Как и за что хвалить одноклассников

Когда похвала полезна, а когда может принести подростку вред, рассказывает учитель словесности, автор телеграм-канала GrigoryOne Артем Григорян.

Фото: Pekic / Getty Images

Казалось бы, похвала всегда приятна. И ребенку, и взрослому. Но вспомните себя — разве всякий раз, когда вас хвалили, вы радовались? Пока никто из моих собеседников не ответил на этот вопрос «да».

Вот три общих правила, как говорить детям приятные слова так, чтобы они были действительно приятны:

1. Хвалить должен значимый, важный взрослый

Как им стать — тема отдельной беседы, но, если вы не важны для ребенка, ваша похвала останется без внимания или сделает отношения хуже. Если вы учитель, не думайте, что значимость вашего предмета для ребенка (например, при поступлении в вуз) равна значимости вашей личности.

2. Иногда лучше оставлять достижения незамеченными

У меня есть любимый тип ученика, который я называю «талантливый сорванец». Это ребенок, которому учеба дается легко, но в школьном дворе и на улице ему нужны приключения. Обычно такие дети задают самые интересные вопросы и высказывают самые оригинальные суждения.

Как хвалить ребёнка. Это должна знать каждая мама

Один из таких моих учеников не на всех уроках соблюдал правила: выходил надолго, вместо карандаша использовал ручку (хотя ему, разумеется, много раз повторяли, что нужен карандаш), не писал дату в тетради. И только на моих уроках с ним не было никаких проблем. Ошибка некоторых моих коллег оказалась проста: когда ребенок все-таки соблюдал правила, его хвалили.

Я не делал этого и получил полное соблюдение правил и вдобавок — интеллектуального лидера класса. Почему? Такой ребенок не хочет, чтобы другие дети в семье или школе считали его послушным и таким же, как все, и протестует, когда на этом делают акцент.

3. Хвалить нужно, ориентируясь на тип личности ребенка и с учетом его возраста

Общаясь с детьми, делясь с ними своими взглядами и ставя общие цели, необходимо учитывать их возраст и тип личности. Последний формируется до 16–17 лет, но предрасположенность к тому или иному типу выявляется гораздо раньше. Что касается возраста, мои рекомендации — для родителей детей 11 лет и старше.

По нашему с коллегами опыту, пол ребенка не сильно влияет на то, как и за что его хвалить. Например, считается, что девочки придают больше значения внешнему виду и комплиментам. Как педагог, с которым и мальчишки, и девчонки обсуждают кроссовки и коллабы, скажу, что это не на сто процентов так. Да и тип личности — гендерно универсальная вещь.

Поскольку типы личности в психологии имеют разные названия и некоторые из них для непрофессионала звучат странно, а иногда и страшно, я буду использовать свою классификацию.

Это ребенок, которому во всем нужно превзойти, а иногда даже подавить других. Личные эмоции собеседника такому ребенку не очень важны. К сожалению, это распространяется и на взрослых, если те не проявляют себя сильно, авторитетно. Даже если вы имеете авторитет в глазах «доминатора», не хвалите его. Поощрение и похвалу он сочтет проявлением слабости.

Правильная похвала. Как хвалить детей и взрослых?

Как быть, если ребенок тяготеет к этому типу? Впечатлите его своим личным достижением, искренне делитесь эмоциями. Папа одного из таких детей взял сына на рыбалку со своими друзьями и давал задания: наколоть дров, порезать овощи и тому подобное. Во время этого совместного приключения он просто искренне радовался природе и улову в мужской компании. И никак мальчика не хвалил.

В результате парень две недели рассказывал всем на переменах о поездке и показывал фото и видео. И говорил о том, как крут его папа.

Такой ребенок не очень замечает свои недостатки и не всегда адекватно себя оценивает в силу того, что в собственных глазах он лучший. Таких детей надо хвалить только за настоящие достижения. Не подпитывать чувство «чемпионства», а показывать, что там, где он молодец, — он действительно молодец, но не всегда и не во всем.

С «чемпионами» хорошо работает тройная модель: похвалили, спокойно указали на недостаток, чтобы ребенок понял, что недостатки — это нормально, а потом еще раз похвалили. Но только по делу, никаких поблажек и фантазий. И лучше не сравнивать «чемпиона» с другими детьми в семье или школе, для него это неприемлемо.

Фото: Finn Hafemann / Getty Images

Эти ребята тяжело сходятся с другими детьми и не без труда находят друзей. Им нравятся занятия, которые длятся долго и требуют погружения, будь то конструкторы, рисование, творческое письмо или программирование. Хвалите их за результаты — и обязательно не как старший, а как обычный человек: такие дети не очень любят вертикальные отношения. Понравилась картина?

Порадуйтесь вместе с ребенком. Написал хороший текст — почитайте его вместе и поделитесь впечатлениями. Ребенок написал хорошую программу? Оцените ее пользу и скажите, в чем она поможет. Ребенку «в своем мире» очень важно знать, что то, что он делает, красиво и полезно, что это не только его, это ваше общее. Не говорите о том, что у вас есть похожий знакомый ребенок.

Еще по теме:  Почему Ютуб не засчитывает просмотры в Одноклассниках

Такие дети не хотят чувствовать себя «кейсами». А еще им важно подбадривание и посыл: «Ты научишься, ты сможешь!»

Ребенок этого типа часто дружит с детьми, которые во многом его превосходят. Сам он не просто остается «в тени», но и начинает воспринимать многие действия детей или взрослых как упрек ему или указание на слабость, хотя в действительности это не так. Как хвалить? Во-первых, просто хвалить.

Во-вторых, даже искусственно созданная ситуация успеха поможет ребенку «в тени» поверить в себя и из нее выйти, поэтому еще раз — хвалить, пусть и не всегда за большие достижения. И шутите о человеческих недостатках, в том числе своих. Так ребенку станет понятно, что недостатки есть у всех, а смех над ними — это нормально, это хороший шаг к принятию себя.

«Я себе не нравлюсь»

В силу разных причин таким детям сложно понять и почувствовать, что они не хуже других, а во многом лучше, что они хорошие. Этих ребят надо хвалить за конкретные достижения и поступки, надуманная похвала здесь не работает: они сразу чувствуют, что это сделано специально, чтобы их подбодрить. Обязательно попросите близких и педагогов делать так же. Похвала должна быть немногословной и обязательно один на один, без пиара перед другими детьми.

Это ребенок-максимум. Когда он увлечен, он не видит и не слышит ничего вокруг, а увлекаться он любит. Одного из таких ребят мы с коллегами прозвали «текст-машиной»: столько, сколько писал он в четвертом классе, не писали ребята даже в шестом. Во-первых, таких детей если и ругать — то только один на один.

Отрицание — их защитная реакция, и указание на недостатки при всех они будут отрицать и не запомнят. Во-вторых, хвалите такого ребенка за действия, объединяющие его с другими детьми или взрослыми, потому что часто «ребенок-ракета» противопоставляет себя другим. Помог другу или младшему с заданием — отлично, рассказал вам, что значит непонятное детское или молодежное слово, — тоже здорово. Как справиться с отрицанием как защитной реакцией? Можно похвалить за критическое мышление и разобрать, когда оно полезно, а когда не очень.

У таких детей, как принято говорить, весьма средние способности к учению, и они это понимают. Их можно и нужно хвалить в качестве поддержки, то есть за самые маленькие успехи. Не стоит делать акцент на том, что они потратили множество усилий, чтобы достичь цели, это их расстроит. Такие дети и так считают, что они хуже, слабее других, но не заслужили этого.

Не нужно хвалить очевидно «сверху», лучше поддерживать с таким ребенком более горизонтальные отношения и показывать разные примеры преодоления препятствий: известных людей, друзей и знакомых, свои похожие ситуации. В первую очередь таким детям нужно понять, что в этом мире все не так сложно и не так непреодолимо, и они могут достичь высот. Я знаю одного бизнесмена, который с 5-го по 11-й класс сидел на последней парте и получал плохие оценки. Сейчас ему 36 лет, у него своя компания, и он так отладил бизнес-процессы, что почти не участвует в управлении, проводя время с семьей и занимаясь живописью.

«Вижу цель — не вижу препятствий»

Эти дети привыкли думать — и делать. Пусть учебная нагрузка огромная, пусть вечером надо ехать к папе в офис работать — им это нужно. Хвалить лучше не за учебу и профессиональные пробы (к ним отношение и так сверхответственное), а за чисто человеческие проявления. Почему?

Такие ребята и так считают, что в учебе и пробах профессии должны быть лучше всех, все делать на «отлично» и совсем не жалеть себя. Не хвалите таких ребят «от головы», интеллектуально, лучше подчеркнуть то, что не оставило равнодушным ваше сердце: красивый оборот в речи, удачную шутку или рассказ о каком-то эпизоде из жизни. К сожалению, такие ребята часто упускают из вида человеческие эмоции, дружеское общение и чувства — поэтому хвалите их эмоционально и в ярких выражениях.

В сердце и плеере — музыка юности, в одежде — проявление взрослости, в мечтах и планах — поступление в творческий вуз. Таких детей лучше хвалить за достижения, а не за хорошую реплику «в тему» или шутку о себе, друге или однокласснике. Вопросы, которые ребенок задает, чтобы в чем-то разобраться, стоит отметить: до него обязательно нужно донести, что быть любознательным очень важно.

Дети этого типа часто высказывают оценочные реплики, припоминают какие-то истории. За это хвалить не нужно, но и осуждать тоже не стоит. Оставьте их без внимания. Поблагодарите, когда такой ребенок помогает друзьям и родным: для «детей-артистов» друзья и семья очень важны.

Ну а если ребенок написал хороший текст, снял красивое видео, что-то рассказал так, что вы увлеклись, в качестве похвалы и поддержки предложите ему показать свое творение другим детям или в гостях у другой семьи. Ведь детское желание быть в центре внимания может быть вашим помощником.

Еще по теме:  Возьми интервью у трех своих одноклассников узнай какими видами спорта они занимаются

Приятные слова могут быть разными и могут быть сказаны по-разному. Надеюсь, эта статья поможет нам и нашим детям сделать так, чтобы эти слова принесли и радость, и пользу. Главное правило, как всегда и во всем с детьми, — не фальшивить, дети очень хорошо это чувствуют.

Источник: dzen.ru

Почему не надо говорить: «Молодец!»: педагог из США — о том, как правильно хвалить детей

Подросткам важно, чтобы взрослое окружение замечало и отмечало их достижения. Однако привычные фразы учителей вроде «Ты молодец!» заводят диалог в тупик, и дети зачастую не вполне осознают свой успех. Школьный учитель и создатель курсов креативного письма Тарн Уилсон рассказала, какие еще фразы можно использовать, чтобы похвалить ученика.

Раньше, когда мои ученики-старшеклассники делились хорошими новостями, я отвечала, сияя: «Я очень тобой горжусь». Я правда была искренне рада за них, но что-то в моём ответе детей напрягало. Во-первых, это никак не развивало диалог. Во-вторых, переносило внимание с ученика на меня, как будто целью было моё одобрение.

Я хотела, чтобы мои ученики лучше осознавали свои успехи и достижения. И тогда я начала экспериментировать, по-разному реагируя на их победы, и открыла несколько новых стратегий.

1. «Расскажи поподробнее»

Пожалуй, одна из лучших фраз, которая побуждает подростка остановиться и насладиться моментом своего успеха, — «Расскажи поподробнее». Если перед вами разговорчивый ребёнок и у вас есть много времени, чтобы его выслушать, можно даже воодушевлённо сказать: «Расскажи мне всё!»

Ученик: «Я пел сольную партию в хоре».

Я: «Я так рада за тебя! Расскажи, как это было».

Ученик: «Я получил водительские права вчера!»

Я: «Поздравляю! Расскажи, как все прошло».

Такая стратегия позволяет ребёнку высказаться и прочувствовать всю магию момента. Прелесть этой фразы ещё и в том, что вы задаёте открытый вопрос и подросток сам определяет, какими моментами с вами поделиться, а какими нет.

2. «Должно быть, ты чувствуешь…»

Обращайте внимание подростка на его эмоции, это поможет прожить момент более осознанно и полно. Чтобы помочь ребёнку сформулировать свои чувства, можно сделать предположение. Вместо «Я тобой горжусь» я могу сказать: «Вау! Это очень увлекательно. Ты, должно быть, очень гордишься собой?»

Я всё ещё помню, как впервые использовала эту технику. На своих занятиях я обратилась к ученику, который застенчиво поделился хорошей оценкой за тест, который всегда давался ему с трудом. Вместо того чтобы сказать «Я горжусь тобой» я сказала: «Я знаю, как усердно ты работал. Должно быть, ты очень рад, что все получилось!» Он взглянул на меня с волнением и ответил, что это так.

Может показаться, что назвать эмоцию, которую, предположительно, чувствует ребёнок, значит подвести разговор к концу, хотя на самом деле эффект будет совсем другим. Подросткам, которые только развивают своё эмоциональное восприятие и словарный запас, важно предлагать инструментарий для этого. Помогайте, подсказывайте, предполагайте чувства, описывайте их. Хитрость заключается в том, чтобы после этого сделать паузу и позволить ребёнку подтвердить, уточнить, изменить или исправить ваше предположение. Эффект построения похвалы таким образом лучше, чем если вы просто спросите: «Что ты при этом чувствуешь?»

3. «Как тебе это удалось?»

Одна из моих главных целей — помочь учащимся осознать модели поведения, ведущие к успеху. Так что, когда студенты добиваются своих целей, я часто спрашиваю, как им это удалось. Я могу сказать: «У тебя пятёрка по математике! Это чудесно. Ты, должно быть, чувствуешь себя по-настоящему счастливым. Что ты сделал для того, чтобы это получилось?»

Некоторые дети с лёгкостью описывают свои действия шаг за шагом. Другие, менее опытные в саморефлексии, могут ответить: «Я не знаю» или «Тест был лёгким». В этом случае я часто добавляю собственные наблюдения или задаю вопросы, чтобы помочь им развить самосознание. Например: «Я заметила, что на этой неделе ты работал с репетитором по математике и смог выполнить три задания из пяти. Похоже, тебе это помогает!»

Такой подход даёт ученикам возможность поделиться своим опытом и увидеть, что учитель на его стороне.

4. «Я ценю…» или «Я восхищаюсь…»

Всё это не значит, что я никогда не делюсь своими позитивными чувствами со своими учениками. Теперь я чаще, чем когда-либо, обращаю внимание на положительные моменты: «Я заметила, что каждый ученик хотя бы один раз поучаствовал в дискуссии».

Когда дети помогают мне вести занятия, я обязательно обращаю на это внимание: «Я ценю, что вы все сегодня пришли вовремя и мне не нужно повторять объяснение ещё раз». Я говорю им, когда искренне восхищаюсь их талантами: «Я восхищаюсь вашей настойчивостью в учёбе после долгого отсутствия». В то время как «Я горжусь вами!» подразумевает, что мои ученики должны стараться, чтобы угодить мне, «Я восхищаюсь!» говорит им, что они обладают качествами, которые я уважаю.

Конечно, когда класс справляется со сложными заданиями или ведёт себя осознанно и стойко, я не могу удержаться и не сказать им, что горжусь. Кроме того, для тех учеников, которые чувствуют себя неуверенными или недостойными, искреннее «Я горжусь тобой!» может быть как раз тем, что им нужно больше всего. В таких случаях слова могут нести гораздо больше, чем наша гордость. Они могут означать, что учеников видят, ценят и поддерживают.

Еще по теме:  Три одноклассника или трое

Текст подготовлен по материалам Edutopia. Иллюстрации: Shutterstock / Alphavector

Источник: mel.fm

Суперсила педагога: за что и как хвалить ученика, чтобы повысить мотивацию

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Умение поддерживать учеников в процессе обучения — навык, который отличает хорошего преподавателя от посредственного. Согласно исследованиям известного американского психолога Кэрол Дуэк, эффективная похвала побуждает двигаться вперед. Мы попросили педагогов-практиков поделиться лайфхаками, как найти правильные слова для каждого. Берите на вооружение!

Не критикуйте без похвалы

Обращать внимание на ошибки и исправлять их — это прямая обязанность преподавателя. Но суровый «разбор полётов» приводит к тому, что у ученика опустятся руки, он перестанет верить в себя или вовсе потеряет интерес к занятиям.

«Фокусироваться только на ошибках не стоит. Иначе весь энтузиазм студентов рано или поздно сводится к нулю. Если мы говорим о развитии и повышении личной эффективности, то после анализа ошибок стоит обозначить успехи. Именно они вдохновляют на новые свершения», — считает Юлия Сивая, тренер по личной эффективности.

C этим утверждением согласна Мария Синюкова, педагог, руководитель школы онлайн-коммуникаций KitUp.

«В нашей школе не принято ставить студенту балл без комментариев. Ведь оценка не поможет разобраться в том, какие у него сильные стороны, что получилось хорошо, а на что нужно обратить внимание. Поэтому преподаватели дают каждому ученику обратную связь: обязательно находят, за что похвалить, а уже потом обозначают зоны развития», — говорит Мария.

Сконцентрируйтесь на успехе

Первый успех ученика — счастливый миг для учителя. Наконец-то получилось! Дальше педагог выбирает, на что направить усилия: улучшать результат, чтобы взять новую высоту или остановиться и порадоваться победе.

Похвалы достойны даже небольшие успехи.

«Все, на чем мы фиксируем внимание, увеличивается в размере. К вершинам ведет повторенная много раз установка: «Ты победитель, у тебя все получилось!», — считает Ирина Ковалева, семейный психолог, тренер-мотиватор.

Похвала активирует дофамин — гормон, который усиливает желание повторить удачный опыт. Ученик радуется успеху и готов сделать еще, еще и еще одну попытку. Если осознанно запускать эту реакцию, получится отличный результат.

Хвалите за что-то конкретное

Размытое «Молодец!» ничего не рассказывает ученику о нем самом. Конкретная похвала работает лучше. В этом на практике убедилась Юлия Белоног, методист школы изучения иностранных языков Skyeng.

«Если есть прогресс в говорении, сказать об этом важно во время или сразу после выполнения задания, а в конце урока снова акцентировать внимание на успехе. Я всегда отмечаю достижения в аудировании, грамматике, лексике, а если их пока нет, то обращаю внимание на старания и усилия. Что это может быть? Например, ученик очень вовлечен, помогает одноклассникам, задает интересные вопросы, исправил ошибку самостоятельно или выполнил домашнее задание в полном объеме. Это очень повышает мотивацию», — считает Юлия.

Если учитель вообще не дает обратную связь, это серьезная ошибка. Даже хорошую оценку за выполненную работу нельзя оставлять без комментариев со стороны преподавателя — это создает вокруг ученика педагогический вакуум и не мотивирует закреплять положительный результат.

Если нет достижений

«Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» — советует психиатр и психотерапевт Владимир Леви. А американский педагог Аманда Морин в статье «Сила эффективной похвалы: руководство для учителей» рекомендует: «Хвалите процесс и прогресс, а не только результат».

По опыту Аманды, детям часто не удается достичь желаемого результата с первого раза, и они приходят в растерянность.

Вы можете поддержать ученика, похвалив его за поведение и прогресс в процессе работы, давая понять, что он на правильном пути.

«Используйте такую фразу: «Ты приложил так много усилий, чтобы написать свой первый проект». Покажите маленькие победы, которые помогут ребенку осознать, что усердная работа способствует прогрессу», — предлагает она.

Одним из простых и действенных способов похвалы являются «Я-послания». Они сближают педагога и детей, просты по форме и всегда эмоционально заряжены. Например, на уроке литературы похвалите ученика такой фразой: «Я очень рада, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение».

А вот еще несколько практических лайфхаков, которые помогут найти свой стиль в искусстве хвалить.

«Стикер-шпаргалка» от Юлии Белоног

Чтобы не забывать хвалить своих учеников, наклейте на свой рабочий стол или ноутбук стикер-шпаргалку со словом «Praise!» или «Похвалить!»

«Маленькие плюсики» от Ирины Ковалевой

Отмечайте плюсиками даже небольшие победы учеников или радуйтесь, что дети почти дошли до цели. Не забывайте повторять:

  • «Еще чуть-чуть — и у тебя все получится»
  • «Я вижу, как хорошо ты справился с этими заданиями»
  • «У тебя почти получилось»
  • «Лучше всего у тебя получается вот это»
  • «В этом явно твой талант»

«Бутерброд» от Марии Синюковой

Используйте «принцип бутерброда». Сначала найдите, за что похвалить студента. Потом дайте обратную связь, что можно улучшить, на какие моменты обратить внимание. Заканчивайте обязательно позитивом.

«Точно в цель» от Юлии Сивой

В своей практике держите фокус учеников на конечном результате. Благодаря этому даже необходимый разбор ошибок становится более увлекательным, так как есть четкое понимание, ради чего он делается. Не просто критикуйте, а предлагайте проанализировать выполненное задание, чтобы достичь больших успехов.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Источник: pedsovet.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...