Буллинг в школе — явление распространенное. В статье рассказано, как с ним бороться, какие эффективные методы могут использовать учителя и родители, а также о профилактической работе в учебном заведении.
- Методы прекращения
- Советы родителям
- Профилактика буллинга
Методы прекращения буллинга в школе
Каждый педагог остается с детским насилием сам на сам, и очень хорошо, если подключаются родители и администрация школы для преодоления проблемы. Как бороться с ним эффективно, будущих учителей должны учить в педагогических вузах. Но там почему-то считают эту проблему незначительной. Поэтому крайне важно быть готовыми к возникновению ситуации, чтобы суметь вовремя ее уладить еще до начала открытого конфликта.
Как победить БУЛЛИНГ в школе | Ну и Бред / #нуибред #ниб
Неправильные методы ведения беседы с детским коллективом содержат следующие моменты: неэффективный вызов жалости, определение проблемы травли как личной проблемы жертвы, долгие объяснения случившегося, признание правомерности правил игры «бей или ударят», обвинения или наказания. Последнее — пример насилия уже со стороны учителей, поскольку наказывать можно, но в очень крайнем случае.
Правильные методы включают:
-
Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
-
Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы.
Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.
Советы родителям для оказания помощи ребенку при буллинге в школе
При хороших, доверительных отношениях в семье никаких ухищрений для обнаружения школьного неблагополучия не потребуется. Ребенок о своих проблемах расскажет сам. Но у всех детей разные характеры, и существует «возраст молчания», когда о своих неурядицах чадо предпочитает не говорить.
В этих случаях придется ориентироваться на косвенные признаки:
-
Внешние проявления. Частые синяки и ссадины, порванная и грязная одежда, испорченные книжки и тетради. Нежелание ходить в школу, странные маршруты в обход.
-
Общение. Прежде всего, нужно объяснить ребенку, что он не виноват в том, что с ним происходит. Назвать явление тем, чем оно является — травлей. И пообещать помочь справиться.
Сын или дочка могут быть категорически против вмешательства, дети боятся усиления давления и издевательств. Но этот момент придется преодолеть. Поможет условие: или разговор с учителем, или другая школа.
Оставшись сам на сам в ситуации буллинга, ребенок может сорваться. Проявляется это в жутких сценах уже его насилия над собой. Дети режут вены, причиняют себе физическую боль, стригут волосы. Родителям очень важно не упустить время, не потерять доверие ребенка, выразить ему всестороннюю поддержку и оказать помощь.
Профилактика буллинга в школе
Психологический климат в детском коллективе не является показателем успешности учебного заведения, но сильно влияет на его положительный образ в среде родителей. Профилактикой буллинга в школе не занимаются, поэтому педагоги и психологи вынуждены работать уже со случившимися случаями насилия. Здесь больше внимания обращают на успеваемость, результаты контрольных и олимпиад.
Главная профилактическая мера буллинга в школе — это подбор грамотной команды педагогов. Учитель должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и уметь работать с детским коллективом. Без авторитетного взрослого с детским насилием справиться нельзя.
Наиболее удачное время для профилактики насилия — младшая школа. Задача — научить детей положительному взаимодействию. Лучше, если роли альфы (лидера) и аутсайдеров жестко не закреплены, а иерархия в классе гармоничная. Это возможно, если маленький коллектив живет не только учебой, но и какими-то другими делами: конкурсами, соревнованиями, совместно организованным досугом за городом.
Помогают совместно созданные правила группы. Их можно выписать на отдельном плакате и повесить в классе. Но они не должны быть формальными. Группа и учитель постоянно мониторят их исполнение и обсуждают, что еще нужно сделать, чтобы класс стал более дружным и сплоченным.
Важно! Предотвратить насилие проще, чем подавить его. Кроме того, последствием попустительства ситуации может стать ни одна сломанная жизнь и испорченная репутация школы.
Как бороться с буллингом в школе — смотрите на видео:
Самая большая ошибка — замалчивать случаи школьного насилия и ждать, пока ситуация сама уладится. Любой ребенок беззащитен перед буллингом и рискует получить тяжелые психологические увечья с пролонгацией последствий на всю дальнейшую жизнь. Поэтому наибольшая ответственность лежит на родителях. Если ситуацию не удается уладить при помощи предложенных методов, нужно забирать ребенка с кошмарного места и искать более приемлемые условия с более квалифицированным педагогическим коллективом.
Источник: tutknow.ru
«Пока не выхватят по полной, травля не кончится». Как москвичка стала бороться с буллингом в школе и победила
Жительница Москвы Наталья Цымбаленко столкнулась с травлей в школе: её сына унижали одноклассники, а вместе с ним и других «некрутых». Учителя и другие родители бездействовали, и тогда она взяла дело в свои руки. Теперь Наталья рассказала о том, как можно сломить равнодушие и заставить учителей, надзорные органы, детей и взрослых вести себя по совести и по закону.
О том, как развивались в последние три года, и особенно в последние несколько месяцев, события в школе, где учится её сын Пётр, сотрудница правительства Москвы Наталья Цымбаленко написала в фейсбуке. За это время она успела столкнуться и с грубостью одноклассников сына, и с бездействием учителей, и с хамством других родителей. Но в конце концов ей удалось изменить ситуацию: травля прекратилась.
Всё началось, когда после начальной школы Пётр поступил в гимназию в пятый класс — номер школы, как и фотографию сына, Наталья попросила не публиковать. Как это часто бывает в детских коллективах, ученики класса довольно быстро разделились на «крутых» и «некрутых». Но последствия такого разделения в данном случае были довольно серьёзными.
По словам Цымбаленко, всё началось с насмешек, «обзывательств», но затем пошли неприкрытое насилие и серьёзная травля. От хулиганов пострадали несколько человек, в том числе сын Натальи.
Быстро сформировался костяк класса, так называемых «крутых», которые стали цепляться к «некрутым». Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин — «фу, некрутой». Это повод для насмешек, обзывательств. Имя сына — Петя, его стали обзывать «Педя», сын тушевался и не знал, что сказать в ответ. Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок — «некрутой».
Сами пострадавшие дети не могли найти выход из ситуации. Но, пишет Наталья, помощи от учителей и родителей поначалу они не получили. Отчасти в этом виноваты классные руководители и другие сотрудники учебного заведения, которые считали, что дети должны самостоятельно «разбираться» с проблемой. Часть вины Наталья признаёт за собой: долго ждала, слушала учителей, отреагировала поздно.
Классная в разговорах с родителями рассуждает на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам». Родители зачинщиков все как один кричат в родительском чате, что их дитё «святое», на них наговаривают, а «ваши сами спровоцировали».
Чтобы как-то исправить ситуацию, Цымбаленко записала сына в секцию мечевого боя и на единоборства. Это помогло ему перестать бояться. К восьмому классу он уже выпал из категории школьных партий, прямое насилие по отношению к нему прекратилось.
Но другие дети продолжали страдать, пишет Цымбаленко. Дошло до серьёзных последствий.
И тут нашего лучшего друга Мишу дважды «разводят на деньги» одноклассники, обещая купить тому вейп и не покупая его. Ведь если хочешь быть крутым — ты должен курить вейп! Маме Миши «святые дети» просто хамят и рассказывают, что её сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги, говорит ещё прекраснее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп».
Ну, в общем, ситуация великолепна. А тут ещё один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра и веселится на тему того, что сын стал «качаться».
Наталья начала действовать. Она потребовала встречи с директором школы и председателем управляющего совета, подготовив для них заявление на 20 страницах, к которому прилагались скриншоты переписки, касающейся вейпов, страницы в соцсетях и фотожабы. Копию она отнесла в комиссию по делам несовершеннолетних в районную управу и получила номера входящих документов.
По словам Цымбаленко, угрозы привлечь прокуратуру и суд на родителей хулиганов не подействовали. Но когда к делу подключился инспектор по делам несовершеннолетних, ситуация изменилась. И учителя, а за ними и родители «крутых» стали вежливыми, рассказывает Наталья. По её словам, подросток, торговавший вейпами, был поставлен на учёт, деньги другу Мише за так и не купленный им вейп вернули.
Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер. В таком, знаете ли, нейтралитете. Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться и, может, тогда с ним дружить будут», а что мы пойдём прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одёргивают желающих рисовать фотожабы и не достают окружающих.
Наталья говорит, что управа также сообщила ей, что готовит официальный ответ на её заявления и «провела мероприятия».
Medialeaks поговорил с Натальей Цымбаленко о том, что будет дальше и довольна ли она результатами своей борьбы.
Как прошёл через эти три года и особенно через последние события ваш сын? Как он всё воспринимает, хочет ли дальше учиться в той же школе?
С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали, как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1 000 рублей или твоя собака умрёт». Но школу мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы.
А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это всё всерьёз. И успокоился. Я дала Пете прочитать этот пост и спросила, что написать. Он сказал, что всё окей.
Общаются они с одноклассниками из описанной истории спокойно и максимум та и эта сторона уточняют друг у друга задания. А представители школы регулярно уточняют у него, как дела в классе.
Какие у вас дальнейшие планы? Что можно будет считать окончательной победой или хотя бы приемлемым результатом?
Меня и сына устроят рабочие отношения в классе: он не жаждет общения с теми, кто плохо к нему относится. У Петра есть друг, есть команда (он занимается киберспортом — мы это поддерживаем), ходит в библиотеку Достоевского на курсы видеоблогинга, вместе с папой в окружной библиотеке ведёт занятия для детей (автогонки на симуляторах, безопасность на дороге). Ему хватает общения.
И ему комфортно, что к ним перестали цепляться. Мы регулярно мониторим ситуацию в классе. Если будут прецеденты — вмешаемся. А так, я надеюсь, мы закончили конфликт.
Каждый родитель сам выбирает, каким способом помочь ребёнку бороться с буллингом. Мать американского подростка Китона Джонса в прошлом году обратилась к помощи социальных сетей и опубликовала видео с плачущим сыном, который жалуется на травлю со стороны одноклассников.
Сначала видео так растрогало всех, что за Китона вступились исполнитель роли Капитана Америки Крис Эванс, певица Рианна и десятки актёров и звёзд спорта. Правда, быстро выяснилось, что мама Китона поддерживает Дональда Трампа и держит дома флаг Конфедерации. Тогда многие отказались от поддержки, предположив, что парня могут травить в школе, потому что он расист. И ситуация для Китона стала ещё хуже, чем была.
В позапрошлом году в России случилась очень трогательная история с мальчиком по имени Стёпа. Он увлекался динозаврами и майнкрафтом, поэтому с одноклассниками у него дела с самого начала пошли не очень. Но мама попросила друзей в фейсбуке полайкать Стёпины динофоточки, и случилось чудо: мальчику стал писать сам Баста и другие российские звёзды.
Вскоре популярность школьника взлетела до небес, и ВК даже вернул на время функцию рейтинга страниц ради него. Так потенциальный будущий буллинг был подавлен в зародыше, а Стёпа вместо скринов из майнкрафта мог с гордостью выкладывать селфи с одноклассницами.
Источник: medialeaks.ru
Буллинг в школе — как с ним бороться
Ни одна из антибуллинговых программ не дает гарантий, что ребенок не столкнется с травлей в школе. Ученики топовых гимназий имеют такой же риск быть вовлеченными в травлю, как и дети в обычных школах. Поэтому важно, чтобы ребенок знал, что такое буллинг, а взрослые рядом понимали, как помочь в случае травли. Вместе с экспертами разобрались в причинах буллинга, его последствиях, выяснили, как говорить с детьми о травле и ее профилактике в школе.
Материал подготовлен при помощи экспертов: клинического и системного семейного психолога, педагога и основателя одноименной Академии безопасности Ольги Бочковой и кризисного и клинического психолога, медиатора, лектора, тренера, руководителя психологической службы программы «ТравлиNET» благотворительной организации «Журавлик» Марии Зеленовой.
Как объяснить ребенку, что такое буллинг
Буллинг, или травля, — это вид группового эмоционального или физического насилия, которое повторяется систематически и направлено на одного и того же человека. Разные исследования показывают, что более 30% школьников сталкиваются с травлей — это частое явление, но назвать его нормой нельзя.
Разговор о насилии часто вызывает реакцию отрицания, поэтому Ольга Бочкова рекомендует подходить к теме буллинга ребенка в школе через общий разговор о коммуникации в коллективе и начинать в дошкольном возрасте.
- какие есть правила безопасности;
- как общаться, чтобы не допускать ссор и конфликтов;
- что такое личные границы;
- чем отличаются люди друг от друга, и почему это хорошо, что все мы разные.
Такие разговоры создают хорошую среду для детей. Они начинают присматриваться друг к другу и понимать, что отличаться — нормально и даже интересно.
Ольга Бочкова
Клинический и системный семейный психолог, педагог
С детьми школьного возраста мы обсуждаем отношения: какими они их видят в классе. Чем отличается общение от дружбы (да, все дружить не должны, а общаться нужно). Как выглядит нарушение личных границ в общении: манипуляции, оскорбления, исключение из коллектива, чем это плохо. Что человек чувствует в этот момент, как ему можно помочь.
Как оказать помощь тому, кто провоцирует такие нарушения границ. Что могут сделать люди, которых это не касается, но на глазах у которых это разворачивается. По сути мы описываем зарождение буллинга, но на этом этапе все не звучит так страшно, не вызывает желания сказать: «Ой, этого у нас нет!».
Попробуйте интерактивные задания для детей на Учи.ру
Дарим скидку 15% по промокоду при покупке премиум доступа
Как может выглядеть буллинг
Многим взрослым, родителям и учителям, бывает трудно отделить буллинг ребенка в школе от обычных детских игр, которые тоже бывают грубыми, а также от рядовых конфликтов. Во время игры весело всем участникам, они меняются ролями и общаются на равных. Конфликты в детских коллективах тоже случаются — дети только учатся контролировать свои эмоции и отстаивать свое мнение конструктивно. Если в конфликтах пострадавшая сторона не меняется, есть очевидное неравенство сторон (один человек противостоит группе) и насилие повторяется систематически — конфликт перерастает в травлю.
В начальной школе дети могут:
- оскорблять и обзывать пострадавшего, использовать угрозы и насмешки;
- толкать, ставить подножки, блокировать;
- портить или отнимать вещи.
Это все — физическое и вербальное насилие.
Самой незаметной является социальная травля — молчаливое исключение из коллектива, игнорирование, распускание слухов, отказ сидеть и стоять рядом. Такой вид травли путают с непопулярностью в коллективе. При непопулярности ребенку не бывает страшно.
Если вы заметили, что ребенок отказывается ходить в школу или сбегает с уроков, стал раздражительным и замкнутым, у него нарушился сон и аппетит, его вещи пропадают или поломаны, он приходит из школы с ссадинами и синяками — это повод выяснить, что происходит.
Почему возникает буллинг
В руководстве для учителей, разработанном в рамках программы «ТравлиNET», Людмила Петрановская отмечает, что в начальной и средней школе ребенку очень важно быть принятым группой. Дети только осваивают нормы и правила группового взаимодействия, учатся быть полезными группе.
Классы в школе формируются случайным образом. Дети следуют правилам, которые придумали для них взрослые. У них нет какой-то общей позитивной цели, которую они сами выбрали для себя и которая помогла бы им объединиться.
Исследование, которое провели совместно «ТравлиNET» и компания «Где мои дети», показало, что 82% агрессоров в травле сами когда-то страдали от буллинга в другом коллективе или дома. Агрессивная роль для них — способ справиться со страхом снова оказаться в роли жертвы.
Нередко травля начинается из-за того, что учитель когда-то выделил кого-то из учеников. Авторитет учителя у младших школьников очень высок. Его недовольство кем-то из учеников — на словах или невербально — может спровоцировать буллинг, так как группе важно получить одобрение учителя.
Мария Зеленова
Кризисный и клинический психолог, медиатор, лектор, тренер
В любой школе, где нет свода антибуллинговых правил, есть риск возникновения травли. Он есть даже там, где присутствует школа медиации, взвод психологов, тьюторов, где очень вовлеченные классные педагоги. В школе дети проводят большую часть своего детства, поэтому педагоги могут учить детей защищать личные границы, говорить о том, что им неприятно, говорить «стоп», когда им угрожают, различать, когда с ними играют, а когда используют, пояснять, что такое настоящие друзья, и учить их так же с уважением относиться к другим людям. Все это ребенок осваивает постепенно по мере взросления. Тогда минимизация ущерба от возникновения буллинга будет однозначной.
Чем опасна травля в школе
Как отмечает Мария Зеленова, буллинг опасен тем, что в первую очередь разрушает человека изнутри. Последствия для жертвы травли могут быть серьезными:
- трудности в учебе;
- пропуски занятий;
- невротические расстройства;
- разрушительные мысли;
- агрессивные антисоциальные действия;
- сложности с самооценкой;
- невозможность устанавливать адекватную коммуникацию с ровесниками и взрослыми;
- боязнь публичных выступлений;
- тревожные состояния, панические атаки;
- психосоматические расстройства.
В ситуации буллинга в определенной степени страдает не только жертва, но и агрессор, поскольку агрессор не может научиться иначе выстраивать коммуникацию. Он тоже может мучиться чувством вины и иметь сложности с установлением близких контактов. Он все время находится в стрессе, потому что боится потерять свой авторитет и оказаться на месте жертвы.
Буллинг опасен и для детей, которые не вовлечены в конфликт напрямую. Свидетели и наблюдатели видят, что происходит несправедливость, и не имеют практических инструментов, а зачастую и осознания того, что нужно вмешаться. Они боятся оказаться на месте жертвы и испытывают тот же стыд и страх. Травля — это не проблема отдельных детей. Если не проводить профилактику, не работать с группой в целом, травля будет возникать снова и снова.
Как решать проблему буллинга в школе
Согласно опросу, 82% родителей считают, что с буллингом в школе должны разбираться все стороны: родители, ученики, классный руководитель и психолог.
Антибуллинговые программы, которые школы внедряют в разных странах, не решают проблему полностью. По мнению Питера Грея, профессора Бостонского университета и автора книги «Свобода учиться», школам может быть полезен опыт организации демократических школьных сообществ. Например, в школе Sudbury Valley дети участвуют в жизни школы наравне со взрослыми и совместно устанавливают морально-этические нормы и правила для целого сообщества. Своевременная медиация конфликтов, разновозрастные группы, уважение к каждому члену сообщества, отсутствие властной вертикали учитель-ученик помогает предотвратить травлю до ее возникновения.
Мария Зеленова также отмечает, что внедрением и принятием одной антибуллинговой хартии в их программе работа не ограничивается. Профилактика буллинга в школе — не один тренинг или урок, а систематические мероприятия. Программа профилактики может включать регулярное проигрывание различных ситуаций с детьми. В игровой форме легче усвоить правила поведения, принятые в группе, и потренировать коммуникативные навыки и навыки общения в конфликтных ситуациях. Можно смотреть и обсуждать фильмы по теме на классных часах (в антибуллинговых методичках для учителей есть рекомендованный список фильмов).
Чем больше будет возможностей для групповых проектных работ, развития креативности в целом и разнообразного общения детей друг с другом, тем лучше. Деятельность в разновозрастных группах также хорошо влияет на психологический климат в школе. Это могут быть совместные творческие или исследовательские проекты для детей из разных параллелей.
Важно вовлекать родителей: делать совместные работы с детьми, чтобы они видели на примере взрослых, как решаются те или иные вопросы и конфликты. У школы должна быть однозначная позиция и четкое правило: дети могут выражать свое мнение, они могут отстаивать свои интересы не в грубой и агрессивной форме, а в форме адекватного аргументированного диалога. Если дети уверены, что они могут что-то менять в своем образовании, что их слышат — появляется уважение к учителям и друг к другу, а правила и нормы дают ощущение безопасности и воспринимаются спокойно.
Как родитель может помочь ребенку
Мария Зеленова
Кризисный и клинический психолог, медиатор, лектор, тренер
Родители могут передавать детям свою роль, если они когда-то участвовали в буллинге. Поэтому важно прорабатывать свой негативный опыт. В целом родителям необходимо сохранять спокойствие, занимать здравую позицию, помнить о неравнодушии, не нападать на родителей других детей, не выяснять отношения с детьми. Важно не искать виноватых, а объединяться с другими взрослыми для того, чтобы решить вопрос травли и выйти из этого конфликта максимально спокойно.
В травле участвует вся группа. Ольга Бочкова советует разные стратегии взаимодействия с ребенком для каждой из ролей, в которой может оказаться ребенок.
Ребенок-агрессор
С агрессорами редко умеют работать. При разговоре с агрессором нужно для начала разобраться, что с ним вообще происходит, почему он травит. Может быть, его самого травили, или это способ удержаться в коллективе, или проявить лидерские качества. В зависимости от причины можно выстраивать план работы:
- отведите к психологу, чтобы поработать с его прошлой травмой (это поможет ему не занимать роль агрессора, которую он усвоил как сильную);
- подскажите, какими другими способами он может влиять на коллектив;
- поработайте с его эмпатией, способностью занимать позицию других;
- поработайте над границами и правилами, которые действуют в коллективе.
Ребенок-пострадавший
Ребенок в свите
Свита — это очень активные наблюдатели. Они не хотят сами стать пострадавшими, поэтому присоединяются к более сильной стороне. Если ваш ребенок оказался на стороне агрессора, предложите школьному психологу или учителю поработать с детьми в группе. У свиты динамика может измениться, когда идет активная работа с лидером.
Ребенок-наблюдатель
В роли наблюдателя детям нужна поддержка, нужно учить их выходить из роли пассивного наблюдателя и становиться активнее. Говорите ребенку, что его действия тоже имеют значение, что его слово может иметь силу и вес. По сути так у школьников воспитывается активная гражданская позиция.
Проблема буллинга в школе сегодня не имеет быстрого решения. Травля — это всегда проблема группы, и ответственность за нее несет школа, которая обеспечивает ребенку безопасность и защиту от любого вида насилия в своих стенах. Решение проблемы буллинга — это долгая работа и совместные усилия школьной администрации, учителей, психологов и семьи.
Важно не отворачиваться от проблемы и называть вещи своими именами. Начинайте разговор о личных границах и правилах безопасности до того, как ребенок столкнулся с буллингом, поддерживайте его в конфликтах и помогайте строить отношения с одноклассниками. Это поможет ребенку вовремя распознать недопустимое поведение.
Источник: uchi.ru