Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит к новой системе отношений с окружающими людьми На нее возложена обязанность не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться ным требованиям учебной деятельности Свобода дошкольного детства изменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни Семья начинает по-новому контролировать ребенка, в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня жесткие требования к ребенку, даже когда они оказываются в доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за саму с Эбе Необходимость воздержания от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создает сначала у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких — ведь она должна нести отв овидальнисть за свою новую жизнь и сама организовывать его Начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным, но и необходимостью организации св ого дня дома, в семьи сім’ї.Успехи ребенка в усвоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в предыдущих формах отношений, но и в учебной деятельности Характер адаптации к условиям жизни в младшем м школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие ЕЕ чувства личности В условиях чувствительности к изменению социального статуса ребенок в семье приобретает нового места и внутри семейных отношений: она ученик, ответственный человек, с ним советуютсяся.Школа ставит перед ребенком новые требования относительно речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой мысленно, выразительной, при общении языковые построения должны соответствовать овидаты ожиданиям, сложившиеся в культуре Именно в школе, без подсказки со стороны родителей о том, что следует сказать в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свой язык и прав ильного ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками.Общение становится особой школой социальных отношений Ребенок пока неосознаваемых открывает для себя существование разных стилей общения Начальная школа ставит ранее защищенную семьей, незначительным в личным опытом общения ребенка в ситуацию, где в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность — свое право быть равноправным в общении с другими людьмими.В сфере «ребенок — взрослый», кроме отношений «ребенок — родители», возникают новые отношения «ребенок учитель», которые поднимают ребенка на уровень общественных требований относительно ее поведения Учитель для ребенка воплощает но ормативни требования с большей определенностью, чем в семье, ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения Только учитель, который ставит требованиями ги перед ребенком, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, для стандартизации его поведения в системе социального пространства — обязанностей и прав В начальной школе дети при ймають новые условия, предъявляемые учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками, его влияние распространяется и на отношения в семье
8 причин, по которым дети не слышат своих родителей. Что делать, если ребенок вас игнорирует?
«О детях по-взрослому»: Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила Петрановская
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Прямо сейчас студенты читают про:
Виды колонн одноэтажных промышленных зданий. Назначение закладных деталей Для устройства каркасов одноэтажных промышленных зданий применяют железобетонные и стальные колонны.
Условные обозначения Объект Условное обозначение Объект Условное обозначение Строительные элементы Проезд Капитальная стена Колонна.
Стадии развития коллектива (по Лутошкину) «От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина.
Соотношение эволюционного и революционного путей развития психики Важными аспектами в изучении развития психики были соотнесение качественных и количественных параметров этого процесса.
Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ХИРУРГИИ Задача № 1 В хирургическом отделении находится пациент с диагнозом: заболевание желудка.
Сейчас читают про:







Источник: studopedia.ru
Ребёнок – родители ребёнок – сверстники (дети)
Впервые отношения «ребёнок – учитель» становятся отношением «ребёнок – общество» (ребёнок же к этому стремился, что проявлялось с кризиса 6-7 лет). В школе действует принцип «все равны перед законом», который реализуется в оценочной системе знаний. Поэтому ребёнок, как отмечал Д.Б. Эльконин, становится чуток к тому, как и к кому, относится учитель: плохо, если у учителя есть «любимчики», «нелюбимчики», так как это влияет на систему отношений «ребёнок – сверстники»: появляются «ябеды», «доносчики» среди детей.
Ситуация «ребёнок – учитель» начинает пронизывать всю жизнь ребёнка. Если в школе хорошо, то, как правило, и дома хорошо, и в отношениях с детьми – тоже.
Такая ситуация и является социальной ситуацией развития младшего школьника, которая, в свою очередь, требует новой ведущей деятельности. Этой деятельностью становится — учебная.
Как характеризовать эту деятельность? Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний. Но это недостаточно, так как и в игре ребёнок познаёт. Учебная деятельность – это деятельность, направленная на усвоение науки и культуры накопленных человечеством. Однако эти предметы (наука и культура) не даны как кубики, все они абстрактны.
С этими предметами необходимо научиться действовать, а для этого учебная деятельность должна быть сформирована. В этом и задача начальной школы.
Парадокс учебной деятельности для ребёнка состоит в том, что, действуя, он сам ничего в этих знаниях изменить не может (как ранее в игре, манипулируя предметами). Предметом же изменений становится сам ребёнок, сам субъект деятельности. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся.
Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». (Обухова, с.261-264). Процесс собственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет. Поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребёнок оценивается. Отметка и есть форма оценки изменений, происходящих в ребёнке.
Осуществление учебной деятельности возможно в том случае, если ребёнок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это даёт возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требованиям учителя и правилам школьной дисциплины, «надо», а также способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий.
Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных оценок и отчётов формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагает у младшего школьника формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии, как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. (Сапогова Е.Е.).
Структура учебной деятельности:
1. Учебная задача – это то, что ученик должен освоить.
2. Учебные действия – это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
3. Действия контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.
4. Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет.
Кроме учебной деятельности как ведущей, значительное место в развитии младшего школьника занимают игра, труд. (Обухова, с. 269-270).
Источник: studopedia.su
Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте
1.Социальная ситуация развития. В дошкольном возрасте сферами социальных отношений были: «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети». Эти системы связывались игровой деятельностью и не могли быть пересечены и влиять одна на другую. Результаты игровой деятельности не отражались на отношениях между ребенком и родителем.
Отношения внутри коллектива также не могли влиять на отношения внутри семьи. Они существовали параллельно, и от каждого из них зависело благополучие ребенка. С приходом в колу возникает новая структура взаимоотношений Система «ребенок-взрослый» дифференцируется:
«ребенок – взрослый»
«ребенок-учитель» «ребенок-родитель»
Отдельно существует система отношений «ребенок – дети». Система «ребенок-учитель» начинает определять отношения ребенка и к собственным родителям и к детям. Она становится центром жизни ребенка, определяет его поведение. Ребенок полностью зависим от учителя: от его мнения, оценки, высказывания и т.п.
«Ребенок – учитель»
«ребенок – родители» «ребенок — сверстники»
1. Учебная задача – то, что воспринимается в учебной деятельности как основное условие усвоения.
2. Учебные действия – способы решения учебной задачи и изменения учебного материала.
3. Действия контроля – рефлексивные действия, направленные на проверку правильности выполнения учебной деятельности.
4. Действия оценки – способы определения, достиг ли результата ученик или нет.
5. Учебные мотивы – побудители к выполнению учебной деятельности.
6. Взаимоотношения с учителем – система отношений, складывающаяся из социальной ситуации развития и заключающаяся в подчинении требованиям и правилам учителя.
7. Взаимоотношения со сверстниками – система отношений с одноклассниками, отражающая совместную направленность на выполнение учебной деятельности.
3. Особенности психического развития младшего школьника.
В младшем школьном возрасте огромные изменения происходят в познавательном развитии:
ü Память приобретает полностью произвольный характер. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу.
ü Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному, которое в большей степени выражается в наблюдении за объектом с подчинением определенной цели.
ü Внимание подчиняется учебной задаче: ребенок научается управлять своим вниманием, возрастает его объем, степень концентрации.
ü Учебная деятельность – основное условие развития логического мышления: оно приобретает абстрактный характер и становится обобщенным. Формируются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация, сериация.
ü Учебная деятельность активизирует развитие познавательных способностей. Происходит вербализация всей познавательной сферы.
ü Активное участие в процессе учебной деятельности отводится воле. Ее дальнейшее (после кризиса семи лет) развитие становится залогом успешного обучения в школе.
Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Однако изменения происходят и в других психических процессах. Эмоции ребенка приобретают устойчивый характер и становятся связанными с усвоением учебной деятельности.
Процессы самосознания также приобретают устойчивый характер и некоторые их компоненты (самооценка, рефлексивное мышление, самоконтроль) становятся для ребенка привычкой. Активно развивающийся интеллект в младшем школьном возрасте вносит свои изменения в личностную сферу. «Разумность» личностной сферы становится боле заметной, чем в старшем дошкольном возрасте. Интеллекту подчиняются мотивы, потребности; меняются смыслы поступков, теперь они подчиняются решению, а не импульсу. Итак, основные новообразования младшего школьного возраста:
1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация. Их внутреннее опосредование, которое происходит в силу овладения системой знаний, научных понятий.
2. Самосознание: осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Все эти предпосылки создают условия для развития очередной возрастной потребности и переходу к очередному периоду – подростковому возрасту.
Источник: studopedia.info