Для успешного осуществления своих функций право, так же, как и государство, должно иметь внешнее выражение.
Это внешнее выражение права в отечественной и зарубежной литературе в одних случаях называется формой права, в других случаях – источниками права, а в третьих – и формой, и источниками одновременно.
Анализируя юридическую литературу и правовую жизнь разных стран, мы можем прийти к выводу, что в мире существовало и продолжает существовать большое количество источников права.
Замечание 1
В римском праве важными источниками права являлись деловые обыкновения – правила, которые вырабатывались повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц.
Романо-германское право характеризовалось таким источником права, как правовая доктрина.
Важнейшими источниками мусульманского права являются Коран – священная книга ислама, сунна, «единое соглашение мусульманского общества» и кияс.
Основными источниками права в континентальных государствах являются нормативные акты.
Самые крутые фишки телеграмм #телеграмм #telegram #телефон
Присоединяйся
к сообществу юристов в Telegram
Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате.
Представления об источниках права и об их видах во все времена менялись.
Такие источники права, как правовой обычай, закон и прецедент совершили значительную эволюцию, начиная с древности и сохранившись в правовых системах и в настоящее время. Другие источники права исчезли бесследно. Третьи сохранили лишь свою историческую ценность, утратив какую-либо практическую значимость. К таковым относятся сочинения римских юристов, имеющие раньше большое практическое значение и представляющие собой в настоящее время лишь теоретическую и историческую значимость.
Определение 1
Источником права в юридической науке является специальный правовой термин, обозначающий способ, внешнюю форму воплощения и закрепления юридических норм. Он является местом нахождения юридических норм, вместилищем, из которого люди черпают общеобязательные правила поведения и затем используют и применяют их.
Под источником права в научных изданиях иногда понимают внешнюю форму права. Вместе с ней рассматривается и внутренняя форма, которую определяют как систему, внутреннее строение права и распределение правовых норм по отраслям.
«Источники права»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В юридической литературе термин «источник права» имеет два значения: «материальный источник права» и «формальный источник права». «Материальный источник права» подразумевает всё то, что порождает и формирует позитивное право — те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природу человека, природу вещей, божественный или человеческий разум, волю бога или законодателя и т.д.
«Формальным источником права» является форма внешнего выражения положений действующего права.
Источник права составляют официальные государственные документы (законы, указы), закрепляющие правовые нормы.
Виды источников права
Применительно к разным системам права, все источники позитивного права можно подразделить на (рис. 1):
- правовой обычай (обычное право);
- судебный прецедент;
- юридическая доктрина (так называемое «право юристов»);
- религиозный памятник («священные книги» различных религий);
- нормативно-правовой договор;
- нормативно-правовой акт.
Рисунок 1. Источники права
- Правовым обычаем является неписаное правило поведения, которое сложилось в результате его фактического и многократного применения в течение длительного времени и которое признается государством в качестве общеобязательного правила. Правовой обычай является исторической формой права. Этот источник права характеризуется рядом черт, которые отличают его от других источников права.
- Продолжительность существования. Эта черта говорит о том, что обычай формируется постепенно, и чтобы обычай приобрел силу, должно пройти определенное время с момента его возникновения. Обычай закрепляет в себе то, что создавалось в течение длительного времени в обществе, он отражает общие позитивные моральные ценности народа, а так же разные предрассудки и расовые разногласия. На смену устаревшим обычаям всегда приходят новые, более приспособленные к окружающей действительности.
- Устный характер. Эта особенность отличает правовой обычай от других источников права и заключается в том, что он сохраняется в сознании народа и передается в устной форме из поколения в поколение.
- Формальная определенность. Ее особенность состоит в том, что правовой обычай, существующий в устной форме, требует более или менее точной определенности его содержания: ситуации, в которой он применяется, круга лиц, на которых распространяется, последствий, которые следуют в результате его применения.
- Локальный характер. Правовой обычай действует в определенной местности в отношении сравнительно небольшой группы людей и является своеобразной традицией данной местности. Прослеживается тесная связь обычая с религией.
- Санкционированность государством. Для применения правового обычая в обществе требуется признание его юридической силы государством. Право существует только совместно с государством, поэтому обычай может носить общеобязательный характер наряду с другими источниками права, только если государство придаст ему законность.
По степени юридической значимости правовые обычаи могут быть основными и дополнительными (субсидиарными).
- взаимный интерес сторон;
- равенство сторон;
- добровольное заключение;
- возмездность;
- взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
- правовое регулирование.
Нормативно-правовые договоры делятся на:
- конституционно-правовые;
- административные;
- трудовые и коллективные.
- издается компетентным государственным органом либо непосредственно народом с соблюдением определенных процедурных правил;
- носит государственно-властный характер;
- охраняется государством;
- наделен юридической силой;
- имеет документальную форму;
- является частью системы права.
Источник: spravochnick.ru
Материалы олимпиады «Право в нашей жизни»
— формирование профессионально значимых качеств личности и мотивации к их практическому применению.
4. Задачи Олимпиады:
— совершенствование творческой, познавательной и коммуникативной деятельности студентов;
— повышение практической направленности полученных знаний;
— воспитание чувства гражданской ответственности и долга.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Материалы олимпиады «Право в нашей жизни»»
Материалы учебной олимпиады «Право в нашей жизни»
Преподаватель высшей квалификационной категории
о проведении олимпиады по учебной дисциплине «Право»
Общие положения
- Олимпиада по учебной дисциплине «Право» (далее – Олимпиада) проводится среди студентов 1 курса специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям.
- Данное положение определяет порядок проведения Олимпиады, организационно-методическое обеспечение, выбор победителей и призеров.
- Цели Олимпиады:
- Олимпиада проводится в ноябре 2015 года в соответствии с утвержденным планом работы ГБ ПОУ «ВПТ».
- Олимпиада состоит из двух этапов.
Первый этап (домашнее задание)
Проводится по заочной форме и включает создание письменной работы-эссе по предложенным темам (список тем и рекомендаций для написания эссе — в Приложении 1). Работа-эссе не должна превышать трех страниц печатного текста (формат А4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1,5). На титульном листе следует указать образовательное учреждение, название работы, обозначение группы и специальности, фамилию, имя и отчество студента, выполнившего работу, фамилию и инициалы руководителя.
Критериями оценки текста являются: — соответствие содержания тематике Олимпиады и требованиям к объему и оформлению работы; — оригинальность выбранной проблемы; — научный характер эссе; — содержательность работы и аргументированность изложения.
Второй этап (письменный тур)
Проводится в очной форме и включает ответы на вопросы , основанные на знаниях норм и принципов теории государства и права, конституционного и избирательного права, практические задания и ситуации на заданную тему, другие творческие задания. Каждому вопросу соответствует определенное (неодинаковое для разных заданий) количество баллов. Вопросы включают задания базового и повышенного уровней сложности.
Типология заданий различных форм: — тестовые задания с выбором одного или нескольких ответов; — задания на соотнесение понятий; — задания на знание правовых терминов, аббревиатуры, названий нормативно-правовых актов (НПА); — решение ситуаций в виде правовых задач.
- Для проведения Олимпиады и подведения ее итогов создается жюри в составе:
- Шаповалова Э. А. – председатель жюри, методист ГБ ПОУ «ВПТ», преподаватель высшей квалификационной категории
- Ананьев С. А. – заместитель председателя жюри, председатель ПЦК гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат философских наук
- Кошман Л. С. – член жюри, преподаватель высшей квалификационной категории
- Малышкина Л. Н. – член жюри, преподаватель высшей квалификационной категории
- Василевская Т. А. – член жюри, заведующая библиотекой ГБ ПОУ «ВПТ»
Жюри проверяет и оценивает выполнение заданий Олимпиады, формирует рейтинг участников, определяет победителей и призеров.
Подведение итогов Олимпиады
- На основании рейтинга участников жюри предлагает границы баллов для определения статусов победителей и призеров, проводит анализ выполненных заданий, определяет конечный результат.
- Набранные баллы записываются в рейтинговую таблицу (Приложение 2).
- Победителем признается участник, набравший наибольшее количество баллов по сумме двух туров (он получает Гран-при «Награда Фемиды»).
- Призеры Олимпиады награждаются дипломами «Знатоков права» 1, 2 и 3 степени.
- Дополнительно поощряются грамотами участники, набравшие наибольшее количество баллов по итогам каждого из этапов Олимпиады.
- Прочитав выбранное Вами высказывание, не повторяйте его дословно во вступительной части эссе.
- Во вступительной части Вы должны показать, что уловили тему, проблему правовой тематики, затем определить свою личную позицию по отношению к высказыванию (я согласен с автором, не согласен и т.п.)
- Достоинством эссе является краткая справка об авторе изречения, поэтому при написании следует предварительно узнать его имя, основные достижения в науке, литературе, поэзии и т.п.
- Переход из одной части эссе в другую обязательно предполагает логичность!
- Переходя к основной части эссе, обязательно используйте так называемые «дежурные фразы»:
Задание 8. Дополните предложение знаниями семейного права. Брачный возраст устанавливается в ________ А) 16 лет; Б) 18 лет; В) 15 лет с разрешения родителей
Задание 9. Укажите название нормативно-правового акта: «Представители сторон, участвующих в коллективных переговорах, свободны в выборе регулирования социально-трудовых отношений» А) Кодекс об административных правонарушениях РФ; Б) Гражданский кодекс РФ; В) Трудовой кодекс РФ; Г) Закон РФ «О занятости населения в РФ».
Источник: kopilkaurokov.ru
Истоником права явлется
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Истоником права явлется 1) поздравительная телеграмма от главы парламента 2) приказ министра образования и науки 3) обращение гражданина в . » по предмету Обществознание, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Новые вопросы по обществознанию
Может ли общество быть абсолютно свободным?
Плюсы и минусы космополитизма
Тема: Валюта. Валютный курс. Валютный обмен. Приведите пример приобритения валюты гражданином, пояснив, с какой целью сделана покупка. Назовите не менее двух целей приобретения валюты потребителями. (Не обязательно, т. к уже сделал)
Сообщение на тему долг и обязанности человека
Напишите 10 правил взаимоотношений между людьми.
Главная » Обществознание » Истоником права явлется 1) поздравительная телеграмма от главы парламента 2) приказ министра образования и науки 3) обращение гражданина в органы местного самоуправления 4) газетная статья о корупции
Источник: iotvet.com