Исследовательская работа происхождение фамилий моих одноклассников

Проект

Холодкова Светлана

Вот уже седьмой год мы вместе с одноклассниками постигаем азы наук и «грызем гранит науки». С некоторыми из них мы знакомы с детского сада, поэтому к звучанию имен и фамилий друг друга уже привыкли. Но в этом учебном году при повторении темы «Собственные имена существительные», учитель обратилась к нам с просьбой объяснить, что означают наши имена фамилии. К сожаленью, многие не смогли ответить. Так родилась идея исследования.

Изучив научную литературу, я узнала, что собственные имена давно привлекали внимание учёных. Их возникновение, историю, распространение, назначение изучают историки, литературоведы, психологи, этнографы, географы, но больше всех – языковеды. «В науке о языке выделяется особый раздел – ономастика (от греч. onomastikos — относящийся к наименованию, onyma – имя, название), занимающийся изучением собственных имён. Собственные имена людей, их происхождение принято называть антропонимами (от греч. слова anthropos «человек» + онома «имя»), а науку, изучающую антропонимы называют антропонимикой» [1] .

Исследовательская работа ученика 4 класса

Презентация — Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку)

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 1

Lusana.ru - онлайн презентации

Тверская область Калязинский район МОУ Лучинниковская ООШ
Происхождение фамилий моих одноклассников (Исследовательская работа по русскому языку)
Выполнила: Красникова Виктория , Обучающаяся 9 класса Руководитель проекта: Смирнова Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы 2020

Слайд 2

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 2


Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси… Г. Граудин

Слайд 3

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 3

Цель работы: изучение истории происхождения и значения своей фамилии и фамилий моих одноклассников. Задачи: — изучить вопрос происхождения фамилий; — узнать, как и когда появились фамилии; — узнать значение и происхождение фамилий моих одноклассников; — привлечь внимание и развить интерес друзей к истории происхождения своих фамилий; — привить любовь к родному языку и традициям своего народа.

Слайд 4

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 4

Объект исследования: фамилии одноклассников. Предмет исследования: происхождение фамилий моих одноклассников.

Происхождение имен и фамилий | Окружающий мир 1 класс #6 | Инфоурок


Актуальность моей работы заключается в приобщении к истокам именования, к проблеме изучения своего прошлого посредством знания фамильных истоков.

Слайд 5

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 5

Гипотеза: фамилии – это настоящая энциклопедия истории. В них отражены традиции, род занятий человека, его характер, чаяния.
Использованные методы: описание, исследование, анализ, обобщение, классификации, социологический опрос.

Слайд 6

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 6

Значение и этимология слова «фамилия»
в Древнем Риме familia – «раб», «слуга»; позднее однокоренное слово «familia» стало обозначать семью; в XVIII веке это слово с таким же значением появилось и в русском языке;

Слайд 7

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 7

Наука, изучающая фамилии
Ономастика – это раздел языкознания, который изучает собственные имена существительные (от греч. onomastikos — относящийся к наименованию, onyma – имя, название). Собственные имена людей, их происхождение принято называть антропонимами (от греч. слова anthropos «человек» + онома «имя»), а науку, изучающую антропонимы, называют антропонимикой.

Слайд 8

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 8


антропонимы
ИМЯ ФАМИЛИЯ ОТЧЕСТВО

Слайд 9

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 9

Зарождение русских фамилий
до середины XIX века фамилии редки, хватало имени; отчество появилось приблизительно в X – XI веках (Иван Петров сын); массовое «присваивание» фамилий началось после падения крепостного права в 1861 году.

Слайд 10

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 10

Откуда появлялись фамилии?
Сначала фамилии появлялись у знати, чаще всего по имени своего удела (Тверской, Вяземский); От фамилии помещика, к которому принадлежали крестьяне (Андреев, Петров) ; Из названий населенных пунктов, в которых проживали бывшие крепостные( Успенский, Правдин); От ремесла или занятия( Купцов, Кузнецов); От прозвища( Храбров, Добряков) Фамилии, образованные на основе природных явлений ( Морозов, Холод, Грозовая);

Слайд 11

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 11

Откуда появлялись фамилии?
Социальные отношения (Батраков); Имена – обереги: Найден, Находка, отчества от которых стали впоследствии фамилиями – Найденов, Находкин; От слов, связанных с названиями животных, птиц, насекомых: Баранов, Воронов, Раков, Шмелев, Цаплин; Фамилии, связанные с названиями растений: Горохов, Капустин, Редькин, Орехов; Слова, обозначающие одежду, домашнюю утварь, пищу: Подушкин, Половников, Сундуков, Чемоданов

Слайд 12

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 12

Откуда появлялись фамилии?
От слов, обозначающих средства передвижения: Каретин, Конкин, Телегин. Много искусственных фамилий возникло в нашей стране после революции 1917 года: Майский, Октябрьский, Гранитов; От женских имен: Ольгин, Марусин, Любавин.

Слайд 13

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 13

Происхождение фамилий моих одноклассников
Интересуетесь ли вы значением вашей фамилии?
Знаете ли вы происхождение своей фамилии?

Еще по теме:  Почему с тик тока не отправляется видео в Одноклассники

Слайд 14

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 14

Моя фамилия Красниковы образована от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий. Фамилия Красников образована от прозвища Красный. У этого слова было два значения: “красивый” (от древнерусского “краса”) и “рыжий”. В вятских говорах Красным могли прозвать румяного человека.

Однако существовало еще одно, диалектное значение этого слова – “беспечный”. Прозвище содержало указание как на внешность, так и на характер человека. Таким образом, потомок человека, обладающего прозвищем Красный, со временем получил фамилию Красников.

Слайд 15

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 15

Фамилия Ивановы – красивая старинная исконно русская фамилия. Согласно основной версии, фамилия Иванов происходит от крестильного мужского имени Иван. Имя Иван в период с XVI по XIX века считалось самым частым среди славян. Родоначальника фамилии соседи не называли по прозвищу или профессии, а уважительно называли полным именем Иван.

Не исключено также, что фамилия Иванов хранит память о «малой родине» предков. Населенные пункты с названием Иваново встречаются в Болгарии, Белоруссии, в России в – в 10 областях. Географическое прозвище могло превратиться в наследственную фамилию.

Слайд 16

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 16

Фамилия Лебедевы
принадлежит к широко распространенному типу древних славянских фамилий, образованных от прозвища родоначальника. На Руси прозвище Лебедь мог получить грациозный, изящный, стройный или величавый человек, а также человек благородный и мудрый в житейских вопросах. Часто принадлежала фамилия священникам. В христианстве белый лебедь — это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Фамилия Лебедь могла достаться прилежному семинаристу, чем-то по своим качествам напоминавшего эту величавую птицу.

Слайд 17

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 17

Фамилия Сусловы принадлежит к древнему типу русских фамилий, образованных от личного прозвища. 1. Прозвище Сусло могло быть образовано от слова «сусло», -это «сладковатый навар на муке и солоде; сусло же готовый пивной навар, без дрожжей и без хмелю». 2. Сусленниками, или просто суслом, называли староверов за то, что они не пили ни пива, ни вина, ни водки, а употребляли только сладкое безалкогольное сусло 3.Происхождение из древне-чувашского «suslak» – «черпать, брать ложкой». 4. Прозвание Сусло могло образоваться от слова «суслон» – «составленные в поле снопы».

Слайд 18

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 18

Фамилия Скрынниковы относится к типу достаточно малораспространенной в областях России, происходит от профессионального именования, указывает на род занятий человека. В данном случае в основе прозвище лежит старинное слово скрыня, т.е. сундук, ларец. Скорее всего, Скрынником прозвали либо мастера по изготовлению таких коробов, либо продавца скрынь Скрынник, со временем получил фамилию Скрынников. Фамилия встречается на Украине, в Сербии, Хорватии.

Слайд 19

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 19

Фамилия Ингинен не русская. Это финская фамилия, но происходит от немецкого мужского имени Ингеборг. Слово «Инге» в переводе означает одно из имен скандинавского бога плодородия.

Слайд 20

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 20

Классификация фамилий моих одноклассников
1. Фамилии, образованные от личных имён – Ивановы 12% 2. Фамилии, образованные от прозвищ – Красниковы, Сусловы, Лебедевы. 36% 3. Фамилии, образованные рода занятий человека, профессии- Скрынниковы. 12% 4. Фамилии ,иноязычного происхождения –Ингинен 12%

Слайд 21

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 21

Заключение
Гипотеза, что каждая фамилия – это загадка, разгадать которую можно, если быть очень внимательным к слову; уникальное и неповторимое явление нашей культуры, живая история, доказана.
Исследовательская работа убедила меня в том, что фамилии могут быть интереснейшим источником для исследований, так как в них отражаются время и человек, его духовный мир.

Слайд 22

Происхождение фамилий моих одноклассников (исследовательская работа по русскому языку), слайд 22

Список литературы
. Ведина Т.Ф. Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения. – Издательский дом: Астрель АСТ, 2008 г. 2. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. М.: Астрель, АСТ, 2001 г. 3. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. – М.: Знание, 1983 г. 4. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Фамилии… (энциклопедия). – М.: Айрис Пресс Рольф, 1998 г. 5. Даль В.И.

Толковый словарь живого великорусского языка тт. 1-4. – М.: Рипол классик, 1982 г. 6. Зубкова Е.И., Титкова Т.В., Щеглова О.А. Тайна вашего имени, фамилии, отчества. (Серия «Библиотека эрудита»). – М.: Славянский Дом Книги, 2011 г. 7. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа – Пресс, 1993 г. 8. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий – М.: Просвещение, 1975 г. 9. Суперанская А.В., Суслова А.В.

Еще по теме:  Как возбуждать девушку в Одноклассниках

О русских фамилиях. (Серия «Русская словесность»). – М.: Азбука, 2007 г. 10. Суперанская А.В., Суслова А.В., Современные русские фамилии. – М.: Наука, 1981 г. 11. www.analizfamilii.ru 12. www.famili.info 13. www.names.neolove.ru

Lusana.ru — сервис хранения презентаций, докладов, шаблонов, фонов в формате ppt-pptx. Ищете слайды для PowerPoint — мы поможем! Скачивайте, читайте онлайн, просматривайте, загружайте, делитесь и оценивайте работу других. Наши красивые учебные презентации помогут не только студентам, но и школьникам!

Благодарим за оценку!

Загадки фамилий моих одноклассников

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Необычная тема исследования

Заболотний, А. С. Загадки фамилий моих одноклассников / А. С. Заболотний, Л. А. Левашова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1681/ (дата обращения: 10.07.2023).

Изучая тему «Фразеологизмы» на уроках русского языка, я заинтересовался одним из них: «Иван, не помнящий родства». Афоризм имеет несколько значений, смысл которых в современной трактовке сводится к следующему — «Относящийся с пренебрежением или полным безразличием к своим предшественникам, к воспитавшей его среде, к прошлому своей родины и т. п». [6, с. 340]

Но, оказывается, первоначально это был юридический термин, который применялся к беспаспортным бродягам (беглецы с царской каторги, крепостные крестьяне, бежавшие от помещика, солдаты, не вынесшие тяжести рекрутчины, сектанты и т. п.) в случаях столкновения с властью. Например:

Старик Антип был из беглых и числился в разряде не помнящих родства (Д. С. Мамин-Сибиряк. Три конца). [1, с. 430].

А несколько раньше, каких-нибудь пятьсот лет назад, речь вообще шла о невозможности установить имя пойманного. И совсем ничего не упоминалось о фамилии, потому что родословную могли иметь только аристократы: «. всей массе простого народа «предков не полагалось». [4, с. 5]

Следовательно, у истории фамилий довольно «юный» возраст.

Все вышеизложенное показалось мне интересным. Ведь фамилия — это история не только рода, но и места, где родились ты и твои предки, в широком смысле — это связь времен и поколений, это прошлое, настоящее и будущее Родины, народа. Это ценно для науки, потому что из отдельных «я» складывается подлинно человеческая история.

Результаты анкетирования, проведенного в классе, где я учусь, послужили толчком к осуществлению собственного исследования и определили его тематику — «Загадки фамилий моих одноклассников».

Так, анкета содержала четыре вопроса:

  1. Сможете ли вы без предварительной подготовки дать определение, что такое «фамилия»?
  2. Знаете ли Вы, как называется наука, изучающая фамилии?
  3. Знаете ли Вы происхождение своей фамилии?
  4. Нужна ли современному человеку история его фамилии? (Ответ обоснуйте).

Итоги анкетирования

№ вопроса

Ответ

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Как видим, из 29 респондентов на первый вопрос ответили утвердительно 14 человек, другая половина — 15 человек — сказали, что нет, не могут. Дать ответ на второй вопрос смог только один человек, остальные 28 человек не владеют информацией. Историю происхождения своей фамилии знают 8 человек, не знают — 21 человек.

21 из 29 респондентов, отвечая на четвёртый вопрос, сказали, что современному человеку нужна история его фамилии. Шестеро категорично ответили «нет». Двое не видят в этом необходимости.

Очень не хочется быть «Иванами, не помнящими родства».

Цель исследования — выявить национальную природу рассматриваемых собственных имен и сформировать представление об их семантике на основании материалов рассматриваемых трансформаций.

Вышеизложенное определяет конкретные задачи исследования:

  1. Выяснить, что изучает ономастика, и значение слова «фамилия».
  2. Познакомиться с существующими методами изучения значения и происхождения фамилий.
  3. Работать над формированием умения самостоятельно объяснять рассматриваемые языковые формы.
  4. Провести сравнительный анализ и выявить специфические особенности объекта исследования.
  5. Составить картотеку трактовок значений и происхождения фамилий моих одноклассников.
  6. Выяснить частотность распространения указанных фамилий на территории города Макеевки.

Объект исследования: фамилии моих одноклассников.

Предмет исследования: трактовки значения и происхождение объекта исследования, частотность распространения на определенной территории.

Актуальность и целесообразность выбранной темы определяются сформулированной в рамках исследования целью и поставленными задачами: изучение истории семьи и рода, расширение кругозора, развитие исследовательской компетенции, формирование исторической памяти, патриотических чувств, уважения к семейным ценностям.

Использованные методы исследования: эмпирические (анкетирование, наблюдение, сравнение, систематизация и обобщение полученных данных), теоретические (мысленное моделирование, библиографический анализ и синтез литературы, сети Internet).

Научная новизна состоит в том, что впервые в рамках исследовательской работы осуществлен анализ значений, установлено происхождение фамилий обучающихся 8-Б класса МОУ «Средняя школа № 50» г. Макеевки, систематизирована частотность употребления на территории проживания.

Еще по теме:  Яндекс не открывает Одноклассники

Результаты настоящего исследования могут быть использованы учащимися при выполнении различных заданий по ономастике, при написании истории рода, во внеклассной и кружковой работе.

Инструментарий для исследований

Национальная природа или происхождение фамилий моих одноклассников имеет следующие корни:

1) русские, например: ДЮКАРЕВ. Прозвище «Дюкарь» восходит к слову «дюка»: так во владимирских говорах называли молчаливого или угрюмого человека. Согласно другой версии, в основе этого прозвища лежит глагол «дюкать» — «травить; уськать (собаку), атукать (по зайцу), улюлюкать (по волку, лисе)». В этом случае прозвище «Дюкарь» мог получить охотник. [6]

2) украинские, например: фамилия ФЕСЕНКО относится к распространенному типу украинских фамилий и образована от крестильного имени Феоктист при помощи суффикса -енко (в значении «маленький», «молодой человек», «сын»). Поэтому Фесенко буквально понималось как «сын Феси». Позднее древний суффикс -енко утратил свое прямое значение и сохранился лишь в качестве фамильного. [2]

3) белорусские: ШПАК. Фамилия восходит к слову «шпак». Так в украинском, белорусском, польском языках и в некоторых русских говорах называют скворца. Скорее всего, предок обладателя этой фамилии обладал красивым голосом, за что и получил прозвище Шпак. Не исключено, что подобным образом назвали и человека с небольшой сединой, проседью. [5]

4) корейские: Фамилия ТЕН относится к распространенному типу корейских фамилий и имеет три иероглифических написания. Две из трех фамилий имеют китайские корни происхождения, одна — корейскую. В переводе с корейского иероглиф ТЕН означает «поле», а вот на китайском языке «ТЕН» — это «рай, небо, золото».

Продукт исследовательской деятельности в контексте рассматриваемой темы — картотека фамилий моих одноклассников в формате учетных карточек. Например:

УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА

Фамилия ПОЛЯКОВА

Происхождение и история

Версии

1) Происходит от прозвища «Поляк», данного человеку в соответствии с местом его проживания. Однако это вовсе не означает, что человек, получивший фамилию, является поляком. В старину на Руси поляками называли всех подданных Польско-Литовского государства, независимо от национальности.

2) Возникновение прозвища связано со словом «поле». В этом случае «Поляком» могли прозвать жителя поля, равнины. Поляк, со временем, получил фамилию Поляков.

Языковые средства

Фамилии на -я́к/ -а́к являются производными от этнических названий, названий жителей какого-либо региона, города или места. [6, с. 112]: Поляко́в ˂ поля́к ˂ по́ле

Источник http://www.ufolog.ru/names/

Семантика фамилий учащихся моего класса

Основные группы системы фамилий

1 — патронимичные, отражающие связь с предками;

2 — принадлежностные отражают экономическую зависимость: «чей работник»;

3 — владельческие — это дворянские фамилии, во всех странах Европы указывающие на местность, которой владел именуемый;

4 — оттерриториальные обозначают не владельца местности, а прибывшего оттуда;

5 — профессиональные, указывающие на занятие;

6 — оценочные — по личным особенностям носителя (внешность, бытовые признаки, внутренние свойства);

7 — этничные, соответствующие этническому происхождению. [5, с.171–174]

В классе — 29 человек

1 — Алексеев, Горюнова, Дюкарев, Климов, Куркина, Никитюк, Павличенко, Полякова, Степанов, Воронков (10 человек);

2 — Деревяннов.(1 человек);

3 — Тен (1 человек);

4 — Гаевой, Гайворонская, Заболотний, Квитко, Шпак. (5 человек);

5 — Бойчев, Веретельник, Ткачёв (3 человека);

6 — Бегоцкий, Бугай, Дрозд, Сороколетов, Толстых (5 человек);

7 — Данилов, Демьянишин, Месич, Фесенко (4 человека).

Самым интересным моментом в моей работе оказалась тема статистики фамилий, потому что нет данных подобного рода, кроме таблицы из книги Унбегауна Б. О. «Русские фамилии»: Пер. с англ./Общ. ред. Б. А. Успенского. — М.: Прогресс, 1989. — 443 с.

Однако исследователи отмечают краткость и относительную точность этих сведений по таким причинам:

− наличие лишь 100 позиций;

− исследование только русских фамилий;

− устаревшие сведения переписи населения, которые являются в данном случае самым объективным источником для получения информации подобного рода.

Тогда я на основе городского телефонного справочника [4] попробовал провести учет частотности фамилий моих одноклассников в городе, котором живу (Макеевка, ДНР). Объективность определяется пропиской абонента и его пользовательским правами. И хотя в 2005 г. телефон стал в основном доступным предметом пользования (для 78 % населения почти полумиллионного города), а сейчас вытеснен сотовой связью, данные исследования мне кажутся интересными. Рассмотрим первые 3 позиции.

Статистика частотности фамилий по версии исследования

Количество абонентов на данную букву

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...