Всеобщая цифровизация образования требует поиска новых форм, методов и средств обучения. Социальные сети могут использоваться не только в качестве площадки для развлечения и общения (формального и неформального).
Как доказывают теоретический анализ проблемы и представленные в статье результаты исследования, они являются эффективным ресурсом расширения образовательного пространства обучающихся в процессе изучения различных дисциплин. Авторы поставили своей целью изучить методический потенциал, апробировать на практике и представить собственный опыт применения образовательных ресурсов социальной сети ВКонтакте в рамках лингвопрофессиональной подготовки студентов в неязыковой образовательной организации высшего образования. В ходе исследования был проанализирован контент различных сообществ рассматриваемой социальной сети и апробированы в учебном процессе предлагаемые англоязычные ресурсы для развития умений чтения (литература различных жанров, разработанные задания к текстам для тренировки навыков основных видов чтения), аудирования и говорения (отрывки из фильмов, видеоинтервью со звездами кино, документальные фильмы страноведческой и исторической тематики, видеоролики с объяснением лексико-грамматического материала) и письма (интерактивные упражнения для обучения иноязычной деловой переписки и составлению резюме). Несмотря на значительный методический потенциал ресурсов ВКонтакте, в статье не только подчеркиваются преимущества интеграции социальных сетей, но и выделяются сложности в организации учебного процесса. Представленное исследование позволяет в полной мере оценить педагогическую применимость социальных сетей в практике обучения иностранному языку в высшей школе.
Применение социальной сети ВКОНТАКТЕ для дистанционного обучения.
лингвопрофессиональная подготовка
иностранный язык
инфокоммуникационные технологии
социальная сеть
образовательные ресурсы
сетевой контент
1. Freeman C. Linton. The Development of Social Network Analysis: A Study in the Sociology of Science. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/239228599_The_Development_of_Social_Network_Analysis. (дата обращения: 01.07.2022)
2. Ansari Jamal Abdul Nasir, Ali Khan Nawab. Exploring the Role of Social Media in Collaborative Learning the New Domain of Learning. Smart Learning Environments. 2020. Vol.7(9). [Электронный ресурс]. URL: https://slejournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40561-020-00118-7 (дата обращения 10.07.2022).
DOI: 10.1186/s40561-020-00118-7.
3. Istifci Ilknur, Ucar Asiye Dogan. A Review of Research on the Use of Social Media in Language Teaching and Learning. Journal of Educational Technology and Online Learning. 2021. Vol.4(3). P. 475 488.
DOI:10.31681/jetol.922968.
4. Opitz Inga, Kasraeian Shirin, Demme Corinna Soziale Medien, DW im Unterricht.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/de/soziale-medien/a-52797561. (дата обращения: 11.07.2022)
5. Аксенова Д.Д., Бондалетов В.В. Становление социальной сети «ВКонтакте» в России // Материалы Афанасьевских чтений. 2020. С. 41-45.
Использование соцсети ВКонтакте в образовании
6. Соломатина А.Г. Социальные сети как инструмент повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 2(32). С. 230–235.
7. Roomi Mishal. 5 Advantages and Disadvantages of Social Media for Students. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hitechwhizz.com/2021/05/5-advantages-and-disadvantages-drawbacks-benefits-of-social-media-for-students.html. (дата обращения: 10.07.2022).
8. Cahyana Agus Agung Canis. The Use of Youtube Video in Teaching English for Foreign Language at Vocational High School. Jurnal Pendidikan Bahasa Inggris Indonesia. 2020. vol.2(3). [Электронный ресурс]. URL: https://ejournal-pasca.undiksha.ac.id/index.php/jpbi/article/view/3399 (дата обращения: 10.07.2022).
DOI: 10.23887/jpbi.v8i2.3399.
9. Наволочная Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Том 12.
Выпуск 2. С. 267–272.
10. Румянцева А.Ю. Дистанционное образование в ВК [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/distantsionnoe-obuchenie/2020/12/19/distantsionnoe-obrazovanie-v-vk (дата обращения: 15.07.2022).
11. Кергилова Н.В., Сазонова О.К. Использование социальных сетей в образовательном процессе вуза (на примере группы «ВКонтакте» «Педагогика и не только») // Сибирский педагогический журнал. 2017. №6. С.87-92.
Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь и продолжают набирать популярность, так как перестали быть для молодежи просто досугом, они присутствуют не только в частной, но и в общественной жизни. Социальные сети используются для общения, с целью обмена новостями, как площадка для развития бизнеса, инструмент для образования и саморазвития. В настоящее время наблюдается тенденция внедрения социальных сетей в учебный процесс, поскольку таким путем происходит модернизация сферы образования, результатом которой должен стать выход на новый качественный уровень.
На сегодняшний день отмечается рост интереса к использованию социальных сетей в учебном процессе по различным дисциплинам. В связи с этим авторы статьи поставили своей целью представить собственный опыт применения образовательных ресурсов социальной сети ВКонтакте на занятиях по иностранному языку, предварительно изучив их методический потенциал и апробировав его на практике.
Актуальность статьи определена необходимостью интеграции в учебный процесс в целом и в преподавание дисциплины «Иностранный язык» в частности инновационных подходов, позволяющих добиться интенсификации обучения в условиях модернизации образования.
Авторами был проведен теоретический анализ научно-педагогических источников по теме статьи, обобщен отечественный изарубежный опыт применения различных социальных сетей при обучении иностранному языку, проводились беседы с обучающимися и анкетирование. Результаты исследования могут использоваться преподавателями дисциплины «Иностранный язык» в очном, дистанционном и смешанном форматах обучения.
На сегодняшний день существует множество социальных сетей, которые используются для общения (Одноклассники, ВКонтакте, Tsu, Telegram и др.), для обмена медиаконтентом (YouTube, Vimeo), для отзывов и обзоров (TripAdvisor, Foursquare), для коллективных обсуждений (Reddit, Ixbt), для авторских записей (Twitter, Blogger), по интересам (Tagged, Last.fm).
Понятие «социальная сеть» ввел в 1954 г. социолог Джеймс Барнс еще до появления Интернета, и только в 1995 г. была создана первая в современном понимании соцсеть «Classmates.com» американцем Ренди Конрадсом [1]. В связи с этим за рубежом уже имеется богатый опыт интеграции социальных сетей в образовательный процесс [2-4], в России же это явление находится на этапе развития [5, 6].
Тем не менее, педагогическое сообщество осознает, что многие из сетей могут использоваться как инструмент, позволяющий дополнить и/или видоизменить традиционную форму обучения в аудитории.Например, YouTube, Wiki и блоги предоставляют огромное количество материалов по широкому кругу тем.Это одна из причин, почему ресурсы этих социальных сетей широко применяются на занятиях преподавателями за рубежом [7, 8]. Исследования показывают, что сервисы Web 2.0 дают возможность обучаться более эффективно, в связи с чем уже и многие отечественные ученые выступают за целенаправленную интеграцию социальных сетей в качестве образовательного инструмента [9, 10].
Согласно анализу различного рода статистик социальных сетей, в России сеть ВКонтакте является одной из популярных и входит в тройку самых посещаемых сайтов Рунета, она уже 15 лет используется россиянами [5]. Соцсеть прошла длинный путь – от платформы «не для всех» до площадки для неограниченного общения, бизнеса, обучения и т.д.
Согласно данным социологических исследований, наиболее популярна она у подростков, молодежи, а также людей в возрасте от 24 до 44 лет. Простой интерфейс, постоянная доработка и обновление возможностей очень важны для удобства пользования ресурсом. С одной стороны, ВКонтакте ничем не отличается от других и позволяет создать свой собственный профиль с информацией о себе, дает возможность общения с другими пользователями сайта путем личных сообщений и публичной информации (оставляя записи на сене или в сообществах и группах, комментируя фотографии или видео других). С другой стороны, главными возможностями являются прикрепление собственных документов и медиафайлов, а также использование чужих, что позволило стать сайту крупнейшим архивом медиафайлов Рунета. Благодаря этому информация легко и быстро распространяется среди подписчиков и пользователей, что удобно использовать в различных целях [5, 11].
Во ВКонтакте есть все, что позволяет применять сеть с образовательной целью: 1) все обучающиеся одной группы или по предмету объединяются в сообщества, а сделать его открытым или закрытым – решает сам преподаватель; 2) распространение информации и ее обсуждение в чате, ответы на вопросы личным сообщением или в общей беседе; 3) анонс к материалу (с комментариями, указанием срока выполнения);4) размещение текстового документа – конспектов, материалов к занятиям, методических рекомендаций по выполнению заданий и т.д.; 5) в текст добавляются гиперссылки, что позволяет обучающимся перейти на страницу любого веб-ресурса; 6) практически неограниченные возможности размещения медиафайлов: изображений, презентаций, видеороликов, аудиозаписей и плейлистов, опросов, GIF-анимации (при этом вложения могут быть из любого источника, а пройдя по ссылке, обучающиеся оказываются на необходимой странице); 7) объяснение и работа над учебным материалом в формате заранее записанного видео или прямой трансляции (вебинар).
Сложная эпидемиологическая обстановка во всем мире в 2020–2021 гг. заставила все педагогическое сообщество стихийно прейти на работу в онлайн-режиме и использовать все возможные средства для организации образовательного процесса без потери качества подготовки молодого поколения. В связи с этим авторами статьи было принято решение задействовать ресурсы социальных сетей для оптимизации преподавания дисциплины «Иностранный язык» студентам Воронежского института высоких технологий по направлениям подготовки «Информатика и вычислительная техника» и «Информационные системы и технологии» в период дистанционного обучения в 2021 г. Выбор социальной сети ВКонтакте в качестве инструмента обучения определен не только по причине понятного и удобного интерфейса, но и путем анкетирования студентов в данной образовательной организации высшего образования. Результаты опроса позволили выделить ВКонтакте среди других социальных сетей, образовательные ресурсы которых привлекают современное молодое поколение (таблица).
Процент студентов, наиболее часто использующих определенную социальную сеть (%)
Процент студентов, пользующихся образовательными ресурсами социальной сети (%)
Причины использования социальной сети
Источник: science-education.ru
Как сделать обучение интереснее с помощью цифры
Цифровые сервисы помогают разнообразить уроки, домашние задания — да и само общение с учениками и коллегами. Разобрались вместе с VK, какие сервисы компании можно использовать и в чём их преимущества.
VK Мессенджер
VK Мессенджер удобно использовать в образовательной коммуникации благодаря учебному профилю Сферум в этом приложении.
Какие в этом плюсы:
- Это отдельный учебный профиль — к нему нет доступа у пользователей, которые не состоят в сообществе школы. А значит, общаться в нём можно только с коллегами, учениками и их родителями.
- Дети защищены от контента 18+ и ненормативной лексики.
- Нет рекламы и подписок.
- Голосовые сообщения автоматически расшифровываются текстом.
- Чаты и звонки в одном месте — можно созваниваться с классом, а потом в том же окне писать им сообщения.
Какие можно создать чаты:
- Олимпиады — соберите в одном чате учеников, которые собираются участвовать в олимпиаде. Вам будет удобно загружать для них тренировочные задания и вместе обсуждать спорные моменты.
- Кружки по интересам — добавьте всех, кто хочет обсуждать книги или играть в шахматы. И присылайте в чат даты встреч, книги для обсуждения или шахматные дебюты для отработки.
- Творческие конкурсы — пусть ученики обсуждают номер для конкурса, декорации, ищут помощников и советуются с другими участниками.
- Поездки — не все ученики ездят с классом, тем более в другие города. Поэтому отдельный чат необходим. Сюда можно прислать все организационные вопросы, попросить отправить сканы подписанных документов от родителей и предупредить о нюансах.
Голосовой помощник Маруся
Умная колонка VK Капсула с голосовым помощником Марусей помогает учителям проводить уроки ещё интереснее и разнообразнее.
Например, учитель английского языка Юлия Емельянова уже не представляет занятий без Маруси . Вместе с учениками они спрашивают значения новых слов, узнают переводы, слушают гимн страны, которую изучают на уроке, устраивают виртуальную экскурсию по разным городам с помощью аудиогидов, спрашивают интересные факты, проводят викторины.
На сайте Маруси вы найдёте все функции, которыми она владеет. Есть отдельный раздел «Образование» , но функции для развлечений или спорта тоже можно интегрировать на занятиях. Также на сайте вы найдёте правильные формулировки запросов к голосовому помощнику.
Юлия отмечают следующие плюсы голосового помощника Маруси.
- Эффект неожиданности. Ученики не ожидают, что на уроке окажется ещё один участник диалога и виртуальный помощник.
- Непредсказуемый поворот. Никогда не знаешь, как поведёт себя Маруся и что расскажет. Но при этом учитель всегда чувствует себя защищённым, потому что у Маруси есть детский режим. Помощник не откроет ненужные ссылки или не скажет двусмысленную фразу.
- Интерактив. Уроки становятся ещё интереснее, а ученики — ещё вовлечённее в процесс обучения.
- Определите цель — чем Маруся поможет вам на уроке.
- Проанализируйте ход урока, найдите те моменты, где голосовой помощник максимально впишется.
- Отрепетируйте ход взаимодействия с голосовым помощником. Запишите, как правильно к ней обратиться.
- Установите детский режим и настройте качественное соединение с интернетом.
- Не забудьте отключать микрофон в тех моментах, когда Маруся не нужна.
- После урока проанализируйте ошибки в использовании голосового помощника.
Мини-приложения
Это сервисы ВКонтакте, которые помогут провести интересный тест или подскажут ученикам ответы на сложные вопросы по физике, химии, программированию. Любая школа или кружок могут сделать собственный сервис — но на платформе уже собрано около 40 готовых приложений, которые подойдут для разных задач.
Например, в приложении «Тесты 2.0» можно провести контрольную работу, для которой вы сами составите вопросы. А затем сможете посмотреть подробную статистику по ученикам и их ответам. Если будет непонятно, как это сделать, изучите инструкцию к приложению .
А приложение «Карточки» поможет выучить новые английские слова, термины из литературы, сложные формулы из математики и физики. Можно добавлять свои карточки или из коллекции — а потом проверять себя.
Также мини-приложения будут полезны для учеников, которые скоро будут сдавать ЕГЭ и поступать в вузы. Например, в приложении «ЕГЭ 2023 Биология и Химия» можно ежедневно решать задания по этим предметам.
А приложение «Поступи в СПБ» подберёт университеты по выбранной профессии и даст по ним краткую информацию: есть ли общежитие, на какой станции метро находится, какой у него адрес и сайт. Кстати, если ученик не знает, на кого поступать, порекомендуйте ему приложение «Профориентация» , которое поможет выбрать профессию.
Все мини-приложения ВКонтакте для обучения можно посмотреть здесь .
Попробуйте применить цифру в школе — это поможет улучшить контакт с учениками и вовлечь их в обучение!
Источник: prof-sferum.ru
На базе ВКонтакте создают «Цифровую образовательную среду»
Мы уже создали цифровую образовательную среду, которая дополняет традиционное обучение, отвечает на вызовы и усиливает классическое образование. Цифровая образовательная среда включает отечественную систему видео-конференц-связи, чтобы отказаться от зарубежных аналогов, отечественную социальную сеть для общения учеников, родителей, учителей. Весь контент в цифровой образовательной среде проверен, соответствует федеральным государственным стандартам и проверяется экспертами.
Таким образом Министр просвещения Сергей Кравцов анонсировал новый образовательный сервис Сферум, сделанный на технологиях ВКонтакте.
Для регистрации в Сферуме надо иметь аккаунт во ВКонтакте, выбрать одну из немногочисленных из доступных школ и класс в ней и роль (учитель, учащийся). Дальше ждать подтверждения регистрации. Школ Москвы и Санкт-Петербурга в Сферуме пока нет.
Без подтверждения ничего делать нельзя, поэтому о каких проверенных образовательных ресурсах говорил Сергей Кравцов — пока не ясно.
Является ли Сферум форком ВКонтакте
Хотя Сферум использует частично технологии ВКонтакте, похоже это не форк, а отдельный проект, использующий инфраструктуру ВКонтакте как отдельные сервисы для размещения документов, ВКС, сообщений и т.д., на это указывает использование webpack и ReactJS для самого сайта sferum.ru и серверов в *.vk.com для ряда сервисов.
Источник: habr.com