Простая и трогательная история о заболевшем мальчишке… Но только на первый взгляд. В помощь школьнику. Вторая неделя мая
Текст: Ольга Лапенкова
Виктор Петрович Астафьев — писатель, наделённый удивительным талантом: в его коротких рассказах умещается столько примет быта, столько историй второстепенных персонажей с их горестями и радостями, что простая история превращается, ни много ни мало, в энциклопедию, из которой мы узнаём, как в прошлом веке складывалась жизнь десятков тысяч сибирских крестьян.
В начале января мы уже разбирали рассказ «Конь с розовой гривой», интрига которого, казалось бы, проще некуда. Деревенский мальчишка, оставшийся сиротой и живущий с дедушкой и бабушкой, мечтает, чтобы ему купили редкое лакомство — пряник в виде коня, но с деньгами у семейства туго… И вот бабушка просит парнишку помочь ей: набрать в лесу земляники, чтобы продать в городе. Казалось бы, что тут премудрого? Но даже в таком простом деле возникают непредвиденные обстоятельства…
Астафьев В.П. «Фотография, на которой меня нет»
Однако главное в рассказе «Конь с розовой гривой» — это, конечно, не история лесных приключений главного героя, а «срез» жизни сибирского крестьянства в 1930-е годы. Ненароком упоминая, как жила семья главного героя, а также их соседи — например, дядя Левонтий и тётка Васеня с выводком ребятишек, — Астафьев показывает, что эти люди сталкивались с трудностями, которые в наши дни кажутся немыслимыми. Современный школьник — по крайней мере, живущий в городе, — привык, что всё необходимое можно купить в супермаркете. А тут людям приходится выращивать овощи на огороде, держать кур, коз, коров и, разумеется, посвящать уйму времени такому вот домашнему хозяйству, иначе будет просто нечего есть…
Но продовольственные трудности — не единственная проблема людей того времени: намного страшнее было прогневать власть. В статье, посвящённой автобиографическому рассказу «Конь с розовой гривой», мы упоминали, что в 1931 году отца В. П. Астафьева объявили врагом народа и послали на строительство Беломорско-Балтийского канала. Дело было в том, что до революции 1917 года семье Астафьевых принадлежала мельница, но потом её признали коллективной собственностью. Но отец будущего писателя однажды зашёл туда и нечаянно «сотворил аварию», за что его и осудили: специально, мол, решил загубить общественное добро…
В рассказе «Фотография, на которой меня нет» автор идёт дальше — и вспоминает не только о родителях, но и о деде, прадеде, рассказывая печальную историю семейного гнезда.
Родные люди вот какие.
В начале рассказа Астафьев прибегает к излюбленному приёму: он немного «обманывает» читателя, уделяя много внимания предмету, о котором якобы пойдёт речь. Так было с «Конём с розовой гривой», так происходит и в «Фотографии. »: произведение начинается с того, что сельская ребятня ждёт приезда фотографа, а это редкая птица в сибирской глуши! Мальчишки и девчонки только и мечтают, как будут позировать для совместного снимка, а местные жители переживают, не в силах решить, куда поселить дорогого гостя:
В. П. Астафьев. Фотография, на которой меня нет. Читает Дмитрий Васянович
- Учитель и учительница — муж с женою — стали думать, где поместить фотографа на ночёвку.
- Сами они жили в одной половине дряхленького домишка,оставшегося от выселенцев,и был у них маленький парнишка-ревун.
- Во второй половине дома размещаласьконтора сплавного участка, где висел пузатый телефон, и днём в него было не докричаться, а ночью он звонил так, что труба на крыше рассыпалась .
- Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя. Решили поместить его взаезжий дом, но вмешалась тетка Авдотья.
- — Им тама нельзя. Ямщиков набьётся полна изба. Пить начнут, луку, капусты да картошек напрутся и ночью себя некультурно вести станут.
- Фотограф был пристроен на ночь у десятника сплавконторы. Жил в нашем селе грамотный, деловой, всеми уважаемый человек Илья Иванович Чехов.Происходил он из ссыльных. Ссыльными были не то его дед, не то отец. Там его и разговором умным займут, и книжку почитать из шкафа достанут.
- Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло — все переживали.
Нынешний школьник, читая этот отрывок, наверняка посмеётся. Такая суматоха из-за какого-то фотографа? Но не будем забывать, что дело происходит в 1930-х годах, почти сто лет назад. В то время не было современных фотокамер, а тем более — планшетов и смартфонов. Чтобы сделать кадр, нужно было везти с собой громоздкий аппарат, а потом вручную проявлять снимки.
И, конечно, удовольствие это было не из дешёвых. Но дело не только в деньгах: для сельского люда приезд фотографа — событие уникальное, и местные жители видели в нём возможность «остановить» время, навсегда сохранить воспоминания о родных и близких людях. Это сейчас все живы-здоровы, а там — кто знает, как сложится судьба…
Приметы времени
К сожалению, сибирские крестьяне по собственному опыту знали, что с человеком в любой момент может случиться что угодно. И речь не только о главном герое, который потерял и отца, объявленного врагом народа, и маму, погибшую в результате несчастного случая. В этом отрывке есть множество примет быта, которые стоит рассмотреть подробнее.
Во-первых, обратим внимание на контору сплавного участка. Это замысловатое выражение обозначает организацию, которая отвечала за заготовку древесины и её «сплав», то есть отправку по воде — куда-то, где её можно продать.
В рассказе «Конь с розовой гривой» действует персонаж, который ненадолго появляется и в «Фотографии. », — дядя Левонтий, живущий по соседству с семьёй главного героя. Так вот, он «заготовлял лес <. >, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был <. >по другую сторону Енисея». Это тяжёлый физический труд, грозивший подорвать здоровье даже крепкого мужчины, — но других способов прокормить семью у Левонтия не было: какую ещё работу найдёшь в сибирском селе? К сожалению, эта проблема остро стоит и в наши дни, — но сейчас хотя бы появилось больше технических приспособлений, которые значительно облегчают труд рабочего.
Во-вторых, в рассказе упомянут заезжий дом, куда «набиваются» ямщики. Это сейчас повсюду ходят автобусы и трамваи, а у многих семей есть возможность приобрести автомобиль. Но в 1930-х годах люди передвигались на лошадях, как тысячу лет назад, — и попробуй доберись, например, к врачу, если вдруг стало плохо… Читая Астафьева, нет-нет и задумаешься, насколько бурно в ХХ веке «пошёл» технический прогресс.
Но, пожалуй, главных уточнений здесь два: первое — что интеллигентный Иван Иванович Чехов был «из ссыльных», и второе — что учителя жили в доме, оставшемся «от выселенцев». Что это значит?
Не пропадёт ваш скорбный труд
Напомним, что действие рассказа Астафьева происходит в Сибири. Это важно, потому что в Российской Империи, начиная с XVII века, Сибирь была местом, куда ссылали заключённых. И это далеко не всегда были бандиты и разбойники. Достаточно вспомнить, что в 1825 году сюда отправили декабристов — выходцев из дворянских семей, людей обеспеченных и образованных, которые вышли на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге, чтобы добиться от императора Александра I проведения реформ. (Ко многим декабристам приезжали их самоотверженные жёны — именно о них написана поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины».)
Но и потом в Сибирь отправляли многих людей, которые были не согласны с политикой государя и громко заявляли об этом. Так что Иван Иванович, судя по всему, был сыном или внуком одного из смельчаков, осмелившихся пойти против режима.
Казалось бы, в 1917 году свершилась революция, и времена царской власти прошли; теперь всё должно было стать по-другому. Но переход к новой власти сопровождался трагическими событиями, которые затронули десятки тысяч семей. Во-первых, само «превращение» Российской Империи в СССР не свершилось в один миг: люди разделились на сторонников прежнего и нового режима, и началась Гражданская война. А во-вторых, тех, кто накопил слишком «много» добра, раскулачивали — то есть отбирали у них дома, животных, разнообразные накопления и переводили во владение коллектива. Слишком «богатых» людей называли кулаками, а те действия, когда у них отнимали имущество, — раскулачиванием. Как это происходило, у Астафьева тоже описано:
- Кстати говоря, дом, приспособленный под школу, был рублен моим прадедом, Яковом Максимовичем, и начинал я учиться в родном доме прадеда и деда Павла. Родился я, правда, не в доме, а в бане. Но из бани-то меня принесли в узелке сюда, в этот дом. Как и что в нем было — не помню. Помню лишь отголоски той жизни: дым, шум, многолюдье и руки, руки, поднимающие и подбрасывающие меня к потолку.
- Когда выселили из дома деда Павла с семьёй — не знаю, но как выселяли других, точнее, выгоняли семьи на улицу из собственных домов — помню я, помнят все старые люди.
- Раскулаченных выкинули вон глухой осенью, стало быть, в самую подходящую для гибели пору. И будь тогдашние времена похожими на нынешние, все семьи тут же и примерли бы. Но родство и землячество тогда большой силой были, родственники дальние, близкие, соседи, кумовья и сватовья, страшась угроз , всё же подобрали детей, в первую голову грудных, затем из бань, стаек, амбаров и чердаков собрали матерей, беременных женщин, стариков, больных людей, за ними «незаметно» и всех остальных разобрали по домам.
- Днём «бывшие» обретались по баням и пристройкам, на ночь проникали в избы, спали на разбросанных попонах, на половиках, под шубами, старыми одеялишками . Спали вповалку, не раздеваясь, всё время готовые на вызов и выселение.
Но Астафьеву было важно не только рассказать, как страдали его земляки, но и дать читателю понять: эти люди, долгие годы не имевшие собственного дома и спавшие вповалку в чужих избах, люди, жившие в страшной бедности и понимавшие, что их в любой момент могут не только выселить, но и отправить в тюрьму, — не озлобились. Наоборот, пронесли через всю жизнь желание помочь ближнему, уважение и милосердие не только к другу или родственнику, но и к случайному встречному.
Поэтому перед домом учителя кто-то оставляет целый воз дров, а местные жители хоть и знают, кто сделал уважаемому человеку такой подарок, но никогда ему не расскажут. Поэтому соседки не позволяют беременной учительнице самой носить воду из колодца, а потом приходят посидеть с её новорождённым сынишкой и оставить для молодой матери сметану или творог. Поэтому всё село волнуется, не зная, куда поселить фотографа, и выдыхает с облегчением, когда ночлег наконец находится.
Любую беду можно пережить, говорит Астафьев. Главное — не дать погаснуть любви и сочувствию в своей душе. Мир держится на тех людях, которые и в бедности, и в горе, и в болезни готовы протянуть руку помощи ближнему.
Источник: godliteratury.ru
Рецензии на книгу Фотография, на которой меня нет
Виктор Астафьев – знаменитый российский писатель, член союза писателей, которого еще при жизни признали великим классиком. Автор таких произведений, как «Васюткино утро», «Конь с розовой гривой», соответственно «Фотография на которой меня нет» и ряда других.
«Фотография, на которой меня нет» — автобиографический рассказ, написанный в 1968 году, входит в «Последний поклон» — сборник автобиографических произведений Астафьева. Чуть-чуть о сюжете – в школу приезжает фотограф, чтобы снять ребят, но в этот день Витя заболел и не смог прийти, поэтому его нет на фотография. Теперь я думаю вы поняли название произведения.
Я думаю такие произведения на любителя, а для остальных оно среднее. Но как и все остальные книги эта имеет свои достоинства и недостатки. Для каждого они свои, и расскажу о том, что понравилось мне:
Название кратко описывает сюжет, но не главную мысль, и все же оно мне симпатизирует. Весьма ценное и поучительное произведение, может и не для всех оно будет актуально, но это не отрицает его важность. Самая значимая тема здесь — это важность таких людей как учителя, ведь они не просто «роботы с багажом знаний», они в первую очередь люди, такие же как и мы, которые испытывают те же чувства и эмоции, у которых тоже есть проблемы… в книге учитель раскрывается как «человек», возможно звучит странно, но по-другому описать это сложно. Сложно видны другие, но не менее важные темы: патриотизм, любовь к родине, дружба и семейные традиции… как раз о них очень интересно описана жизнь и быт людей, свои «ритуалы» и традиции отлично дополняют сюжет.
Но книга не обошлась без минуса:
Слишком много описаний – как будто автора специально заставили описывать все до мельчайших деталей… не поймите меня неправильно, я очень люблю красочные и подробные описания, но здесь, они будто вымученные.
Хорошее чтиво с неимоверно важными темами и множеством описаний. Прочтите, думаю вы не пожалеете. Приятного чтения!
Источник: readly.ru
Фотография на которой меня нет ютуб
Видео: сочинение по произведению фотография на которой меня нет
В.П. Астафьев. Фотография на которой меня нет
Фотография на которой меня нет. Разбор рассказа, урок литературы 8 класс
Читаем Фотография на которой меня нет
Почему в СССР было много школьных предметов?
Чем жило родное село Астафьева?
Белый конь с розовой гривой краткий обзор
Потери России в войнах 20 век. Мужиков надо ценить.
Природа служит дополнительной характеристикой персонажа. Бабушка Астафьева.
Виктор Астафьев рано потерял родителей
Что такое колхоз? Раскулачивание. Комитеты бедноты.
Про что рассказ Фотография на которой меня нет
Домашнее задание — написать эссе
Виктор Петрович Астафьев Фотография, на которой меня нет Аудиокнига Слушать Онлайн
53 урок 3 четверть 8 класс. Роль памяти в жизни человека.Рассказ Астафьева Фотография, на которой..
Русская литература. 8 класс. Герои рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Новое видео
Сегодня смотрят
Сочинение по произведению фотография на которой меня нет
Популярное видео
Часы наручные с браслетом
Найди СПОРТКАР — забери себе! T-killah, Булкин, DAVA, Тарасов, Elman
Карим VS Армеец. Хейбати VS Тарасов. Перс о Шовхале. Т-34 VS Паук. Парфюмер VS Тигр. Джавид VS Канат
11 ч. назад
та самая тихоня класса: #милананекрасова #некрасова #милана
12 ч. назад
Притворился бедным дедом таксистом на Ferrari и подвез девушку бесплатно
15 ч. назад
Задоров – русский хоккеист, который не молчит / Zadorov – Russian Hockey Player Who Is Not Silent
16 ч. назад
Трендовое видео. Самое новые и популярные видеоролики на YouTube.
Источник: viux.ru