Где проявляется человечность в рассказе Телеграмма

Человечность – это любовь ко всему живому, умение чувствовать чужую боль как собственную, умение победить эгоизм и подумать о ближнем, это помощь нуждающемуся. Человечность проявляется прежде всего в поступках. Самым ярким проявлением человечности, на мой взгляд, является помощь.

Пример, подтверждающий мою мысль, можно найти в тексте Чарушина Е.И. В нем описывается ситуация, произошедшая с главными героями. Рассказчик и маленький мальчик Никитка пошли в лес за грибами, где обнаружили рябчиху с детенышем. Когда собака Томка спугнула рябчиху, герои не стали забирать домой птенца, а отнесли матери. Этот поступок является человечным, поскольку герои пожалели маленького птенца и его маму, решили помочь им.

Не только по отношению к животным можно проявить человечность. Например, в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учительница Лидия Михайловна поступает гуманно по отношению к своему ученику. Она играет с ним на деньги втайне, понимая, что тот голодает. Даже когда учительницу увольняют из-за этого, она продолжает помогать ему, отправляя посылки с продуктами.

ЧАСТЬ 6 Про честность и человечность в отношениях с клиентами и не только.

Она недолго учит его французскому, однако главные уроки, которые дает Лидия Михайловна – это уроки доброты и человечности, которые главный герой запомнит на всю жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод: человечность – важное свойство человеческой личности, которое определяет его характер и проявляется во многом, но прежде всего в умении помогать тому, кто в этом нуждается.

Источник: primersoch.ru

Где проявляется человечность в рассказе телеграмма

Привет Лёва Середнячок

что такое человечность по рассказу телеграмма

Ответ проверен экспертом

3 (2 оценки)

vsol09

vsol09 7 лет назад

Светило науки — 4676 ответов — 50286 раз оказано помощи

В своём рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский , конечно, рассуждает о человечности, не напрямую, а косвенно в ходе всего повествования.
Катерина Петровна, вырастив свою дочь, конечно, могла бы рассчитывать на дочернее внимание по отношению к себе. Но этого нет. Старая, одинокая женщина последние три года вообще не только не видит свою дочь, которая перестала к ней приезжать, но даже не получает писем. По соседски заходит Манюшка, дочь колхозного сапожника, да изредка захаживал сторож Тихон.
Катерина Петровна умирает в забвении и одиночестве. И её дочь, нарушив все человеческие законы, так и не повидается с матерью при жизни. Растеряв всю человечность по отношению к своей матери, ей придется с этим грузом жить всю свою жизнь.

Источник: vashurok.com

Литературный вечер по повести К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Конспект урока по Литературе «Испытание на истинную человечность» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма») 8 класс

Цель урока: обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создать условия для проявления познавательной активности учеников.

  • образовательная: формирование умений анализа рассказа на основе духовной проблематики, языка произведения; наблюдение над приёмами художественного мастерства К. Г. Паустовского;
  • развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся через применение приёмов технологии РКМ;
  • воспитательная: воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).
  • мультимедийная презентация;
  • отрывок «Письмо матери» из художественного фильма;
  • музыкальное сопровождение формата mp3 ;
  • рабочие тетради учащихся;
  • листы формата А4 с мини-исследованиями по проблематике произведения (диаграмма «Фишбоун»).
    1. Составить схему (приём «Цветок лотоса») по образу Катерины Петровны, используя цитирование
    2. Задание для групп: заполнить диаграмму «Фишбоун», исследовав проблематику произведения (одна от каждого ряда)
Еще по теме:  Клонирование приложений Андроид Телеграмм

Ход урока СЛАЙД 1
1. Вступительное слово учителя — Сегодня у нас необычный урок: урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца. А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, — это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского.
2. Сообщение целей урока Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы с удовольствием прочтёте в будущем повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком.

Но всё – таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением и трепетом в душе, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств? На этот и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма».

— На прошлом уроке рассказ нами был прочитан. Мы проговорили проблемы, поднимаемые автором в произведении. Назовите эти проблемы (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между детьми и родителями, человечности). — Посмотрите на тему урока. Исходя из неё, попробуйте сами проговорить цель сегодняшнего урока (должны определить, прошли ли герои испытание на истинную человечность).

    1. Проблемная беседа по рассказу с элементами анализа

Обратимся к рассказу. — Как вы думаете, ребята, почему люди посылают телеграммы? ( Когда хотят сообщить что-то очень важное) — Какое чувство рождает это слово — «телеграмма»? (Тревогу) — Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке? (Катерина Петровна) — Почему? (Потому что она старенькая и одинокая) — Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Сейчас вы услышите музыку Петра Ильича Чайковского из его «Времён года» («Октябрь»). СЛАЙД 2(музыка со слайдом)
— Посмотрите на пейзажную зарисовку из рассказа «Телеграмма». — Обратитесь к тексту и вспомните, какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины. (1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно. 2. «Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» — «Доживала свой век в старом доме». 3. Озябший клён – «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» — К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)
— Итак, как живется Катерине Петровне? Каково её душевное состояние? Расскажите кратко о её жизни, опираясь на заполненную дома вами вот такую табличку.
СЛАЙД 3Приём «Цветок лотоса» технологии развития критического мышления позволил включить обучающихся в мыслительную деятельность и творчески переработать информацию. Ребята не просто давали описание героини, они составляли модель образа на основе выбранной и проанализированной информации (эта работа была выполнена ребятами дома). Происходило обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления.

Еще по теме:  Если удалить переписку в Телеграмме увидит ли это собеседник

и усмехнулась, — сейчас она нравилась сама себе». Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза») — Паустовский одним эпитетом выписал характер Насти. На какую деталь её портрета вы сразу обратили внимание? (Холодные глаза) — То есть какие? (равнодушные, пустые,безразличные, всегда спокойные, неэмоциональные)— Л.Н. Толстой говорил, что «глаза – зеркало человеческой души». Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у него такое же холодное, жестокое сердце, правда ведь?

    1. Исследование проблемной темы

(стратегия «Фишбоун»)СЛАЙД 6
— А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность? — Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность». На каждом ряду лежат по 4 карточки с понятиями, выберите те слова, которые помогут ответить на вопрос: «В чём проявляется человечность?» — Прикрепите выбранные карточки на доску при помощи магнитов. На карточках слова:Человечность – это(милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание,жалость, сочувствие, ненависть,предательство,злость, гуманность).
— Какие карточки остались неиспользованными? — В качестве домашнего задания вам было предложено поработать в группах над решением вопроса о том, каким образом проблема человечности коснулась героев рассказа и прошли ли они это непростое жизненное испытание.
СЛАЙД 7 — Каждой группе была выдана вот такая схема-рыбка, опираясь на которую вы должны были извлечь необходимую информацию из литературного произведения и перевести её из текста в диаграмму, в итоге ответив на вопрос, прошёл ли герой это трудное жизненное испытание. — На верхних «косточках» фиксируются причины происходящих событий, на нижних – факты, подтверждающие наличие причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвостике» нужно было поместить вывод по решаемой проблеме. — Первыми презентовать свою работу будут ребята первого ряда. Представляет работу группы кто-то один, остальные дополняют. Задают им вопросы ребята других групп.

СЛАЙД 8 — Внимание! Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие? (выходит представитель от группы ребят первого ряда, после выступления лист с диаграммой прикрепляется магнитом на доске) Дополнительные вопросы: — Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное.) — Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)? — А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)

Еще по теме:  Как сделать спам бота в Телеграмме на python

СЛАЙД 9 Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание? (выступление ребят второго ряда)
Дополнительные вопросы: — Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества) — Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя. — О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? ( О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)
СЛАЙД 10 Молодая учительница

(выступление ребят третьего ряда) Дополнительные вопросы: — А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала «высохшую желтую руку» покойной.) — А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)
— Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

    1. Заповеди Паустовского

— Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди. СЛАЙД 11 (Гиперссылка – стихотворение А. Дементьева «Как важно вовремя успеть»)
(открыть гиперссылку – слушаем стихотворение)

    1. Заключительное слово учителя

Список литературы, использованной при подготовке к уроку

1. К.Г. Паустовский. Телеграмма// Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека. 2. К.Г. Паустовский. Зарубки на сердце. Глава из книги «Золотая роза// Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека. 3. Литература: справочные материалы: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1989. 4. Википедия: Статья «Художественная деталь». 5. Т.Т.

Левашова. Пока не стало поздно// Литература в школе. — 1996, №6. 6. Н.И. Гусакова. За добро плати добром// Литература в школе. — 1996, №6.

Источник: www.alllessons.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...