Чаще всего страх перед другими детьми возникает в возрасте от 20 месяцев до пяти лет и может проявляться как в виде стеснения и робости, так и в панических формах — истериках, попытках убежать и спрятаться, агрессии.
Со временем ребёнок учится справляться с тревогой и адаптируется к обществу сверстников, но иногда этого не происходит. Устойчивый страх перед другими детьми может иметь разные причины:
- Негативный опыт общения. Например, если другой ребёнок сильно ударил, напугал, забрал любимую игрушку, а родители или другие взрослые не помогли справиться с ситуацией — не поддержали эмоционально, не утешили.
- Манипуляция и получениевыгоды. Такое может произойти, если в ответ на признаки тревоги ребёнок получает какие‑то поблажки. Например, ему разрешают не ходить в детский сад, а оставаться дома с мамой — в привычной и комфортной обстановке. Или пытаются найти индивидуальный подход в школе.
- Отсутствие опыта. Ребёнок был воспитан в кругу родителей и их друзей, на площадке проводил время со взрослыми и не привык общаться со сверстниками.
- Появление нового члена семьи. Старший ребёнок может испытывать ревность и агрессию, подсознательно считать малыша плохим и страшным, потому что он отобрал внимание мамы. В то же время к братику или сестрёнке он может относиться хорошо, а негатив переносить на детей вне семьи — остерегаться их, сопротивляться общению.
Cоциофобия у детей. «Ребенок боится отвечать у доски, ходить в школу, выступать и общаться».
При этом некоторые дети сильнее подвержены страхам и стеснению. Причин может быть несколько.
Что определяет, будет ребёнок бояться других детей или нет
Есть два аспекта, которые могут влиять на появление такого страха, — темперамент ребёнка и особенности его воспитания.
Темперамент
Нередко проблемы с общением связаны с поведенческой заторможенностью (ПЗ) — особым видом темперамента, при котором ребёнок чрезмерно возбуждается в ответ на непривычные стимулы, боится незнакомых и сложных объектов, людей и ситуаций.
Считается, что эту особенность хотя бы частично можно объяснить низким порогом стимуляции миндалины — структуры мозга, которая отвечает за чувство страха и ответ «бей или беги».
Поведенческая заторможенность в младенчестве увеличивает риск развития тревожного одиночества и замкнутости в раннем и среднем детском возрасте.
Дети с такой проблемой часто наблюдают за играми других, но не принимают в них участия. Они застенчивы и нерешительны, из‑за чего испытывают проблемы с общением — сдерживают себя, потому что боятся быть отвергнутыми или показаться недостойными.
Однако ни поведенческая заторможенность, ни тревожное одиночество не ставят крест на социализации. Очень многое зависит от того, как будут вести себя родители.
Особенности воспитания
Сразу несколько экспериментов подтвердили, что влияние матери во многом определяет социальную настороженность ребёнка.
Например, в одном исследовании выяснили, что четырёхлетние дети, чьи матери отпускали язвительные комментарии в адрес своих чад или слишком сильно контролировали их, гораздо сдержаннее вели себя со сверстниками.
Как помочь ребенку преодолеть страх?
Вред гиперопеки отметили и в другой научной работе. Дети ясельного возраста, чьи матери проявляли чрезмерный контроль, но не реагировали на желания и эмоции ребёнка, были наиболее подавлены в социальном плане.
Валерия Чечельницкая
В первый год жизни формируется базовое доверие ребёнка. Если на него регулярно срываться, жёстко запрещать что‑то и контролировать каждое действие, малыш может убедиться в том, что он всегда не прав. Часто это происходит в гиперопекающей семье, где один или оба родителя воспитывают через постоянные запреты. В таком случае ребёнок может начать закрываться от социума и стараться как можно больше времени проводить с родителями.
Чего не стоит делать, если ребёнок боится других детей
В первую очередь нельзя закрывать глаза на проблему. Валерия Чечельницкая рассказывает, что непобеждённый страх может негативно сказаться на дальнейшем развитии, помешать учёбе, сделать ребёнка изгоем, жертвой издевательств или их зачинщиком.
Отсутствие помощи от родителей может закончиться тем, что он замкнётся в себе, перестанет рассказывать о своих проблемах, довольствуясь дежурной фразой: «У меня всё нормально».
В то же время не стоит потакать слабостям ребёнка. Такая забота — лишь другая форма ухода от ответственности.
Ксения Несютина
Нельзя идти на поводу у детского страха. Например, если ребёнок боится ходить в детский сад или на площадку, родители могут признать его слишком чувствительным и «особенным». Таким образом они сохранят его самоуважение, но в то же время не дадут ему шанса хоть немного постараться, преодолеть страх и получить удовольствие от общения с другими детьми.
Со временем ребёнок привыкнет к тому, что он «особенный», и вместо того, чтобы преодолевать дискомфорт и приспосабливаться к реальности, застрянет в болезненном одиночестве.
Ксения Несютина рассказывает, что такое положение дел может привести к большим проблемам во взрослой жизни. Поскольку люди — социальные существа, одна часть личности всегда будет стремиться к общению, другая же будет запрещать его из‑за привычного мнения о себе. Это грозит развитием невроза.
Отсутствие общения также может негативно сказаться на способности к самовыражению. Усвоенный с детства страх и убеждённость в своей неполноценности может помешать человеку реализовать свои таланты и сохранить психическое здоровье.
Как помочь ребёнку преодолеть страх перед другими детьми
В борьбе со страхом важно применять комплексный подход. Ниже мы перечислим несколько хороших способов помочь ребёнку преодолеть блоки и начать общаться.
Дайте ему возможность адаптироваться
Прежде всего позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка была возможность адаптироваться к общению со сверстниками. Водите его на детскую площадку и вместе с ним наблюдайте за другими.
Описывайте, что они делают, выражайте любопытство, предлагайте присоединиться. Если ваш ребёнок напугается, заверьте его, что он в полной безопасности и вы останетесь с ним столько, сколько ему надо.
Попробуйте встречаться с родителями, у которых есть дети примерно того же возраста, что и ваш. Рано или поздно ребёнок привыкнет к ним, почувствует себя в безопасности и начнёт общаться. Лучше всего, если встречи будут проходить в знакомой обстановке, например у вас дома или во дворе.
Как вариант — познакомьте ребёнка с детьми старшего или младшего возраста. Некоторые комфортнее чувствуют себя с малышами, другим больше нравится общаться с более взрослыми товарищами. Опять же, лучше, если встречи будут проходить в знакомой обстановке.
Поработайте над эмоциями с помощью игр
Валерия Чечельницкая рассказывает, что чем раньше ребёнок научится понимать свои эмоции, тем проще ему будет справиться со страхом.
Валерия Чечельницкая
Можно предложить ребёнку взять игрушку в руки и спросить: «Когда он общается с другими, ему страшно? Он сжимается? Может, его кто‑то обижает? Давай подумаем, как ему помочь!»
Также детям хорошо помогают примеры со сказочными персонажами. Попробуйте придумать историю про малыша, который чего‑то боится, и вместе с ребёнком придумать, как герою справиться со страхом. Возможно, у него появится защитный меч, прилетит добрая фея или обнаружится какая‑то суперсила.
Обсуждайте и разговаривайте
Очень важно прислушиваться к детям, проявлять чуткость и внимание. Разговаривайте со своим ребёнком, спрашивайте, нравится ли ему играть с другими, не обижают ли его в коллективе, с кем он дружит, с кем ссорится.
Не считайте детские проблемы и эмоции незначительными. Если ребёнок плачет от того, что поссорился с другом, не отмахивайтесь от проблемы в стиле: «А, да сто раз помиритесь ещё!». Вспомните, как вам самим когда‑то было плохо после серьёзной ссоры, и найдите слова поддержки и утешения.
Чуткое отношение к ребёнку увеличивает его шансы преодолеть страх и адаптироваться среди сверстников. Так, в одном эксперименте проследили за социально тревожными детьми с 2 до 4,5 года. У тех, чьи матери отличались чувствительностью — способностью воспринимать и понимать сигналы своего ребёнка и адекватно реагировать на них, — дети имели больше друзей и реже бывали отвергнуты сверстниками.
Поработайте над собой и отношениями в семье
Для развития социальных навыков ребёнка важно не только отношение к нему, но и то, как общаются между собой другие члены семьи.
Валерия Чечельницкая
Важно, чтобы родители поддерживали не только ребёнка, но и друг друга. Дети хорошо считывают агрессию, язвительные комментарии, замкнутость и транслируют в общении с другими.
В одной научной работе отметили , что детские проблемы с общением могут быть связаны с невротизмом матери — низкой самооценкой, тревожностью и неспособностью регулировать негативные эмоции.
Ребёнок копирует страх родителей перед новизной, а из‑за гиперопеки не может развить важные навыки общения, преодолеть стрессовые социальные ситуации и получить ценный опыт.
Поэтому помимо непосредственной помощи ребёнку родителям также стоит обратить внимание на своё состояние.
Обратитесь за помощью к специалисту
Ксения Несютина рассказывает, что важно отличать обычное стеснение от предневротического состояния. К симптомам последнего можно отнести чрезмерное неадаптивное поведение, которое мешает ребёнку социализироваться и продолжается более полугода.
Другими словами, если в непривычной обстановке ребёнок робеет, прячется за маму и хочет уйти — это нормально. В зависимости от характера и воспитания адаптация может затянуться на пару часов или потребовать несколько дней. Но если малыш всё же привыкает к людям и постепенно начинает вести себя более уверенно, волноваться не о чем.
Если же со временем поведение не меняется — например, ребёнок ходит в детский садик уже несколько недель или месяцев, но продолжает устраивать истерики, забивается под мебель, рыдает или проявляет агрессию, — стоит проконсультироваться с психологом.
Ксения Несютина
Страх — это защитная реакция. Дети не притворяются напуганными, они действительно боятся, но вот чего именно — это вопрос. Психолог помогает понять, от чего защищается ребёнок, что заставляет его включать страх на самом деле.
Выяснив настоящие причины, вы сможете помочь ребёнку социализироваться и снизите риск психических расстройств и проблем с общением в будущем.
- Как научить ребёнка выполнять обещания
- 7 техник, которые помогут ребёнку лучше запоминать информацию
- Как отучить ребёнка от рук без лишнего стресса
- Парентификация: как ребёнок становится родителем для мамы и папы и к чему это приводит
- Почему ребёнок врёт и нужно ли его наказывать
Источник: lifehacker.ru
Как помочь ребенку преодолеть страх быть высмеянным сверстниками

Спасибо большое за отклик, Ксения Николаевна. Материал действительно писался, прежде всего, для родителей.
Психолог, Кандидат наук EMDR — г. Санкт-Петербург
№6 | 27 октября 2016

Полина Витальевна, большое спасибо за такие ценные, практичные материалы!
Психолог — г. Севастополь
№7 | 24 сентября 2017

Ирина, я очень рада, что статья показалась Вам полезной!
Психолог, Кандидат наук EMDR — г. Санкт-Петербург
№8 | 24 сентября 2017

Спасибо за упражнение про медведей- не знала о нем.
Психолог — г. Санкт-Петербург
№9 | 8 марта 2018

№9 | Свешникова (Ефимова) Ольга писал(а):
Спасибо за упражнение про медведей- не знала о нем
Пожалуйста!
Буду очень рада, если пригодится
Психолог, Кандидат наук EMDR — г. Санкт-Петербург
№10 | 8 марта 2018

Румянцева Полина, обязательно использую его в своей работе с детьми)
Психолог — г. Санкт-Петербург
№11 | 8 марта 2018
Написать комментарий
Чтобы добавить комментарий — войдите или зарегистрируйтесь.
События в стране и мире.
Как обсуждать их с детьми?
К сожалению, в мире вообще, а часто и совсем рядом с нами происходят всякие трагические или просто неприятные события. Дети могут слышать о них или читать в Интернете, даже если вы не разрешаете своему .
Готовность выпускника к ЕГЭ. Что она включает?
Уже не первое десятилетие для очень и очень многих людей в нашей стране приближение весны означает не только ожидание распускающихся листочков и цветочков, но и приближение Единого государственного экзамена, .
Откуда берется школьная тревожность? Причина третья – неадекватные ожидания родителей
Наши, родительские, ожидания во многом определяют эмоциональную «погоду» в душе ребенка. Если этим ожиданиям по каким-то причинам нельзя соответствовать, возникает внутренний конфликт и его .
Когда ребенок боится школы.
Обращения по поводу школьной тревожности довольно часты в моей практике. В этой статье я хотела бы немного рассказать о том, что именно представляет собой школьная тревожность с точки зрения современной .
Страх темноты
Страх темноты – это, пожалуй, один из наиболее распространенных страхов, который может доставить массу неприятностей и самому ребенку, и его родителям. Заметить проявления этого страха несложно, .
Источник: www.b17.ru
Что делать, если ребёнок начал бояться чужих людей?

Большинство семей сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок начинает испытывать страх к окружающим людям. Многие родители сильно переживают по этому поводу, сомневаются в том, нормально ли это, не знают, как правильно действовать, чтобы и психике ребёнка не навредить, и лучше адаптировать его к жизни в обществе.
Некоторым даже знакомо чувство неудобства, ведь «в немилость» малыша могут попасть и близкие родственники, в том числе бабушки и дедушки. Давайте разберёмся в том, почему ребёнок боится чужих людей и как с этим справиться.
В каком возрасте и как проявляется страх чужих людей у малыша?
Обычно, боязнь чужих людей возникает у ребёнка в возрасте 7-10 месяцев. До этого времени большинство детей хорошо контактируют со всеми: улыбаются даже некоторым посторонним людям, идут к ним на руки, рассматривают с интересом окружающих.
- После 7 месяцев резко возрастает настороженность к посторонним: ребёнок начинает разделять людей на «чужих» и «своих». Он испытывает страх в присутствии окружающих, просится на руки к матери, может заплакать при приближении к нему незнакомого человека, отворачивается от него. Даже, когда приезжают бабушки и дедушки (или в гостях у них), малыш обычно не отходит от мамы, отказывается идти к ним на руки;
Что меняется в развитии ребенка в этом возрасте, узнайте из статьи Что должен уметь ребенок в 7 месяцев?>>>

- У детей в возрасте до 1 года страх чужих людей усиливается, они очень привязаны к матери и боятся с ней разлучаться;
- После 1,5 лет ситуация стабилизируется, страх постепенно снижается и к 2 годам обычно проходит совсем.
Бывает и так, что ребёнок боится чужих людей в 2 года и в более старшем возрасте. В таком случае страх может развиться в застенчивость и стать чертой личности или исчезнуть, но уже по прошествии нескольких лет.
Успешное и своевременное преодоление ребёнком боязни чужих людей часто связано с правильными действиями родителей, с их терпеливым отношением к такому поведению своего крохи, умением создать для него комфортные условия и помочь почувствовать доверие к окружающим.
Почему у ребёнка возникает страх чужих людей?
- Младенец привык быть с мамой, ощущать её тепло. При появлении постороннего человека у него, на подсознательном уровне, возникает страх её потерять. Ребёнку кажется, что незнакомец может причинить ему вред;
- Вероятнее всего, это выступает проявлением инстинкта самосохранения. Чем больше выражена непохожесть поведения и внешнего вида «чужого» на маму, тем сильнее обычно боязнь. По этой причине малыши чаще испытывают страх к мужчинам, чем к женщинам;
- Когда ребёнок редко видит кого-то из родственников или посторонних людей, то может сильнее их бояться. Если в первые полгода своей жизни малыш часто взаимодействует с кем-то, кроме родителей, то обычно привыкает к нему и впоследствии не испытывает страх. А может начать пугаться даже отца, если он много времени проводит в командировках и мало общается с малышом;
- На ребёнка также мог повлиять негативный прошлый опыт взаимодействия с незнакомыми людьми, если ему причинили боль или психологический дискомфорт;
- Усиливает страх и пережитое малышом длительное расставание с мамой, например, при её болезни или вынужденном отъезде.
- Существует также мнение, что страх по отношению к незнакомцам выступает проявлением реакции на новизну. Ребёнок учится узнавать людей, различать их черты (лица, голоса, поведение), исследует предметы, знакомится с миром. Сначала всё неизвестное (в том числе новые люди) пугает, потом – начинает вызывать интерес.
Поэтому нет ничего страшного в том, что ребёнок в 1 год боится чужих людей, это нормальный этап адаптации к обществу. Настораживать должен как раз тот факт, когда малыш не испытывает никакого страха перед незнакомцами и готов общаться со всеми.
Как справиться со страхом чужих людей?
Чего делать нельзя
- Ни в коем случае не заставляйте ребёнка насильно знакомиться с «чужим» или оставаться на руках у того, кого он боится. Это только усилит страх и может привести к различным психологическим проблемам. Малыш должен ощущать вашу поддержку. Поэтому всегда отвечайте на его просьбы (возьмите на руки, успокойте). Ваши тепло и забота помогут ему постепенно справиться со страхом;
- Не критикуйте ребёнка за его боязнь, не высмеивайте и не называйте «трусом». Ему необходимо ощущать, что родители всерьёз относятся к его беспокойству. И вы должны продемонстрировать это;
- Важно самим понять и принять тот факт, что такое поведение малыша является нормальным для его возраста. Тогда и до него вы сможете донести эту идею и мысль о том, что со своим страхом он в скором времени справится. А бессмысленные укоры, наоборот, могут привести к тому, что у ребёнка появится комплекс, он станет робким и неуверенным в себе.
Что делать, если ребёнок боится чужих людей?
- Самое важное правило – это терпение и умение ждать. Дайте ребенку время на то, чтобы он привык к новому человеку (пусть даже это близкий родственник), к его внешнему виду, голосу, поведению. При этом всегда будьте рядом с малышом, держите его на руках. Так он легче и быстрее освоится и перестанет бояться;
- Расскажите малышу о своих детских страхах и о том, как вам удалось с ними справиться. Успешный пример родителей всегда вдохновляет детей;
- Демонстрируйте ребёнку своим поведением, что ему бояться нечего. Но здесь стоит делать различие между человеком, к которому нужно чтобы ребенок привык (няня, бабушка, помощница по дому) или это посторонний человек, с которым ребенка ничего не связывает;
Важно! Есть разные тактики общения с незнакомыми людьми. О них вы узнаете из семинара Внимание: прогулка! Как безопасно гулять с малышом на детской площадке>>>
- Рассказывайте малышу о родственниках, знакомых (в их отсутствие), характеризуйте их с положительной стороны. Вместе рассматривайте фотографии, называя по именам тех, с кем хотите подружить ребёнка. Можно даже превратить этот процесс в игру на узнавание различных людей и их характеристик, это поможет сделать «чужих» «своими»;
- Чаще проигрывайте с малышом ситуации знакомства, успешного взаимодействия и дружбы (на примере игрушек). Например, как Мишка познакомился с Зайкой и они стали друзьями, или как Котёнок боялся других кошек и собак, но потом преодолел свой страх и подружился с ними;
Вариаций можно придумать много, всё зависит от вашей фантазии. Чем ярче будут разыграны ситуации, тем лучше. Обращайте внимание на положительные и отрицательные чувства персонажей, просите малыша изобразить их мимикой.
- Предупредите своих родственников и знакомых о том, что ребёнок может испугаться их и заплакать, попросите относиться к этому с пониманием. Скажите, что он сейчас почти всех, кроме мамы и папы, боится, нужно подождать, и малыш привыкнет;
- Не торопитесь отдавать ребёнка в детский сад. Важно плавно подготовить его к этому событию, чтобы адаптация прошла менее болезненно. В этом вам с успехом поможет материал семинара Я иду в детский сад. Легкая адаптация к садику!>>>
Если ребёнок в 2 года и старше боится чужих людей, то обычно это связано с недостатком взаимодействия с окружающими, в том числе, с другими детьми. Вероятно, круг его общения ограничивается семьёй: мамой, папой, бабушками, дедушками. Малышу сложно идти на контакт с посторонними, поскольку он не знает, как это правильно делать, или чересчур привязан к родителям.
Ребёнка в этом возрасте следует стимулировать к общению с другими детками. Необходимо чаще бывать на детских площадках, гулять в парках, ходить в гости к знакомым, приглашать к себе родственников и друзей, особенно тех, у кого тоже есть малыши. Посещайте культурно-массовые мероприятия, делитесь с ребёнком своими эмоциями от увиденного, учите и его выражать свои чувства.
Главные люди в жизни малыша – это родители. С ними он начинает взаимодействовать и проводит максимальное количество времени. Поэтому, чем комфортнее будет это общение и атмосфера в семье, чем больше внимания и заботы он получит в младенчестве, тем более доверительное отношение у него сложится к миру и к окружающим, и среди них не останется «чужих» людей. Всё в наших руках!
- Ребенок боится темноты
- Почему ребенок не слушается
- Как развить самостоятельность у ребенка?
Источник: uroki4mam.ru