Что такое зарубки на сердце Телеграмма

При сопоставлении рассказа «Телеграмма» с очерком «Зарубки на сердце», произведений одного

Опубликовал(а): Вiолеtta

Источник: www.kritika24.ru

Сопоставительный анализ рассказа «Телеграмма» с очерком «Зарубки на сердце» К. Паустовского

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сопоставительный анализ рассказа «Телеграмма» с очерком «Зарубки на сердце» К. Паустовского.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Сочинения » Другие » Сопоставительный анализ рассказа «Телеграмма» с очерком «Зарубки на сердце» К. Паустовского

При сопоставлении рассказа «Телеграмма» с очерком «Зарубки на сердце», произведений одного автора К. Г. Паустовского, можно найти ряд отличий.

Мальвина и Артемоша

Читая очерк, сразу бросается в глаза тот факт, что автор в рассказе изменил отчество главной героини, в рассказе Петровна, в то время как в очерке Ивановна. Кроме того, изменения подверглись имена нескольких героев. Например, девочку дочь сапожника, которая приходила и помогала этой старушке по хозяйству, в «Телеграмме» зовут Манюшка, а в очерке Нюрка, сторож на пожарном сарае в рассказе носит имя Тихон, а в очерке Ивана Дмитриевича.

Константин Паустовский применил данный прием для того, чтобы показать, насколько дорога этим людям Катерина Петровна. Ведь так интимно-ласково называют своих самых близких и дорогих друзей.

Еще, когда Катерина Ивановна вышла в сад, в рассказе она остановилась около клена, а в очерке около липы.

Возможно, этим в рассказе автор хотел показать те страдания и чувство тоски, которые пришлось перенести героине в течение долгого времени, деревья отражают внутренние изменения Катерины, произошедшие вследствие внутреннего катарсиса.

В рассказе старушка умерла в вечернее время, а в очерке утром. Автор хотел этим сказать, что она перед смертью уже не надеялась увидеть свою дочь, потеряла надежду на встречу с ней. В рассказе Настя приехала на второй день после похорон, а в очерке она опоздала на целых три дня.

Эта деталь только усиливает сожаление девушки о том, что она забыла о своей матери, ведь она опоздала только на два дня. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Зарубки на сердце

Немного, и она успела бы.

Таким образом, так как рассказ был построен на реально происходившей жизненной ситуации, то рассказ и очерк имеют один сходный сюжет. В рассказе сохранились некоторые подробности этого случая, вместе с тем здесь есть и элементы художественного вымысла. Все это играет очень важную роль. Жизненный материал повествует нам об этом случае, а художественный вымысел помогает лучше понять произведение, раскрыть идею и прочувствовать на себе переживания матери, которая так и не дождалась любимой дочери

  1. Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина “Я думал, сердце позабыло” и М.Ю.Лермонтова “Я не люблю тебя; страстей”.
  2. Сопоставительный анализ рассказа После бала и повести Ася: общие черты героев; композиций произведений; постановка проблем
  3. Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Блока «Петр» и стихотворения З. Н. Гиппиус «Петербург»
  4. Анализ рассказа С.Н. Дурылина «В богадельне» (олимпиадная работа 2018-2019 уч. г.)
  5. Сопоставление рассказа После бала и повести Ася
Еще по теме:  Добавление кнопок к посту в Телеграм

Источник: my-soch.ru

Что такое зарубки на сердце телеграмма

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Конспект урока по Литературе «Зарубки на сердце» (Размышления над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма») 6 класс

Сведения об авторах:

Казахстан
Костанайская область
г. Лисаковск
ГУ «Средняя школа №6»

Тема: «Зарубки на сердце» (Размышления над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Форма проведения : урок – размышление

«За добро плати добром, не будь пустельгой»

«Чти отца твоего и мать твою,

Да благо ти будет, и долголетен

Будеши на земле»

Пятая заповедь Божия.

«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»

 Донести до учащихся нравственный смысл рассказа К. Паустовского «Телеграмма»;

 Раскрыть проблему взаимоотношений между родителями и детьми (на примере Насти и Катерины Петровны);

 Определить авторскую позицию и средства ее выражения;

 Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа К. Паустовского.

1. Обучающие цели: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать этический текст небольшого объема, используя стратегию «Чтение с остановками».

2. Развивающие цели: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.

А) Звучит 1й куплет песни И.Шуфутинского о матери

В доме пахнет сосной и еловыми ветками,

И уже наготове лежит молоток.

И шуршат незнакомые женщины платьями,

Что случилось со мной? Мне еще невдомек.

Мне еще невдомек, что обломанной веткою

Я остался с судьбою один на один,

И что сыном меня называть больше некому,

И что пусто и холодно стало в груди.

Это мамы не стало,

Как Христос из угла.

И планета людская из – под ног уплыла, …

Это мамы не стало, это мама ушла …

1. Ребята, о чем эта песня? Какие чувства в ней выражены?

2. Как вы думаете, почему я начала урок с этой песни? Не напомнила она вам о прошлых наших уроках?

Давайте обратимся к высказываниям и попробуем сформулировать тему урока, попытаемся понять, о чём мы с вами будем говорить сегодня.

Да, конечно, о наших родителях, об отношениях молодых к старикам. Это продолжение нашего серьёзного разговора, начатого совсем недавно.

А теперь давайте запишем тему нашего урока.

«Зарубки на сердце»

(Размышления над рассказом К. Паустовского «Телеграмма»)

Как вы понимаете слово «зарубки»?

каком значении употреблено это слово в теме урока?

— отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения. А о том, какие зарубки мы должны сделать у себя в душе мы поговорим немного позже, а сейчас давайте вернёмся к рассказу. Почему он так называется? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте вспомним свои ощущения.

А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент — что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счёт названия?

Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение? (Одна — опоздала, другой — не поверили.) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

Какое впечатление оставил у вас рассказ? Почему?

Кто главная героиня рассказа? Одинокая старушка Катерина Петровна.

Как живётся ей в её одиночестве?

Давайте попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. С помощью чего Паустовскому удаётся показать душевное состояние героини? (Конечно, это описание природы.) Какие изобразительные средства при этом использует автор рассказа?

Еще по теме:  Как можно узнать облачный пароль от Телеграмма при входе

Подберите средства выразительности , которые помогают автору передать одиночество старой женщины. (Доцветал и всё не мог доцвести один маленький подсолнечник; она (К.П.) доживала свой век).

Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера об этом свидетельствуют? (Запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе).

— На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник? Найдите, пожалуйста, описание в тексте. (Указывает на безмерность одиночества К.П.0

Но у Катерины Петровны есть дочь.

Что мы о ней узнали?

— живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца посылает деньги – 200 рублей.

Почему Настя так долго не приезжает к матери?

— много дел, нет времени не то, чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо.

Как Катерина Петровна пытается оправдать дочь?

Какие детали помогают понять, что Катерина Петровна по-прежнему любит дочь и очень скучает по ней? ( Катерина Петровна осторожно перебирала бумажки, от старости она забывала, что деньги вовсе не те, какие были в руках у Насти, и ей казалось, что от денег пахнет Настиными духами)

А как считает автор? Понимает ли он Катерину Петровну?

Обобщение учителя: Автор хочет сказать, что родители любят детей такими, какие они есть. Мать всегда готова простить, понять, и даже оправдать своего ребенка, хотя его поведению и поступкам нет оправдания.

А что же Настя? Чем она занимается в Ленинграде?

Настя работала секретарем в Союзе художников, устраивала выставки, конкурсы, свою работу любила, выполняла добросовестно, отдавала ей все силы, помогла талантливому скульптору Тимофееву – его признали.

Как же могло случиться, что заботящаяся о других, Настя проявляет такое равнодушие, и невнимание к собственной матери?

Обратимся к портрету Насти

Что означает Сольвейг в переводе?

Сольвейг Олицетворение поэтичности, красоты.

Какую деталь (см. словарь) в портрете Насти подчеркивает автор?

— холодные глаза (эпитет)

Но, как говорится, «глаза – это зеркало души человека»

1) Почему холодные? У каких людей бывают такие глаза?

Ответы: — у людей бесчувственных, черствых душой, не способных понимать и откликнуться на чужое горе.

1) Ребята, а еще, какие черты характера подчеркивает автор в Насте?

Вспомните: «достала зеркальце, напудрилась, усмехнулась – сейчас она нравилась самой себе. Когда хвалили за выставку, не без гордости слушала похвалу в свой адрес».

Эгоизм, карьеризм (см. словарь).

Оказывается, одно дело всю себя отдавать работе ради личной выгоды, чтобы тебя заметили, выделили, хвалили, а другое – помнить о близких, о самом дорогом существе – о матери.

Вот такого испытания на истинную человечность , сострадание, понимание Настя не выдерживает.

А в какой момент одиночество для Катерины Петровны становится невыносимым. Какой эпизод рассказа помогает нам это понять? (Ночной стук в калитку). Выберите слова, подчёркивающие это.

(Метафора – “позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю”. “Позабытые”- автор употребляет это слово, чтобы подчеркнуть одиночество К.П.; ведь и её как бы позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

Несколько раз повторяется слово холодный: холодный воздух, холодная ветка.

В судьбе клёна тоже видна неустроенность, одиночество: “Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает (опять параллель).

Какое сложное для себя решение принимает Катерина Петровна?

Пишет письмо дочери. ( Ученица выразительно читает письмо)

Какие чувства у вас вызвало это письмо?

О чем говорит довольно выразительный эпитет « ненагладная» ?

— о силе материнской любви –

Еще по теме:  Группа перекупов авто в Телеграмм

Как бы вы поступили, получив такое письмо?

1) А как поступила с письмом Настя?

— не сразу прочитала и т.д. –

Недаром она вздрогнула, встретившись со сверлящими глазами скульпторы Гоголя.

Они как бы говорили?

— А письмо – то в сумочке нераспечатанное.

Почему Настя не едет к матери, в чем настоящая причина?

— она подумала о переполненных поездах, оправдывает свое нежелание ехать, испытывает раздражение.

Что хотел этим эпизодом сказать автор?

Этим эпизодом автор как бы предостерегает читателя: будьте чуткими, отзывчивыми, не забывайте в суете повседневности о близких людях, найдите время навестить их, оказать внимание и поддержку. Настя этого не делает.

Когда приходит раскаянье? Найдите этот эпизод. Зачитайте.

«Настя села …….. лишь бы простила»

Какие предложения по цели высказывания и интонации использует автор?

— восклицательные и вопросительные предложения

Почему автор использует восклицательные и вопросительные предложения?

Ответы — они передают волнение, боль, раскаяние и вину Насти. Она прозрела (поняла многое) как относилась к матери.

1) Какой прием использует автор? Для чего он его использует?

Ответы : — внутренний монолог, чтобы передать душевное состояние героини.

Дети вписывают самостоятельно в кластер – внутренний монолог.

Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать. Слово «мама» звучит, как пропуск.

В тот же вечер Настя уехала.

А в это время в Заборье умирала Катерина Петровна.

1) Ребята, почему Катерина Петровна поняла, что Настя не приедет и перестала ее ждать?

Ответы: — Тихон принес телеграмму и прочитал:

«Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

— Катерина Петровна понимала, что он сам ее написал.

2) Что хотел этим сказать автор?

— Чужие люди оказались добрее, внимательнее, человечнее, чем родная дочь. Не зря Тихон, выражая позицию автора, говорит соседской девочке Манюшке, которая ухаживала за Катериной Петровной.

«За добро плати добром, не будь пустельгой».

Пустельга — устой легкомысленный человек.

3) Кого можно назвать пустельгой? Почему?

Чем отличается пейзаж в день похорон от пейзажа в начале рассказа? Зачитайте.

2) Что хочет сказать автор?

Вывод: В людях, совсем чужих еще живет доброта, чуткость и человечность, она примеряет мир природы с миром людей. Односельчане хоронят Катерину Петровну по – человечески.

Примечателен последний эпизод в рассказе.

«Встреча с учительницей» (пересказ ученика)

1) С какой целью автор вводит эпизод в рассказ?

— чтобы показать душевную чуткость человечность молодой учительницы – нравственную черствость, бессердечие Насти к собственной матери?

2) Как называется такой прием?

А что же Настя? Как вы думаете, почему Настя уехала крадучись, как преступник?

Какую литературную героиню напомнила вам Настя?

В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» Дуня потеряла отца, который очень любил ее. Она приезжает тоже слишком поздно, не застает его в живых, плачет на его могиле, но уже ничем не загладит своей вины.

Ребята, К. Паустовский в рассказе не дает прямых оценок своим героям, но он незримо присутствует на страницах рассказа, выражая свое отношение через различные художественные средства. И урок наш мне бы хотелось закончить Словами Самого автора «Когда я решился описать эту боль, эту мучительную и вечную вину перед своим близкими, я словно хотел дотянуться до сердца каждого, разбудить в глубине души младенческую, неутолимую жажду по самому дорогому, что есть у нас в жизни – нашей матери».
К.Паустовский.«Из посвящения» Д/З ( как вы думаете, что бы могла Новая раскаявшаяся Настя написать Катерине Петровне. Это и есть ваше дом. зад..

Источник: doc4web.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...