Недавно начала чувствовать себя грустно и одиноко, считаю себя неудачницей, которая не достойна того, чтобы со мной общались. При общении с людьми (в последнее время даже с друзьми) часто происходят неловкие паузы, есть скука, скованность, закрытость. Я всегда считала себя неинтересным и довольно скучным человеком и раньше тоже у меня были проблемы в общении (не могу найти тему для разговора), но я никогда не переживала по этому поводу и жила в своё удовольствие, но вот в последнее время это стало для меня серьёзной проблемой. Я мечтаю найти друзей, людей, с которыми мне будет интересно общаться, с которыми не придется подбирать слова, а просто быть самой собой. Спасибо за ответ.
Есть вопросы?
Спросите психолога прямо сейчас!
07 июл. 2021
Давайте начнем с вопросов, которые содержатся в условиях консультации. Буду ждать от Вас подробные ответы, затем двинемся далее.
И вот еще вопрос:
А что изменилось в последнее время? Почему проблема не волновала Вас ранее, а теперь стала проблемой?
Михаил Лабковский — Проблемы в общении
07 июл. 2021
(изменено 07 июл. 2021)
В последнее время у меня окончательно испортились отношения с мамой (они с самого моего детства не были хорошими) у нас потерялась какая-то связь, она стала мне как будто чужим человеком.
Честно сказать, я и сама не знаю почему это вдруг стало для меня проблемой. Мне кажется, будто бы я одна в этом мире и никто не может меня поддержать и понять. Ощущение, будто бы я не из этого мира и все люди ненастоящие, не слышат меня. Такого раньше не было.
Могу сказать ещё, что для меня всегда было важно именно влиться в коллектив и я всегда старалась найти общий язык с человеком, но просто это не имело особого значения у меня в жизни
07 июл. 2021
Ольга, я прочитала. Вернитесь, пожалуйста, к вопросам в условиях. Они задают вектор в направлении консультирования. Вы же хотите получить качественную консультацию?
07 июл. 2021
Извините, не увидела.
4. Мама, бабушка, я (иногда ко мне приезжал отец, они с мамой в разводе)
5. С родителями. Мама, бабушка
6. Астрология, йога, медитация, но в последнее время ничего неинтересно стало, только мадитирую
7. Неумение общаться с людьми
8. У меня еще в детские саду были проблемы с детьми, но в школьное время (1-7) классы я прекрасно общалась с одноклассниками, основная проблема началась скорее всего в 9 классе
9. В 7-8 классе один парень сказал, что ему со мной очень скучно из-за чего мы перестали с ним общаться (мне также скучно было неинтересно с ним общаться). Егослова засели у меня в голове и с тех пор я каждый раз задумываюсь о том, в хорошо комфортно ли человекеку со мной (что только ещё сильнее сбивает меня и я начинаю нервничать и переживать).
10. Я просто решила, что мне надо стать интересной личностью с которой будет интересно общаться. Начала читать книги, пробовать себя во многом, занялась собой. На самом деле первое время людям и правда интересно со мной и они говорят мне об этом, но я все равно загоняюсь и думаю, что это только на первое время и это пройдет и человек снова потеряет ко мне интерес (в конечном итоге общение сходит на «нет»).
Одноклассники: проблемы в общении детей со сверстниками в школе
Мне самой как будто в тягость общаться, нет желания слушать человека, самой неинтересно, но когда это желание появляется и мне очень хочется о чем-то рассказать, то моему собеседнику становится интересно меня слушать
11 Почему у меня не получается найти общий язык с людьми
12 Хочу узнать в каком направлении мне стоит двигаться, понять хотя бы основу, суть моей проблемы
13 Честно сказать, я сама не знаю
07 июл. 2021
Спасибо, Ольга за ответы! Вижу, что Вы интересная личность. Возможно, обладаете важными, но не явными знаниями о жизни.
В последнее время ничего неинтересно стало, только мадитирую
Последнее время продолжается уже сколько?
У меня еще в детские саду были проблемы с детьми
В чем это проявлялось? Плохая речь или эмоциональные переживания?
Основная проблема началась скорее всего в 9 классе
Какие события предшествовали началу проблемы?
Его слова засели у меня в голове и с тех пор я каждый раз задумываюсь о том, в хорошо комфортно ли человекеку со мной
Здорово, что Вы думаете о других! Но доверяете ли Вы людям?
На мой взгляд, если человеку не интересно, то он может прекратить общение. Ну, а если он остается в общении, значит, ему что-то еще нужно от общения? Вы с этим согласны?
Как думаете, почему тот парень оставался с вами в общении?
А для чего в общении остаетесь Вы, когда понимаете, что стало не интересно? Что ожидаете и на что рассчитываете?
Я просто решила, что мне надо стать интересной личностью с которой будет интересно общаться. Начала читать книги, пробовать себя во многом, занялась собой.
Вам от этого было кайфово? С удовольствием ли Вы занимались саморазвитием?
Назовите, пожалуйста, 5 самых интересных тем саморазвития, которые Вам доставляют много удовольствия?
Перечислите, пожалуйста, цели, которые Вы ставите пред собой на ближайшие полгода.
Но я все равно загоняюсь и думаю, что это только на первое время и это пройдет и человек снова потеряет ко мне интерес (в конечном итоге общение сходит на «нет»).
Замечаете ли Вы, как Вы принимаете решение за других людей? То есть Вы уже за них решили, что скоро им будет не интересно. Ну, а дальше Вы же сами и помогаете им сделать Ваше решение явным.
Давайте, здесь поисследуем.
Вспомните ситуации и расскажите, в какой момент Вы начинаете «загоняться»? Что происходит далее?
Мне самой как будто в тягость общаться, нет желания слушать человека, самой неинтересно,
Почему не интересно? Вы заранее знаете, что человек скучный? Или послушав человека, Вы понимаете, что то, о чем он говорит Вам не интересно?
Когда не интересно, как Вы поступаете? Долго ли терпите такое общение?
Почему у меня не получается найти общий язык с людьми
Что для Вас значит «найти общий язык»? Поясните.
Если не секрет, сколько Вам на самом деле лет?
С нетерпением жду Ваши ответы, Ольга.
08 июл. 2021
Последнее время продолжается уже сколько?
С апреля 2021 у меня такое состояние (даже фильмы смотреть сложно). Равнодушие ко всему.
В чем это проявлялось? Плохая речь или эмоциональные переживания?
Эмоциональные переживания, частые ссоры
Какие события предшествовали началу проблемы?
Только то, что я уже рассказала
Здорово, что Вы думаете о других! Но доверяете ли Вы людям?
Мне кажется, что я не совсем доверяю людям, но я могу рассказать о своим переживаниях друзьям
На мой взгляд, если человеку не интересно, то он может прекратить общение. Ну, а если он остается в общении, значит, ему что-то еще нужно от общения? Вы с этим согласны?
Как думаете, почему тот парень оставался с вами в общении?
Он надеялся, что все наладится и мы снова будем общаться, как прежде (мы общались несколько месяцев, а потом нам стало не о чем поговорить)
А для чего в общении остаетесь Вы, когда понимаете, что стало не интересно? Что ожидаете и на что рассчитываете?
Не хочется терять человека, да и у самой есть какая-то надежда, что все можно исправить
Вам от этого было кайфово? С удовольствием ли Вы занимались саморазвитием?
Не всегда с удовольствием. Многое я бросала (например мыловарение).
Назовите, пожалуйста, 5 самых интересных тем саморазвития, которые Вам доставляют много удовольствия?
Йога, медитация, рисование, астрология, сборка кубика Рубика.
Перечислите, пожалуйста, цели, которые Вы ставите пред собой на ближайшие полгода.
Выучить английский до уровня С1
Замечаете ли Вы, как Вы принимаете решение за других людей?
Да, заметила это давно
Вспомните ситуации и расскажите, в какой момент Вы начинаете «загоняться»? Что происходит далее?
Это происходит сразу же при знакомстве. Сначала я пытаюсь себя држать в руках и не подавать виду, что меня что-то не устраивает, но потом я сама непроизвольно наначинаю делать все возможное, чтобы человек перестал со мной общаться. Начинаю часто спрашивать все ли его устраивает и т. Д (мне бы самой это надоело)
Почему не интересно? Вы заранее знаете, что человек скучный? Или послушав человека, Вы понимаете, что то, о чем он говорит Вам не интересно?
Есть ощущение, что только я вкладываюсь в общение (даже если человек мне пишет первым) и из-за этого пропадает интерес, но и часто бывает такое, что мне просто не интересно слушать человека
Когда не интересно, как Вы поступаете? Долго ли терпите такое общение?
Стараюсь найти общие темы для разговора. Нет, оно быстро прекращается (максимум месяц)
Что для Вас значит «найти общий язык»? Поясните.
Взаимопонимание, умение договориться и пойти на уступки, общие инттересы и темы для разговора
08 июл. 2021
Да, Ольга! Я так и поняла, что Вы моложе указанного возраста. Собственно вопросы, которые возникают у Вас характерны подросткам.
Замечаете ли Вы, как много Вы делаете того, что не хочется Вам в глубине души. Например: общение для того, чтобы человек остался в друзьях, саморазвитие для того, чтобы кому-то понравиться. Думаю, что без этого точно можно обойтись.
Ольга, я дам Вам рекомендации и консультацию завершим, поскольку не имею право консультировать людей младше 18 лет.
- Вместе с родителем или по просьбе родителя Вы можете обратиться к психологу. Заказчиком консультации должен быть совершеннолетний человек. Это можно сделать на нашем портале. Буду рада Вам помочь, поскольку подростки и детско-родительские отношения вокруг них — это мои направления работы. Рекомендую выбирать скайп-встречи. Я бы поработала с самоценностью и межличностным общением.
- Вместе с родителем необходимо обратиться к психиатру и исключить депрессивное состояние. Доктор определит необходимо ли применение медикаментозной терапии. Это первое, что нужно сделать.
После завершения консультации, пожалуйста, оставьте Ваш отзыв-впечатление. Для меня это важно!
Олечка, была рада знакомству и общению! Буду рада продолжить далее, если будет на это желание родителя. Всего доброго! С уважением, Кира.
Источник: psysovet.ru
Внеклассное мероприятие «Проблемы общения»
![]()
Скачать
презентацию
Конкурсная работа
Тема: «ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ».
Класс: 10 — 11
Продолжительность мероприятия: 60 мин.
Участники собрания: классный руководитель, педагог-психолог, обучающиеся.
Тип мероприятия: внеклассное мероприятие
Цель: развитие коммуникативной компетенции обучающихся через групповые формы деятельности
1. Создание условий для формирования у обучающихся навыков продуктивного общения.
2. Создание эмоционального настроя на эффективную совместную работу в группе.
3. Создание условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся.
Форма проведения собрания: интерактивная деловая игра.
Ожидаемые результаты: внеклассное мероприятие поможет обучающимся находить пути разрешения проблем, возникающих при общении.
Время проведения: в 10 классе – 1неделя нового учебного года (если класс «сборный»); в 11 классе – по необходимости.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал (листы ватмана по числу групп, цветные маркеры, цветные жетоны, 4 цветных флажка)
Структура мероприятия.
Вступительное слово учителя
Знакомство с правилами игры
Участие в игре (всего 5 этапов)
1 этап – 3 минут
2 этап – 3 минут
3 этап – 3 минут
4 этап – 15 минут
5 этап – до 5 мину
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеклассное мероприятие «Проблемы общения» адресовано обучающимся 10-11 классов. Форма проведения – интерактивная игра «вертушка». Данная форма соответствует возрастным особенностям школьников. В ходе игры участники получат возможность увидеть и проанализировать проблемы, которые могут возникнуть у школьников при общении с разными категориями. Наметить пути их разрешения.
Апробация такой формы проведения внеклассного мероприятия показала, что в ходе игры достигается оптимальная активность участников на протяжении всего мероприятия. У школьников формируются навыки аналитической деятельности, развивается коммуникативная компетентность.
Во время проведения всего мероприятия педагог-психолог наблюдает за детьми, анализирует их действия. С необходимой информацией делится с классным руководителем или с конкретными ребятами.
Особенность данной формы: на каждом этапе игры обучающиеся прежде чем выполнить свое задание, должны проанализировать ответы предыдущих групп, найти связь со своим мнением. Это позволяет поддерживать активность школьников в течение Данная технология была успешно применена при проведении родительского собрания, городского слета молодых учителей.
Вступительное слово учителя
Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на внеклассном мероприятии «Проблемы общения» (Слайд 1). Тема выбрана не случайно.
Невозможно представить себе развитие человека, его существование как личности, без связи с обществом, вне формального общения с другими людьми. Поэтому общение является существенным условием любых форм социальной и индивидуальной жизнедеятельности человека. Социальный опыт и повседневные практики. (Слайд 2)
Однако, в последние годы люди стали значительно меньше взаимодействовать друг с другом вербально. Общение в соцсетях многим из вас почти заменило реальное. Ситуация, когда рассказываешь собеседнику свои мысли и при этом не смотришь в глаза, сегодня типична. И как следствие, отсутствие социального опыта коммуникации со взрослыми и сверстниками.
И как следствие, возникают проблемы в общении, которые нужно научиться правильно разрешать. Мы постараемся вместе рассмотреть проблемы, связанные с общением, найти пути их преодоления.
Эпиграфом нашего мероприятия могут стать слова Экзюпери: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения». (Слайд 3)
Ребята, сегодня наше мероприятие мы проведем в виде интерактивной игры. На моем столе находятся цветные жетоны: красные, зеленые, желтые, синие. Я прошу вас подойти и выбрать жетон определенного цвета, по вашему усмотрению.
(школьники выбирают жетон, далее группы формируются по цветам жетонов).
Знакомство с правилами игры
Я вижу, что с выбором цвета вы все определились. Прошу вас подойти к тому столу, на котором стоит флажок, цвет которого совпадает с цветом вашего жетона. Спасибо! Таким образом, у нас получились 4 группы.
Прошу вас прослушать правила. Игра состоит из пяти этапов.
На каждом столе лежат листы ватмана. Каждой команде нужно за три минуты записать по три проблемы:
— команде «красных» — при общении с родителями;
— команде «синих» — при общении с учителями;
— команде «зеленых» — при общении с одноклассниками;
— команде «желтых; — при общении со сверстниками по месту жительства.
(По сигналу ведущего (классного руководителя) этой игры переход команды к другому столу)
На этом этапе нужно написать по три задачи, которые необходимо решить, чтобы преодолеть обозначенные проблемы. Время 3 минуты.
— команде «красных» — задачи при решении проблем общения со сверстниками;
— команде «синих» — задачи при решении проблем общения с одноклассниками;
— команде «зеленых» — задачи при решении проблем общения с учителями;
— команде «желтых » — задачи при решении проблем общения с родителями;
(По сигналу ведущего (классного руководителя) этой игры переход команды к другому столу)
На этом этапе нужно написать по три мероприятия, которые необходимо провести, чтобы преодолеть обозначенные проблемы и решить намеченные задачи. Время 3 минуты.
— команде «красных» — с одноклассниками;
— команде «синих» — задачи при решении проблем общения со сверстниками;
— команде «зеленых» — задачи при решении проблем общения с родителями;
— команде «желтых » — задачи при решении проблем общения с учителями;
(По сигналу ведущего (классного руководителя) этой игры переход команды к другому столу)
Время работы на этом этапе – 15 минут. У каждой команды есть категория проблем, задачи и мероприятия, направленные на разрешение обозначенных проблемы. Вам необходимо проанализировать все то, что вам оставили предыдущие группы и за 15 минут подготовить защиту мини – проекта. Форма представления проекта любая, время до 5 минут.
(В результате переходов, участники каждой группы получили незнакомый набор проблем, задач, мероприятий по их преодолению. На этом этапе уместно напомнить школьникам и о «мозговом штурме», и о распределении ролей при подготовке мини-проекта).
Каждая команда представляет свой мини-проект.
(Опыт проведения мероприятий в данной форме показал, что ребята представляют свои мини – проекты в различных в видах: разыгрывания какой-то реальной ситуации, агитбригады, в форме «облака», квеста).
Ребята! Я благодарю вас за активное участие в нашем мероприятии. Мне понравились ваши проекты. Вы подняли очень важные проблемы, которые при общении может испытать каждый. Вы выдвигали нужные задачи и намечали правильные пути решения.
Хотя, я могу предположить, что это было не всегда легко.
Мне хотелось бы от вас услышать мнения о нашем мероприятии в целом, что полезного для себя вы возьмете при дальнейшем общении.
(звучат ответы школьников )
Дорогие ребята! Спасибо за ваши ответы и рассуждения. Я думаю, что наше «живое» общение принесло вам массу положительных эмоций. Я уверена, что сегодня многие из вас открыли своих одноклассников, как приятных собеседников, единомышленников, с которыми приятно общаться. До новых встреч! (Слайд 4)
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Коммуникативные проблемы у детей

Для многих взрослых проблемы в общении детей кажутся несерьезными. В действительности, у детей масса проблем в коммуникации и много переживаний, которые они не вполне осознают, но ранимой и незащищенной детской психике трудно с ними справляться. Какие же коммуникативные проблемы могут быть у ребенка? Об этом поговорим в данной статье.
Причины коммуникативных проблем у ребенка
Для детского возраста характерно активное общение со сверстниками, организация совместных игр, постоянный обмен информацией. Но в любом детском коллективе найдутся малыши, которые ведут себя несколько отстраненно по отношению к другим детям.
По каким же причинам у некоторых детей возникают проблемы в общении?
- Застенчивый ребенок. Малышу кажется, что если он сделает что-то не так, это вызовет насмешки у окружающих. Застенчивость — один из ярких признаков закомплексованности, когда даже при похвале ребенок смущается и пытается спрятаться от внимания;
- Ребенок-интроверт. Они старательно избегают общения, поскольку имеют скрытный внутренний мир, испытывают в общении тревожность и страх. Интроверт уверен в своих силах, но в силу характера и особенностей личности ему комфортно в одиночестве либо в обществе небольшого числа людей.
- Влияние семьи. Самовыражение личности малыша, в первую очередь, происходит в семье. Если ребенок растет в семье, где считаются с его мнением, поддерживают в нем инициативу и поощряют самостоятельность, то в обществе такие дети ждут к себе подобного отношения. В случае, когда ребенка в семье игнорируют, не прислушиваются к нему и не понимают его потребностей, среди сверстников такой ребенок не находит поддержки и взаимопонимания.
Возрастные трудности общения
Каждый возрастной этап развития ребенка имеет свои особенности и проблемы коммуникативных навыков. Трудности в общении зависят также и от индивидуальных черт характера и темперамента детей. Каковы коммуникативные проблемы у детей на разных этапах взросления:
От полутора до трех лет
- В ясельном возрасте самым сложным моментом считается разрыв эмоциональной связи с мамой.
Малыш не может воспринять реальность, когда мама на весь день отлучается от него, оставляя у чужих людей. Новое окружение в лице воспитателя и сверстников никак не может заменить материнскую эмоциональную связь, и малыша всё вокруг начинает раздражать. Так порождаются проблемы с адаптацией в новом коллективе.
- Следующей трудностью в коммуникативных отношениях малыша является установление отношений с другими детьми.
В данном возрасте ребенок воспринимает сверстников как неодушевленные предметы, относится так, как к игрушкам. Поэтому могут возникнуть ситуации, когда малыш дергает кого-то за волосы или толкает. Привыкший к принципу общения в данном возрасте «действие — результат», ребенок должен в ответ услышать плач или крик.
В ясельном возрасте говорить о коллективе и коммуникативных связях рано, поскольку дети играют отдельно от сверстников и слушаются взрослых. Поэтому задача воспитателя и родителей вовлечь малыша в совместные игры с другими детьми и развивать коммуникацию. Ближе к трем годам ребенок начинает сравнивать себя с другими и делает свои умозаключения. Ему хочется выделиться и получить похвалу окружающих, иначе у малыша складывается впечатление, что он не такой как все, становится замкнутым или агрессивным.
Советы: Обязанность родителей в данном периоде — подготовка к посещению детсада. Ранняя подготовка к новым условиям — самостоятельное одевание, умение пользоваться столовыми приборами и т.п. поможет эффективно преодолеть трудности. Если, придя в группу, малыш почувствует, что обладает многими навыками не хуже других, это во много раз облегчит задачу адаптации.
Кроме того, воспитатели таких детей часто ставят в пример другим, а это воспитывает уверенность в собственных силах и укрепляет самостоятельность. Чтобы разлука с мамой прошла безболезненно, необходимо малыша чаще оставлять с бабушкой или няней. Основным моментом должна быть уверенность крохи в том, что мама непременно вернется.
Важно за несколько месяцев до посещения садика рассказать ребенку о режиме и занятиях. Не следует обманывать малыша, обещая ему, что вы вернетесь очень скоро и т.п. Ребенок должен точно знать, что мама придет за ним, например, после дневного сна. Иными словами, для ребенка необходима правдивая психологическая подготовка к ситуациям, в которых он в действительности окажется.
От трех до четырех лет
Это период накопления важного опыта общения со сверстниками. Считается, что этот этап наиболее сложный для малыша. В отношениях с другими детьми на первый план выходит детский эгоизм. В этом возрасте появляются первые дружеские отношения, хотя они бывают неустойчивыми: сегодня — один друг, завтра — уже другой.
Советы: Родители должны объяснить малышу элементарные правила общения, дать понять малышу, что у сверстников тоже есть определенные потребности и желания. Можно придумать с ребенком ролевые игры, рассматривая разные модели поведения в коллективе. В процессе игры вы можете научить ребенка, что в общении нужно не только брать, но и отдавать, тем самым корректируя проявление детского эгоизма.
От четырех до пяти лет
Общение переходит на новый уровень, когда ребенок становится неотделим от коллектива. Чаще звучит слово «мы». В детском коллективе появляются лидеры, которые становятся для окружающих детей важнее, чем взрослые. Для малыша в этом периоде актуально не выделяться, а быть в общем коллективе, поступать как все.
Советы: Все указания родителей относительно того, что «нужно иметь свою голову на плечах» бесполезны. Малыш должен научиться анализировать свои и чужие действия и поступки. Научите его делать выводы, иметь собственное мнение, таким образом формируя адекватную самооценку. Не следует выяснять у малыша, кто организатор тех или иных неприятностей в детском коллективе, дети не прощают предательства. Лучше поработайте со своим ребенком, научив высказывать свое мнение смело и независимо.
От пяти до семи лет
Происходит процесс поиска своего места в коллективе. Имея достаточное мнение о себе и своих потребностях, ребенок пытается найти свою нишу. Ему необходимо пройти некоторый путь, на котором он должен показать коллективу, какое место он займет в соответствии со своими потребностями, умениями и навыками. Дети этого возраста находят друзей в коллективе.
Обычно это несколько сверстников, с которыми ребенок более близко контактирует. Дружба, в основном, по интересам. Но уже на данном этапе закладываются ростки настоящей дружбы.
Советы: Малыш уже знает, какие качества и черты необходимы в коллективе. Задача родителей не навязывать свои представления, а помочь ребенку выработать нужные качества. Систематически обсуждайте с малышом ситуации в детском коллективе, отвечайте на вопросы, учите думать и делать выводы.
От семи до одиннадцати лет
Ребенок приходит в новый коллектив с определенными навыками коммуникации. Значимой личностью на данном этапе является первый учитель, поэтому на первых порах все внимание детей приковано к его личности. В коммуникативных связях с одноклассниками ребенок много анализирует свои качества и способности, стремится к самовыражению. Основную оценку своей индивидуальности ждет от взрослых.
Советы: Необходимо помогать ребенку познавать окружающих людей, их взгляды на жизнь и события, учить понимать, о чем думают другие, какие у них потребности. От родителей требуется больше доверительного отношения к детям, продолжительного общения, совместного проведения досуга. Если до этого возраста общение между детьми складывалось, в основном, спонтанно, то теперь родители и учителя должны учить правильно общаться и дружить.
От одиннадцати до шестнадцати лет
Возраст расцвета общения. В многочисленных коммуникациях подросток ищет и формирует жизненные принципы. Трудности могут возникнуть в процессе самосознания и определения места собственного «Я». Возникает необходимость позаботиться о выборе будущей профессии. Появляется интерес к противоположному полу, первая влюбленность.
Часто эти проблемы трудноразрешимы для подростка.
Советы: Важно понять, что перед вами уже не маленький ребенок, а взрослый человек, имеющий собственные взгляды. Так как возраст предполагает множество связей в разных социальных группах, родители должны с большим вниманием относиться к выбору своего ребенка. Не запрещать общаться с теми или иными детьми, а деликатно объяснять положительные и негативные стороны такого общения. Если контакт родителей с ребенком до этого возраста не был утерян, родители могут доверительно относиться к выбору ребенка. Только внимание, любовь, забота, диалог на равных смогут разрешить возникающие проблемы подросткового возраста.
Расширение круга общения детей, развитие способности выражать свои чувства, создание ситуаций, когда общение необходимо — с помощью этих методов можно успешно преодолеть трудности и помочь ребенку перейти на новый этап коммуникативного развития.
Важная роль в этой нелегкой работе принадлежит родителям и педагогам. Внимательное, заботливое, чуткое отношение родителей, профессиональное участие специалистов способствуют тому, что детский коллектив живет и развивается как единое здоровое целое.
Источник: kukuriku.ru