Родительский труд – сложная работа, которая зачастую ложится на плечи неподготовленных людей. Гораздо проще справиться с проблемами малышей, которые общаются только в семейном кругу. Как правило, сложности возникают в школе. Отсутствие друзей в классе или на улице должно насторожить родителей. Взрослые должны вовремя помочь ребенку справиться с проблемами в общении со сверстниками.
Сложный возраст
Многие родители считают своих детей абсолютно счастливыми. Они искренне удивляются, когда их чадо говорит о том, что с ним никто не желает дружить. В такой ситуации далеко не все родители могут помочь ребенку что-то изменить.
Общение – важнейшая часть развития. Фактически школьная и детсадовская компания – это миниатюрная модель общества. Общение в ней учит детей в будущем ладить с окружающими и в коллективе.
Многие родители вообще не замечают, что у их отпрысков есть проблемы. А некоторые осознают сложности в общении подростка со сверстниками, но не знают как помочь.
Проблемы ребенка в школе — Михаил Лабковский
Острее всего проблема проявляется у тинейджеров. С наступлением подросткового возраста у большинства детей возникают сложности. Некоторые ученики попросту не умеют правильно общаться, из-за чего возникают конфликты со сверстниками.
Реакция родителей
На присутствие проблем в жизни детей родители реагируют по-разному. Одни считают, что не в состоянии помочь сыну или дочери. Другие ошибочно убеждают ребенка в том, что все вокруг плохие. А некоторые даже не догадываются о том, что у школьника возникли сложности. Не каждый подросток способен честно сознаться родителям в том, что его не любят в классе.
Поэтому взрослые должны сами интересоваться жизнью детей.
Если родители сами испытывают сложности в общении, то их сыновья или дочери неосознанно копируют их модель поведения.
Особенности отвергаемых детей
Если дети не спешат откровенничать с родителями, стоит понаблюдать за их поведением. Отвергаемые подростки:
- Остро реагируют на провокации обидчиков, обижаются на каждое замечание в их адрес и даже способны бросаться с кулаками.
- Не умеют контролировать чувства, сдерживать эмоции, адекватно оценивать свое поведение.
- Ведут себя навязчиво. Любой ребенок, который относится с пониманием к отвергаемому тинейджеру, мгновенно превращается в «лучшего» друга. В конечном итоге товарищ неизменно страдает от переизбытка общения со слишком навязчивым сверстником.
Чтобы понять, как ребенок ведет себя в классе, необходимо побывать в школе. Беседа с классным руководителем поможет разобраться в ситуации. Психологи рекомендуют родителям присмотреться к общение ребенка на уроках и после занятий.
Опасные симптомы
Есть ряд признаков, которые свидетельствуют о том, что детям некомфортно находиться в классе:
У ребенка нет друзей в школе: 10 советов психолога
- Отсутствует желание посещать школу.
- Плохое настроение после возвращения домой.
- Плаксивость без видимых причин.
- Нежелание посвящать родителей в свои дела.
- Ребенку не у кого узнать домашнее задание.
- Сына или дочь никто не приглашает погулять.
Психологи рекомендуют при тревожных симптомах дать ребенку возможность самостоятельно решить проблему. Это позволит научиться общению в коллективе.
Если ситуация критическая, родителям следует вмешаться или обратиться за помощью к специалистам. В противном случае ребенка будут постоянно оскорблять и унижать, травмируя неокрепшую психику.
Разобраться в причинах
Чтобы помочь подростку, необходимо разобраться в причинах проблем. По мнению психологов, в коллективе проще общаться тем детям, у которых складываются хорошие отношения с родителями. Недостатки семейного воспитания приводят к тому, что школьник не способен находить общий язык со сверстниками.
Также вредит детям чрезмерная опека, нежелание приглашать сверстников домой, ограничение общения с одноклассниками. Родители не должны лишать права голоса в семье или возможности самоутверждаться. Все это приводит к неготовности общения в социуме.
Сложности с приобретением друзей возникают также из-за личностных особенностей: застенчивости, замкнутости, повышенной эмоциональности. Иногда негативно отражаются внешние факторы: физические особенности, неприятная внешность, полнота или худоба. Дети склонны изгонять из круга своего общения сверстников, которые чем-то отличаются от них.
Неумение находить друзей иногда связано с тем, что современные школьники склонны много времени проводить в одиночестве, играя в телефоне или за компьютером. В итоге ребенок не знает элементарных правил знакомства и общения. Неумение разговаривать со сверстниками и сопереживать им приводит к отторжения подростка из среды одноклассников. Со временем у таких детей развивается агрессия или привычка отшучиваться. Не исключено состояние хронической депрессии.
Не всегда причина сложных отношений кроется в самом человеке. Иногда сложности в поиске друзей связаны с малоизученными механизмами антипатий и симпатий. Некоторые дети нравятся своим ровесникам, а другие вызывают антипатию.
Как помочь ребенку
Родителям стоит предупредить учителя об имеющихся проблемах (например, о заикании, медлительности и т. д.). Иногда причиной насмешек может стать совершенно безобидный повод. В этой ситуации важна позиция учителя, который находится с детьми во время учебы. Хороший педагог быстро решит такие проблемы.
Ребенку стоит дать тот минимум для школы, благодаря которому он будет соответствовать общим требованиям. Это не означает, что необходимо покупать дорогие вещи. Но у ребенка должна быть спортивная форма, пенал, портфель и прочие предметы, как и у всех одноклассников. Иногда насмешки вызывает даже цвет одежды.
Родители должны рекомендовать детям изменить стереотип поведения. Если окружающие ждут от него агрессии за обидные слова, стоит спокойнее реагировать на колкости.
Ребенок должен общаться с одноклассниками помимо школы. Детей можно приглашать домой, поощрять их общение с сыном или дочерью. Школьникам полезно принимать участие в конкурсах и внеклассной деятельности. Все это помогает наладить общение. Иногда родители загружают учеников репетиторами и кружками. В итоге после уроков школьник торопится на занятия.
С одной стороны, это хорошо. Но ребенок без общения со сверстниками может стать чужим в собственном классе.
В конфликтных ситуациях не всегда хорошо разбираться лично. Лучше поставить в известность психолога и классного руководителя. Помните о том, что во многом отношение к ученику его сверстников зависит от учителя.
Юношеские симпатии
В подростковом возрасте возникают отношения между мальчиками и девочками, которые являются смешением дружбы и влюбленности. В такой ситуации родителям нельзя запрещать общение. Взрослые должны быть максимально внимательными с детьми, которым понадобится их помощь и понимание.
Любой запрет дружбы мальчиков с девочками неизменно вызывает внутренний протест и насмешки со стороны сверстников. В подростковый период дети получают первый опыт общения с противоположным полом, который им в будущем очень пригодится. Неправильное отношение родителей к ситуации может отразиться на психике ребенка.
Вместо послесловия
Родителям, которые не могут самостоятельно помочь детям, стоит обратиться за помощью к психологу. Если проблему не удается решить, стоит задуматься о смене коллектива или школы. Не всегда ученик виноват в том, что его не принимают окружающие. Не стоит бояться перемен, они способствуют умению адаптироваться в любых ситуациях.
Источник: news.myseldon.com
Пять главных школьных проблем, и как помочь ребенку с ними справиться
Малыши проводят в школе большую часть своего активного детства. И если у одних трудности вызывает только «домашка» по математике, то для других школа становится синонимом проблем, плохого настроения и всяческого рода страданий. Причиной испорченного впечатления о первом образовании может стать многое: не сложившиеся отношения с одноклассниками или учителями, плохая успеваемость… Что делать, если вы понимаете, что ваш ребенок столкнулся с проблемами, из-за которых посещение школы превратилось в пытку?
Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок
Ваш сын или дочь приходит из школы в слезах, на вопрос «что случилось?» не отвечает, прячет глаза, отказывается показывать дневник… В результате оказывается, что такое поведение связано с тем, что он схлопотал двойку (или тройку) в школе. И так происходит каждый раз, как учитель ставит оценку ниже «пятерки».
Что делать:
Почти наверняка подобное глубокое расстройство ребенка плохой оценкой тесно связано с ожиданиями, которые вербально или невербально транслируете вы сами. Одни родители прямо говорят «ты должен учиться на одни пятерки», другие намекают — «вот бы у тебя дневник был такой же красивый, как у твоего друга Пети». В обоих случаях ребенок чувствует себя обязанным учиться на «отлично», особенно, если такие завуалированные или не очень фразы проскакивают в вашей речи частенько. А быть отличником получается не у всех и не всегда.
Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, — это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения — например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки — это здорово, но главное — реальные знания, а еще важнее — интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.
Проблема: ребенка обижают одноклассники
Печальная реальность такова: почти в каждом современном классе находится свой «изгой». Его обижают, над ним смеются, ему не дают прохода и в прямом, и в переносном смысле. Часто причиной насмешек и издевок одноклассников становится какая-то «особенность» ребенка, которая отличает его от остальных. Слишком высокий, полный, одевается иначе, имеет иной разрез глаз или цвет кожи, учится слишком хорошо или слишком плохо, не ест мясо, — причиной издевательств может стать все, что угодно.
Что делать:
Не вмешиваться «напрямую». Если вы решите «провести беседу» с детьми, которые обижают вашего сына или дочь, вы лишь ухудшите ситуацию. Потому что находиться рядом все время, пока ваше чадо в школе, вы физически не сможете, а как только уйдете — его начнут дразнить еще и потому, что «за него заступается мамочка».
Давать ребенку советы и читать лекции о том, что ему следует сделать в такой ситуации, тоже не эффективно. Потому что советы мы даем из «взрослой» позиции — если бы ребенок обладал нашей уверенностью, знанием и силой, возможно, у него бы и не было никаких проблем.
В этой ситуации вы можете только одно — оказать максимальную поддержку ребенку. Выслушать его, когда он хочет пожаловаться, рассказать, как вы его любите. И попробовать найти для него общество таких же, как он, где его особенность будут ценить, а не отторгать.
Если ребенок слишком много болтает и кривляется — отдайте его в театр, если слишком высокий для своего возраста — в секцию баскетбола. Увидев, что он не один такой, ребенок станет меньше стесняться своей «особенности», а вполне вероятно — начнет ей гордиться, и чужие насмешки уже не будут его задевать. А как только орудие не добивает до цели, оно перестает стрелять.
Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам — не так страшно, как разрушенная психика ребенка.
Проблема: у ребенка нет друзей в школе
Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает – иногда его просто игнорируют. Если одноклассники делают это нарочно, «бороться» стоит теми же способами, что и при активных «наездах», но чаще всего отсутствие друзей у ребенка в школе все же связано с его природной скромностью. Часто с этой проблемой сталкиваются дети, которые перешли в новую школу, где уже сложились свои коллективы и кружки по интересам. И, если для активного и бойкого ребенка влиться в новое окружение — не проблема, то застенчивый будет стоять в сторонке, не решаясь подойти и заговорить с новой компанией.
Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения — возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему — устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам — и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.
Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе — собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.
Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой
Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому — но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…
Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции — почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка — это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.
Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.
Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.
Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки
В идеальном мире учителя должны быть беспристрастны, оценивать истинный уровень знаний ребенка, не обращая внимания на свои личные симпатии и антипатии. Но в реальности, увы, часто происходит совсем наоборот. И учитель выбирает себе «любимчиков» и «мальчиков (девочек) для битья». Причем далеко не всегда в «нелюбимчики» попадают дети, которые славятся плохим поведением или не знают предмет. Просто, например, учительница любит активных ребят, которые всегда тянут руку и стремятся ответить на любой ее вопрос, а тех, кто спокойно отсиживается (возможно, потому что в силу своего темперамента не стремится «лезть вперед») по умолчанию ставит «на ступень ниже».
Что делать:
Для начала попробуйте «разведать обстановку». Поговорите с родителями других детей — а как эта учительница относится к ним? Не жалуются ли на нее? Возможно, у конкретного преподавателя что-то глобально идет не так в жизни, и он «срывается» на детях. В таком случае стоит обратиться к директору и решать проблему административно – менять учителя всему классу.
Если же ваша догадка о том, что учительница недолюбливает конкретно вашего ребенка, подтвердится, попробуйте открыто поговорить с ней. Главное – не начинайте с угроз или негатива. И для вас, и для вашего ребенка будет куда лучше, если вам удастся уладить конфликт мирно. Спросите, что нужно сделать Васе, чтобы его оценки улучшились?
Скажите, что чувствуете, что ваш сын «не тянет» ее предмет — что бы она могла посоветовать, чтобы улучшить ситуацию? Расскажите об особенностях своего ребенка — может, поняв, что руку он не тянет не потому, что ничего не знает, а потому, что флегматик по темпераменту, она начнет чаще спрашивать его сама — и удостоверится, что он все знает лучше многих.
Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает — даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания — это не его вина.
Вообще, когда ребенок жалуется вам на что-то, что происходит в школе (и не только там), попробуйте слышать не только слова, но и эмоции. Выслушайте все, что хочет сказать вам ваш малыш, и озвучьте чувства, которые, как вам кажется, он испытывает. «Мне кажется, ты очень расстроен» — и замолчите. Ребенок сам даст вам понять, правильно вы «угадали» или нет, а главное — получит «разрешение» высказать все то, что у него накопилось на душе. Такой глубокий эмоциональный контакт — это лучшее, что вы можете дать своему ребенку при наличии проблемы любого характера.
А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа — это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.
Фото — фотобанк Лори
Источник: materinstvo.ru
Если у моего ребенка конфликт с одноклассниками.
***Для кого-то школа счастливое и беззаботное время, а кто-то вспоминает о ней с содроганием или, по крайней мере, без тепла. Но, мы с вами школу пережили, а, вот, наши дети только начали этот учебный марафон или скоро начнут. Первый признак конфликта: Не хочу идти в школу. Дальше- больше. Иногда, дети даже заболевают, так им там плохо.
Моя мама считала, что я сама виновата, может, за моей спиной она и говорила учителям и детям, что я хорошая или что-то в этом роде, но мне она всегда ставила в пример девочек, которые ходили дружной кучкой и сплетничали ни о чем. Было обидно и противно. Может, как раз тогда я и разуверилась в возможности получить от нее поддержку. А как вы поступите? Будете вмешиваться?
Наталия
Интересные разделы сообщества
Комментарии
Анастасия Крылова
Стараюсь быть для своей дочери хорошей подругой, разбираем ситуации с разных сторон, конечно, не всегда получается из-за сильных эмоций. Важно, чтоб ребенок не держал обиды в себе, тогда и конфликты будут сходить на «нет».
4 июля 2013 08:17
Александра
Похвистнево
Дочке 12 лет, в школе проблемы, гнобят. Мы ее отправили в школу далеко от дома, где не было ее детсадовских друзей. С Самого начала их учительница стала настраивать детей друг против друга, чтобы они жаловались друг на друга. Пока я была председателем родительского комитета у дочери было все в порядке, это было с 1 по 3 класс. В четвертом классе я перешла на другую работу и не было возможности быть в род комитете, дочь стали гнобить с подачи кл. руководителя. Сейчас они в 6 классе, но дружбы в коллективе нет, есть кучка девочек, в которой одна лидер и они постоянно игнорируют других детей, моя хоть и не застенчивая, но против толпы переть не станет, я и говорила ей и внушала, при всем при этом ее самооценка стала падать(Я самая страшная в классе, толстая, ничего не умею и т.д.) постоянно разгоариваем на эту тему, и с классной разговаривали ничего не помогает, классная разводит руками говорит класс не дружный, сказалось четырехлетнее внушение, стала полохо учиться, в школу идет с нежеланием, хочет перевестись в школу поближе но боится, что здесь будет то же самое, что делать, не знаю! помогите советом
28 апреля 2012 10:05
Наталья
Долгопрудный
Страшно то, что она действительно может взять и перестать учиться или вообще туда ходить, и вся жизнь потом через ногу покатится… Мы пока с таким не столкнулись (первый класс, маленькие еще детки), но я заранее узнавала, что в таких случаях делают. Примерный план действий:
1) Слышала, что есть специальные тренинги, занимаются группами и индивидуально. Учат на этих занятиях как раз правильно общаться и не провоцировать в свою сторону агрессию от других людей.
2) Может, имеет смысл отдать ее в какую-нибудь секцию, чтобы у нее была возможность общаться с другими детьми, я-бы сделала так…
3) Как-то повлиять, чтобы у нее появилась хотя-бы одна близкая подружка в этой школе ( в идеале- в классе), может даже для этого попробовать подружиться с родителями.
4) Следить, чтобы ваш ребенок не отличался внешне от других деток- т.е. чтобы ходила в нормальной одежде, в которой она может чувствовать себя увереннее, всегда причесанная, следила за личной гигиеной и т.п.
5) Выяснить, кто является лидером в этом классе (в каждом коллективе есть лидеры) и поговорить с родителями этого ребенка, чтобы приструнили свое чадушко, провели какую-то разъяснительную работу, нормальные люди вряд-ли допустят, чтобы их ребенок рос эгоистом и отморозком.
6) Обязательно поставить в известность классного руководителя, а может, даже имеет смысл поднять этот вопрос на родительском собрании? Учитель- профессиональный педагог, его задача обеспечить детям нормальные условия вне дома для обучения (если профессионал).
7) Как вариант- перевести ребенка на индивидуальное обучение. Таким образом, процесс его обучения не будет зависеть от умения общаться. А общаться пусть учится с теми, с кем ХОЧЕТ в свободное время, а не по-обязаловке каждый день в ненавистной школе.
Пытаться напрямую поговорить с детьми я-бы не рискнула- уже не тот возраст, в котором можно повлиять на ЧУЖИХ детей… можно сделать еще хуже(((
Да, заметила одну интересную закономерность- как ни странно, но «гнобят» чаще всего тех, кого родители с раннего детства учат вести себя нормально по-отношению к другим людям(( Может, проблема в том, что наши детки в процессе воспитания становятся слишком зависимыми от чужого мнения? Ведь дразнят больше всего тех, кто болезненно все это воспринимает и кто не может нанести удар первым… В любом случае бездействовать- преступление… Возраст опасный.
Источник: www.baby.ru