Подростковый возраст это — сложный жизненный этап. И как он будет пройден и пережит, накладывает отпечаток на всю жизнь. И не всегда мы можем знать, как наш ребенок ведет себя вне семье, в школе, на улице с другими детьми.
Взаимоотношения — это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения. Отношения могут проявляться в каких-то процессах общения, взаимодействия, и всякий процесс взаимодействия предполагает наличие отношений между взаимодействующими объектами, но само личное отношение к кому-то не является процессом взаимоотношений, это просто его составная часть. Б. Д. Парыгин считает, что без отношений невозможно ни взаимодействие, ни взаимовлияние, ни сопереживание, ни взаимное понимание [3 с. 217].
Публикация «Виды межличностных отношений подростков со сверстниками» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Любые отношения носят ярко выраженный эмоциональный характер. В подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками.
Взаимоотношения между одноклассниками.
Я. Л Коломинский различает основные типы межличностных взаимоотношений подростков со сверстниками[1 с. 135] .
Основные типы межличностных взаимоотношений подростков со сверстниками :
Первый из них — пассивно-положительное отношение. Дети с этим типом отношения, как правило, решают любые проблемные ситуации в пользу сверстника. Эти решения осуществляются на нейтральном, индифферентном эмоциональном фоне при отсутствии какой-либо вовлеченности в действия и переживания сверстника.
Для второго типа — эгоистического отношения — также характерно отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Но, в отличие от предыдущего случая, все проблемные ситуации решаются в свою пользу.
При конкурентном отношении дети в большинстве случаев решают возникающие во взаимоотношениях проблемные ситуации в свою пользу. Но их решения сопровождаются ярко выраженными эмоциями и сомнениями. Они активно вовлечены в действия сверстника, оценивают и осуждают их, демонстрируют свое преимущество.
Дети с личностным типом отношения демонстрируют интерес к сверстнику, эмоциональную и практическую вовлеченность в его действия в большинстве ситуаций межличностного взаимодействия. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило, осуществляют без колебаний и огорчений, глядя ему в глаза и обращаясь по имени. Иногда они сравнивают и объективно оценивают результаты деятельности (своей и сверстника, но никогда при этом не затрагивают личные качества сверстника.
Последний, неустойчивый тип отношения отличается тем, что здесь не наблюдается какой-либо определенной стратегии поведения в ситуациях межличностного взаимодействия. В одних случаях дети проявляют личностное отношение к сверстнику, в других — конкурентное; иногда они спокойно уступают инициативу сверстнику, иногда после долгих колебаний принимают решение в свою пользу. Но, во всех случаях, они с повышенным интересом наблюдают за действиями товарища и обнаруживают эмоциональную включенность в его активность.
Сатья • Дружба между женщиной и мужчиной невозможна!
Можно отметить, что в основе любых межличностных отношений лежит потребность в общении, потребность взаимодействовать с другим человеком. Понятие «межличностные отношения» характеризуется в словаре А. В. Петровского, как субъективно переживаемые взаимосвязи между двумя людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний [4 c. 362].
Рассматривая потребность человека в эмоционально-доверительном общении (аффилиации, выделяются две тенденции — надежда на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Кроме того, удовлетворению потребности общения может препятствовать такое личностное качество, как застенчивость. Застенчивый человек, часто замыкается в себе, а это нередко ведет к одиночеству. Застенчивость и связанные с нею трудности общения особенно резко проявляются в подростковом возрасте и юности.
Владея информацией о подростковом периоде, родителям можно проследить какой тип отношений выбрал его ребенок, и в силу своего жизненного опыта провести коррекцию.
Приведем пример нашей работы по теме: «Влияние межличностных отношений на самооценку младших подростков.
После того, как были проведены специальные занятия, направленные на развитие межличностных отношений младших подростков в контрольной и экспериментальной группах испытуемых произошли значительные изменения.
По методике диагностики самооценки и уровня притязаний Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, было выявлено, что низким уровнем самооценки в экспериментальной группе обладают 13%, средним уровнем 27%, высоким уровнем 60%. В контрольной группе низким уровнем самооценки обладают 50%, средним уровнем обладают 31%, высоким уровнем обладали 19%.
По методике «Определение уровня общей самооценки» Казанцевой Г. Н, было выяснено, что после проведения занятий низким уровнем самооценки в экспериментальной группе обладали 13%, средним уровнем 27%, высоким уровнем 60%. В контрольной группе низким уровнем самооценки обладали 38%, средним уровнем обладали 43%, высоким уровнем обладали 19%.
После проведения занятий в экспериментальной группе произошло увеличение числа детей, обладающих большим количеством положительных выборов, а значит, и расширенным по сравнению с ранее зафиксированными, внутригрупповыми связями. По методу социометрии было выявлено, что после проведения развивающих занятий в экспериментальной группе было «Звезд» — 33%, «Предпочитаемых» — 67%, «Отвергаемых» — не выявлено. В контрольной группе испытуемых было выявлено, что до проведения развивающих занятий существовало «Звезд» — 19%, «Предпочитаемых» — 75%, «Отвергаемых» — 6%.
Это изменение в статусе подростков показывает, что в результате специально организованной работы произошло улучшение положительных отношений между подростками. Самооценка стала значительно выше в экспериментальной группе младших подростков, при этом в контрольной группе она осталась практически на том же сама уровне, на котором была – на среднем. После проведенной экспериментальной работы в экспериментальной группе произошло смещение части членов группы в более высокостатусную, при этом у членов этой группы значительно увеличилась самооценка. В контрольной группе такого распределения не произошло, и показатели самооценки также остались на прежнем уровне.
В экспериментальной группе было выявлено, что у испытуемых адекватное оценивание своих умственных способностей позволяет эффективно распоряжаться своими интеллектуальными ресурсами, черты их характера развиваются исходя из адекватных реакций на внешние воздействия окружающих, а также авторитет у сверстников больше всего связан с адекватным оцениванием своего поведения, статуса и личностных особенностей, что позволяет быть включенным во взаимодействие со сверстниками. Также в экспериментальной группе оценивание своей внешности происходит объективно, и как следствие, испытуемые достаточно объективно оценивают свою привлекательность для других людей. Исходя из этого они строят свое взаимодействие, ожидая определенных реакций от окружающих на свою внешность, в связи с чем они довольно уверены в выполнении своих личных задач, и как следствие, вероятность успешности у них повышается.
В тоже время в контрольной группе было выявлено, что испытуемые не имеют адекватной самооценки, их некритичное отношение к своим умственным возможностям может часто вести к переоценке своих сил, и как следствие к срыву планируемых результатов. В связи с этим самооценка приобретает негативный характер, где существует неадекватное оценивание себя, окружающих, ситуаций, как следствие, строиться неправильное реагирование на внешние воздействия. Также было выявлено, что в контрольной группе испытуемые могут оценивать свой авторитет у сверстников неадекватно, с последующими проблемами в общении, потому что часто могут предъявлять заниженные или завышенные требования к окружающим по поводу своего взаимодействия с ними, что также может в дальнейшем отражаться на самооценке подростка при неудачном стечении обстоятельств, снижая его уверенность.
Таким образом, можно говорить о том, что развивающая работа оказалась успешной, так как были зафиксированы положительные сдвиги в экспериментальной группе, как по уровню самооценки, так и в социометрическом статусе.
1. Галигузова Л. Н., – Проблемы социальной изоляции детей // Вопросы психологии, № 3, — 1996, с. 101
2. Коломинский Я. Л., Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) : Учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — Мн. : ТетраСистемс, – 2000. — 432 с.
3. Парыгин Б. Д., Основы социально – психологической теории. – М., – 1971. – с. 235
4. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, – 1990. – 866 с.
5. Райс Ф., Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. : Издательство «Питер», – 2000 – 544 с.
Публикации по теме:
Адаптация детей в период кризиса трех лет Консультация для родителей Адаптация детей в период кризиса трех лет. Адаптация – это самый сложный период у детей, а в период кризиса.

Сценарий жизни Каждый человек с момента рождения начинает писать книгу своей жизни, являясь и автором и актером, режиссером и художником и только от него.
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Трудности взаимоотношений детей в школе
Отправляя ребенка в школу, родители в первую очередь беспокоятся о качестве образования и репутации учебного заведения. Но в школе маленький человек получает не только знания, но еще и опыт общения в коллективе. К сожалению, взаимоотношения с одноклассниками не всегда складываются.
Согласно последним данным, каждый четвертый школьник становится объектом издевательств со стороны других учащихся. Причем особую обеспокоенность на этот счет стоит проявлять нам – у нас случаи травли подростков регистрируются значительно чаще, чем в европейских странах.
2. Виды преследования.
Проблемы в общении со сверстниками могут возникнуть у ребенка и в детском саду, и в начальной школе. Однако в этом возрасте еще нет сплоченности коллектива, и попытки обидеть другого ребенка не являются системными. К третьему классу складывается так называемое общественное мнение, с которым, хочет того ребенок или нет, но он обязан считаться.
К 10-11 годам понимание о том, как следует себя вести в конкретном детском коллективе, приобретает устойчивую форму. Именно в этом возрасте школьники активно стремятся найти свое место в группе, завоевать авторитет и уважение одноклассников. Таким образом создается атмосфера соперничества, что нередко провоцирует возникновение регулярного преследования одного или нескольких членов класса. Психологи это явление называют буллинг.
Чаще всего агрессивное преследование выражается в виде оскорблений, угроз либо, наоборот, полного игнорирования жертвы, а также в нанесении физического ущерба (избиение, порча имущества). Доступность Интернета способствовала возникновению такой разновидности систематического преследования, как кибербуллинг.
Исследование, проведенное во Франции в начале 2012 года, показало, что каждый четвертый школьник сталкивался с агрессией сверстников в онлайне. Киберхулиганы воздействуют на жертву частыми электронными сообщениями и СМС. Интернет-атака всегда внезапна, поэтому производит сильное психологическое воздействие на жертву.
Не зная преследователя в лицо, пострадавший чувствует, что обидчик, скорее всего, находится в ближайшем окружении. И начинает бояться агрессии со стороны всех знакомых. В первую очередь от одноклассников, что усиливает чувство незащищенности подростка в учебном заведении.
3. Дух времени.
Тенденция последнего времени — выкладывать издевательства, снятые на мобильный телефон, в социальные сети и на бесплатные видеохостинги: снимается шокирующее реальное видео, где дети демонстрируют миру свою «крутость».
По мнению педагогов-психологов через привлечение внимания общественности подростки удовлетворяют потребность в самоутверждении. Мол, посмотрите, на что мы способны. Кроме того, таким образом достигается еще одна цель — публично унизить жертву «на весь мир». А поскольку сегодня велико ощущение всеобщей безнаказанности, подростки даже не задумываются о последствиях для самих себя.
По мнению специалистов, буллинг — это прежде всего одно из проявлений мальчишеской субкультуры. Согласно статистическим данным, мальчики прибегают к травле сверстников в 2-3 раза чаще девочек. Значительно реже встречаются случаи преследования девочек мальчиками, мальчиков девочками и девочек девочками. Однако в последнее время все чаще в качестве активных и не менее жестоких агрессоров выступают девочки. Социологи полагают, что это стало возможно из-за ослабления ролевых различий в поведении мужчин и женщин.
4. Распределение ролей.
Как правило, в травле принимает участие ряд действующих лиц: зачинщики, преследователи, жертвы, наблюдатели.
Инициаторами травли обычно становятся один-два соученика. Жертву начинают высмеивать, дразнить, демонстративно не принимать в игры, задирать или игнорировать. Цель зачинщика — самоутвердиться и выделиться в коллективе. Гораздо реже личная месть.
Нередко зачинщиками оказываются дети, претендующие на роль лидера класса, стремящиеся быть в центре внимания. Согласно исследованию западного психолога Дана Ольвеуса, среди мальчиков 12-16 лет доля агрессоров составляет около 5%. Чаще всего это выходцы из благополучных и обеспеченных семей! Преследователи — дети, которые под руководством зачинщиков участвуют в травле.
Они смеются над жертвой, подхватывают обидные прозвища и третируют изгоя наравне с зачинщиками. Большинство таких ребят творят жестокость, подчиняясь стадному чувству, желая заслужить одобрение со стороны лидера. Некоторые делают это от скуки, а кто-то — из страха самому оказаться на месте жертвы. Преследователей характеризуют как трусливых, легко поддающихся влиянию, эгоцентричных, безответственных и неуверенных в себе подростков.
Наблюдатели не препятствуют травле. Но, не имея духа противостоять агрессорам, они поощряют травлю молчанием и бездействием.
Иногда в школьном коллективе находятся дети, пытающиеся защитить жертву. Появление защитника может изменить ситуацию, особенно если он обладает авторитетом или выступает против травли не в одиночку. Как показывает практика, в таком случае преследование чаще всего прекращается. Однако бывает, защитник сам превращается в объект буллинга. И тогда, чтобы изменить положение дел, он начинает принимать активное участие в третировании изгоя.
5. Кто в зоне риска?
Часто объектом преследования становятся физически слабые, тревожные, робкие и одинокие дети. К психологическим особенностям жертвы специалисты относят: физические недостатки и болезни, негативно отражающиеся на внешности или проявляющиеся «стыдными» последствиями (как энурез), неуспешные в учебе, часто пропускающие занятия, излишне опекаемые родителями, неадекватно себя оценивающие (обладающие как слишком высокой, так и заниженной самооценкой), нежелающие соблюдать правила и иерархию в коллективе.
Изгоем может стать и одаренный ребенок. Опрос среди талантливых американских восьмиклассников показал, что 67% из них за годы учебы подвергается преследованию одноклассников.
6. Как исправить ситуацию?
Увы, ребенок далеко не всегда рассказывает родителям о том, что его обижают сверстники. Кто-то думает, что взрослые не воспримут проблему всерьез. Другие полагают, что ничего не попытаются сделать. Третьи опасаются, что вмешательство лишь ухудшит ситуацию — мучители жестоко накажут доносчика.
Узнав о травле своего ребенка, некоторые родители стараются не вмешиваться в конфликт и лишь советуют, как исправить ситуацию.
Представители ВОЗ также отмечают склонность к насилию удетей:
- гиперактивных;
- импульсивных, склонных к риску;
- с низким уровнем контроля за своим поведением;
- c рассеянным вниманием, проявившимся до 13 лет, низкой успеваемостью в школе.
При этом предпосылками к формированию агрессивного поведения являются:
- слабый контроль со стороны родителей;
- использование грубых физических наказаний;
- низкий социально-экономический статус семьи.
Эксперты же считают, что в одиночку жертва не сможет изменить сложившийся стереотип поведения группы. Поэтому вмешательство взрослых и комплексная работа, в которой должны принять участие как дети-жертвы, так и их родители, учителя и весь класс, необходимы.
В развитых странах мира проблемой буллинга уже давно занимаются не только ученые, но и законодательные власти. Созданы десятки национальных и международных сайтов и фонды помощи жертвам травли. Специалисты проводят консультации по профилактике буллинга и разрабатывают спецпрограммы.
В настоящее время эффективными признаны около 12 профилактических программ, наиболее известная и широко внедряемая из которых — психолога Дана Ольвеуса. С 2001 г. ее начали использовать в норвежских школах, что позволило не только снизить на 30-50% случаи агрессивного преследования, но и показатели по асоциальному поведению. В ее основе 4 базовых принципа, предполагающих создание школьной (а в идеале и домашней) среды, характеризующейся:
- теплом, положительным интересом и вовлеченностью взрослых;
- твердыми рамками и ограничениями неприемлемого поведения;
- последовательным применением некарательных, нефизических санкций за неприемлемое поведение и нарушение правил;
- наличием взрослых, выступающих в качестве авторитетов и ролевых моделей.
Успешность программы Ольвеуса получила международное признание уже частично внедрена в Англии, США, Литве и других европейских странах. В Канаде, где также проблеме буллинга уделяется пристальное внимание, разработана методика раннего выявления агрессивности у детей, что позволяет корректировать поведение ребенка, не допуская проявления асоциального поведения в будущем. А для пресечения кибер-буллинга в американском городе Онтарио была принята жесткая и при этом действенная мера — устроившего травлю исключают из школы.
7. Здесь и сейчас.
В нашей стране защитой и психологической реабилитацией ребенка, ставшего жертвой травли, системно пока никто не занимается. Поэтому, чтобы обратить внимание на возникшую проблему и прекратить преследование, родители должны проявить настойчивость. В первую очередь следует поставить в известность о происходящем школьного психолога. В некоторых случаях единственный эффективный способ уберечь ребенка от дальнейшей агрессии — перевод в другую школу. Ведь чем дольше продолжается травля, тем длительнее и сложнее будет проходить социальная адаптация.
Каким образом может быть построена стратегия пресечения и профилактики буллинга? Школьные психологи видят это так:
- Оценка ситуации: с чего все началось, кто зачинщик.
- Диагностика психологического климата коллектива.
- Выработка плана по пресечению травли совместно с учителями — не провоцировать (например, дисциплинарными взысканиями), не оставлять детей без надзора (часто травят в раздевалках).
- Работа с родителями: уведомить семьи учеников о происходящем и обсудить стратегию их поведения с детьми.
- Организовать так называемые мероприятия по сплочению класса.
- Беседы, тренинги, совместное преодоление трудностей. Например, поход: у жертвы появится возможность показать себя в другом качестве.
- Индивидуальная работа с жертвой, агрессорами, зачинщиками.
Как родители могут понять, что их ребенок стал объектом травли? По мнению школьных психологов, стоит насторожиться, если подросток:
- неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- часто плачет без очевидной причины; мало говорит о своей школьной жизни;
- одинок: не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки; его никто не приглашает в гости, на праздники.
8. Последствия травли.
Увы, буллинг не проходит бесследно. Причем это касается всех участников. Бывших мучителей характеризует сильная тревожность, проявляются асоциальные черты, депрессия и различного рода зависимости. Если выяснится, что ваш ребенок был среди агрессоров, обязательно поговорите с ним. О самоуважении, человечности, сопереживании и влиянии толпы.
Он должен понять, что, идя на поводу у коллектива, рискует завтра занять место преследуемого.
Особое внимание стоит уделить помощи жертвам травли. Психологи приравнивают последствия буллинга к посттравматическому стрессу. Такому человеку сложно строить отношения с окружающими и доверять им. Кроме того, в определенных обстоятельствах экс-жертва может сама стать преследователем, как бы компенсируя пережитые унижения или из опасения повторения ситуации.
Поэтому, если ваш ребенок пострадал от буллинга, следует сразу обратиться к психологу. Специалист поможет подростку высказать все эмоции и тревоги, избавиться от страхов, заново научиться строить отношения с окружающими и противостоять агрессии в будущем.
Публикация: 2012-10-09 21:00:29
Источник: zdorovye-mam.ru
Разногласия между одноклассниками. Разбираемся

С детства мы привыкаем находиться в коллективе, где нас окружают люди преимущественно нашего возраста. Детский сад, школа, университет, рабочий коллектив. Мы постоянно находимся в социальной среде, ведь человек не может без общения.
Самый долгий этап жизни, в котором нас окружают всегда одни и те же люди, — это, несомненно, школьные годы.
Школьный класс — это, своего рода, экосистема, где каждый ученик является её активным участником. Стоит взглянуть на школьников со стороны, невольно приходишь именно к такому выводу.
Как и подобает любой системе, в классе царят свои правила. Не такие, какими мы их представляем. Их никто не записывает, конституцию в класс не приносит, громкие требования не устанавливает. Правила заключаются в отношениях между собой. Многие классы делятся на компании по интересам, которые стараются не связываться с друг другом, а также то и дело конфликтуют между собой.
Межличностные отношения между детьми формируются уже с первых переменок в первом классе. Дети остаются без учителя и начинают знакомиться между собой. Главную роль в этом процессе играет воспитание каждого, характер и привычки. Не последнее место занимает пол ученика. Отношения можно разделить на “мальчик-мальчик”, “девочка-девочка” и “мальчик-девочка”.
Первое время дети могут относиться к друг другу с недоверием, у них не будет никакой симпатии к друг другу. Ребенок, придя домой, не расскажет родителям, как зовут его одноклассников и с кем он сидел. Чтобы дети начались относиться к своим одноклассникам, как к чему-то близкому и привычному, должны пройти месяца, а то и учебные годы. Это нормально, ведь он находится под сильными впечатлениями! Новые знакомства, новая среда.
Когда все дети начнут знать друг друга по имени, они начнут определять: с кем стоит общаться и на кого обращать меньше всего внимания. Но так только в лучшем случае. В худшем: к этому прибавляется пункт “над кем можно издеваться”.
Издевательства, травля и драки в школе — обычное явление, но вовсе не приемлемое. Любой учитель, узнав о наличии разногласий в классе, должен разобраться и привести ситуацию к мирному урегулированию. Необязательно тревожить родителей после небольших казусов, но учитель не справился с дипломатической миссией, то помочь могут только родители.
Какие могут возникнуть причины для разногласий между учениками?
— регулярные придирки, травля
— личная неприязнь к человеку
— редкость: конфликт на почве невзаимной любви или борьбы за девочку (мальчика)
Как понять родителю, есть ли у ребенка проблемы с одноклассниками?
— ребенок часто ищет повод не пойти в школу. Даже в дни, когда идут легкие предметы;
— приходит домой в плохом настроении;
— он часто говорит нечто плохое о своих одноклассниках;
— не желает спрашивать домашнее задание у одноклассников.
Нас спрашивают: “Как помочь ребенку? Может поговорить с учителем? С одноклассниками?”.
Нет, до такого доходить не нужно. Отношения между детьми должны регулироваться самостоятельно. Взрослым там не место. Если, конечно, одноклассники не переходят черту. Драки, непрекращающаяся травля и ругань — это уже совсем другое, и лучше влезть в конфликты ребенка, чтобы избежать серьезных последствий.
Важно дать ребенку возможность выговориться, рассказать о том, что его гложет. Негатив не должен долго копиться у ребенка. Между выборов: выплеснуть его на одноклассников или выговориться родителям, он должен выбирать второе. Покажите, что вы всегда готовы выслушать свое дитя.
Ребенку может помочь любой ваш совет. Расскажите о своих школьных года, как вы решали проблемы. И покажите, к какому результату вы пришли.
Ребенку стоит понять, что не с каждым человеком в своей жизни у него получится наладить отношения. Поэтому стремиться дружить с каждым в классе необязательно. Может у него есть хорошие люди в классе, которых он не замечает? Пусть попробует больше уделять внимание спокойным и отзывчивым людям, чем импульсивным и бойким.
На кружки в Матклассе ходят дети разных возрастов. Между ними никогда не случаются конфликты! Взрослые дети принимают ответственность за младших и с удовольствием помогают им во всем.
Здесь царит дружная атмосфера, позволяющая уделить максимум времени учебе. и играм!
Ваш ребенок определенно хочет побыть в веселой компании с общими интересами. Особенно, если в классе таковых нет.
Источник: matclass.ru