Весь медицинский контент журнала Colady.ru написан и проверен командой экспертов с медицинским образованием, чтобы обеспечить достоверность информации, изложенной в статьях.
Конфликтные ситуации в школе: как не навредить детям

Принято считать, что жизнь детей безоблачна, однако это не совсем верно: они, как и взрослые, сталкиваются с различными противоречиями и сложностями, порождающими конфликты. Именно в школьном возрасте в полной мере проявляются социальные потребности — возникают разногласия с одноклассниками, конфликт интересов со старшеклассниками и даже непонимание с педагогами. Форма конфликтов также может быть разной – от словесной перепалки до реальной драки, от однократных столкновений до затяжных противостояний. В разрешении любого конфликта ключевой момент — поиск конструктивного решения, и часто для этого требуется помощь родителей.
Конфликты с детьми / Как справиться со злостью на ребенка @Familyis
Как помочь ребенку
Взвешенно подходить к оценке конфликта. Иногда родителям свойственно переоценивать серьезность конфликта, например, тот факт, что два мальчика подрались, совершенно не означает, что они теперь будут “врагами” на всю жизнь. Драки и конфликты могут возникать даже между лучшими друзьями, и при этом достаточно быстро разрешаться, поэтому не стоит торопиться и вешать ярлыки, даже если в основе лежит личный опыт.
Не стоит видеть в любой ситуации преднамеренность действий. Активные игры или неосторожные действия детей могут привести к синякам и царапинам. Безусловно, это неприятно, но драматизировать все же не стоит.
Не решать конфликт за школьника. Когда родители берут на себя решение конфликта – например, договариваются с учителем, выясняют отношения с обидчиками и их родителями, полностью ограждая свое чадо от переживаний и участия в этом процессе, они тем самым лишают ребенка очень важного и необходимого опыта. А это означает, что в следующий раз в подобной ситуации он вновь окажется беспомощным. Задача родителей — выслушать ребенка, обсудить с ним сложившуюся ситуацию и вместе поискать конструктивное решение. Не стоит действовать у него за спиной даже из лучших побуждений, но если ситуация серьезная, например, ребенок подвергается систематической травле, подавлен, напуган, то действовать надо незамедлительно.


Разделять ответственность в конфликте. Родители должны понимать, что в любой конфликтной ситуации у каждой из сторон есть свой уровень ответственности.
Так, учитель несет ответственность за безопасность детей во время их пребывания в школе. Он должен своевременно информировать родителей о зарождающихся конфликтах, по возможности организовывать конструктивный диалог между детьми, регулировать споры на дисциплинарном уровне.
Конфликт с одноклассниками. Ребенка не принимает класс
На родителях лежит ответственность за навыки поведения в социуме, уровень воспитания, а также они представляют интересы ребенка, когда конфликтная ситуация доходит до официального разбирательства.
Но именно ребенок должен нести ответственность за свои действия. У младших школьников, естественно, еще недостаточно опыта, чтобы полноценно разрешать конфликтные ситуации, и эти навыки приобретаются под руководством взрослых. Однако даже первоклашка способен понять, что в конфликте чаще всего виноваты две стороны, и иногда не лишним будет принести извинения, а также выслушать и принять их, даже если обида все еще сильна.
Владеть информацией (не путать с патологическим контролем). Очень важно, чтобы родители знали, что происходит в жизни школьника за стенами дома. Разговаривайте с ребенком, выстраивайте доверительные отношения и, конечно, поддерживайте связь со школьными педагогами и другими родителями. Но не перегибайте палку, не устраивайте за ребенком слежку. Доверие между родителями и детьми – залог того, что переходный возраст удастся пережить с минимальным стрессом.
Демонстрировать поддержку. В любой конфликтной ситуации нужно показать ребенку, что вы на его стороне. Это не значит, что вы поощряете его неправильные поступки. Однако, даже если ребенок не прав, вы не должны допускать агрессии или чрезмерного давления на него со стороны других людей.
Ваша задача – вывести рассмотрение ситуации в конструктивное русло, что позволит дать объективную оценку происходящему. Если именно на вашем ребенке лежит ответственность за создание конфликта, то ему придется отвечать за свои действия, но при этом вы не должны допустить психологической расправы над ним. Действия всех сторон должны быть взвешенными и адекватными, добиться этого – задача взрослых.
В любой ситуации родители должны оставаться надежной опорой для своих детей — они не должны чувствовать себя одинокими и потерянными. Нельзя осуждать ребенка в целом, говорить, что он “плохой» или «неправильный”. Такими высказываниями и суждениями взрослые наносят ребенку глубочайшую психологическую травму, которая ведет к развитию комплексов. У школьника может развиться протестная реакция на подобное отношение к себе: “раз я плохой, и никому не нужен, значит, и буду плохим!”. В анализе конфликта необходимо давать оценку конкретным действиям ребенка, а не обобщать.
Анализ конфликтной ситуации не превращать в монолог. Распространенная ошибка многих родителей – превращать обсуждение конфликтной ситуации в нравоучительную лекцию-монолог. Как правило, такие речи малоэффективны, и из-за формата подачи информации ребенок очень быстро теряет к ним интерес и просто перестает слушать.
Постарайтесь не оценивать ситуацию исключительно с позиции взрослого человека с большим жизненным опытом, а поставьте себя на место ребенка. Попробуйте прочувствовать, что испытывает ваш сын или дочь в сложившейся ситуации, больше спрашивайте, ищите нужные слова и подходящий тон, помогайте ребенку разобраться с эмоциями. Только после того, как утихнут первые эмоции, и школьник почувствует вашу поддержку и готовность помочь, можно переходить к обсуждению выхода из сложившейся ситуации.
Перед родителями стоят непростые задачи. Но ведь в этом и заключается родительская миссия – помогать ребенку осваиваться во внешнем мире и учиться взаимодействовать с окружающими людьми.
Фото с сайта безопасностьдети.рф
Источник: www.ya-roditel.ru
Причины конфликтного поведения младших школьников
статья
В статье проанализированы основные причины конфликтного поведения младших школьников, выделяемые различными авторами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Причины конфликтного поведения младших школьников
Младший школьный возраст – это период жизни ребёнка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в 1-4 классах школы. В это время ребёнок активно усваивает общественный опыт человечества, привыкает к новым требованиям, встречающимся в школьной жизни, к новой системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, приобретает опыт произвольного общения.
Отношения между детьми ещё не имеют организации и носят стихийный характер. В первые два года обучения формируется социальный статус каждого ученика в группе сверстников, который обычно становится устойчивым, оказывает влияние на социальное развитие ребёнка, на его отношение к одноклассникам и к школе в целом [3]. Конфликтность не является типичным и устойчивым личностным качеством для младших школьников, она встречается у отдельных детей в силу разных причин.
С.В. Коваль и К.А. Холодова отмечают, что вначале взаимоотношения младших школьников в классе носят функционально-ролевой характер и строятся исключительно на непосредственной, эмоциональной основе [5]. Первые впечатления друг о друге у первоклассников обычно благоприятные, что создаёт у ребят положительный эмоциональный настрой.
В процессе дальнейшего обучения и взаимодействия дети начинают присматриваться друг к другу, замечать недостатки. В результате этого возникают конфликтные ситуации.
Принято выделять три основных источника нарушений общения у детей:
1) некритично усвоенные ребёнком семейные стереотипы поведения, ригидно воспроизводимые во внесемейных ситуациях общения и неадекватные кругу сверстников (например, склонность родителей разрешать трудные ситуации методом давления). Такое поведение наиболее характерно для детей, не посещавших детский сад;
2) индивидуальные особенности ребёнка, не способствующие его адаптации к школьному коллективу (особенности темперамента, высокая возбудимость и динамичность, слабость механизмов эмоционально-волевой саморегуляции). Вследствие стереотипно повторяющихся конфликтов у ребёнка возникает отгороженность, ощущение невозможности дружбы и понимания;
3) внутренние конфликты самого ребёнка.
Таким образом, конфликты ребёнка с окружающими – это внешнее проявление психологических трудностей. Конфликтуя, ребёнок пытается компенсировать, преодолеть собственные невротические реакции.
Кроме вышесказанного, детям часто бывает трудно ориентироваться на желания сверстников, понять их чувства. В первую очередь многие младшие школьники стремятся удовлетворить собственные желания и потребности, не считаясь с потребностями других. Свою точку зрения они считают единственно правильной и пытаются навязать её одноклассникам.
На различные замечания многие дети реагируют очень остро. Это связано с недостаточно развитой эмпатией, сформировавшимися деструктивными способами разрешения конфликтов (уход от конфликтной ситуации или агрессивные решения), а также с затруднённой рефлексией, неумением выходить за пределы ситуации и находить причины происходящего, анализируя своё поведение. Кроме того, у некоторых младших школьников ещё недостаточно сформирована произвольность поведения, поэтому они могут выполнять просьбы и запреты педагога в течение непродолжительного времени, после чего продолжить выполнять то, насчёт чего было сделано замечание (например, гоняться за соседом). Часто детям недостаёт сочувствия, доброты и интуитивного понимания их поведения со стороны учителей. Частые запреты и угрозы могут формировать озлобленность и стремление решать конфликты силовым путём за спиной педагога.
Иногда более конфликтными оказываются дети, не посещавшие детский сад. Это связано с отсутствием опыта пребывания детей в конфликтных ситуациях, с отсутствием психологической устойчивости к внешнему отрицательному воздействию со стороны окружающих [7].
Психологами отмечается, что на возникновение, развитие и разрешение конфликтов младших школьников влияют такие их возрастные особенности, как изменение привычного распорядка дня, физические изменения в организме и избыток физической энергии, излишняя впечатлительность, неустойчивость внимания, формирование самооценки, потребность в защите со стороны взрослых, преобладание игровой деятельности при возрастающей роли учебной деятельности. Важно и отношение младших школьников к конфликтам, понимание самого термина «конфликт», причин его возникновения и возможных действий для его разрешения [8].
Одной из причин конфликтного поведения детей является такое качество личности, как агрессивность. Под агрессивностью следует понимать целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [1].
Два основных фактора, влияющих на возможное развитие агрессивности у ребёнка – низкая снисходительность родителей (неготовность родителей понимать и принимать ребёнка, прощать его поступки, что приводит к высокой тревожности, нерешительности в общении со сверстниками, аутоагрессии, склонности к ссорам) и строгие наказания в семье за агрессивное поведение (суровые наказания формируют у ребёнка ещё большую враждебность и склонность к насилию и жестокости). Также формированию агрессии способствуют длительные и частые фрустрации, нарушения мотивационной сферы, неблагоприятная атмосфера в семье или в школе, отставание в усвоении школьных знаний, авторитарный и агрессивный стиль воспитания и преподавания в школе. Агрессивное поведение может выполнять защитную функцию, способствуя сохранению индивидуальности, защите и росту чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний. Порой оно может свидетельствовать об отчаянии ребёнка, испытывающего дефицит любви и внимания. С помощью агрессивных форм поведения такой ребёнок будет пытаться заявить о себе, добиться признания родителей, учителей и сверстников.
А.К. Осницкий экспериментально доказал, что большое влияние на формирование конфликтного поведения у детей имеет агрессивность педагогов. По результатам его исследований, в классах, в которых учителя проявляли физическую и вербальную агрессию, раздражительность и подозрительность по отношению к обучающимся и коллегам, у школьников также наблюдалась повышенная агрессивность и конфликтность, в то время как в классах, где хотя бы один учитель был доброжелательным и не проявлял агрессию, данные показатели были значительно ниже.
Негативное влияние на детей оказывает авторитарный или попустительский стиль общения педагога, эмоциональное реагирование учителя на возникающие проблемы, неспособность рационально разрешить конфликтную ситуацию, прибегание к таким инерционным механизмам, как крик, чтение нотаций и вызов родителей в школу. Кроме того, некоторые учителя имеют низкую культуру общения. Не сдерживая отрицательных эмоций, они произносят резкие и обидные слова в адрес своих учеников [2]. Однако и ярко выраженная опека со стороны учителя может увеличить напряжённость межличностных отношений в классе. Педагог должен уметь быть гибким, применять элементы различных стилей общения тогда, когда они уместны.
Конфликты в младшем школьном возрасте неизбежны и играют важную роль в развитии личности каждого ребёнка. Конфликты – непременное условие нравственного развития детей, средство развития межличностных отношений, расширения сферы и способов взаимодействия с окружающими. Именно в конфликте младший школьник приобретает социальный опыт решения трудных жизненных ситуаций, а также снимает накопившееся на уроках напряжение. Однако закрепление конфликтных форм взаимодействия в поведении детей может привести к дальнейшему использованию их во взрослой жизни, к дезинтеграции в социуме и склонности к деструктивному поведению. Поэтому педагогам необходимо знать причины возникновения конфликтного поведения у младших школьников, его особенности и методы его коррекции и использовать данные методы в своей работе.
Список использованных источников:
1. Амбалова С.А., Бекоева М.И. К вопросу о психологических особенностях учебной деятельности и агрессивном поведении младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 2 (15). – С. 183-185.
2. Варнаева А.Е. Особенности конфликтов в начальной школе // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2017. – № 4. – С. 100-105.
3. Волков Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 343 с.
4. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
5. Коваль С.В., Холодова К.А. К вопросу об особенностях конфликтного поведения младшего школьника // МОЛОДЁЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА. ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Ответственный редактор: В.А. Адольф. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.
Астафьева, 2017. – С. 48-50.
6. Кудряшова И.Ю. Основные причины конфликтного поведения младших школьников // Академия профессионального образования / под ред. Кривых С.В. – СПб.: Институт непрерывного образования взрослых. – № 4. – 2019.
7. Панина Е.А. Факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. Материалы Всероссийской заочной научной интернет-конференции: Сборник научных статей / Под ред. И.А. Баевой, Л.А. Гаязовой, О.В.
Вихристюк, В.В. Коврова. – М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2015. – С. 66-69.
8. Тюменцева Т.Д., Сарайкина О.Г. Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2015. – № 1 (4). – С. 123-127.
Источник: nsportal.ru