Відповідь:
1) Снеговая белая туча, огромная, синяя, обтянула весь небосвод.
2) Усталые и продрогшие, мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
3) Они засыпали, взволнованные встречей
4) Ему нужна была полученная от брата телеграмма.
5) В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.
6) Мальчишки, приходившие в гости к Ане, тоже должны были выслушивать эти разговоры.
1) Нет слаще покоя, покупаемого трудом.
2) Науки, чуждые музыке, не увлекают меня.
3) Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет сохнет.
4) Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
5) Холодный ветер, резкий и упорный, кидает нас и тяжело идти.
6) Усталый, лёг я отдохнуть под большим кедром.
Пояснення:
Определения подчеркнуть волнистой
Источник: mozgovnet.com
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ (ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК)
1. Закрепление умения правильного пунктуационного оформления обособленных определений.
Напал с НОЖОМ на СЕСТРУ а4. Брат СОШОЛ с УМА. Набросился на СЕСТРУ. Самый УЖАСНЫЙ брат Издевается!ф
2. Диагностика усвоения темы, коррекция пробелов в знаниях.
I. Проверка домашнего задания.
Упр. 278 — самопроверка.
Учащемуся — если есть ошибки, их посчитать, согласно нормам оценок поставить себе отметку.
Учителю — похвалить, если получилось хорошо. Останавливать читающего ученика после каждого предложения, спрашивая, кто ошибся, почему, понятно ли сейчас.
II. Закрепление изученного.
Учитель: Назовите номера предложений, где есть пунктуационные ошибки.
Предложения на доске или через проектор.
1) Впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.
2) Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.
3) Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.
4) Из угла комнаты на неё смотрели два других глаза, неподвижные. огромные
5) В глазах Веры выражались недоверчивость и что- то, похожее на упрёк.
6) Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, сорваться в ущелье.
Допущены ошибки в предложениях 2, 3, 6. Записать с правильной пунктуацией.
2. Самостоятельная работа.
Аналогичное задание. Внимательно читайте требование:
1-й и 3-й варианты — номера предложений, где есть пунктуационные ошибки; 2-й и 4-й варианты — номера предложений, где нет пунктуационных ошибок.
1-й и 2-й варианты
1) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь небосвод.
2) Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
3) Взволнованные встречей, засыпали они.
4) Ему нужна была, полученная от брата, телеграмма.
5) В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.
6) И мальчишки, приходившие в гости к Ане тоже должны были выслушивать эти разговоры.
3-й и 4-й варианты
Школьники НАПАЛИ на Вильяма. Что за ШКОЛА? Разборки с одноклассниками. Учительница замешана
1) Нет слаще покоя; покупаемого трудом.
2) Науки, чуждые музыке постыли мне.
3) Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.
4) Юный лес в зелёный дым одетый теплых гроз нетерпеливо ждет.
5) Холодный ветер, резкий и упорный кидает нас и тяжело идти.
6) Усталый, лёг я отдохнуть под большим кедром.
Взаимопроверка. Если в работах 1-го и 2-го, 3-го и 4-го вариантов есть одинаковые номера предложений или пропущены какие-либо, объяснить друг другу причину. В случае несогласия — помощь учителя.
3. Проверочный диктант.
Задание: записать предложения под диктовку.
1) Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Сметает пыль с гранитных плит.
(Обособленное приложение после определяемого слова.)
2). . Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах.
(Относится к личному местоимению.)
В глубокой скважине стены.
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой.
Сидит, испуганный грозой?
(Приложение, причастный оборот после определяемого слова.)
4) Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом.
(Два последних причастных оборота.)
5) Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты.
6) Мне слышался вечерний гул
Домой бегущих табунов.
7) И вот дорогою прямой
Пустился, робкий и немой.
Учитель: Откуда эти отрывки? (Из «Мцыри» М Ю. Лермонтова.)
III. Домашнее задание:
из упражнений § 33 (упр. 249, 254, 255, 261, 264, 266, 273, 277) составить релейный диктант из предложений на разные случаи обособления, не менее 15-ти.
Можно объявить, что при хорошей общей отметке за домашние работы учащиеся освобождаются от письменных домашних заданий в мае.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Источник: grammarian.ru
Конспект урока по теме «Способы обособления определения», 8 класс
Создать условия для формирования знаний об обособленных определениях и способах обособления.
Создать условия для формирования навыка распознавания и обособления определений.
Создать условия для формирования коммуникативных и регулятивных УУД.
Организационное начало урока.
Актуализация знаний.
Работа с текстом.
Карточка 1. Прочитайте текст.
1.Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2.Вот вверху послышалась барабанная трель, звонкая и радостная. 3.Это не скрип старого дерева, как думают неопытные городские люди, впервые оказавшиеся в лесу. 4.Это по-весеннему барабанит музыкант-дятел, выбравший рассохшееся дерево. 5.Так дятлы приветствуют весну.
6.Пригретая лучами весеннего солнца, свалилась с верхушки дерева снежная шапка, освободившая ветви от зимних снов.
— подчеркните грамматические основы;
— укажите слово, написание которого подчиняется правилу: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано»;
— укажите слово, написание приставки которого зависит от глухости-звонкости последующего согласного;
— укажите слово, написание приставки которого зависит от значения слова;
— укажите предложение с вводной конструкцией;
— укажите предложения с обособленными определениями.
Проверка, оценивание выполнения, анализ ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 3 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 3 ошибок – 0 баллов
Постановка темы урока и целеполагания.
— Вам знакомо понятие обособленный?
— Поясните, что такое обособленный член предложения
— Какие члены предложения могут обособляться?
— Назовите случаи обособления в тексте.
— Какой член предложения обособлен?
— Как бы вы поставили тему и цели урока? (Обособление определений).
Тема урока: «Обособление определений».
Цели урока: познакомиться с видами обособленного определения, знать условия обособления.
Оптимизация знаний.
— Тема обособления различных членов предложения вам частично известна. Сегодня мы будем говорить непосредственно об обособлении определений. Зафиксируйте известный материал в таблице знаний, умений, навыков. В случае затруднения воспользуйтесь справочным материалом.
Справочный материал.
Определение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье?
Чьи? Который? Которая? Которое? Которые?
Определения служат для пояснения существительного или слова другой части речи в значении существительного.
Слово, к которому относится определение, называется определяемым словом.
Определения бывают согласованные и несогласованные
Согласованными называются определения, которые соотносятся с определяемым словом в роде, числе и падеже. СО могут быть выражены прилагательными, полными формами причастия, местоимениями, числительными. СО располагаются обычно перед определяемым словом.
Несогласованными называются определения, которые связаны с определяемым словом по способу управления или примыкания.
НО всегда располагаются после определяемого слова.
Обособленные определения могут быть выражены причастиями, прилагательными и существительными.
Причастие — это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? что делающий? что сделавший?
Причастный оборот — это причастие с зависимым словом.
Морфемным признаком причастий является суффиксы –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, — вш, -ш, -нн, -т, — ем, -им, — енн.
Причастный оборот в предложении является согласованным распространённым определением, например, Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на хребте западных гор.
— Укажите предложения, в которых обособленное определение выражено причастным оборотом. (3, 4, 6)
5. Изучение новой темы. Работа в группах. Метод «пилы».
— Изучите справочный материал. Подберите примеры для своего случая. Укажите графически условия обособления.
Затем состав групп меняются. группа 1 изучает пункт; группа 2 – пункт 2 и так далее.
согласованные определения, стоящие после определяемого слова (существительного), если они выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами:
несколько одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение:
согласованное определение, стоящее перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки или времени):
любое определение, относящееся к личному местоимению и стоящее до или после него:
несогласованные определения, если относятся к имени собственному (стоят до или после):
Поляна, /усыпанная листом/, была полна солнца.
Стояла глубокая мгла, /полная сверчков и звёзд/.
Мартовская ночь, /облачная, туманная/, опустилась на землю.
/Усталая/, мать не могла идти дальше (значение причины).
/Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался (значение уступки).
Он, /растерянный/, стоял посреди комнаты.
/Растерянный/, он стоял посреди комнаты.
Алёна, /с красными от жары щеками/, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.
/В шляпке из шёлка/, Ирина вошла в гостиную.
согласованные определения, стоящие после определяемого слова (существительного), если они выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами:
Поляна, /усыпанная листом/, была полна солнца.
Стояла глубокая мгла, /полная сверчков и звёзд/.
несколько одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение:
Мартовская ночь, /облачная, туманная/, опустилась на землю.
согласованное определение, стоящее перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки или времени):
/Усталая/, мать не могла идти дальше (значение причины).
/Обычно спокойный/, докладчик сегодня волновался (значение уступки).
любое определение, относящееся к личному местоимению и стоящее до или после него:
Он, /растерянный/, стоял посреди комнаты.
/Растерянный/, он стоял посреди комнаты.
несогласованные определения, если относятся к имени собственному (стоят до или после):
Алёна, /с красными от жары щеками/, бегала то в сад, то в дом, то в погреб.
/В шляпке из шёлка/, Ирина вошла в гостиную.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 3 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 3 ошибок – 0 баллов
-Что такое обособленное определение?
— Чем может выражаться обособленное определение?
— Перечислите условия постановки знаков препинания.
Закрепление изученного. Работа в группе.
Карточка 3. Задание: найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, запишите их правильно, объясните, в чём ошибка.
1.Измученный и продрогший, я едва добрался домой.
2.Изумлённый, прохожий о чём-то спросил.
3.Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
4.За синими морями забытый, он угасал один.
5.На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 2 ошибок – 0 баллов
Измученный и продрогший, я едва добрался домой.
Изумлённый, прохожий о чём-то спросил. (Запятая не нужна,т.к. определение не относится к личному местоимению и не имеет обстоятельственного значения)
Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
За синими морями забытый, он угасал один. (Не поставлена первая запятая, обособляющая одиночное определение «забытый», меняется смысл предложения)
На лестнице показался парень, заспанный и недоумевающий в красной рубашке, выпущенной из-под жилета. (Не разделены однородные определения «недоумевающий» и «в красной рубашке», стоящей после определяемого слова)
Карточка 4. Задание: Выпишите номера предложений, где есть пунктуационные ошибки;
Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь небосвод.
Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
Взволнованные встречей, засыпали они.
Ему нужна была, полученная от брата, телеграмма.
В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.
И мальчишки, приходившие в гости к Ане тоже должны были выслушивать эти разговоры.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 2 ошибок – 0 баллов
Выпишите номера предложений, где нет пунктуационных ошибок.
Нет слаще покоя, покупаемого трудом.
Науки, чуждые музыки постыли мне.
Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.
Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
Холодный ветер, резкий и упорный кидает нас и тяжело идти.
Усталый, я лёг отдохнуть под большим кедром.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 2 ошибок – 0 баллов
Самостоятельная работа.
Выполнение тестовых заданий
1. Среди предложений 1-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) День заканчивался. (2) За корявыми вершинами мертвых пихтачей багровел закат. (3) Темнело небо. (4) В просветах деревьев, освещенных костром, танцевали силуэты. (5) После ужина лагерь угомонился. (6) Съежившись от холода, у огня спали люди. (7) У возов кормились лошади.
2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленными нераспространёнными определениями. Напишите его номер.
(1) Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. (2) Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. (3) И в ней отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на полянку.
3. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Чигарева они нашли в одном из блиндажей. (2) Владимир сидел, подперев ладонями давно не бритое лицо, и словно спал с открытыми глазами. (3) Он даже не шевельнулся, когда товарищи вошли и сели напротив него, пододвинув к себе коробки с пулеметными лентами. (4) Норкин осмотрелся. (5) Уткнувшись стволом в земляную стенку, стоял пулемет, словно наказанный мальчишка. (6) Ленты торчали из коробок, валявшихся по всему полу, а пулемётный чехол бесформенным комом лежал у порога.
4. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) Все эти годы, как только у девочек кончались экзамены, Арсеньевы переезжали на свой хутор. (2) С первым весенним солнышком Динка начинала считать дни, оставшиеся до переезда. (3) И каждый раз, обегая знакомые, дорогие ей местечки, удивлялась, как вырос и разросся сад, какая вкусная вода в холодном, обжигающем губы роднике, как ласково шумит ореховая аллея. (4) Динка уверяла, что даже лягушки на пруду сразу узнают ее и, раздуваясь от крика, всплывают наверх.
5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным определением. Напишите его номер.
(1) К кораблям быстро привыкли, как привыкают к домам, к деревьям на улице, к полосатым будкам часовых. (2) Их перестали замечать. (3) Только в те редкие ясные дни, когда над ледяным заливом подымалось белое солнце, офицеры, солдаты и жители Мариегамна жмурились от блеска кораблей, заросших инеем, и удивлялись красоте этого зрелища.
Проверка выполнения, оценивание, коррекция ошибок.
Работу выполнил самостоятельно, без ошибок – 2 балла
Допустил 2 ошибки, обращался за помощью – 1 балл
Допустил более 2 ошибок – 0 баллов
Подведение итогов. Рефлексия.
— Я достиг поставленные цели, потому что…
— Я не все цели достиг, потому что…
Домашнее задание.
— Подобрать из произведений примеры в соответствии с таблицей.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai