Одно из наиболее трудных правил современного русского языка объемно и не всегда логично. Хотя правописанию -Н- и -НН- в причастиях и прилагательных в школьной программе уделено много внимания, далеко не всем удается усвоить и запомнить эти запутанные правила со своими исключениями. Vokrugsveta.ru вместе с популяризатором науки и автором YouTube-канала «Микитко сын Алексеев» Никитой Сафроновым разобрался в истории вопроса и его современном состоянии.
лингвистика Личный сайт
Из глубины веков
До XII века удвоенных согласных в языке не было. Однако произношение со временем менялось. Постепенно в устной речи перестали звучать редуцированные гласные Ъ («ер») и Ь («ерь»). Когда по обеим сторонам такой выпавшей гласной оказывались буквы Н, они сливались в один длинный звук. Однако при письме еще долго сохранялся прежний вид слов, со всеми редуцированными гласными.
— После XIV века написание таких слов начинает меняться: непроизносимые буквы в середине начинают опускать. Сначала они заменяются на особый надстрочный значок — па́ерок. Потом даже и его перестают писать. Так возникают удвоенные написания, которые выглядят почти как современные, — рассказывает Никита Сафронов.
Что такое причастие
Однако современное написание -Н- и -НН- не отражает краткое или долгое произношение звука. К тому же ни одно из современных правил русской орфографии не основывается лишь на принципе «как слышится, так и пишется». Поэтому произношение — далеко не главная и не единственная причина усложнения правила.
Грамматисты не раз пытались урегулировать правописание одной и двух Н. Еще Мелентий Смотрицкий, автор «Грамматики» XVII века, предлагал писать в именах -НН-, а в причастиях — -Н-. Ломоносов видел другое решение: писать с двумя Н слова церковнославянского происхождения, с одной — русского. Но по-настоящему единых правил так и не сложилось, в ходу оставались привычки писать какие-то слова с одной Н, а какие-то с двумя (для прилагательных они сформировались еще в XVI веке, а для причастий — в начале XVIII века). В школах этот вопрос оставался на усмотрение учителей вплоть до второй половины XIX века, когда стараниями филолога Якова Грота был создан общий свод правил русской орфографии.
Соответствующий раздел его книги носит описательный характер и не противоречит сложившейся к тому времени естественным путем практике. Именно предложения Грота в итоге легли в основу современных правил употребления -Н- и -НН- в прилагательных и причастиях.
Источник: www.vokrugsveta.ru
Причастие в русском языке.
Причастие в русском языке по сей день является предметом дискуссии языковедов: одни считают, что причастие – это особая форма глагола , другие считают, что причастие – это отдельная самостоятельная часть речи .
Что такое причастие
Причастие в русском языке по сей день является предметом дискуссии языковедов: одни считают, что причастие – это особая форма глагола, другие считают, что причастие – это отдельная самостоятельная часть речи.
Исходя из этого, причастие – это особая форма глагола (или самостоятельная часть речи), которая указывает на признак предмета относительно действия, объединяет в себе характеристики и глагола, и прилагательного, и отвечает на вопрос «какой?» (какая? какое? какие?). Как и имя прилагательное, причастие согласуется с именем существительным в числе, роде (в единственном числе) и падеже.
Начальная форма причастия (как и у прилагательного) – это форма единственного числа, мужского рода в именительном падеже: летевший, стоявший, бежавший.
Морфологические признаки причастия.
1. Причастие неразрывно связано с глаголом, так как образуется от него, поэтому перенимает от глагола такие его признаки:
2. Несмотря на схожесть по признакам с глаголом, причастия не имеют формы будущего времени. Форму настоящего времени имеют только причастия, которые образованы от глаголов несовершенного вида: читать (несовершенный вид) – читающий (настоящее время), читавший (прошедшее время); прочитать (совершенный вид) – прочитавший (прошедшее время).
3. От имени прилагательного причастие имеет следующие признаки:
— возможность изменяться по родам (в ед.ч), числам и падежам: летящий, летящая, летящего, летящему;
— способность согласовываться с именем существительным в числе, роде и падеже: думающий старец, использованная возможность, вскипевшее молоко;
— как и качественные прилагательные, страдательные причастия имеют не только полную, но и краткую форму: прочитанный – прочитан, доделанный – доделан.
Разряды причастий.
По лексическому признаку выделяют два разряда причастий: действительные причастия и страдательные причастия.
- Действительные причастия – причастия, которые обозначают признак действия, совершаемого предметом, объектом или лицом, о котором идёт речь в предложении (тексте):
Читающий человек всегда будет на шаг впереди того, что читать не любит.
- Страдательные причастия – это причастия, которые указывают на признак, появляющийся у предмета, лица или объекта под воздействием другого предмета:
Спетая артистом песня – песня, которую спел артист, срубленное дровосеками дерево – дерево, которое срубили дровосеки.
Особенности страдательных причастий.
- Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанная книга – книга прочитана; просмотренный фильм – фильм просмотрен.
- Страдательные причастия можно образовать только от переходных глаголов: смотреть фильм – просмотренный фильм; слушать музыку – прослушанная музыка.
- Словосочетания со страдательными причастиями могут распространяться местоимением или существительным, которые являются субъектом действия: написанный (кем?) студентом реферат; приготовленная (кем?) девушкой лазанья.
Синтаксическая роль причастия в предложении.
Причастия, как и прилагательные, могут выступать в предложении в роли определения или составного именного сказуемого:
Природа выглядела уснувшей до весны (составное именное сказуемое). Я взяла с полки уже не раз прочитанную книгу (определение).
Причастия краткой формы также выступают в роли составного именного сказуемого:
Книга прочитана мною за 3 часа.
План и образец морфологического разбора причастия.
Морфологический разбор причастия осуществляются по следующему плану:
2) Начальная форма;
3) Разряд причастия;
4) Признаки глагола: вид, возвратность, время;
5) Признаки прилагательного: полная или краткая форма (для страдательных причастий), число, род, падеж;
6) Каким членом предложения выступает?
Пример. Наш дом был построен всего за полгода.
Построен – причастие, указывает на признак объекта по действию, отвечает на вопрос «какой?»; н.ф. – построенный; страдательное, совершенный вид, невозвратное, прошедшее время; краткая форма, единственное число, мужской род; в предложении выступает в роли сказуемого.
Источник: www.calc.ru
Что такое Причастие
В Православной Церкви существует семь таинств. Среди них одно является самым главным — это Святое Причастие, или Евхаристия (Благодарение). Во время Причастия христианам под видом хлеба и вина подаются для вкушения истинные Тело и Кровь Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите», — так поют на литургии во время Святой Трапезы.
История установления таинства
Евхаристия получила свое начало во дни, предшествующие Голгофской Жертве Спасителя, за день до Его распятия, во время еврейской пасхальной вечери. Но еще до этого события ученики Христовы слышали из уст Учителя свидетельства о тайне Его Тела и Крови: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6: 53–56).
В Великий Четверг на Тайной Вечере в Сионской горнице Иисус Христос установил таинство Причастия, Сам его совершил: взял чашу с вином и, благодарив, подал ученикам Своим, говоря: …приимите, ядите: сие есть тело Мое …пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание (Мф. 26: 26–28, 1 Кор. 11: 23–25).
Так впервые Господь показал возможность соединиться с Ним не только на духовном, но и на материальном уровне. Это таинство совершается ежедневно и будет совершаться до окончания времен в Церкви Христовой за Божественной литургией, на которой Господь Иисус Христос присутствует не только Своей благодатью, но всецело Своими Пречистыми Телом и Кровью. И христиане, участвующие в литургии, становятся участниками той самой Тайной Вечери, которая совершается вне времени — в вечности, приобщаются не символически, а реально и живо соединяются с Христом Богом, делаясь участниками вечной жизни.
Зачем нужно причащаться
Так как Причастие Тела и Крови Христовых является самым главным таинством, то и благодатная помощь, подаваемая в нем, самая большая. Господь очищает нас от страстей, пороков, вредных привычек, готовя к вечной жизни, очищает наше сердце. Но Бог не может нарушать данную нам свободу, поэтому Он действует вместе с человеком, помогает только в том случае, если мы искренне и ревностно намерены исправиться и быть с Богом. Для этого нужна внимательная и искренняя молитва к Господу, тогда Он нам, немощным, будет подавать Свою помощь. Святыми Дарами, как целебным бальзамом, врачуются наши греховные раны.
Преподобный Антоний Оптинский говорил: «Очень спасительно питать свою душу нетленным святым Хлебом. Если человеку случится умереть в тот день, в который он приобщился Христовых Таин, то ради Тела и Крови Христа святые ангелы берут его душу и благополучно проносят через все воздушные мытарства».
Покаяние и таинство Исповеди
В таинстве Причастия (Евхаристии) Христос Своей Божественной благодатью входит в сердце человека, как будто сходит во ад, и наводит там порядок, очищает от грехов. Но для участия в этом таинстве христианин должен очистить себя покаянием, подготовить себя к принятию Бога.
Покаяние (по-гречески метанойя — изменение ума) — это сокрушение о соделанных грехах, суд совести, осуждение своего греховного прошлого, ненависть ко греху и желание и решимость порвать с ним, твердое обещание исправить свою жизнь. Грех же есть нравственная грязь, яд для души, нарушение христианского нравственного закона. А исповедь — баня, омывающая душу от этой грязи духовной.
Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни. К ней нужно готовиться заранее, очень вдумчиво и ответственно.
Перечитайте 10 заповедей и примерьте каждую из них на себя: не нарушали ли? Самые главные свои грехи лучше записать на бумаге, чтобы ненароком не забыть во время исповеди. Но помните: если вы исповедуете свой грех, то должны быть готовы к тому, чтобы не повторять его. То есть если вы, например, каетесь на исповеди в курении, но вовсе не намерены бросать, то лучше и не упоминать этого — какой смысл? А вот если у вас всё же хватило мужества оставить вредную привычку, обязательно исповедуйтесь батюшке в прошлом грехе, чтобы прочитанные над вами разрешительные молитвы смыли его с души навсегда.
По слову апостола Павла, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек (1 Кор. 11: 27, 28).
Как подготовиться к Причастию
В феврале 2015 года Архиерейское совещание Русской Православной Церкви приняло документ «Об участии верных в Евхаристии», где говорится о подготовке верных (крещеных) к великому таинству.
Целью подготовки к Причастию должно быть не формальное выполнение правила, а обретение покаянного и благоговейного состояния души. Надо со всеми примириться и всех простить. Посильный пост и внимательная молитва помогают человеку в обретении такого внутреннего устроения. Ведь христианство — это религия обновленного внутреннего человека.
Если человек приобщается редко, то ему нужно соблюсти телесный и духовный пост (говение) несколько дней (1–4 дня), чтобы прийти к Богу с очищенными душой и телом. То есть перед таинством нельзя употреблять пищу животного происхождения. Послабления в посте допустимы, если человек болен и по состоянию здоровья ему необходимо есть скоромную пищу. Пост включает в себя и воздержание от светских развлечений. Не стоит смотреть развлекательные программы или сериалы, лучше уделить свободное время чтению святоотеческой литературы, просмотру или прослушиванию проповедей.
Каждый день можно читать по одному канону: Покаянный, к Богородице, Ангелу Хранителю. Утренние и вечерние правила желательно читать полностью. В день перед Причастием необходимо прочитать Последование ко Святому Причащению. Хорошо почитать или послушать (в записи) Евангелие, святых отцов, Псалтирь.
Если человек приобщается каждую неделю и соблюдает все церковные посты (многодневные и однодневные), то духовник может разрешить ему не поститься дополнительно перед таинством. А необходимое правило — Последование ко Святому Причащению. По желанию можно прочитать и другие каноны. Исповедоваться можно по необходимости, но благословение на участие в таинстве брать у духовника нужно.
Обязательным для всех остается евхаристический пост: после полуночи перед литургией ничего не пить, не есть, не курить; супружеское ложе необходимо освятить воздержанием. В женской нечистоте в таинстве участвовать нельзя (кроме предсмертных или болезненных состояний). Нужно побывать на вечерней службе и не опаздывать на Божественную литургию.
После совершившегося таинства необходимо прочитать благодарственные молитвы по Святом Причастии, возблагодарить Бога за то, что Он стал с нами одной плотью. В день принятия Святых Даров надо хранить себя от многословия, пустословия, суеты и постараться как можно дольше сохранить в себе радость единения с Богом.
Святой Иоанн Кронштадтский говорил: «Не будь неблагодарен, бесчувствен и равнодушен ко Святым Таинам. За чувство благодарности Господь пошлет тебе больше благодати».
Причастие детей до 7 лет
Подготовка ребенка к таинству имеет свои особенности и должна учитывать возраст, степень воцерковленности, здоровье. На ребенке обязательно должен быть крестик.
Детям до 3 лет перед приобщением поститься необязательно. Начиная с трехлетнего возраста по традиции детей постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья в день Святого Причастия. Обычно малыши легко привыкают к этому. К 7 годам ребенок уже должен привыкнуть соблюдать евхаристический пост (полное воздержание в день приобщения, начиная с полуночи).
Надо приучать ребенка подходить к Чаше с благоговением (страхом Божиим), не разговаривать и не крутиться по сторонам.
Грудных младенцев можно приносить на службу непосредственно к причащению.
Как часто нужно причащаться
На это не существует строгих правил. Нельзя, чтобы таинство стало механическим, своего рода рутиной, когда теряется ощущение душевного ликования. Обычно рекомендуется причащаться не чаще раза в неделю и не реже одного раза в месяц.
Подготовила послушница Татьяна Кладиева
Источник: obitel-minsk.ru