Иудаизм как он есть на Youtube

С ранних времен христианские авторы, в том числе и святые отцы, писали сочинения, посвященные осмыслению раввинистического иудаизма, полемическому и миссионерскому диалогу с ним.

Самым ранним дошедшим до нас подобным святоотеческим произведением является «Разговор с Трифоном иудеем» [1] святого Иустина Философа. Святой отец утверждает, что силы Святого Духа перестали действовать у иудеев с приходом Христа (Триф. 87). Он указывает, что после пришествия Христа уже больше не было у них ни одного пророка.

Вместе с тем святой Иустин подчеркивает продолжение ветхозаветных действий Святого Духа в новозаветной Церкви: «К нам перешло то, что прежде существовало в вашем народе (Триф. 82)»; так что «можно видеть среди нас и женщин, и мужчин, имеющих дары от Духа Божия» (Триф. 88).

Тертуллиан († 220/240) в работе «Против иудеев» обосновывает Божественность Христа через пророчества Ветхого Завета, чудеса Нового Завета и жизнь Церкви. Ветхий Завет является подготовкой к Новому, в нем существует два ряда пророчеств о Христе: одни говорят о Его пришествии в образе раба для страдания за род человеческий, вторые относятся к Его будущему пришествию во славе. В лице Господа Христа соединяются оба Завета: к Нему приводят пророчества, и Он Сам приводит в исполнение чаемое.

Ранние браки ультраортодоксальных евреев, древние традиции

Святитель Ипполит Римский в кратком «Трактате против иудеев» показывает на цитатах из Ветхого Завета предсказанные крестные муки Мессии и грядущее призвание язычников и обличает иудеев за то, что, когда уже явлен свет истины, они продолжают блуждать во тьме и спотыкаться. Их падение и отверженность также предсказана пророками.

Священномученик Киприан Карфагенский († 258) оставил «Три книги свидетельств против иудеев». Это тематическая подборка цитат из Ветхого и Нового Заветов. Первая книга содержит свидетельства о том, что «иудеи, согласно предсказаниям, отступили от Бога и утратили благодать, которая дарована была им прежде… и что их место заняли христиане, угождающие Господу верой и приходящие от всех народов и со всего мира». Во второй части показывается, как основные ветхозаветные пророчества исполнились во Иисусе Христе. В третьей части на основе Священного Писания кратко излагаются заповеди христианской нравственности.

Святитель Иоанн Златоуст († 407) в конце IV века произнес «Пять слов против иудеев», адресованных к тем христианам, которые посещали синагоги и обращались к иудейским ритуалам. Святитель объясняет, что после Христа иудаизм потерял свое значение, и потому соблюдение его обрядов противно воле Божией и соблюдение ветхозаветных предписаний теперь не имеет никакого основания.

Блаженный Августин († 430) в начале V века написал «Рассуждение против иудеев» («Tractatus adversus Judaeos»), в котором утверждает, что, даже если иудеи заслуживают самого сурового наказания за то, что отправили Иисуса на смертную казнь, они были сохранены живыми Божиим Промыслом, чтобы служить вместе со своим Писанием невольными свидетелями истины христианства.

Библия между иудаизмом и христианством

Преподобный Анастасий Синаит († ок. 700) написал «Диспут против иудеев». Здесь тоже указывается на окончание времени действия ветхозаветного закона; кроме того, уделено внимание обоснованию Божественности Иисуса Христа, а также иконопочитания, о чем преподобный говорит так: «Мы, христиане, поклоняясь кресту, не дереву поклоняемся, но распятому на нем Христу».

Западный святитель Грегентий Тафрский в VII веке составил запись своего диспута с иудеем Хербаном – диспут проходил в присутствии короля Омерита. Хербан, несмотря на аргументы святителя, продолжал упорствовать, тогда по молитве святого произошло чудо: среди присутствовавших при диспуте иудеев явился видимом образом Христос, после чего раввин Хербан вместе с пятью с половиной тысячами иудеев принял крещение.

В том же веке святой Леонтий Неаполийский († ок. 650) написал апологию против иудеев. Он говорит, что иудеи, указывая на иконопочитание, обвиняют христиан в идолопоклонстве, ссылаясь на запрет: «Не делай себе кумиров и изваяний» (Исх. 20: 4–5). В ответ святой Леонтий, ссылаясь на Исх.

25: 18 и Иез. 41: 18, пишет: «Если евреи осуждают нас за изображения, то они должны осуждать Бога за то, что он создал их» [2] , – и далее продолжает: «Мы поклоняемся не дереву, а Тому, Кто был распят на кресте», и «иконы – это раскрытая книга, напоминающая нам о Боге».

Преподобный Никита Стифат (XI в.) написал небольшое «Слово к иудеям», в котором напоминает о прекращении ветхозаветного закона и отверженности иудаизма: «Бог возненавидел и отверг и служение иудеев, и субботы их, и праздники», о чем предсказывал еще через пророков.

В XIV веке император Иоанн Кантакузин написал «Диалог с иудеем». Здесь, помимо прочего, он указывает иудею Ксену, что, согласно пророку Исаие, Новый Завет явится из Иерусалима: «Из Сиона явится Закон, и Слово Господне – из Иерусалима» (Ис. 2: 3). Невозможно допустить, что это было сказано о Ветхом Законе, ибо он был дан Богом Моисею на Синае и в пустыне.

Здесь же не говорится «дан», но «явится» из Сиона. Иоанн спрашивает Ксена: если Иисус был обманщиком, то как получилось так, что ни Бог, ни язычники-императоры не смогли уничтожить христианство, которое было проповедано по всему миру. Диалог заканчивается обращением Ксена в Православие.

В святоотеческих трудах можно найти немало резких слов об иудеях, например таких: «Всем они (иудеи) преткнулись, всюду сделались злоумышленниками и предателями истины, оказались богоненавистники, а не боголюбцы» (Ипполит Римский, святитель. Толкование на книгу пророка Даниила).

Но следует помнить, что, во-первых, это вполне соответствовало тогдашним понятиям о ведении полемики, а во-вторых, иудейские сочинения того же времени, в том числе и религиозно авторитетные, содержали ничуть не менее, а порой и более резкие выпады и предписания в отношении христиан.

В целом Талмуд насаждает резко негативное, презрительное отношение ко всем не-иудеям, в том числе и к христианам. Книга поздних галахических постановлений «Шулхан-арух» предписывает по возможности уничтожать храмы христиан и все им принадлежащее (Шулхан-арух. Иоре де’а 146); запрещается также спасать христианина от смерти, например если он упадет в воду и станет обещать даже все свое состояние за спасение (Иоре де’а 158, 1); разрешается испытывать на христианине, приносит лекарство здоровье или смерть; и, наконец, иудею вменяется в обязанность убивать еврея, который перешел в христианство (Иоре де’а 158, 1; Талмуд. Абода зара 26).

В Талмуде содержится немало оскорбительных, кощунственных высказываний о Господе Иисусе Христе и Пресвятой Богородице. В раннее средневековье среди иудеев получило широкое распространение антихристианское сочинение «Толдот Иешу» («Родословие Иисуса»), переполненное крайне кощунственными вымыслами о Христе. Кроме того, в средневековой иудейской литературе существовали и другие антихристианские трактаты, в частности «Сефер зерубавел» [3] .

Отношения православных и иудеев в истории

Как известно, с самого зарождения христианства иудеи стали резкими противниками и гонителями его. О гонениях их на апостолов и первых христиан немало сообщается в новозаветной книге Деяний апостольских.

Позднее, в 132 году по Р. Х., в Палестине вспыхнуло восстание под началом Симона Бар-Кохбы. Еврейский религиозный лидер рабби Акива провозгасил его «мессией». Есть сведения, что по рекомендации того же рабби Акивы Бар-Кохба убивал христиан-евреев.

После прихода к власти в Римской империи первого императора-христианина святого Константина Великого эти напряженные отношения нашли новые выражения, хотя многие меры христиан-императоров, которые иудейские историки традиционно представляют как гонения на иудаизм, преследовали цель просто защитить христиан от иудеев.

Например, иудеи имели обычай принуждать к обрезанию приобретаемых ими рабов, в том числе и христиан. Святой Константин по этому поводу предписал освобождение всех рабов, которых евреи станут склонять к иудаизму и обрезанию [4] ; также было запрещено евреям покупать рабов из христиан. Затем, иудеи имели обычай побивать камнями тех евреев, которые обращались в христианство.

Святой Константин принял ряд мер к тому, чтобы лишить их такой возможности. Кроме того, отныне иудеи не имели права состоять на военной службе, а также занимать государственные посты, где от них зависели бы судьбы христиан. Человек, перешедший из христианства в иудаизм, лишался своего имущества.

Еще по теме:  Ирина дубцова ты знаешь где меня искать Ютуб

Юлиан Отступник разрешил иудеям восстановить Иерусалимский храм, и они быстро принялись за его постройку, однако случившиеся бури и землетрясения, когда даже огонь вырывался из-под земли, уничтожая рабочих и строительные материалы, сделали это предприятие невозможным.

Меры, ограничивающие общественное положение иудеев, часто были вызваны их поступками, демонстрирующими гражданскую ненадежность в глазах императоров. Например, при императоре Констансе в 353 году евреи Диокесарии перебили гарнизон города и, выбрав своим главой некоего Патрикия, начали нападать на соседние деревни, убивая и христиан, и самарян.

Это восстание было подавлено войсками. Нередко иудеи, жившие в византийских городах, оказывались предателями во время войн с внешними врагами. Например, в 503 году при осаде персами Констанции евреи прорыли подземный ход за город и впустили неприятельские войска. Евреи поднимали восстания в 507 и в 547 году.

Еще позднее, в 609 году, в Антиохии восставшие евреи перебили много богатых граждан, сожгли их дома, а патриарха Анастасия влачили по улицам и после многих истязаний бросили в огонь. В 610 году восстало четырехтысячное еврейское население Тира.

Говоря о византийских законах, ограничивающих права иудеев, стоит заметить, что некорректно интерпретировать их как проявление антисемитизма, то есть действия, направленные именно против евреев как национальности. Дело в том, что эти законы, как правило, были направлены не против только иудеев, а против нехристианских жителей империи вообще, в частности греков-язычников (эллинов) [5] .

Кроме того, нужно учитывать, что православные императоры принимали и указы, направленные на защиту иудеев.

Так, император Аркадий (395–408) вменил в обязанность наместникам провинций не допускать случаев оскорбления иудейского патриарха («наси») и нападений на синагоги и указал, что местные правители не должны вмешиваться в общинное самоуправление евреев. Император Феодосий II в 438 году также издал указ, в котором евреям гарантировалась защита государства в случае нападения толпы на их дома и синагоги.

При Феодосии II обнаружилось, что иудеи в праздник пурим завели обычай сжигать крест, тогда же в городе Имме иудеи распяли на кресте христианского ребенка, а в Александрии в 415 году было несколько примеров избиения христиан евреями. Все эти случаи вызывали как народное негодование, выливавшееся иногда в погромы, так и репрессии со стороны власти.

В 529 году святой император Юстиниан I принял новые законы, ограничивая права иудеев на собственность, права наследования, также он запретил читать в синагогах талмудические книги [6] , а вместо этого предписал читать только книги Ветхого Завета, причем на греческом либо латинском языке. Кодекс Юстиниана запрещал евреям любые высказывания против христианской религии, подтверждал запрет смешанных браков, а также переход из Православия в иудаизм.

На православном Западе в отношении иудеев принимались меры, аналогичные византийским. Например, при вестготском короле Рикардо в 589 году иудеям Испании было запрещено занимать правительственные посты, иметь рабов-христиан, подвергать своих рабов обрезанию и предписано, что дети от смешанных еврейско-христианских браков должны быть обязательно крещены.

В отношении иудеев в христианских странах раннего средневековья действительно случались преступления, когда, например, толпа могла разрушить синагогу или подвергнуть избиению евреев, а некоторые указы императоров с точки зрения современных реалий кажутся дискриминационными. Однако стоит учитывать, что в тех случаях, когда иудеи приходили к власти, подчиненных им христиан ждала ничуть не лучшая участь, порой же намного худшая.

В V веке иудейским миссионерам удалось обратить в иудаизм Абу Кариба, царя южноарабского царства Химьяр. Его преемник Юсуф Зу-Нувас приобрел известность как кровавый гонитель и мучитель христиан. Не было такого мучения, которым не подвергались бы христиане во время его правления. Самое массовое избиение христиан произошло в 523 году.

Зу-Нувас вероломно захватил христианский город Наджран, после чего жителей стали подводить к специально вырытым рвам, наполненным горящей смолой; всех, кто отказывался принимать иудаизм, бросали в них живьем [7] . За несколько лет до того подобным же образом он истребил жителей города Зафар. В ответ на это союзники Византии – эфиопы вторглись в Химьяр и положили конец этому царству.

Жестокие иудейские гонения на христиан произошли также и в 610–620-х годах в Палестине, захваченной персами при активной поддержке местных евреев. Когда персы осадили Иерусалим, иудеи, жившие в городе, войдя в сговор с врагом Византии, открыли ворота изнутри, и персы ворвались в город. Начался кровавый кошмар.

Церкви и дома христиан поджигались, христиане вырезались на месте, причем в этом погроме евреи зверствовали даже больше персов. По данным современников, 60 000 христиан были убиты и 35 000 проданы в рабство. Притеснения и убийства христиан иудеями происходили тогда и в других местах Палестины.

Персидские воины охотно распродавали захваченных в рабство христиан, «иудеи же, из-за своей вражды, покупали их по дешевой цене и убивали», – сообщает сирийский историк. Так погибло много тысяч христиан [8] .

Неудивительно, что в то время император Ираклий отнесся к предателям-иудеям сурово. Эти события во многом определили антисемитские настроения всего европейского средневековья.

Иудеи часто, говоря об истории христиано-иудейских отношений, педалируют тему насильственных крещений, представляя их как повсеместную и обычную практику для Церкви в средневековье. Однако такая картина не соответствует действительности.

Тиран Фока в 610 году, после упомянутого выше антиохийского восстания, издал указ, чтобы все иудеи крестились, и послал в Иерусалим префекта Георгия с войсками, который, когда евреи не согласились креститься добровольно, принудил их к этому с помощью солдат. То же случилось в Александрии, и тогда иудеи подняли мятеж, во время которого убили патриарха Феодора Скрибона.

Свергнувший Фоку император-еретик Ираклий, насаждавший монофелитство, был, как уже сказано, раздражен предательством иудеев во время войны с персами, объявил иудаизм вне закона и попытался насильственно крестить иудеев. При этом он посылал письма западным христианским правителям, призывая их поступать с иудеями так же.

Вестготский король Сисебут под влиянием писем Ираклия также издал указ о том, что иудеи должны либо креститься, либо покинуть страну. По некоторым оценкам, тогда крестилось до 90 000 испанских евреев, которые при этом, помимо прочего, письменно клялись не заниматься ростовщичеством. Аналогичные шаги и по той же причине предпринял тогда на своих землях франкский король Дагоберт.

Православная Церковь отреагировала на эту попытку негативно – как на Востоке, так и на Западе.

На Востоке в 632 году преподобный Максим Исповедник осудил произошедшее в Карфагене насильственное крещение иудеев, произведенное местным правителем во исполнение воли Ираклия.

На Западе же в 633 году состоялся IV Толедский Собор, на котором святитель Исидор Севильский порицал короля Сисебута за излишнее рвение и выступал против предпринятого им дела. Под его влиянием Собор осудил все попытки насильственного крещения иудеев как категорически неприемлемые, объявляя, что в христианство можно обращать только кроткими методами словесного убеждения [9] . Святой Исидор даже просил прощения перед иудейской общиной за «рвение» короля. Сам король отменил свои противоиудейские указы.

Что же касается Византии, то, хотя в Карфагене зафиксирован был случай насильственного крещения иудеев, «однако применительно к большинству византийских евреев того времени эдикт 632 года, по-видимому, серьезных последствий не имел… Нет никаких указаний на то, что в Греции и даже в самом Константинополе он проводился в жизнь сколько-нибудь последовательно… По свидетельству хрониста IX века Никифора, известно, что уже в 641 году, когда умер Ираклий, константинопольские евреи участвовали в уличных волнениях против его вдовы, а 20 лет спустя – против патриарха, и при этом даже штурмовали городской собор – Святую Софию» [10] .

В Византии еще одну попытку насильственного крещения предпринял в 721 году другой император-еретик Лев III Исавр, насаждавший иконоборчество, издавший эдикт о крещении иудеев и монтанистов, что вынудило многих евреев переселиться из городов Византии. Преподобный Феофан Исповедник сообщает об этом событии с явным неодобрением: «В этом году царь принудил крестить иудеев и монтанистов, но иудеи, против воли крещенные, очищались от крещения как от осквернения, принимали святое причащение поевши и таким образом глумились над верой» (Хронография. 714).

Еще по теме:  Error internal server error как исправить Youtube

Еврейские историки также указывают, что будто бы насильственное крещение евреев произошло при императоре Василии I (867–886), однако византийские источники, в частности Продолжатель Феофана, хотя и упоминают стремление Василия к христианизации евреев, свидетельствуют, что делал он это мирными средствами – устроением полемических диспутов и обещанием для новообратившихся чинов и наград (Жизнеописания царей. V, 95). Еврейские же источники (хроника Ахимааца) говорят о том, что отказывавшихся креститься иудеев обращали в рабство, и будто были даже случаи пыток, хотя и единичные. Как бы то ни было, есть сведения, что и при Василии Православная Церковь отнеслась к его инициативе отрицательно.

Таким образом, видны четыре важных обстоятельства в данном вопросе.

Во-первых, попытки насильственной христианизации иудеев имели место позже известных в истории попыток насильственной иудаизации христиан.

Во-вторых, эти попытки были исключением, а не правилом в политике христианских правителей раннего средневековья.

В-третьих, Церковь негативно оценила эти попытки и недвусмысленно осудила саму подобную идею.

В-четвертых, во многих случаях эти попытки предпринимали не православные императоры, а еретики, которые также гнали в то время и православных.

Еврейские авторы, нехотя говоря об известных из истории фактах обращения из иудаизма в Православие, вероятно, потому пытаются назвать практически каждый из них «насильственным» или «вынужденным из-за антисемитских дискриминаций», что не могут помыслить, что человек, принадлежащий к иудаизму, способен самостоятельно, добровольно и разумно сделать выбор в пользу Православия. Однако это подтверждается множеством фактов, например таких, как примеры обращения в Православие евреев, живущих в католических странах, примеры их верности христианству даже до смерти в коммунистическом государстве, примеры обращений в Православие в фашистских и коммунистических концлагерях и т.п.

В целом, несмотря на вышеуказанные законы, иудеи в Византии жили благополучно; известно, что евреи в других странах изумлялись их богатству и переселялись в православную империю; например, известно, что в Византию бежали евреи, преследуемые в фатимидском Египте.

О том, что византийцы не испытывали предубеждения к самой по себе еврейской национальности, свидетельствует тот факт, что в XIV веке православный еврей Филофей стал даже Константинопольским патриархом, а согласно некоторым историкам, еврейские корни имел император Михаил II.

Еще одной популярной темой истории православно-иудейских взаимоотношений являются погромы. Они, действительно, имели место, однако желание еврейских историков за каждым таким случаем видеть непременную сознательную инспирацию со стороны Церкви является, по меньше мере, тенденциозным.

Напротив, Православная Церковь в лице авторитетнейших своих святых неоднократно осуждала действия погромщиков. В частности, праведный Иоанн Кронштадтский выступал с резким обличением кишиневского погрома, говоря: «Что вы делаете?

Зачем вы сделались варварами – громилами и разбойниками людей, живущих в одном с вами отечестве?» (Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе). Также Святейший Патриарх Тихон писал: «Доносятся вести о еврейских погромах… Православная Русь! Да идет мимо тебя этот позор. Да не постигнет тебя это проклятие. Да не обагрится твоя рука в крови, вопиющей к Небу… Помни: погромы – это бесчестие для тебя» (Послание от 8 июля 1919 г.).

Во время еврейских погромов на Украине периода гражданской войны, а также на оккупированных немецкими войсками землях в годы Второй мировой войны многие православные священники и простые верующие укрывали у себя евреев, спасая их. Кроме того, Русская Православная Церковь благословляла на ратный подвиг воинов Красной армии, освободивших в 1944–1945 годах узников таких лагерей, как Освенцим, Майданек, Шталаг, Заксенхаузен, Озаричи, и спасших сотни тысяч евреев из Будапештского гетто, Терезинского, Балтского и многих других. Также клирики и миряне Элладской, Сербской и Болгарской Церквей в годы войны принимали активные меры для спасения множества евреев.

В целом можно сказать, что в истории отношений иудеев и православных христиан было действительно немало темных страниц, однако факты не дают оснований к тому, чтобы одну из сторон этих отношений представить безвинной страдалицей и жертвой, а вторую – беспричинным гонителем и мучителем.

(Окончание следует.)

Источник: pravoslavie.ru

Ортодоксальные евреи: кто это такие, образ жизни и взгляды

Людям, далеким от религии, непросто разобраться в разновидностях течений иудаизма. Одно из крупных движений в иудаизме – это ортодоксальные евреи, которых в западных СМИ нередко называют ультра-ортодоксальными, или харедим. Харедических евреев отличает приверженность к традиционному образу жизни и настороженное отношение к ценностям современной западной цивилизации.


Содержание

  1. Кто такие харедим?
  2. Харедим: краткая история
  3. Образ жизни, обычаи и традиции
  4. Свадьба
  5. Семья
  6. Образование
  7. Высший класс и раввины
  8. Одежда ортодоксальных евреев
  9. Женщины в обществе харедим

Кто такие харедим?

Термин харедим можно перевести как «те, кто боится или трепещет перед Богом». Впервые это слово появилось в высказывании пророка Йешаягу. Фраза звучала как «трепещущие перед словом Всевышнего». С течением времени от словосочетания осталось только «трепещущие» – харедим.

Большинство ашкеназских общин ортодоксов возникли в городах или деревнях Восточной Европы в середине XVIII и начале XIX столетий. Среди ортодоксальных евреев выделяется несколько основных групп:

  • хасиды – движение зародилось в юго-восточной Польше в 1750-х гг.;
  • литаим – литовское течение ортодоксов, возникшее как противовес хасидскому движению;
  • сефарды – ортодоксальные евреи, потомки выходцев из восточных стран.

В свою очередь, названные движения или течения делятся на отдельные подгруппы. Но всех ортодоксальных евреев объединяют три основных критерия:

  • искренняя вера в единого Бога;
  • принятие того факта, что Тора (Учение) дана еврейскому народу от Всевышнего как в устной, так и в письменной форме; первая известна как Пятикнижие, вторая – как Мишна и Талмуд;
  • соблюдение предписанных Торой правил с учетом их комментариев в кодексе законов Шульхан Арух, а также на толкований и пояснений мудрецов, принадлежащих к более поздним поколениям.

Разные группы харедим отличаются друг от друга несколькими чертами:

  • порядком молитв;
  • разговорным языком;
  • обычаями, правилами и традициями;
  • политическими взглядами;
  • нормами практического применения законов.

Перечень различий может быть продолжен. Харедимное общество представляет собой совокупность самых разных еврейских религиозных общин и групп. При этом можно выделить три основных критерия, объединяющих все это многообразие ортодоксальных евреев:

  • в повседневной жизни и в духовных поисках они руководствуются Торой и заповедями;
  • главное для них – служение Творцу и исполнение заповедей; все остальное считается вторичным;
  • ортодоксальные евреи ставят перед собой конкретную цель – жить так, как предписано Галахой – сводом сакральных законов, регулирующих отношения между людьми, а также Богом и человеком.

Для предотвращения внешнего влияния на традиционные ценности и обычаи ортодоксальные евреи стремятся ограничить контакты с современным миром за пределами своих общин и групп. Светские средства массовой информации, телевидение и интернет – не проникают в ортодоксальные дома.

Многие харедим активно идут на контакты с евреями, которые не относятся к ортодоксальным, а также с теми, кто далек от религии. Цель такого взаимодействия – кирув.

Слово кирув можно перевести с иврита как «приближение». Так называется и процесс приобщения к Торе и движение ортодоксальных иудеев, возникшее в конце 1960-х гг.

Харедим: краткая история

Термин харедим появился сравнительно недавно. C распространением еврейского просвещения в XVII–XVIII столетиях барьеры, которые когда-то удерживали евреев от прямого влияния европейского общества, были ослаблены. Последующее появление нового, более светского типа евреев вызвало ответную защитную реакцию, которая привела к рождению консервативного изоляционистского иудаизма.

Основание в Польше в 1912 году движения «Агудас Исраэль», представляющего социальные и культурные интересы глубоко религиозных евреев, стало важным моментом в возникновении движения харедим. Созданное в ответ на растущую ассимиляцию и секуляризацию мирового еврейства, «Агудас Исраэль» было направлено на сохранение и поддержание связанного с Торой иудаизма как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Холокост также был решающим фактором в формировании харедим. Под Холокостом в узком смысле слова понимается массовое уничтожение евреев нацистами в 1933–1945 гг.

Еще по теме:  Что такое арты в Ютубе

После уничтожения основных европейских иешив (учебных заведений), а также гибели тысяч верующих, исчезновение религиозной жизни казалось почти неизбежным. Но оставшиеся европейские евреи стремились сохранить свой образ жизни, перемещая свои общины и учебные заведения в другие места, в основном в Израиль и США. Там им удалось восстановить учебные центры для своих общин.

Общины харедим были созданы по всему миру. Они могут по-разному называться, но придерживаются одинаковых базовых обычаев, правил и традиций. После того как было образовано государство Израиль в мае 1948 г., центр активности ортодоксальные евреев переместился туда.

В настоящее время в Израиле проживает самое большое население харедим в мире – около 1 млн человек. Второе место у США – примерно 500 тыс. С самым высоким уровнем рождаемости среди всех еврейских групп, ультра-ортодоксы вполне могут стать доминирующими среди населения еврейского мира в ближайшие годы. По данным «Джерусалим пост» только нынешнее население израильских харедим удвоится в течение следующего десятилетия.

Образ жизни, обычаи и традиции

Евреи-харедим обычно живут в отдельных районах или городах, внутри которых они чувствуют себя безопасно. В таких местах меньше насилия, преступности и вольности нравов западной цивилизации. В каждой общине функционируют общественные организации, открыты двери синагог, школ и других образовательных и религиозных заведений.

Скромность во всех ее проявлениях поощряется внутри общины. В некоторых городах установлены знаки, призывающие носить скромную одежду.

Свадьба

Важное место в жизни харедим занимает институт брака. Будущие невеста и жених обычно знакомятся с помощью сватов – шадханим. Свидания проходят в присутствии посторонних. Во время свиданий соблюдается строгое правило – прикосновения запрещены. Общение будущих супругов перед свадьбой и подготовка к ней имеют несколько этапов:

  1. «Шидухим» – знакомство через посредников: родственников, знакомых или друзей.
  2. Предложение – «ацаат Нисуин».
  3. «Ворт» – праздничный ужин в честь предложения.
  4. «Ирусин» – официальная помолвка.
  5. Хупа – торжественная церемония бракосочетания.

Невеста проводит омовения перед свадьбой в микве, священном водном резервуаре. Во время брака женщина посещает микву каждый раз после завершения менструального цикла и семи дней очищения.

Во время бракосочетания лицо невесты закрыто белой вуалью, которую снимает будущий муж. Невесту берут за руку и обводят вокруг жениха семь раз. Поле того как жених надел кольцо на палец невесты, раввин зачитывает ктубу. Церемония заканчивается криками присутствующих: «Мазл тов!». Словосочетание можно перевести на русский язык как «Поздравляем!» или «Удачи!».

Семья

Для семей ортодоксальных евреев типична многодетность. В среднем каждая обычная израильская семья имеет троих детей. Женщины-харедим рожают за свою жизнь 6 детей и больше. Семьи ортодоксальных евреев с 12 детьми нельзя назвать редким явлением.

В последние годы число женщин, которые не только занимаются домашним хозяйством, но и активно работают, постоянно растет. В семьях харедим чаще всего один кормилец, что ведет к низкому уровню жизни многих ортодоксальных евреев. Внутренние благотворительные организации оказывают таким семьям своевременную материальную помощь.

Образование

Девочки и мальчики посещают школы отдельно. С 13 лет мальчики подростки обучаются в иешиве – так называются специальные религиозные заведения, где преподают Талмуд. Для женской части ортодоксальных евреев созданы высшие учебно-религиозные заведения «Бейт Яаков».

После вступления в брак молодые мужчины продолжают получать образование. Для них открыты Коллели – высшие учебные заведения для углубленного изучения Торы.

Высший класс и раввины

Среди харедим выделяется группа ортодоксальных евреев, которых можно отнести к высшему классу сообщества. Это прежде всего отродоксы, занятые в сфере бизнеса. Довольно значительную часть своих доходов они расходуют на финансирование благотворительных организаций и фондов. Дети представителей высшего сословия ходят в те же учебные заведения, что и простые школьники.

Раввины, пользующиеся большим авторитетом среди ортодоксов, всегда играли важную роль в жизни общины. Харедим, как и любые другие люди, нередко сталкиваются с серьезными проблемами. Это касается работы, женитьбы, жилья, образования и многого другого. Ортодоксальные евреи обычно обращаются за советом к раввину.

Одежда ортодоксальных евреев

Харедим заметно отличаются своим внешним видом от других евреев. Практически все мужчины носят бороды. Одежда ортодоксальных евреев отличается разнообразием и зависит от целей – праздничная или повседневная, а также от конкретной страны, общины, группы и даже региона.

Черный цвет рассматривается как скромный и одновременно торжественный. Именно он преобладает в одежде. При всем многообразии костюмов, рубашек и головных уборов современных ортодоксальных евреев, можно выделить те, что встречаются чаще всего:

  • костюм черного или темно-синего цвета;
  • белая рубашка;
  • черная шляпа и такого же цвета кипа – ярмолка;
  • цицит – четыре пучка нитей из белой шерсти, свисающих по краям одежды.

В каждой их групп ортодоксальных евреев могут быть свои особенности одежды. Для внешнего вида хасидов характерны следующие атрибуты:

  • бекише – долгополое пальто;
  • штраймл – статусная меховая шапка;
  • рэкл – пиджак в полный рост;
  • шелковый кафтан;
  • сюртук без карманов; пуговицы застегиваются справа налево.

Ортодоксальный иудей чаще всего носит широкополые шляпы, которые изготавливаются из фетра и имеют загнутые вверх поля.

Женщины в обществе харедим

Хотя женщины-харедим по-прежнему играют роль домохозяек, большинство представительниц слабого пола ортодоксальных евреев получают образование и занимаются трудовой деятельностью. Сейчас в Израиле доля работающих женщин составляет почти 70% от всего взрослого населения ортодоксов страны. Тогда как этот показатель среди мужчин гораздо ниже. По официальным сведениям, сейчас работают чуть больше 44% мужчин-харедим.

Волосы замужних женщин должны быть покрыты платком или другим головным убором. В конце XX столетия среди женщин стали популярны парики. Некоторые представительницы хасидских течений после свадьбы бреют свои головы или делают короткую стрижку. Это облегчает ношение париков, на которые женщины надевают чепчики или платки.

Несмотря на стремительные изменения в современном мире, образ жизни, традиции и обычаи, характерные для ортодоксальных евреев, в большинстве своем остаются неизменными. Харедим по-прежнему верны заповедям и правилам Торы. Число сторонников ортодоксальных евреев постоянно растет. Вполне возможно, что уже в ближайшем будущем численность представителей течения харедим станет преобладающей среди остальных иудеев.

Йад Ицхак — Израильский фонд
помощи нуждающимся русскоязычным семьям

Источник: yadyitzchok.org

Евреи от «е» до «и»

Один из самых знаменитых циклов лекций Еврейского музея и центра толерантности — об иудаизме. Ури Гершович, Светлана Амосова и Артур Клемперт расскажут о традициях и роли женщины в общине, а также о различных направлениях иудаизма.

Чтение на каждый день: Тора Письменная и Тора Устная

Добавить в избранное

x1 Увеличить скорость воспроизведения

Чтение – любовь евреев. В особенности это касается их главной книги: Симхат-Тора, день завершения годичного цикла чтения Торы, один из самых веселых праздников в иудаизме. Что представляет собой канон Еврейской Библии (Танах), из каких книг и жанров он состоит? В чем разница между Танахом и Торой? Каковы его литературные особенности и основные мотивы?

Мы поговорим о том, какую роль Танах играл и играет в еврейской культуре, каким образом иудеи взаимодействовали с сакральным текстом. Кроме Танаха важнейшую роль в еврейской культуре играет литература Устной Торы. Что такое Устная Тора (Мишна, Талмуд, Мидраш)? Как она создавалась, комментировалась, изучалась и изучается по сей день?

В чем особенность этих текстов и почему именно они стали основой еврейского образования? И правда ли, что Устная Тора нигде не записана? На эти вопросы мы также постараемся дать ответ.

Еврейский музей и центр толерантности

Роль женщины и семейные отношения в иудаизме

Добавить в избранное

x1 Увеличить скорость воспроизведения

Правда ли, что в иудаизме женщина считается более совершенным созданием, чем мужчина? На лекции мы поговорим об образе женщины в Танахе, о ее статусе в законодательной литературе. Рассмотрим зафиксированные в Талмуде положения, связанные со вступлением в брак, разводом, семейными отношениями, обязательствами мужа и жены по отношению друг к другу.

Какие существуют различия в исполнении заповедей между мужчинами и женщинами? Может ли женщина изучать Тору? Можно ли рассматривать иудаизм с позиций феминизма? На эти и другие вопросы мы ответим на лекции.

Источник: lectr.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...