Что его Одноклассники делают после уроков

  • Форум «Проектория»
  • СПЕЦПРОЕКТ СБИТЬ «КОРОНУ»!
  • Проверено EdExpert
  • Добрый знак
  • 40 лет LEGO EDUCATION
  • Startup City Challenge
  • Фестиваль-игра «Столица будущего»

ДОД. ИССЛЕДОВАНИЕ
Что будешь делать после уроков?
Как устроен день современного российского школьника
Надежда Княгинина
научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
Евгений Пучков
аналитик Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ

Звенит звонок с последнего урока, ребенок берет портфель и уходит из школы. Чем он будет заниматься дальше? Пойдет на кружки и секции? Сядет делать домашнюю работу? Отправится к репетиторам?

Может быть, его ждут прогулка с друзьями или тренировка в спортзале? Сколько времени займут у него послешкольные мероприятия? Ответы на эти и другие вопросы мы получили, опросив более тысячи школьников и родителей.

ТИПЫ ЛЮДЕЙ после школы

Во-первых, мы выяснили, что не все дети идут сразу после школы домой. Около трети из них остаются на продленку (7%) или дополнительные занятия в школе (25%).

Исследование выполнено в рамках государственного контракта с Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на оказание услуг по проведению экспертно-аналитических исследований «Анализ правоприменительной практики и выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правовой регламентации учебной нагрузки обучающихся по программам общего образования» в 2020 г.

Дополнительное образование детей крайне популярно среди школьников. Школьное ДОД посещают 53% детей, а вне школы — 68%. В среднем дети посещают 2,5 занятия дополнительного образования в неделю. Это среднее значение практически не изменяется в зависимости от возраста ученика: меньше всего занятий посещают в десятом классе (2,3), а больше всего — в шестом и седьмом классах (2,7).

Частота занятий меняется в зависимости от класса обучения. Так, в начальной школе на ДОД чаще всего ходят 2−3 раза в неделю, в средней школе — 3 и более раза (75% и 76% опрошенных в шестом и седьмом классах).

Недельная частота занятий в кружках (по возрасту)
Школьное ДОД посещают 53% детей, а вне школы — 68%
Репетиторы

Помимо дополнительного образования дети посещают занятия с репетиторами. Об этом сообщают 38% опрошенных, причем в младшей школе к репетиторам практически не обращаются, а в старшей школе доля таких занятий стремительно растет (до 76% одиннадцатиклассников).

сорвал урок в школе и меня отчислили

Посещение репетитора (по классу)

В среднем к репетитору ходят 2,41 раза в неделю, частота занятий растет с возрастом ребенка — в выпускном классе среднее число посещений составляет уже 3,29. Чаще всего с репетитором дети готовятся к государственной итоговой аттестации (ОГЭ или ЕГЭ) — в 74% случаев. В 60% случаев дети готовятся к школьным предметам («разбирают новый материал или повторяют школьную программу»), домашнее задание делают в 15% случаев, и в таком же количестве случаев готовятся к олимпиадам по предмету.

Не только занятия с репетитором и кружки занимают послешкольное время детей. Ответы родителей показывают, что физическая активность и спорт достаточно стабильно присутствуют в жизни учащихся всех возрастов, максимальное значение (95% учащихся) достигается в восьмом и одиннадцатом классах, минимальное (74%) — в четвертом классе. Только 12% родителей сообщили о том, что за пределами школы ребенок не занимается спортом или не имеет двигательной активности.

38% опрошенных посещают занятия с репетиторами. Чаще всего — для подготовки к государственной итоговой аттестации — в 74% случаев

Впрочем, речь не всегда идет о занятиях в секциях: половина респондентов к физическим активностям отнесла велосипед, скейтборд, самокат или ролики. Чуть менее трети родителей сообщили, что их дети систематически занимаются командными видами спорта (футболом, баскетболом, волейболом и пр.), 16% — плаванием, 7% указали, что их дети занимаются танцами или хореографией. Неожиданным оказалось, что не менее 8% школьников посещают фитнес-клубы, при этом наиболее популярны они в старшей школе (в одиннадцатом классе этот показатель достигает 20%).

Заметны и корреляции популярности различных видов спорта в зависимости от возраста школьников — так, постепенно снижается популярность велосипеда, самоката или скейта (33% детей в десятом классе против 54−64% в начальной школе). С другой стороны, возрастает популярность фитнес-клубов (25% детей в одиннадцатом классе). Пик популярности спортивных командных игр приходится на восьмой класс (41%), а к одиннадцатому классу он снижается до 20%. Плавание и танцы являются преимущественно «детскими» видами спорта, после окончания начальной школы их популярность постепенно снижается.

После школы и кружков

После уроков, секций, кружков и репетиторов день школьника еще не заканчивается: приходит время делать домашнее задание, о чем говорят 90% опрошенных школьников. Помимо этого, среди ответов на вопрос: «Что ты обычно делаешь днем и вечером после уроков и дополнительных занятий?» — отмечается общение в интернете (55%), прослушивание музыки (52%), помощь родителям по дому (48%).

47% школьников смотрят фильмы, мультфильмы или сериалы. Своим хобби занимаются 39% школьников, 28% читают, 23% делают домашнее задание для дополнительного образования. 37% школьников гуляют. В открытую графу ответа школьники добавили такие занятия, как игры на компьютере, прогулки с питомцем, сон и отдых, самообразование, спорт и работа.

Активность после школы

После уроков отправляются на прогулку 37% опрошенных школьников. На первый взгляд, может показаться, что это не слишком высокий показатель. Однако мы отдельно спросили школьников, как часто они гуляют. Оказалось, что в среднем школьник гуляет 3,5 дня в неделю, и только один из 10 школьников утверждает, что не ходит на прогулки хотя бы раз в неделю.

Чаще всего дети гуляют в начальной школе (5,7 прогулок в неделю в первом классе; 5,6 — во втором классе; 4,4 прогулки — в третьем и четвертом классах). Со временем число прогулок падает, в десятом и одиннадцатом классах гуляют 2,7 и 2,8 раза в неделю. Возможно, тот факт, что прогулки все-таки не ежедневные, объясняет, почему только 37% школьников ответили, что обычно они гуляют после школы и дополнительных занятий.

Еженедельные прогулки (по классу)
Домашняя работа

90% школьников делают после школы и ДОД домашнюю работу. В среднем каждый опрошенный школьник тратит на домашнюю работу 2 часа 10 минут в день (включая выходные дни). Последовательный рост времени, затрачиваемого на домашнюю работу, просматривается лишь с восьмого по одиннадцатый класс: с 1 часа 54 минут до 2 часов 33 минут. Другой пик приходится на четвертый класс (2 часа 20 минут).

Стоит отметить, что эти средние значения для большинства классов находятся в пределах, установленных для домашней работы соответствующими нормами СанПиН. Более того, зачастую они даже меньше этих предельных значений. Исключение составляют ответы респондентов из четвертого класса, где нормы СанПиН превышаются (необходимо дополнительное исследование). Кроме того, у некоторых первоклассников на домашнюю работу уходит час, что идет вразрез с прямым запретом СанПиН задавать домашнюю работу в первом классе.

Еще по теме:  В Одноклассниках показывает друзей больше чем есть

Во втором классе меньше часа в день на домашнюю работу тратят 30% детей, в десятом — уже 6%, а в одиннадцатом — 10%. В средней школе относительно редко тратят на домашнюю работу больше трех часов в день (максимальное значение — 19% в девятом классе). Для сравнения эта доля в четвертом и одиннадцатом классах составляет 33%. Средняя школа также лидирует по количеству тех, кто тратит на домашнюю работу 1−2 часа (от 39% до 46%).

Время на домашнюю работу (по классу)

82% родителей учеников уверены, что их дети делают домашнюю работу полностью. Однако эта уверенность постепенно снижается от младшей школы к старшей. Если в младшей школе около 1% родителей школьников второго и четвертого классов признались, что не контролируют выполнение домашних заданий, то с пятого класса наблюдается постепенный рост этого числа.

В десятом классе таких родителей 16%, а в одиннадцатом — 21%. Степень свободы в том, чтобы не выполнять домашнее задание полностью, также возрастает к старшей школе. Постепенно растет доля родителей, сообщающих, что дети делают домашнюю работу частично (под настроение), достигая максимума в 19% в одиннадцатом классе.

Доля родителей, которые утверждают, что их дети делают домашнюю работу только по основным предметам, также постепенно увеличивается на протяжении обучения. Она начинает уверенно расти с восьмого класса (8%) и к одиннадцатому достигает 15%. Тем не менее доля родителей, которые уверены, что их дети выполняют домашнюю работу полностью, крайне высока во все годы обучения. Только в одиннадцатом классе таких родителей становится меньше половины (45%), но еще в десятом классе их доля составляет 71%.

Этот небольшой обзор представляет картину второй половины дня «среднестатистического школьника», у которого, в соответствии с этой же статистикой, до этого было шесть или семь уроков. Конечно, отдельные жизненные примеры будут выбиваться из этой усредненной картины: какие-то дети делают домашнюю работу до глубокой ночи, а другим хватает получаса, кто-то ведет затворнический образ жизни, а кто-то не появляется дома.

Можно хорошо учиться без репетитора, а у кого-то он чуть ли не по каждому предмету. Но мы можем утверждать, что в среднем 53−68% школьников получают дополнительное образование. И опять же в среднем они делают это два с половиной раза в неделю. Почти с такой же частотой ходят к репетитору (и существенно чаще в одиннадцатом классе).

При этом детям хватает времени на физическую активность или спорт (88% детей) и на прогулки (три с половиной раза в неделю). Взросление и выпускные экзамены влияют на распределение занятий после школы, становится больше домашней работы и репетиторов и меньше времени на прогулки.

Более того, до или после этих мероприятий школьники делают домашнюю работу, и большинство родителей уверено, что их дети делают ее полностью, в чем, конечно, они могут заблуждаться. Все это говорит нам о том, что современные дети после школы живут достаточно насыщенной жизнью.

Знание этих отдельных аспектов жизни школьника позволяет нам выйти на обсуждение ряда вопросов организации учебного процесса. Например, необходимо и целесообразно то количество домашних заданий, которое есть сейчас, даже если оно соответствует СанПиН? Можем ли мы в большей степени учитывать дополнительные занятия или занятия с репетитором в школе, например в рамках индивидуального учебного плана? Не заменяет ли физическая активность на секциях, в кружках и даже в фитнес-клубе занятия физкультурой в школе?

Источник: edexpert.ru

Чем занимаются у вас дети после уроков?

Мой второклассник почти каждый день звонит мне после школы и просится то в гости к однокласснику, то сразу гулять, не сделав уроки.
Хотя мы с ним договаривались, что сначала все дела надо сделать, потом гулять.
Знаю, что эти дети, которые гуляют сразу после школы, потом до ночи с родителями уроки делают.

просто посетитель
Екатеринбург

Знаю, что эти дети, которые гуляют сразу после школы, потом до ночи с родителями уроки делают.

Есть, и что? Вы ведь сразу решили, что это неправильно. А кто-то считает, что надо отдохнуть и мозги проветрить. Решайте с ребенком, как вам лучше.

кажется, в основном, дети ходят на доп. занятия — водят или родные или няни. у нас тоже — музшкола и спорт. Сидеть дома некогда, уроки или до или после допзанятий, под присмотром (3 класс)

Екатеринбург

А кто-то считает, что надо отдохнуть и мозги проветрить.

Ну он у меня на продленке до 15 часов. Там и кушают и гуляют, иногда уроки некоторые делает.

просто посетитель
Екатеринбург

на продленке до 15 часов

А потом? Домой один? Или с вами? Может, не хочет дома один сидеть?

Екатеринбург
после уроков — тренировка, домашка, ужин, отбой. вторая смена итить ее %)

просто посетитель
Екатеринбург

Дочь — первоклассница. После школы недолго гуляет с бабушкой, потом обед, потом спит, потом уроки, вечером — танцы. Перед сном доделывает уроки (если что-то не успела), немного играет, и спать 🙂

Екатеринбург

кажется, в основном, дети ходят на доп. занятия — водят или родные или няни. у нас тоже — музшкола и спорт. Сидеть дома некогда, уроки или до или после допзанятий, под присмотром (3 класс)

У нас в школе муз. отделение и его с продленки забирают на муз. занятия 2 раза в неделю.


А потом? Домой один? Или с вами? Может, не хочет дома один сидеть?

Я дома с младшим. Пока в садик не пойдем, еще год примерно.

Ну я вообще-то беспокоюсь по поводу гостей.
Как вы относитесь к гостям после школы? Я бы лучше к себе звала, но младший как раз в это время спит.

Екатеринбург

Как вы относитесь к гостям после школы?

отрицательно
у себя гостей не люблю, тем более детей, поэтому и сына не приучаю в гости ходить.

просто посетитель
Екатеринбург

Ну я вообще-то беспокоюсь по поводу гостей.
Как вы относитесь к гостям после школы? Я бы лучше к себе звала, но младший как раз в это время спит.

И сама бегала, и ко мне бегали, и к детям бегают. Мне спокойней, чтобы к нам приходили но у нас две комнаты и если мелочь в одной спит — сидят в другой тихонько или во дворе носятся.

Екатеринбург

У нас после уроков нет свободного времени: домашнее задание, муз.школа, изостудия, английский. Для прогулок есть время только по дороге домой, воскресенье + каникулы. А походы в гости дело вообще немыслимое, некогда да и не люблю я это мероприятие, ходим вместе, очень редко и только к друзьям семьи или к родственникам.

Еще по теме:  Что написать однокласснику который уходит в другую школу

Екатеринбург

Сама не очень гостей люблю, но все-таки считаю, что иногда надо и отпустить и к себе позвать. Но не чаще чем раз в неделю, договорились сразу. А вообще она готова каждый день бегать. Про уроки считаю, что моя не слишком в школе перетрудилась и уроки можно сделать сразу после школы (3 класс), а потом ее не собрать. Благо сейчас в декрете, потом с мелким. еще долго дома.

Ну и тренировка-рисование по расписанию.


Как вы относитесь к гостям после школы?

Пусть лучше дома, чем неизвесно где. После школы гуляет примерно час — полтора, или к нам домой идут на такое же время. Потом уроки, логопед репетитор, ужин и спать.

Компьютер, компьютер и снова компьютер. Не оторвать. Вроде и без него в наше время никуда, но и с ним явный перебор.

просто посетитель
Екатеринбург
ОляИванова

Компьютер, компьютер и снова компьютер. Не оторвать. Вроде и без него в наше время никуда, но и с ним явный перебор.

Вот-вот. Пусть уж лучше погуляют и в гости сходят, а то скоро разговаривать разучатся, только клавиши топтать умеют))

Екатеринбург

уроки , потом репетитор , затем муз . школа , или бассейн , и хареография дома уже бываем вместе в 10 ночи

Екатеринбург

Лежит на диване, плюет в потолок, занимается метанием пончиков в рот, телевизор разбирает ( а папа потом собирает). :gy:

Санкт-Петербург
MusyMamusy

У нас после уроков нет свободного времени

учеба заканчивается в 13 часов, потом сразу на тренировку, часов в 19 только дома, домашнее задание, поиграть и спать.

Екатеринбург

У нас музыкалка с утра, марш-бросок домой, чтобы пообедать и переодеться, школа, после неё домашнюю всю делает по двум школам,ужин, бассейн (3р. в неделю), и спать в 22.00. %)
О гостях и мысли нет. Гуляем перебежками между школами и бассейном, в субботу-воскресенье посвободнее, конечно.

Екатеринбург

вторая смена итить ее %)

та же история! %)

уроки , потом репетитор , затем муз . школа , или бассейн , и хареография дома уже бываем вместе в 10 ночи

учеба заканчивается в 13 часов, потом сразу на тренировку, часов в 19 только дома, домашнее задание, поиграть и спать.

У нас музыкалка с утра, марш-бросок домой, чтобы пообедать и переодеться, школа, после неё домашнюю всю делает по двум школам,ужин, бассейн (3р. в неделю), и спать в 22.00.

Бедные дети 🙁 А с друзьями погулять? В гости уже чуть не преступление. потом думаем, почему дети социально не адаптированы, общаться не умеют.

Екатеринбург

Как вы относитесь к гостям после школы?

если в первую смену учеба, то положительно. во вторую еще подумаю сколько времени свободного есть.
у ребенка должны быть друзья и во внешкольное время.

Екатеринбург
А с друзьями погулять?

В бассейн с подружками ходит. А так-то да, бедные наши дети %) Решила тут её пожалеть, может бросить чего-то, а она мне вывозит, что ещё хотела бы в английский колледж походить и в художку! :gy:
Я фигею. Вот такие они, наши дети — хотят всё везде успеть и объять необъятное 🙂

Екатеринбург

2 раза в неделю бассейн, 3 раза дзюдо, 2 р — англ. гуляли пока погода хорошая была , просил друзей в гости со двора . я отказывала, т.к. нефиг ибо последние хорошие деньки стояли. щас в межсезонье прогулка в виде перебежек с секции на секцию. в гости регулярно ходим. в выходные либо его отправляем к другу (его родители развлекают), либо друга к нам — мы развлекаем. Комп разрешаем если все уроки сделал, где то 2-3 раза в неделю около 1 часа за присест. в выходные бывает и 1,5 часа за компом. Зимой прогулка — с папой на уктус на горных лыжах. все успеваем, т.к. все доп.занятия в шаговой доступности, уроки ни сразу но научились делать оперативно. ну и у меня свободный график работы — днем вожу везде, ночью работаю. если день свободен — предпочитаю отправить гулять, а потом уроки, т.к. щас рано темнеет, если за уроки сядешь, то потом гулять в темень уже точно не пойдешь

Екатеринбург

Пусть уж лучше погуляют и в гости сходят, а то скоро разговаривать разучатся, только клавиши топтать умеют))

Так они в гостях на компьютере играют.
Тут недавно вышла я с мелким гулять, а мой старший просится в гости к мальчику, я у этого мальчика спрашиваю-а что будете делать, а он мне-так на компьютере поиграем %)
Я своего в принципе к компьютеру не подпускаю, он у меня не играет. Так, только, если в гостях у кого.

А так-то да, бедные наши дети %) Решила тут её пожалеть, может бросить чего-то, а она мне вывозит, что ещё хотела бы в английский колледж походить и в художку! :gy:
Я фигею. Вот такие они, наши дети — хотят всё везде успеть и объять необъятное 🙂

Я, кстати, тоже заметила, что дети, которые ходят больше, чем в 2-3 кружка, еще не против куда-нибудь походить, только расписание иногда трудно подогнать.

Мой только музыкой занимается, скоро, со второй четверти, еще в школе начнутся кружки всякие-шахматы, лепки (в рамках факультативов), посмотрим, что дальше будет, еще хочу его чем-нибудь спортивным занять.

Источник: www.u-mama.ru

Что его одноклассники делают после уроков

Одним из самых популярных нравоучительных сюжетов для детей был раньше рассказ о разбитой чашке. Ребенок разбивает «любимую чашку» и ставится перед нелегким выбором: сознаваться или нет? Проследим, как менялась со временем «идеология сознавания», и как в критической ситуации поступать учителю сегодня.

Испачкал — помой, сломал — почини, разбил — возмести


Еще в 1869 году Л. Н. Толстой написал короткий рассказ:

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.

Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец говорит: «Спасибо, что правду сказал».

Этот незатейливый жизненный сюжет позже повторяется у многих советских авторов: С. Я. Маршак («Где тут Петя, где Сережа»), А. П. Гайдар («Голубая чашка»), В. А. Осеева («Почему?»). В очень доступной форме ребенку давался глубокий жизненный урок — надо поступать правильно, то есть честно сознаваться в содеянном и нести ответственность за свои поступки.

Родители и школа были едины в этом вопросе: испачкал — помой или покрась, сломал — почини, разбил — возмести. Всё просто и однозначно. Если в проступке никто не сознавался — ответственность ложилась на весь коллектив: «Или вы сами найдете того, кто это сделал, или будете всем классом после уроков отмывать, чинить, скидываться на ремонт».

Еще по теме:  Как изменить формат фото в Одноклассниках

Такая система вынуждала «сдавать» своих одноклассников или отвечать всем вместе. Выдавать своих дети всегда считали зазорным, поэтому чаще всего за проступок одного отвечал весь класс. И держать ответ виновнику приходилось уже не перед учителем, а в кругу одноклассников: «Сделал — отвечай!

Почему из-за тебя весь класс отдувается?» При таком подходе акцент делался на поиске виновника, и лишь потом на исправлении содеянного. Для советского ребенка эта простая история была уроком честности и мерилом нравственности. Но, к сожалению, если во главу угла ставить поиск виноватых, мы неизбежно приходим к желанию любыми способами избежать ответственности и к агрессии в адрес провинившихся.

Что вы от нас хотите? Возмещайте сами!

Возможно, именно поэтому в современной школе нести ответственность за разбитое окно, сломанную парту и другое испорченное имущество стало некому. Теперь каждый сам за себя: «Я ничего не делал и поэтому отвечать не собираюсь», «Кто это сделал? Не знаю, мне всё равно».

Родители такую позицию поддерживают: «Школе выделяются средства на уборку и ремонт, вот убирайте и ремонтируйте. Что вы от нас хотите?» Кажется, всё честно: средства действительно выделяются и отвечать надо только за свои поступки. А если виноват, но признаваться не хочется, то «вы сначала докажите, что это я».

И тогда история о честности и нравственном выборе превращается в детектив. Учитель и охрана смотрят съемки с камер, устраивают очные ставки с детьми в кабинете директора, вызывают родителей и представляют неопровержимые доказательства вины именно их ребенка. А если родители отказываются возмещать ущерб, можно и в суд подать. Хотя до этого, конечно, доходит редко.

Но давайте оставим в стороне детективный сюжет и юридические аспекты того, кто и кому должен. Задача учителя на самом деле состоит не в поиске виноватого, а в том, чтобы дать детям тот самый важный жизненный урок — надо поступать правильно, то есть быть честным и нести ответственность за свои поступки. Любая подобная история требует не детективного расследования, а спокойного доверительного разговора. Давайте попробуем разобраться, как нужно поступать современному учителю в подобных ситуациях.

«Разбитый проектор», вариант № 1: виноватый признался

Уделите происшествию несколько минут сразу после того, как узнали о нем. Говорите четко, по делу, не обвиняя и не требуя немедленно сознаться. Ваша задача — показать детям, что всё можно решить мирно и никакой катастрофы не произошло. Например:

«Во время перемены в нашем классе был сломан проектор. Я очень расстроена, но надеюсь, что его еще можно починить. Понимаю, что тому, кто это сделал, не хочется брать на себя ответственность. И всё же я прошу этого человека подойти ко мне и рассказать о том, что случилось. И еще я прошу класс поддержать вашего одноклассника.

Многие вещи делаются просто по неосторожности, и любую оплошность можно исправить. После уроков я жду всех на классный час. Будем решать вместе, что делать. Не волнуйтесь, родителям я отправлю предупреждение о том, что вы задерживаетесь. Это чрезвычайное происшествие, устранение последствий которого не терпит отлагательств».

Во время классного часа постарайтесь сосредоточиться на решении проблемы и создании атмосферы совместного поиска выхода из ситуации, а не на обличении виноватого. Если ребенок подошел и признался в проступке, помогите спланировать его дальнейшие действия и попросите при этом помощи у одноклассников. Например:

«Я рада, когда люди поступают достойно. Петя не стал прятаться за спинами одноклассников, это заслуживает уважения.

Мне нужна ваша помощь в решении нашей общей проблемы. В среду Петя и рабочий школы будут демонтировать проектор. Кто может остаться после уроков помочь им, а потом убрать в классе? Может ли кто-то помочь найти мастерскую по ремонту?»

Очень важно привлечь одноклассников к решению проблемы, это позволит объединить детей, вместо того чтобы разобщать.

«Разбитый проектор», вариант № 2: никто не признался

Если никто не признался, не стоит превращать классный час в дознание. Выразите свое сожаление и сосредоточьтесь на решении проблемы:

«Мне очень жаль, что никто не решился взять на себя ответственность. Давайте теперь вместе думать, как будем исправлять ситуацию.

Проектор нуждается в починке. Его надо демонтировать, отвезти в сервис, потом оплатить ремонт, забрать из сервиса и установить на место. По поводу оплаты я обращусь к родителям, а вот с помощью в демонтаже, общением с сервисом и уборкой в классе вы вполне можете справиться сами. Давайте распределим это между всеми учениками».

Конечно, могут появиться возражения, фразы «не мое дело» и «пусть отвечают те, кто сломал». Поэтому важно указать на естественные последствия такого выбора:

«Если мы не починим проектор, значит, больше никаких презентаций и видеоматериалов, которые вносили разнообразие в наши уроки. По плану финансирования школы замена проектора будет проходить только через 5 лет. Мы все теряем в этой ситуации, поэтому я предлагаю попробовать решать вопрос сейчас».

«Дорожная карта» критической ситуации

Без поддержки родителей здесь не обойтись. Поэтому стоит заранее на родительском собрании обозначить «дорожную карту» для решения подобных проблем. Например:

«Ситуации, когда дети что-то пачкают, царапают, разбивают, случаются часто. Конечно, сотрудники школы постоянно работают над сохранностью имущества, но от нечаянных оплошностей не застрахован никто. Для меня важно, чтобы подобные ситуации становились не поводом для наказания, а хорошим жизненным уроком. Давайте выработаем стратегию действий на такие случаи».

  1. В любой чрезвычайной ситуации для учителя и родителей на первом плане должен стоять не вопрос поиска виноватого, а решения проблемы.
  2. Если ребенок что-то испачкал или навел беспорядок — он остается после уроков и убирает за собой.
  3. Если сломано какое-то имущество, ребенок пробует починить его после уроков сам или с помощью родителей, учителя, друзей.
  4. Если имущество не поддается самостоятельной починке, необходимо хотя бы частично оплатить ремонт в сервисе. Желательно, чтобы эти средства были из карманных денег самого ребенка или из отложенных на покупку какой-то важной для него вещи.
  5. К решению общеклассных проблем должны привлекаться учащиеся всего класса, поэтому присутствие всех учащихся на классных часах обязательно.

Важно закрепить все принятые на родительском собрании решения в протоколе. Учащихся средней и старшей школы можно ознакомить с этим протоколом и обсудить решения на классном часе.

Самое важное — учить детей не бояться признавать свои ошибки. И поддерживать тех, кто оступился. Действительно, всё просто: испачкал — помой или покрась, сломал — почини, разбил — возмести. И протяни руку помощи тому, кто допустил оплошность.

Источник: clever-lab.pro

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...