Нравственные черты характера.Тема добра и милосердия.
Олимпиады: Русская литература 5 — 11 классы
Содержимое разработки
Краткосрочный план
Раздел долгосрочного плана: Притчи и легенды в литературе
Школа :
Дата :
ФИО учителя :
Класс : 7 (Я1)
Количество присутствующих :
отсутствующих :
Образ Насти в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» (2 урока)
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
ПО 6 Ответы на вопросы
ПО 3 Чтение наизусть и цитирование
7.ПО6. дава ть аргументированный
ответ на проблемный вопрос;
7.ПО3. самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа-персонажа
Критерии успеха
Учащийся достигает целей урока, если:
даёт правильные ответы на проблемные вопросы, подкрепляя их аргументами из текста;
находит в тексте и читает фрагменты, связанные с характеристикой Насти
ПЕРЕПИСКА на сайте ЗНАКОМСТВ! АНИМЕШНИЦА против ГОТА!
Привитие ценностей
Привитие таких ценностей, как ответственность перед родителями, уважение к ним, внимательное и бережное отношение к людям старшего поколения
Межпредметные связи
Связь с предметом самопознание
Навыки использования
На данном уроке ИКТ используются для просмотра презентации
Предварительные
На данном уроке учащиеся повторят и закрепят знания и умения анализировать текст, давать характеристику персонажу произведения, полученные на предыдущих уроках
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Учитель п риветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Учитель знакомит учащихся с целями урока.
Учащиеся вместе с учителем определяют ожидаемые результаты.
Класс делится на 3 группы (по усмотрению учителя). Желательно, чтобы в группе были ученики со смешанными способностями)
( 20 минут на подготовку, 15 минут на выступление, то есть по 5 минут каждой группе)
Учащиеся выполняют задание, затем доказывают в группе свой выбор ответа, подкрепляя их аргументами из текста.
1. Тест
К.Г. Паустовский «Телеграмма».
Задание: выберите правильный ответ, аргументируйте его.
1. Жанр этого произведения:
2. Пейзаж в начале произведения:
а) служит для описания места действия;
б) контрастирует с состоянием Катерины Петровны;
в) соотносится с её состоянием.
3. Описание комнаты Катерины Петровны говорит о том, что:
а) жизнь героини — в далёком прошлом;
б) печи не топятся;
в) в комнате много картин.
4. Тихон солгал Катерине Петровне, потому что:
а) решил разыграть её;
б) хотел облегчить её страдания;
в) надеялся на приезд Насти.
5. Настя не поехала к матери после получения её письма, потому что:
а) бездушие – её отличительная черта;
б) она была занята устройством выставки;
Неизбежность. Раздел — 8: Главы с 63 по 71
в) повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому человеку.
6. В сцене похорон Катерины Петровны писатель изобразил молоденькую учительницу, чтобы:
а) показать происходящее глазами постороннего человека;
б) эта смерть послужила для неё уроком – у неё в городе тоже осталась мать, маленькая и седая;
в) придать произведению правдоподобие.
7. В этом произведении позиция повествователя:
б) выражена одним из персонажей;
в) обозначена в авторском тексте..
8. Название произведения:
а) определяет его тематику;
б) имеет общий смысл;
в) показывает человечность Тихона.
Ф Взаимооценивание
Ключ к тесту:
Для выполнения следующего задания класс нужно поделить на группы по усмотрению учителя (желательно по уровню знаний).
Учащиеся будут искать ответы в тексте произведения, размышлять над вопросами, аргументировать цитатами.
Дифференцированные задания для групп:
Найдите в тексте ответы на вопросы, выразительно прочитайте их, обсудите в группе. Желательно, чтобы каждый ученик в группе работал. После того, как ответы будут готовы, спикер от группы озвучивает их перед классом. Класс по предложенным критериям оценивания оценивает работу всей группы.
Дайте аргументированные ответы на вопросы, подкрепляя их цитатами из текста.
Что во внешнем облике Насти подчёркивает автор?
(«Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг – в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза – зеркало души человека. Что-то подобного мы и ожидали.)
Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?
(Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьётся тонкая склеротическая жилка», «А письмо –то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока», В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное – осталось главное: мать и её одиночество.)
Какая внутренняя связь между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?
(И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие и непонимание.)
Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной автором в уста Тимофеева: «Ночи не спишь! Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся?»
(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года проводит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года живёт вдали от матери Настя, живёт, по её словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо».)
Бездушна ли, по-вашему, Настя?
(Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки.)
Критерии оценивания:
Даёт ответы на вопросы;
Точно подбирает аргументы из текста
Дайте аргументированные ответы на вопросы, подкрепляя их цитатами из текста.
Какие факты свидетельствуют о том, что совесть и Насти всё же пробудилась?
(Бросив всё, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти) рассвет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не смог снять с ней непоправимой вины, невыносимой тяжести».)
Как можно объяснить реакцию Насти, когда она получила телеграмму?
(«Настя скомкала телеграмму и нахмурилась». Неприятное известие, не вовремя, это нарушило её планы.)
Почему Настя не открыла старому художнику правду?
(Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.)
Почему так получилось, что Настя не успела приехать к матери?
Критерии оценивания:
1) даёт ответы на вопросы;
2) рассуждает на заданную тему;
3)ответы подкрепляет цитатами из текста
Выполните задания.
Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной жизни.
(«горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма? Сколько душевных сил потратила.)
Вспоминала ли Настя о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок.
Расположите эпизоды, рассказывающие о выставке Тимофеева.
Обсуждение выставки, где звучат похвалы Тимофееву и Насте.
Появление Даши с телеграммой.
Выступление Першина.
Сопоставьте Настю и «молоденькую учительницу».
(Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте, Настиному «недочувствию»).
Критерии оценивания:
находит в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной жизни;
находит в тексте Настины слова и мысли, которые приводит автор о том, вспоминала ли Настя о матери;
располагает по порядку эпизоды, рассказывающие о выставке Тимофеева;
сопоставляет Настю и молоденькую учительницу
Источник: intolimp.org
Что во внешнем облике Насти подчеркивает автор? Паустовский «Телеграмма»
«Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг — в переводе означает «Солнечный путь», это имя носила героиня драмы Ибсена «Пер Гюнт» (а позже и одноименной оперы Грига), воплощение верности и любви. Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза — зеркало души человека.
Что-то подобное мы и ожидали.
Источник: xn--b1aai8acvc.xn--p1acf
Презентация на тему Проблема истинной человечности в рассказе К. Паустовского “Телеграмма”
понятий.
4. Образное, художественное определение.
5. Мелкая подробность, частность.
6. Последовательность и связь описания событий.
По вертикали:
1. Вид тропа – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому.
2. Строение, соотношение и взаимное расположение частей.
3. Тот, кто рассказывает что-нибудь или в художественном повествовании от чьего-нибудь лица, образ того, от чьего лица ведется рассказ.
4. Внутреннее пространство здания, помещения, а также его убранство, устройство.
5. Художественное изображение, образ литературного героя.
Слайд 6 Ответы:
Слайд 7 По горизонтали:
1.Психологизм; 2. Пейзаж; 3. Антитеза; 4.Эпитет; 5.
Деталь; 6. Сюжет.
По вертикали:
1. Метафора; 2. Композиция; 3. Рассказчик;
4. Интерьер; 5. Портрет
Слайд 8
Слайд 9 1. Каковы основная тема и проблема рассказа? Почему
рассказ называется “Телеграмма”? Какую телеграмму имел ввиду автор и
почему? /рассказ-предостережение/
Слайд 10 Задание по группам
Слайд 11 Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки? Если исключить
строки с описанием природы из повести, изменится ли что-либо?
Какова роль образа подсолнечника? Изменяется ли пейзаж в течение рассказа? /принцип градации/
Обратите внимание на философский подтекст пейзажа /традиции в русской литературе/
Слайд 12 Интерьер в доме Екатерины Ивановны.. /уходящая культура 19
века умирает вместе с хозяйкой /Пушкиным, Тургеневым, Крамским, Полиной
Виардо, Гюго
Слайд 13 Задание по группам
Слайд 14 Задание по группам
Слайд 15 Портрет Насти. Что во внешнем облике подчеркивает автор?
/Сольвейг- в переводе означает “Солнечный путь”/. Можно ли
употребить слово “пустельга” к Насте /Хищная птица семейства соколиных и легкомысленный и пустой человек/
Слайд 16 Задание по группам
Слайд 17 Задание по группам
Художественные детали в рассказе:
А) Манюшка, шмыгая
носом. Отнесла это письмо на почту. Долго засовывала его
в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
Б) Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина петровна и не знала, как дожить до утра.
В) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Какие художественные детали, которые выполняют важную роль, можно еще найти в тексте?
Слайд 18 “…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд Гоголя”. Гоголь-
сатирик, который обладал уникальной способностью сразу угадывать человека.
Никто не разглядел сущности Насти, кроме Гоголя. Молодой скульптор Тимофеев создал скульптуру , сумев передать оттенки души Гоголя.
Слайд 19 Прием контраста — ленинградские и сельские страницы;
в сцене,
когда Настя получает телеграмму: “Катя помирает. Тихон”. –
“…а
с кафедры неслось: забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать… Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне…”
Слайд 20 Какую библейскую заповедь нарушила Настя ? / из
домашнего задания/, “Чти отца своего и матерь твою, да
благо ти будет, и долголетен будеши на земле”
Слайд 21 Задание по группам
Какова роль сторожа Тихона в рассказе?
/Почему автор самоустраняется из повествования?/ Каким образом автори доносит
до читателей мысль о безысходности одиночества? /подсолнечник, мышь, ночник/
Источник: findtheslide.com