Известное каждому школьнику произведение под названием «Чучело» написано советским писателем Владимиром Железняковым –
«Чучело» — повесть Владимира Железникова, которую проходят в 6 классе школы. В произведении поднимаются серьезные вопросы отношений между подростками, детской жестокости, благородства, предательства, доброты и прощения. Книга заставляет школьников задуматься над важными нравственными вопросами, а характеристика главных героев «Чучела» помогает лучше понять поступки героев и главную идею произведения.
В маленький старинный городок на Оке приезжает девочка Лена Бессольцева. Ее дедушка Николай Николаевич Бессольцев живет в фамильном доме с мезонином и коллекционирует картины. На них он тратит все деньги, а сам ходит в заплатанной одежде — из-за этого дети за глаза называют его Заплаточником.

Однажды Ленка прибегает из школы домой и начинает собирать вещи, чтобы уехать. Николай Николаевич уговаривает ее остаться, но безуспешно. Они идут покупать билет на пароход, но на пристани Лену окружают одноклассники и начинают дразнить. Вечером Лена рассказывает дедушке, что произошло.
Краткое содержание Чучело. Железников В. К. Пересказ повести за 8 минут
Оказалось, в классе Лену встретили насмешками и дали ей прозвище «Чучело». За нее заступается мальчик Дима Сомов — Лена видит в нем героя и влюбляется. На уроке классная руководительница Маргарита Ивановна объявляет о совместной экскурсии в Москву, чему дети очень рады. Дима предлагает заработать деньги на поездку самостоятельно. Дети начинают подрабатывать и складывать заработанные деньги в общую копилку.
В последний день перед каникулами одноклассники прогуливают урок. Дима возвращается в класс, где застает Маргариту Ивановну и рассказывает ей о прогуле. Лена случайно подслушивает их и думает, что Сомов признается в своем предательстве классу, но он этого не делает. На следующий день Маргарита Ивановна объявляет, что класс наказан и лишается поездки в Москву.
Дети расстроены и начинают искать виновного. Сомова почти разоблачают, но Лена берет вину на себя.

Девочке объявляют бойкот и начинают травить. Сначала Дима защищает ее, но потом из страха подключается к травле. Кульминацией становится момент, когда Ленино платье надевают на огородное пугало и поджигают. Лена хватает пугало и сильно обжигается, спасая свое платье.
Решив доказать, что ничего не боится, Лена остригается наголо и приходит к Сомову на день рождения, где собрался весь класс, и говорит, что жалеет их. На следующее утро Лена видит бегущего по улице Димку и преследующих его детей. Она понимает, что Сомов во всем сознался. Димке объявляют бойкот, но Лена отказывается его поддержать.
Николай Николаевич и Лена уезжают из города. На прощание Бессольцев дарит городу свой дом и бесценную коллекцию картин, одну из которых презентует школе — на ней изображена девочка, похожая на Лену. Детей охватывает раскаяние.
Характеристика Лены и Сомова
Центральный персонаж повести — Лена Бессольцева. Это нескладная, неуклюжая и худая девочка двенадцати лет, с большим ртом и широкой улыбкой и, по мнению одноклассников, не очень красивая. У Лены много хороших качеств, добрая открытая душа. Но она излишне простодушна и доверчива, и это играет с ней злую шутку. Лена не сразу понимает, что ребята издеваются над ней.
Думая, что они шутят, она смеется над обидным прозвищем «Чучело» вместе со всеми.

Но наряду с доверчивостью и наивностью в девочке проявляются и другие, достойные восхищения качества. Доброта и сострадание заставляют ее взять на себя вину мальчика, которым она втайне восхищается. До последнего момента она верит в его благородство, но Димка оказывается недостаточно храбрым.
Лена мужественно встречает травлю одноклассников, дает им отпор, как может — не унижается и не заискивает. Храбро хватает горящее пугало и распугивает преследователей. Прощает Сомова, когда он приходит к ней с повинной. Из благородства не выдает его, даже когда Димка присоединяется к травле.
Лена — человек с большой буквы, невероятно сильная духом, благородная и великодушная девочка, которая не отказывается от своих принципов даже под страхом издевок и унижений. Благодаря этой истории ее характер закаляется, она становится еще более сильной и уверенной.
Как и Лена, Сомов в этой истории тоже проходит проверку на прочность. Поначалу Дима — любимец всего класса и учителей — кажется настоящим героем: защищает Лену, отдает ей свои сапоги, отбивает у Вальки бродячих собак, которых тот сдает на живодерню. Но потом, под давлением «стаи», он начинает проявлять не лучшие свои качества. Сначала сознается Маргарите Ивановне в прогуле, предав этим своих друзей. Боясь быть отвергнутым классом, Дима малодушно и трусливо молчит, а потом и вовсе совершает предательство и начинает вместе со всеми травить Лену.

Несмотря на его предательство, он вовсе не жестокий мальчик. Лена, как лучик солнца, подсвечивает в нем его лучшие качества — поэтому она и нравится Диме, ведь самый главный его страх — признаться самому себе, что он трус. Сомов борется со своей трусостью, но, к сожалению, не всегда успешно. Он мечется между чувствами к Лене и страхом наказания, боится потерять авторитет в классе, на протяжении всего фильма совершая противоречивые поступки.
В конце Сомов все же признается в содеянном одноклассникам, тем самым снимая с Лены обвинения. Этот поступок позволяет надеяться, что в будущем Дима станет более смелым, и хорошие качества победят в нем трусость и слабость.
Другие персонажи
Помимо Лены и Димы, в повести есть еще несколько центральных персонажей, важных для раскрытия морали и основных проблем произведения:

- Николай Николаевич Бессольцев. Дедушка Ленки — чудаковатый, но добрый человек, который тратит все средства на свою единственную страсть — картины. Он живет в собственном мирке и не способен помочь внучке в трудной ситуации. На прощание он дарит свою коллекцию городу, а картину с Машкой — школе, таким образом прощая тех, кто причинил его семье зло. Возможно, Николай Николаевич хотел, чтобы эта картина служила детям напоминанием о том, как важно быть добрым и милосердным, вместо того чтобы мстить и отвечать жестокостью на жестокость.
- Миронова по прозвищу «Железная Кнопка». Полностью оправдывает свою кличку. Девочка жесткая и беспощадная, хотя считает себя справедливой. Жажда власти и принципиальность делают ее настоящим тираном: Кнопка держит в кулаке весь класс, решая, кому объявить бойкот, кого простить. Именно с ее руки Лену начинают травить. Пожалуй, самый страшный персонаж в этой истории, потому что ею руководят железные принципы, а не человеческие чувства. Она не хочет разбираться в мотивах людей — за любое, по ее мнению, предательство, виновного нужно казнить.
- Маргарита Ивановна. Героиня, которая в этой истории демонстрирует важную истину: педагог — это не только тот, кто передает знания, но и тот, кто воспитывает в детях человеческие качества, такие как доброта, сострадание и благородство. Увлеченная предстоящей свадьбой, классный руководитель не замечает, что ее класс — настоящая дикая стая, жестокая и беспощадная. Под носом у Маргариты Ивановны разворачиваются страшные события, плетутся интриги, дети устраивают самосуд. Лишь трагический финал истории открывает ей глаза на происходящее и заставляет сожалеть о собственной беспечности.
- Шмакова. Первая красавица в классе. Поверхностная девочка, склонная к самолюбованию. У нее нет особых принципов, как у Кнопки, она не отличается ни добротой, ни состраданием. Ее заботят только собственная внешность и наличие «рабов». В финале истории непохоже, что ее мучает раскаяние. Шмакова — пример людей, которые не меняются.

Остальные персонажи являются второстепенными, но для полноты картины можно дать и их краткое описание:
- Валька. Корыстный и расчетливый мальчик, который любит деньги, поэтому продает собак по рублю.
- Рыжий. Грубый и невоспитанный, действует как большинство.
- Попов. Безвольный мальчик, влюбленный в Шмакову.
- Васильев. Скромный, но благородный мальчик — единственный, кто не травит Лену.
Советы педагогам
Книга «Чучело», написанная в жанре повести, несет очень важный смысл. Добрый и чистый, почти библейский персонаж Елены Бессольцевой — яркий пример того, что добро и милосердие всегда сильнее зла и жестокости. Такие люди, как Лена, служат живым напоминанием, что в любой, даже самой страшной и трудной ситуации важно всегда оставаться людьми.

Недаром сочинение по книге пишут в том возрасте, когда школьники вступают на путь взросления, когда общение со сверстниками выходит на первый план и у детей начинают формироваться важные нравственные ценности. Анализируя поступки и личности героев, школьники учатся работать с текстом, рассуждать и выражать свои мысли на письме.
В статье Википедии, посвященной книге, есть любопытный факт: оказывается, Железников написал свою повесть на основе реальной истории, произошедшей с его племянницей. Девочка отказалась врать учительнице вместе со всеми, за что класс объявил ей бойкот, который длился полгода.
Чтобы сделать урок более интересным, можно также посмотреть одноименный фильм 1983 года, главные роли в котором исполнили Кристина Орбакайте (Лена), Юрий Никулин (Николай Николаевич Бессольцев) и Дмитрий Егоров (Димка Сомов). После просмотра можно обсудить с детьми героев, попросить сделать анализ проблем, поднятых в произведении.
Источник: na5.club
Главные герои повести В.К. Железникова «Чучело» — характеристика образов

Жанр и направление
Владимир Железников написал свое знаменитое произведение «Чучело» в жанре повесть, но в нем присутствует и бытовая проза. Именно в ней явно отображается вся драма детских отношений, насколько дети бывают жестокими, бесчувственными и равнодушными к окружающим людям. Книга написана на реальных событиях, о которых автору рассказала племянница.
Она была свидетельницей этой непростой истории. В самом начале был создан рассказ под названием «Бойкот», именно он стал основой новой повести «Чучело». Литературная направленность произведения — реализм, все персонажи и события реалистичны, а у героев есть свои прототипы. Рассказ включает в себя 14 глав, в каждой из них рассказывается о нескольких днях жизни школьницы Лены Бессольцевой. Краткое описание сюжета:

- В завязке повествуется о приходе Лены в новый класс, ее знакомстве с одноклассниками и совместных занятиях. О начинающейся дружбе с самым популярным мальчиком школы — Димой Сомовым.
- Кульминация начинается после того, как ребята решаются прогулять урок, а Дима рассказывает о проступке преподавателю. В результате класс лишается возможности поехать на долгожданную экскурсию. Сомов боится признаться в своей вине сверстникам, поэтому вину на себя берет Бессольцева. После чего одноклассники начинают травить девочку.
- В развязке рассказывается о том, как дети узнают правду, они раскаиваются в совершенном поступке, но Лена с дедушкой уже приняли решение уехать из города.
Главный конфликт повести завязан на травле всего класса одной девочки. О разочаровании, ведь Лена считала Сомова настоящим другом, а он оказался трусом и предателем.
Главные герои
Автор произведения «Чучело» очень красочно описал персонажей, у каждого свой характер, свои принципы и идеалы. В повести несколько главных героев:

- Лена Бессольцева — 12-летняя школьница, новенькая в классе. Девочка с добрым и открытым сердцем, которая быстро становится объектом насмешек и издевательств. Чтобы спасти товарища, берет вину на себя, чем вызывает гнев одноклассников. Несмотря на озлобленность школьников, она по-прежнему видит в них хорошее.
- Дедушка Николай Николаевич — человек с добрым и мягким характером, увлеченный картинами. Он тратит деньги исключительно на искусство, поэтому не может приобрести себе нормальной одежды, ходит в рваных вещах. Местные жители считают его странным, а дети обзывают «заплаточником». Бессольцев не замечает изменений, которые происходят с внучкой, так как все его мысли заняты наследием предка.
- Маргарита Ивановна. Школьная учительница и классная руководительница главной героини. Она без эмоций выполняет свою главную задачу — дает детям знания, но не вникает в проблемы коллектива. Педагог просто не замечает внутренний конфликт и нездоровую обстановку внутри класса.
- Дима Сомов — лучший ученик, любимчик одноклассников и учителей. Мальчик старается создать впечатление правильного, честного и благородного человека. Но при первой трудной ситуации старается сбежать, чтобы избежать наказания, в нем открываются самые плохие черты. Он предает подругу и вместе с товарищами обижает ее. В результате Димка сам становится изгоем.
- Миронова (железная кнопка) — лидер класса, девочка с волевым и принципиальным характером. Не переносит лжи, предательства, считает, что эти качества должны серьезно наказываться. Она уважает Бессольцеву за то, что та не побоялась и призналась в содеянном поступке, но считает, что прощения предатели не заслуживают, поэтому активно принимает участие в травле Ленки, является ее инициатором.
Второстепенные персонажи
Есть в повести и второстепенные персонажи, но они не менее яркие. Из них можно выделить:

- Валька — лживый, жестокий и грубый мальчик. Он всегда ищет выгоду, обижает только тех, кто слабее и младше него. Занимается отловом и продажей бродячих псов. В травле одноклассницы принимает самое активное участие, проявляя особую жестокость, выдумывая все новые и новые наказания для Лены.
- Шмакова — главная красавица школы, очень избалованная девочка, собирает вокруг себя только поклонников, которые и прислуживают ей, желая угодить.
- Попов — один из поклонников Шмаковой. Знает о невиновности Бессольцевой, но предпочитает наблюдать со стороны за развитием событий.
- Васильев — одноклассник Лены, он изгой в классе, часто подвергается насмешкам со стороны учеников. Но несмотря на непопулярность, он единственный, кто встает на ее защиту, хотя знает, что у него будут неприятности. Именно тихоня Васильев призывает девочку быть решительной, бороться с несправедливостью и выявить настоящего виновника.
В повести также задействованы Толик и Попов — местные хулиганы, которые не отличаются большим умом и сообразительностью. Чаще всего действуют по чужой подсказке, они трусливы и безвольны.
Проблема и смысл
Автор написал «Чучело» с целью показать жестокость и бессердечие детей к сверстнице, которая на них непохожа. Железников пытается оценить мотивы каждого подростка. Тот же Рыжий из-за собственных проблем с отцом вымещает злость и безысходность на Лене.
Встает вопрос и об учительнице, которая из-за подготовки к свадьбе забывает о служебном долге. Она не хочет забивать мысли чужими проблемами, поэтому не вникает в ситуацию. Маргарита Ивановна не обращает внимания на пришедшую просить помощи Лену.
Очень интересно автор преподнес в своем сочинении тему семьи. Дедушка также не замечает ничего вокруг себя, он полностью увлечен картинами. Но позднее осознает ошибки, раскаивается, продает творческое наследие предка и уезжает с внучкой.

Проведя анализ, можно понять, что произведение Железникова учит быть добрее, сострадательней и жертвенней, как делает это Лена Бессольцева. Автор указывает, что ни в коем случае нельзя поддаваться чужому мнению, делать скоропалительные выводы, не разобравшись в ситуации. Иначе в будущем придется серьезно раскаиваться. Это главная мысль и мораль повести «Чучело».
В 1983 году по одноименной книге был снят фильм «Чучело», он стал настоящим откровением для многих советских зрителей. Эта была первая художественная лента, в которой школьники предстали в роли антигероев. Полный список актеров можно посмотреть на сайте «Википедия».
Характеристика героев других произведений:
Источник: nauka.club