* ду-шеш — 6:6
* ду-беш — 5:5
* дур-чар — 4:4
* ду-сэ — 3:3
* ду-бара — 2:2
* яган — 1:1
* шеш-беш — 6:5
* шеш-чар — 6:4
* шеш-сэ — 6:3
* шеш-ду — 6:2
* шеш-як — 6:1
* пянджи-чар — 5:4
* пянджи-сэ — 5:3
* пянджи-ду — 5:2
* пянджи-як — 5:1
* чари-сэ — 4:3
* чари-ду — 4:2
* чари-як — 4:1
* сэ бай ду — 3:2
* сэ-як — 3:1
* ду-як — 2:1
Нарды — это одна из самых старых и популярных игр. Конечно, она не настолько древняя, как, скажем, шахматы. но это не умоляет её достоинств. Благодаря простым правилам она получила популярность по всему миру и миллионы людей до сих пор с огромным интересом проводят за ней свои свободные часы.Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон, тавла, шеш-беш, коша) — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделенной на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.
Как играть в нарды Ч.1. Правила игры в длинные нарды
История Нард
Нарды — древняя восточная игра. Родина этой игры неизвестна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).
Одна из легенд (см. «Чатранг-Намак») гласит, что некогда индусы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Вазургмихр (Вузург-Михр) не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать 12 лет.
Вазургмихр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нэв-ардашир — в честь основателя династии Сасанидов Ардашира I).В Персии, в III тысячелетии до н. э. эта игра имела символическое и мистическое значения. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры уподоблялось небу, движение фишек по кругу символизировало ход звёзд, каждая половина доски, состоящая из 12 отметок для фишек — 12 месяцев в году, деление доски на 4 части — времена года, 24 пункта означало 24 часа в сутках, а 30 шашек — число лунных и безлунных дней месяца. Сумма очков на противоположных гранях кости — 7 — была равна числу планет, известных в то время.Возможно, нарды придуманы в Шерман Шейхе.
В разных странах эта игра называлась по-разному.
В Западной Европе распространение игры связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась Трик-трак. Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.
Как играть в Нарды
Хотя корни нард уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (Edmond Hoyle). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке) или «Backgammon». По одной версии, название «Backgammon» образовано из английских слов «back» и «game» и связано с тем, что шашка оппонента, будучи побита, возвращалась назад. Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammit» (битва), которые напоминают по значению персидские слова «Тахте Нард».
На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нард и проходят международные турниры.
Распространение Нарды особенно распространены * на Востоке (Иран, Сирия, Турция, Израиль); * в государствах Закавказья и Кавказских регионах России (Азербайджан, Армения, Грузия) * в Средней Азии;
Азербайджанские Нарды . Орех.
Доска для нард.
* Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта — по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункт обычно представляет собой узкий вытянутый равнобедренный треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может достигать половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для каждого игрока своя.
Для удобства пункты могут быть раскрашены в два цвета — чётные в один, нечётные в другой.
* Шесть пунктов подряд в одном из углов доски называются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.
* С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления шашек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют шашки на стол сбоку от доски (рядом с домом).
* Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех вариантах нард, где можно бить шашки противника, сбитые шашки выставляются на бар.
* Каждый игрок имеет набор шашек — 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры используется меньше шашек). * Имеется как минимум одна пара игральных костей (зар). В наборе может быть две пары костей — у каждого игрока своя, а также специальные стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может применяться так называемый «куб удвоения» дополнительный кубик для удобства учёта повышения ставок — на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.
Грузинские и Армянские нарды Дерево Фундук.
Правила игры
Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры три — длинные, шесть-один и короткие нарды. Общими для всех вариантов являются следующие правила:
* Игроки ходят по очереди.
* Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки движутся по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.
* Право первого хода разыгрывается броском костей — каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков. В случае одинакового количества очков бросок повторяется.
* Перед каждым ходом игрок бросает две кости (называемые: зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, с одной стороны от бара. Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторён.
* За один ход делается от одного до четырёх передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей. Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую — на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем — на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4 потом на 2). Если на обеих костях выпадает одинаковое число очков (дубль, паш, куш, кошка), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя — можно только на полные 4).
o В варианте игры «гюльбар» если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник. При выпадении дубля если игрок смог сделать все 4 хода, то он бросает кости снова.
В варианте игры «бешеный гюльбар» при выпадении дубля игрок делает все ходы от выпавшего дубля до дубля шести (например, при выпадении дубля «четыре-четыре» игрок перемещает одну шашку на 4 пункта, затем другую на 4 пункта, затем ещё одну на 5, ещё одну на 5, одну на 6 пунктов и ещё одну на 6 пунктов). Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник.
В каждом варианте правил есть некоторые запрещённые перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешённых перемещений для выпавшей комбинации очков нет, игрок пропускает ход.
Но если возможность сделать хотя бы один ход есть, игрок не может отказаться от неё, даже если данный ход ему невыгоден.Если использовать очки одной из костей невозможно, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а другой — обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей.
Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход на большее количество пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан использовать максимально возможное количество очков.
Когда все шашки игрока в процессе движения по доске попадают в свой дом, следующими ходами игрок может начать выставлять их за доску. Шашка может быть выставлена за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из костей (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, можно выставлять, если выпала единица, на втором от края — если выпала двойка). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то может выставляться за доску шашка из пункта с наибольшим номером.Начальное расположение шашек определяется правилами.Ничьих в нардах не бывает. Выигрывает тот, кто первым выставил все свои шашки за борт.Победитель получает за выигрыш от одного до трех очков. Правила начисления очков за выигрыш в разных вариантах нард могут отличаться.
Взято у p.i.f.
Источник: v-kovalskiy.livejournal.com
Нарды Онлайн
В игре на ставку может использоваться также дополнительный кубик (куб удвоения) в случае повышения ставок (на гранях нанесены цифры 2, 4, 8, 16, 32, 64).
Цель игры: бросая кости и перемещая фишки пройти по доске полный круг, вернувшись на свою половину (дом) и первым снять все свои фишки за пределы поля (двор). В отличие от других интеллектуальных игр повышенный интерес в Нарды постоянно поддерживается еще и тем, что каждый ход игрока зависит не только от ситуации на поле, но и от значения чисел, выпавших на костях.
Особенности игры
Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся совершенно различными способами осуществления ходов, начальным положением фишек (голова), правилами ходов, ставок, что обусловлено очень давней историей игры и распространением на большой территории проживания различных народов и стран. При этом, самыми популярными считаются длинные и короткие нарды. Правила длинных нард сформировались в большей степени на Востоке и Средней Азии, имеют большую продолжительность, отличаясь и большей сложностью, а короткие нарды позаимствовали правила западных стран.
Какая разновидность игры станет для Вас предпочтительнее станет понятно после игры в Нарды онлайн. Начав игру Вы сможете проверить свои силы и возможности, почувствовать динамику и применить стратегию, сделать свой выбор, а, возможно, так и не определив его сразу. Вам могут понравится оба варианта игры в нарды, потому у них много общего: инвентарь (стандартная доска и по равному количеству фишек, свои дом и двор), одинаковая цель — пройти по кругу игровое поле и убрать их с доски, при этом они и отличаются друг от друга:
- начальной расстановкой фишек — в длинных они расположены в один ряд с правой стороны поля, в коротких — по две фишки в двадцать четвертом пункте, пять в тринадцатом, три фишки в восьмом пункте и пять в шестом
- направленностью перемещения — в длинных фишки перемещаются в одну и ту же сторону, в коротких — в разные стороны (один игрок двигается по часовой стрелке, второй против)
- методом ходов — в длинных фишки сначала надо “снять с головы”, в коротких можно делать ход любой из своих фишек
- в длинных нельзя ставишь фишку, если на этом значении (треугольнике) стоит фишка соперника, в коротких — если в ячейке больше двух фишек противника, она блокируется
- в длинных можно “запереть” фишку противника, т.е если перед Вашей фишкой стоят 6 подряд фигур, то ход сделать не получится независимо от выпавшего результата на зарах.
Изучайте правила, выбирайте свою игру и вступайте в интересное, многочисленное сообщество любителей красивой, увлекательной и захватывающей игры Нарды онлайн!
Правила
Вначале кости выбрасываются (каждый по одной) для определения права первого хода: у кого на кости большее число, то и делает первый ход. Если на костях выпадают равные значения, то бросают снова.
В длинных нардах первый ход определяется еще одним выбрасыванием зар. В коротких для первого хода используется значение зары, брошенной для жребия.
Практически во всех играх существуют условные обозначения и термины, присущие только определенной игре. Для игры в Нарды онлайн используются термины, необходимые для понимания позиций на поле, общения между игроками на “языке игры”:
- голова — начальное расположение фишек на игровом поле в длинных нардах
- ход с головы — первый ход с начальной позиции
- блот — ячейка (пункт), занятая лишь одной фишкой
- дом — последние шесть ячеек игрового поля (для каждого из игроков — он свой), куда перемещаются фишки, чтобы затем сбросить их с доски
- двор — ячейки с седьмой по двенадцатую (для соперника другие (с 12 по 24) делятся аналогично) — средняя часть доски, прилегающая к “дому”
- бар — разделительная полоса игрового поля, куда помещаются сбитые фишки (в короткой партии)
- ставка — сумма выигрыша (размер)
- якорь — ячейка (пункт), которая занята несколькими шашками
- дубль — одинаковое значение на зарах при броске
- матч — обусловленное игроками количество партий
- куб Даве — предложение (до броска зар) принять удвоение ставки или сдаться
- бивер — успешное (поддержанное Даве)
- кокс — проигрыш, когда у проигравшего остались фишки, в том числе находящиеся на баре или в чужом доме
- марс — значительный проигрыш (когда проигравший не успел убрать ни одной фишки с поля).
Источник: playnet.club
Нарды
Основная задача игры — убрать шашки с доски быстрее, чем противник. Игрок, сделавший это быстрее, и будет победителем. Во время игры участники бросают кубики и друг за другом совершают ходы. Их количество определяется значениями на костях. Есть два варианты игры в нарды: короткие и длинные.
Их главное отличие в расположении фигур на доске и особенностях перемещения шашек противника. Игра проводится на доске с 24 вытянутыми треугольниками (пунктами) двух цветов. Они объединены между собой по шесть треугольников. Всего выделяют 4 игровых поля. Их называют «дом» и «двор».
Ограждение на доске между двумя полями называется бар.
Короткие нарды
В упрощенных нардах у каждого игрока есть 15 фишек одного цвета с определенной расстановкой: две фишки в самом дальнем треугольнике на доске (24 пункте — он же 1 для оппонента), пять в 13, три в 8 и пять в 6 треугольнике. Движение всегда идет против часовой стрелки по направлению к меньшему пункту. Участники друг за другом кидают кубики и перемещают фигуры при следующих условиях:
• Они могут вставать только на открытый пункт. Открытым он будет считаться, если на нем расположены менее 2 шашек противника.
• Количество кружочков на кубиках определяет разные ходы. Например, если на костях выпадают 2 и 6, то игрок может сходить одной фигурой на 2 хода, а следующей на 6, либо одной из них на 8 шагов. Во втором случае перемещение возможно при условии, что промежуточные пункты свободны для движения.
В случае когда выпадают равнозначные числа (дубль) на костях, участник игры должен дважды совершить ход. Например, если выпадает 3-3, то участник делает четыре перемещения по 3 значения и во время этого может поменять комбинацию стоящих шашек, как сочтет более выигрышным.
Участники обязаны использовать все выпадающие числа, то есть если можно сходить только одной шашкой, суммируя показатели костей, то он обязан это сделать. Если сделать это невозможно, то игру продолжает соперник. В случае с дублем участник должен сделать столько ходов из 4, сколько это возможно.
Пункт с одним цветом фишек называется блот, который считается побитым, если на него встает шашка оппонента. Тогда фишки с этого блота кладутся на бар, а задачей игрока теперь является как можно скорее зарядить их в дом противника. Шашка вновь вступает в игру и становится активной, как только перемещается на треугольник, соответствующий показателю с кубика.
Если выпадают значения 1 и 2, то игрок встает на пункты, соответствующие этим значениям, если на нем располагаются не более двух шашек оппонента, в противном случае игру продолжает соперник. Если на баре лежит несколько фигур, то игрок должен переместить все возможные из них, если остались значения с кости, которые еще не были использованы. Когда бар опустеет, выпавшие числа для передвижений можно использовать как обычно, то есть перемещая активные шашки.
Как только игрок вывел фишки в дом, он приступает к сбрасыванию их с доски следующим образом: броском кубиков определяет выпавшие шаги и с доски убираются шашки, стоящие на пунктах равных выпавшим числам. Если на подходящем пункте нет фишек, то можно убрать их с большего пункта. Игрок также может воспользоваться возможностью и передвинуть шашки. При сбрасывании все фигуры должны находиться в доме, в ином случае их нужно вернуть обратно. Побеждает тот, кто первым освободит свой дом.
Длинные нарды
В длинных нардах расположение на поле начинается с исходного положения, где располагаются все 15 фишек. Перемещение с этого положения носит название «из головы».
При перемещении игрок из головы может брать в руки только 1 шашку, за исключением первого хода, когда из начального положения можно вывести несколько шашек, при этом если на других треугольниках уже есть фишки, то можно ходить ими по очереди. В случае выпадающего дубля играющий делает 4 хода на число, аналогичное значению кубиков. Если клетка, на которую указывает кубик, занята, то говорят «не идет» и очки пропадают, а если заняты все 6 промежутков перед шашкой, ее называют «запертой». Игрок обязан совершить ход, если у него есть для этого возможность, даже если его ждет «преграда». При раскладе, когда можно сделать только 1 шаг из 2 выпавших, игрок выбирает наибольший, а меньшее количество очков сгорает.
В длинных нардах победителем считается игрок, который первым проходит полный круг из 18 клеток и сбрасывает фишки, поэтому цель игры — сделать это как можно быстрее. В нардах не бывает ничьей, поскольку игра заканчивается в тот момент, когда на поле остается только один цвет.
Источник: gamerules.ru