В 1946 году вышло произведение Исаака Бабеля «Конармия», в котором автор описывает отношения между казаками и евреями во время гражданской войны. Несколько лет спустя, в 1951 году, в своей повести «Телеграмма» Константин Паустовский, один из самых известных писателей СССР, затронул эту же тему.
В «Телеграмме» Паустовский рассказывает о том, как провинциальный газетчик получает телеграмму о том, что в поезде идет к черту один известный еврейский актер. Истерия вспыхивает в городке, местные евреи боятся за свою жизнь. Но главный герой, опираясь на свой живой опыт общения с евреями, не позволяет ревности и ненависти взять верх над здравым смыслом и совестью.
«Телеграмма» — это история о том, как взаимоотношения между людьми могут преодолеть нашу личную жадность и исторические предрассудки, о том, как один человек может внести маленький, но важный вклад в общее благоденствие.
История создания произведения
Паустовский и его взгляды на жизнь
Константин Георгиевич Паустовский — писатель, журналист, мемуарист и тонкий наблюдатель жизни. Его печальные, но яркие воспоминания о детстве и юности, приключениях и любви определили его литературный стиль.
ТЕЛЕГРАММА — слушать краткий пересказ рассказа Константина Паустовского
Паустовский был человеком глубокого внутреннего мира, который всегда искал искренности, человечности и красоты в мире, полном жестокости, страха и предательства. В своих произведениях он не просто описывал события, но передавал свои эмоции и чувства, показывая читателю, что жизнь — это не только радость, но и боль, огорчение и разочарование.
Телеграмма Паустовского: особенности создания
«Телеграмма Паустовского» — одно из наиболее ярких и популярных произведений Паустовского. Его написание было для автора своеобразным вызовом, так как рассказ был крайне коротким и требовал высокой концентрации духа и мастерства.
Также стоит упомянуть, что при написании «Телеграммы Паустовского» писатель пользовался своими личными впечатлениями — в рассказ были вплетены эпизоды из его жизни. Однако сам факт существования телеграммы, направленной по случаю малознакомого человека, был придуман автором.
Сюжет произведения
Основные события произведения
Произведение «Телеграмма» рассказывает о том, как загадочная телеграмма, полученная главным героем — писателем, стала причиной его путешествия на поиски любви и истины.
Первоначально писатель пытается проигнорировать послание, но, искушенный жизнью, он понимает, что оно имеет какое-то значение. Он начинает свои исследования, которые приводят его в различные города и страны. Здесь он знакомится с людьми, которые оказывают на него большое влияние, помогают ему понять смысл телеграммы и открыть для себя новые факты из своей жизни.
В процессе своих поисков писатель встречает прекрасную женщину, в которую наконец-то влюбляется. Но путь к их счастью будет долгим и сложным.
Темы и идеи произведения
Одной из главных тем произведения является тема поиска смысла жизни. Писатель и его друзья исследуют не только смысл послания в телеграмме, но и свою собственную жизнь, прошлое и настоящее.
Произведение также касается темы любви и поиска истинной любви. Как и многие другие произведения Паустовского, здесь присутствует не только романтика, но и философия любви.
Еще одной важной темой является тема дружбы и взаимной помощи. Люди, встреченные на пути писателя, становятся ему не только помощниками, но и друзьями, которые помогают ему найти путь к истине и счастью.
Характеристика персонажей
Паустовский
Главный герой – эмигрант, поэт и писатель, который бывал в разных уголках мира и всегда стремится к новым впечатлениям и приключениям. Паустовский чувствителен к красоте и природе, любит музыку и женщин. Хотя, он не легок в общении и часто уходит в себя, но имеет множество друзей и хорошо общается с людьми разных культур и национальностей.
Гермиона Файерфокс
Девушка, которой направлена телеграмма, в современном обществе мучительно ищет своё место. Гермиона гуманист и идеалист в душе, но время и мир, в котором ей пришлось жить, не согласны с этими идеями. Она обихаживается работой в крупной компании и в отношениях с мужчинами, которые не всегда достойны её внимания и чувств.
С. К.
Коллега Паустовского, известный литератор, но современное время ставит перед ним серьезный вопрос о значимости его творчества. С. К. – личность противоположная Паустовскому: он является скептиком и довольно необщительным. Однако, благодаря общим интересам и приключениям, Паустовский и С. К. становятся близкими друзьями.
- Общая характеристика персонажей: они духовные, глубокомысленные люди, которые ищут своё место в мире и борются за свои идеалы.
- Изменения персонажей: главный герой и его друзья проходят через разные жизненные испытания и изменения. Паустовский, например, начинает задумываться о смысле жизни и своём вкладе в литературу, С. К. становится более открытым и доброжелательным.
Персонажи произведения созданы глубоко и описаны автором таким образом, что мы можем почувствовать их внутренний мир и пережить вместе с ними все эмоции и переживания.
Темы и мотивы в произведении
Тема любви и разлуки
Одной из главных тем произведения является любовь и разлука, которые прослеживаются на протяжении всей телеграммы. В основе этой темы лежит история любви героев, которая развивается на фоне войны, их отношения, испытания и тяжелые решения.
«Когда я ухожу на фронт, ты должна сесть на поезд и уехать в Тифлис. Нужно уехать очень, очень далеко, чтобы я не смог найти тебя и не пришла та маленькая зеленая бумажка…»
Тема войны и социальной несправедливости
В произведении отчетливо прослеживается тема войны и социальной несправедливости, которые мешают героям жить и любить. Война не только разрушает жизни простых людей, но и создает множество проблем и сложностей во взаимоотношениях, притягивая к себе все страшное и жестокое.
«Никакой другой войны у нас не было такой длинной и такой тяжелой. Когда-то казалось, что она не кончится никогда, что мы будем воевать и умирать вечно, что мы никогда не станем домой. Прошло много лет, и теперь я живу с той войной до сих пор, словно мысли мои заложились в прошлое, и я не могу перестать думать о том, что произошло».
Тема выбора
Важную тему в произведении занимает выбор, который стоит перед каждым героем. Каждое решение влияет на дальнейшую судьбу не только конкретного персонажа, но и на судьбу всей страны, поэтому выбор становится не просто уроком жизни, но и ответственностью перед историей.
«Я хотела бы стать хорошим человеком, но мне кажется, я не смогу этого сделать. Я смотрю на нашу жизнь и всегда думаю о том, что мне нужно делать, какие решения принимать. В конце концов, я должна выбрать между собой и страной. Я надеюсь, что смогу сделать правильный выбор».
Анализ стиля и языка
Описательность и образность
Произведение «Телеграмма» имеет ярко выраженную описательность и образность. Автор использует множество эпитетов и метафор, что позволяет читателю насытиться яркими визуальными образами. Например, в описании зимней степи Паустовский использует такие эпитеты, как «белый», «метельный», «затертый», «прокочевший». Это создает общее впечатление морозной, суровой картины зимней степи и западного Приморья.
Синтаксические конструкции и ритмика
Паустовский умело использует различные синтаксические конструкции в своем произведении. Он предпочитает длинные, заполненные деталями предложения, которые, однако, легко читаются благодаря своей ритмичности. В тексте есть множество повторов, которые придают еще большую убедительность изображаемым ситуациям и образам.
Авторская позиция
У Паустовского ярко выражена авторская позиция. Он выступает в качестве наблюдателя, рассказывающего об очередной жизненной ситуации, однако не останавливается на поверхностных описаниях, а глубоко исследует эти ситуации. Он создает образы, приводит свои рассуждения и выводы, делится своими переживаниями и чувствами.
Значимость «Телеграммы Паустовского» в литературе
История появления произведения
«Телеграмма Паустовского» — это одно из самых известных произведений русской литературы, написанное в 1946 году. Она была создана, когда Паустовский, находясь на Кавказе во время Второй Мировой войны, получил печальную новость о смерти любимой жены. Тогда, в состоянии глубокого горя, писатель отправил телеграмму своему другу, в которой было всего три слова: «Жена умерла». Как потом отметил сам автор, эта короткая фраза отразила всю боль его потери и стала основой для будущей литературной работы.
Актуальность произведения в современном мире
Несмотря на то, что прошло уже более 70 лет с момента создания «Телеграммы Паустовского», она до сих пор актуальна для многих людей по всему миру. Данное произведение многим помогает осознать, что в жизни самое важное — это любовь и близкие отношения, а все остальное, в том числе и материальные вещи, не имеют особой ценности. Все это делает «Телеграмму Паустовского» произведением, которое рекомендуется к прочтению не только всем поколениям, но и в будущем.
Вклад Паустовского в мировую литературу
Стоит также отметить, что с помощью «Телеграммы Паустовского» автору удалось создать одно из самых ярких и запоминающихся произведений русской литературы, пронизанное глубокими смыслами и эмоциями. Кроме этого, Паустовский оставил неизгладимый след в мировой литературе благодаря своим другим произведениям, таким как «Золотой ключик», «Мещерская сторона» и «Записки капитана Кладова», являющимся классикой советской литературы, и бесспорно великими шедеврами мировой культуры.
Источник: poselok-polesje.ru
Анализ рассказа К. Г. Паустовского “Телеграмма”
Разработок, посвященных рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале “Литература в школе” № 6 за 1996 год. И статья Т. Т. Левашовой “Пока не поздно”, и работа Н. И. Гусаковой “За добро плати добром” дают полное и глубокое представление о творческом методе писателя, о тех нравственных проблемах, что волновали автора, – потому многие моменты моей разработки перекликаются с указанными статьями, используя их материал. Однако, как мне кажется, и в той, и в другой работе выпущены очень существенные моменты, связанные, в частности, с особенностями создания рассказа, с невозможностью однозначно оценить серьезность проступка и дальнейшую судьбу героини.
Потому, сохраняя в целом привычную логику работы над рассказом, предлагаю несколько иную систему оценок и, возможно, несколько спорные выводы.
Традиционно на работу с рассказом отводится два урока. Целью этих уроков ставлю не только знакомство с творческой мастерской писателя, углубление знаний о писателе и его произведениях (в младших классах мои ученики уже встречались с героями К. Г. Паустовского), но и осмысление важнейших нравственных проблем современности: отдаление и разобщенность близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого – трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Считаю, что восьмиклассникам необходим именно серьезный разговор о серьезных проблемах, разговор, который бы дошел до каждого.
Потому литературоведческую часть урока делаю только основой такого разговора.
На Первом уроке ребята вспоминают изученные ранее рассказы, в частности, еще раз проговаривают историю кота-ворюги. При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Делая выводы, обращаем внимание на сочетание легкости повествования с серьезностью темы, указываем на те приемы, что позволяют достичь такого эффекта: фарсовость сцен и глубокий лиризм пейзажных зарисовок, “очеловечивание” поведения кота и олицетворения в описаниях природы; осознаем глубокую взаимосвязь человека и природы в произведениях К. Г. Паустовского.
Рассказывая об истории создания рассказа “Телеграмма”, обращаюсь к “Золотой розе”, особо подчеркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьей, данной в учебнике: она еще раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского – умение воссоздавать жизнь во всей ее полноте, “заряжать” страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.
Если остается время, рассказ начинаем читать на уроке (предварительно рассказ не был прочитан). Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.
План-конспект второго урока
“…Никого в жизни нет и не будет родней…”
Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское – в камне.
Начинаю урок с вопросов.
– А что такое телеграмма? Вам приходилось получать ее? Представьте такой момент – что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа?
Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?
Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.