтвердят, что из-за травли ребенок, например, не ходил в школу и поэтому вы обратились к репетитору. Если вы консультировались с юристом или наняли его для судебного разбирательства, то чек за его услуги также сохраните.

Например, в Новосибирске суд постановил взыскать со школы 15 тысяч рублей за буллинг 16-летней девочки. По информации СМИ, одноклассницы оскорбляли ее в соцсетях, а в школе толкали и чуть не сломали нос. Представители школы на это никак не реагировали, однако противоправные действия зафиксировала полиция и скорая. Отец девочки написал заявление в правоохранительные органы и в качестве доказательств предоставил справку о том, что его дочь после буллинга наблюдалась у психолога.

Как взрослому человеку бороться с буллингом

  • При первых признаках буллинга скажите, что вы не потерпите такого поведения. Скрытность и молчание создают среду для процветания буллинга. Если говорить о проблеме открыто, сообщать руководству (а если агрессор — начальник, то высшему руководству), буллер потеряет власть.
  • Иногда кажется, что вы «застряли» в общении с агрессором: все повторяется и будто нет выхода из ситуации. Если агрессор — коллега по работе, то попробуйте физически от него отдалиться: например, переставить рабочий стол подальше, пересесть на другое место или перейти работать в другой кабинет. С буллером-родственником так же: эксперты рекомендуют ограничить общение.
  • Если вы вынуждены общаться с агрессором, то минимизируйте контакт и сведите его к разговору «только по делу».
  • Старайтесь сохранять спокойствие. Буллер будет рад довести вас до эмоционального всплеска: чтобы вы заплакали или разозлились. Чем меньше вы будете реагировать на слова либо поступки агрессора, тем вероятнее, что он прекратит травлю.
  • Если агрессор использует физические методы буллинга, обратитесь в правоохранительные органы.

Источник: cuprum.media

Есть вопросЧто делать, если мой ребенок буллит других детей

Что делать, если мой ребенок буллит других детей — Есть вопрос на The Village Казахстан

Буллинг — это поведение и действия, направленные на травлю, давление, установление неравенства между участниками какой-либо группы. Такая травля может быть как физической, так и психологической. Буллят либо демонстративно, либо латентно, выражая свою неприязнь и осуждение. Часто от буллинга страдают люди с неокрепшей психикой, например, дети и подростки.

Еще по теме:  Что значит точка в Одноклассниках в сообщениях

Но что делать, если инициатором травли других является ваш ребенок? На вопрос отвечают практикующий психолог Ольга Солоненко и магистр психологии, исполнительный директор фонда Just Support Светлана Богатырева.

Ольга Солоненко

Светлана Богатырева

магистр психологии, исполнительный директор фонда Just Support

Признаки в поведении ребенка, указывающие на то, что ребенок участвует в травле сверстников

Светлана Богатырева: В травле других детей обычно участвуют те, кому нужно самоутвердиться за счет других, кто хочет быть лидером и продемонстрировать свою власть, но не совсем понимают, как это сделать экологично. Часто это дети, которые сами подвергаются травле или насилию — в семье или в другой группе. Они отыгрывают свое внутреннее состояние. Для них такая форма взаимодействия является знакомой и нормальной, поэтому при работе с булли-детьми важно не только применять дисциплинарные меры, но и оказывать им помощь.

Как понять, что это действительно буллинг, а не просто ссоры и драки

Светлана Богатырева: Основной признак травли — повторение. Когда это происходит не один раз, и действия одного ребенка к другому совершаются с умыслом. Присутствует явный дисбаланс сил: более сильный против более слабого, группа против одного, учитель против ученика. Как правило, действия направлены против того, кто отличается: двоечник среди отличников и наоборот, или если есть разница во внешнем виде, поведении, экономическом положении семьи — в том, что на виду, к чему легко придраться. Главное — нет предмета спора или ссоры, целью является укрепление статуса в группе, стремление самоутвердиться за счет другого, показать, кто «круче».

Роль родителей здесь в том, чтобы вовремя заметить проблему и включиться в ее решение. Если ребенок саботирует походы в школу, постоянно жалуясь на недомогание, вздрагивает от входящих сообщений, стал плохо есть и спать, не ходит в компании и на мероприятия, куда раньше ходил, надевает одежду, чтобы скрыть что-либо, или если у него стали портиться, пропадать вещи или ему стало нужно больше денег, а эмоциональное состояние изменилось в сторону тревожного, настороженного, расстроенного — это повод задуматься о причинах, среди которых, возможно, буллинг.

Ольга Солоненко: Митч Принштейн, профессор психологии и неврологии в Университете Северной Каролины, объясняет, что существует два типа агрессии: проактивная и реактивная. Реактивная агрессия проявляется как защитный механизм: нас обидели — мы разозлились, обозвали — нам хочется огрызнуться в ответ, толкнули — мы отвечаем тем же.

Проактивная агрессия может быть хладнокровной и продуманной. Не всегда цель проактивной агрессии осознается самим ребенком. Часто эти действия направлены на то, чтобы ощутить силу и власть.

Кто может участвовать в разборе ситуаций с буллингом

Светлана Богатырева: Дети сами не разбираются практически никогда. Если травля зародилась в коллективе, и она не разрешена при помощи взрослых, то она будет трансформироваться, переходить от одного ребенка к другому, а может быть даже на учителей. Вмешательство взрослых обязательно, но надо действовать осторожно, знать принципы групповой динамики.

Поскольку учитель руководит детским коллективом, то участие в разрешении ситуации должны принимать именно педагоги. Нужно, чтобы человек был авторитетом в детской группе и ему доверяли. Учитель должен сказать, что такое взаимодействие ненормально, а далее с детьми разработать правила поведения и следить за их выполнением, проводить мероприятия, направленные на сплочения класса и на то, чтобы дети лучше узнали друг друга, научились ценить непохожесть, а не считать ее препятствием к общению. Психолог может научить педагогов выявлять проблему при помощи специальных методов диагностики.

К психологу ребенка-агрессора можно отвести для того, чтобы научить справляться со своим гневом и конструктивно добиваться статуса лидера, а объект буллинга — чтобы снять травматичные последствия негативного воздействия и развить ассертивность (умение отстаивать свои интересы без агрессии).

Большое значение оказывает культура общения в организации образования, и какую позицию занимает администрация. Нередко сотрудники школ до последнего замалчивают случаи буллинга, чтобы «не выносить сор из избы». Или в упор не замечают случаи травли, считая это этапом взросления детей.

Много случаев, когда из маленького локального конфликта травля переросла в огромные ужасающие последствия, вплоть до суицида подростков. При буллинге все участники процесса испытывают на себе негативное влияние, даже те дети, которые просто наблюдают. Буллинг — это не проблема отдельных детей, это проблема всего коллектива.

Могут ли другие родители пострадавших от буллинга детей разговаривать с чужим ребенком-булли

Светлана Богатырева: Во время травли все на эмоциях, и родители пострадавшей стороны могут в какой-то момент не выдержать и сами нарушить допустимые пределы общения. Законными представителями детей до 18 лет являются их родители/опекуны, а значит, они должны быть вовлечены в решение всех вопросов, касающихся их детей.

Еще по теме:  Как отправить видео с тик тока другу в Одноклассники

В решении проблем буллинга все же должен участвовать педагог или же сторонний медиатор из администрации школы. Важно выслушать все стороны и организовать конструктивное обсуждение.

Как начать разговор на эту тему с ребенком

Светлана Богатырева: Для разговора на эту тему очень важно доверие между сторонами, чтобы ребенок знал, что его выслушают, не осудят и будут готовы помочь. Важно быть на стороне ребенка и прислушиваться к его аргументам и видению ситуации, не решать все за него, не действовать без его согласия.

Необходимо вместе взвесить ситуацию и продумать план действий — кто, с кем, когда и как разговаривает, куда обращается. Если ситуация очень сложная, а состояние ребенка критическое или он в опасности — нужно подумать о переходе в другое учебное заведение. Такой переход не должен быть первым выбором, стоит попытаться отстоять свои права, особенно если школа/кружок дороги ребенку, и там занимаются его друзья. В любом решении приоритетом должны быть интересы ребенка.

Как правильно говорить с ребенком-булли

Светлана Богатырева: Для таких детей бывает сложно открыться, внутренняя боль часто прячется под бравадой, отрицанием и другими психологическими защитами. Необходимо выслушать и не осуждать ребенка самого, а только его действия. Предложить помощь, в том числе помощь специалистов. Надо понять, что без коррекции такое поведение приведет к еще более печальным последствиям, как для самого ребенка, так и для тех, кто будет его окружать.

Какие правила общения должны быть между родителями пострадавших детей и детей-булли

Светлана Богатырева: Для модерации такого общения лучше привлекать третью нейтральную сторону. Общение лучше производить очно (не в чатах, не в переписке), так как письменная коммуникация съедает смыслы и эмоциональные интонации, а в накаленной ситуации это очень опасно. Лучше общаться, описывая конкретные данные. Для этого родители пострадавшей стороны могут собрать доказательную базу: скриншоты, записи видео, испорченные вещи, показания свидетелей.

Важную роль в проблеме буллинга играет то, какое воспитание у детей, атмосфера в семье, какие методы воспитания применяют к ним родители. Дети «несут свою семью с собой везде, в том числе и в школу». И учителям приходится иметь дело с уже готовыми продуктами воспитания.

Ольга Солоненко: Обвинения ребенка в буллинге — тяжелая вещь. Когда родители сталкиваются с таким обвинением, их первая реакция — защита. Родители не верят, что их ребенок может так поступать. Иногда они защищают ребенка, говоря: «Дети жестоки», «Все порой обижаются», «Возможно, у него были причины». Затем может прийти чувство сильнейшего стыда и сомнения в своих родительских качествах.

Желательно до разговора с ребенком, директором или учителем и с пострадавшей стороной, постараться обсудить произошедшее с другим взрослым, специалистами.

Родителям важно понять, что в этой ситуации они — союзники, и вместе им будет легче решить проблему. При общении с родителями ребенка, пережившего травлю — извинитесь за случившееся и предложите быть на связи, чтобы узнавать, как развиваются отношения между детьми. Постарайтесь не вмешиваться в их отношения напрямую, например, пытаться помирить или вынуждать общаться друг с другом.

В Израиле практикуют «Родительские группы», где обсуждаются различные ситуации, причины, приведшие к этим последствиям, и способы выхода из сложившихся ситуаций. В Алматы есть специалисты, прошедшие обучение у израильских коллег.

Светлана Богатырева: В 2017 году в Алматы на базе 30 школ фондом Just Support совместно с Управлением образования города Алматы была проведена программа по работе с родителями «Ведение родительских групп и работа с подростками». Школьные психологи получили технологию, позволяющую помогать родителям взаимодействовать со своими детьми и влиять на их поведение.

Данная программа основана на опыте Израиля. Отечественные педагоги-психологи в течении года адаптировали программу к казахстанским реалиям. Родительские группы проводятся при государственной поддержке и доступ к ним имеют многие родители. Сейчас программа работает в некоторых школах уже пять лет, и за это время был накоплен практический опыт и разрешены многие ситуации, с которыми родители не могли справиться самостоятельно.

Как можно предотвратить буллинг

Ольга Солоненко: Чаще приглашать одноклассников ребенка в гости, особенно тех, кому он симпатизирует. Создать ему «буферную зону», то есть научить не бояться своих одноклассников, у которых не меньше проблем, чем у него.

Помогать ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить в школу «за знаниями» или же по принуждению родителей. Помните, что ребенку, которого буллят, важны не только сторонние наблюдатели, но и люди, не дающие его в обиду.

Вырабатывать адекватную самооценку. В случае завышенной самооценки надо объяснять, что у любого человека есть ахиллесова пята, и тот, кто преуспевает в математике, может отставать по физкультуре, и наоборот. Все люди разные, и способности в какой-то области — не повод для демонстрации превосходства над другими.

Источник: www.the-village-kz.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...