Ольга Сорока — учитель начальных классов «Ломоносовского лицея» в Ногинске, победитель конкурса для учителей частных школ «Вклад учителя 2021». С «Педсоветом» Ольга поделилась размышлениями, как важна для учителя поддержка семьи, почему ее вдохновляет роль первой учительницы и что значит победа во всероссийском конкурсе.
«Первый учитель — это особая миссия»
Выбор профессии не стоял передо мной остро: пять сестер моего отца — учителя разных предметов. Наверное, и тяга к педагогике заложена генами.
Сначала я пять лет работала в начальных классах муниципальной школы, потом в течение года пробовала себя в роли учителя географии в средних и старших классах и все-таки вернулась к младшим, но уже в частную школу — «Ломоносовский лицей» в Ногинске. Эта работа мне ближе, потому что в «началке» учитель — это как «вторая мама», а мой класс — мое детище. Очень вдохновляет, когда ребята встречают тебя с объятиями и горящими глазами. Приятно осознавать, что за моих выпускников «борются» учителя среднего звена.
В нашем лицее существует неразрывная и тесная связь первого учителя и подросших учеников. Уже в средней школе ребята приходят в гости ко мне и к своим подшефным — моим первоклашкам, проводят с ними интересные мероприятия.
Например, во время конкурса «Вклад учителя» пятиклассники были моими помощниками: вместе с малышами они провели образовательное событие и создали буклет «Чай пить — здоровым быть!». Вообще ребята-старшеклассники забегают ко мне в начальную школу в любую свободную минуту: чтобы просто обняться и рассказать о своих делах. Мы поддерживаем связь даже с теми, кто уже выпустился из школы. Например, когда мой бывший ученик, которому сейчас уже 20 лет, узнал о моей победе в конкурсе «Вклад учителя», он написал, что гордится тем, что я была его первой учительницей. Это тронуло меня до слез .
Первый учитель — это особая миссия: он запоминается и остается в сердце ребенка навсегда. Я с теплотой вспоминаю свою учительницу начальных классов, она для меня авторитет. Хочется, чтобы и меня вспоминали добрым словом, гордились тем, что учились у меня.
Самое главное для меня как педагога — это вовремя задавать себе вопрос «Как бы я хотела, чтобы относились к моему ребенку?» Если мне хочется сделать замечание, я останавливаюсь и анализирую: а мне бы понравилось, если бы моему ребенку учительница так сказала? Когда думаю о подаче материала, задаюсь аналогичным вопросом: «Как бы я хотела, чтобы моему ребенку это объяснили?» Начинать надо с себя.

Ольга Сорока (в центре) с участниками конкурса «Вклад учителя 2021»
Счастливая случайность
Мое участие в конкурсе «Вклад учителя» оказалось делом случая. Я узнала о нем в одном из рабочих чатов: от коллеги пришло сообщение, что первый раз в жизни устраивают конкурс для учителей частных школ. Желающих в моем лицее не было, но завуч настояла: «Оля, надо поучаствовать». Сначала я отказывалась, так как у меня мало свободного времени, но в конце концов зарегистрировалась — в последние дни до окончания приема заявок.
Я по натуре ответственная, не умею работать некачественно, поэтому «Вклад учителя» потребовал от меня много и моральных, и физических сил. Ведь нужно было не просто показать, как хорошо и быстро ты можешь делать свою работу, но и проявить свою уникальность — доказать, что так, как можешь ты, не может никто.
Голова кипела, времени уходило много. Практически постоянно я была в обнимку с ноутбуком. Муж поддерживал меня во время конкурса, все организационные вопросы были на нем. Дети тоже. Каждый раз, когда я говорила, что больше не могу, супруг подбадривал: «Нет, ты можешь, я знаю. Чем помочь?»

Ольга Сорока — победитель конкурса «Вклад учителя 2021»
Первое, что меня впечатлило на конкурсе, — это дебаты: команда должна была придумать, как обосновать выпавший ей тезис, а ее представитель — выступить на сцене против оппонента. Мне повезло: я защищала тезис «Обучение без принуждения возможно», который отражает мою педагогическую позицию.
Я не сторонник доминирования учителя над учеником. Уверена, что только обучение без принуждения дает возможность учащимся быть равными партнерами образовательного процесса.
Но спустя время я поняла, что самое яркое впечатление оставил этап, который тогда казался самым сложным, а теперь — самым результативным: проведение образовательного события по чужому сценарию. Мне досталось событие «Посидим у самовара», разработанное Анастасией Ильичевой: мы изучали культуру русского чаепития. Это было первое образовательное мероприятие для моего первого класса. Мы смогли не только реализовать сценарий другого автора, но и объединить для его воплощения всех участников — детей, родителей и коллег.
Конкурс закончился, а желание проводить такие мероприятия, где в результате тесного сотрудничества складывается дружный коллектив, только усилилось. Мы настолько сплотились, что захотелось и дальше работать в таком формате. До конкурса мы с коллегами не пользовались этой технологией, а сейчас у нас стартовало образовательное событие «Молока в достатке — мы в порядке!»: изучаем значение молока для человека, готовим молочные продукты и уже побывали на экскурсии по производству сырков «Б. Ю.Александров» и на Ногинском хладокомбинате.
Организаторы сделали большой вклад в развитие частных школ, ведь это единственный конкурс для наших учителей. Мы теперь хотя бы можем себя проявить. К сожалению, в обществе существуют стереотипы, что мы как-то не так учим, не то образование даем, думаем только о деньгах. Хотелось бы, чтобы эти представления ушли, ведь то, как человек работает, зависит от него, а не от школы: и в государственной, и в частной я отношусь к своему делу одинаково.

Ольга Сорока, Светлана Морозова
5 тезисов о работе учителя
1. Главное — разговаривать с учеником и слышать его.
Ученик — это субъект образовательного процесса, он имеет право участвовать в нем, менять его, отстаивать свою точку зрения и выбирать траекторию своего пути. Воспитание и обучение возможно только через диалог с ребенком.
2. Первый учитель не просто дает знания.
Считаю своей первоочередной задачей не просто дать детям знания, а заложить фундамент Хорошего Человека. Отчасти поэтому, какое бы плохое настроение у меня ни было, в класс к детям я всегда вхожу с улыбкой на лице.
3. Чтобы стать лучше, нужно преодолевать трудности.
В конкурсах нужно участвовать, чтобы держать себя в тонусе. Надо постоянно испытывать себя и не расслабляться, ведь только через преодоление трудностей происходит становление личности. Победа добавила уверенности в себе и задала новый вектор — как дальше себя вести, что делать.
4. В профессии учителя нет возраста.
Для участия в конкурсе возраст не имеет значения: некоторые молодые педагоги могут считать, что им еще рано, а коллеги с большим опытом, напротив, думают, что уже поздно. Но в нашей профессии нет возраста — нужно пробовать всегда.
5. Важно уметь отвлекаться.
Чтобы восполнить эмоциональный ресурс и не получить профессионального выгорания, я провожу свободное время так, чтобы оно никак не было связано с рабочими делами. Например, очень люблю в выходные отправиться в путешествие на машине со своей семьей, погулять по улицам незнакомого города, заглянуть в местные музеи. Чтение книг тоже помогает восполнить силы и вернуть душевную гармонию.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Партнерский материал
Подписаться на «Вклад учителя»
Источник: pedsovet.org
Зачем в школах тьюторы и как одноклассники помогают детям-инвалидам
В школе №67 подводят первые итоги уникального образовательного проекта. Здесь в одном классе учатся дети обычные и особенные. Такие заболевания, как, например, ДЦП не мешают получать знания и на общих основаниях сдавать ЕГЭ. Тем более что ребят поддерживают одноклассники и тьюторы – педагоги-наставники.
Особенная девочка Лиза Ткачёва учится в обычном 5 «Б». Вместе со всеми она решает задачи, читает, рисует. О том, что у нее детский церебральный паралич, в классе знают, но относятся к ней так, будто она просто младше.
Мамы особенных школьников довольны: у детей появились друзья, глядя на одноклассников, они не только лучше учатся, но и становятся активнее.
«Я хочу, чтобы он тянулся. Если его одноклассники бегут, и он хочет – пусть бежит за ними. Пока как может, но в дальнейшем будет лучше», — рассказала мать Ивана Егунова Марина Егунова.
О том, что всё будет хорошо, особым детям не устают каждый день повторять тьюторы. Они всегда рядом не только на уроках, но и после. Помогут справиться с домашним заданием, а если нужно, подбодрят и обнимут. Чтобы дети обрели уверенность и почувствовали, как сильно их любят, нужно уметь быть другом.
«Тьютор должен стать другом, чтобы ребенок делился всеми неудачами. Необходимо в нужный момент поддержать ребенка, помочь ему, чтобы он знал, что с ним рядом старший товарищ», — рассказала тьютор Ольга Платонова.

Фото из архива «Новосибирских новостей»
Пока новосибирская школа №67 – единственная в городе, где дети-инвалиды учатся вместе со всеми. Сейчас таких школьников здесь 16, но с нового учебного года их будет больше. Для особых детей созданы все условия, к примеру, для инвалидов-колясочников построили пандус и запустили лифт.
Чтобы 1 сентября двери для особых детей распахнули обычные школы – предстоит ещё многое изменить. Но педагоги школы №67уверены: первый шаг к тому, чтобы школьники с проблемами здоровья с детства чувствовали себя комфортно, уже сделан.
Источник: nsknews.info
В класс пришел особый ребенок: что нужно делать учителю
Ребёнок с ОВЗ сейчас может поступить в любую школу, в которую родители пожелают его отправить. В этой ситуации учителям непросто, особенно классным руководителям. Помогаем разобраться!

Как подготовиться к приходу в класс ребенка с особенностями здоровья и развития, «Милосердию.ru» рассказали Валентина Фролова, адвокат и консультант Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», и Има Захарова, педагог-дефектолог Центра лечебной педагогики.
«Школа не должна отказывать ребёнку с ОВЗ в зачислении из-за отсутствия специальных условий, единственная законная причина для отказа – отсутствие свободных мест.
Если школа принимает ребенка, которому по заключению ПМПК нужна особые условия, у руководства возникает обязанность создать эти условия», – отмечает адвокат Валентина Фролова.
Правовая база инклюзии: от Конституции до ФГОСа
Все необходимые условия обучения детей с ОВЗ прописаны в документах.
В первую очередь это гарантируется Конституцией РФ, где установлено, что каждый имеет право на образование. Это же предусмотрено Конвенцией ООН о правах людей с инвалидностью, ратифицированной в нашей стране в 2012 году.
В «Законе об образовании в РФ» упоминается о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и о том, что образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими учениками, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ или интеллектуальными нарушениями написано, как выглядит программа для детей с разными нарушениями и как индивидуализируется обучение.
Конкретные условия для отдельного ученика прописываются в заключении психо-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Комиссия решает, нужна ли ребёнку адаптированная программа, тьютор, ассистент, коррекционные занятия и специальные учебники.
Три вещи, которые должен знать учитель

- Если у ребёнка проблемы в поведении, значит, не удовлетворены его базовые потребности.
При некоторых особенностях здоровья ребёнок не может спокойно сидеть и слушать учителя, может вести себя слишком громко или агрессивно, ходить по классу, стучать по стулу или столу, выкрикивать какие-то фразы. В таком случае, скорее всего, не удовлетворены его базовые потребности, которые должны быть закрыты для гармоничного развития.
Таких потребностей несколько: безопасность на физическом и эмоциональном уровне, потребность быть увиденным и ценным и потребность быть эффективным.
Без внутреннего ощущения безопасности и защищённости ученик не сможет спокойно учиться. Дети с ОВЗ быстро теряют чувство комфорта. Отсутствием безопасности для них может стать слишком большое и сложное задание, слишком активная среда, громкие звуки. Всё это вызывает защитную реакцию у ребёнка, которая часто выражается в агрессивном поведении.
«Если я чувствую себя небезопасно, ощущаю физическую или эмоциональную угрозу, я не могу развиваться и учиться. Мне нужно чувствовать себя комфортно на телесном, эмоциональном и душевном уровне. Мне нужно знать, что если какая-то ситуация будет вызывать мою защитную реакцию, кто-то поможет мне успокоиться, будет рядом, утешит», – отмечает педагог-дефектолог Има Захарова.
Учиться сложно и в том случае, если человека не замечают и не ценят. Когда старшие не признают его способностей, не хвалят, ребёнок чувствует себя одиноким и брошенным. В таком случае он пытается привлекать к себе внимание с помощью плохого поведения.
Если ребёнку не дают делать то, что ему нравится, ставят задачи, не соответствующие его возможностям и уровню развития, то не реализуется его потребность в собственной эффективности. Человек не ощущает себя компетентным, разуверяется в своих способностях, и тоже ведёт себя плохо. Такие проблемы ученика нужно попытаться нивелировать или хотя бы уменьшать.
- Существуют критерии готовности ребёнка к обучению в группе.
Это способность удерживать внимание, переключать его с одного объекта или процесса на другой, выдерживать активную среду группы.
Эти критерии должны выполняться, чтобы ученик мог войти в класс и выстроить отношения с одноклассниками и учителем.
Например, ребенку с расстройством аутистического спектра сложно привыкнуть к окружающей его активности, потому что он привы видеть опору в предсказуемости и спокойствии. А в классе, где особенно на переменах поднимается шум, становится тяжело, и начинаются поведенческие проблемы.
Чтобы эти критерии выполнялись, с ребёнком нужно пройти подготовительный этап, когда с ним работают разные специалисты: нейропсихолог, дефектолог, игровые педагоги.
Этот этап перед школой – не быстрый, но необходимый.
- Некоторым детям для вхождения в класс нужен сопровождающий – тьютор.
Это указывается в заключении ПМПК. Тьютор – это опорный человек для ребёнка. Он может управлять вниманием ребёнка, говорить, куда нужно смотреть, кого слушать, помогает ему справиться с заданиями, может вывести из класса, чтобы успокоить, если ребёнок начинает чувствовать агрессию или другие эмоции.
Чтобы ученик чувствовал себя комфортно с тьютором, у них должны сложиться отношения. Для этого перед тем, как ребёнок пойдет в школу, ему нужно несколько раз встретиться и пообщаться с тьютором. Обычно хватает 4-8 таких встреч.
Если в штате школы нет таких специалистов – тьюторов, ассистентов, медработников – их нужно нанять. Учитель может обратиться к директору или администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился как можно скорее. Даже если ПМПК решила, что ученику не нужен тьютор, но вы как учитель видите в этом необходимость, школа может предоставить сопровождающего по своей инициативе.
Что нужно будет сделать учителю

- Перед приходом в школу ребёнка с ОВЗ нужно подготовить класс к этому.
Поговорить с семьей ребёнка. Если в ваш класс приходит ученик с ОВЗ, нужно понять, насколько он готов к обучению. Важно поговорить с родителями о критериях готовности ребёнка ко входу в класс. Если он не готов, то рассказать, сколько времени займёт подготовительный период, как он выглядит, что для этого нужно. Выяснить, занимался ли ученик со специалистами, есть ли у него тьютор, или его должна предоставить школа.
Подготовить родителей других детей в классе. Когда родители узнают, что к ним в класс придёт отличающийся от других детей ребёнок, они начинают переживать, не опасно ли это, и не научатся ли их дети каким-то негативным вещам. С родителями может говорить сам учитель, школьный психолог, завуч или директор.
«Очень важно поговорить с родителями о том, что учитель или тьютор знают, что делают, как будут сопровождать ребёнка. Важно, чтобы родители проговорили свои страхи, а учитель или психолог их развеяли и дали понять, что ситуация под контролем. Нужно объяснить, что будет происходить, если ребёнок начнет себя агрессивно вести, если что-то пойдёт не так», – отмечает Има Захарова.
Кроме этого, в общении с родителями важно проговорить, что у всех людей разные возможности и способности, сильные и слабые стороны, и от этого никто не становится менее ценным. Кто-то может высоко прыгать, кто-то хорошо разбирается в математике, а у другого отличная память. И у этого ребёнка тоже есть свои сильные стороны.
Поговорить с другими учениками. У других детей в классе тоже есть переживания: они не понимают, кто к ним придёт, как себя с ним вести. Чтобы они не испугались отличающегося от них человека, с ними обязательно нужно обсудить ситуацию: рассказать про нового ученика, кто он, откуда, чем отличается, а в чём похож. Если у ребёнка будет сопровождающий, объяснить, для чего взрослый человек будет сидеть в классе за партой. Учителю нужно продумать, как провести первое знакомство детей с ребёнком с ОВЗ и тьютором – на перемене или на уроке.
Учесть все требования в заключении ПМПК и обсудить их с родителями ученика. Учителю нужно понять, на какие уроки ребёнок с особенностями здоровья и развития будет приходить, какие ему нужны учебники, за какую парту его посадить. Это стоит обсудить с родителями, потому что они лучше всех знают потребности своего ребёнка. Если у ребёнка есть тьютор, нужно продумать, как посадить их так, чтобы взрослый человек не заслонял другим ученикам доску, но при этом чтобы ребёнок не сидел далеко. Если в заключении комиссии прописано, что ребёнку нужна индивидуальная программа, то организовать для ребёнка возможности обучения по такой программе.

- Быть готовым взять на себя ответственность, когда тьютор станет ненужным.
Со временем помощь сопровождающего нужно уменьшать, чтобы ученик становился самостоятельным. Когда он поймёт, как устроен урок, сможет выдержать все или почти все уроки, начнёт слышать инструкции и реагировать на них, тьютора можно отсаживать, а со временем и совсем убирать из образовательного процесса. После ухода тьютора ученик начинает опираться только на отношения с учителем. При этом и вся ответственность переходит на педагога, и ему нужно следить за безопасностью и решать возникающие конфликты.
- Поддерживать отношения родителей ребёнка с ОВЗ с родителями других детей.
Часто родителям особенных детей страшно входить в социум, они привыкли к критическим взглядам и непониманию. Чтобы родители такого ученика не чувствовали себя отдельно от коллектива, можно организовывать совместные поездки, встречи и праздники. Если нужно, подключать к общению психолога.
- Следить за соблюдением всех специальных условий в процессе обучения ученика с ОВЗ.
Задача образовательной организации – сделать так, чтобы все необходимые ученику условия обучения, прописанные в заключении ПМПК, соблюдались.
Если же чего-то не хватает – нет ставки тьютора, нет специальных учебников, нет специалистов – логопедов, психологов, нет пандусов или других условий для комфортного доступа ученика в школу, учитель и родители вправе настаивать на том, чтобы это было создано как можно скорее.
От наличия всех необходимых условий зависит, сможет ли ребёнок эффективно учиться и успешно освоить программу.
«Некоторые варианты адаптированных программ по ФГОС сопоставимы с общеобразовательной и дают возможность после школы продолжать обучение наравне со сверстниками, поэтому если ребёнок может учиться по более сложной программе, важно дать ему эту возможность», – рассказывает Валентина Фролова.
«Главное, чтобы учитель осознавал себя активным участником процесса», – подчёркивает Фролова.
Узнать больше о правах учителя и ученика при инклюзивном образовании в общеобразовательной школе можно на онлайн-курсе по инклюзивному образованию сервиса «Я Учитель». Курс разработан в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита».
Программа обучения и профессионального развития педагогов «Я Учитель» разработана специалистами Яндекса. Она содержит материалы на актуальные темы в помощь современным учителям: бесплатные обучающие курсы, диагностику, статьи и методические материалы.
Иллюстрации Оксаны Романовой