ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) знакома не каждому. Однако те люди, которые понимают её основы и умеют применять принципы ТРИЗ на практике, способны значительно облегчить свою жизнь! ТРИЗ уже давно успешно применяется в повседневных и социальных сферах деятельности человека. И уже существует адаптированная система ТРИЗ для школьников.
Она называется ТРИЗ-педагогика. Есть даже онлайн-школы для детей, которые успешно используют ТРИЗ-педагогику для обучения. Если у Вас есть ребенок, обязательно запишите его на бесплатный пробный урок в онлайн-школу «Думалогия», где занимаются развитием мышления: https://school.dumalogiya.ru/ ТРИЗ-педагогика методика позволяет успешно развивать мышление детей, закладывает основы для того, чтобы во взрослой жизни ребенок смог максимально эффективно взаимодействовать с окружающим миром и обществом, то есть: разрешать непростые ситуации, практично и оригинально решать проблемы. Эффективное взаимодействие с миром и обществом подразумевает еще и креативность, изобретательность, интерес и тягу к знаниям, учебе, самосовершенствование.
Что такое ТРИЗ и чем она вам поможет. Яков Лившиц. DevEducation
Что же такое ТРИЗ
ТРИЗ или Теория решения изобретательских задач — это система инструментов для продуктивного мышления.
Иначе говоря, эта система развивает и организует изобретательский потенциал человека.
Создатель ТРИЗ — советский ученый и изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. Он хотел решить важную проблему.
Какую? Долгие годы в изобретательстве активно использовался метод проб и ошибок. Изобретатели попросту испытывали разные идеи на практике, пока одна из них не срабатывала — так были совершены многие научные открытия. Однако тратить много сил и времени на эксперименты — это не очень эффективно. Таким образом, ТРИЗ за счет своих различных инструментов помогает преобразовать случайное, интуитивное в упорядоченную систему (например, идеальный конечный результат, ресурсы, приемы, противоречие и т.д. — подробнее о них будет сказано далее).
ТРИЗ и ТРИЗ-педагогика. Чем они отличаются
ТРИЗ-педагогика — методика, которая оптимизирует образовательный и воспитательный процесс. Она разработана на основе ТРИЗ.
ТРИЗ-педагогика используется как в содержании обучения (программы уроков, учебный материал), так и в его процессе (способы вызвать у детей интерес к занятиям, ход и структура уроков и прочие организационные моменты).
На практике выяснилось, что дети, занимающиеся по школьной программе с применением методов ТРИЗ, намного легче усваивают знания.
История ТРИЗ
Развитие этой теории началось в 1946 году, когда Генрих Саулович Альтшуллер вместе со своим другом и коллегой Рафаилом Шапиро задались целью разработать алгоритмы изобретательства, чтобы повысить изобретательский потенциал ученых. Альтшуллер использовал более 40 тысяч патентов и авторских свидетельств, ему удалось классифицировать решения по уровням изобретательности. Он выделил 40 приемов, которые используют изобретатели. В 1948 году Генрих Альтшуллер начал проводить первые занятия по ТРИЗ.
Что такое ТРИЗ? Простое объяснение теории решения изобретательских задач за 3 минуты!
В 70-х годах появились школы по изучению ТРИЗ.
А в 80-х была создана ТРИЗ-педагогика, которая представляла собой систему по развитию детей школьного и дошкольного возрастов. Методы классической ТРИЗ были применены в рамках традиционной системы образования, и результат оказался положительным — учебный материал усваивался детьми проще и с большим энтузиазмом.
Основы ТРИЗ
- изменение агрегатного состояния;
- сделать что-то заранее;
- сделать всё наоборот;
- обратить вред в пользу;
- увеличение/уменьшение размеров.
и так далее.
!ТРИЗ не учит просто понятиям, она учит грамотно и последовательно применять алгоритм: правильно ставить ИКР к задаче, искать ресурсы, понимать, какие системы взаимодействуют в задаче, находить противоречия и использовать приемы для их устранения.
ТРИЗ для детей
В основу обучения детей по системе ТРИЗ легли открытые задачи. Решая подобные задачи, ребенок учится находить более оригинальные, но, при том, практичные решения. За счет этого и происходит активизация его мышления.
Примечательно еще и то, что открытые задачи по сути полностью соответствуют нашим обычным жизненным ситуациям, в которых тоже есть несколько решений для одной проблемы. Таким образом, дети развивают не только свое мышление, но еще и прикладные навыки по решению конкретных насущных задач.
В качестве примера можно привести открытую задачу про стражников.
Нерадивые стражники
В одном королевстве стражники, охраняющие королевскую сокровищницу, постоянно засыпают на посту. Из-за этого королевскую казну регулярно разворовывают. Королю это порядком надоело, поэтому он приказал своему советнику срочно найти решение этой проблемы, иначе тот к утру будет казнен.
Вопрос: Какое решение придумать советнику, чтобы стражники не засыпали на посту?
Педагог всякий раз намеренно направляет ребенка в сторону оригинальных и практичных решений. Те ответы, которые наберут больше всего баллов по двум показателям: “практичность”, “оригинальность”, являются наилучшими.
Чтобы разнообразить и улучшить методику, в дальнейшем были разработаны специальные игры для развития мышления. К ним, например, относится «Креатив-бой». «Креатив-бой» придумали педагог и специалист по ТРИЗ Анатолий Гин и кандидат физико-математических наук, изобретатель Александр Кавтрев.
Игра представляет собой вариацию игры «Что? Где? Когда?», вот только вместо вопросов на знания, игрокам предлагается решать открытые задачки.
Разбившись на команды, участники соревнуются в своих решениях, которые оцениваются по “оригинальности”, “практичности”, “артистичности представления своего ответа”, а иногда дополнительно по “научности” и “логичности” — это зависит от категории задачи. Побеждают те решения, которые наберут больше всего баллов.
Особенностью «Креатив-боя» является то, что помимо решения открытых задач, дети также учатся работать над проблемами сообща, развивают свои социальные навыки. А дух соперничества дополнительно стимулирует мышление — нужно не просто решить задачу наиболее эффективно, но еще найти идею лучше и быстрее, чем соперники в игре.
Конечно, чтобы дети более эффективно решали задачи, ТРИЗ-педагог рассказывает про идеальный конечный результат, ресурсы, противоречия, приемы, но простыми словами, адаптируя для детского восприятия. Затем уже происходит обучение этим инструментам на практике, потому что теории недостаточно.
ТОП 5 примеров применения ТРИЗ в реальных жизненных ситуациях
Приведем несколько примеров гениальных решений в стиле ТРИЗ.
1)Дизайн вывески ресторана «Гусь и лебедь».
Лондонский ресторан «Гусь и лебедь» («The Swan and Mallard») имеет очень яркий и необычный логотип. Английская буква «и» в названии («https://dumalogiya.ru/triz-dlya-shkolnikov-prostymi-slovami/» target=»_blank»]dumalogiya.ru[/mask_link]
ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач
ТРИЗ – гениальное творение нашего соотечественника Генриха Альтшуллера.
Хотя ТРИЗ разрабатывалась в 70 — 80-х годах прошлого века, споры об ее эффективности и пригодности в других сферах деятельности, кроме техники, не утихают до сих пор. Поэтому сразу хочу оговориться, что все написанное ниже, является моим личным взглядом на эту методу. У меня к ТРИЗ особое отношение, о чем я написал в статье «Об авторе».
ТРИЗ принципиально отличается от всех других креативных методов – это даже не метод, а мощная система.
Даже по объему; описание всего ТРИЗ занимает более сотни страниц.
ТРИЗ рассчитана на инженеров и изобретателей, и если вы относитесь к этой группе людей, то обязательно изучите ее в первоисточниках или на специальных сайтах.
Если же вы дизайнер, креативщик, художник , в общем, гуманитарий, то всё равно должны обязательно ознакомится с этой ситемой творческого мышления.
Знание ТРИЗ пригодится и предпринимателям, я в этом уверен.
В чем же основное отличие ТРИЗ от других креативных техник:
Во-первых – ТРИЗ стройная поэтапная схема действий, направленная на достижения идеального конечного результата, т.е. не допускает принятия слабого, компромиссного решения.
Во-вторых – ТРИЗ не метод проб и ошибок.
В-третьих – ТРИЗ почти не использует перебор вариантов.
В-четвертых – ТРИЗ не является методом активации творческого мышления, а скорей, его организацией.
Еще несколько важных сведений о Теории решения изобретательских задач:
- ТРИЗ разработана благодаря изучению огромного количества изобретений, выявления общих закономерностей и приемов, использованных при их создании. Г. Альтшуллер назвал это как Законы развития технических систем.
- ТРИЗ ориентирована на минимальное участие и воздействие на техническую систему личности человека. Креативщиками это воспринимается с трудом.
- Эта система в большей степени ориентирована на решение уже существующей проблемы. Для создания чего-то нового, с нуля, нужно это новое сначала придумать, а потом с помощью ТРИЗ довести до ума.
- Любые работы в ТРИЗ начинаются с анализа задачи. Именно благодаря этой теории я понял важность этого этапа решения любых креативных заданий.
- Техническая система – в общем представление, совокупность объектов, взаимодействующих между собой и окружающей средой, для выполнения возложенной на нее функции.
- Важное понятие в Теории решения изобретательских задач – Техническое противоречие: конфликт между частями технической системы, мешающих этой системе выполнять ее работу.
- В основе ТРИЗ лежит АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач: программа последовательных действий, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач.
Для справки: осуществляются попытки создания Теории развития художественных систем. Но к этой теме я обязательно вернусь позже.
Приемы и принципы решения ТРИЗ в статье «ТРИЗ – методика решения творческих задач».
Самый эффективный креативный метод №10.
Тема статьи: ТРИЗ – теория решения изобретательских задач кратко.
Источник: kreamozg.ru
Как это работает: основы ТРИЗ
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – это технология, которая помогает повысить эффективность мышления в десятки и даже сотни раз. ТРИЗ помогает эффективно решать различные технические и производственные задачи и находить сильные, прорывные решения.
Сейчас ТРИЗ активно используется на производственных предприятиях для решения различных технических проблем, также ТРИЗ используется в рекламе, в маркетинге, в управлении. Такое широкое использование не удивительно – в любой интеллектуальной деятельности будет востребован инструмент, который работает как «катализатор для мозга».
ТРИЗ включает в себя различные инструменты и методы и в зависимости от того, какую задачу, проблему необходимо решить – подбирается оптимальный инструмент ТРИЗ. Из-за своего богатого арсенала ТРИЗ можно назвать не только методом, алгоритмом, но и полноценной технологией и даже определенным способом мышления.
-
ТРИЗ как алгоритм, последовательность решения сложных задач.
До создания ТРИЗ процесс изобретательства происходил спонтанно и хаотично, а значит – не предсказуемо и не эффективно. ТРИЗ сделала процесс поиска решения управляемым и в десятки раз более эффективным.
Например, мы решаем следующие виды задач:
- Решения нестандартных производственных задач
- Улучшение продукции
- Удешевление производства, снижение себестоимости продукции
- Решение проблем модернизации производства
- Ликвидация брака и потерь
- Импортозамещение (обход патентов)
- Повышение производительности производственных, технологических процессов
- Разработка новых продуктов
- Повышение квалификации ИТР
- Эффективность и «бесплатность» решения.
Одно из важнейших понятий ТРИЗ – противоречие. Рассмотрим поподробнее это понятие.
Любую проблему можно свести к стоящему в ее основе противоречию.
Например, при конструировании корабля необходимо найти оптимальное соотношение между его длиной и шириной. При этом к соотношению длина-ширина применяются прямо противоположные требования: пока корабль в море, он должен быть максимально устойчивым на курсе, то есть быть длинным и узким, а когда корабль приходит в порт он должен быть маневренным, то есть коротким и широким. Противоречие налицо.
Разрешение противоречия — это такой результат, достигнув которого мы полностью удовлетворяем противоположные требования.
Для корабля таким решением стало появление активных подруливающих устройств. С их помощью устойчивый на курсе корабль становится сверхманевренным в порту.
Следующее важное понятие это Идеальный Конечный Результат (ИКР).
Под идеальностью понимается отношение полезных функций технической системы к факторам расплаты, т.е. затратам на их выполнение. В приложении к технической системе идеальный конечный результат звучит так – «Системы нет, а функция выполняется».
Использование ИКР при решении задач позволяет получать максимально эффективные решения. Формулировка ИКР заставляет нас делать так, чтобы достижение этого результата должно быть по возможности бесплатным, т.е. реализуемым с использованием только тех ресурсов, которые уже есть. Иногда такими ресурсами становятся ресурсы, буквально валяющиеся под ногами, но ранее никем не замеченные.
Г.С. Альтшуллер:
«Есть вредный фактор, с которым надо бороться. Идеально, чтобы этот фактор исчез сам по себе. Пусть сам себя устраняет. Впрочем, его можно устранить, сложив с другим вредным фактором. Нет, пожалуй, самое идеальное – пусть вредный фактор начнет приносить пользу.
Многолетний опыт применения ТРИЗ доказал, что идеальное решение зачастую действительно достигается, или, по крайней мере, оказывается очень близким к нему».
ТРИЗ была разработана Генрихом Сауловичем Альтшуллером в 40-х годах XX века в СССР. Сегодня ТРИЗ имеет широкое признание во всем мире. Практически все ведущие производственные компании используют методы и инструменты ТРИЗ в своей работе – Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson>
О том, как ТРИЗ может помочь производственной компании – смотрите в разделе Услуги >>
Немного истории или как была создана ТРИЗ
Для того, чтобы лучше понять суть ТРИЗ, обратимся к истории и к тому, как и почему была создана ТРИЗ.
- Начало XX века ознаменовалась мощной научно-технической революцией. Более того, за 100 лет – с 1900 по 2000 годы — было получено, создано и открыто 90% всех знаний, которыми обладает современное человечество. В XX веке человек столкнулся с огромным количеством новой информации и со всевозрастающими скоростями. Появилась потребность в том, чтобы находить решения и изобретать быстрее и более эффективно, это была потребность в инструментах для активизации мышления. При этом чем больше идей появляется – тем больше работы по обработке этих идей.
Например, Томасом Эдисоном и его помощниками было проведено более 6 000 экспериментов при создании лампы накаливания, более 50 000 экспериментов при создании щелочного аккумулятора.
- Традиционно инструментами изобретателя были метод перебора вариантов и метод озарения. И когда-то — в 16, 17, 18 веках, когда техника и наука развивались медленно – эти методы работали. Но в XX веке перебор вариантов и ожидание озарения стали не просто не эффективными, а даже катастрофически не эффективными.
На фото: Генрих Альтшуллер, создатель ТРИЗ
Г.С.Альтшуллер пишет в своей книге:
«Представьте себе аэропорт, из которого ежедневно строго по расписанию должны вылететь 150 самолетов. Пассажиры занимают свои места. Зажигается табло: «Не курить! Застегнуть привязные ремни!». Но в 100 самолетах стюардессы, мило улыбнувшись, объявляют: «Извините, рейс отменен… багаж вы получите… вас ждут автобусы и такси…» 50 самолетов взлетают, но 49 из них сразу же идут на посадку. Стюардессы мило улыбаются: «Извините, рейс окончен… багаж… автобусы…» И только 1 (один!) самолет прилетает в тот город, в который он должен прилететь…
Читатель вправе возразить: нет таких аэропортов!
Тогда представьте себе строительную организацию, которая ежегодно получает средства на возведение 150 жилых домов, а в конце года отчитывается: 100 домов обрушились в процессе постройки, в 49 можно жить лишь на нижних этажах, но зато 1 (одна!) пятиэтажка полностью заселена…
Читатель снова возразит: нет таких строителей! Да, таких строителей нет. Я просто хотел наглядно показать, как обстоит дело в изобретательском творчестве».
-
Г.С.Альтшуллер работал патентным поверенным и в период с 1946 по 1971(25 лет!) исследовал свыше 40 тысяч патентов и авторских свидетельств в Патентном министерстве. Благодаря этому анализу Альтшуллер выявил определенные законы, по которым развиваются технические системы, нашел 40 изобретательских приемов, которые лежат в основе всех изобретений. Это и стало началом ТРИЗ. Альтшуллер выявил, что частные технические вопросы и задачи (которых тысячи и тысячи) можно свести к основным моделям и приёмам, которых всего 40.
Альтшуллер Г.С., создатель ТРИЗ: «Нам иногда говорят: вы учите решать задачи по законам, следовательно, учите шаблонному мышлению… Все наоборот! Обычное мышление из-за психологической инерции идет шаблонными путями. Знание законов развития технических систем позволяет сознательно уходить от шаблонов, законы подталкивают к нетривиальным, «диким» мыслительным операциям, свойственным очень талантливым изобретателям».
В СССР ТРИЗ была очень популярна, широко использовалась на различных предприятиях, в том числе на заводах оборонного сектора. Перестройка стала тяжелым временем для нашей страны, множество специалистов ТРИЗ эмигрировали из России в США и Европу. По мере того, как ситуация в стране стабилизировалась, ТРИЗ постепенно возвращала себе былую известность. Сейчас все больше российских производственных компаний внедряют инструменты ТРИЗ в свою работу, но, к сожалению, нам пока еще далеко до таких стран как США, Германия, Корея, где ТРИЗ широко используется специалистами ведущих производственных компаний.
Как мы решаем «нерешаемые задачи»
На любом производственном предприятии (да и не только на предприятии, но и в жизни каждого человека) есть ситуации или процессы, которые несут в себе противоречия.
Например, автобус должен быть коротким, чтобы иметь высокую маневренность на узких улицах. С другой стороны, автобус должен быть длинным, чтобы вмещать в себя больше пассажиров. Это простой пример противоречия – автобус одновременно должен быть длинным и коротким.
В противоречивых ситуациях мы привыкли искать компромисс – находить некую «точку», при которой противоречивые требования оптимально сочетаются. Но иногда встречаются «нерешаемые» задачи и ситуации, в которых точки оптимума не существует — противоречивые требования не имеют никаких пересечений.
Вот для таких ситуаций, в которых нет точки оптимума, и нужны инструменты ТРИЗ. «Нерешаемые» задачи не терпят компромиссов, их можно решить только одним путем – путем полного снятия противоречия. Это и будет сильным, прорывным решением.
Для ситуации с автобусом прорывное решение, как вы, наверное, уже догадались, — это автобус с гармошкой или двухэтажный автобус – автобус одновременно «короткий» и «длинный».
Таким образом, область применения ТРИЗ – это нестандартные проблемы в известном поле знаний.
Остались вопросы?
Звоните: +7 (964) 364 67 24
Г.С. Альтшуллер:
«Представление о технике формируется прежде всего под впечатлением от машин, уже созданных. Поражают их возможности, скорости, мощности, размеры. Мы склонны отождествлять прогресс техники с увеличением параметров существующих машин, ростом их производства. Все так: это тоже прогресс. Но самый главный участок, самая передовая линия прогресса там, где еще нет больших и красивых машин, где на листе бумаги или просто в воображении человека впервые появляется замысел странной, доселе невиданной машины, там, где вырабатывается самая ценная продукция – принципиально новые идеи.
Тысячи лет производство этих идей было сковано примитивной «переборочной» технологией. Переход к новой технологии решения творческих задач — вызов не менее дерзкий, чем прорыв человечества в космос».
Источник: triz-expert.ru