В статье описывается опыт использования функционала крупнейшей в российском сегменте интернета социальной сети «ВКонтакте» в учебно-воспитательном процессе и организационно-методической работе.
Оценить 1026 0
Содержимое разработки
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
методист высшей категории,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Станция юных техников» г.Волгодонска
Аннотация: В статье описывается опыт использования функционала крупнейшей в российском сегменте интернета социальной сети «ВКонтакте» в учебно-воспитательном процессе и организационно-методической работе.
Урок 26. Смартфон от А до Я. Социальная сеть ВКонтакте. настройка, использование.
Концепция модернизации российского образования рассматривает информационную компетентность педагога, как один из показателей качества образования. Несмотря на активное внедрение в образовательный процесс современных информационных и коммуникационных технологий проблема их повсеместного использования является по-прежнему актуальной проблемой системы образования. Здесь важно понимать, что применение компьютерных технологий в образовании это не дань моде, а необходимость. Необходимость соответствовать сегодняшнему этапу развития уровня образования, когда без использования информационно-компьютерных технологий уже невозможно развить у учащихся интерес к обучению, эффективно и увлекательно провести занятие, развить у ребенка творческие способности и, в конце концов, быстро и эффективно преподнести, обработать и сохранить ту или иную информацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт и профессиональный стандарт педагога, который будет внедрен повсеместно уже в ближайшее время, рекомендуют создавать в образовательной организации информационно-образовательную среду: технические средства обучения, ИКТ, электронные и информационные ресурсы, дистанционные образовательные технологии.
Между тем, в применении их на практике существует целый ряд проблем: 1) недостаточны уровень финансирования, требуемый для повсеместного внедрения ИКТ в образовательных организациях всех уровней; 2) недостаточный уровень ИКТ-компетенций педагогов (опыт, навыки, умения), особенно среди педагогических работников среднего и предпенсионного возрастов, а зачастую их боязнь или отсутствие мотивации освоения новых технологий; 3) сетевые технологии (форумы, блоги, вики, образовательные порталы и автоматизированные системы дистанционного обучения) крайне непопулярны среди школьников и требуют от них специальных навыков для работы.
Сегодня решить эти проблемы могут социальные сети. Согласно результатам проведенного мной опроса среди педагогов МБУДО «Станция юных техников» г.Волгодонска большинство из них имеют личные профили в самых популярных социальных сетях, но лишь малая часть знает и еще меньшая использует их потенциал.
Применение социальной сети ВКОНТАКТЕ для дистанционного обучения.
Социальная сеть «ВКонтакте» является самой популярной платформой среди молодежи. Она уже давно перестала быть информационно-развлекательным сайтом. Сегодня, «ВКонтакте» — удобный инструмент и в учебно-воспитательном процессе и организационно-методической работе.
Достоинства социальной сети «ВКонтакте»:
доступность (просматривать содержимое можно даже без регистрации, регистрация бесплатная), а значит и открытость образовательного процесса (при необходимости есть возможность закрыть профиль, группу, создать тайное обсуждение);
высокая популярность среди школьников, интуитивно понятный интерфейс;
наличие мобильной версии (порядка 25% посещений происходит с мобильных телефонов);
психологический комфорт (общаясь с педагогом, школьники чувствуют себя более свободно, чем на занятиях: они могут задать «глупый» вопрос, не боясь выглядеть смешным среди сверстников);
возможность совместной деятельности, как персональной, так и групповой (обсуждения, обмен информацией (текстовые сообщения, видео- и аудиофайлы, опросы, текстовые документы, тестирование);
возможность непрерывного обучения с большими демонстрационными возможностями и использование как удобного канала связи (личные сообщения, обсуждения, сбор и обработка информации, оповещение учащихся и родителей о мероприятиях (новостях и т.д.).
Использование в организационно-методической работе
Социальная сеть «ВКонтакте» является удобным инструментом при организации образовательных событий. Пользователи могут создать как отдельную группу, так и отдельную страницу «Мероприятие». Данные страницы (группы) позволяют добавлять фото- и видеоматериалы, документы, создавать обсуждения, в ленте удобно публиковать новостные сообщения (есть функция таймера – опубликовать новость (пост) можно в нужное время и день, прикрепить карту), опросы, отправлять от имени сообщества (группы) сообщения подписчикам, организовать предварительную запись с получением необходимых данных (ФИО, возраст, школа, адрес электронной почты, телефон). Разнообразные приложения помогут организовать запись в учебную группу в онлайн режиме, опубликовать расписание занятий и даже собрать деньги на поездку в театр.
Подобный формат используется педагогическими работниками Станции юных техников ежегодно при организации разнообразных мероприятий: например, при проведении ежегодной научно-практической конференции Академии юных исследователей, создается новая вкладка «Мероприятие», что позволяет информировать ее участников о новостях конференции, выкладывать фотографии с конкретного мероприятия, что, в свою очередь, не создает путаницы, фотографии могут посмотреть или скачать все желающие, а также подобный формат является резервной копией всех файлов и информации, касающейся конкретного мероприятия.
Использование в образовательном процессе
Педагог и обучающиеся имеют возможность вести как личную переписку, так и общаться в чате, либо можно создать обсуждение по конкретной теме. Во всех этих способах можно обмениваться необходимой информацией: текстовые сообщения, документы и фотографии, аудио- и видеофайлы, опросы, граффити. Например, педагог «вывешивает» на стене или в разделе «обсуждения» тест по пройденной теме (или задания), обучающиеся выполняют и присылают ответы. Можно устроить коллективное обсуждение в онлайн режиме, сопроводив задания наглядными материалами, обеспечив к ним свободный доступ. Это могут быть картинки или обучающий видеоролик, аудиосообщение или подборка презентаций, схемы и таблицы, ссылки на сайты с необходимой информацией, методические пособия и т.п.
Большой популярностью среди школьников пользуется социальная сеть «ВКонтакте» при проведении конкурсов и фестивалей. Так, обучающиеся объединения «Школа юного журналиста», уже два года участвуют в фестивале-конкурсе «Атомсфера» (в рамках проекта «Школа Росатома), задания отборочного этапа, образовательные блоки и иную информацию организаторы размещают в специально созданной группе, здесь же принимают готовые работы, а в закрытой группе ведут работу по созданию электронной газеты. Более того, некоторые задания отборочного этапа проходят непосредственно в группе, что позволяет конкурсантам с разных городов взаимодействовать в онлайн режиме, тут же получая комментарии членов жюри и оценки.
Отметим, что все материалы, размещаемые в группе, предварительно отобраны педагогом, что исключает возможность использования обучающимися ошибочных данных.
Возможности в воспитательных целях
Социальная сеть «ВКонтакте» может стать незаменимым помощником для классного руководителя или руководителя секции, кружка, творческого объединения. Так, например, педагог может создать группу для конкретного класса и размещать в ней не только фотографии с прошедших мероприятий, но и обеспечить круглосуточную доступность к расписанию или быстро оповестить о произошедших в нем изменениях. Кроме того, возможности социальной сети позволяют взаимодействовать с родителями или коллегами, как на открытых площадках (стена, обсуждения), так и создав приватный чат или создать опрос с целью изучения мнения родителей и обучающихся о том или ином событии в жизни школы, класса.
Стоит обратить внимание на возможность реализации воспитательной функции посредством ведения новостной ленты. Педагог может выкладывать учебно-познавательные материалы (статьи, фотографии, музыку, фильмы), а по реакции обучающихся (по количеству просмотров, репостов, «лайков») определить насколько им интересен тот или иной контент.
Не стоит забывать о личности педагога как образце и примере для подражания. Хотите вы этого или нет, но будьте готовы, что дети станут постоянными посетителями вашего личного аккаунта. А значит, вы имеете еще один инструмент, который можно использовать в воспитательных целях.
Таким образом, использование социальной сети «ВКонтакте», позволит педагогу быть не только «на одной волне» с обучающимися, «идти в ногу со временем», но и поможет эффективно организовать как самостоятельную работу школьников, так и организационно-методическую и учебно-воспитательную.
И, пожалуйста, не забывайте, что сегодня социальные сети это не место праздного времяпровождения детей и подростков, не «вселенское зло» и рассадник пошлости и безкультурности, а реальность, в которой они живут. Нам, взрослым, никуда от нее не деться. И нужно ли? От нас с вами зависит то, чем мы ее наполним, увидев то, чем живут современные дети.
Источник: www.prodlenka.org