Характеристика систем отношений ребенок учитель ребенок одноклассник ребенок родители детей 6 7 лет

Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит к новой системе отношений с окружающими людьми На нее возложена обязанность не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться ным требованиям учебной деятельности Свобода дошкольного детства изменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни Семья начинает по-новому контролировать ребенка, в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня жесткие требования к ребенку, даже когда они оказываются в доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за саму с Эбе Необходимость воздержания от ситуативных импульсивных желаний и обязательная самоорганизация создает сначала у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких — ведь она должна нести отв овидальнисть за свою новую жизнь и сама организовывать его Начинается трудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным, но и необходимостью организации св ого дня дома, в семьи сім’ї.Успехи ребенка в усвоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в предыдущих формах отношений, но и в учебной деятельности Характер адаптации к условиям жизни в младшем м школьном возрасте и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие ЕЕ чувства личности В условиях чувствительности к изменению социального статуса ребенок в семье приобретает нового места и внутри семейных отношений: она ученик, ответственный человек, с ним советуютсяся.Школа ставит перед ребенком новые требования относительно речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой мысленно, выразительной, при общении языковые построения должны соответствовать овидаты ожиданиям, сложившиеся в культуре Именно в школе, без подсказки со стороны родителей о том, что следует сказать в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свой язык и прав ильного ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками.Общение становится особой школой социальных отношений Ребенок пока неосознаваемых открывает для себя существование разных стилей общения Начальная школа ставит ранее защищенную семьей, незначительным в личным опытом общения ребенка в ситуацию, где в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность — свое право быть равноправным в общении с другими людьмими.В сфере «ребенок — взрослый», кроме отношений «ребенок — родители», возникают новые отношения «ребенок учитель», которые поднимают ребенка на уровень общественных требований относительно ее поведения Учитель для ребенка воплощает но ормативни требования с большей определенностью, чем в семье, ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения Только учитель, который ставит требованиями ги перед ребенком, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, для стандартизации его поведения в системе социального пространства — обязанностей и прав В начальной школе дети при ймають новые условия, предъявляемые учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками, его влияние распространяется и на отношения в семье

Еще по теме:  Укажите в каком предложении местоимение употреблено неверно одноклассник пригласил

8 причин, по которым дети не слышат своих родителей. Что делать, если ребенок вас игнорирует?

«О детях по-взрослому»: Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила Петрановская

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Прямо сейчас студенты читают про:

Виды колонн одноэтажных промышленных зданий. Назначение закладных деталей Для устройства каркасов одноэтажных промышленных зданий применяют железобетонные и стальные колонны.
Условные обозначения Объект Условное обозначение Объект Условное обозначение Строительные элементы Проезд Капитальная стена Колонна.
Стадии развития коллектива (по Лутошкину) «От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина.
Соотношение эволюционного и революционного путей развития психики Важными аспектами в изучении развития психики были соотне­сение качественных и количественных параметров этого процесса.
Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ХИРУРГИИ Задача № 1 В хирургическом отделении находится пациент с диагнозом: заболевание желудка.

Сейчас читают про:

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image

Источник: studopedia.ru

Ребёнок – родители ребёнок – сверстники (дети)

Впервые отношения «ребёнок – учитель» становятся отношением «ребёнок – общество» (ребёнок же к этому стремился, что проявлялось с кризиса 6-7 лет). В школе действует принцип «все равны перед законом», который реализуется в оценочной системе знаний. Поэтому ребёнок, как отмечал Д.Б. Эльконин, становится чуток к тому, как и к кому, относится учитель: плохо, если у учителя есть «любимчики», «нелюбимчики», так как это влияет на систему отношений «ребёнок – сверстники»: появляются «ябеды», «доносчики» среди детей.

Ситуация «ребёнок – учитель» начинает пронизывать всю жизнь ребёнка. Если в школе хорошо, то, как правило, и дома хорошо, и в отношениях с детьми – тоже.

Такая ситуация и является социальной ситуацией развития младшего школьника, которая, в свою очередь, требует новой ведущей деятельности. Этой деятельностью становится — учебная.

Как характеризовать эту деятельность? Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний. Но это недостаточно, так как и в игре ребёнок познаёт. Учебная деятельность – это деятельность, направленная на усвоение науки и культуры накопленных человечеством. Однако эти предметы (наука и культура) не даны как кубики, все они абстрактны.

С этими предметами необходимо научиться действовать, а для этого учебная деятельность должна быть сформирована. В этом и задача начальной школы.

Парадокс учебной деятельности для ребёнка состоит в том, что, действуя, он сам ничего в этих знаниях изменить не может (как ранее в игре, манипулируя предметами). Предметом же изменений становится сам ребёнок, сам субъект деятельности. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся.

Еще по теме:  Что за русское лото в Одноклассниках

Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». (Обухова, с.261-264). Процесс собственного изменения, рефлексия на себя выделяется для самого субъекта как новый предмет. Поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребёнок оценивается. Отметка и есть форма оценки изменений, происходящих в ребёнке.

Осуществление учебной деятельности возможно в том случае, если ребёнок приучается управлять своими психическими процессами и поведением в целом. Это даёт возможность подчинять свои непосредственные «хочу» требованиям учителя и правилам школьной дисциплины, «надо», а также способствует формированию произвольности как особого, нового качества психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей и препятствий.

Необходимость контроля и самоконтроля, требования словесных оценок и отчётов формируют у младших школьников способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить предполагает у младшего школьника формирование умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии, как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. (Сапогова Е.Е.).

Структура учебной деятельности:

1. Учебная задача – это то, что ученик должен освоить.

2. Учебные действия – это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

3. Действия контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

4. Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Кроме учебной деятельности как ведущей, значительное место в развитии младшего школьника занимают игра, труд. (Обухова, с. 269-270).

Источник: studopedia.su

Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

1.Социальная ситуация развития. В дошкольном возрасте сферами социальных отношений были: «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети». Эти системы связывались игровой деятельностью и не могли быть пересечены и влиять одна на другую. Результаты игровой деятельности не отражались на отношениях между ребенком и родителем.

Отношения внутри коллектива также не могли влиять на отношения внутри семьи. Они существовали параллельно, и от каждого из них зависело благополучие ребенка. С приходом в колу возникает новая структура взаимоотношений Система «ребенок-взрослый» дифференцируется:

«ребенок – взрослый»

«ребенок-учитель» «ребенок-родитель»

Отдельно существует система отношений «ребенок – дети». Система «ребенок-учитель» начинает определять отношения ребенка и к собственным родителям и к детям. Она становится центром жизни ребенка, определяет его поведение. Ребенок полностью зависим от учителя: от его мнения, оценки, высказывания и т.п.

Еще по теме:  Что с одноклассниками сегодня 2018

«Ребенок – учитель»

«ребенок – родители» «ребенок — сверстники»

1. Учебная задача – то, что воспринимается в учебной деятельности как основное условие усвоения.

2. Учебные действия – способы решения учебной задачи и изменения учебного материала.

3. Действия контроля – рефлексивные действия, направленные на проверку правильности выполнения учебной деятельности.

4. Действия оценки – способы определения, достиг ли результата ученик или нет.

5. Учебные мотивы – побудители к выполнению учебной деятельности.

6. Взаимоотношения с учителем – система отношений, складывающаяся из социальной ситуации развития и заключающаяся в подчинении требованиям и правилам учителя.

7. Взаимоотношения со сверстниками – система отношений с одноклассниками, отражающая совместную направленность на выполнение учебной деятельности.

3. Особенности психического развития младшего школьника.

В младшем школьном возрасте огромные изменения происходят в познавательном развитии:

ü Память приобретает полностью произвольный характер. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу.

ü Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному, которое в большей степени выражается в наблюдении за объектом с подчинением определенной цели.

ü Внимание подчиняется учебной задаче: ребенок научается управлять своим вниманием, возрастает его объем, степень концентрации.

ü Учебная деятельность – основное условие развития логического мышления: оно приобретает абстрактный характер и становится обобщенным. Формируются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация, сериация.

ü Учебная деятельность активизирует развитие познавательных способностей. Происходит вербализация всей познавательной сферы.

ü Активное участие в процессе учебной деятельности отводится воле. Ее дальнейшее (после кризиса семи лет) развитие становится залогом успешного обучения в школе.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Однако изменения происходят и в других психических процессах. Эмоции ребенка приобретают устойчивый характер и становятся связанными с усвоением учебной деятельности.

Процессы самосознания также приобретают устойчивый характер и некоторые их компоненты (самооценка, рефлексивное мышление, самоконтроль) становятся для ребенка привычкой. Активно развивающийся интеллект в младшем школьном возрасте вносит свои изменения в личностную сферу. «Разумность» личностной сферы становится боле заметной, чем в старшем дошкольном возрасте. Интеллекту подчиняются мотивы, потребности; меняются смыслы поступков, теперь они подчиняются решению, а не импульсу. Итак, основные новообразования младшего школьного возраста:

1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация. Их внутреннее опосредование, которое происходит в силу овладения системой знаний, научных понятий.

2. Самосознание: осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Все эти предпосылки создают условия для развития очередной возрастной потребности и переходу к очередному периоду – подростковому возрасту.

Источник: studopedia.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...