Твой малыш стал объектом травли сверстников? Ситуацию можно исправить, ведь ты — рядом с ним! Ребенок часто приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и даже ссадинах: сверстники избрали его мишенью для острот и злых шуток. Первое твое побуждение — грудью встать на защиту своего малыша. Но не сделаешь ли ты ему только хуже?
За что его унижают?
Конечно, ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе — любое дитя уникально и обладает своими достоинствами. Но маленькому человечку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.
Какие? Это могут быть плохая физическая подготовка, неопрятный или не модный вид, низкая успеваемость, излишняя полнота и так далее.
Возможно, ребенок часто болеет, пропуская школу или детский сад, поэтому никак не станет своим в классе или группе. У некоторых детей сложный характер: они слишком пассивны, неуверенны в себе или чувствительны и ранимы. Так или иначе, у маленьких «изгоев» копится обида на сверстников, чувство одиночества, зависть к другим детям. Несчастный ребенок замыкается в себе, начинает обманывать, хвастать, ябедничать или втихомолку мстить обидчикам.
Нужна твоя поддержка
Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но это — не тот случай. Сначала разберись в причинах непопулярности ребенка и попытайся их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займись его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуй его каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Побудь репетитором сама или привлеки специалиста.
Недооценивает себя? Помоги обрести уверенность в своих силах и способностях. Подчеркивай его достоинства при каждом удобном случае. Не скупись на похвалу, восхищайся своим чадом и не забывай, что ребенок смотрит на себя твоими же собственными глазами.
Азбука общения
Следующий этап — обучение малыша полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно — сдержаться и уступить. И помни: чем увереннее чувствует себя ребенок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя или воспитательницу поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребенка в другую школу или детский сад.
Ты — «продюсер» его талантов
Все дети мечтают быть самыми лучшими — но как продемонстрировать окружающим собственные достоинства? Из боязни быть отвергнутым далеко не каждый ребенок способен открыто претендовать на лучшую роль в игре или другой коллективной деятельности. Устрой сыну или дочери такую возможность! Организуй какое-нибудь общее мероприятие для него и его друзей: детский праздник, загородную вылазку. «Своя» территория, «свой» взрослый, возможность получить выгодную роль и справиться с ней — вот что нужно ребенку, чтобы почувствовать себя в безопасности и раскрыть свои таланты.
Как научить ребенка постоять за себя
Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.
— Жизнь жестока, — говорят мужчины. — В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.
Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →
Если ребенка дразнят в школе
Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому — высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. «Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.
Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу? См. →
Дети-изгои: психологическая работа с проблемой
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята — явление, к сожалению, частое и трудноисправимое. См. →
Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?
Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →
Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)
Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →
Источник: psychologos.ru
Буллинг в школе: какие статьи закона могут помочь ребенку
Стремление защитить ребенка — это инстинкт любого родителя. Но когда речь идет о конфликтах в школе, важно понимать, где реальное унижение и травля, а где недопонимание и незначительный конфликт. Роскачество перечислило статьи закона, которые могут защитить вашего ребенка от буллинга.
ЧТО ТАКОЕ БУЛЛИНГ
Систематическое издевательство, травля, где используются публичные оскорбления, в том числе в Интернете, угрозы, применение насилия и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство — примерно так травля описана в документах прокуратуры.
Проблема в том, что пока в законе нет отдельного понятия «буллинг» или «травля» (под которым подразумевалась бы травля в школе). Но есть такие понятия как оскорбления, угрозы, нанесения вреда здоровью, морального ущерба, доведения до самоубийства, и так далее, за которые предусмотрена ответственность.
— На что нужно обратить внимание: за действия насильственного характера, оскорбления или унижения виновный будет нести ответственность, кем бы он ни был, — поясняют в Роскачестве. — Можно привлечь к ответу учителя, а также несовершеннолетних обидчиков. За них в ряде случаев будут отвечать совершеннолетние представители (родители или опекуны).
ПРОБУЙТЕ МИРНЫМ ПУТЕМ
Родители часто оказываются в неоднозначной ситуации: боятся, если начнут разбираться, это усугубит ситуацию. Но часто именно активные действия сами по себе могут частично или полностью решить проблему.
Изначально все же стоит постараться решить проблему мирным путем. Это, так сказать «досудебное разбирательство», необходимо проводить через администрацию школы. И в первую очередь — обратиться к учителю. Обычно это помогает.
Но если не принесло результата (или проблема в учителе) — к завучу или сразу к директору школы.
Важно изначально быть вооруженными аргументами:
* Если учителя или другие родители позволяют себе некорректное поведение, желательно иметь этому подтверждение (видео, аудио): стоит записывать на диктофон все разговоры, привлекать свидетелей.
* Если доходит до физического ущерба, обязательно нужно обращаться в травмпункт и фиксировать все травмы. При этом нужно проследить, чтобы врач написал в справке, что травма возникла именно в результате действия (или бездействия) третьих лиц. Грубо говоря, ребенок не сам упал, а его толкнули.
ЕСЛИ «МИРНЫЙ СПОСОБ» НЕ ПРИНОСИТ РЕЗУЛЬТАТОВ
Увы, это не исключено, потому что администрация школы часто консервативна, не хочет выносить сор из избы, разбираться, и вообще не видит причин для исправления ситуации. Значит пришла пора действовать официально.
1. Основное — оформление заявления.
В нем требуется описать ситуацию максимально подробно и потребовать, чтобы конфликт разрешился с максимально положительным для ребенка результатом.
Если несколько детей (или весь класс) подвергаются травле, желательно составить коллективное обращение, с подписями всех родителей. Если имеются доказательства (фото, справки, записи, видео, и так далее), их можно и нужно приложить.
ВАЖНО!
Заявление нужно составлять в двух экземплярах: один передается директору, второй остается у родителей (его должны официально зарегистрировать, поставить дату, подпись и печать, если она есть).
Ответить вам должны в течение 30 дней после подачи заявления. Директор должен разобраться в ситуации и привлечь к ответственности сотрудников (если в конфликте задействован учитель) или принять меры к ученикам, их родителям (если травят дети).
Администрация школы несет ответственность за вред, причиненный ученикам в стенах учебного заведения.
Помните: не отвечать на обращение родителей теоретически они не имеют права.
2. Если результата нет.
Если ваше заявление игнорируют или ответ вас не устраивает, необходимо обращаться в более высокие инстанции — комиссию по делам несовершеннолетних управы района, инспектору по делам несовершеннолетних, в Департамент образования и, наконец, в прокуратуру.
Дело может дойти даже до суда. Но, как правило, школы стараются до такого не доводить и стремятся решить ситуацию в своем кругу, особенно если видят, что родители готовы далеко зайти в защите своего ребенка.
НА КАКИЕ ЗАКОНЫ МОЖНО ОПИРАТЬСЯ
Права человека, в том числе права ребенка в школе, затрагиваются во многих документах. А вот использование тех или других зачастую зависит от ситуации. Вот на что можно ссылаться:
1. Ст. 21 Конституции РФ.
В ней указывается, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
2. Ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
В ней закреплено, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
3.Устав общеобразовательного учреждения.
Читайте внимательно: в нем зафиксированы основные правила, по которым школа живет. В нем почти наверняка есть пункты, касающиеся чести и достоинства учеников и учителей. Родители имеют право ознакомиться с уставом школы (а также участвовать в его составлении и корректировке), поэтому есть возможность уточнить конкретные формулировки.
4. Пункт 1 ст. 152 Гражданского Кодекса РФ.
В нем говорится, что «Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина».
То есть вы вправе требовать по суду опровержения обнародованных порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Оскорбления и унижения могут подпадать под эти пункты.
5. Другие документы могут применяться ситуативно.
Например, если учитель не позволяет детям отлучиться по уважительной причине на уроке или не отпускает на перемену, это может трактоваться как нарушение санитарных норм и правил, которое негативно влияет на здоровье детей, как физическое, так и психологическое.
Учитель отвечает за свои действия сам.
Ученики до 16 лет, как правило, не могут быть привлечены к административной ответственности, но за них несут ответственность родители (опекуны).
КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ НАКАЗАНИЕ ДЛЯ ВИНОВНИКА
Оскорбление, унижение могут привести к штрафу в размере 3000 — 5000 рублей (ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ).
Оскорбление, унижение, совершенные публично (в том числе, в интернете), — штрафу 5000 — 10000 рублей.
Доведение до самоубийства несовершеннолетнего (к сожалению, могут быть и такие ситуации) уже влечет уголовную ответственность — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет (ст. 110 УК РФ).
К сожалению, можно наткнуться на отрицание факта нанесенного вреда. Это могут делать учителя, администрация, другие родители. Поэтому важно собирать доказательства и не упускать даже самые мелкие нюансы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Россияне рассказали, как надо наказывать за буллинг в соцсетях
Половина россиян считает необходимым ввести уголовную ответственность за кибербуллинг (подробнее)
Кибербуллинг: как распознать, что вашего ребенка травят в интернете
Дети воспринимают интернет как безопасную среду, но она может быть агрессивной, порой даже слишком. Советы от Роскачества по онлайн-безопасности (подробнее)
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru
Кибербуллинг: что делать, если ребенка травят в интернете одноклассники
Травля в интернете травмирует детей не меньше, чем травля в школе. Удалиться из соцсетей — тоже не метод. Все-таки интернет — важная для подростков площадка общения. Как же оградить своего ребенка от кибербуллинга? Разбираемся вместе с Московским международным салоном образования.
70 процентов российских школьников хотя бы раз наблюдали буллинг со стороны, а 60 процентов признались, что от травли пострадали их знакомые. Об этом сообщают авторы исследования ситуации с насилием и травлей в школах, проведенного проектно-учебной лабораторией образовательной журналистики НИУ ВШЭ и Институтом образования НИУ ВШЭ.
Травля в школе, конечно, существовала всегда, но распространение социальных сетей открыло новую площадку для буллинга. Место физической агрессии теперь заняли оскорбления, угрозы и шантаж в интернете.
Кибербуллинг принимает разные формы: от оскорбительных опросов про жертву в общих группах до публикации личных фотографий.
«Примерно 50 процентов ребят, участвовавших в исследовании нашей лаборатории, не сказали родителям, что видели буллинг со стороны или терпели издевательства других школьников. Но самое страшное — половина из тех, кто все же поделился с родителями своей проблемой, утверждают, что взрослые им ничем не помогли», — говорит руководитель проектно-учебной лаборатории образовательной журналистики НИУ ВШЭ Александр Милкус.
Кибербуллинг достиг таких масштабов, что самим социальным сетям пришлось признать проблему и начать с ней бороться: в частности, Вконтакте вместе с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании проводят хакатоны по разработке ботов, отслеживающих агрессивные комментарии, и придумывают способы поддержки жертв травли.
Тем не менее безопасность подростков не отдашь на откуп интернет-сервисам — родителям приходится думать о том, как защитить своих детей.
Вот несколько простых шагов, которые позволят помочь ребенку справиться с буллингом в Сети.
Учите и учитесь доверять
Любой родитель хочет знать, если ребенка кто-то обижает, но даже в наш век тотального контроля единственный способ оставаться у руля — это взаимное доверие.
Объясните детям, что они могут, не опасаясь негативной реакции, рассказывать вам не только о хороших новостях, но и о плохих.
Объясните, что у вас нет цели контролировать жизнь ребенка и вы не будете предпринимать никаких шагов за его спиной, зато с высоты своего опыта можете дать дельный совет и указать направление, в котором искать решение конфликта.
Воспитывайте уверенность в себе
Поддерживайте в детях уверенность в себе не только словом, но и действием. Помогите найти занятие, которое им понравится, и развить навыки, которыми можно гордиться. Успешный и уверенный в себе ребенок с меньшей вероятностью станет жертвой агрессии — а если травля все же случится, легче справится с ней.
Научите защищать личную информацию
Расскажите ребенку, что можно публиковать в интернете, а какой информацией там делиться на стоит. Как минимум домашний адрес и номер телефона точно нужно держать в секрете, ведь даже посты, доступные только друзьям, могут стать достоянием всего интернета.
Научите ребенка внимательно относиться к тому, что и где он публикует.
Объясните, как работают настройки безопасности в социальных сетях и мессенджерах: они, например, позволяют запретить отмечать себя в чужих постах и на фотографиях. Убедитесь в том, что ребенок понимает важность защиты своих аккаунтов: нельзя делиться паролями от них даже с лучшими друзьями.
Ограждайте от агрессии
Самый простой способ прекратить кибербуллинг — «забанить» агрессора. Ребенок должен понимать, что на оскорбления в социальных сетях можно и нужно жаловаться. Для этого рядом с каждым постом или комментарием есть кнопки «Пожаловаться» или Report.
Агрессивных собеседников нужно отправлять в «черный список» — тогда они больше не побеспокоят.
Главное — понять, что нет ничего стыдного в том, чтобы избавиться от травли, «забанив» обидчика. Это не признак слабости, а совсем наоборот — способ сказать «это несправедливо, и я не хочу это слышать».
Добавьте в друзья своего ребенка
Вместо того, чтобы в приказном порядке требовать у детей ссылки на их аккаунты и пароли доступа, предложите им подружиться в социальных сетях. Так вы сможете поддерживать ребенка (например, лайкая записи его видеоблога) и параллельно следить за его поведением в интернете: с кем он общается, в каких группах состоит.
Объясните детям, что вы хотите дружить в соцсетях не для того, чтобы нарушать их право на частную жизнь, а чтобы разделять их интересы и поддерживать в трудную минуту.
Следите за тем, что происходит в школе
Кибербуллинг редко возникает в вакууме: скорее всего, он является частью более масштабной травли. Установите контакт с педагогами и школьным психологом, чтобы оперативно узнавать обо всех возможных проблемах.
Не стесняйтесь делиться с классным руководителем своими опасениями и акцентировать внимание на возможных проблемах. Только работая вместе, школа и семья могут выработать политику нетерпимости к любому виду травли.
Нельзя отвечать агрессорам
Наиболее действенная стратегия — игнорировать кибербуллинг. Чем меньше внимания обращать на агрессоров, тем меньше будет их мотивация продолжать травлю. Объясните ребенку, что агрессор не лучше и не хуже него, он такой же ребенок, которому, скорее всего, отчего-то очень страшно, а когда он вырастет, будет еще и стыдно.
Не нужно отвечать на оскорбления, нельзя допускать эскалации конфликта — это не решит проблему.
Гораздо перспективнее игнорировать травлю и сосредоточиться на своем развитии: найти хобби, которое всех поразит, выиграть школьный чемпионат по программированию или сделать блестящий доклад о травле в античности.
Комментарий психолога:
Кандидат психологических наук, заведующий лабораториями «Психология здоровья» Института междисциплинарной медицины и «Психология спорта» Московского института психоанализа
«Дети и родители в этой области далеки друг от друга: родители чаще всего не интересуются, чем именно занят в интернете ребенок, а дети это знают и не рассчитывают на понимание. Признаки кибербуллинга в соцсетях или играх те же, что и при обычной травле: высокая тревожность, нервозность, депрессия разной степени тяжести; дети из пятых-восьмых классов тяжелее переносят травлю, чем старшеклассники.
Важно понимать, что уязвимы все участники кибербуллинга.
Жертва не только испытывает давление и унижение, но также боится выходить в сеть, а это забирает у ребенка один из основных на сегодня каналов общения со сверстниками. Свидетель уязвим, поскольку теряет веру в справедливость мира и в социальную поддержку. Участник травли попадает в зону риска в силу чаще всего полной безнаказанности, и это ведет его на дорогу реальных правонарушений и рискованного поведения.
Также, совершив опрометчивый поступок, например, ударив кого-то и засняв это на видео или отправив кому-то свои интимные фотографии, ребенок столкнется с высокой тревогой из-за опасности шантажа, поэтому последствия кибербуллинга могут продолжаться довольно долго и принимать разные формы. Сразу отмечу, что отобрать гаджет или усилить контроль над поведением в интернете — не выход, это травмирует ребенка еще больше.
Сейчас лишить человека доступа к интернету — это все равно что завязать ему глаза или изолировать его в комнате без окон.
Бороться с кибербуллингом нужно только разобравшись в ситуации, то есть доверительно поговорив с ребенком и создав чувство безопасности и поддержки. Работать с психологом можно индивидуально или всем классом, при этом процесс должен вовлекать и жертву, и агрессора, и свидетелей.
С правовой точки зрения, на самом деле, жертвы достаточно защищены, но редко знают об этом. Закон о «праве на забвение» в силе, данные из интернета можно изымать через суд или при участии модераторов соцсетей; применимы к ситуации кибербуллинга и другие законы.
Основной рецепт успеха — бороться не с самим кибербуллингом в момент, когда травля уже в самом разгаре, а с недоверием между родителями и ребенком и, конечно, повышать собственную осведомленность в механизмах интернет-общения».
Впервые текст был опубликован 11 апреля 2018 года.
Источник: chips-journal.ru