Когда мой сын пошел в школу, наиболее сильное впечатление от первого учебного дня на него произвел одноклассник, кукарекавший на уроке и виртуозно доводивший учительницу до белого каления своими ужимками и смехом. Впоследствии этот самый одноклассник стал постоянным объектом критики на родительских собраниях – главной причиной неуспеваемости класса, подрывателем классной дисциплины и вообще наказанием Божьим.
А потом…. потом я подружилась с его мамой, Светой, педагогом по профессии, и узнала каких трудов и усилий ей стоит эта постоянная, изматывающая борьба с учителями, не желающими видеть в подвижном ребенке никого, кроме нарушителя дисциплины ( а способности у мальчика, между прочим, неплохие).
И когда меня впервые вызвали на педсовет, Света, вполне профессионально, как опытный психолог, дала мне несколько советов, что делать, как себя вести при общении с учителями и особенно на педсоветах, когда против одного родителя работает команда учителей.
Самое главное – это, конечно, любовь к своему ребенку, желание его защищать и в любой ситуации быть на его стороне. Ребенок должен знать и чувствовать: родители любят его ни за «что-то», совершенно независимо от получаемых им оценок и поведения. И когда вас вызывают на педсовет, ощущение силы этой любви должно ощущаться вами; тогда его почувствуют и окружающие.
КАК ОТВЕЧАТЬ НА ШУТКИ УЧИТЕЛЕЙ? 😎 ЛАЙФХАК
Ну, а теперь по порядку – то есть с самых первых мгновений встречи. Известно, что основа отношения к собеседнику закладывается в первые пятнадцать секунд общения с ним. Как вы входите в кабинет, какую ауру источаете, выражение вашего лица – это может сыграть решающую роль. По тому, как человек поворачивает входную ручку, можно сказать о нем многое и главное, о его психологическом настрое. Вспомните, на кого лают собаки?
Только на тех, кто их боится.
Если вы боитесь своего собеседника, он это почувствует за долю секунды. Если, входя в кабинет, вы уже заведомо настроились, что сейчас на вас начнут кричать, то хозяину кабинета ничего не остается, как последовать возложенной на него программе. А потому входить в кабинет учителя надо уверенно.
Если вам не предложили сесть и приходится разговаривать стоя, примите позу, которую принимают борцы на ринге, перед боем. Они стоят, широко расставив ноги. Руки свободны, не перекрещены, прямая спина. Они спокойно сморят перед собой. Голову не наклоняют и не отворачиваются от собеседника.
Вы, наверное, знаете, что очень трудно хамить человеку, который спокойно и уверенно смотрит на вас. По-бойцовски широко расставлять ноги не надо, но на уровне плеч, достаточно. Должно быть, ощущение, что вы прочно стоите на земле, и ни что вас не сможет испугать.
У учителей накопились претензии к вам и к вашему ребенку. Не перебивайте их, дайте высказаться. Не имеет смысл пытаться заткнуть пожарный шланг. Надо подождать, пока в шланге спадет напор воды.
Да, вам есть, что возразить. Вы, конечно, уверенны, что учителя ошибаются, что правы именно вы, а они ничего не понимают. Можно объяснить, что… но лучше постойте и помолчите – высказаться вы еще успеете. А пока внимательно рассматривайте лицо говорящего. Каков этот человек в гневе?
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
Вроде пожилая женщина.
А как оказываются у нее, страстно начинают сверкать глаза! Какие глубокие морщины недовольства на переносице. Настоящий уральский хребет! Седые волосы вздыбились. Уши в такт киванию подрагивают. А жесты?
Широкие, красивые. Ладонью воздух рубит! Эх, сейчас бы березовое поленце подставить! Наверняка, не заметив, разрубила одним махом! Столько пыла и страсти в движении!
Обычно в моменты крика и оскорблений в свой адрес человек чувствует себя неловко и пугается.
Как уберечься от негативных эмоций?
Сделайте упор не на словах, сказанных в пылу гнева, а на визуальной картинке. Представьте себя в театре, в первом ряду. Вам прекрасно видно актера и все его мимические морщины. Наслаждайтесь игрой – человек очень интересен в гневе! Пока есть время, задумайтесь – а как вы сами выглядите в момент крика?
Чем вы руководствуетесь, когда кричите? Выплескиваете энергию или пытаетесь кого – то унизить?
Главное – научиться отстраняться и смотреть.
Молча наблюдать за тем, что происходит. Это сэкономит ваши нервы, придаст уверенности. Более того, когда учительница поймет, что не может вас вывести из себя (вы на нее смотрите, как на экран телевизора), то замолчит. Всегда приятно бить по пуховой подушке. Она сминается и принимает форму вашего кулака. А какой смысл бить по дереву? Оно, как стояло, так и стоит.
По прежнему шевелит кроной в такт дуновению ветерку, а на наши удары кулачком в ствол игнорирует.
И только когда учитель успокоится, и вы почувствуйте, что гнев, владеющий им, прошел, имеет смысл начать с ним говорить.
Не нужно выяснять кто прав и виноват. Ваш диалог с учителем не должен напоминать фехтовальный турнир. Удар справа, удар слева, снова удар справа. Не надо соревноваться в остротах и колкостях. Не должно быть «наездов» и взаимных обвинений. Да, есть проблема. Давайте подумаем вместе, как можно решить назревшую проблему.
При этой позиции вы одновременно делаете несколько правильных ходов: присоединяетесь к собеседнику, соглашаетесь с его точкой зрения и одновременно решение проблемы распределяете на двоих: на себя и на своего собеседника.
При разговоре, как можно чаще называйте имя и отчество учителя. Как писал еще Карнеги: « Нет звука сладостней для человека, чем его собственное имя».
Предположим, что учителя обвиняют вашего ребенка в том, что он срывает уроки. Конкретизируйте проблему: «Конкретно, какие уроки он срывает?»
– Он срывает уроки математики, чтения и русского языка.
– Хорошо. А как вы думаете, почему он не срывает уроки других учителей? Почему на других уроках он ведет себя более спокойно?
При этом вы спрашиваете мнение учителя и заставляете его задуматься: «А действительно, какие уроки ребенок срывает, а какие нет? » Пусть учитель сам задумается и потихоньку завязнет в мелочах. А вы можете высказать предположение – возможно ваш сын или дочь срывают именно эти уроки потому, что учитель не нашел к ним подход? Может вам стоит подойти к учителю и обсудить эту проблему, чтобы вместе ее решить?
Постоянно подчеркивайте, что вы готовы решать проблему совместными усилиями. Предложите обсудить поведение вашего ребенка с каждым учителем по отдельности. Всегда проще иметь дело с одним человеком, чем с командой. Попросите совета у учителей – как, на их взгляд, лучше справиться с задачей? Что они порекомендуют изменить?
Они, как профессионалы с большим опытом работы, что посоветуют? Может быть, порекомендуют обратиться к специалистам? К каким? Куда?
Рассредоточивайте проблему.
Расскажите, какие действия с вашей стороны уже предприняты. Можно слегка и приукрасить. Не забывайте, что ваша задача – это задача адвоката. Защищайте своего подопечного. Не забудьте заметить, что не только школа страдает от описанной проблемы, но и ваш ребенок тоже.
Покажите, как он переживает, как страдает от обстановки в школе.
Дайте рекламную характеристику своего ребенка.
Подчеркните, что проблема поведения вашего ребенка действительно серьезная проблема. Вы согласны. Поэтому одним днем данный вопрос не решить. Понадобятся месяцы, чтобы постепенно, разрешить наболевшее.
Постоянно подчеркиваете, что вы едины с коллективом учителей. Цель у вас и у педагогического состава школы одна – это наладить учебный процесс. Не смотря на возможные разногласия, обе стороны: школа и родители, будут, прежде всего, исходить из интересов ребенка. Помочь ему стать адекватной личностью и при этом постараться не сломать юную душу.
Нарисуйте картину того, как будет жутко страдать ваш ребенок в случае исключения из школы. Как ему нравится класс, как хочет он учится именно в этой школе, но ни как не может найти для себя правильной линии поведения.
Скорее всего, ваш ребенок по складу – лидер. Просто в связи еще с незрелостью, он ни как не может найти для себя форму самовыражения. И вот такими детскими способами пытается, стать лидером в классе, привлечь внимание к своей персоне. И возможно, именно учителя, имеющие большой опыт работы, помогут найти форму самовыражения для вашего сына.
Побольше комплиментов и готовности сотрудничать. Не забывайте, основной контингент в школе – женщины. Поэтому комплименты необходимы, как смазочный материал.
Если учителя порекомендовали обратиться к специалистам на стороне, то, если вы считаете нужным, обратитесь. Если нет, то сделайте вид, что обращались. В этом аспекте исходите из интересов ребенка. Может быть, ему действительно нужен совет специалиста?
Ни в коем случае нельзя идти на открытый конфликт с администрацией школы. Она, прежде всего, начнет отыгрываться на слабом, то есть на вашем сыне или дочери. И в борьбе: ребенок или команда учителей, силы будут не равны и с очевидностью понятно, кто одержит победу. Не рискуйте психикой и здоровьем своего ребенка.
Избегайте конфликта.
Можно порекомендовать посмотреть несколько телевизионных передач и поучиться у политиков, людей из высшего эшелона власти, у людей публичных уходить от прямых ответов, от четких обязательств. Можно научиться говорить, одновременно обещающе и размыто.
Если ваши отношения со школой зашли далеко, и вы ни как не можете найти общий язык с учителями, то постарайтесь завуалировано намекнуть, что назревший конфликт ни школе, ни вам не нужен. И поэтому никому не выгодно выносить его в вышестоящие инстанции.
Ваше оружие – невзначай брошенная фраза вроде: « Мария Алексеевна и Федор Петрович из РОНО и так загружены работой, зачем же их еще и этим нагружать?». Если вы дадите понять, что в РОНО вы – «свой человек», половина битвы вами фактически выиграна. А сделать это несложно. Достаточно накануне позвонить в РОНО и узнать имена и фамилии сотрудников, которые курируют данную школу.
Поверьте, имя куратора школы и главного в РОНО произведут магическое действие на учительский состав школы.
Любой разговор с учителем – это возможность увидеть своего ребенка со стороны и призадуматься. «Да, возможно, есть и придирки, но не на пустом же месте они возникли? Значит, есть проблема. И, придя домой, нужно разобраться – почему она возникла и как можно ее решить».
Источник: www.baby.ru
Конфликт ученика младших классов и учителя: что делать?

Cоветы родителям по воспитанию детей
На чтение 7 мин
Маленький человек еще недавно ходил в детский сад, а все проблемы решала мама. Но вот ребенок отправляется в школу, где его ждет много нового и интересного: уроки, новые друзья и, конечно же, первый учитель. Для ученика младших классов педагог – самый важный человек после родителей. Учитель может повлиять на развитие самооценки ребенка.
Если педагог хвалит ученика, тот искренне радуется и старается учиться еще лучше. И наоборот, замечания и плохие отметки расстраивают ученика, он искренне считает себя плохим, ни к чему не способным. Если у ученика и педагога регулярно происходят конфликты, проблему нельзя игнорировать, ведь от этого зависит дальнейшая учеба и развитие ребенка.

Почему могут возникнуть конфликты
В первую очередь, причину нужно искать во взрослых: педагоге или родителях. Учитель может забыть о педагогических принципах, игнорировать поведение ребенка, не искать причины, почему он так себя ведет. Родители также могут быть при чиной возникновения конфликтов, когда игнорируют детей, не видят, что им нужна помощь и поддержка.
Из-за чего могут возникнуть конфликты:

- Ребенок растет в атмосфере доверия, креативного мышления и творчества. Он привык говорить то, что думает, и поступать так, как считает нужным. В классе ему тяжело долго сидеть за партой, он регулярно спорит с учителем, пытается отс тоять собственную точку зрения. Педагог замечает лишь неуважение со стороны ученика, не пытаясь при этом разобраться в причинах его непослушания.
- Дети, как правило, плохим поведением привлекают к себе внимание. Ребенок хочет завоевать любовь и уважение педагога, но как это сделать, он пока не понимает.
- Некоторые учителя требуют от учеников, чтобы те делали аккуратные записи в дневниках, писали в тетрадях, согласно установленным правилам. Ученики младших классов редко выполняют требования учителя, если это касается аккуратности в тетрадях и дневниках.
- Ребенку может быть скучно на уроке. Возможно, педагог неинтересно преподносит информацию, или ученик уже знает, о чем рассказывают на уроке.
Когда начинать бить тревогу
Если в школе происходит конфликт с педагогом, это может негативно отразиться на психике ребенка. Независимо от возраста, мальчик или девочка остро воспринимают недопонимание со стороны учителя. Результатом психологического напряжения может стать нежелание учиться, апатия, затяжная депрессия. Вот почему так важно вовремя заметить проблему и постараться решить ее в кратчайшие сроки.
Илья, папа 8-летнего Кирилла:
«Мы с женой стали замечать, что сын приходил со школы грустный, необщительный. Раньше с удовольствием рассказывал, как прошел школьный день, а тут закрывался в своей комнате и не хотел с нами разговаривать. Потом узнали, что у Кирилла возникли проблемы с учительницей. Она сделала ему замечание, Кирилл ответил, как говорит учительница, в грубой форме.
Хотя, одноклассники, которые стали свидетелями конфликта, утверждают, что грубости со стороны не было. Учительница у Кирилла молодая, полная амбиций, очень ранимая. Видимо, не понравилось, что ученик не промолчал, а ответил. В итоге, собрались вместе с педагогом, психологом, поговорили, выяснили причину, решили, как будем выходить из положения.
Сейчас Кирилл ходит в школу с охотой, конфликтов больше не возникало. Но доверительных отношений с учительницей тоже нет».

Что в поведении ребенка должно насторожить родителей:

- Поведение сына или дочери резко меняется. Например, дочка была ласковой, милой девочкой, но вдруг она стала грубить, агрессивно себя вести. Или сын всегда был общительным, но внезапно замкнулся в себе.
- Ребенок боится резких звуков, вздрагивает от телефонного звонка, втягивает голову в плечи, когда к нему обращаются взрослые.
- Сын или дочь не хотят ходить в школу, прогуливают, пытаются доказать родителям, что учеба им не нужна.
- Когда родители спрашивают, как дела в школе, ребенок замыкается в себе или отвечает в агрессивной форме.
- В дневнике появляются многочисленные записи о плохом поведении, плохие отметки.
Марина, мама 7-летней Арины:
«Дочка у нас очень любознательная, всегда тянется к новым знаниям, впитывает любую интересную информацию, как губка. Но вдруг она стала замкнутой, начала грубо разговаривать с нами. В школу собиралась с трудом, оттягивала момент, когда нужно выходить из дома.
Мы с мужем не стали игнорировать поведение дочки, а когда разобрались, оказалось, учительница позволяла себе критические замечания в ее адрес. Не давала возможности высказаться, кричала, когда Арина пыталась отстоять свою точку зрения. После работы с психологом и откровенным разговором с учительницей было принято решение перевести Арину в другую школу. Сейчас дочка ходит на уроки с удовольствием, и учеба ей дается с легкостью».
Как решить проблему
Родители должны не только найти выход из конфликтной ситуации, но также научить сына или дочь правилам поведения в социуме. Ребенок должен уметь цивилизованно решать спорные вопросы, ведь в его жизни они возникнут не один раз: в школе, университете, на работе.

Что должны предпринять родители?
- Откровенно поговорите с сыном или дочерью. Дайте понять, что вы в курсе происходящих событий: «Я знаю, что у вас конфликт с Ольгой Петровной». Затем дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции, высказать собственное видение на проблему. Не перебивайте с критикой: «Как ты можешь так говорить, учитель тебя намного старше!», «Ты не прав, так нельзя поступать». Если ребенку сложно объяснить, что он чувствует, помогите: «Я понимаю, тебе обидно», «Безусловно, ситуация кажется тебе несправедливой». Ребенок должен понять, что родители не собираются его ругать, а становятся на его сторону. Ученику важно осознать, что мама с папой понимают и принимают его точку зрения. Не стоит при ребенке ругать педагога, критиковать его действия и слова, сомневаться в компетентности учителя.
- Обсудите ситуацию. Родители не должны высказывать собственное мнение, давать субъективную оценку . Вместе нужно проанализировать проблему, рассмотреть ее с разных сторон. Спросите у ребенка: «Как ты думаешь, когда Светлана Ивановна начала показывать свое негативное отношение к тебе?». Выслушайте сына или дочь, а затем совместно разработайте план дальнейших действий.
- Пообщайтесь с учителем. Отправляйтесь в школу только после того, как поговорите с сыном / дочерью. Если ребенок не хочет, чтобы одноклассники знали о вашем визите, приходите в школу после уроков. Постарайтесь сохранить нейтралитет в разговоре с педагогом. Не стоит с порога обвинять, оскорблять и требовать объяснений. Учитель в спокойной обстановке выскажет свою точку зрения, после чего нужно искать приемлемое для обеих сторон решение вопроса.
- Устройте разговор для учителя и ребенка. После того, как сын или дочь выплеснули эмоции и успокоились, можно поприсутствовать при разговоре ребенка с педагогом. Без оскорблений и негативных эмоций постарайтесь вместе найти выход из ситуации.
- Обращайтесь к администрации школы. Этот шаг необходим в том случае, когда действия учителя по отношению к вашему ребенку очевидно несправедливы. Возможно, понадобится работа с психологом. Крайняя мера – это смена класса или даже школы. Оставаться в классе, где учитель предвзято относится к ребенк у, нельзя. Если будете уговаривать потерпеть (в едь до конца учебного года осталось пару месяцев ) , можно спровоцировать у сына / дочери стойкое отвращение к учебе. Также у ребенка может развиться невроз, обострятся хронические заболевания. Иногда нужно действовать решительно, чтобы избежать серьезных проблем в дальнейшем.
Учеба в школе должна вызывать у ребенка позитивные эмоции. Если в классе регулярно происходят конфликты, а с педагогом не налажен контакт, нужно сразу же принимать меры. Иначе ученик будет находиться в постоянном стрессе и потеряет интерес к учебе.
Источник: detki.guru
Как грамотно решить конфликт ребенка с учителем (без последствий!)
Представьте, что ваш ребенок пришел из школы и начал жаловаться на кого-то из учителей. Например, на математичку, которая придирается, или на учителя английского, который ставит пятерки только любимчикам. Что делать, на чью сторону встать, как понять, действительно ли учитель не прав или это ребенку не нравится его предмет?
Михаил Митин, директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart
Задавайте вопросы и собирайте информацию
Услышав разговоры о каких-то школьных несправедливостях, многие родители сразу либо идут в школу ссориться, либо решают, что учитель точно прав, а ребенок должен учиться, слушаться старших и не скандалить.
Но на самом деле, прежде чем вставать на ту или иную сторону, нужно задать ребенку вопросы и попробовать узнать максимально полную информацию о том, что произошло.
«Как ты думаешь, в чем проявляется эта несправедливость?», «Когда в последний раз у вас был конфликт?», «Что было не так, как учитель это объяснил?» Чем больше фактов вы соберете, тем конструктивнее будет разговор с учителем, тем проще составить объективное мнение о том, что случилось.
Попробуйте выявить суть конфликта
Нужно понимать, что ситуации бывают разные. Одно дело, когда предмет просто не нравится ребенку или учитель дает скучные и сложные объяснения, и другое — когда педагог действительно на детей ругается, кричит, оскорбляет, унижает и выгоняет за дверь.
По моему опыту могу сказать, что чаще всего конфликт возникает из-за того, что детям непонятно, что они на этом уроке делают, а учитель много внимания уделяет дисциплине, потому что считает, что детей нужно держать в ежовых рукавицах, но не работает с мотивацией.
Настройтесь на конструктивный разговор
Начинать беседу с эмоций и голословных обвинений, а не с твердых фактов — не лучший способ решить проблему. Сделать разговор с учителем продуктивным поможет предварительная подготовка: можно по пунктам выписать, что беспокоит, собрать информацию.
Тогда разговор как минимум станет полноценным, взрослым и продуктивным.
Если причина конфликта кроется в том, что ребенок не понимает предмет, то можно сразу начать обсуждение с вопроса: «Вася не понимает математику, как вы считаете, что мы можем сделать?» — и таким образом сразу направить беседу в конструктивное русло.
Конечно, есть риск, что учитель отмахнется и скажет, что Вася — неуправляемый лентяй. В этот момент постарайтесь не раздражаться. Скажите, что вы сейчас говорите не столько о личных качествах вашего Васи, сколько о том, как можно повысить его уровень, какие темы стоит проработать, что нужно подтянуть.
Попросите у преподавателя конкретизировать проблемы и сказать, как закрыть пробелы, на развитие каких умений сделать упор.
Воспринимайте эту беседу как обратную связь
Общение с учителем всегда помогает родителям получить более полное представление о своем ребенке, например, сделать выводы о сильных и слабых сторонах школьника.
От кого еще узнать, что у чада проблемы с концентрацией или болезненное отношение к критике? В свою очередь родитель также дает преподавателю обратную связь о его работе: рассказывает, что Вася медленно записывает или не понимает объяснений. Учитель каждый день общается с десятками детей и физически не способен знать особенности каждого из них.
Нет ничего плохого в том, чтобы попросить педагога объяснять чуть помедленнее. Не факт, что у него будет на это время, но так он будет в курсе, что в его классе есть минимум один ученик, который не схватывает на лету новые темы.
Регулярная обратная связь и информирование о прогрессе позволяют школе находиться с родителями учеников в одном контексте, вовремя обсуждать назревающие проблемы с учебой, своевременно и сообща их решать.
Не допускайте дискриминации
Если вы видите, что учитель относится к ученикам предвзято, значит, нужно решать вопрос на уровне директора. Например, некоторые преподаватели считают, что девочкам нечего делать в точных науках или что никто не может знать их предмет на пятерку. Это недопустимо.
Если проблема системная и вы не первый родитель, кто обращает на нее внимание, то стоит вынести ее на обсуждение с директором.
Не дайте конфликту загубить интерес к предмету
Возможно, ваш ребенок никак не может найти язык с конкретным учителем, но это не должно помешать ему изучить его предмет. Если нельзя поменять педагога или договориться с ним, можно найти альтернативные способы освоить программу – изучать предмет самостоятельно, с репетитором или в рамках внеклассных занятий.
Например, если проблемы с учителем математики, есть смысл попробовать курсы робототехники, data science или основ финансовой грамотности. Ребенок увидит практическую пользу предмета, который до сих пор ассоциировался с невыносимой Марьей Ивановной, и изменит свое отношение к этой дисциплине. Да, он будет принимать правила игры школьного учителя, но у него будет место, где можно изучать предмет совсем иначе, наслаждаясь общением с очень классным современным преподавателем, достигать успеха, видеть реальные результаты. А там, возможно, и отношения со школьным учителем улучшатся.
И тогда не будет драмы – «Ты должен учить математику, и только у Марьи Ивановны, и никуда от этого не деться». Все можно изменить. Роль персонализации в наши дни растет, мы видим это практически во всех сферах. Только массовое образование запаздывает. Но это не значит, что нельзя об этом говорить, что нельзя обеспечивать своему ребенку обучение, скроенное точно по его мерке.
Будьте на стороне ребенка
Родители всегда должны принимать сторону своих детей. Это не значит, что в любом конфликте нужно бросаться яростно его защищать или говорить ему, что все дураки, а он прав. Но обязательно нужно давать понять, что вы – его команда, вы хотите ему помочь и поддержать его в любой ситуации.
Ваша общая цель – решить проблему.
И ребенок должен знать, что он никогда не останется один на один со школьными сложностями.
Источник: letidor.ru