Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.
Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».
Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф
Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin
Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin
Как говорить на исповеди о постыдных грехах?
У каждого человека есть совесть — голос Божий в его душе. И человек, живущий христианской жизнью, стремящийся по мере своих сил реализовывать евангельские истины в своей жизни, имеет глубокую потребность в покаянии — очищении своей души от всякой греховной скверны. Часто бывает, что человек ощущает в себе жгучий стыд от содеянных грехов и боится высказать их перед священником на исповеди. Это проистекает от не совсем правильного понимания происходящего на исповеди.
Что ГОВОРИТЬ НА ИСПОВЕДИ перед причастием священнику? :: профессор Осипов А.И.
Допустим, вы пришли не в храм, а в больницу к врачу. У вас какие-то серьезные проблемы — заболевания, связанные с теми участками нашего тела, которые мы обычно стараемся скрыть под одеждой и никогда не обнажаем их перед людьми.
Но ведь и такие части тела у человека нередко нуждаются во врачебной помощи, в лечении, и многие из нас вынуждены приходить к врачу и, вопреки нашим морально-нравственным устоям, открывать их, демонстрируя перед врачом свои язвы, болячки. Если человек, придя к врачу, начнет невнятно бормотать: у меня что-то болит, но я не покажу вам это место и не скажу, какое, — он ведь так и уйдет неисцеленным, не получив реальной медицинской помощи. Преодолевая же ложный стыд, больной получит те рекомендации, те лекарства, которые помогут ему преодолеть эту болезнь. Тоже самое можно сказать и о взаимоотношениях священника и человека, пришедшего на исповедь.
Часто бывает, что необходимо исповедовать такие грехи, такие действия, о мерзости и скверне которых вы бы не рассказали никому из посторонних людей, даже из своих близких. Но здесь мы приходим в духовную лечебницу, в больницу, где лечим не раны и гнойники нашего тела, а те гнойники нашей души, которые возникли вследствие нашей греховной жизни, нарушения заповедей Божиих, тех духовных закономерностей, преступая которые, мы повредили себя и оставили гноящиеся рубцы на нашей душе.
Опытные духовники советуют не вдаваться в мелкие подробности своих постыдных грехов, так как это может вызвать ненужные воспоминания у самого исповедующегося. Не стоит описывать в мельчайших подробностях, как и при каких обстоятельствах был совершен постыдный грех. Но исповедовать нужно все чистосердечно, называя своими именами. Если для чего-то вы не можете подобрать слов и не знаете, как назвать грех, то необходимо теми словами, которыми вы владеете, дать понять священнику, что именно вы пред Богом исповедуете. В противном случае та язвочка, которая возникла вследствие этого греха в вашей душе, останется неисцеленной, будет продолжать источать гной, который будет заражать вашу душу и подтачивать ваши телесные и духовные силы.
Что Говорить на Исповеди
Чтобы этого не происходило, чтобы не распространялся греховный гной в нашей душе, мы и исповедуемся в тех грехах, которые совершили, помня, что как врачу, проработавшему два-три месяца и уже насмотревшемуся различных язв в разных местах человеческого тела, ничего удивительного, ужасного уже не представляется, так и священник, прослуживший даже совсем немного времени, уже наслушался таких откровений, таких исповедей со всевозможными постыдными и мерзкими грехами, что ваша исповедь ни в коей мере не удивит, не ужаснет его. Напротив, существует определенная закономерность, неизвестная подчас людям, не имеющим священного сана, но хорошо знакомая каждому пастырю. Когда на исповедь приходит человек и начинает каяться в каких-то, пусть очень мерзких и постыдных, грехах, священник внутренне радуется, что человек пришел исцеляться — не из пустого в порожнее переливать, сказав тьму слов не по существу, а, пожигая свои страсти, свои греховные наклонности, лечить свою душу и снова вставать на тот правильный путь, который при благоприятных условиях дальнейшей христианской жизни приведет его к христианскому мировоззрению и деланию. Поэтому призываю вас не поддаваться ложному стыду, а стараться исповедовать все, что вы совершили. И священник, слушая это, будет радоваться, что вы нашли в себе силы восстать от греха, восстать от греховного сна и снова начать путь, ведущий ко Христу.
Фото: Татьяна Сазонова
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
Источник: www.pravklin.ru
Как правильно выстроить исповедь? С чего начать, в первую очередь?
— Великий пост — благодатное время, когда особый ход богослужения, тематика богослужебных текстов, а также воздержание от скоромной пищи настраивают человека на покаяние, тормошат спящую душу, чтобы она проснулась и посмотрела на себя, осознала в каких грехах и опасности находится. В этот момент человека начинает посещать покаянное чувство. Но зачастую люди путают исповедь и покаяние, в то время как святые отцы называют четкие различия между этими таинствами. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить именно об этом. Что такое исповедь и что такое покаяние?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Самое главное в нашей жизни — это спасение. Господь говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» (Мф.4, 17). Святой Пророк Иоанн Предтеча также призывает нас в своей проповеди: «…покайтесь… (Мф.3, 2)» и «сотворите же достойный плод покаяния…» (Мф.8, 9).
Когда человек живет в миру, он совершает много грехов. Кто-то, например, пьет, курит, матом ругается, раздражается, гневается, злится и все это входит у него в привычку, грехи становятся обыденными, и в человеке нет покаяния. Когда же человек приходит к Богу, он начинает ощущать, что грехи тяготят его душу, и тогда он говорит пред Богом: «Господи! Я больше матом ругаться не буду!
Пить не буду! Курить не буду! Буду стараться не раздражаться!» — вот это и есть покаяние – изменение жизни.
Когда человек приходит к священнику на исповедь, он может сказать: «Батюшка, я в Церковь не ходил. Богу не молился, постов не соблюдал. Матом ругался, пьяным напивался, раздражался. В этом я исповедуюсь и каюсь. Прощу у Бога прощения».
Если человек произнес это и дал Господу обещание исправиться, то благодать Божья даст ему силы, и он от исповеди отходит с легким сердцем, т.к. снял со своей души тяжелую ношу, которую все это время нёс.
Когда люди говорят: «Я хочу жить свободно, пить, гулять, блудить, курить, матом ругаться», — это болезнь души. Если человек избавился от гнева, зла, алкоголя, курения и мата, то он стал свободным. Если же эти страсти его мучают — значит, он в плену. Бесы держат человека в этих страстях.
Святые отцы говорят, что начало духовной жизни, когда у человека открываются духовные глаза и он видит в себе бездну грехов — это и есть начало покаяния. Если человек не видит своих грехов — значит, он пока ещё духовно слеп. Тогда человеку помогаешь, напоминаешь о его грехах. Многие не думают о том, что пропускать службы — это грех.
Существуют апостольские правила, в которых говорится, что если кто-то не был в храме три воскресных дня без уважительной причины, то он отлучается от Церкви. Я обычно спрашиваю: «Ты посты соблюдал?» и слышу в ответ: «Не соблюдал никогда». Об этом тоже говорится в апостольских правилах: если человек не соблюдает посты в среду и пятницу, то он отлучается от Церкви.
Священник напоминает на исповеди о том, что это тяжкие грехи. Я спрашиваю: «Ты не молился?» и человек признается: «Да, не молился. Только принял Крещение. Даже молитв не знаю». Это тоже грех, в котором надо покаяться.
Священник помогает человеку на исповеди, напоминает ему грехи, объясняет, что гордыня — самый тяжкий грех. Когда человек находится в гордыне, он всегда раздражается. Почему так происходит? Потому что человек о себе высокого мнения, обижается, всегда недоволен, стремится быть на высоте, хочет, чтобы о нем говорили только хорошее, а это Господу неугодно.
Афонский старец Паисий Святогорец, когда был маленьким, бегал наперегонки со своими друзьями и прибегал первым. Родители Паисия говорили, что так делать нельзя, потому что в этом скрывается гордыня. Лучше уступить место другому, пусть он прибежит первым. Так и когда в школе учишься – хочешь быть первым. Такого быть не должно.
Надо всегда уступать место другому. Нужно уметь смиряться. Это полезно для нас. Порой бывает так, что Господь попускает нам для нашего смирения стать вторыми, а то даже и последними. Все это полезно для нас.
Когда человек покаялся первый раз в жизни, искренне исповедовался, ему кажется, что он всё сказал. Я обычно говорю, что это только начало. На самом деле, вы будете вспоминать свои грехи ещё года два — три. Возьмите бумажку, если вдруг что-то вспомните — запишите, чтобы не забыть, потому что у карандаша или у ручки память лучше, чем у нас.
Если вы ещё что-то вспомните, нужно опять все записать, а потом на исповеди покаяться в этом. Всё, что мы делаем, говорим, о чём мыслим, запечатлевается в вечности на все времена. Сколько нами было сказано нехорошего! Сколько ложных тщеславных слов! Сколько всего мы сказали с гордостью!
Порой мы забываем об этом, а злые духи не забывают и всё сохраняют.
Расскажу одну историю. Мой брат Николай работал кондуктором. Однажды он ждал поезд, и так как в запасе было время, он надел тулуп, чтобы не замерзнуть и прилег на диване. Николай ещё не успел заснуть и вдруг увидел, что входит прекрасный юноша и говорит: «Николай, вставай! Пойдем со мной». Он встал, оглянулся и увидел своё тело со стороны.
Они пошли по коридору и вдруг оказались в одной из комнат, где стоял стол, покрытый красной тканью, и на нем лежали толстые книги. Там же находились два рогатых беса. Как только Николай вошел, они взглянули на него и говорят: «А, Николай! Давай посмотрим!». Один бес открыл книгу и начал перечислять все его грехи с юности, даже те, о которых он и не помнил.
Затем другой бес сделал то же самое. Николай взял эту книгу и кинул её в бесов. Они бросились из-за стола и стали его бить. Но юноша сказал: «Не трогайте его». После этого Николай очнулся опять на диване.
Господь открыл ему, что примерно с семи лет, когда человек осознает, что такое грехи, бесы уже контролируют наши слова, дела и мысли.
Бывают такие случаи, когда приходят на исповедь и говорят: «Батюшка! Я во всем грешна!», тогда я начинаю спрашивать:
— Надо сказать то, что ты делала в своей жизни.
Совесть часто обличает нас — мы слышим голос Божий. Некоторые пытаются «заглушить» свою совесть. Так поступать нельзя. Когда мы искренне покаемся, тогда душа освободится и Господь даст благодатную силу. После этого человек не грешит, он имеет страх Божий.
Бывает, человек подходит и говорит: «Батюшка, я грешен в этом, в этом и в этом, но не дает обещания исправиться, остается таким же, каким и был. Если же человек спрашивает, как избавиться от определенного греха, то батюшка всегда посоветует как поступить и тогда надо его послушаться.
Если мы говорим о плотском грехе, то следует мяса и сладкого не вкушать, никого не осуждать, не гордиться, не раздражаться, никого не обижать, досыта не есть. Если страсти будут беспокоить, то можно в пятницу не кушать. Если и этого будет мало, то и в среду и в понедельник. Таким путем мы можем достигнуть того, что все страсти у нас прекратятся.
Конечно, всё начинается с помыслов, от нашего невоздержания. Не надо лезть туда, где огонь, сидеть в интернете, искать по телевизору всякую грязь. А если туда окунулись, о чем это говорит? О том, что мы нечистоплотны, а это Господу неугодно. Поэтому надо жить в чистоте.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
— Батюшка, человек созрел для покаяния, решил написать исповедь. Как ему правильно выстроить исповедь? С чего начать, в первую очередь?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Следует начать с самых тяжких грехов — убийства, блуда. Как только вы назовете их, вам станет легче исповедоваться дальше.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
— Насколько подробно нужно рассказывать о таких грехах?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— На исповеди не нужно говорить о том, как грех совершался.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
— Нужно ли говорить о том, сколько раз совершали какой-то грех?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Если человек пришел на исповедь в первый раз и покаялся, то ему не нужно повторять этого. Господь ему грех простил.
— Я была на вечерней службе на исповеди и попросила у священника благословления на пост. Так как у меня вторая группа инвалидности, то врач категорически запретил мне поститься. Священник же не дает послабления и говорит идти к другому врачу, который не запретит. Скажите, пожалуйста, как быть дальше? Я просила в субботу и воскресенье немножко творога и рыбы.
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Я исповедовал десять лет в Троице — Сергиевой лавре и пять лет в Почаевской. У духовников обычно было заведено так, что болящим разрешается рыба, но не молочные продукты. Когда мать святого праведного Иоанна Кронштадтского заболела и была при смерти, врач сказал ей съесть куриный бульон, на что она ответила: «Я никогда в жизни не нарушала поста и никогда не нарушу.
Господь меня исцелит». И Господь исцелил ее. В Библии сказано: «Если хочешь быть здоров — не греши». Согрешишь — пойдешь к врачу, врач тебе выпишет лекарство, а Бог лечит (см.: Сир. 38, 1-15).
Иеродиакон Елеазар (Титов):
— Батюшка, нам задали такой вопрос: «Я болею уже 30 лет, сейчас мне 40. Не хожу, испытываю слабость всего тела. Воцерковлена с самого начала болезни, соблюдаю все посты, молюсь. На дому надо мной совершают все таинства. Что мне полезно будет сделать ещё, чтобы Господь меня услышал? Может, моя вера слаба?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Самое главное — благодарить Бога. Как-то один духовник на святой горе Афон склонил голову. К нему подошел другой старец и говорит: «Батюшка, что с вами?» Тот отвечает:
— Господь меня оставил.
— День прошел, и никаких искушений не было. Все было хорошо.
Если есть болезни — значит, Господь мимо не прошел, посетил. За это надо благодарить Бога. Это очень ценно. Нужно просить молитв близких людей, чтобы они помолились за нас. Вот это — самое главное.
Не нужно роптать, отчаиваться, обвинять кого-то – Бога или ближних. Нужно винить только себя. Лучше здесь временно всё пережить, претерпеть, чтобы душа вышл свободной, чистой в духовный мир. Конечно, страшно и ужасно, когда человек грешит на земле и не осознает этого, а постоянно пребывает в грехе. Бесы связывают человека по рукам и ногам и не дают ему духовно возрастать.
Вот это страшно. Так что надо Бога благодарить за болезни.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
— Батюшка, ещё очень важной составляющей частью правильного покаяния и исповеди является духовный отец. Как правильно выбрать себе духовника?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Об этом надо попросить Господа. Когда я учился на первом курсе семинарии, пошел под Успенский Собор и дорогой думал так: «Сейчас я войду в храм на исповедь, и первый священник, который выйдет, станет моим духовником». В этот момент выходит из алтаря архимандрит и у меня появляется мысль: «Вот твой духовный отец». Так это до сегодняшнего дня, уже 50 лет.
Сам Бог пошлет того, кому ты сможешь раскрыться. Конечно, этот вопрос очень сложный.
Надо хоть раз в жизни по- настоящему покаяться от юности, найти кому сможешь довериться. В приходских храмах немного священников, а народу много и батюшка не может одного человека подробно исповедовать. Надо пойти в монастырь и исповедаться там полностью у какого-то духовника. Необходимо, чтобы на совести ничего не оставалось. Это самое главное.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
— Батюшка, порой человек встречается с внутренним препятствием. Он хочет покаяться, но пытается подбирать слова на исповеди. Ему кажется некрасивым и постыдным назвать все свои грехи. Надо подобрать такие слова, чтобы и о грехе сказать и не испытать сильного стыда. Но тогда человек сталкивается с тем, что когда он отходит от исповеди, то не испытывает на душе мира.
Совесть обличает его. Из-за чего это происходит?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Такое бывает, когда человек не полностью раскрыл грех. У священника бывает много народу на исповеди. Не нужно стесняться говорить грехи, потому что злой дух, который неотступен от нас, всегда внушает нам это. Не надо бояться того, что священник о тебе подумает. Надо смело говорить, тогда Господь принимает такую кающуюся душу в свои объятия.
Нет такого греха, который бы Господь не простил. Нет такой болезни, которую бы Бог не исцелил.
— Существуют разные мнения о порядке исповеди и соборования. Разъясните, пожалуйста, этот вопрос?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5, 14). «И если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5, 15). Прежде чем собороваться, человек должен пойти на исповедь, покаяться во всех грехах, чтобы на совести у него ничего не оставалось. В Таинстве Соборования прощаются те грехи, которые человек по немощи своей уже не помнит.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
— Что значит «прощеный грех»? Я прочитал у святых отцов, о том, что прошеный грех — буквально значит «небывший грех», т.е. если человек совершил грех и покаялся в нем, то в очах Божьих этого греха и не было. Вот какую великую силу имеет покаяние!
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Да. В греческом языке слово «грех» означает промах. Когда человек целится «в десятку», а попадает в «молоко», то это – промах. Так же происходит и когда человек грешит, но думает так: «Сейчас я напьюсь или покурю и получу от этого удовольствие». Оказывается, человек ошибается. Это принесет ему большое зло.
Уходит благодать Божья, наступает унынье, отчаянье, тревога и нет радости. А апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес.5, 16-18).
— Во что верят иудеи? Можно ли их считать врагами нашей Церкви? Не могли бы разъяснить этот вопрос?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Врагов у нас нет. У нас только один враг – дьявол и грехи, которые мы совершаем. Я был в Иерусалиме. Там живут иудеи, мусульмане, протестанты и православные. Многие живут дружно. У нас не должно быть врагов. Мы должны примером своей жизни показывать другим, что наша вера православная — правильно славящая Бога.
Вражда не приводит к хорошему. Она ведет к кровопролитию и разрушению. Представьте себе, что вы родились в другой вере и в день Страшного суда Господня откроются наши дела. По делам нашим мы получим наказание или награду.
— В 28 лет у меня уже было Евангелие, тогда ещё нельзя было ходить в храм. Я работала учительницей и везде в дороге рассказывала о Боге. Если я ехала до Симферополя, а сама в то время жила в Крыму, то три часа рассказывала водителю о Евангелии — я его уже выучила наизусть.
Слава Богу, почти все выслушивали и только некоторые водители морщились и говорили, что мне не надо платить 4 рубля, лишь бы я вышла из машины. Остальные реагировали по-другому. Однажды мне надо было заплатить 3 рубля, а у меня было только 2, и водитель сказал: «Я бы ехал с вами всю жизнь, лишь бы вы только про Бога рассказывали». Правильно ли я делала, ведь сказано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями?» (Мф.7, 6).
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Если человек сыт, а вы будете его заставлять кушать, то он скажет: «Я сыт. Мне больше не надо». И, наоборот, если человек голоден и нуждается в пище, то надо его накормить — т.е. поговорить с ним о Боге. Поэтому тот водитель так и сказал вам. Он был доволен и напитался духовной пищей.
А тот человек, который душой мертв, не нуждается в этом. Если же человек другой веры и слушать тебя не захочет, значит, не надо говорить. Когда я еду в подряснике в поезде, то никому ничего не говорю. Люди сами спрашивают: «Где Вы служите? Где живете? Вы что, верите в Бога?» Я отвечаю: «Да, верю. Потому что неверующих людей на земле нет.
Одни верят, что Бог есть, другие — что нет». И начинается разговор. Я о Боге ничего не говорю. При советской власти, когда я ехал в поезде, порой бывало, что купе полностью набивалось людьми: одни послушали, потом вошли вторые, а за ними и третьи. Все постоянно слушали.
Я им рассказывал про птичку, про самолет, про природу. Даже если и власти будут слушать — я ничего крамольного не говорил, не было никакой агитации. Я просто отвечал на вопросы. Однажды я вышел на остановке в 4 часа утра, оглянулся — оказывается в том вагоне, где я ехал, почти в каждом окне по 2-3 человека махали мне рукой!
Иеродиакон Елеазар (Титов):
— Это было в советское время?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— В советское время. Говорить надо, потому что вера от слышания, а слышание — от слова Божия, по Священному писанию.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
— Священное писание приводит примеры этого. Первомученик Стефан говорил проповедь иудеям, врагам Христовым. Как они реагировали? Они не просто говорили: «Нам не надо», они скрежетали зубами, раздирали на себе одежду, потому что эта речь обличала их. Она жгла их, как огонь, но он всё равно говорил.
Мы же не знаем, может, кто-то из этих иудеев потом покаялся.
Иеродиакон Елеазар (Титов):
— Вопрос: Уместно ли задавать вопросы монашествующим священникам и подробно советоваться по устройству личной жизни? Или лучше обращаться с такими вопросами к белому духовенству?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Если священник опытный, то можно к нему обращаться.
— У меня не состоялся брак. После венчания я не познал свою жену. Она боялась, что у нас будут больные дети, потому что я от армии освобожден по статье, а она состояла на учете, так как тоже была больной. Я ушел от неё. Мы развелись, и через три года она родила нормального ребенка в другом браке.
Бес меня подзуживает: как бы ей отмстить, лукавый не дает покоя. Надо её простить, оставить на суд Божий?
Архимандрит Амвросий (Юрасов):
— Надо сказать, что случаев больших и малых, до мелочей не бывает. Это промысел Божий. Вам надо молиться за неё. Если у нас есть враги, которые против нас, то бесы через них действуют на нас. И когда мы молимся, то этот человек уже не является для нас врагом.
Он — создание Божье и Господь не вменяет нам во грех, если мы молимся за этого человека. Надо пережить это искушение, оно не без промысла Божьего. Это всё пройдет. Значит, так надо. Бог это попустил, скажите: «Слава Богу за всё!» Если мы будем Бога благодарить за всё, что с нами в жизни бывает, даже если, например, у вас вырвали сумку, а там было много денег — значит, это не без воли Божьей.
Слава Богу за всё! Нужно благодарить Господа. Как-то у меня были посетители, которые спросили меня: «Батюшка! Дайте нам наставление, как правильно жить в этой жизни?» Я ответил: «Сейчас вы едете в Москву, приезжаете к своему дому, а там много пожарных машин, машины скорой помощи, и вы на 100% убедились, что ваша квартира и все вещи в ней сгорели. Не надо поднимать панику.
Нужно поступить как Иов Многострадальный и сказать: «Бог дал, Бог взял. Слава Богу за всё!» Это будет пред Богом как подвиг. Вы сели в машину, поехали к знакомым, вашу машину занесло и вы врезались в столб. Не надо расстраиваться, надо выйти и сказать: «Слава Богу, все живы. Если б не билось, не ломалось — то куда бы всё девалось?
Слава Богу! Значит, так надо». Это Господу будет угодно. Вы приехали к знакомым, сели за стол чай пить — и вдруг с вами случился приступ. Вызвали скорую помощь, и вы оказались на операционном столе. И здесь надо сказать: «Слава Богу за всё!» Всё, что Господь не делает — всё к лучшему, потому что Бог — это Любовь.
Он больше беспокоится о нашем здоровье, о нашем спасении, нежели мы сами. Вот так мы должны правильно жить.
Есть народная пословица: «Потерял богатство — ничего не потерял. Потерял здоровье — половину потерял. Потерял веру в Бога — всё потерял». Сто лет назад в России было сто пятьдесят миллионов населения, и большинство были верующими. А потом пришли люди и сказали, что Бога нет, и некоторые приняли это за истину, пошли против Бога и разрушили страну. Без Бога все разрушается…
Источник: radonezh.ru
Как правильно исповедоваться и что говорить батюшке: примеры
Исповедью считается христианский обряд, при котором исповедующийся человек совершает покаяние и раскаивается в своих грехах в надежде на прощение Богом Христом. Спаситель сам установил это таинство и сказал ученикам слова, которые записаны в Евангелии от Матфея, гл. 18, стих 18. Также об этом говорится в Евангелии от Иоанна, гл. 20, стихи 22 – 23.
Оглавление:
- Таинство исповеди
- Перечень грехов против Иисуса Христа
- Перечень грехов против близких
- Перечень грехов против себя
- Правильная подготовка к исповеди
- Как исповедоваться детям
- Как исповедоваться в церкви
- Правильная подготовка к причастию
- Причастие
Таинство исповеди
Со слов святых отцов, покаянием еще считается вторым крещением. Человек во время крещения очищается от греха первородного, который передался всем от первых прародителей Адама и Евы. А после обряда крещения при покаянии происходит смывание личных грехов. Когда человек осуществляет таинство покаяния, он должен быть честен и осознавать свои грехи, чистосердечно раскаиваясь в них, и не повторять греха, веря в надежду на спасение Иисусом Христом и Его милосердие. Священник читает молитву и происходит очищения от грехов.
Многие, кто не желают раскаяться в своих грехах, часто говорят, что не имеют грехов: «Я не убил, не украл, не прелюбодействовал, значит, мне и раскаиваться не в чем?» Об этом говорится в первом Послании Иоанна в первой главе, стих 17 — «Если мы говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Это значит, что греховные события случаются каждый день, если вникнуть в суть Божьих заповедей. Существуют три категории греха: грех против Господа Бога, грех против близких и грех против себя.
Перечень грехов против Иисуса Христа
- Безразличие в случае хулы на Бога — вероотступничество. Посещение сект и нежелание носить нательный крестик.
- Неблагодарность Спасителю.
- Атеистическое воспитание — сомнение и неверие в Бога.
- Упоминание о Боге всуе.
- Увлечение колдовством — оккультизмом и прочей магией.
- Клятва именем Бога.
- Нежелание читать вечерние и утренние молитвы.
- Мысли о суициде.
- Карточные игры.
- Редкое чтение Евангелия и другой полезной литературы.
- Нежелание ходить по воскресеньям в храм, а также в дни праздников.
- Несоблюдение церковных правил — нарушение постов в дни среды и пятницы.
- Несоблюдение Христовых заветов.
- Несобранность во время чтения молитв.
- Неверие и отчаяние в трудной ситуации, отрицая промысел Божий, — болезнь, бедность, боязнь старости.
- Осуждение священников и Церкви.
- Зависимость от земных удовольствий.
- Нежелание бороться с грехом, полагаясь только на Господне милосердие.
- Недостойное покаяние и утаивание грехов.
- Чрезмерная самонадеянность, отрицая Божью помощь.
Перечень грехов против близких
Перечень грехов против себя
Все перечисленные грехи разделяются на три категории, в окончательном счете, все это против Господа Бога. Ведь осуществляется преступление Им созданных заповедей, следовательно, происходит прямое оскорбление Бога. Все эти грехи не дают положительных плодов, а наоборот, душа от этого спасена не будет.
Правильная подготовка к исповеди
К таинству исповеди необходимо подготавливаться со всей серьезностью, для этого следует заняться преждевременной подготовкой. Достаточно вспомнить и записать на лист бумаги все содеянные грехи, а также прочесть подробную информацию о причащении и таинстве исповеди. На обряд следует взять листок и перед процессом снова все прочесть. Этот же лист можно отдать духовнику, но тяжелые грехи должны быть произнесены вслух. Достаточно рассказать о самом грехе, и не перечислять длинных историй, например, если в семье происходит вражда, и с соседями, следует осуществить покаяние в основном грехе — осуждение соседей и близких.
В этом обряде духовника и Бога не интересуют многочисленные грехи, важен сам смысл — чистосердечное раскаяние в содеянных грехах, искреннее чувство человека, сокрушенное сердце. Исповедь — это не просто осознание своих греховных прошлых дел, но и рвение смыть их c себя. Оправдание себя в грехах — это не очищение, это недопустимо. Старец Силуан Афонский говорил, что если человек возненавидел грех, то и Бог просит эти грехи.
Это будет отлично, если человек из каждого прошедшего дня будет делать выводы, и каждый раз истинно раскаиваться в грехах, записывая их на бумагу, а для серьезных грехов необходимо исповедоваться перед духовником в церкви. Незамедлительно следует попросить прощения у людей, которым была нанесена обида словом или делом. В православном молитвослове есть правило — Покаянный канон, который нужно усиленно читать по вечерам перед самим таинством исповеди.
Важно узнать распорядок храма, в какой день можно исповедоваться. Существуют множество храмов, в которых проходит ежедневная служба, там же проходит и ежедневное таинство исповеди. А в остальных следует узнать о расписании церковных служб.
Как исповедоваться детям
Дети возрастом до семи лет считаются младенцами, они могут причаститься без предварительной исповеди. Но важно приучить их с детства к чувству благовения. Без нужной подготовки учащенное причастие вызывает нежелание заниматься этим делом. Желательно за несколько дней настроить детей на таинство, пример — чтение Священного Писания и детской православной литературы.
Уменьшить время просмотра телепередач. Наблюдать за выполнением утренних и вечерних молитв. Если ребенок за прошедшие дни совершил плохие поступки, то с ним следует поговорить и навеять на него чувство стыда за проделанное. Но всегда нужно знать: ребенок берет пример с родителей.
После семилетнего возраста можно приступать к исповеди наравне со взрослыми, но без предварительного таинства. Перечисленные выше грехи исполняются в большом количестве и детьми, поэтому детское причастие имеет свои нюансы.
Чтобы помочь детям искренне исповедаться, необходимо дать перечень грехов:
- Не занимаешься ли ворожением и гаданием?
- Не пропускал ли утренние молитвы, залеживаясь в постели?
- Не воруешь ли ты?
Не читал ли молитву перед сном и не принимал ли трапезу без молитвы?
- Можешь ли назвать самые важные молитвы в православии: «Иисусова молитва», « Отче наш», Богородице Дево, радуйся»?
- Не хвалишься ли ты своими навыками и успехами перед близкими?
- Не носишь ли различные символы и амулеты?
- Из-за чувства стыда перед батюшкой не утаивал ли свои грехи на исповеди?
- Посещаешь ли церковь каждый воскресный день?
- Не увлекаешься ли ты вредными привычками?
- Не называл ли имя Господне без надобности?
- Не искажаешь, не торопишься ли ты в крестном знамении?
- Не баловался ли ты на службе в церкви?
- Не посещали тебя ли внезапные мысли?
- Занимаешься ли ты чтением духовных полезных книг, в том числе и Евангелия?
- Не стесняешься ли ты своего нательного крестика?
- Не применяешь ли крестик для украшения?
- Не происходили ли споры с кем-либо только для самоутверждения?
- Не утаивал ли правду от родителей только ради того, чтобы не стать наказанным?
- Не ябедничал, не сплетничал ли?
- Не употреблял ли в пищу запрещенных продуктов во время поста?
- Не берешь ли ты без проса чужих вещей?
- Не был ли требователен в покупках, которые совершали родители?
- Не притворялся ли ты для того, чтобы уклониться от обязанностей?
- Не говорил ли ты сквернословия?
Не смеялся ли ты с людей с физическими дефектами?
- Не подстрекал ли ты кого-то на драки и не дрался ли ты?
- Не издевался ли ты над младшими и слабыми?
- Не занимаешься ли ты онанизмом?
- Не ленишься ли ты в помощи родителям?
- Не издевался ли ты над зверями земными?
- Не имеешь ли ты зависти к другим людям?
- Не занимался ли ты картежными играми?
Это поверхностный перечень возможных грехов. Существует множество личных грехов для каждого ребенка, основываясь на его мыслях и действиях. Важной целью родителей считается подготовка ребенка к покаянию. Нужно, чтобы ребенок сам записал все свои прегрешения без участи родителей — за него не стоит записывать. Он должен понять, что необходимо чистосердечно признаться и раскаяться в плохих поступках.
Как исповедоваться в церкви
Исповедь приходится на утреннее и вечернее время суток. Опаздывать на такое событие считается неприемлемым. Группа раскаивающихся начинает совершать процесс с чтения чинопоследования. Когда священник начинает спрашивать имена участвующих, которые пришли на исповедь, отвечать нужно не громко и не тихо. Опоздавшие не принимаются на исповедование.
В окончании исповеди священник повторно читает чинопоследование, принимая таинство. Женщины во время естественного месячного очищения не допускаются к такому событию.
Вести себя в храме нужно достойно и не мешать остальным исповедующимся и священнику. Не допускается смущение пришедших на это дело людей. Не нужно исповедовать одну категорию грехов, а другую оставлять не потом. Те грехи, которые были названы в прошлый раз, не перечитываются вновь. Совершать таинство желательно у одного и того же духовника.
В таинстве человек раскаивается не перед духовником, а перед Господом Богом.
В больших церквях собирается множество кающихся и в этом случае используется «общая исповедь». Суть в том, что священник произносит общие грехи, а исповедующиеся раскаиваются. Далее под разрешительную молитву обязан подойти каждый. Когда исповедь проходит первый раз, не стоит приходить на такую общую процедуру.
В первый раз следует посетить частную исповедь, если таковой нет, то на общей исповеди необходимо занять последнее место в очереди и послушать, что говорят на исповеди священнику. Желательно объяснить всю ситуацию священнику, он скажет о том, как исповедоваться первый раз. Далее происходит истинное раскаяние. Если в процессе раскаяния человек умолчал о грехе тяжком, то он прощен не будет. В конце таинства человек обязан после прочтения разрешительной молитвы поцеловать Евангелие и крест, которые лежат на аналое.
Правильная подготовка к причастию
В дни говения, которые длятся семь дней, устанавливается пост. В рацион питания не должны входить рыбные, молочные, мясные и яичные продукты. В такие дни не должны совершаться половые акты. Необходимо учащенно посещать церковь. Читать Покаянный канон и соблюдать молитвенные правила.
Накануне таинства необходимо прибыть на службу вечером. Перед сном следует прочитывать каноны Архангела Михаила, Господа нашего Иисуса Христа и Матери Богородицы. Если такой возможности нет, такие молитвенные правила можно сместить на несколько дней в течение говения.
Дети тяжело запоминают и воспринимают молитвенные правила, поэтому следует выбрать то количество, которое станет по силам, но обсуждать это нужно с духовником. Для подготовки постепенно нужно увеличивать количество молитвенных правил. Большинство людей путают правила исповеди и причастия. Тут необходимо подготавливаться поэтапно. Для этого стоит попросить совета у священника, который подскажет о более точной подготовке.
Таинство причащения осуществляется натощак, не стоит употреблять еду и воду с 12 часов, также нельзя курить. Детей до семи лет это не касается. Но их к этому нужно приучать за год до взрослого таинства. Следует прочитать утренние молитвы и для Святого Причащения. При утренней исповеди необходимо прибыть в нужное время без опозданий.
Причастие
Таинство установил Господь Бог в часы Тайной вечери, когда Христос преломил с учениками хлеб и распил с ними вино. Причастие помогает войти в Царство небесное, поэтому непостижимо разуму человека. Женщинам нельзя посещать причастие в накрашенном виде, да и в обычные воскресные дни следует стереть с губ попаду. В менструальные дни женщины не допускаются к Таинству, а также те, кто недавно родили, для последних нужно прочитать молитву сорокового дня.
Когда священник выходит со Священными Дарами, участники обязаны сделать поклон. Далее нужно внимательно слушать молитвы, повторяя про себя. Затем следует сложить крестом руки на груди и подойти к чаше. Первыми должны идти дети, затем мужчины, а потом женщины. Возле чаши произносится свое имя и тем самым, причастник принимает Дары Господа.
По причастии диакон обрабатывает губы с помощью плата, далее нужно поцеловать край чаши и подойти к столу. Тут человек принимает запивку и употребляет просфорную часть.
В конце участники слушают молитвы и молятся до окончания богослужения. Затем следует подойти к кресту и внимательно слушать благодарственную молитву. В конце все расходятся домой, но в церкви нельзя говорить пустых слов и мешать друг другу. В этот день себя нужно вести достойно и не осквернять свою чистоту греховными делами.
Отзывы и комментарии
Комментариев: 3
чёрный свет
12.08.2018 в 00:16
Магия это не грех,а просто немного другой способ решения какой-то проблемы.Церковная исповедь должна совершаться тайно от всех,чтоб никто из посетителей не слышал её.А то я 3 числа была на службе,и во время неё была исповедь,некоторые люди подходили к священнику.Вот к нему подошла женщина,едва слышно что-то говорила ему.И уж не знаю о чём она ему рассказала,но священник даже немного тихонько посмеялся,уже слышно всем.Этот смех оказался заразительным,что я с трудом удержалась,чтоб не прыснуть прямо во время службы.Чтоб загородить свои губы,стала потирать под носом,типа зачесалось у меня.И вообще,исповедоваться лучше дома- открыть икону Христа в книге,зажечь свечку и перечислить свои грехи,искренне пообещав больше их не повторять.Только делайте это когда дома никого нету.
Истинный свет
21.10.2018 в 20:28
Это вы что же за ересь здесь пишите? Хожу на исповедь много лет и ни разу священник не смеялся. А так исповедуются только сектанты. И магия это грех.
Алена Шуточкина
19.03.2019 в 22:25
хотим повенчатся, муж венчаныій, венчался с первой женой, со мной во втором браке, надо причастится боюсь ити и не знаю что отвичать
Источник: pravoslavie.guru