
Как вести себя взрослому человеку, если он столкнётся с буллингом?
Поговорим об этом с психологом Ольгой Викторовой.
С буллингом можно столкнуться не только в детских коллективах, но и во взрослых, особенно это касается офисной среды.
Более других подвержены целенаправленным издевательствам новенькие и молодые сотрудники, которые попадают в уже сформировавшийся коллектив.
Буллинг на рабочем месте может исходить от коллег-это горизонтальный буллинг и от начальства -вертикальный буллинг или боссинг.
Наиболее распространёнными вариантами издевательств являются: распускание слухов, обсуждение за спиной, исключение из коллективных мероприятий, принуждение к сверхурочной работе, неуместные оскорбления, критика и придирки к выполняемой работе. Выдержать и противостоять в таких условиях трудно.
БУЛЛИНГ в ШКОЛЕ — ЗАЧЕМ твои ОДНОКЛАССНИКИ это ДЕЛАЮТ?
Обычно главной причиной подобных ситуаций являются личные проблемы того, кто является зачинщиком травли. Порой ими становятся выросшие школьные буллеры, но эта взаимосвязь не всегда срабатывает.
Зачастую ситуация заключается в агрессивном настрое, неумении выражать и контролировать свои отрицательные эмоции (это связано с низким уровнем эмоционального интеллекта), своеобразных представлениях о способах и методах управления, мотивации и построении взаимоотношений, зависти, ревности, страхе и конкуренции.
Как поступать, если вы столкнулись с буллингом на рабочем месте?
1. Старайтесь полностью игнорировать или парировать со вкусом чужие выпады.
2. Попробуйте открыто обсудить ситуацию. Иногда буллинг на самом деле таковым не является и разговор с коллегами даёт положительный результат.
3. Сообщите о ситуации руководителям. Однако, если буллинг исходит от руководства или им поддерживается-это не поможет. Многие современные учреждения в своих кодексах добавляют положение о недопустимости буллинга – можете на него опираться, если в вашей компании оно имеется.
4. Обратитесь к закону. Многие действия могут попадать под законодательство, важно собирать материалы и после этого можно составить исковое заявление. Установите за правило: все рабочие вопросы направлять к вам письменно и в официальной форме.
Самым эффективным способом противодействия буллингу является вмешательство. Оно может быть горизонтальным (организация тренинговых программ для коллектива) и вертикальным (руководство ведёт чёткую и жёсткую политику на этот счёт).
Буллинг оказывает негативное влияние на качество жизни (жертвы в основном) и на качество выполняемой работы.
Не исключено, что при отсутствии содействия в решении вопроса буллинга, легче сменить место работы, чем пытаться изменить ситуацию.
История из личного опыта:
В 19 лет я впервые устроилась на работу. В коллективе были в основном женщины, важный момент заключался в том, что за 1 год до моего появления в организации сменился директор. В результате появилось некоторое разделение на тех, кто уже давно работал, и тех, кто пришёл с новым руководителем.
БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ
Мое подразделение состояло из коллег и из первой, и из второй групп. Спустя недолгое время, меня попытались слить на фоне конфликта, донесённого директору. Ситуация была собрана из всего, что можно было придумать. А причина банальна: кто-то случайно обнаружил, что моя ЗП на пару тысяч рублей выше.
Директор не оставила ситуацию без внимания, поддержала меня и выразила свою чёткую позицию насчёт подобных вопросов.
В итоге главный инициатор уволился, хотя к нему не проявлялся негатив, в том числе и с моей стороны. А с остальными коллегами мы подружились и работали вместе ещё несколько лет.
Источник: docmed.ru
Буллинг: что делать, когда ребёнка «травят» в школе

—>
Что такое буллинг, кому он свойственен (ведь «буллят» не только ученики, но могут и учителя), как понять, что ребёнка травят: он ни слова не говорит родителям, не жалуется? Как реагировать во время буллинга – давать сдачи (а если там толпа?)? Молчать (а если потом вся школа засмеёт, что ребенок – слабак?) На эту острую тему мы поговорили с Дарьей Кузнецовой, психологом-конфликтологом домашней онлайн-школы ИнтернетУрок.
Большая часть дня ребёнка проходит в школе. И школа для него – это не только источник знаний, но и место, в котором ему предстоит находиться 5 дней в неделю в течение 9 или 11 лет. И очень важно, чтобы это время было максимально безопасным и комфортным для него.

Но, к сожалению, так случается не всегда. Практически в каждом детском коллективе рано или поздно всплывает такое явление как буллинг. Или травля. И далеко не всегда попытки детей издеваться над другими успевают пресечь на корню.
Это явление носит разрушающий характер. Ребёнок не всегда может себя защитить и дать отпор. Постоянные насмешки, издевательства, а иногда и рукоприкладство со стороны одноклассников или даже детей из других классов травмируют психику, заставляют замыкаться в себе. Ребёнок теряет интерес к учёбе, общению, а иногда и к жизни. Буллинг порождает множество комплексов и неуверенность в себе, а его последствия могут ещё долгие годы сказываться на качестве жизни и мироощущении человека.
По последним данным, практически каждый второй подросток в России становился жертвой буллинга. И не всегда провоцировали травлю одноклассники. Как правило, жертвами травли становятся ученики, у которых возникают напряжённые отношения с учителями. Дело в том, что дети чувствуют негативное отношения взрослых к кому-либо или чему-либо и перенимают такое поведение.
Так, часто жертвами агрессии становятся дети с низкой успеваемостью или просто неторопливые ученики. Подтверждает такую тенденцию и статистика: 20% столкнувшихся с травлей подростков отметили, что агрессия исходила от учителей.

Но не только «двоечники» попадаются на глаза задирам. Буллингу может подвергнуться любой, кто выделяется и отличается от большинства. Травят за отличную успеваемость, стеснительность, другой цвет кожи, внешний вид, увлечения и т.д.
Ребёнок, подвергшийся травле, чувствует себя беспомощным. Но, к сожалению, не каждый готов обратиться за помощью к взрослым. Особенно, если речь идёт о подростках. Дело в том, что в таком возрасте дети стремятся к большей самостоятельности. Возникает потребность решать всё самому.
Другая причина, по которой подростки не обращаются за помощью к родителям – боязнь их реакции. Дети быстро усваивают, что они должны быть причиной гордости родителей и стремятся скрывать факты, которые могут расстроить любимых маму и папу. Поэтому, если вы видите, что ребёнок не делится с вами своими переживаниями, обратите внимание на свою реакцию на его оценки, ошибки и неудачи. Возможно, вы реагируете слишком остро, и именно такую реакцию боится вызвать ваш ребёнок.
Если у подростка резко ухудшилось отношение к школе, понизилась успеваемость, он стал хуже есть, спать, его тошнит по утрам, учителя выражают беспокойство или жалуются, что он стал себя хуже вести, – всё это тревожные звоночки, что что-то идёт не так.
Создайте доверительную и спокойную обстановку, поговорите с ребёнком, объясните, что вы всегда на его стороне и готовы поддержать и защитить его в любой ситуации. Узнайте, в чём причина такого поведения. Если у ребёнка возник конфликт с педагогом или одноклассниками, попробуйте обсудить этот вопрос с учителем. Не устраивайте скандал, проведите спокойную беседу. Если после разговора ничего не изменится, возможно, стоит подумать о смене школы.

Важно понимать, что смена школы – это не побег от проблемы. Позиция «это жизнь, пусть сам справляется» (если ребёнок остаётся в школе, где его травят) может сделать только хуже и навсегда травмировать ребёнка. У жертв травли часто складываются определённые сценарии поведения. И, если затянуть решение проблемы, они могут закрепиться. В будущем это будет сильно мешать и отравлять жизнь ребёнка.
Но и перевод в новую школу может только усилит стресс. Чтобы дать ребёнку отдохнуть, восстановить нервы и здоровье, можно рассмотреть вариант дистанционного семейного обучения. Поможет это решение и в том случае, если конфликты назревали на фоне проблем с учёбой. Дистанционное обучение позволит наверстать упущенное в собственном спокойном темпе.
Источник: glagol.press
БрестСИТИ. Новости

Как уберечь своего ребенка от травли в школе

Унижения, побои, вымогательство, запугивание – все это проявления буллинга. Как справиться с проблемой и защитить от нее своего ребенка, «Вечерний Бобруйск» узнал у Светланы Яковлевой, социального педагога одного из местных колледжей.
Начало нового учебного года, увы, нельзя назвать спокойным. 6 сентября в Бресте за травлю однокурсницы (еще в мае этого года) трех несовершеннолетних девушек приговорили к 1,5 годам ограничения свободы без направления в исправучреждение. Издевательства над потерпевшей девочкой подружки записали на видео и выложили в соцсети.
А уже в конце сентября стало известно об аналогичном случае в Гродно, где несколько учащихся колледжа избили одногруппника и также сняли это на видео. На хулиганов заведено уголовное дело, а сами подростки отправлены до суда в ИВС.
Для предотвращения подобных случаев в учебных заведениях страны проводятся информационные часы и беседы на тему буллинга. Но достаточно ли этих бесед?
«Хулиганы были и в нашем детстве, и в детстве наших родителей»
– То, что сейчас мы называем буллингом (буллинг – от англ. bullying, запугивание – прим. авт.), раньше именовалось травлей, – уточняет Светлана Евгеньевна. – Это явление существовало всегда в любом относительно закрытом обществе: армейское подразделение, элитная школа, пионерский лагерь.
По словам Светланы Яковлевой, от родителей и педагогов она часто слышит, что якобы эта проблема пришла к нам с Запада, под влиянием социальных сетей. И именно в погоне за «лайками» подростки начали снимать издевательства над сверстниками на телефон.
– Разумеется, это не так, – считает социальный педагог. – Многие смотрели проникновенный и, на то время, шокирующий фильм Ролана Быкова «Чучело». Он о самой настоящей травле новенькой девочки в классе. А ведь фильм снят в 1983 году.
Специалист приводит еще пример: книга Стивена Кинга «Керри» о затравленной одноклассниками девушке. Этот культовый сюжет, заявляет педагог, актуален и сегодня, а ведь книга написана вообще в 1974-м.
– Хулиганы были и в нашем детстве, и в детстве наших родителей и так далее. Однако сегодня изменился подход к проблеме, – говорит Светлана Евгеньевна. – Детям стали объяснять, что они не должны терпеть издевательства, а социально-педагогические службы в учебных заведениях имеют четкий алгоритм действий в подобных ситуациях.
«Заметить, что ребенка буллят в школе, бывает непросто»
По словам собеседницы, гаджеты и социальные сети позволили обществу разглядеть проблему «во всей красе» и ужаснуться ее масштабам. Они лишь фиксируют жестокость и выводят факт буллинга за пределы коллектива. С одной стороны, жертва страдает от этого, с другой, появляется возможность увидеть проблему и разобраться с ней.
– Ситуация ведь осложняется тем, что дети и подростки часто не говорят о травле до тех пор, пока не случится срыв. Как это произошло с девочкой в брестском колледже. А заметить признаки того, что ребенка буллят в коллективе, бывает очень непросто.
В любом случае, поясняет социальный педагог, родители должны быть чуткими к изменениям в настроении ребенка. Такие перемены в поведении, как:
- замкнутость,
- отстраненность или, наоборот, вспышки агрессии,
- плаксивость,
- нежелание идти на учебу,
- ухудшение успеваемости,
- ночные кошмары,
могут свидетельствовать не только о буллинге, но и о других проблемах в жизни ребенка. Для родителей главное – помнить, что каждый из этих тревожных звоночков является поводом для откровенного разговора.
– Семье также стоит встревожиться, если у ребенка нет друзей, он сбегает с уроков, у него «теряются» или часто портятся и пачкаются вещи, – акцентирует внимание Светлана Яковлева.

«Начинается с малого»
Травля, по словам специалиста – это не только прилюдные избиения на камеру.
– Начинается все с малого, например, ребенку дают неприятное или унизительное прозвище, которое он под давлением коллектива либо принимает (смиряется), либо игнорирует.
Затем игнорировать и избегать начинают уже его: не хотят сидеть за одной партой, не отвечают на вопросы, мешают общим гулом и издевками отвечать у доски и тому подобное.
– Если не предпринять решительных действий на этом этапе, то дальше идет нарушение физических границ: толчок, подножка, плевок, отбирание личных вещей, порча одежды, рюкзака и т.д. В некоторых случаях – вымогательство.
Если буллер не встречает отпора от наблюдающих (остального коллектива) и жертвы, то дело быстро доходит до побоев и унижений. Например, девочку из брестского колледжа заставляли извиняться за какие-то поступки и слова на коленях.
«Ломает других тот, кто сломлен сам»
Необходимо помнить, подчеркивает Светлана Яковлева, что сами обидчики (буллеры) – это, чаще всего, глубоко травмированные дети, которые за счет унижения более уязвимых ребят пытаются почувствовать себя лучше, нивелировать собственную психоэмоциональную ущербность.
– Ломает других тот, кто сломлен сам. И здесь мы часто имеем дело с недостатком любви и поддержки в семье, либо с насилием и гиперконтролем, асоциальным поведением родителей, а порой, и вовсе отсутствием контроля и четких границ, – говорит специалист. – А это уже поле деятельности психолога.
Когда подобные случаи вскрываются, убеждена педагог, помимо наказания, с агрессором должна проводиться не меньшая работа, чем с жертвой буллинга. Только так, считает Светлана Евгеньевна, можно понять, что толкнуло ребенка на путь насилия, и помочь ему справиться с собственными травмами.
Уверенность в поддержке близких и «нулевая толерантность»
– Хуже всего, что многие жертвы буллинга настолько боятся оказаться в полной изоляции, что начинают подыгрывать своим угнетателям, – говорит собеседница. – Нуждаясь в общении, они принимают нездоровые и пагубные отношения как суррогат дружбы. Порой, такие ребята, стараясь не обострять ситуацию, пытаются угодить буллеру и даже его выгораживают.
Ключевое значение в защите ребенка от буллинга играют четыре фактора, считает социальный педагог. И первый из них – это безоговорочная поддержка родителей.
– Ребенок должен знать, что к своей семье он может прийти с любой бедой и получить поддержку, а не нотации или осуждение. Эту банальную истину, как показывает мой профессиональный опыт, понимают далеко не все родители.
Часто, говорит собеседница, дома бытуют установки, что ябедничать нельзя, нужно со своими проблемами справляться самому. Да и какие проблемы вообще могут быть у ребенка? Вместо того, чтобы поддержать и помочь разобраться, некоторые родители либо игнорируют, либо очертя голову мчатся защищать, скандалить и наказывать буллера.
– От подобных импульсивных действий жизнь ребенка только усложняется, а статус слабой, не способной к самозащите жертвы, закрепляется, – считает педагог.
Еще хуже, если родные дают ребенку установку: сам виноват. Фразы, вроде: «у тебя нет друзей, потому что ты плохо учишься», «тебя обижают, потому что ты хилый, спортом займись» и прочие в том же духе, укрепляют в ребенке уверенность, что он сам виноват в травле и заслуживает такого отношения.
– Иногда родители прямо заявляют, что не хотят растить «неженку», и в конфликте ребенок должен сам за себя постоять, – рассказывает Светлана Евгеньевна. – Но ведь буллинг – это не конфликт, где у каждого свой интерес. Буллинг – это травля ради травли, где цель – получение удовлетворения от чужих страданий.
Следующий фактор в борьбе с буллингом, говорит наша собеседница, это «нулевая толерантность» в учебных заведениях.
– Этот термин пришел из криминологии, – объясняет Светлана Яковлева. – Он предполагает пресечение даже самых малейших проявлений буллинга: от обидных прозвищ до демонстративного игнорирования. Никакого замалчивания и укрывательства фактов травли здесь быть не может. И за каждым следует наказание.
Третий, очень важный, фактор искоренения буллинга – воспитание в детях с самого раннего возраста чувства собственного достоинства и уважения к достоинству окружающих.
– Эта же линия должна неукоснительно соблюдаться самими родителями и всеми специалистами, работающими с детьми и подростками, – говорит Светлана Яковлева. – Педагог должен быть примером уважения к себе и другим. Тогда, даже если буллер появится в группе детей, то вместо поддержки наблюдателей он получит всеобщее неодобрение, а намеченная жертва – коллективную защиту.
Четвертый фактор – это просвещение и профилактика.
– Педагоги и ребята тоже должны знать, как распознать буллера, как ему отвечать, куда идти за помощью, что делать, если при тебе происходит травля, – рассуждает социальный педагог. – И узнавать это нужно не из брошюр или лекций, а на тренингах с привлечением различных специалистов, где можно проработать каждую ситуацию с разных сторон.
Что делать родителям, если ребенок стал объектом травли?
Идеальный алгоритм, по словам нашей собеседницы, таков:
- Сначала ребенок, получив поддержку родителей, пытается урегулировать ситуацию с обидчиком сам. Порой, особенно в начальной школе, буллер может не осознавать, что поступает плохо, если у него в семье пинки, подзатыльники и оскорбления в порядке вещей. Если ему спокойно и уверенно объяснить, что так нельзя, то есть вероятность, что ребенок прекратит.
- Если травля продолжается, то жертва буллинга веско сообщает угнетателю: «Будешь продолжать – я расскажу педагогу». Иногда это срабатывает, если у буллера нет широкой поддержки в коллективе.
- Родители идут к педагогу.
- Родители встречаются с семьей обидчика при посредничестве незаинтересованного лица, лучше всего – психолога.
- Работу с жертвой и буллером начинает социально-психологическая служба учебного заведения, если необходимо, то при участии других специалистов.
- Параллельно, с «наблюдателями», которые поддерживали или игнорировали буллинг, тоже работают специалисты.
- Если после всех предпринятых усилий ребенок продолжает чувствовать внутренний дискомфорт при общении с одноклассниками/одногруппниками, необходимо дать ему возможность перевестись в другой класс/группу или даже учебное заведение.
– К сожалению, – констатирует Светлана Яковлева, – такую схему не всегда можно реализовать на практике. Но к этому необходимо стремиться, чтобы защитить наших детей и помочь им выйти из травли без травм.
24.11.2022.
Больше интересного — у нас в Telegram https://t.me/brestcity
Наш канал в Viber и Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро
По этой же теме (региону):
- Вышел на балкон покурить — закружилась голова: пенсионер упал с пятого этажа
- Могло всё закончиться печально. В Бресте дети забрались на арку моста возле крепости — их нашли
- За что жена трижды воткнула нож в мужа? История из г.Барановичи
Источник: brestcity.com