Поступление в школу – серьёзное испытание для ребятишек и родителей. Подготовка к письменным и устным заданиям занимает теперь много времени и усилий, поэтому можно понять огорчение мамы либо папы из-за того, что ребёнок, в совершенстве владея материалом, стесняется тянуть руку и самостоятельно не желает отвечать. А сам школьник порой ощущает облегчение и мало сожалеет о том, что его богатый любопытными фактами доклад не услышат учитель и одноклассники. Что делать родителям, если ребёнок стесняется публичных выступлений в школе? Предлагаем советы психологов.
Почему ребёнок боится отвечать на уроках
Предпосылок к подобному поведению всего две – стеснительность и боязнь сделать что-то неправильное. В первом случае детская робость часто обусловлена особенностями нервной системы ребёнка: дети с меланхоличным и флегматичным темпераментом больше других подвержены акцентуации на отрицательных эмоциях.

5 простых фраз, которые ПОСТАВЯТ НА МЕСТО человека! Без агрессии и ругани!
Боязливый ребенок склонен к повышенной тревожности, долгому переживанию неудач и, в какой-то степени, потаканию собственным страхам. Всё это плавно перетекает в неуверенность, вот почему даже хорошая подготовка к школе не гарантирует поднятия руки и хорошего ответа.
Не стоит забывать и о провоцирующих такое поведение факторах. К примеру, заставить ребёнка стесняться могут внутренние и внешние условия:
- Слабое знание предмета. Некоторые дети бойко отвечают у доски, даже если не особо разбираются в материале. Другие же тушуются, стесняясь собственного «невежества». Пожалуй, это самая «лёгкая» для коррекции причина детского стеснения.
- Речевые трудности. Стесняться выступлений перед педагогом и одноклассниками может ребёнок, у которого наблюдаются какие-либо языковые трудности: неверное произношение звуков, заикание, шепелявость и т.д.
- Натянутые отношения с одноклассниками. Проще говоря – ребёнок аутсайдер в классе. Низкий школьный статус заставляет детей отказываться от выхода к доске, поскольку каждое их действие вызывает издёвку, насмешливое отношение (о том, что такое буллинг, мы уже писали в одной из прошлых статей).
- Завышенные требования взрослых. Очень часто родители желают, чтобы ребёнок получал только «пятёрки», обладал широким объёмом знаний и, вообще, соответствовал всем мыслимым и немыслимым ожиданиям. Ученик попросту боится любой инициативы, которая может быть оценена как промах.
- Неграмотное поведение учителя. Вероятно, этот фактор можно поставить во главу угла многих поведенческих проблем школьников. Насмешки, неуместные замечания, грубый тон, просто отказ от индивидуального подхода – вот некоторые педагогические ошибки, заставляющие ребёнка стесняться публичных ответов.
К сожалению, стеснительность и страхи со временем лишь усугубляются, а проблема развивается по правилу замкнутого круга: боязнь не помогает успешно ответить на уроке, а негативные эмоции, возникающие вследствие неудач, усиливают страх публичных ответов.

Что делать?
Итак, с вероятными «виновниками» мы разобрались, сейчас нужно понять, что же можно сделать. Первые шаги зависят от провоцирующего проблему фактора. Установив его, можно помочь ребёнку перестать так остро реагировать на предстоящий устный ответ перед учителем и одноклассниками.
- Если ребёнок стесняется отвечать из-за слабого понимания конкретного предмета, родителям стоит заполнить существующие пробелы. Это можно сделать самостоятельно либо нанять репетиторов.
- Неуверенность связана с речевыми трудностями? Обратитесь за квалифицированной логопедической либо неврологической помощью. Скорее всего, потребуется и психологическая поддержка.
- Причина тревожности кроется в низком социальном статусе? Тут потребуются усилия всех заинтересованных сторон: родителей, учителей и психологов. Важно помочь ребёнку влиться в школьный коллектив.
- Родителям следует пересмотреть свою «шкалу ценностей» и отказаться от оценивания ребёнка по принесённым со школы отметкам. Это уменьшит детскую тревожность и подвигнет ученика на большую активность.
- Если же источником боязни детей становится педагог, родителям следует побеседовать с ним, конечно, без криков и обвинений. Важно найти в лице учителя союзника, который поможет решить возникшую проблему.

Советы психолога
От общих советов перейдём к конкретным рекомендациям, которые должны помочь, если ребенок стесняется тянуть руку, отвечать у доски или даже с места. Что могут сделать родители?
- Во-первых, крайне важно заручиться поддержкой педагога. Многие учителя вполне лояльно относятся к некоторым поблажкам стеснительным ученикам. Так, ребёнок может поначалу давать ответ в письменной форме. Ещё один вариант – ответы не перед одноклассниками, а наедине с педагогом, или же школьник вполне может ответить «на ушко» учителю.
- Подготавливайтесь к урокам вместе с ребёнком, особенно если предстоит устная беседа с учителем. Проговаривайте материал, задавайте вопросы, найдите подходящие ответы. Вообще стеснительным детям лучше заранее отрепетировать монологическую речь, представив её всем членам семьи и проговорив перед зеркалом.
- Часто тревожность ребёнка нарастает из-за ожидания. Когда очередь дойдёт до конкретного ученика, он уже находится в состоянии, близком к обмороку. Постарайтесь убедить своё чадо, что лучше хорошо подготовиться к уроку и ответить в начале классного часа, чем потом переживать и волноваться 40-45 минут.
- Поскольку эмоции и настроение теснейшим образом связаны с мышцами, ребёнок сможет побороть стеснение и волнение, если научить его расслаблять тело. Особенно часто «каменеют» спинные и лицевые мышцы. Помочь расслабиться помогут такие упражнения, как:
-
- «Воздушный шар». В момент тревоги ребёнку нужно мысленно «надуть» шар, посчитать до десяти, а затем мгновенно расслабить мышцы рта и щёк.
- «Штанга». Ребёнок представляет себя штангистом, устанавливающим рекорды. Поначалу он напрягает плечевые мышцы, спину («поднятие штанги»), потом мгновенно расслабляет их («бросает штангу на пол»).
- Стеснительные дети нередко обладают заниженной самооценкой, поэтому важно развить уверенность ребенка в себе. Чаще обращайте внимание на его успехи, адресуйте похвалу в его адрес за каждый маленький шажок в деле преодоления робости.

Несколько слов нужно сказать и о нежелательных моделях родительского поведения, которые лишь усугубляют ситуацию. Откажитесь от следующих фраз:
- «Жду, что ты послезавтра поднимешь руку и без напоминания учителя выйдешь к доске!». Подобные фразы усиливают страхи и неуверенность, что чревато не просто стеснением, а психосоматикой, которая проявляется болями в животе, мигренями и пр.
- «Если ты не станешь поднимать руку, я поговорю с педагогом!». Мать, отец, учителя – это союзники, а не противоборствующая сторона. Поэтому откажитесь от запугиваний, а, напротив, поддерживайте ребенка: «Давай-ка я поговорю с педагогом, и мы вместе попробуем тебе помочь».
- «Кто из тебя вырастет, если ты даже руку стесняешься поднять?». Ещё раз повторим: нереалистичные требования снижают детскую самооценку и усиливают стеснительность. Боязнь не оправдать родительские ожидания заставит ребёнка испытывать постоянный стресс, что, опять же, чревато психосоматикой.
Стеснительность и неуверенность мешают ребёнку демонстрировать полноту знаний, сказываются на его личностном развитии, поэтому не следует пускать проблему на самотёк. Если ситуация не улучшается и после выполнения предложенных рекомендаций, следует более тесно познакомиться со школьным психологом либо обратиться за помощью к психотерапевту.
Источник: detki-pogodki.ru
Что делать, если ребёнок всем мешает и отвлекается на уроках?
Проблема с поведением моего сына в школе и за её пределами. Сыну почти 10 лет. Учитель говорит, что он интеллигентный способный мальчик, но его плохое поведение ему мешает и отрицательно влияет на его оценки. Основная проблема в школе, что на уроках произносит посторонние звуки, делает реплики, отвлекается, не проявляет интереса. Нет респекта по отношению к учителям.
В принципе, дома мы видим такое же поведение. Часто слышим какие то выкрики, пение. Постоянно обзывает младшего брата, подзуживает, задирает (словами). Младший отвечает, и начинается скандал. Интереса почти ни к чему не проявляет, ходил и на дзюдо, и на футбол, и на кикбоксинг и на барабаны и на гандбол, везде только с истерикой.
В итоге всё бросили, ходит только на плаванье (вроде как нравится), но всё равно хочет бросить как научится плавать нормально дельфином. Последние пол года очень очень вспыльчив, может наорать на маму, брата. В школе было несколько конфликтных ситуаций, где он вышел из себя. Один раз ударил девочку (говорит не он первый начал), другой раз после замечаний убежал из класса.
Недавно его выловил и сильно напугал отец этой девочки. Конечно же мы и школа не оставили это без внимания, защитили, объяснили родителям девочки, что так делать нельзя. Учителя сказали, что может быть у него большое давление дома. После этого утверждения мы перестали на него давить, делай почти что хочешь. Стало только хуже.
Пытаемся понять причину всех этих его действий, то ли ревность к младшему брату, то ли моббинг в школе, то ли ещё что то. Предполагаем, что причиной могут быть компьютерные игры и мультики (аниме). Разрешаем играть в компьютер только на выходных по 2 часа.
Есть ли что то, что поможет нашему ребёнку спокойно и концентрированно работать на уроках, и как то успокоить свою эмоциональность, если что то пошло не так или что то не нравится?
На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Очень здорово, что Вы интересуетесь особенностями поведения своего ребенка и способами поиска контактов с ним! Особенно приятно, что Вы – отец, поскольку, обычно, подобными вопросами озадачиваются мамочки.
Поведение, которое Вы наблюдаете у своего сына сегодня называют СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Такое поведение проявляется у детей, особенно школьного возраста, неусидчивости, суетливости, беспричинном беспокойстве, импульсивности в проявлении реакций, эмоциональной нестабильности, игнорировании правил и норм поведения, возможны проблемы со сном, задержки в речевом развитии, сложности в контактах со сверстниками. Если интерпретировать определение дословно, то у таких детей ярко выраженной особенностью поведение является невозможность удерживать внимание на одном предмете, действии достаточно длительное время. Они нуждаются в «переключении» внимания, чтобы их интерес оставался, например, на изучаемом сейчас предмете.
Подобное поведение доставляет не только неприятности самому ребенку в школе, но и сопряжено с дополнительным вниманием родителей, которые вынуждены включаться в эту проблему.
У подобного проявления может множество причин. И способ, которые помогали бы как самому ребенку справляться с этой проблемой, так и оказать в этом помощь и поддержку родителям, достаточно много.
Часть из них медикаментозного характера. Сейчас врачами-психотерапевтами или психиатрами при обращении с подобной проблемой к ним родителей, могут выписываться препараты, которые позволяют ребенку «замедлить» свою непоседливость и лучше концентрировать внимание на учебе или других действиях, присущих этому возрасту. Однако, как и любые медикаменты, их действие направлена не на устранение возможной причины, сколько на смягчение симптомов и последствий ее проявления. И, несмотря на достаточно большой и относительно безопасный набор медикаментов для этого в Америке, например, на территории постсоветского пространства их перечень ограничен и не всегда настолько безопасен, как можно предположить.
На мой взгляд, более безопасным методом является комплексный подход, основанный на психологической коррекции поведения ребенка и помощи ему в установлении границ его существования и взаимоотношения с пространством и временем. Этот способ требует очень активного участия родителей, особенно на первых порах. Однако, он менее травматичен для неокрепшей пока личности самого ребенка.
Наилучшим, на мой взгляд, началом такой работы было бы обращение к психологу, который работает с детьми и родителями с подобными проблемами. Там Вы сможете получить более узконаправленные рекомендации по выстраиванию взаимодействия со своим ребенком и помощи ему в организации им своего времени, распределении внимания и умения концентрировать его на текущем задании.
Несколько общих рекомендаций по организации общения с таким ребенком я Вам все-таки напишу.
Для начала, запаситесь терпением. Научитесь не только наказывать ребенка за его невнимательность, но и давайте ему возможность получать и положительные отзывы, по началу, хотя бы от Вас, за его попытки справляться со своими особенностями и реакциями на занятия или действия.
Присмотритесь, что вызывает в ребенке радость или интерес, обращайте внимание, как он реагирует на замечания и одобрения. Разговаривая с ребенком, старайтесь строить предложения так, чтобы отрицательные частицы реже попадались в предложениях. Например, вместо «Не хочешь начать делать уроки?», спросите «Ты уже начал делать уроки?», вместо – «Не бегай на уроках!», попробуйте сказать – «Пожалуйста, во время урока оставайся на своем месте!». Дети с СДВГ, обычно, склонны нарушать запреты, причем, явные они распознают очень быстро и сопротивляются открыто. Поэтому, предлагая ребенку альтернативу без запрета, а основанную на согласии, Вы снижаете «ответную» реакцию сопротивления просьбам.
Для ребенка с СДВГ очень важным является умение существовать в определенных временных рамках. Поэтому, постарайтесь помочь ребенку составить и придерживаться определенного режима дня, который предусматривает смену активных периодов и пассивных. Режим, желательно, соблюдать без отступления, даже в выходные дни, поскольку стабильность – это то, чему таких детей необходимо обучать и прививать подобное умение достаточно длительный процесс. Желательно, при контролировании соблюдения режима заранее предупреждать ребенка о сменах этапов в таком режиме, чтобы он мог «подготовиться» к такому переходу и учился переключать свое внимание.
Поддерживайте позитивные модели поведения ребенка. Не жалейте похвалы для него, но старайтесь меньше упрекать за нарушения, особенно, если понимаете, что оно допущено им не сознательно. Отношения, основанные на доверии и доброжелательности легче принимаются ребенком за норму, чем те, что основаны на страхе быть наказанным.
Создавайте для ребенка возможность расходовать избыток своей энергии. Вы уже писали, что пытались устроить его в различные секции, но он его на долго не хватало. Посмотрите на такие направления, которые не настолько распространены, но не менее энергозатратны.
Иногда бывает, что рисование или лепка, танцы или даже технические кружки могут увлечь настолько, что энергия будет расходоваться в них лучше и больше, чем, например, на силовых видах спорта или в единоборствах. Экспериментируйте! Пробуйте! Ищите вместе с ребенком то, что станет для него стимулом концентрировать свое внимание всерьез и надолго.
Поддерживайте его в том, что станет для него таким потенциалом для изменения своего поведения. Это в любом случае, окупится и его достижениями в школе и в выбранном направлении.
Главное, не опускайте руки и верьте в своего ребенка! Только любовь способна даже самого непоседливого убедить в необходимости считаться с окружающей его действительностью.
С уважением, Елена Гладкова
Оцените ответ психолога:
Источник: psycabi.net
«Безобразное поведение на уроке» регулярно

Ничего не могу понять и сделать. Сын учится в 3 классе и почти каждый день запись в дневнике:»Безобразное поведение»,»Плохое поведение». По школьным предметам практически одни 5-ки (только английский между 4 и 5).
Устала с ним разговаривать, говорит, что больше такого не будет и все опять повторяется. «Безобразное» поведение выражается в том, что на переменах громко кричит и бегает, на уроке не может себя сдержать без разговора с кем-либо. Очень активный ребенок, уже и в спорт отдали, так и там больших успехов достиг. Как ему вправить мозги, ведь только из-за поведения он не может быть отличником и мне, как родителю, очень не приятно и обидно, что он приносит двойки за поведение. Устала с ним разговаривать 🙁

Сынуля мешает другим учиться? или он просто ведет себя не так, как хочется учителю? Сейчас очень много деток с синдромом двигательной активности. Здесь очень важна позиция учителя. У меня был ученик с СДА, он на уроке вертелся как юла, ни минуты не мог просидеть спокойно, но при этом всё слышал, всё видел, всё запоминал.
Даже находясь под партой (было и такое :gy: ), он мог с легкостью ответить на любой вопрос. Поэтому я не могла сказать, что он не работает на уроке. Если же
не может себя сдержать без разговора с кем-либо
, то надо разговаривать о том, что он отвлекает одноклассников, что не всем учеба дается так легко, что он подводит таким образом своих друзей.
Итого: 1. обратитесь к хорошему неврологу; 2. поговорите с классным руководителем (может, пересадить — посадить одного или с кем-то суперспокойным?).

Екатеринбург
Устала с ним разговаривать
а толку-то разговаривать, если ребенок гиперактивный. Можно переложить на ребенка ответственность и пусть сам как хочет себя подавляет. Только нормального контроля в этом возрасте быть еще не может. А если будет подавлять, то копить напряжение, которое рано или поздно выльется в проблемы здоровья или опять же поведения. Идите на нейропсихологическую коррекцию.
С учителем в любом случае договариваться, чтобы проще к этому относилась. Если явно не мешает другим детям.

Екатеринбург
В 1 и 2 классе так же было?

Екатеринбург
Когда я вела уроки, то старалась всех заинтересовать, увлечь своим предметом, и мне ни разу, никому не пришлось писать в дневнике такое замечание. Да, я в этом убеждена, дети крутятся, болтают на скучных и неинтересных уроках. Причины такого поведения детей на уроке, учитель должен искать в себе и в своём отношении к работе. Кстати, физ.паузы в нач.школе никто не отменял, но их почти никто не проводит. А к гиперактивным детям нужен особый, индивидуальный подход, их надо чаще хвалить за усидчивость, внимательность, любознательность.

Екатеринбург
Изумрудный заяц
поговорите с классным руководителем (может, пересадить — посадить одного
Мой сидит один. Мало что меняется. Вступает в беседу с учителем. Тоже периодами дневник красный бывает. Пик был в 3 классе, кстати. 🙂
Да, я в этом убеждена, дети крутятся, болтают на скучных и неинтересных уроках.
Нет. Мое сокровище, по моему, даже ночью дискутирует. Он просто любит поговорить.

просто посетитель
Екатеринбург
на переменах громко кричит и бегает
и пусть! Объясняйте ему, что нужно делать это аккуратно, чтобы не сбить кого-нибудь
Изумрудный заяц
Здесь очень важна позиция учителя
Все правильно, поэтому попытайтесь наладить с ней контакт.
Ну и, конечно,
Изумрудный заяц
надо разговаривать о том, что он отвлекает одноклассников, что не всем учеба дается так легко, что он подводит таким образом своих друзей

нестандарт
1. В дневниках запрещается производить записи красной пастой, допускается только синяя (уже более 10 лет).
2. Запрещено производить записи оценочного характера, а также записи, не относящиеся непосредственно к учебному процессу. Разрешены только записи информирующего характера.
Для гиперактивных (возможно, Ваш случай) детей такие записи абсолютн бесполезны, только укол родителям, дескать, Ваш ребенок мне мешает работать. У меня есть класс, в котором только один ребенок не гиперактивен. Остальным в дневник писать? А смысл? Только одно — эффективная организация учебного процесса всех и каждого ребенка.
Когда я вела уроки, то старалась всех заинтересовать, увлечь своим предметом, и мне ни разу, никому не пришлось писать в дневнике такое замечание. Да, я в этом убеждена, дети крутятся, болтают на скучных и неинтересных уроках. Причины такого поведения детей на уроке, учитель должен искать в себе и в своём отношении к работе. Кстати, физ.паузы в нач.школе никто не отменял, но их почти никто не проводит. А к гиперактивным детям нужен особый, индивидуальный подход, их надо чаще хвалить за усидчивость, внимательность, любознательность.
Это все красиво, но непрофессионально. Гиперактивные дети на интересных уроках ведут себя еще активнее, чем на интересных. Есть дети, которые в силу своих психофизиологических особенностей могут учиться только в движении. Нужно это принять, как данность, а не приспосабливать ребенка под себя.
Источник: www.u-mama.ru