Владимир Железников написал свое знаменитое произведение «Чучело» в жанре повесть, но в нем присутствует и бытовая проза. Именно в ней явно отображается вся драма детских отношений, насколько дети бывают жестокими, бесчувственными и равнодушными к окружающим людям.
Книга написана на реальных событиях, о которых автору рассказала племянница. Она была свидетельницей этой непростой истории. В самом начале был создан рассказ под названием «Бойкот», именно он стал основой новой повести «Чучело».
Литературная направленность произведения — реализм, все персонажи и события реалистичны, а у героев есть свои прототипы. Рассказ включает в себя 14 глав, в каждой из них рассказывается о нескольких днях жизни школьницы Лены Бессольцевой.
Краткое описание сюжета:

- В завязке повествуется о приходе Лены в новый класс, ее знакомстве с одноклассниками и совместных занятиях. О начинающейся дружбе с самым популярным мальчиком школы — Димой Сомовым.
- Кульминация начинается после того, как ребята решаются прогулять урок, а Дима рассказывает о проступке преподавателю. В результате класс лишается возможности поехать на долгожданную экскурсию. Сомов боится признаться в своей вине сверстникам, поэтому вину на себя берет Бессольцева. После чего одноклассники начинают травить девочку.
- В развязке рассказывается о том, как дети узнают правду, они раскаиваются в совершенном поступке, но Лена с дедушкой уже приняли решение уехать из города.
Главный конфликт повести завязан на травле всего класса одной девочки. О разочаровании, ведь Лена считала Сомова настоящим другом, а он оказался трусом и предателем.
Сюжет
Лена приезжает к дедушке и поступает в 6-й класс школы в провинциальном городе[1]. Одноклассники, кроме тихого Васильева (Павел Санаев, сын Санаевой и пасынок Быкова, будущий писатель; в младших классах был изгоем) над ней насмехаются, считая чудаковатой. За Ленку заступается Дима Сомов — самый популярный мальчик в классе. В результате Лена и Дима становятся друзьями. Но отношения скоро портятся из-за одного трусливого поступка Димы.
Краткое содержание Чучело. Железников В. К. Пересказ повести за 8 минут
Ребята собирались поехать в Москву и сами зарабатывали на это деньги, которые клали в копилку. Однажды шестиклассники решили пойти в кино, прогуляв урок. Но скоро ребята узнают, что копилка с деньгами осталась в классе. Лена вызывается её принести, но спотыкается и падает. Дима, назвав подругу недотёпой, сам идет за копилкой.
Лена за ним идет в школу. Дима встречает Маргариту Ивановну и неохотно рассказывает про поход в кино. Произошедшее видят Лена, Шмакова и Попов, сидящие под партой
. Учительница наказывает шестиклассников и отменяет поездку в Москву. Ребята решают найти виновника-стукача. Лена берёт вину на себя, из-за чего её начинают травить. Дима никак не признаётся и скоро по трусости присоединяется к одноклассником, травящим Лену.
Одноклассники крадут платье Лены, делают чучело, изображающее Лену, и сжигают его. Лена от отчаяния на самом пике переживаний заставила остричь себя наголо («Я — чучело!») и, чтобы проучить одноклассников, на дне рожденья Сомова унижает всех своих обидчиков. Попов сдаёт Диму, которому все (кроме Лены) объявляют бойкот. Вскоре Лена уезжает из города. Её дедушка дарит школе портрет бабушки Лены, очень на нее похожей. А на доске в классе написано: «Чучело, прости нас!»
Главные герои
Автор произведения «Чучело» очень красочно описал персонажей, у каждого свой характер, свои принципы и идеалы. В повести несколько главных героев:

- Лена Бессольцева — 12-летняя школьница, новенькая в классе. Девочка с добрым и открытым сердцем, которая быстро становится объектом насмешек и издевательств. Чтобы спасти товарища, берет вину на себя, чем вызывает гнев одноклассников. Несмотря на озлобленность школьников, она по-прежнему видит в них хорошее.
- Дедушка Николай Николаевич — человек с добрым и мягким характером, увлеченный картинами. Он тратит деньги исключительно на искусство, поэтому не может приобрести себе нормальной одежды, ходит в рваных вещах. Местные жители считают его странным, а дети обзывают «заплаточником». Бессольцев не замечает изменений, которые происходят с внучкой, так как все его мысли заняты наследием предка.
- Маргарита Ивановна. Школьная учительница и классная руководительница главной героини. Она без эмоций выполняет свою главную задачу — дает детям знания, но не вникает в проблемы коллектива. Педагог просто не замечает внутренний конфликт и нездоровую обстановку внутри класса.
- Дима Сомов — лучший ученик, любимчик одноклассников и учителей. Мальчик старается создать впечатление правильного, честного и благородного человека. Но при первой трудной ситуации старается сбежать, чтобы избежать наказания, в нем открываются самые плохие черты. Он предает подругу и вместе с товарищами обижает ее. В результате Димка сам становится изгоем.
- Миронова (железная кнопка) — лидер класса, девочка с волевым и принципиальным характером. Не переносит лжи, предательства, считает, что эти качества должны серьезно наказываться. Она уважает Бессольцеву за то, что та не побоялась и призналась в содеянном поступке, но считает, что прощения предатели не заслуживают, поэтому активно принимает участие в травле Ленки, является ее инициатором.
Маргарита Ивановна
Классная руководительница 6 “А”. События происходят накануне её свадьбы, поэтому она ничего не замечает. Маргариту Ивановну не уважают, её мнение для детей не играет роли. Они смело сбегают в кино с последнего урока, что приводит к отмене поездки в Москву. Только перед отъездом Лены Бессольцевой, когда она приходит в класс попрощаться, классная замечает весь ужас происходящего.
Она раскаивается, что была занята личной жизнью и допустила такую ситуацию.

Второстепенные персонажи
Есть в повести и второстепенные персонажи, но они не менее яркие. Из них можно выделить:

- Валька — лживый, жестокий и грубый мальчик. Он всегда ищет выгоду, обижает только тех, кто слабее и младше него. Занимается отловом и продажей бродячих псов. В травле одноклассницы принимает самое активное участие, проявляя особую жестокость, выдумывая все новые и новые наказания для Лены.
- Шмакова — главная красавица школы, очень избалованная девочка, собирает вокруг себя только поклонников, которые и прислуживают ей, желая угодить.
- Попов — один из поклонников Шмаковой. Знает о невиновности Бессольцевой, но предпочитает наблюдать со стороны за развитием событий.
- Васильев — одноклассник Лены, он изгой в классе, часто подвергается насмешкам со стороны учеников. Но несмотря на непопулярность, он единственный, кто встает на ее защиту, хотя знает, что у него будут неприятности. Именно тихоня Васильев призывает девочку быть решительной, бороться с несправедливостью и выявить настоящего виновника.
В повести также задействованы Толик и Попов — местные хулиганы, которые не отличаются большим умом и сообразительностью. Чаще всего действуют по чужой подсказке, они трусливы и безвольны.
Проблема и смысл
Автор написал «Чучело» с целью показать жестокость и бессердечие детей к сверстнице, которая на них непохожа. Железников пытается оценить мотивы каждого подростка. Тот же Рыжий из-за собственных проблем с отцом вымещает злость и безысходность на Лене.
Встает вопрос и об учительнице, которая из-за подготовки к свадьбе забывает о служебном долге. Она не хочет забивать мысли чужими проблемами, поэтому не вникает в ситуацию. Маргарита Ивановна не обращает внимания на пришедшую просить помощи Лену.
Очень интересно автор преподнес в своем сочинении тему семьи. Дедушка также не замечает ничего вокруг себя, он полностью увлечен картинами. Но позднее осознает ошибки, раскаивается, продает творческое наследие предка и уезжает с внучкой.

Проведя анализ, можно понять, что произведение Железникова учит быть добрее, сострадательней и жертвенней, как делает это Лена Бессольцева. Автор указывает, что ни в коем случае нельзя поддаваться чужому мнению, делать скоропалительные выводы, не разобравшись в ситуации. Иначе в будущем придется серьезно раскаиваться. Это главная мысль и мораль повести «Чучело».
В 1983 году по одноименной книге был снят фильм «Чучело», он стал настоящим откровением для многих советских зрителей. Эта была первая художественная лента, в которой школьники предстали в роли антигероев. Полный список актеров можно посмотреть на сайте «Википедия».
Чучело
Мой друг! Родители купили тебе мою книгу. Не забрасывай ее в дальний угол, не прячь в тайное место, чтобы забыть о ней. Прочти ее, и ты увидишь, что здесь есть над чем поразмыслить.
Эта книга впервые вышла 36 лет назад. Я тогда много писал о подростках и не без грусти начал замечать, что у них часто отсутствуют простые человеческие черты. Те черты, которые в старые времена было принято называть «благородными»: бескорыстие, доброта, забота о близких, милосердие, преданность друзьям, хотя бы самые простые понятия о чести.
Наоборот, все больше и больше я сталкивался в детских сердцах с самолюбием, эгоизмом, равнодушием и даже жестокостью.
И рассказать о всех этих проблемах я смог в одной истории, которую мне подбросил случай из жизни.
Однажды мне позвонила моя сестра из другого города.
И рассказала о том, что в это время происходило с ее дочерью, моей племянницей. Весь класс несправедливо обвинил ее в предательстве и стал травить. Я посочувствовал своей сестре, и мы расстались.
Но с этого дня я стал следить за развитием, казалось бы, далекого от меня события. И тогда я понял, что эта история — готовый сценарий.
Я написал его и отнес на киностудию.
Месяца через два меня вызвал к себе большой начальник, хлопнул рукой по моему сценарию и сказал: «Эти фашиствующие дети никогда не будут на нашем экране. У нас нет таких детей».
К этому моменту история «Чучела» была мне настолько дорога, настолько захватила мое сердце, что, вернувшись домой, я сел за свой стол и стал писать повесть.
Это оказалось не такой простой работой. Прошла зима, а весной я поехал в маленький городок Таруса, где в старой беседке на краю обрыва, спускавшегося к шумной речке, я к осени закончил свою повесть. Здесь, в Тарусе, я нашел дом, где могла бы жить Лена Бессольцева. Он и сейчас стоит обветшалый.
И фамилия нашлась для Ленки на нашей улице. А история с живописными полотнами была подсказана тем, что в Тарусе жили и живут испокон века художники.
Я много работал, а в свободное время любил гулять по горбатым улицам заросшего зеленью городка. Или уходил на реку и шел далеко-далеко по Оке, всегда окруженный ватагой моих воображаемых героев. Я не расставался с ними ни на минуту. Мне казалось, я знаю этих мальчишек и девчонок, как самых близких мне людей.
Я чувствовал, что они любят или не любят, я бывал у них дома, я смотрел на их игры. Но, конечно, самым близким и дорогим мне человеком всегда оставалась Ленка. Редкое создание, нежное и мужественное одновременно.
Пришла осень, и я отвез повесть в Москву — в издательство. Проходили месяцы, но ответа не было. Я начинал думать, что повесть «Чучело» никогда не увидит света.
Два года длилось это печальное время. А я все ждал и ждал и, наконец, ждать перестал.
И вдруг звонок из издательства. Они все-таки печатают мою повесть!
С тех пор множество издательств выпускали «Чучело» большими тиражами, даже в миллион экземпляров. Повесть издали в Японии, США и других странах.
Через пять лет повесть «Чучело» прочел знаменитый актер и режиссер Ролан Быков. И тут же решил снимать фильм.
Снова меня вызвал к себе все тот же большой начальник. Снова хлопнул по моему сценарию и сказал: «Будем снимать. У меня за это время внук вырос… Такой же…» Я посмотрел на него. Вид у него был испуганный.
Много лет прошло с тех пор. Но когда ты все же прочтешь эту повесть, ты увидишь, что мир наш во многом изменился, но люди — нет… И ты без труда найдешь вокруг себя многих героев «Чучела». И подлость, и трусость, и предательство встречаются и сейчас. Но очень хочется, чтобы гораздо чаще тебе встречались на жизненном пути такие светлые личности, как Ленка Бессольцева. Тогда и жизнь твоя будет легче и светлей.
Желаю тебе удачи.
Источник: school-perspektiva.ru
Кратко «Чучело» В. К. Железников
⭐⭐⭐⭐⭐ «Чучело» за 2 минуты и подробно по главам за 8 минут.
Действия, описанные автором, шли в разрез с общественными стереотипами о порядочности юных пионеров и рассказали без прикрас как обычный класс школьников безжалостно гнобил новенькую девочку.
Очень краткий пересказ повести «Чучело»
Слушать краткий пересказ «Чучело»
Смотреть «Чучело» за 2 минуты
В обычной школе появляется новенькая — Лена Бессольцева. Класс плохо принимает девочку, её считают чудаковатой, как и её деда, который известен на весь городок. Николай Васильевич Бессольцев посвятил свою жизнь коллекционированию картин, он тратит на них всё заработанное и живёт, как бедняк. За потрёпанную одежду его прозвали «Заплаточником».
«Странная» новенькая — открытый и дружелюбный ребёнок, но одета не лучше деда. Одноклассники без тени смущения обзывают её «Чучело» и открыто насмехаются над ней. Почти все. Диме, любимчику учителей и девчонок, в отличие от остальных Лена нравится. Между ними разгорается нежная дружба.
Но всё заканчивается, не успев начаться. Класс вместо урока отправляется в кино. Дима «раскалывается» под напором классной руководительницы и сознаётся, где пропадали учащиеся. Школьников наказывают, отменив давно запланированную экскурсию в Москву. Ребята пытаясь выяснить кто предал класс, обвиняют в своих бедах чучело.
Лена случайно слышала, разговор между учительницей и Димой, но молчит. Она надеется, что новый друг не даст её в обиду и честно признается в предательстве. Но Дима не готов терять свой авторитет.
Лене объявлен бойкот. Травля с каждым днём всё невыносимей. В конце концов, правда открывается и жестокие одноклассники чувствуют свою вину. Они бы рады всё исправить, но поздно — Бессольцевы уезжают из города.
Главные герои и их характеристика:
Герои повести — это учащиеся шестого класса «А» в обычной средней школе 80-х годов. У каждого из них уже складывается характер, каждый имеет собственное мнение, взгляды на окружающий мир и неповторимую судьбу:
- Лена Бессольцева — главная героиня повести «Чучело». Открытая для общения, доверчивая и добрая девочка. Она новенькая в классе. Лена пытается приспособиться к коллективу, но не умея постоять за себя в полной мере, смеётся над шутками в свой адрес вместе с обидчиками и так теряет шанс заслужить уважение ребят.
- Миронова или Железная Кнопка — девочка-лидер с характером бойца. Принципиальная, озлобленная, властолюбивая героиня. Постоянна занята поиском справедливости, но её справедливость скорее «личное мнение», чем правда. Живёт под девизом: «вижу цель, не вижу препятствий».
- Дима Сомов — сынок из обеспеченной семьи. Хорош внешне, любим в кругу учителей, мечта девчонок. Дима некоторое время изображает из себя благородного защитника новенькой, но будучи малодушным трусом быстро покажет себя во всей красе.
- Васильев — один из одноклассников Лены. Участия в травле девочки не принимал, но и заступиться за неё ввиду своей слабохарактерности не мог.
- Шмакова — главная красавица в классе. Любит окружать себя поклонниками. В душе пуста и неинтересна.
- Попов — «подкаблучник» и «раб» избалованной Шмаковой, готовый ради неё на всё.
- Валя — корыстный и безжалостный мальчишка. Занимается отловом бездомных собак, сдаёт их на живодёрню в обмен на деньги. Ничего не боится за счёт своего старшего брата. Главная ценность — деньги.
- Марина — девочка из неполной семьи. Скучает по отцу и конфликтует с матерью. Свою тоску вымещает на окружающих людях.
«Взрослые» персонажи повести:
- Николай Николаевич Бессольцев — дедушка главной героини. Мягкий характером, добрый человек. Занимается коллекционированием картин. За поношенные вещи прослыл в городе «Заплаточником».
- Маргарита Ивановна Кузьмина — классная руководительница в 6 «А». Добрая женщина, предпочитающая многого не замечать.
- Тётя Клава — мама Марины. Парикмахер.
Глава 1. Знакомство с Леной
Девочка шестиклассница бежит по улицам провинциального городка домой к деду, она мысленно обращается к нему, умоляя о срочном переезде.
Глава 2. Николай Николаевич Бессольцев — странный коллекционер
Автор рассказывает о роде Бессольцевых. Николай Николаевич возвращается в родной город, в старый дом. Его уважают, но не понимают в этом городке.
Герой нелюдим, занимается реставрацией и коллекционированием картин. Однажды его замечают в сопровождении девочки. Он объявляет её своей внучкой Леной. Осенью девочка идёт в 6-й класс.
Глава 3. Ссора дедушки и внучки
Начало осени приносило Лене только радость, но в ноябре всё изменилось. Она вернулась домой в плохом настроении и попросила у деда денег на билет, чтобы вернуться к родителям.
Дед отказал, тогда девочка пригрозила украсть и продать одну из его картин. За это она получила пощёчину и убежала, так и не объяснив сути проблемы. Дед отправился вслед за ней.
Глава 4. День рождения Димы Сомова
Все ребята собираются на празднование дня рождения. Все кроме Васильева, за что он получает хорошего тумака и разбитые очки.
Ещё больше достаётся Лене, которую разгоряченные одноклассники встречают по дороге. Девочку окружают, дразнят «Чучелом» и требуют, чтобы она покинула их город. Эту сцену застаёт дедушка Лены.
Он вмешивается и говорит, что нечестно идти толпой на одного. Но Николая Николаевича ждёт решительный отпор — Железная Кнопка заявляет, что он должен стыдиться своей внучки. А почему? Пусть она расскажет сама.
Компания удаляется в гости к Диме, дед и внучка идут домой. Ничто не может заглушить веселья школьников — звуки праздника не дают покоя Бессольцевым. Лена решается рассказать о своей беде дедушке.
Глава 5. История неудачливой «новенькой»
Рыжий представил Лену классу по просьбе классного руководителя. И всё сразу пошло не так. Лена широко улыбалась, желая показать, что готова к дружбе с новыми одноклассниками. Но ребята смеялись над ней и её дедом «Заплаточником».
Лена смеялась с ними, решив, что они просто очень весёлые. Девочка не сразу поняла насколько озлоблены и жестоки были её новые «друзья». Исключением был красавчик Дима Сомов. Он пустил её к себе за парту и не смеялся с остальными.
Маргарита Ивановна предложила классу отправиться на каникулах на экскурсию в Москву. Дети были счастливы, они решили заработать на поездку самостоятельно и завели общую копилку. Ребята подрабатывали в саду, в совхозе, на фабрике — всё ради одной цели. Весь процесс Лене доставались насмешки, но благородный Дима защищал и оберегал её, как мог.
Однажды Дима спас собаку от живодёра Вальки. В глазах Лены он окончательно стал героем, она поцеловала его и предложила дружбу.
Глава 6. Прогул
В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок, проигнорировав записку мелом на доске. Записку стёр старший брат Вальки. Ребята разбежались, но не все. В классе спрятались Шмакова и Попов.
Они стали свидетелями разговора Димы Сомова и Маргариты Ивановны. Мальчишка под давлением педагога рассказал о прогуле. Это слышала и Лена, которая стояла за дверью. Она подумала. Что Дима всё расскажет остальным.
Но её друг промолчал.
Глава 7. Бойкот
На другой день школьники пришли в класс с чемоданами, но долгожданную поездку отменили. Учительница сказала, что класс наказан за сорванный урок. Деньги решили разделить.
Миронова устроила поиски предателя. Лена надеялась, что Дима сознается, но он по-прежнему молчал. Предателем чуть не объявили Сомова. Лена неожиданно взяла вину на себя. Класс объявил девочке бойкот.
Глава 8. Травля
Автобусы со школьниками отправились в Москву. 6 «А» остался во дворе. Класс окружил Лену и Диму. Ребята бросились наутёк, спасаясь от озлобленных одноклассников. Они спрятались в парикмахерской.
Глава 9. Беги, Чучело!
В парикмахерской Лена решила сделать себе причёску. Дима ушел, не дождавшись её. Когда девочка вышла. Её вновь окружили одноклассники. В неё плевали горохом, дразнили и угрожали.
Не помогли замечания тёти Клавы. Ребята решили. Что Чучело должна покинуть город. Васильев помог растолкать толпу, и Лена убежала. Чуть позже мальчик признался Сомову, что Лена ему нравится.
Глава 10. Предательство
Лене удалось оторваться от погони. Она заметила, что её преследователи окружили Диму, и решила, что тот расскажет правду. Она ждала, что он придёт. Но ничего не происходило.
Когда стемнело, раздался стук в окно. Лена открыла, показалась ужасная голова медведя. Девочка очень испугалась и захлопнула окно.
Пришёл дед, он радостно рассказывал внучке о своей новой картине, но она не слышала его. Вновь постучали в оконное стекло. Дед открыл окно и умудрился «оторвать» голову медведю. За маской скрывался Дима.
Лена была уверена, что его заставили. Что он сознался и теперь сам в беде. Но она ошибалась. Ребята пили чай у Димы дома. До ушей лены доносились обидные слова: «Чучело!» и «Заплаточник!»
Глава 11. Неудачное признание
Лена встретилась с Димой в своём дворе. Она повесила сушить платье. Дима просил прощения и обещал всё рассказать сегодня же. Он поцеловал Лену. Это видел Валька.
Он сорвал с верёвки платье и сказал, что отдаст его хозяйке только в обмен на медвежью голову.
Лена вынесла маску Диме. Дима спросил, в курсе ли событий дед Лены. Узнав, что Заплаточник ничего не знает, мальчик обрадовался и побежал сознаваться к ребятам. Лена испугалась последствий и бросилась следом. Она спряталась возле сарая, где собралась вся банда.
Дима требовал отдать платье. Валька рассказал про поцелуй. Диму скрутили. Завязалась драка. Дима попытался признаться Мироновой в своём доносе. Ребята угрожающе наступали на Диму. Лена вбежала в сарай и вновь подтвердила, что она «предатель».
Платье бросали по кругу, когда оно оказалось в руках Димы, он не отдал его Лене, а перебросил другому.
Платье надели на огородное чучело, а Дима его поджёг. Лена истошно закричала. Она схватила горящее чучело и размахивала им. Ребята в испуге разбежались.
Снимая платье с чучела, Лена обожглась. Дима хотел прикоснуться к ней, но девочка отпрянула от него, как от чумы. Она ушла прочь и спряталась на реке.
Глава 12. Каникулы закончились
В первый учебный день после каникул Лена пришла в школу очень поздно и объявила, что уезжает. К ней домой пришёл Васильев и спросил, правда ли она предатель?
Дедушка уверил мальчика, что Лена никого не предавала. Лена надела обожженное платье и убежала из дома. Васильев отправился за ней.
Глава 13. Разоблачение
Лена побрилась в парикмахерской наголо и явилась к Диме домой. Там она выставила напоказ свою лысую голову и каждому из ребят устроила провокационный допрос.
Измученная травлей девочка вдруг заявила, что жалеет всех своих мучителей. Она ушла. Праздник закончился, ребята рассорились и разошлись.
Глава 14. «Прости, Чучело!»
Утром Лену разбудит стук. Дедушка заколачивал окна. Он принял решение покинуть дом и город. Лена увидела, что её недавние мучители гонят по улице Диму Сомова, и побежала следом. Ребята прибежали в класс.
Дима запрыгнул на подоконник и пригрозил выпрыгнуть в окно.
Миронова вновь предложила бойкот, все были за, кроме Лены. Когда девочку спросили почему, она ответила, что никогда не будет участвовать в травле.
В класс вошла учительница и объявила, что дедушка Бессольцев покидает город. Он подарил его жителям свой дом и бесценную коллекцию картин. Вскоре пришёл и сам Николай Николаевич, он отдал в фонд школы свою самую любимую картину и забрал внучку.
На картине была изображена красивая девушка Маша, напоминающая Лену. Ребята со стыдом поняли, что подняли свои поганые руки не на тех людей. «Прости нас, Чучело!» — написали они на доске.
Кратко об истории создания произведения
Повесть «Чучело» основана на реальных событиях. Подобная ситуация произошла в судьбе племянницы автора. Железников откликнулся на несправедливость, сначала написав пьесу «Бойкот», а уже затем в 1981 году читатель познакомился с повестью «Чучело». Спустя всего три года на экраны вышел одноимённый фильм режиссуры Ролана Быкова.
Ещё Сальвадор дали утверждал, что «самые жестокие существа на свете — дети». Это и стало основной проблемой в произведении Железникова. Ребята-одноклассники безжалостно «убивают» в новенькой веру в радости жизни и собственное достоинство.
Но только мягкая, добрая и податливая девочка не сдалась под напором целого коллектива и, стерпев все насмешки и унижения, заявила во всеуслышание: «Верить надо до конца!» Эту фразу без преувеличения можно назвать основной идеей повести, мыслью, которую, взялся донести до своих юных читателей автор.
Источник: book-briefly.ru
Материалы к обсуждению повести Железникова «Чучело»
Создавая данное произведение Владимир Железников хотел обратить внимание общественности на то, какие могут быть жестокие дети.
Сюжет истории таков: главная героиня Лена Бессольцева переходит в новую школу. Однако, одноклассники не так уж радостно принимают девочку. Первое время они хорошо вели себя с Леной, но только на первый взгляд. За спиной дети показывали, кто здесь хозяин и чьим правилам стоит следовать.
Лена старалась наладить хорошие отношения со своими одноклассниками, однако чем больше проходило времени, тем больше одноклассники плохо относились к новенькой. Виной тому было её доброе и мягкое сердце. Она ко всем относилась с огромным великодушием, но не имела личного мнения. Класс прозвал её «Чучелом». Жестокость детей просто не знала границ.
Зачинщиками этого безобразия были так называемые лидеры и самые популярные ребята. Девочку буквально убивало такое несправедливое отношение к ней, но поделать ничего не могла. Это была своего рода безысходность. Но через время к ней приходит спасение в виде Димы Сомова, который испытывает чувство неописуемого стыда и жалости в маленькой девочке. Он начинает с ней дружить.
Здесь Владимир Железников открыто презирает родителей и учителей, которые ни в коем образом не смогли воспитать мораль в детях и защитить несчастную девушки. Ведь в рассказе открыто показано, что взрослые поддерживали жестокость со стороны детей. Эта проблема остаётся актуально и по сей день. Жестокость детей не знает границ, если их не учить ума да разуму.
Один раз весь класс сбежал с уроков, чтобы сходить в кино. Диме невольно пришлось вернуться в класс, потому что забыл копилку. В тот момент его ловит учительница и устраивает допрос, на котором мальчик во всём признаётся. Классу не понравилась, что Дима их сдал. Они решают наказать предателя, Лена, как настоящая подруга вступается, обращая весь гнев бессовестных детей, которые не представляют, что существует какие — то моральные качества и ценности.
Учительница по имени Маргарита Ивановна не принимала никакого участия, что крайне не педагогично с неё стороны. Нельзя было поощрять заводил. Подобное безразличие может привести к трагедии.
Не выдержав такой ненависти Лена умоляет своего деда уехать из этого ужасного города, что они и сделали. Только потом дети понимают, что поступили неправильно и их мучает совесть.
Важно понимать, что именно взрослые могут предотвратить подобное насилие и вырастить действительно достоин.
Характеристика Лены и Сомова
Центральный персонаж повести — Лена Бессольцева. Это нескладная, неуклюжая и худая девочка двенадцати лет, с большим ртом и широкой улыбкой и, по мнению одноклассников, не очень красивая. У Лены много хороших качеств, добрая открытая душа. Но она излишне простодушна и доверчива, и это играет с ней злую шутку. Лена не сразу понимает, что ребята издеваются над ней.
Думая, что они шутят, она смеется над обидным прозвищем «Чучело» вместе со всеми.

Но наряду с доверчивостью и наивностью в девочке проявляются и другие, достойные восхищения качества. Доброта и сострадание заставляют ее взять на себя вину мальчика, которым она втайне восхищается. До последнего момента она верит в его благородство, но Димка оказывается недостаточно храбрым.
Лена мужественно встречает травлю одноклассников, дает им отпор, как может — не унижается и не заискивает. Храбро хватает горящее пугало и распугивает преследователей. Прощает Сомова, когда он приходит к ней с повинной. Из благородства не выдает его, даже когда Димка присоединяется к травле.
Лена — человек с большой буквы, невероятно сильная духом, благородная и великодушная девочка, которая не отказывается от своих принципов даже под страхом издевок и унижений. Благодаря этой истории ее характер закаляется, она становится еще более сильной и уверенной.
Как и Лена, Сомов в этой истории тоже проходит проверку на прочность. Поначалу Дима — любимец всего класса и учителей — кажется настоящим героем: защищает Лену, отдает ей свои сапоги, отбивает у Вальки бродячих собак, которых тот сдает на живодерню. Но потом, под давлением «стаи», он начинает проявлять не лучшие свои качества. Сначала сознается Маргарите Ивановне в прогуле, предав этим своих друзей. Боясь быть отвергнутым классом, Дима малодушно и трусливо молчит, а потом и вовсе совершает предательство и начинает вместе со всеми травить Лену.
Несмотря на его предательство, он вовсе не жестокий мальчик. Лена, как лучик солнца, подсвечивает в нем его лучшие качества — поэтому она и нравится Диме, ведь самый главный его страх — признаться самому себе, что он трус. Сомов борется со своей трусостью, но, к сожалению, не всегда успешно. Он мечется между чувствами к Лене и страхом наказания, боится потерять авторитет в классе, на протяжении всего фильма совершая противоречивые поступки.
В конце Сомов все же признается в содеянном одноклассникам, тем самым снимая с Лены обвинения. Этот поступок позволяет надеяться, что в будущем Дима станет более смелым, и хорошие качества победят в нем трусость и слабость.
Советы педагогам
Книга «Чучело», написанная в жанре повести, несет очень важный смысл. Добрый и чистый, почти библейский персонаж Елены Бессольцевой — яркий пример того, что добро и милосердие всегда сильнее зла и жестокости. Такие люди, как Лена, служат живым напоминанием, что в любой, даже самой страшной и трудной ситуации важно всегда оставаться людьми.
Недаром сочинение по книге пишут в том возрасте, когда школьники вступают на путь взросления, когда общение со сверстниками выходит на первый план и у детей начинают формироваться важные нравственные ценности. Анализируя поступки и личности героев, школьники учатся работать с текстом, рассуждать и выражать свои мысли на письме.
В статье Википедии, посвященной книге, есть любопытный факт: оказывается, Железников написал свою повесть на основе реальной истории, произошедшей с его племянницей. Девочка отказалась врать учительнице вместе со всеми, за что класс объявил ей бойкот, который длился полгода.
Чтобы сделать урок более интересным, можно также посмотреть одноименный фильм 1983 года, главные роли в котором исполнили Кристина Орбакайте (Лена), Юрий Никулин (Николай Николаевич Бессольцев) и Дмитрий Егоров (Димка Сомов). После просмотра можно обсудить с детьми героев, попросить сделать анализ проблем, поднятых в произведении.
Другие персонажи
Помимо Лены и Димы, в повести есть еще несколько центральных персонажей, важных для раскрытия морали и основных проблем произведения:
- Николай Николаевич Бессольцев. Дедушка Ленки — чудаковатый, но добрый человек, который тратит все средства на свою единственную страсть — картины. Он живет в собственном мирке и не способен помочь внучке в трудной ситуации. На прощание он дарит свою коллекцию городу, а картину с Машкой — школе, таким образом прощая тех, кто причинил его семье зло. Возможно, Николай Николаевич хотел, чтобы эта картина служила детям напоминанием о том, как важно быть добрым и милосердным, вместо того чтобы мстить и отвечать жестокостью на жестокость.
- Миронова по прозвищу «Железная Кнопка». Полностью оправдывает свою кличку. Девочка жесткая и беспощадная, хотя считает себя справедливой. Жажда власти и принципиальность делают ее настоящим тираном: Кнопка держит в кулаке весь класс, решая, кому объявить бойкот, кого простить. Именно с ее руки Лену начинают травить. Пожалуй, самый страшный персонаж в этой истории, потому что ею руководят железные принципы, а не человеческие чувства. Она не хочет разбираться в мотивах людей — за любое, по ее мнению, предательство, виновного нужно казнить.
- Маргарита Ивановна. Героиня, которая в этой истории демонстрирует важную истину: педагог — это не только тот, кто передает знания, но и тот, кто воспитывает в детях человеческие качества, такие как доброта, сострадание и благородство. Увлеченная предстоящей свадьбой, классный руководитель не замечает, что ее класс — настоящая дикая стая, жестокая и беспощадная. Под носом у Маргариты Ивановны разворачиваются страшные события, плетутся интриги, дети устраивают самосуд. Лишь трагический финал истории открывает ей глаза на происходящее и заставляет сожалеть о собственной беспечности.
- Шмакова. Первая красавица в классе. Поверхностная девочка, склонная к самолюбованию. У нее нет особых принципов, как у Кнопки, она не отличается ни добротой, ни состраданием. Ее заботят только собственная внешность и наличие «рабов». В финале истории непохоже, что ее мучает раскаяние. Шмакова — пример людей, которые не меняются.
Остальные персонажи являются второстепенными, но для полноты картины можно дать и их краткое описание:
- Валька. Корыстный и расчетливый мальчик, который любит деньги, поэтому продает собак по рублю.
- Рыжий. Грубый и невоспитанный, действует как большинство.
- Попов. Безвольный мальчик, влюбленный в Шмакову.
- Васильев. Скромный, но благородный мальчик — единственный, кто не травит Лену.
Вариант 3
Произведение «Чучело» написано русским и советским писателем Владимиром Железняковым. Оно относится к жанру повести. Анализ данной повести представлен в этой статье.
Главной героиней повести является девочка по имени Лена, которая сталкивается с травлей со стороны своих одноклассников, приехав жить к своему дедушке.
Лена приходит в класс. Сначала она думает, что все веселиться и смеются вместе с ней, но потом узнает страшную правду, что все это время с нее издевались. К тому же ее предает единственный человек, которого она считала другом – мальчик Димка.
Ленка обладает доброй, чистой детской, и потому наивной душой. Поэтому ее ранимая натура не может мириться с этим.
По-всякому Лена пытается наладить свои отношения с одноклассниками. Одноклассники в произведении представлены типичными агрессорами. Они жестоки, несмотря на свой юный возраст. Они обзывают девочку и насмехаются над ней из-за ее дедушки, который ведет аскетический образ жизни и собирает картины какого-то своего родственника.
Глупые дети не могут понять, что девочка не имеет никакой вины, что ее дед такой. Железняков делает акцент, что в жестоком отношении виноваты не сами дети, в родители и учителя, которые не совершают никаких действий, чтобы защитить девочку или наказать обидчиков.
Учительница, озабоченная скорой свадьбой и отъездом в другой город, абсолютно не обращает внимания ни на какие проблемы в школе, в своем классе. Страшно, что в некоторых ситуациях, взрослые поддерживали издевательства над Леной Бессольцевой.
В этом произведении Владимира поднимается глобальный вопрос социальной ответственности за поведение своих детей, а также того, как издевательства в школе сказываются на неокрепшей психике. Взрослые не должны быть безразличны к тому, как ведут себя их дети и как кто-то относится к ним. Автор хочет донести до читателя мысль, что дети – это еще далеко не сознательные личности и потому ответственность за их поведение и действия лежит на их родителях, взрослых, которые их окружают, воспитателях. Только они имеют власть предотвратить жестокость и травлю с их стороны.
Другие сочинения: ← Отцы и дети в романе Преступление и наказание Достоевского↑ ДругиеМакар Девушкин образ и характеристика в романе Бедные люди →
Источник: ozhegova-slovar.ru