Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок с удовольствием посещал школу, словно губка впитывал новые знания и приносил домой отличные оценки. Иногда на смену радужным ожиданиям приходит глубокое разочарование – ребенок конфликтует с учителем. Почему так происходит и что делать в этой ситуации?
Учителя бывают разные. Одни приходят в школу по зову сердца, их уроки интересные и веселые, отношения к детям доброе и уважительное. Для других педагогическая деятельность – это ежедневное испытание, которое дается очень тяжело и любви к своей профессии не добавляет. Занятия таких специалистов скучные и однообразные, отношение к ученикам снисходительное и порою агрессивное.
Конфликтные ситуации бывают у всех учителей. Неотъемлемое право каждого родителя – выступить посредником между учителем и своим ребенком в острой ситуации. Но прежде, чем вы выберете линию поведения, разберитесь в причинах конфликта. Не рубите с плеча, вставая, на чью либо сторону. Не только учитель может быть не прав, но и ребенок.
Почему вас могут игнорировать окружающие? [Psych2go на русском]
Почему-то многие родители об этом забывают, тем самым, еще больше разогревая конфликт.
![]()
Психологическая подоплека конфликта
Детские психологи не устают напоминать родителям, что в семье нужно воспитывать уважительное отношение к взрослым и учителю в частности. В первую очередь это пойдет на пользу именно вашему ребенку.
Школьник, для которого авторитет учителя незыблем, лучше учится и усваивает знания. Кроме того, авторитет педагога – это стимул для ученика больше заниматься, примерно вести себя на уроках и тщательно выполнять домашние задания. Если родители ставят профессионализм учителя под сомнение, ребенок это чувствует и делает свои выводы:
«Мой учитель плохой, не знает свой предмет, а значит, ничему не может меня научить. Слушать его объяснения на уроке и делать домашнюю работу не обязательно. Все равно из этого ничего хорошего не получится. Зачем зря стараться?».
Но и это еще не все. Ребенок, который ни во что не ставит педагога часто идет на конфликт там, где другие дети не видят ничего предосудительного. Такой ученик, словно спичка, зажигается при малейшем поводе, а иногда и вовсе без него. Учитель, видя к себе пренебрежение, не может оставаться полностью беспристрастным. И тогда развитие конфликта – неизбежность.
Родители школьников должны понимать, что в конфликте учитель-ученик проигрывает всегда ученик. Прежде всего потому, что пока идет выяснение отношений под лозунгом «Кто прав, кто виноват?» ребенок не учится, не занимается, а значит, теряет драгоценное время. Школьная программа остается неусвоенной, догонять ее приходится с репетитором во внеурочное время. Больше уроков – меньше свободного времени.
Поэтому, даже если вы уверены, что в конфликтной ситуации большая часть вины лежит на учителе, не спешите об этом говорить своему ребенку. Авторитет педагога должен быть безусловным, у каждого учителя можно научиться чему-то новому. При самом плохом сценарии – умению работать самостоятельно.
Но как быть, если поведение учителя действительно выходит за рамки компетентности и профессиональной этики? Если учитель не видит личность в ребенке, целенаправленно занижает ему оценки и даже позволяет себе унижать ученика? Все эти обстоятельства имеет смысл обсуждать с учителем с глазу на глаз, стараясь не вовлекать в обсуждение ребенка. Тем самым вы сохраните его эмоциональную стабильность, соответственно, вам будет проще погасить конфликт.
Стратегия и практика
![]()
Шаг 1: Поговорите с ребенком
Если между родителями и ребенком доверительные отношения, они первыми узнают о назревающем конфликте. Что делать в этой ситуации – вмешиваться сразу, или же позволить отпрыску попробовать наладить отношения с учителем самостоятельно, зависит от степени остроты конфликта. Если вы выбрали второй вариант, не допускайте, чтобы противостояние между ребенком и педагогом затянулось. Держите ситуацию на контроле!
Первое правило гармоничного воспитания детей – никогда не лишайте их права демонстрировать свои негативные эмоции. Ребенок должен иметь возможность высказаться, если ему это нужно. Только так можно вырастить здоровую личность, уверенную в себе и своих силах, которая не боится брать ответственность на свои плечи.
Как говорить с ребенком? Чтобы после вашей беседы сын или дочь смогли принять от вас помощь и конструктивную критику (как же без этого?) во время разговора ведите себя предельно тактично и осторожно:
Внимательно слушайте. Когда ребенок будет рассказывать о своих взаимоотношениях с учителем, он может не контролировать свои эмоции: повышать голос, использовать бранные слова, отзываться об учителе пренебрежительно. Не прерывайте монолог ребенка, пусть он выплеснет наболевшее.
Уточните нюансы. Как только суть конфликта будет ясна, попросите ребенка остановиться на нюансах противодействия. Пусть он вспомнит, как возникла первая неприязнь к учителю, что способствовало этому? В ходе беседы ребенок должен видеть ваше участие, желание ему помочь.
Выработайте план действий. Попытайтесь убедить ребенка, что сложная ситуация между ним и учителем возникла прежде всего потому, что они не смогли понять друг друга. Педагог и ученик – союзники, а не враги. Возможно, ребенку следует пересмотреть свое поведение в классе, попробовать больше уделять внимания предмету и более старательно готовить домашнюю работу.
Убедите сына или дочь в необходимости вашей беседы с учителем. Разумеется, планировать разговор нужно на время после занятий, чтобы не было свидетелей со стороны одноклассников ребенка.
Шаг 2: Побеседуйте с учителем
Разговаривая с учителем, старайтесь, чтобы беседа строилась на конкретных фактах, не уменьшайте, но и не преувеличивайте вину ребенка. Если учитель говорит о скверном поведении и нежелании вашего сына или дочери учиться, попросите обосновать, на основании чего сделаны такие выводы. Ваша задача – разобраться, по какой причине ребенку дается сложно конкретный предмет и как можно сгладить конфликт.
Покажите учителю, что вы заинтересованы в мирном разрешении ситуации, готовы с ним сотрудничать и принять его рекомендации. Если разговор зашел в тупик, спросите у педагога прямо, каким он видит выход из сложившейся ситуации?
Шаг 3: Сделайте выводы
После беседы с учителем еще раз поговорите с ребенком. Объясните ему, что ждет от него учитель, и как можно добиться хорошего расположения педагога. Выясните у ребенка, что он сам может сделать, чтобы повысить успеваемость. Не останавливайтесь на этом, активно действуйте!
Мотивируйте ребенка, расскажите, как конкретный предмет может ему пригодиться в будущем, запишите его на профильный кружок. Вместе скачивайте и просматривайте познавательные фильмы, обсуждайте. Научите ребенка работать с разными видами информации. Так, если у него проблемы по литературе, ввиду нелюбви к чтению, не заставляйте его читать – сейчас множество аудиокниг. Если ему тяжело даются даты по истории – пусть пишет шпаргалки, это проверенный способ запоминания информации.
Шаг 4: Держите руку на пульсе
Приходите в школу к учителю каждую неделю-две в спокойном расположении духа, чтобы узнать, есть ли прогресс в учебе у вашего ребенка. Интересуйтесь его успехами и неудачами. Донесите до учителя то, что ребенок старается и прилагает все усилия, чтобы исправить ситуацию. Выясните, на что ему нужно еще обратить внимания и над чем больше поработать.
Поверьте, если педагог увидит, что вы приходите к нему не с претензиями, а за помощью, он скорее с агрессора (предубежденной стороны конфликта) превратится в вашего соратника. В свою очередь, отношение к ребенку станет лояльнее, и конфликт разрешится сам собой.
Источник: www.stranamam.ru
Если ребенка не воспринимают одноклассники


Доброго времени суток.
Я Агнета.
Мне 12 лет, я учусь в 6 классе.
С родителями отношения нормальные, не напряжённые, но и общаемся без фанатизма.
Я страдаю от того, что никто из класса не воспринимает меня всерьёз. У меня нет взаимопонимания ровным счётом ни с кем. Есть я, и есть все остальные. У меня и одноклассников нет ни единого общего интереса. Они целыми днями гуляют непонятно где, а я хожу на английский (с 5 лет хожу). Сдала уже два международных экзамена по нему.
В этом году начала учить немецкий. Мечтаю стать переводчиком. А моим одноклассникам это не нужно. Они меня оскорбляют за то, что я не такая, как они. Говорят, что я «выпендриваюсь», что я «чмо», что я «ботан» (это ещё самые мягкие реплики).
Не со всеми учителями есть взаимопонимание, к сведению. Я не понимаю математику и географию. По ним мне ставят тройки и двойки. Мои склонности к гуманитарным наукам одноклассники тоже воспринимают в штыки.
Я с 1 класса поняла, что понимания в этом коллективе мне не добиться. Поначалу я не обращала внимание на их язвительные комментарии. Далее, общественное мнение встало стало иметь высокий приоритет, я начала принимать оскорбления слишком близко к сердцу, появились суицидальные мысли. Ничего не могу с ними сделать. Просто рыдать от безысходности уже мне не помогает.
Раньше я была такой уверенной в себе, такой общительной. Это прошло, и нет сейчас. Сейчас я стала загнанным в угол социофобом. Изо дня в день ложусь спать с опухшим от слёз лицом. Хочу раз и навсегда покончить с собой.
Помогите мне. Заранее благодарю.
Агнета , возраст: 12 / 10.12.2016
Агнета, ваше счастливое будущее впереди,потерпите. Если есть контак с родителями, поговорите с ними о переводе в др.школу или класс,если нет,то с школьным психологом. Старайтесь отдыхать и расслабляться дома,слушайте классическую музыку,она помогает успокоиться и абстрагироваться от ненужных мыслей.Развивайтесь дальше,закончите школу и с вашими языковыми навыками легко найдете себя а этой жизни и будете счастливы, поверьте мне. я знаю о чём говорю.
Игорь , возраст: 30 / 10.12.2016
Не обращай внимание на них и живи своей жизьню
Игорь , возраст: 23 / 11.12.2016
Агнеточка, ты ещё такая маленькая, а думаешь о таких страшных вещах. Суицид — это реально жутко. Поверь мне, жизнь не ограничивается развлекательным времяпрепровождением. Ты хорошо знаешь английский язык. Тебе уже есть, чем гордиться.
В немецком, думаю, ты тоже преуспеешь. Судя по тому, как ты пишешь (а далеко не все 12-летние дети смогут так выразить свои мысли), ты очень умная и много читаешь. Зачем тебе математика? Её нужно понять, чтобы сдать ЕГЭ, а потом забыть как страшный сон. Быть гуманитарием- неплохо.
Зря ты по этому поводу переживаешь.
Ни при каких обстоятельствах не убивай себя. Попытайся вернуть прежнюю себя. Ту уверенную в себе Агнету, которая не прислушивалась к оскорблениям. Но если тебя это правда расстраивает до такой степени, что ты не можешь этого скрыть, то лучше обратиться к психологу иили попроси помощи у родителей.
Счастья тебе, Агнеточка!
Анна , возраст: 22 / 11.12.2016
Привет. Агнета, думайте о том, что школа не навсегда! И одноклассники лишь временные люди в вашей жизни. Понятно, что не приятны какие-то их комментарии или подколы, но не стоит принимать близко к сердцу. У вас прекрасные увлечения, языки сейчас востребованы, вы сможете выучиться и найти достойную работу.
Общайтесь с теми, с кем вам комфортно, и не унывайте.
Ирина , возраст: 29 / 11.12.2016
Привет, Агнета! Скажу сразу — меня очень удивило, как ты пишешь. Ты очень грамотная, и я тебя за это уважаю. Не слушай этих , они будут рядом лишь какое-то время, уж поверь мне, я сменила уже четыре школы. Поговори с родителями о том, что хочешь сменить школу, можешь даже поискать школу с языковым уклоном, там будет меньше ненавистной тебе (и мне) математики.
Не обращай внимания на своих одноклассников, следи за своей внешностью, хорошо учись и не шляйся где попало.
У тебя будет прекрасное будущее, потому что переводчики сейчас очень востребованы.
Пока ты трудишься, учишься, они гуляют где попало и занимаются чем не надо.
Помню, я встретила девочку с моих начальных классов, которая вечно дразнила меня, а я даже ответить ей не могла.
Что представляла из себя она: густо накрашенная, располневшая троечница с самомнением как у богини.
К тому времени я уже изменилась, стала жёстче, похудела и начала ухаживать за собой.
Мы на олимпиаде были. Я заняла первое место по английскому, а она что? Она, не заняла никакого мечта и смотрел на меня с таким лицом, я едва сдерживалась, чтобы не засмеяться.
Агнет, знай, пройдёт время, ты будешь хорошо жить и ни в чем не нуждаться. Не думай о суициде, ведь ты ещё такая маленькая.
Удачи!
Соня , возраст: 15 / 11.12.2016
Моя хорошая, умная, добрая девочка!
Есть ситуации, в которых можно поступить только одним способом. Но не тем, из-за которого ты сюда написала.
Тебе нужно перейти в другую школу.
Знаешь, бывает так, что просто попадаешь не в свой коллектив.
Так было у моей дочки. Всегда у нее был большой круг общения и прекрасные отношения в классе, да и даже в детском саду.
После того, как часть детей ушла — не все ж учатся до 11 класса — был сформирован другой класс, по профилю обучения, где был совсем другой коллектив.
И вот там моя дочь была не на своем месте. Ей стало тяжело. Грубые шутки, маты — все это было в том классе нормой. А она привыкла к другому. Начались сложности в общении, расхотелось идти в школу — все как у тебя.
И присоединиться к такому коллективу, влиться в него, просто невозможно, да и не надо. Зачем спускаться вниз?
Скажи маме о своей проблеме, объясни, что это серьезно, покажи эту страницу.
Потом нужно будет выбрать новую школу. Но лучше тебе сначала самой поговорить с ребятами в классах разных школ, узнать, в каком классе какая атмосфера, и самой выбрать, где ты хочешь учиться и с кем.
И обязательно найди самого доброго учителя (классного руководителя), тоже заранее узнай у детей. Я нашла так для сына, ему 10, удивительную школу с добрыми ребятами и очень душевной учительницей, где ему очень нравится. В прежней школе были нелады и с учебой, и с учителем, и с коллективом. Тут он самый любимый и самый умный. Почти все девочки в него влюблены.
В новом классе ты заново сможешь построить свой имидж . И каким он будет, это ты решишь сама)
И не жди окончания учебного года. Переходи в другую школу прямо сейчас.
Ничего не бойся. Дело не в тебе. Ты просто попала не в свой коллектив. Скоро все изменится и ты снова станешь общительной, как раньше.
Фотиния , возраст: 43 / 12.12.2016
Агнета, солнышко. Вы талантливая, любознательная. У Вас впереди насыщенная, яркая, интересная жизнь в отличие от Ваших примитивных одноклассников. Лично я посоветовала бы Вам сменить школу. Поговорите с родителями на эту тему, можете даже сказать,что близки к самоубийству. Это не трусость и не бегство.
Даже взрослые успешные люди меняют работу из-за проблем в коллективе, а вы очень юная и в силу возраста очень ранимая, поберегите себя пожалуйста. Попробуйте , если есть возможность пробиться в хорошую школу, где быть ботаном круто! Наверняка, у Вас там будет больше шансов найти друзей и единомышленников!
Гелена , возраст: 32 / 13.12.2016
Самое важное
Потеря работы, долги, крах

Ольга
Источник: pobedish.ru
Нежелание учиться, дерзкое поведение в классе и помощь с «домашкой»: психолог отвечает на вопросы родителей про школу
Фотографии: Pixabay. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Психолог Елизавета Филоненко отвечает на вопросы своих подписчиков.
Ребенок не хочет менять школу
Вопрос от Марины
Сын не хочет уходить из своей школы. Не хочет менять школу, учителей, боится потерять друзей. Как сделать смену школу менее травмирующей? Как донести важность перехода в более сильную школу?
Ответ психолога
Ребенку сложно представить себе какое-то абстрактное будущее, даже если оно несет перспективы успеха, и он не в состоянии ради этого жертвовать сегодняшним удовольствием.
Вам нужно объяснить ему о причины, по которым вы хотите перевести его в новую школу, и минимизировать тот урон, который он получит при этом переходе. Например, сказать, что мы останемся на связи с друзьями, будем приглашать их в гости. И, конечно, нужно выдержать и пережить негативную реакцию ребенка на это ваше решение, которое ему не нравится.
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Сын постоянно ведет себя плохо в школе
Вопрос от Ларисы
Мальчику 11 лет, учится на отлично. Но вот поведение в школе отвратительное: спорит с учителями, конфликтует с одноклассниками, постоянно какие-то проблемы в школе относительно дисциплины и жалобы от учителей. Ребенок один в семье. Может ли это быть следствием эгоизма и избалованности? Или же это черта характера?
Ответ психолога
Очень важно понимать что такое «черта характера». Это характеристика личности, которая образуется во многом под влиянием внешних обстоятельств. Соответственно, черта характера может быть результатом воспитания, в том числе и избалованности, когда ребенку предоставляли возможность все время лидировать. Если он всегда в семье был на первом месте, то это может порождать непонимание иерархии с другими взрослыми людьми.
В данном случае, у мальчика есть непонимание социальной нормы. Так как он уже в сознательном возрасте, это уже не регулируется системой наказаний и поощрений. Об этом с ним надо говорить: рассказывать, какое впечатление он производит, что такое авторитет и почему важно слушать старших.
Помогать ли ребенку, если он не понял тему
Вопрос от Алины
Сын в третьем классе. Делает уроки сам, несет ответственность за свои оценки.И по некоторым предметам вижу, что полное непонимание предмета. Выучил слова по английскому, сдал, забыл.По русскому языку правила помнит, но навык применять не развит. По математике — полное понимание, но вижу, что есть темы по которым могу дать ему более качественное объяснение.
Те уроки выполняет сам, но нужна помощь именно в понимании. Не будет ли моя помощь в понимании откатом в его самостоятельности?
Ответ психолога
Почти все родители рано или поздно замечают, что ребенок в школе не столько получает знания, сколько формирует так называемое учебное поведение. Сдал и забыл, или тянул руку на уроке, чтобы поставили пятерку за активное поведение. Это реальность школы. Но несмотря на это, в голову ребенка потихоньку внедряются системные знания, и каждый факт имитации учебного поведения не должен пугать родителей.
Как уравновесить ваше желание дать более качественные знания и самостоятельность ребенка?
Во-первых, ребенок продолжает нести ответственность за свои оценки, за то, чтобы мониторить задания и вовремя все сдавать. Если вы не будете мониторить саму школьную дисциплину, его самостоятельность не пострадает. Единственная проблема, с которой можно здесь столкнуться — это то, что ребенку не хочется делать больше, чем ему дают в школе. И это большая опасность, которая до поры до времени может вами не замечаться.
Как вариант, стоит отправить ребенка на курсы, которые учат любопытству, развивают мышление и могут глубже увлечь его какой-то темой.
Старшеклассник не видит смысла в учебе
Вопрос от Елены
Добрый день, Елизавета! Сын (17 лет, 11 класс) говорит, что не видит смысла учебы в школе, потом в институте и работе, не знает, чего хочет. Не хочет ходить в школу, по его словам, только теряет время. До 9 класса учился на 5, потом пропала мотивация. Перед школой начинает болеть живот, голова, нарушен сон, все время вялый.
Что делать?
Ответ психолога
Здесь две проблемы. Первая проблема, что человек не видит смысла в учебе, решается одним путем. Нужно выяснить, в чем он тогда видит смысл, на что он собирается жить. Возможно, у него есть какой-то другой план. Если нет, то разговоры с мальчиком должны быть направлены на то, чтобы сфокусировать на этом его внимание.
Если нет смысла учиться, но все равно жить на что-то надо. «Сколько стоит ваша жизнь уже сейчас» — это очень важный вопрос, который надо задавать подростку. Какая это сумма, где ее можно заработать? Такие разговоры будут постепенно подводить человека к тому, чтобы ориентироваться в реальности и более предметно рассуждать, нужна ли ему учеба.
Второй вопрос — почему мальчик не хочет идти в школу и у него начинается психосоматический ответ. Обычно такое не происходит просто от нежелания учиться, особенно, если вы понимаете, что физическая боль действительно есть.
Скорее всего, что у него что-то очень сильно не ладится в школе. Это надо выяснить отдельно. Поговорите с ним об этом, или предложите сходить к психологу — одному или вместе с вами.
Материалы по теме:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org