
Часто причиной возникновения конфликтов между учащимися служит зависть к успехам одноклассника. Важная особенность подросткового возраста – формирование морально-этических мер оценки сверстников и соответственно требований к поведению. В подростковом возрасте ощутимо снижается интерес к обучению.

Овладение приемами дружбы становится важнейшим приобретением подростка в таком возрасте. Главная задача педагога в конфликтных ситуациях создание таких условий в учебном коллективе, когда каждому ученику придется развивать хорошие товарищеские качества. Известно, что совместная деятельность и переживание общего успеха от этой совместной деятельности дают хорошие результаты в решении сложных ситуаций.
Проблемы с Одноклассниками?! 4 совета, что делать!
Конфликтные ситуации становятся стрессовыми для скромного, не достаточно уверенного ребенка. Часто агрессию испытывают как раз такие дети. Жестокость школьников обычно не является готовностью причинить физические страдания (конечно, бывают исключения). Подростки тяжелее переносят негативное психологическое воздействие. Причины могут быть самыми простыми.
Насмешки над внешним видом, состоянием здоровья, первой любовью самые распространенные в среде школьников.
Избежать подобных конфликтов не удается практически никому из учеников. Если родители узнали о негативном отношении, направленном на своего ребенка, не следует сразу бежать в школу разбираться в этом конфликте. Надо дать возможность подростку самому попытаться разрешить конфликтную ситуацию. Это будет для ребенка хорошим способом укрепить характер и научиться общению с разными людьми.
Иногда бывает достаточно выслушать ребенка, дать ему возможность поделиться накопившимися переживаниями. Можно дать несколько советов по выходу из сложившейся ситуации, чтобы не обострить ее, а также подобрать подходящую модель поведения для ребенка.
Надо объяснить подростку, что подобные ситуации случаются со всеми и не возникают из-за его недостатков, а также не длятся вечно, так как являются в основном следствием возраста. Спустя определенное время большинство подростков научатся быть терпимыми по отношению к одноклассникам. А происходящее в данный момент оказывается недостаточной уверенностью в себе ребят и стремление утвердиться за счет унижения других, что никогда не приводило к хорошим результатам.
Конечно, останутся отдельные асоциальные личности, но и с ними в будущей взрослой жизни придется сосуществовать. Так что опыт общения с таким подростком может оказаться впоследствии весьма полезен.
Источник: skazylesa.ru
Вашего ребенка обижают! Что делать?
Не хочешь школьных конфликтов — готовься быть сволочью
Успеваемость и поведение ребёнка — частая причина конфликтов между учителем и родителями, учителем и администрацией школы, учителем и самими детьми. К сожалению, тенденция такова, что во многих проблемах часто крайним сразу делают педагога. Поговорили с опытным педагогом Мариной Михайловной Назаровой, учителем математики высшей категории МОАУ СОШ № 68 города Оренбурга, как она справляется с конфликтами.

Как избежать конфликта?
Марина Михайловна отвечает на этот вопрос жёстко — для начала нужно поставить себя правильно. Дети должны быть на расстоянии, с учениками панибратствовать нельзя. Как и с родителями. Когда учитель берет новый класс, то сразу объясняет ученикам и родителям свои критерии оценок — как, за что и почему.
Марина Михайловна считает, лучший способ не вовлекаться в конфликт — предотвратить его. Или даже иногда специально не замечать некоторые эпизоды:
«Мой ученик Миша (имя изменено) страдает истериками. Абсолютно на всё он реагирует одинаково — начинает рыдать, кричать и бушевать. Не спросишь его домашнее задание — истерика, ведь он хотел ответить, спросишь — тоже истерика, ведь он где-то запнулся. Поэтому такие моменты я стараюсь просто пережидать. Если я начну его стыдить, конфликт с учеником и родителями неизбежен.
Если у Миши истерика на уроке истории, я молча забираю мальчика вместе с учебником, сажаю в своем кабинете и говорю ему читать свой параграф, абсолютно не реагируя на крики. Через 15 минут спокойный Миша просит разрешения вернуться на урок».
Предотвратить конфликт можно, если ученики и родители чётко знают реакцию учителя. К сожалению, отмечает Марина Михайловна, сейчас педагогу нельзя быть мягким — иначе ученики и родители сядут на шею. Когда Марина Михайловна приходит в новый класс, то сразу говорит детям, что она «сволочной» учитель, что поблажек не будет, и объясняет, как она будет работать, что требовать. Дети смеются, но не проверяют учителя на слабость. Если педагог не хочет конфликтов, но хочет результатов — ему приходится быть «сволочью».
Как обезопасить себя от обвинений?
Бывает такое, что возмущенные родители с криком: «Мы будем жаловаться в министерство образования!» приходят к учителю, чтобы выяснить, почему у их умного и способного ребенка тройка по геометрии. Из-за таких моментов ученики Марины Михайловны пишут все проверочные и контрольные работы в отдельных тетрадях. Если родители возмущаются неверной, по их мнению, оценкой, учитель наглядно демонстрирует уровень знаний их ребенка. Также Марина Михайловна приглашает родителей на урок, чтобы они смогли увидеть работу ребенка в школе.
Если ученик сам не согласен со своей оценкой, Марина Михайловна приглашает порешать эту же контрольную работу на доске и делегирует оценивание всему классу. Обычно, говорит преподаватель, ребенок решает эти задания не лучше, чем в тетради, а его одноклассники оценивают эту работу ещё ниже, чем учитель. После показательного процесса ученик больше не задает вопрос, почему у него двойка за контрольную.
Конфликты учителей с родителями происходят нередко. Однако главное — не раздувать конфликт и не обвинять сразу же ребёнка или родителя:
«Я никогда не ругаю учеников на родительских собраниях или в классе. Говорю о неподобающем поведении с учеником после занятий. С родителями — после собрания. Главное, не начинать с ультиматума или обвинения ребенка, тогда скандал неминуем.
Сначала говорю про хорошее в ученике (а это есть всегда, только нужно найти): «Наташа лучше всех поёт на музыке, но вот с математикой у неё большие проблемы. Ей сложно даются примеры на отрицательные числа, Наташе стоит повторить этот материал, иначе дальше ей будет ещё сложнее. Родители почти всегда реагируют адекватно».
Комментарий от ЯКласс
Большинство конфликтов возникает из-за недостатка или искажения информации. Поэтому важно оставлять родителей в курсе всего, что происходит в школьной жизни ребёнка.
Современные технологии помогают делать это ненавязчиво. Например, ЯКласс позволяет связывать аккаунт родителя с личным профилем ребёнка, благодаря чему папы и мамы могут отслеживать, сколько времени потратил ребёнок на подготовку к занятию, и на какой балл выполнил задания.
Пригласив родителей в ЯКласс, учитель может обезопасить себя от несправедливых обвинений в неправильно выставленных оценках, ведь в системе отображаются все действия школьника.
Как сохранить нервную систему?
Марина Михайловна отвечает, что конфликты действуют разрушающе на психику, если у тебя нет призвания. Все сложные моменты можно пережить, если учитель кайфует от своей работы, ему нужна школа, он хочет общаться с детьми и учить.
Но даже педагогам с призванием бывает нелегко: некоторые дети и родители проверяют на прочность нервную систему учителя постоянно. Марина Михайловна рассказала, что в таких случаях выручат только толерантность и понимание, что ребенок тоже человек со своими мотивами:
«Есть в моем классе девочка Яна (имя изменено). Яна категорически не хочет разговаривать с учителями: ни со мной, ни с другими. С детьми общается прекрасно, но заставить поздороваться с учителем и ответить урок невозможно, что периодически вызывало у меня негативные эмоции. Я обратилась за помощью к школьному психологу. У Яны оказались проблемы психологического характера, к счастью, решаемые».
Гораздо сложнее учителю решить конфликт с администрацией, говорит Марина Михайловна. Педсостав и руководство школы должны быть заодно, а если нет, единственный правильный выбор — уйти из этой школы. Если идет негатив, учителю там не место.
Если же учитель сорвался, выгорел и не смог справиться ни с собой, ни с учеником — вину нужно проработать и по возможности, уйти ненадолго из школы и отдохнуть.
Марина Михайловна всегда старается решить конфликтные моменты до их появления. Иногда её выручают только чувство юмора и три правила:
- Любить работу. Школа — государство, и учитель в нём не правитель.
- Не обострять конфликт там, где его нет. Часть слов можно пропустить и не заметить.
- Понять, что школьники не всегда умеют управлять своей психикой. Они импульсивны, но зачастую сами не хотят конфликта.
Партнерский материал
Источник: pedsovet.org
Конфликты со сверстниками: избегать или решать

Наверно, нет такого человека, тем более ребенка, который не был бы участником хотя бы одного конфликта. В школьной среде между детьми постоянно возникают разногласия, но вот к чему они приводят – это уже зависит от самих детей. Идеально, когда возникающие конфликты ребята решают сами между собой. Но иногда приходится вмешиваться взрослым, чтобы сгладить ссору или вынести справедливое решение.
Причины конфликтов могут быть разными. Иногда кажется, что ссора началась с пустого места – кто-то кого-то случайно толкнул, не поддержал или сказал что-то обидное. Но на деле за такими вещами могут стоять более серьезные проблемы. Дети, особенно в младшем школьном возрасте, стараются привлечь к себе внимание и делают это не всегда корректно.
В таком случае достаточно бывает простого разговора между конфликтующими сторонами для того, чтобы сгладить ситуацию. А взрослым, со своей стороны, необходимо выяснить, что же кроется за таким поведением. Это может быть отсутствие увлечений, неумение найти друзей, узкий кругозор и пр. Нужно помочь ребенку восполнить эти пробелы. И здесь лучше обойтись без показательной «порки».
Пусть ребенок увидит, что конфликты можно решать, пусть учится общаться и отстаивать свою правоту мирным способом, а родитель готов ему в этом помочь.
Но бывает, что ребенок старается за счет унижения сверстника повысить собственную самооценку и значимость в глазах окружающих. Обычно такое происходит в подростковом возрасте. И жертвой такого поведения может стать абсолютно любой ребенок, просто попав в какую-то случайную ситуацию. Здесь уже бывает необходимым вмешательство взрослого: педагога или родителя.
Конечно, каждую конфликтную ситуацию необходимо разбирать отдельно, в зависимости от обстоятельств. И все же попробуем дать ряд рекомендаций.
Во-первых, изначально ребенок должен понимать, что разные ситуации требуют разного решения. Где-то достаточно просто поговорить, где-то – промолчать, а где-то и среагировать действиями. Например, если одноклассник обозвал его за то, что ему не дали списать, можно промолчать и просто перестать общаться с ним. А вот если тот же одноклассник подбивает школьника украсть деньги или что-то ценное у кого-то – здесь уже требуется вмешательство взрослых.
Один из основных способов погасить агрессию оппонента – оставаться спокойным и выдержанным. Конечно, детям это сложно сделать в силу возраста и еще не сформировавшейся психики. Для выработки спокойствия есть ряд психологических упражнений. Одно из них – представить себя под колпаком, от которого все обиды и оскорбления отскакивают, не доходя до адресата.
Обидчики обычно ждут ответной реакции, всплеска эмоций, под воздействием которых ребенок часто делает что-то провокационное. А со спокойными людьми задирам не очень интересно, поэтому они перестают их задирать. При этом можно спокойно объяснить свою точку зрения, не переходя на личность оппонента, аргументируя свою позицию. Такое поведение вызовет уважение у ребят, а самоуверенность говорящего сыграет в его пользу.
Еще один из вариантов реакции на деструктивные выпады – неожиданное поведение. Например, ответить обидчику какой-нибудь шуткой. Или вспомнить историю «в тему», переключить внимание на что-то другое.
Также очень важно уметь слушать и слышать собеседника. Часто под воздействием эмоций дети зациклены на своей правоте. Но, успокоившись и выслушав одноклассника, они понимают, что можно найти компромисс и решить вопрос без ругани.
Как ни странно, но исход конфликта часто зависит от самооценки ребенка. Психологи говорят, что стараются избежать конфликтов чаще всего люди, не уверенные в себе, которые считают, что у них нет шансов доказать свою правоту. Дети, которые не чувствуют поддержку взрослых и регулярно терпят поражения, расстройства, стараются уходить от конфликтов, тем самым провоцируя дальнейшее снижение самооценки. В норме же дети должны сталкиваться с небольшими «встрясками», но при этом им важно знать, что родители им помогут при необходимости, встанут на их сторону. Это научит их общению в социуме, возродит веру в себя и свои силы.
Например, у всех же были такие друзья или знакомые, которые хулиганили вместе, а наказывали все время кого-то одного? А второму удавалось ловко выкручиваться? Это происходит именно потому, что тот, кого наказывают, изначально берет на себя роль жертвы.
И все же бывают ситуации, когда лучше уйти от выяснения отношений. Например, если дети в данный момент чересчур эмоциональны. Пусть они успокоятся и, спустя день или два, на «свежую голову» разберутся в проблеме. Или, например, ребенок понимает, что ему откровенно лгут. Но с этим человеком он не планирует общаться в дальнейшем. Зачем портить себе настроение?
Проще уйти и не тратить нервы. Так же стоит вести себя с явно глупыми людьми – доказывать им, «что ты не верблюд», не имеет никакого смысла.
Что же делать родителям, если их ребенок попал в конфликтную ситуацию? Главное – это сохранять спокойствие, а не бежать сломя голову отстаивать интересы своего чада! Часто взрослым ситуация кажется серьезной, а дети решают ее парой слов или вообще забывают про конфликт. Важно разобраться в проблеме: выслушать позицию ребенка, а также вторую сторону конфликта.
Если сын или дочь просто делится с вами информацией, но при этом просит не вмешиваться – уважайте его просьбу и дайте ему (или ей) самостоятельно разобраться с оппонентом. Но при этом внимательно следите за психологическим состоянием ребенка. Если он стал замкнутым, часто грустным или агрессивным – пора вмешаться и выяснить, что происходит.
Не отмахивайтесь от ребенка, говоря, что «это пустяки». Он должен видеть вашу заинтересованность его делами, тогда в более серьезной ситуации, он тоже обратится к вам. И даже если ребенок неправ, он должен чувствовать вашу поддержку. Объясните ему, что он сделал не так и почему, но также покажите, что вы на его стороне, что его ошибка – это просто ошибка, которую можно исправить, и вы ему в этом при необходимости поможете.
Постарайтесь максимально помочь, но не решать проблему за ребенка. Пусть он сам подумает, найдет варианты решения – получит свой личный опыт. Именно так он будет учиться общаться и социализироваться. Решив все за сына или дочь, родители окажут ему медвежью услугу, лишая его возможности делать собственные ошибки и учиться на них.
От конфликтов в нашей жизни никуда не деться. Но если ребенок научится их решать, оставаться спокойным и выдержанным, признавать свои ошибки (если они есть), доверять родителям и находить в них опору, то его жизнь будет проще, а негативных эмоций в ней меньше.
Источник: xn--80ajjifdqt0evb7a.xn--p1ai