Что во внешнем облике насти подчеркивает автор в рассказе Телеграмма

Автор сочувствует своей героине, и это сочувствие передаётся читателю. Кажется, что не только рассказчику, но и мне хочется не торопясь подождать, пока оденется Катерина Ивановна, а потом взять её осторожно за руку и помочь спуститься с крылечка. Вместе с ней поглядеть на сиротливый серп месяца (он так же одинок, как героиня рассказа) , обозреть облетевший сад, который, кажется, уже готов принять непоправимое — смерть своей хозяйки — и. . заплакать!

Читаешь печально-светлые строки и размышляешь о своём. Так хочется не повторить ошибок дочери Катерины Ивановны Насти. Надо, надо находить время для своих родителей, надо успеть прийти к ним в последнюю минуту, чтобы дать им возможность ощутить тепло дочернего или сыновнего сердца, сделать так, чтобы облетающий сад стал хотя и последним но не горьким, а счастливым моментом в их жизни.

Говоря о взаимоотношениях отцов и детей, можно вспомнить много примеров из классической литературы. Это и смерть старого князя Болконского, когда ухаживала за ним дочь Марья, это и переживания лирического героя стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела» , который винит себя за то, что не смог вовремя помочь близким людям. Но больше всего хочется думает о самой себе, о своих родителях, чтобы они никогда не сказали кому-нибудь: «Не дай вам Бог, мой родной, дожить до такой одинокой старости» . старость паустовский одиночество телеграмма .

Русский язык, 9-й класс, К. Г. Паустовский «Телеграмма» (1/2)

Источник: sprashivalka.com

Что во внешнем облике Насти подчеркивает автор? Паустовский «Телеграмма»

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

  • Обратная связь
  • Правила сайта

Источник: www.soloby.ru

Что во внешнем облике насти подчеркивает автор в рассказе телеграмма

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Русская литература. 7 класс. К. Г. Паустовский «Телеграмма» /29.10.2020/

Своеобразие писательской манеры и авторская позиция в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма» 8 класс

МОУ «Новоозерская сош»

Тальменского района Алтайского края

Проект урока литературы в 8 классе

Урок литературы в 8 классе

Своеобразие писательской манеры и авторская позиция в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

учитель русского языка и литературы

Еще по теме:  За что дают мут в Телеграмме

Феночкина Мария Ивановна

Тема урока: Своеобразие писательской манеры и авторская позиция в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

1.Отслеживание авторской позиции, раскрытие своеобразия писательской манеры Паустовского.

2. Развитие творческих способностей на основе анализа литературного текста, умение аргументировать.

3.Воспитание в детях уважительного отношения к людям.

При жизни надо радовать людей.

Ведь им порой совсем немного надо:

Поласковее взгляд, когда душа в беде,

И, может быть, цветы из собственного сада.

(Из стихотворения местного поэта П.В.Хитрина)

2.Картина художника В.М. Сидорова «Осенняя непогода»,1957г.

3.Портрет К.Г. Паустовского работы художницы А.Г.Кручининой.

4. Словарь. (Смотри приложение)

1.Грамзапись. «Октябрь. Осенняя песня» П.И. Чайковского .

I . Организационный момент.

— У нас сегодня непростой урок. Это урок-раздумье о жизни человека. Я рассчитываю на ваше участие и взаимопонимание.

Учащиеся готовят материал для урока.

II . Формирование мотивации.

Обратимся к словам Паустовского « Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».

Что вы можете сказать об отношении к родине Паустовского?

-Можно человеку прожить без сердца?

-Какого человека мы называем бессердечным?

-Какие фразеологизмы со словом «сердце» вы знаете?

-Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

-Почему так озаглавил свои заметки П.?

-П. родился в Киеве, но самым дорогим местом на земле для него был Мещерский край, скромная неприметная красота которого покорила его сердце.

-Злого, жестокого, не умеющего делать добро.

-Каменное сердце, сердце плачет, на сердце камень, с замиранием сердца и др.

-Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе .

— Автор хотел, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце».

Прочтите тему урока.

Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

На какие вопросы предстоит ответить?

-Произведения, написанные «как бы для самого дорогого человека» влияют на читателя.

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл».

Создатель этого кристалла — автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я». Постижение авторской позиции — дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке — проникнуть, говоря словами В.Г.

Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта — то, что принято называть творческой индивидуальностью.

В чем своеобразие писательской манеры П.? Что делает автор для того, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце»?

IV .Углубление восприятия произведения

-Ваше впечатление о «Телеграмме» К. Паустовского?

-О чём этот рассказ?

— Берет досада на Настю

-Основная тема — взаимоотношения родителей и детей. Также в рассказе речь идёт об ответственности человека за свои поступки .

б) работа с цитатным планом произведения, составленного на предыдущем уроке ;

1 часть — Мать. «Эх, горе её горькое, страданье неписанное!»

2 часть — Дочь. «Эх ты, сорока!»

3 часть — Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой».

Еще по теме:  Iнiй чей канал в Телеграме

Последняя (4 часть) –эпилог.

V. Постижение авторской позиции. а) работа с текстом.

-Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Обратимся к тексту рассказа.

. -Сравним тональность звучания прозы и музыки.

Перечитывают его начало (от слов «Октябрь был на редкость. » до слов «Из них назойливо сыпался дождь».)

Перечитывают про себя, слушая одновременно музыкальную пьесу «Октябрь. Осенняя песня» П.И. Чайковского.

-Музыка также грустная, но в ней больше светлых нот, светлой грусти.

Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?

-Пейзаж готовит нас к тому, что произойдет то-то печальное.

-Природа умирает, так же как Катерина Петровна.

-В жизни человека тоже поздняя осень.

в) работа с текстом .

-Какие мысли автор передаёт через этот пейзаж?

— Подтвердите это фразами из текста.

-Октябрь — «на редкость холодный», ветлы — «облетевшие», трава — «полегла», тучи «тащились», «цеплялись» и т.д.

-Каков, по-вашему, ритм прозы писателя?

— Предложения короткие, только одно о

подсолнечнике, который «всё доцветал и никак не мог доцвесть..» не похоже на остальные.

-Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

— Что-то маленькое, беззащитное на сером холодном фоне.

г) работа с картиной «Осенняя непогода» художника В.М.Сидорова.

е) словарная работа;

ж) работа в группах;

— Какой предстает осень на картине?

Созвучна ли картина и отрывок текста?

-Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию

-Выражает ли автор прямое сочувствие героине?

-Оно скрыто в характере повествователя. Сейчас я помогу вам понять , как автор

за простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывает глубокое сострадание к одиноко доживающей свой век женщине.

«Пути реализации авторской концепции».

  1. Роль художественных деталей в тексте.
  2. Интерьер как способ отображения авторской позиции.
  3. Внешний облик героини как отражение авторского сочувствия.
  4. Недосказанность – один из приемов концепции Паустовского.

Состояние природы соотносится с душевным состоянием человека . В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание
-Нет

Читают: «Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль».
План записан на доске. Учащиеся делятся на группы. Каждая выбирает один из пунктов плана и работает в данном направлении. 1-ая группа отмечает такие детали, как жестяной ящик – жестяная пустота, керосиновый ночник- «единственное живое существо» , старый клен с холодными мокрыми ветками. Все это указывает на бездушие, жестокость дочери, подчеркивает безмерность одиночества героини, огонек сигнализирует о беде. 2-ая группа восстанавливает прошлое героини по предметам, ее окружавшим: «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусная черная шляпа», потускневший эскиз к «Неизвестной» Крамского и др. Все это говорит о том, что она живет только прошлым, а будущего у нее нет. 3-ья – подчеркивает во внешнем облике героини то, что она плохо видит, маленькая (беззащитная), сгорбленная. Все это вызывает сочувствие. Учащиеся 4-ой группы домысливали то, что’ осталось в подводном течении рассказа. Это стук, почудившийся старой женщине, то, что «ей стало труднее вставать по ночам», деньги, которые хранят аромат Настиных духов, мысли Тихона.

Еще по теме:  Как посмотреть последние сеансы в Телеграмме
VI . Итог урока . а) полилог; -В чем своеобразие писательской манеры П.? — Что делает автор для того, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце»? -Как реализуется авторская концепция? -За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко дожива- ющей свой век женщине. Повторяют пути реализации авторского отношения к проблеме. VII . Подготовка восприятия домашнего задания. -Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе. Катерина Петровна написала Насте письмо. Читаю письмо наизусть. — Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?

-«У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать».

VIII . Домашнее задание . Какими способами выражается авторская позиция в рассказе по отношению к Насте? «: Почему рассказ К.Г. Паустовского называется «Телеграмма»? Записывают вопросы в тетрадь. IX . Рефлексия. Что дал вам этот урок? Что я понял, осознал? Какие чувства я пережил? Какие «зарубки на сердце» оставил у меня этот рассказ?
Обращение к эпиграфу. Согласны вы с мнением известного автора, нашего земляка? Заканчиваю урок фразеологизмом: -Не остудите свое сердце, дети. -Нельзя черстветь сердцем. -Я вспомнила свою бабушку. -Я задумался о том … -Да, надо относиться с уважением к людям.
-Надо вовремя говорить добрые слова и совершать добрые поступки, чтобы не опоздать.

Использованная литература. 1.Золотарева И.В., Крысова Т.А.. Поурочные разработки по литературе. 8класс.- М.: ВАКО, 2003. 2.Жуков В.П.

Школьный фразеологический словарь.- М., Просвещение,1980.
3.С.И Ожегов и Н.Ю Шведова Толковый словарь русского языка.- Российская академия наук.- М., Азбуковник,1999.

При жизни надо радовать людей. Ведь им порой совсем немного надо: Поласковее взгляд, когда душа в беде, И, может быть, цветы из собственного сада

«Свои рассказы я пишу как бы для самого дорогого человека». К.Г. Паустовский

В.М.Сидоров «Осенняя непогода» (1956)
Выписки из толкового словаря С.И. Ожегова к уроку по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Деталь – мелкая подробность, частность.
Интерьер – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Концепция — система взглядов на что – нибудь, основная мысль.
Милосердие — готовность помочь кому – нибудь или готовность простить из сострадания, человеколюбия.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Проблема – 1. Задача, сложный вопрос, требующие разрешения, исследования. 2. перен. О чем – нибудь трудно разрешимом, осуществимом. (разговорн.)
Пустельга – 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит)

Источник: doc4web.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...