Проблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе «Телеграмма». Произведение воспринимается как важный урок, который повторить после прочтения никто не захочет.
В центре находятся мать — Катерина Петровна — да её дитя Настя. Юная героиня, повзрослев, покидает семейный дом. Куда она держит путь? В большой город, в студию художников. Она развивается, забывает о матери, ей некогда послать даже весточку родному человеку.
А что Екатерина Петровна? Каково ей? Она целыми днями в дома одна, лишь соседка изредка навещает ее. Но и это обстоятельство не дает успокоения в душе матери, ибо женщине всерьез не хватает дорогой дочурки, её милого голоса, знакомого лица. На старости лет действительно страшно остаться одиноким.
В чем заключается парадокс жизни: ты воспитываешь всеми силами собственное дитя, вкладываешь в него всю душу, обучаешь урокам, а тот в результате даже и не может хотя бы раз в месяц напомнить о своем существовании.
Трагедия сего произведения состоит в том, что время летит неумолимо, забирая с собой дорогих тебе людей. Поэтому оторванность от родных в конце твоего жизненного пути убивает изнутри, заставляя сердце колоться от неимоверной боли. Слишком поздно люди осознают, что близких необходимо беречь всем сердцем, заботиться о них, проявлять уважение.
К сожалению, зачастую вернуть ничего уже нельзя. И об этом говорит Паустовский. Показав в конце рассказа смерть Катерины Петровны, автор дает понять, что поступать так, как дочь героини категорически запрещается! Ибо Настя, приехав к матери, обнаруживает, что той нет в живых. И каково ощущать бессилие перед смертью близкого человека?
Слишком поздно решила девушка наведаться к матери. Слишком поздно…
Так, произведение «Телеграмма» состоит из довольно простого содержания, однако из действительно глубокого смысла, понять который должен каждый! Ценить важно родных! Любить! Гордиться! Быть им за все благодарными! Не стоит забывать о тех, кто тебя вырастил, кто вложил в твоё становление частичку себя.
Иначе когда-нибудь, не позвонив вовремя и не узнав как дела у родного человека, окажется поздно… Такое никогда не должно случаться!
Вариант 2
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — о доброте и бессердечии, о тоскливом существовании покинутых стариков и одиночестве людей, с виду занятых и успешных.
Настя (внучка известного живописца, секретарь Союза художников) погружена в свои заботы: устройство выставок и конкурсов, продвижение молодых дарований. Анастасия Семёновна настолько занята, что некогда съездить к матери. Редкие письма мамы успокаивали дочь — если пишет, значит жива. И хотя Настя чувствовала «глухое беспокойство», она каждый раз привычно отговаривала себя от поездки, вспоминая переполненные поезда, тряску в телеге, материнские слёзы и деревенскую скуку.
Катерина Петровна (мама Насти) жила в родном селе отца Заборье. Построенный им дом был полон картин и охранялся государством как памятник областного масштаба. Но не с кем ей было поговорить о «петербургской жизни», о картинах, о поездке с отцом в Париж, некому показать дорогие сердцу безделушки.
Но больше всего Катерина Петровна тосковала по дочери, которую не видела уже три года. Писем от неё не ждала и только «перечитывала несколько слов» на бланках денежных переводов, которые получала регулярно каждые «два-три месяца». Старушка перебирала деньги: для неё они пахли Настиными духами. Хотелось ей на прощание увидеть дочь, подержать за руки.
А Настя, радуясь успеху организованной ею выставки, слушающая речи о «внимании к человеку», смущённая до слез похвалами в свой адрес, не сразу уловила смысл телеграммы: «Катя помирает». А когда осознала, то внезапно поняла, что уже поздно, и она не увидит «дряхлую, брошенную всеми старушку», которая любила её как никто другой. И что так давно не говорила она слово «мама», и что роднее никого в её жизни не будет.
Так и случилось. Катерина Петровна, по словам односельчан, «померла без … сродственников». Рядом были лишь дочка соседа Манюшка да сторож Тихон, которые помогали ей по дому. Ничто не утешило её в последние минуты. Она разгадала неуклюжую, но идущую от чистого сердца уловку Тихона, который прочитал телеграмму от Насти, написанную им на телеграфном бланке «корявыми буквами».
На похоронах «иссохшую жёлтую руку» задушевной сердечной старушки поцеловала не дочь, а недавно приехавшая в Заборье молоденькая застенчивая учительница.
Настя опоздала на два дня. Целую ночь проплакала она в холодной тёмной комнате. Уехала тайком, чтобы никто не видел и ни о чём не спрашивал. Уехала с чувством невыносимой тяжести и «непоправимой вины», которую никто не сможет снять, кроме мамы.
Сочинение 3
У Паустовского есть множество различных произведений, написанных на грустный лад, и заставляющих задуматься над общим смыслом жизни, а нашей цели в ней. В своих произведениях он показывает жизнь такой, какая она есть, не используя призму романтизации. Всё описано как есть, и это, пожалуй, одна из главных особенностей индивидуального стиля Паустовского.
В его произведении описываются события которые скорее всего очень сильно вас затронут. Оставшись одна в деревне, уже старая женщина, чувствуя скорость смерти, размышляет о своём прошлом и жизни целом. Отправив своей дочке в Ленинград телеграмму с просьбой приехать к ней, она начинает ждать, но проходит первая неделя, затем вторая, однако её дочь так и не приехала.
Со временем ей становиться хуже и она так и не дожидается своей ненаглядной доченьки. А спустя два дня после похорон, прибывает её дочь. И виня во всём одну лишь себя, возвращается в Ленинград.
Произведение поднимает актуальную, даже на сегодняшний день, проблему. Эта проблема это активный переезд молодого деревенского населения в города. Уезжая, они намеренно оставляют своих родителей одних, обычно не навещая их, так их родители и доживают свои года в одиночестве, что, несомненно, является очень неправильно и не заслуживает никакого понимания, ведь родители это самое дорогое что может быть в нашей жизни. Наша жизнь очень коротка и нельзя растрачивать её попусту, надо пытаться как можно больше времени проводить со своими родителями.
Именно это и старается сказать Паустовский в своём произведении. Необходимо беречь своих родителей как самое дорогое сокровище, всегда оберегать и защищать. Навещать их даже если вы находитесь очень далеко. Чтобы они всегда знали, что они не одни, что несмотря ни на что, вы будите с ними всегда. Старайтесь как можно чаще говорить им о своей любви, иначе может стать слишком поздно.
Именно это, по моему мнению, пытается сказать Паустовский в своём произведении.
Телеграмма — сочинение
Рассказ «Телеграмма» Паустовского раскрывает некоторые особенности в отношениях родителей и детей, в данном случае об отношениях матери с дочерью. Рассказ заставляет задуматься, а правильно ли я поступаю со своими родными и близкими? Многие узнают в этом повествовании себя или своих знакомых. Может после прочтения этого рассказа они пересмотрят своё поведение и сделают для себя правильные выводы.
Катерина Павловна, пожилая уже женщина довольно долгий промежуток времени ждёт домой Настю, свою дочь. Она живёт в старом доме совсем одна, дочь уехала в Ленинград, живёт и работает там и кажется совсем забыла про мать. Здравый рассудок говорил старушке, что дочь – девушка молодая, у нее своя жизнь, какие – то свои дела и заботы и ей не очень то и интересно, как и чем живёт её престарелая мать. Катерина Павловна не в коем случае не пеняла на дочку, она ее понимала, она просто ждала…Удивительно, каким любящим может быть материнское сердце, каких только оправданий не найдет мать для своего ребенка.
Настя девушка красивая, добрая, отзывчивая, всегда готовая помочь и поддержать другого. Она работает секретарем и работа поглощает всё её свободное время. Но она активно принимает участие в жизни других людей. Так, например, она организовала одному молодому талантливому скульптору персональную выставку. В Ленинграде её ценят и считаются с ней, она здесь как рыба в воде.
Она всегда в перерывах между повседневными делами находила время для других. Сумасшедший ритм города просто засосал ее. А что деревня? Сплошное однообразие и скука. В глубине души Настя чувствует себя виноватой, её сердце разрывает тоска по дому.
Она понимает, что некрасиво поступает с матерью, ей ужасно стыдно и больно от осознания этого.
Устав от постоянного ожидания, Катерина Петровна перестает ждать и надеяться, что дочь хотя – бы перед смертью удосужится её навестить. В конечном итоге Настина мама умирает, так и не получив весточки от любимой дочери. Опоздав к маме, не попрощавшись с ней, Настя очень раскаивается и понимает, что совершила самую страшную ошибку в своей жизни и никто кроме родной, любимой, единственной мамочки не поймет её и не простит.
Вся трагедия этой поучительной истории в том, что мать и дочь на самом деле любят друг друга очень искренне и нежно, но при этом их разделяет целая пропасть. Мама с пониманием относится к постоянной занятости дочери, но всё равно надеется до последнего увидеть родное дитя.
Источник: sprint-olympic.ru
Характеристика главных героев рассказа «Телеграмма» Паустовского
Константин Георгиевич всегда писал по велению сердца, поэтому из-под его пера выходили реалистичные произведения, в которых трудно разделить правду и художественный вымысел. Один из пронзительных рассказов Паустовского — «Телеграмма». Характеристика главных героев не оставляет сомнений в том, что образы списаны с современников писателя. При прочтении хочется изменить сюжет, настолько он трогает за душу.
Основные персонажи
Основные и второстепенные действующие лица одинаково важны для раскрытия авторского замысла, причём вторых в рассказе больше. Характеристика главных героев «Телеграммы» Паустовского:
- Катерина Петровна. Пожилая женщина, дочь известного художника. Катерина живёт в ветхом доме, который считается культурным памятником. О муже ничего не сказано, вероятно, он умер, а дочь живёт в Ленинграде, приезжает раз в 3 года, редко пишет и иногда присылает 200 рублей. Катерина Петровна пишет Насте письма, называет её «ненаглядная моя», а дочь, занятая делами, даже не сразу их открывает. Женщина очень скучает по своей кровиночке, стесняется досаждать, но всё же надеется хоть разок увидеть её перед смертью. Старушке кажется, что она не переживёт зиму.
- Настя. Дочь Катерины, работает секретарём в Союзе художников. Коллеги называют её Анастасией Семёновной. Девушка живёт чужими интересами. Она увлечена работой и старается организовать выставку работ начинающего скульптора, странного вспыльчивого человека. Девушка получает сначала письмо от мамы, потом телеграмму от Тихона и только спустя долгое время понимает, что ближе, чем родная мать, у неё никого нет. Увидеть женщину живой девушка не успевает. Приехав в Заборье, Настя оказывается в доме, из которого давно ушла жизнь. Девушка покидает село рано утром, чтобы не встречаться с жителями.
- Скульптор Тимофеев. Молодой человек со странностями, неуверенный в себе. У мастера получаются интересные работы, но он боится быть осмеянным, при этом завидует чужому успеху. Скульптор беден, после выставки он не верит своему успеху, однако признанные мастера действительно высоко оценили работы. Один даже поблагодарил Настю за то, что она «извлекла Тимофеева на свет».
- Манюшка. Девочка, которая живёт по соседству, дочь колхозного сапожника. Манюшка приходит к старушке каждый день, подметает, приносит из колодца воду, ставит самовар. Женщина благодарит её и дарит кое-то из своих ценностей, но девочка не понимает, зачем ей перчатки, броши и страусиные перья. Когда силы окончательно покидают старушку, Манюшка неотлучно находится рядом с ней, ухаживает за ней, кормит и поит ее.
Второстепенные действующие лица
Каждый второстепенный персонаж выполняет свою роль. Например, молодая учительница вовремя понимает, что нужно уделять больше внимания маме, которая находится далеко. Скульптура Гоголя — это как бы совесть Насти, её внутренний голос. Благодаря образам известных художников и скульпторов можно понять, чем живёт Настя, на что она променяла заботу о маме. Список второстепенных персонажей:
- Учительница. Она приходит на похороны, целует руку умершей и вспоминает маму, такую же старенькую и седую.
- Отец Катерины Петровны. Этот персонаж появляется только в воспоминаниях главной героини. Он построил особняк, в котором сейчас живёт старушка. Когда Катя была маленькой, отец брал её за границу, и она даже видела похороны Виктора Гюго.
- Першин. Известный скульптор, похвала которого радует Тимофеева, хотя последний открыто называет мастера «ремесленником».
- Тихон. Тощий рыжий сторож при пожарной усадьбе. В детстве этот человек восхищался работами отца Екатерины. До сих пор он сохранил почтение к художнику. Тихон изредка заходит к старушке, хлопочет по хозяйству, но от его помощи мало толку. Сторож пилит сухие деревья, рубит их на дрова, однако он не может вдохнуть жизнь в старый дом и умирающий сад. Когда старушке становится совсем плохо, он отправляет Насте коротенькую телеграмму, а потом приносит «ответ», составленный им самим. Но старушка догадывается о лжи, после чего силы окончательно покидают её.
- Скульптура Гоголя. Её можно причислить к героям рассказа из-за того, что девушке кажется, будто изваяние ведёт себя как живое. «Остроносый сутулый человек» смотрит «насмешливо», а на его виске бьётся жилка. «Сверлящие глаза» как будто упрекают девушку, её кажется, что Николай Васильевич говорит: «Эх ты, сорока!».
В тексте упоминаются ещё несколько персонажей, которых можно отнести к третьестепенным. Действующие лица, не оказывающие значительного влияния на сюжетную канву:
- председатель Союза художников,
- седой мастер,
- курьерша Даша,
- кассирша на станции,
- «почтарь» Василий,
- сельские мальчишки, старики и старухи.
В деревне Заборье живёт Катерина Петровна, старенькая женщина. Она плохо видит и с трудом ходит. В последний год осень выдалась холодной, и старушка думает, что не доживёт до весны. Ей уже трудно вставать, в доме холодно и неуютно. К бабушке заходит соседская девочка, которая помогает по дому.
Чтобы хоть как-то отблагодарить девочку за заботу, старушка дарит её свои ценности, но девочка считает их безделушками. Картинкой, иллюстрирующей доброту девочки, можно назвать сцену, когда она решает отдать подарки старьёвщику. Манюшка ухаживает за женщиной не из корысти, а по зову сердца. Иногда к Катерине заходит местный сторож Тихон, который помнит отца женщины и чтит его память.
Катерина не докучает дочери письмами, но очень скучает по ней. Иногда весёлый почтальон приносит переводы от Насти, и к ним всегда прилагается короткое письмо, где говорится, что дочери некогда навестить мать. Когда старушка совсем ослабела, она написала умоляющее письмо, в котором просила дочь приехать.
Жанр, анализ и смысл
Жанр «Телеграммы» — рассказ. В тексте одна сюжетная линия, объединяющая нескольких главных и второстепенных персонажей. Литературное направление произведения — реализм, потому что Паустовский показывает человеческую жизнь без прикрас. Диалоги и события могли происходить в реальности. Повествование ведётся линейно, автор излагает события в той последовательности, в какой они происходят.
Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что композиционно текст разделён на 3 части. В первой Паустовский описывает жизнь старушки в Заборье. Из второй читатель узнаёт, как живёт и чем занимается дочь Екатерины. Третья часть содержит описание событий, произошедших после смерти старушки. В ней Настя понимает, что совершила непоправимую ошибку. В сочинении по произведению «Телеграмма» следует упомянуть несколько тем:
- взаимоотношение родителей и детей,
- возвращение «блудного сына», в данном случае — дочери, причём запоздалое,
- материнская любовь,
- одиночество,
- раскаяние.
Мораль произведения заключается в том, что нужно заботиться о близких, пока они живы. Не стоит думать, что им не нужна помощь, если о ней не просят. Но близкие нуждаются не только в физической заботе. Важно и внимание, а оно может выражаться в добрых словах, визитах, открытках. Старушка была бы рада видеть дочь не раз в 3 года, а чаще, но Настя за всё время даже не написала подробного письма.
Ошибка девушки в том, что она не подозревала о состоянии матери. Катерина писала, что всё в порядке, ведь ей не хотелось докучать дочери. А Настя, которая исправно посылала деньги, наивно считала, что этого достаточно. Обладая добрым характером, девушка была готова прийти на помощь постороннему человеку, потому что его проблемы она видела и воспринимала очень остро. Поездка к матери всё откладывалась, и подготовка к выставке Тимофеева стала роковой ошибкой.
Название рассказа имеет два значения. Первое отражает, что в сюжете есть 2 телеграммы: первую получила Анастасия, а вторую прочитал Катерине Тихон. Умирающая женщина поняла, что он слукавил, и после этого надежда на приезд дочери покинула её. Второе значение состоит в том, что сам рассказ — телеграмма для читателей. Автор хочет, чтобы они не превращались в «Иванов, не помнящих родства», и любили близких, пока те живы.
Источник: tarologiay.ru
Проблема старости
(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.
(2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.
(3) Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные.
(4) Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5) Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.
(6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8) – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой.
(9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.
(10) В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым.
(11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго.
(13) Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14) Уже вечерело.
(15) Сад облетел.
(16) Палые листья мешали идти.
(17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.
(18) Далеко над лесом висел серп месяца.
(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
(20) Я крепко держал её, чтобы она не упала.
(21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости!
(23) Не дай вам бог!
(24) Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(по К.Г. Паустовскому).
Пример 1 сочинения по тексту К.Г. Паустовского:
Задумывались ли вы когда-нибудь о старости? Люди моего возраста — в силу своей молодости — вряд ли! Да и зачем думать о том, что с тобой произойдёт через много лет, когда ты молод, красив и беззаботен. А вот люди постарше, конечно, задумывались. И с каждым годом жизни всё чаще и чаще.
Почему так происходит? Ответ прост: каждый из нас хочет встретить старость не в одиночестве, каждый из нас хочет иметь любящую семью, детей, внуков, которым будет что рассказать и которых будет чему поучить, и каждый мечтает, чтобы близкие люди были рядом всегда и никогда не бросали на произвол судьбы.
Как и все люди, этого хотела и героиня рассказа К.Г. Паустовского Катерина Ивановна. Автор делает главной проблему одинокой старости, одновременно осуждая нравственную глухоту любимых детей по отношению к родителям.
В этом произведении автор рассказывает о старой женщине, которая «никогда не жаловалась», не получая от любимой дочери ничего, «кроме денег», «но и то, бывало, с перерывами». Старушка хотела только одного: увидеть свою дочь, приласкать её, «погладить её русые волосы «очаровательной красоты»». Катерине Ивановне так одиноко, что она просит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз».
Паустовский преклоняется перед душевной стойкостью женщины, ее умением достойно переносить свое горе, но, главное, — перед неколебимой материнской любовью: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!»
Я полностью разделяю взгляд автора на эту проблему. Из года в год, из века в век люди сталкиваются с одиночеством, из года в год такие же, как Катерина Ивановна, говорят: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!» Очень часто я вижу пожилых людей, которые одни ездят по магазинам, везя с собой очень тяжелые сумки, так как им некому помочь.
С помощью телевидения в программе «Жди меня» очень многие пенсионеры разыскивают своих родственников, так как хотят быть нужными и любимыми. Им не хватает общения с близкими людьми.
В заключении своего сочинения хочу сказать: если у вас есть дедушки и бабушки, старайтесь проводить с ними больше времени, перенимайте у них жизненный опыт и никогда не бросайте их на произвол судьбы. Пройдут годы, и мы тоже состаримся. И я надеюсь, что никто из нас не скажет: « Не дай вам бог…».
Пример 2 сочинения по тексту К.Г. Паустовского:
В нашем мире существует большое количество так называемых «брошенных» родителей, которые уже не состоянии себе помочь. Конечно, дети иногда присылают деньги и раз в год приезжают в гости, но ведь этого отнюдь не достаточно.
Именно о взаимоотношениях престарелых родителей и их детей пишет К.Г. Паустовский в своем произведении. Автор с горечью размышляет о том, что дети забывают родителей. А ведь старые люди словно дети — так же беспомощны. Но «Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость».
Обычно пожилые люди не жалуются на свою жизнь. Казалось бы, они должны быть более капризными и требовательными. Но если они будут таковыми, то их дети будут приезжать к ним и присылать деньги только для того, чтобы отвязаться. Вспомним, что дочь «Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно».
Мне кажется, из этого высказывания мы можем понять, что автор призывает нас не забывать родителей, потому что они могут умереть в любой момент, а потом мы будем очень горько сожалеть. Очевидно, что Паустовский сочувствует именно Катерине Ивановне, которую бросила дочь.
Я полностью разделяю точку зрения автора. Если бы я писала рассказ на тему взаимоотношений отцов и детей, я бы выбрала ту же позицию, что и автор. Если задуматься, то можно понять, что во все времена был конфликт между поколениями. А что же происходит сейчас? Некоторые люди безжалостно отдают своих родителей в пансионаты и дома для престарелых.
Я считаю, что это отвратительно. После всего того, что они для вас сделали, — это ваша плата?
Мое мнение подтверждает и тот факт, что во многих семьях мы можем увидеть ситуации, подобные описанной Паустовским. Мне также вспоминается история, услышанная от знакомых, о том, что они очень редко приезжают в деревню к своей маме, которой сейчас, должно быть, очень тяжело — у неё умер муж. Также можно добавить, что у меня есть еще один пример, — это моя соседка по дому. Её дети живут в другом городе и очень редко к ней приезжают. Я часто с ней разговариваю, и мне становится её жалко.
Таким образом, автор призывает нас относиться к своим родителям намного лучше, чем мы делаем это сейчас.
Сочинение: Проблема старости.
Наверное, мало кто задумывался о своей будущей старости. Какая она? Старость в кругу близких и родных людей – детей, внуков, друзей? Или такая одинокая старость как в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»?
Главная героиня – Катерина Иванова, старая, одинокая женщина, живущая в деревне. В городе живет ее дочь Настя, которая уже четыре года не приезжает к ней. Автор показывает образ женщины с глубоким состраданием: она на старости лет осталась «одна на белом свете». Катерина Ивановна доживала свои последние дни в одиночестве.
На мой взгляд, дочь Настя ошибалась, оставив свою мать в одиночестве. Человеку тяжело жить, когда он осознает, что он никому не нужен. Катерине Ивановне не нужно было многого. Она лишь хотела, чтобы дочка навестила ее.
Чтобы показать отчаяние и тоску женщины автор использует повторы: «не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!». С помощь фразеологизма «одна на белом свете» автор наиболее ярко показывает положение, в котором оказалась героиня.
Каждый человек, рано или поздно, становится пожилым и старым. Ответственность за его спокойную старость ложится на плечи его детей. Они должны помочь ему. Помощь эта должна выражаться не только в денежном эквиваленте, но и в общении, внимании.
Одинокая старость бывает по разным причинам. У Александра Сергеевича Пушкина в повести «Станционный смотритель» тоже показана страшная картина одиночества пожилого человека. Герой повести, Самсон Вырин, покинутый дочерью Дуней из-за её любимого, переживает расставание с дочерью так же, как и Катерина Ивановна.
В романе Николая Васильевича Гоголя Плюшкин остался в одиночестве на старости лет по своей вине. Он из-за боязни, что дети его разорят, объедят, отстраняет их от себя и превращается в полное ничтожество. Потеря родственных чувств и связей приводит его к деградации.
Каждый из нас когда-нибудь состарится и может оказаться на месте этих героев. Мы должны любить и помнить наших родителей и близких. Ведь своим появлением на свет мы обязаны родителям. Именно они заложили в нас такие качества характера и воспитали в нас такие чувства, которые позволили нам достойно жить в обществе.
Источник: 4egena100.ru